Научная статья на тему 'Мониторинг физического здоровья - фактор усиления педагогической направленности физического воспитания студентов в непрофильных вузах'

Мониторинг физического здоровья - фактор усиления педагогической направленности физического воспитания студентов в непрофильных вузах Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
95
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ ВУЗА / UNIVERSITY STUDENTS / МОНИТОРИНГ / MONITORING / ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / PHYSICAL DEVELOPMENT / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / PHYSICAL FITNESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лебединский В. Ю., Колокольцев М. М., Наталевич Л. Ф.

Monitoring study of physical development and physical fitness of young of students is one use of the ways of using innovative technologies in the field of formation and protection of their health. Monitoring means actions aimed at implementing functions such as observation, prevention, control, regulation, forecasting the state of physical development and physical fitness of students and consists in the fact that it is a system that enables to carry out continuous monitoring of the state of a particular object, to register its essential characteristics, evaluate them, make management decisions and quickly identify the effects on the object of various processes and factors. The purpose of the study was to develop and scientifically substantiate health monitoring technologies for students of non-specialized universities. The results of the monitoring can be used in educational and teaching and training activities of physical education departments of other universities in the region as an innovative technology of physical education of students with the use of individually differentiated teaching in the discipline "Physical Education." The ling-term (2007-2013) use of monitoring and innovative technologies for improvement of the university educational process in the discipline "Physical Education" has not only strengthened its pedagogical orientation, but also increased the interest in its conduct among students.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лебединский В. Ю., Колокольцев М. М., Наталевич Л. Ф.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Мониторинг физического здоровья - фактор усиления педагогической направленности физического воспитания студентов в непрофильных вузах»

УДК: 796.011

МОНИТОРИНГ

физического здоровья - фактор усиления педагогической направленности физического воспитания студентов в непрофильных вузах

Доктор медицинских наук, профессор В.Ю. Лебединский Доктор медицинских наук, профессор М.М. Колокольцев Л.Ф. Наталевич

Национальный исследовательский Иркутский государственный технический университет, Иркутск

£ л а

■о с га

О (U ■С

Н

MONITORING OF PHYSICAL HEALTH AS A FACTOR OF ENHANCEMENT OF PEDAGOGICAL ORIENTATION OF PHYSICAL EDUCATION OF STUDENTS IN NON-SPECIALIZED UNIVERSITIES V.Yu. Lebedinskiy, professor, Dr.Med.

M.M. Kolokol'tsev, professor, Dr.Med.

L.F. Natalevich

National Research Irkutsk State Technical University, Irkutsk Key words: university students, monitoring, physical development, physical fitness.

Monitoring study of physical development and physical fitness of young of students is one use of the ways of using innovative technologies in the field of formation and protection of their health. Monitoring means actions aimed at implementing functions such as observation, prevention, control, regulation, forecasting the state of physical development and physical fitness of students and consists in the fact that it is a system that enables to carry out continuous monitoring of the state of a particular object, to register its essential characteristics, evaluate them, make management decisions and quickly identify the effects on the object of various processes and factors.

The purpose of the study was to develop and scientifically substantiate health monitoring technologies for students of non-specialized universities. The results of the monitoring can be used in educational and teaching and training activities of physical education departments of other universities in the region as an innovative technology of physical education of students with the use of individually differentiated teaching in the discipline "Physical Education." The ling-term (2007-2013) use of monitoring and innovative technologies for improvement of the university educational process in the discipline "Physical Education" has not only strengthened its pedagogical orientation, but also increased the interest in its conduct among students.

Ключевые слова: студенты вуза, мониторинг, физическое развитие, физическая подготовленность.

Введение. Одним из вариантов использования инновационных технологий в сфере формирования и сохранения здоровья студенческой молодежи является мониторинговое изучение их физического развития и физической подготовленности. Методы определения их физических кондиций входят в общероссийскую систему мониторинга состояния физического здоровья населения, что реализуются в государственном проекте «Создание общероссийской системы мониторинга физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи» [2, 3] и др.

Эффективность мониторинга и осуществляемая на его основе оценка физического здоровья обучающихся в вузе обеспечиваются разработанными с учетом их пола, возраста и регионами проживания и другими стандартами и нормами. Норма - одно из необходимых условий мониторинга, так как только при ее наличии становится возможным сравнение полученных результатов [1].

Мониторинг означает действия, направленные на реализацию таких функций, как наблюдение, предупреждение, контроль, регулирование, прогнозирование состояния физического развития и физической подготовленности студентов, и представляет собой систему, позволяющую осуществить непрерывное наблюдение за состоянием определенного объекта, регистрировать его важнейшие характеристики, оценивать их, принимать управленческие решения и оперативно выявлять результаты воздействия на объект различных процессов и факторов.

Цель исследования - разработать и научно обосновать технологию мониторинга физического здоровья для студентов непрофильных вузов.

Методика и организация исследования. Внедрение в учебный процесс по физической культуре мониторинговых технологий, изучение и коррекция физического здоровья

молодежи осуществляются в Национальном исследовательском Иркутском государственном техническом университете (НИ ИрГТУ) с 2008 г. 2 раза - в начале (сентябрь) и в конце (май) учебного года, что позволяет индивидуализировать педагогический процесс по предмету.

Оценка физического развития студентов проводится по следующим антропометрическим и физиометрическим показателям: длина и масса тела, окружность грудной клетки, жизненная емкость легких (ЖЕЛ), динамометрия силы кистей рук. Согласно поставленной цели, по общепринятой методике В. В. Бунака, с учетом требований НИИ антропологии Московского государственного университета (1982), а также с использованием методических рекомендаций антропометрические измерения и функциональные пробы проведены у более чем 5 тыс. студентов НИ ИрГТУ. Измерения проводились утром в помещении кабинета врачебного контроля вуза с соблюдением принципов добровольности, прав и свобод личности, гарантированных ст. 21 и 22 Конституции РФ.

Для оценки основных двигательных качеств студентов использовались тесты, разработанные Всероссийским научно-исследовательским институтом физической культуры [4]: челночный бег (дев., юн.); бег на 20 м с ходу (дев.), 30 м с ходу (юн.); вис - девушки, подтягивание - юноши; подъем туловища (дев., юн.); наклоны туловища (дев., юн.); прыжок в длину с места (дев., юн.); бег 5 мин (дев.), на 1000 м (юн.). Характеристики уровней определялись по методу сигмаль-ных отклонений с использованием среднего арифметического значения показателей (М) и среднеквадратичного отклонения (б).

Выборка делилась на 5 классов: М±0,67 о - «среднее» значение характеристик показателей для выборки. Если они находятся в интервале от ±0,68 до ±1,34 о, признак оценивается как «выше среднего» или «ниже среднего». Если данные выходят за пределы ±1,34 о, признак оценивается как «высокий» или «низкий». По результатам проведенного многолетнего (2007-2013 гг.) исследования были впервые разработаны региональные стандарты физического развития и физической подготовленности обучающихся с учетом их пола, возраста, функциональной группы здоровья, которые используются в учебном процессе по физическому воспитанию студентов на кафедре физической культуры НИ ИрГТУ. Они имеют некоторые отличия как от среднероссийских, так и от данных в других регионах.

Результаты исследования и их обсуждение. В НИ ИрГТУ занятия физической культурой проводятся со всеми студентами (с 1-го по 4-й курс) в объеме 408 ч в соответствии с государственным образовательным стандартом и учебной программой дисциплины. Учебные группы комплектуются с учетом гендерных особенностей и групп здоровья студентов по отделениям:

1-е отделение (женское, гимнастики) осуществляет учебный процесс с использованием современных технологий по фитнес-аэробике. В конце VI семестра среди студентов 3-го курса проводятся соревнования в рамках студенческого внутривузовского фестиваля здоровьесберегающих фитнес-технологий в образовательном пространстве «Мир движений», в котором ежегодно участвуют более 200 студенток. Индивидуальные программы выступлений команд факультетов по фитнес-аэробике разрабатываются самими студентами под руководством преподавателей, что рассматривается как

одна из форм учебно-исследовательской работы студентов (УИРС).

2-е отделение (ОФП, мужчины) занимается преимущественно с использованием легкоатлетических технологий и спортивно-игровой практики. В начале и в конце учебного года проводятся мониторинговые исследования и тестирование физической подготовленности студентов с использованием соревновательно-игрового метода.

3-е отделение (специальная медицинская группа). Занятия проводятся с учетом вида и тяжести заболевания, используются как восточные оздоровительные (ушу, цигун, йога, дыхательная гимнастика), так и западные (индивидуализация дозирования физических нагрузок) технологии. Студентам, которым по медицинским показаниям временно противопоказаны физические нагрузки, предлагаются индивидуальные программы самоподготовки. Такие студенты принимают участие в мониторинговых обследованиях, а также активно работают по линии НИРС и УИРС.

Анализируя физическое развитие студенток первой функциональной группы здоровья (основной), обучающихся в НИ ИрГТУ, установили, что их антропометрические характеристики практически не изменяются за время обучения в вузе, за исключением роста, который к 21 году достоверно увеличивается на 2,27 см, что свидетельствует о продолжении ростовых процессов у иркутских студенток. Другие антропометрические данные существенно не изменяются.

Более глубокие изменения претерпевают результаты изучения функциональных показателей, которые достоверно улучшаются в течение первых двух лет обучения в университете. Так, у девушек 2-го курса динамометрия правой и левой кисти существенно увеличивается: сила правой кисти - более чем на 11,8 % (р<0,001), левой - на 8,8 % (р<0,01). Сила правой кисти в начале 2-го года обучения была равна 26,31±0,15, а к концу учебного года увеличилась до 29,43±0,14 кг, левой кисти - соответственно 24,31±0,14 и 26,46±0,13 кг. За каникулярное время наблюдается снижение силы правой кисти -на 10,7 °° (р<0,01), левой - на 3,5 °° (р<0,05). На старших курсах происходит стабилизация характеристик динамометрии. Это можно объяснить тем, что на младших курсах занятия по физическому воспитанию студентов проводятся два раза в неделю, а на старших курсах - только один, что определяет их более низкую двигательную активность в учебное время и в итоге приводит к снижению у них результатов исследования функциональных показателей физического развития (динамометрии кистей) девушек.

На основании разработанных стандартов студентов распределили по уровням их физического развития и физической подготовленности. Так, результаты тестирования скоростной выносливости и ловкости (челночный бег 10 х5) у студентов-юношей свидетельствуют о том, что в 17-20 лет, если идет учебный процесс по физическому воспитанию, почти в полтора раза возрастает количество студентов со «средним» уровнем развития этого качества, а с уровнем «выше» и «ниже среднего» снижается менее чем на 10 °°. Наиболее интенсивно этот процесс происходит в 17-19 лет и стабилизируется у 21-22-летних студентов (выпускников). У них число студентов со «средним» уровнем снижается до 50 %, а с уровнем «выше» и «ниже» среднего возрастает до 25 %.

Анализ изменения характеристик общей выносливости (бег на 1000 м), свидетельствует о том, что к возрасту 18 лет

№ 10 • 2014 Октябрь | ОйоЬег

£ л а

■о с

га

^

О (U ■С

Н

отмечается увеличение количества студентов с уровнями «средний» и «ниже среднего» и снижение - с уровнем «выше среднего». Второй важной особенностью изменения значений этого показателя является то, что к 20 годам отмечается значимое увеличение количества студентов с уровнем «выше среднего» и их снижение в градациях с уровнями «ниже среднего» (14,5 %), «средний» (до 43 %). Это можно интерпретировать с особенностями построения учебного процесса по физическому воспитанию в вузе, характерной особенностью которого является переход на одноразовые занятия физической культурой в неделю. В 22 года вновь происходит уменьшение количества студентов со «средним» и «выше среднего» уровнями, а также увеличение - в градации «ниже среднего».

Силовая выносливость мышц плечевого пояса имеет негативную тенденцию изменений с возрастом. Наиболее ярко она просматривается у студентов со «средним» уровнем развития: отмечается их снижение с 50 до 40 %% и менее. Увеличивается количество студентов с уровнем развития «ниже среднего» (с 25 до 35 %%). Число юношей с уровнем развития этого качества «выше среднего» (с небольшими изменениями) находится на уровне от 25 до 29 %%.

При анализе динамики скоростно-силовой выносливости мышц - сгибателей туловища (подъем туловища) отмечается аналогичная картина. Так, количество студентов со «средним» уровнем развития этого качества уменьшается с 62 (в 18 лет) до 39 о% (в 21 год), а с уровнями «выше» и «ниже среднего» претерпевают незначительные изменения в коридоре значений от 20 до 29 %%.

Активная гибкость позвоночника и тазобедренных суставов (наклон вперед сидя) незначительно изменяется с 17 до 22 лет. Количество студентов со «средним» уровнем её развития к 22 годам возрастает до 53 %%, с уровнем «ниже» и «выше среднего» волнообразно изменяется в пределах от 30 до 20 о% и не связано с характером построения учебного процесса по физической культуре.

Динамическая сила мышц нижних конечностей (прыжок в длину с места) имеет характерные изменения, которые, вероятно, напрямую связаны с особенностями физического воспитания студентов вуза. Так, количество студентов со средним уровнем развития этого качества значимо уменьшается с 58 (в 18 лет) до 48 %% (в 22 года). В то же время существенно увеличивается (с 25 до 48 %%) количество юношей с уровнем «ниже среднего». Наиболее значимый прирост количества студентов этой группы отмечается в 21-22 года.

В тесте «быстрота» выявляется тенденция к общему снижению количества студентов с уровнем «ниже среднего» - с 24 до 18 %%, число юношей со средним его уровнем (17-18 лет) находится практически на одном уровне (50 %%) и до 31 % возрастает количество студентов с уровнем «выше среднего». Это, вероятно, связано с тем, что первые два учебных года занятия по физическому воспитанию обучающихся в вузе идут наиболее интенсивно - 2 раза в неделю. В 19-20 лет отмечается стабилизация характеристик рассматриваемых показателей. У 21-летних до 30 %% увеличивается количество имеющих уровень «выше среднего» за счет уменьшения количества со «средним» уровнем (49 %%). У 22-летних студентов выявляется обратная картина: имеющих средний уровень становится 65 %%, а уровень «выше среднего» - 19 %%.

На основании разработанных стандартов физического развития и физической подготовленности студентов при

организации занятий по физической культуре проводится распределение их по антропометрическим характеристикам и по уровню развития основных двигательных качеств. В результате образуются малые учебные группы с учетом выявления отстающих компонентов их физической подготовленности.

Таким образом, со студентами проводится более индивидуализированная работа по их физическому воспитанию. Наряду с этим осуществляется интегральная оценка уровня их физического развития и физической подготовленности, которая, в свою очередь, не только позволяет оценить общее состояние физического здоровья обучающихся в вузе, но и может быть использована для оценки эффективности работы преподавателей по физическому воспитанию студенческой молодежи.

Результаты мониторингового исследования могут использоваться в учебно-воспитательной и учебно-тренировочной деятельности кафедр физической культуры других вузов региона как инновационная технология физического воспитания студентов с использованием индивидуально-дифференцированного обучения по дисциплине «Физическая культура».

Созданный банк данных и разработанные стандарты физического развития и физической подготовленности студентов вузов Прибайкалья могут явиться основанием для дальнейших научных исследований физических кондиций у молодежи Иркутской области и других регионов России, а также служить информационно-аналитической базой для формирования у молодого поколения основ здорового образа жизни.

Заключение. Многолетнее (2007-2013 гг.) использование мониторинговых и инновационных технологий в совершенствовании учебного процесса по дисциплине «Физическая культура» в вузе позволило усилить его педагогическую направленность и повысить интерес к его проведению у студентов.

Литература

1. Изаак С.И. Мониторинг физического развития и физической подготовленности: теория и практика: монография / С.И. Изаак. - М.: Советский спорт, 2005. - 196 с.

2. Лубышева Л.И. Технология и реализация инновационных проектов совершенствования систем физического воспитания на региональном уровне / Л.И. Лубышева // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2002. - № 3. - С. 2-6.

3. Физкультурный паспорт / А.Н. Тяпин, Ю.П. Пузырь, Л.А. Захаров [и др.] // Методическое руководство по тест-программе. - М., 1998. - 25 с.

4. Шпорин Э.Г. Мониторинг физического здоровья студентов технического вуза Прибайкалья / Э.Г. Шпорин, М.М. Колокольцев, В.Ю. Лебединский // Вестник ИрГТУ. - 2012. - № 6. - С. 213-218.

References

1. Izaak, S.I. Monitoring of physical development and physical fitness: theory and practice: monograph / S.I. Izaak. - Мoscow: Sovetsky sport, 2005. - 196 P. (In Russian)

2. Lubysheva, L.I. Technology and implementation of innovative projects for improvement of physical education systems at the regional level / L.I. Lubysheva // Fizicheskaya kultura: vospitanie, obrazovanie, trenirovka . -2002. - № 3. - P. 2-6. (In Russian)

3. Sports passport / A.N. Tyapin, Yu.P. Puzyr', L.A. Zakharov [et al.] // Methodological guidance on the test program. - Мoscow, 1998. - 25 P. (In Russian)

4. Shporin, E.G. Monitoring of health of students of a technical university of the Baikal region / E.G. Shporin, M.M. Kolokol'tsev, V.Yu. Lebedinskiy // Vestnik IrGTU. - 2012. - № 6. - P. 213-218. (In Russian)

Информация для связи с автором: [email protected]

Поступила в редакцию 28.03.2014 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.