Научная статья на тему 'Региональные ориентиры развития системы высшего образования'

Региональные ориентиры развития системы высшего образования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
109
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОН / СИСТЕМА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / СТРАТЕГИЯ / РАЗВИТИЕ / REGION / HIGHER EDUCATION SYSTEM / STRATEGY / DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Болгова Е.В.

В статье рассмотрены методы определения региональных ориентиров развития системы высшего образования, формируемые на основе европейского опыта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REGIONAL REFERENCE POINTS OF HIGHER EDUCATION SYSTEM’S DEVELOPMENT

This article considers determination methods of regional reference points of development of higher education system, which formation is based on the European experience.

Текст научной работы на тему «Региональные ориентиры развития системы высшего образования»

Проблемы экономики и менеджмента

УДК 332

Е.В. Болгова

канд. экон. наук, доцент, кафедра экономики и логистики на транспорте, ФГБОУВПО «Самарский государственный университет путей сообщения»

РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОРИЕНТИРЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. В статье рассмотрены методы определения региональных ориентиров развития системы высшего образования, формируемые на основе европейского опыта.

Ключевые слова: регион, система высшего образования, стратегия, развитие.

E.V. Bolgova, Samara State University of Transport

REGIONAL REFERENCE POINTS OF HIGHER EDUCATION SYSTEM’S DEVELOPMENT

Abstract. This article considers determination methods of regional reference points of development of higher education system, which formation is based on the European experience.

Keywords: region, higher education system, strategy, development.

Современная парадигма социально-экономического развития Российской Федерации определяет значимость высшего образования в контексте стратегии инновационного развития. Стратегия инновационного развития должна опираться на реализацию человеческого потенциала, на эффективное применение знаний и умений людей для постоянного улучшения технологий, экономических результатов, жизни общества в целом. Опора на интеллектуальный потенциал требует полной адаптации профессионального образования к инновационной стратегии, а стимулировать процесс адаптации должна модернизация высшего образования (ВО) [1], в результате которой системе ВО необходимо обрести способность, во-первых, осуществлять не только образовательную, но и полномасштабную исследовательскую деятельность [4]; во-вторых, формировать у населения знания, навыки и компетенции, необходимые для того, чтобы в развитии компаний доминирующей стала инновационная модель поведения, а в социально-экономическом развитии регионов - инновационный сценарий.

Модернизация высшего образования в России отягощена негативным опытом и осложнена целым комплексом факторов, среди которых наиболее существенным является традиционно-глубокий разрыв между задачами вузов, находящихся в регионе и задачами социально-экономического развития этих регионов. Разрыв в задачах развития приводит к сохранению неудовлетворительного состояния системы ВО: отсутствию в повседневной деятельности вузов, расположенных в регионе, многих признанных инноваций и утрате связей с региональными рынками труда; низкой научно-инновационной продуктивности, национальной конкурентоспособности и роли как экспортера образовательных услуг; отсутствию в региональной вузовской сети глобально конкурентоспособных университетов; неравномерному распределению по

18

№ 3 (31) - 2014

Проблемы экономики и менеджмента

регионам исследовательских университетов и вузов, опорных для региональных социально-экономических систем. В целом такое состояние системы ВО формирует проблему недостаточного вклада высшего образования в развитие экономики по инновационному сценарию.

Решение проблемы связано с формированием системы ВО, ориентированной на приоритеты регионального развития. Европейский опыт формирования такой системы ВО основывается на прогнозировании востребованных профессиональных компетенций. В странах-членах ОЭСР для прогнозирования профессиональных компетенций успешно используется система Vocational Education and Training (VET), в рамках которой прогнозирование ведется на основе сценариев развития экономики с помощью:

a) долгосрочных эконометрических моделей развития национальной/региональной экономики, приоритетных сфер (нанотехнологий, биотехнологий) и отраслей (IT, электроэнергетики, космо- и авиастроения);

b) сценарного метода, методов форсайта, экспертных панелей, «барометра занятости», анализа мегатрендов и «слабых сигналов», прогнозирования потребности рынка труда в кадрах, картирования профессиональных компетенций;

c) способов опроса учащихся и работодателей об ожидаемых компетенциях; консультаций с профессиональными сообществами, группами экспертов, представителями общественных организаций; интервью с представителями отдельных профессий.

Распространение европейского опыта на задачи развития системы ВО позволяет сформировать комплекс инструментов разработки перспектив развития системы ВО как функционально-ориентированной системы. В его составе метод агрегирования стратегии социально-экономического развития региона позволяет определить региональные ориентиры развития системы ВО; индикативный метод используется в целях комплексной оценки соответствия уровня развития системы ВО требованиям региональных ориентиров; метод картирования профессиональных компетенций - в целях приведения уровня развития системы ВО в соответствие перспективам регионального развития.

Метод агрегирования стратегии социально-экономического развития региона необходим для формирования информационной основы разработки перспектив системы ВО. Он позволяет выявить, систематизировать и наглядно представить региональные ориентиры ее функционирования и развития. В результате использования метода агрегирования многоаспектная стратегия развития региона предстает в «сжатом» структурированном виде (табл. 1):

a) Приоритеты регионального развития обусловлены положениями миссии региона. В «Стратегии социально-экономического развития Самарской области на период до 2020 г.» [2] и проекте «Стратегии социально-экономического развития Самарской области на период до 2030 г.» [3] миссия региона предопределяет социально-экономические и пространственные приоритеты регионального развития.

№ 3 (31) - 2014

19

Проблемы экономики и менеджмента

Эти приоритеты обусловлены предназначением региона как «локомотива роста» в российской экономики и как опорного центра России на южном и восточном направлениях в глобальной экономике (на период до 2020 г.).

В долгосрочной перспективе (на период до 2030 г.) миссия области формулируется в виде создании образцового для России региона, задающего современные стандарты гармоничного социального развития, инновационной экономики и технологического лидерства. Миссия реализуется в целях повышения качества жизни населения, в интересах нынешнего и будущего поколений на основе стратегии инновационного развития в приоритетных видах деятельности.

b) Социально-экономические и пространственные приоритеты обусловливают стратегические цели и возможные сценарии/варианты развития региона.

1. Уровень развития человеческого потенциала в Самарской области предусматривается приблизить к размеру этого индекса, характерного для наиболее развитых стран Центральной и Восточной Европы (к 2020 г. - 0,86-0,88; к 2030 г. - 0,900).

Рост реальных денежных доходов населения предполагается увеличить, соответственно, в 2,4 раза и в 3,5 раза, при снижении доли населения с доходами ниже величины прожиточного минимума до социально безопасного уровня - не более 7-8% от общей численности населения области к 2020 г. и не более 2% к 2030 г.

Прямое участие системы ВО в этих задачах сводится к повышению уровня образования населения за счет роста обеспеченности доступными и качественными образовательными услугами. Рост уровня образования приведет к повышению реальных доходов населения и сокращению разрыва в доходах между высокооплачиваемыми и низкооплачиваемыми категориями рабочей силы, увеличит профессиональную мобильность, обеспечит положительно-устойчивую социальную структуру населения, создаст основу для улучшения показателей занятости, социальнобезопасного уровня лиц с низкими доходами.

2. Устойчивый экономический рост, формирующий потенциал опережающего развития Самарской области, может быть реализован в двух вероятных сценариях.

Инновационный сценарий базируется на ускоренном росте российской экономики и опережающих, относительно среднероссийского уровня, показателях спроса на продукцию отраслевых кластеров Самарского региона. Темп роста ВРП в период 2005-2020 гг. предусмотрен в размере 3,2 раза (в том числе ВДС в сфере производства товаров - 3,3 раза, в сфере услуг - 3,1 раза), в период 2010-2030 гг. (при среднегодовых темпах роста 105,6%) - 2,97 раза.

Инерционный сценарий, как возможность, отражает сохранение сложившихся энерго-сырьевых тенденций и основан на умеренном прогнозе развития российской экономики. Согласно ему темп роста ВРП в период 20052020 гг. составит 2,7 раза (в том числе ВДС в сфере производства товаров - 2,4 раза, в сфере услуг - 3 раза); а за период 2010-2030 гг. (при среднегодовых темпах роста 103,2%) - 1,9 раза.

20

№ 3 (31) - 2014

Проблемы экономики и менеджмента

Таблица 1 - Региональные ориентиры развития системы высшего образования

Самарской области

Приоритеты регионального развития

социально-экономические пространственные

Стратегические цели региона

1. Развитие человеческого потенциала: достижение среднеевропейского качества жизни достижение среднеевропейских показателей уровня жизни 3. Совершенство-вание эко-номичес-кого пространства региона отраслевая кластеризация

увеличение продолжительности жизни и сбережение населения

опережающее развитие социальной инфраструктуры и обеспечение экологической безопасности территориальная агломерация и формирование субрегионов

2. Устойчивый экономический рост: создание потенциала опережающего развития развитие экономического потенциала и инновационной экономики экономическое зонирование (создание особых экономических зон и округов; формирование «пояса развития» и «полюсов роста»)

обеспечение эффективного экономического роста

Возможные сценарии /варианты развития иннов ационный/инерционный неоиндустриальный/ постиндустриальный

Приоритетные виды деятельности, сектора и отрасли региональной экономики (традиционные и перспективные) На период до 2020 г. На период до 2030 г.

авиационное и космическое машиностроение ракетно-космическое и авиационное машиностроение, двигателестроение

автомобилестроение и производство автокомплектующих автомобилестроение

производство химической продукции и новых материалов нефтепереработка и нефтехимия, производство химической продукции

энергетика энергетика

агроиндустриальное производство агроиндустриальное производство

транспортная логистика и коммуникации транспортно-логистические услуги

рекреационно-туристический сервис туристско-рекреационные услуги

инновационно-внедренческая инновационно-информационная деятельность

научно-образовательная -

- строительство

- коммунальное хозяйство

- рециклинг вторичного сырья и управление отходами

Базовые мероприятия развития видов деятельности На период до 2020 г. На период до 2030 г.

технико-технологическая модернизация и реконструкция модернизация основных фондов

освоение новейших видов технологий, продукции и услуг стимулирование роста выпуска новых товаров и услуг, повышение инвестиционной привлекательности и реализации инвестиции-онного потенциала, развитие экспортного потенциала

организационно-институциональное развитие: развитие малого и среднего предпринимательства, формирование вертикально-интегрированных структур, создание особых зон и агломераций организационно-институциональное развитие: опережающее развитие малого бизнеса, развитие инновационных отраслевых и межрегиональных кластеров

существенное улучшение финансово-экономических показателей: рост объемов производства и рентабельности, сокращение затрат существенное улучшение финансово-экономических показателей: кардинальное повышение производительности труда, снижение энергоемкости ВРП

№ 3 (31) - 2014

21

Проблемы экономики и менеджмента

3. Совершенствование экономического пространства региона определено как движение к эффективным территориальным институтам - отраслевым и межотраслевым кластерам, эффективной агломерации и субрегионализации, созданию экономических зон, способных выполнять роль «полюсов роста» экономики Самарской области. Динамика этих процессов предусматривает активную региональную политику по поддержанию естественно складывающихся новых кластеров и перестройке уже существующих, по укреплению и развитию преимуществ кластерной организации ведущих отраслей промышленности.

В количественном отношении пространственное развитие экономики Самарской области выражено ускорением динамики ВДС отраслевых кластеров, характеризующим интенсивность процессов кластеризации экономического пространства региона, посредством:

- формирования эффективных внутрикластерных связей, когда «смежные» производства включаются не столько в технологическую, сколько в инновационную «цепочку»;

- активизации механизмов межкластерного взаимодействия, способствующих возникновению «спирали инноваций», когда высокотехнологичное предприятие-заказчик сообщает инновационный импульс поставщику, а технологические решения поставщика, в свою очередь, генерируют передачу ответных инновационных эффектов потребителю.

Наряду с отраслевой кластеризацией, стратегической целью пространственного развития экономики Самарской области на периоды до 2020 г. и до 2030 г. является совершенствование экономического зонирования:

- развитие третьей по величине в России Самарско-Тольяттинской агломерации (СТА), в состав которой входят 8 из 10 городских округов и 9 из 27 муниципальных районов области (в которых проживает более 80% населения области), сосредоточено более 90% промышленной продукции, инвестиций и товарооборота, более половины валовой продукции сельского хозяйства.

с) Выделенные в стратегии социально-экономического развития приоритетные виды деятельности, сектора (отрасли) региональной экономики и базовые мероприятия их развития детализируют стратегические цели экономики Самарской области.

Поскольку Самарская область - один из наиболее развитых индустриальных регионов России (по разным оценкам, на промышленность приходится от одной третьей до трех четвертых совокупных областных показателей), то приоритетные виды деятельности, реализуемые регионом, определены в сфере промышленности, а базовые мероприятия - в сфере развития высокотехнологичных кластеров на базе традиционных и новых отраслей специализации.

Традиционными отраслями специализации региона, в которых сложились мощные кластеры национального масштаба, определены автомобилестроение, авиационно-космическая, нефтяная и химическая отрасли. Зонами отраслевой

22

№ 3 (31) - 2014

Проблемы экономики и менеджмента

специализации в промышленности, перспективными, с точки зрения роста конкурентоспособности региона и процессов кластеризации, являются пищевая и перерабатывающая промышленности, обеспечивающие комплексную переработку сельскохозяйственного сырья и выпуск конкурентоспособной продукции в составе формирующегося агроиндустриального кластера, а также медико-фармацевтическая, энергетическая, строительная и рециклинговая отрасли.

Нефтедобывающая отрасль, несмотря на низкотехнологичный характер производства и несущественную долю добавленной стоимости в ее продукте, входит в сферу приоритетов развития Самарской области.

Она рассматривается как перспективная для региона, благодаря внешним факторам (ценовой ситуации на мировом нефтяном рынке) и внутренним: сложившейся и динамично развивающейся инфраструктуре нефтяной промышленности на территории области, имеющемуся в наличии резерву разведанных запасов и неразведанных ресурсов нефти, высококвалифицированному кадровому потенциалу.

Перспективы постиндустриальной экономики вводят в круг целей пространственного развития и задач кластеризации активизацию деятельности в сфере услуг - в относительно новых отраслях региональной специализации: логистике, инновационно-информационной деятельности, туризме, качественных коммунальных услугах.

Инновационный сценарий регионального развития является предпочтительным, и правительством Самарской области он определен в неоиндустриальном варианте как создание инновационного профиля экономики на основе ее отраслевой диверсификации и модернизации, что обусловлено одной из характерных особенностей экономики региона - высоким уровнем концентрации промышленности и диверсификации производства товаров и услуг.

Опережение в инновационном сценарии стратегии темпов роста ВДС в сфере производства товаров (в 3,3 раза) относительно темпов роста ВДС в сфере услуг (в 3,1 раза), ориентированность на техническую и институциональную модернизацию индустриальных отраслей, сохранение в структуре промышленности региона низкотехнологичной нефтедобывающей отрасли утверждают выбор неоиндустриального варианта регионального развития на период до 2020 г.

Неоиндустриальные тенденции сохранятся и на период до 2030 г., поскольку в экономике региона удельный вес продукции базовых и перспективных промышленных кластеров прогнозируется в размере 33,1%, а кластеров предприятий сервиса - 30,6%.

Переход к постиндустриальному сценарию рассматривается в более отдаленной перспективе и как этап, следующий за неоиндустриальной модернизацией.

Агрегированный вид стратегии содержит количественные выражения региональных приоритетов. Для обоснования перспектив развития системы ВО ключевыми являются прогнозные значения темпов роста приоритетных сфер, секторов, отраслей региональной экономики. В проекте стратегии социально-экономического развития Самарской области на период до 2030 г. прогнозные показатели производства

№ 3 (31) - 2014

23

Проблемы экономики и менеджмента

продукции определены дифференцированно для кластеров (базовых и перспективных) и для остальных секторов, отраслей и видов производства (табл. 2).

Таблица 2 - Прогноз производства продукции в экономике Самарской области на период до 2030 г. (по инновационному сценарию)

Кластеры Самарской области Среднегодовые темпы роста производства товаров и услуг, % Темп роста за период 2010-2030 гг., %

2010-2014 гг. 2015 г. 2016-2020 гг. 2021-2030 гг.

Базовые кластеры

Автомобильный кластер 110,5 102,9 102,7 102,1 215,6

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Авиационно-космический кластер 110,1 107,9 108,3 106,9 355,2

Кластер нефтедобычи и нефтепереработки 103,2 104,0 103,0 102,8 180,3

Химический кластер 106,5 106,7 110,6 107,8 481,4

Средний темп роста по базовым кластерам - - - - 285,5

Перспективные кластеры

Транспортнологистический кластер 104,8 105,4 109,0 107,2 392,1

Туристско-рекреационный кластер 106,8 107,0 107,5 105,6 344,6

Агроиндустриальный кластер 107,5 104,1 103,7 103,4 232,9

Инновационноинформационный кластер 105,5 106,2 115,3 108,9 628,8

Медицинско-фармацевтический кластер 105,0 104,1 110,6 106,2 382,1

Средний темп роста по перспективным кластерам - - - - 376,4

Остальные сектора, отрасли и виды производств

Энергетика 103,5 103,7 104,8 103,7 216,3

Строительство 112,3 108,2 106,8 106,7 457,3

Коммунальное хозяйство 104,6 104,6 105,4 102,8 214,7

Рециклинг и управление отходами 105,0 104,4 110,8 107,2 424,7

Средний темп роста по остальным секторам, отраслям и видам производств - - - - 308,2

Средний темп роста - - - - 321,1

Агрегированный вид стратегии показывает, что увеличение производства продукции в Самарской области к 2030 г. в 3,2 раза предусматривается обеспечить за счет роста как базовых, так и перспективных кластеров региона. Однако «локомотивом» долгосрочного развития экономики региона видятся перспективные кластеры (с темпом роста производства продукции 376,4%), при сохраняющемся значении традиционных кластеров (с темпом роста производства 285,5%).

Для системы ВО Самарской области прогнозы производственного развития формируют следующие ориентиры:

1. Перспективные кластеры формируются преимущественно в высокотехнологичных отраслях. В силу этого они предопределяют повышенный спрос на весь спектр компетенций выпускников системы ВО в области новейших и новых видов деятельности, технологий, продуктов:

24

№ 3 (31) - 2014

Проблемы экономики и менеджмента

- потребность в исследовательских компетенциях формируется в областях новых и «прорывных» технологий, новых организационно-управленческих форматов, новых рыночных ниш и угроз;

- спрос на инновационные компетенции формируется в области «инженерии» новых и «прорывных» технологий, образующих основу для создания продуктовых линеек нового поколения и систем управления, в области интеграции современных технологий в информационную и телекоммуникационную инфраструктуру кластеров, в области внедрения мировых стандартов качества;

- потребность в предпринимательских компетенциях создается в сфере продвижения на рынок товаров и услуг в областях: новейших инструментов формирования маркетинговой стратегии, создания и продвижения собственных (или региональных) брендов.

2. Базовые кластеры, в силу уже сложившихся технологических процессов, способов управления и моделей развития, формируют спрос на компетенции в области «диффузии» инноваций:

а) в автомобильном кластере задачи повышения эффективности производства, создания новых форм и механизмов сотрудничества предприятий кластера и разработки альтернативных вариантов развития кластера требуют от выпускников вузов компетенций:

- исследовательской работы для проектирования диверсификации отрасли и выхода на новые рынки, разработки собственных программ развития;

- в области инженерных решений, пригодных для технического

перевооружения автомобильного производства и модернизации продуктовых линеек, диверсификации автопрома за счет сельскохозяйственного машиностроения и перехода на выпуск электроавтомобилей, расширения сферы услуг;

- предпринимательских навыков в области внедрения на предприятиях кластера инновационных проектов (производства электромобилей и двухтопливных автомобилей, развития инфраструктуры их производства), новейших стандартов качества продукции и эффективности производства, привлечения инвесторов и развития партнерских программ;

б) в авиационно-космическом кластере задачи создания новых форм сотрудничества и участия предприятий в национальных и глобальных программах и проектах, разработки востребованных инновационных продуктов предопределяют актуальные компетенции:

- исследовательские - в области формирования научно-технического «задела» развития отрасли, включая критические технологии. Научно-технический задел необходим для разработки перспективной авиационной и космической техники, конкурентоспособной на внутреннем и мировом рынке, а критические технологии образуют основу для «прорыва» в создании конкурентоспособной авиационной и космической техники;

- инновационные - в области разработки нового поколения конструкций

№ 3 (31) - 2014

25

Проблемы экономики и менеджмента

ракетных комплексов, беспилотных летательных аппаратов, крылатых ракет, принципиально новых космических систем, специальных материалов для космо- и авиастроения, энергосберегающих систем повышенной надежности, разработки программ утилизации авиационной техники;

- предпринимательские - в области управленческих навыков, необходимых для организации участия предприятий кластера в федеральных целевых программах, в долгосрочном системном взаимодействии с крупными национальными компаниями, в привлечении частных инвесторов;

в) в кластере нефтедобычи и нефтепереработки мероприятия по расширению возможностей нефтедобычи, внедрению инновационных методов разработки нефтяных месторождений делают актуальными:

- исследовательские компетенции по поиску и разведке месторождений углеводородного сырья на больших глубинах, по увеличению объема добычи нефти уже разрабатываемых месторождений, по использованию в энергетических целях попутных газов, по формированию интеллектуальной инфраструктуры добычи нефти и газа;

- инновационные компетенции по разработке «прорывных» технологий для переработки попутного нефтяного и природного газа, в создании высокотехнологичных инновационных производств (например, блочно-модульных установок полного цикла), по разработке методов использовании в энергетических целях попутных газов и мобильных технологий производства синтез-бензина из попутных газов;

- предпринимательские компетенции по распространению инноваций при разработке новых залежей, пластов и месторождений, в области умений эффективного трансфера интеллектуальных технологий;

г) в химическом кластере переориентация на выпуск высокотехнологичной продукции и баланс экспортного потенциала и внутреннего рынка продукции требуют компетенций:

- исследовательских в области новых (экономически эффективных и экологически безопасных) видов производств;

- инновационных, для разработки решений в области технического перевооружения и модернизации действующих химических производств и производств химического машиностроения;

- предпринимательских, обеспечивающих серийный выпуск новых видов продукции, защиту отечественных производителей на внешних рынках, защиту внутреннего рынка от недобросовестной конкуренции, стимулирование инвестиционной деятельности в химическом производстве, привлечение государственного финансирования в рамках государственно-частного партнерства крупных проектов.

Таким образом, метод агрегирования стратегии социально-экономического развития, позволяя структурировать приоритеты, стратегические цели, возможные сценарии/варианты развития региональной экономики, дает возможность определить

26

№ 3 (31) - 2014

Проблемы экономики и менеджмента

региональные ориентиры развития системы ВО и решить проблему глубокого разрыва между задачами вузов, находящихся в регионе, и задачами социально-экономического развития этих регионов

Список литературы:

1. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 гг. [Электронный ресурс] / М-во образования и науки Рос. Федерации. Режим доступа: Ы^р://минобрнауки. рф

2. Постановление Правительства Самарской области от 09.10.2006 № 129 «Стратегия социально-экономического развития Самарской области на период до 2020 г.» [Электронный ресурс] / М-во экон. развития, инвестиций и торговли Самар. обл. Режим доступа: http://www.economy.samregion.ru

3. Стратегия социально-экономического развития Самарской области на период до 2030 г. [Электронный ресурс]: (проект) / М-во экон. развития, инвестиций и торговли Самар. обл. Режим доступа: http:///www. economy. samregion. ru

4. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] / М-во образования и науки Рос. Федерации. Режим доступа: Ы^р://минобрнауки.рф

№ 3 (31) - 2014

27

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.