Е. В. Савоскина
ВЛИЯНИЕ КЛАСТЕРНОГО ИНВЕСТИЦИОННОГО ПОРТФЕЛЯ
САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ НА ФОРМИРОВАНИЕ
ЧЕТКО РАБОТАЮЩИХ РЫНОЧНЫХ ИНСТИТУТОВ
Ключевые слова: корпоративные образования, экономический рост, инновации, инвестиционный портфель, современные корпоративные группы, стратегия, эффективность, кластеры, функционирование, регион, технологический цикл.
Раскрывается важность развития социально-экономической инфраструктуры регионов РФ во внешнеэкономической активности российских предприятий. Обращается внимание на факторы и предпосылки экономического роста, необходимые для развития инновационно - активных компаний, обеспечивающих результативность стратегии развития области на каждом этапе, в том числе, кластерного инвестиционного портфеля Самарской области.
In clause importance of development of a social and economic infrastructure of regions Russian Federations in the external economic activity of the Russian enterprises reveals. Pays attention to factors and the preconditions of economic growth necessary for development it is innovative - the active companies providing productivity of strategy of development of area at each stage, including, кластерного an investment portfolio of the Samara area.
Цель - изучение степени влияния инвестиционного портфеля в стратегии социально-экономического развития Самарской области, на формирование эффективных организационно правовых форм хозяйствования.
Динамичный рост реальных денежных доходов населения, благоприятный предпринимательский и инвестиционный климат, развитие системы потребительского кредитования обусловили положительные тенденции развития потребительского рынка товаров и услуг Самарской области. Поддержание высоких темпов экономического роста требует перехода к инновационному характеру развития экономики, обеспечения интенсивного развития человеческого капитала, немыслимо без создания высокоорганизованных корпоративных структур для наращивания внешнеэкономической активности российских предприятий.
Анализируя развитие Самарской области за пятилетний период времени с 2003 по 2008 год, становится очевидным, что по основным социально-экономическим показателям Самарская область входит в пятерку лучших регионов ПФО [1], а значит, есть все предпосылки для формирования эффективных организационно-правовых форм хозяйствования. Проведя исследование особенностей развития социально-экономической инфраструктуры области, можно придти к выводу, что развитие внешнеэкономической активности российских предприятий, необходимо начинать с регионов РФ. Это позволит поэтапно реализовать механизм формирования корпоративных образований, который, потребует наличия в регионе основных факторов экономического роста, на наш взгляд ими станут:
1. Развитие человеческого капитала, создание эффективной, ориентированной на конечный результат, социальной инфраструктуры, а для этого провести реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса, которая будет обеспечена через увеличение объемов и повышение эффективности бюджетных инвестиций.
2. Улучшение инвестиционного климата, обеспечение конкуренции и создание четко работающих рыночных институтов [2. С. 1-2]. Это требует обеспечения надежной защиты прав собственности, совершенствования системы корпоративного законодательства, совершенствования деятельности судебной системы.
3. Необходимо осуществить реализацию последовательных действий по поддержке неценовой конкурентоспособности российского бизнеса, включая развитие инфраструктуры особых экономически, портовых зон, технопарков, инжиниринговых центров, содействие продвижению трендов товаров и услуг отечественных предприятий, реализацию мер по поддержке развития регионально бизнеса. Необходимо повысить результативность и встраиваемость отечественных предприятий в глобальные технологические цепочки.
4. Сформировать механизм частного и государственного партнерства, направленный на содействие частным инвестициям. Для этого необходимо укрепление государственных институтов развития, которые позволят обеспечить концентрацию государственных и частных ресурсов на приоритетных направлениях экономического роста.
5. Необходимо стимулировать расширение масштабов частного финансирования инфраструктурных проектов за счет развития механизмов частного и государственного партнерства и совершенствования политики тарифного регулирования.
6. Повысить эффективность государственных институтов и развитие институтов гражданского общества на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, включая развитие механизмов управления, ориентированного на результат, последовательное проведение административной реформы, развитие механизмов общественной экспертизы и общественного контроля.
7. Требуется обеспечить формирование новых региональных центров экономического развития для преодоления отставания депрессивных регионов.
Важность в понимании причин бурного развития области, связана с необходимостью создания, какого механизма формирования корпоративных образований, который позволит, несмотря на сырьевую ориентированность экономики развивать новые современные корпоративные интегрированные группы. Именно они позволят преодолеть отставание депрессивных отраслей народного хозяйства в регионах и создадут предпосылки для реализации последовательных действий по поддержке неценовой конкурентоспособности регионального бизнеса, соблюдении намеченной стратегии социальноэкономического развития регионов до 2020 г. и реализации приоритетных национальных проектов: «Образование», «Здоровье», «Развитие АПК», «Доступное и комфортное жилье - гражданам России».
Стратегия социально-экономического развития Самарской области на период до 2020 года состоит в следующем [3. С. 51]:
На первом этапе (2006-2010 годы) сохранятся сложившиеся тенденции в развитии экономики области: несущественные сдвиги в росте производства, сложившийся инвестиционный климат, ограниченность возможностей накопления капитала и его трансформации в инвестиции.
На втором этапе (2011 -2015 годы) ожидается повышение инвестиционной активности в связи с более масштабной модернизацией и реструктуризацией производства, более активным вовлечением финансового капитала в инвестиционные процессы.
На третьем этапе (2016-2020 годы) инвестиционная деятельность будет больше ориентирована на достижение нового качества производственного аппарата, трансформации капиталов и сбережений в инвестиции, значительное повышение уровня квалификации трудового потенциала.
В результате соблюдения инновационной стратегии развития Самарской области:
- среднегодовой темп ВРП увеличится в 3 раза;
- среднегодовой темп ВДС сферы производства товаров в 3,3 раза;
- среднегодовой темп ВДС сферы производства услуг в 3,1 раза.
Требования к эффективному использованию инвестиций в эти годы возрастут, а значит, необходимо развитие инновационно - активных компаний и организаций в различных отраслях экономики области, улучшения инвестиционного климата в регионе и проведении целенаправленной инвестиционной политики.
В настоящее время в секторах экономики Самарской области, как и в России в целом, не выявлены кластеры-лидеры (по отношению к крупным региональным или мировым рынкам), которые находились бы на начальных фазах жизненного цикла (зарождение или рост). Большинство эффективных по российским меркам секторов, претендующих на кластер, ориентировано на внутренний рынок и находится между стадиями зрелости и стагнации. Факторы, определяющие конкурентные преимущества инвестиционных проектов в секторах (кластерах) экономики, а так же секторальный (кластерный) инвестиционный портфель Самарской области составлен министерством экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области и утверждены постановлением Правительства Самарской области от 9.10.2006 №129.
Основные объемы инвестиций в плановом периоде будут направлены на модернизацию, реконструкцию и создание новых производственных мощностей в автомобилестроении, нефтепереработке, химии, металлургии, авиационно-космическом кластере, строительство новых предприятий промышленности стройматериалов, создание современных объектов транспортной инфраструктуры, туристско-спортивного рекреационного кластера, строительство новых крупных жилых районов и т. д. В табл. 1, представлены только некоторые из них.
Реализация таких крупных проектов может быть доверена крупным строительным компаниям (корпоративным образованиям), имеющим преимущества перед средними и мелкими организациями, по мнению автора исследования, этими преимуществами станут:
- объединение оборотов и цены «гудвилл» в корпоративных образованиях;
- возможность консолидации залоговых ресурсов при получении банковской гарантии, повышение ответственности организаций участников корпоративных образований;
- возможность привлечения кредитных ресурсов за счет более низкой средневзвешенной цены капитала для корпоративных образований;
- возможность заключения выгодных ценовых соглашений за счет включения в состав корпоративных образований поставщиков необходимых ресурсов;
- распределение проектных рисков между участниками корпоративных образования;
- появляется возможность повышения эффективности использования всех ресурсов современной корпоративной интегрированной группы, за счет интеграционных процессов, в результате снижается себестоимость СМР;
- повышение качества выполняемых работ.
Учитывая территориальную закрепленность всех представленных в таблице 1 инвестиционных объектов можно с уверенностью говорить о том, что лишь на региональном
уровне строительный комплекс приобретает конкретное экономическое наполнение. Стратегическое развитие любого из представленных кластеров напрямую зависит от эффективного функционирования строительных организаций работающих на изучаемой территории, именно им от них будет зависеть реализации инвестиционного портфеля региона.
Таблица 1 - Крупнейшие инвестиционные проекты Самарской области.
Инициатор (координатор) Наименование
1 2
Автомобильный кластер
Правительство Самарской области, мэрия городского округа Тольятти, ОАО «АВТОВАЗ» Создание промышленно-технологического парка на территории г.о. Тольятти Организация производства автомобилей класса С
Авиационно-космический кластер
ОАО «Авиакор-авиационный завод» Организация серийного сертифицированного производства регионального пассажирского самолёта Ан-140
Химический кластер
ОАО «КуйбышевАзот» Реконструкция производства капролактама, строительство агрегата аммиака, строительство агрегата карбамида
Производство энергии
ОАО «Волжская территориальная генерирующая компания», ОАО «Жигулевская ГЭС» Строительство ПГУ-ТЭЦ-200 на Сызранской ТЭЦ. Техническое перевооружение Новокуйбышевской ТЭЦ-1 и перевооружения и реконструкции основного оборудования
Агроиндустриальный кластер
ЗАО «Аликор Трейд», ЗАО «СВ-Поволжское» Строительство свиноводческого комплекса в муниципальном районе Красноармейский. Реконструкция помещений свиноводческого комплекса
Нефтепереработка
ООО «Новокуйбышевский завод масел и присадок», ОАО «Куйбышевский нефтеперерабатывающий завод», ОАО «Новокуйбышевский нефтеперерабатывающий завод». Строительство комплекса каталитического крекинга Строительство комплекса гидрокрекинга. Строительство установки каталитического крекинга с га-зофракционированием и комплекса гидропроцессов
Металлургическое производство
ОАО «Самарский металлургический завод», ОАО «Тольяттинский электрометаллургический завод» Модернизация, реконструкция и строительство новых производственных мощностей. Строительство электрометаллургического завода
Инициатор (координатор) Наименование
1 2
Производство строительных материалов
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области, ЗАО «Самарский комбинат керамических материалов» и т. д. Строительство завода по производству цемента и завода по производству поризованных керамических блоков
Транспортный кластер
Министерство транспорта, связи и автомобильных дорог Самарской области, ОАО «Международный аэропорт «Курумоч» Реконструкция и модернизация международного аэропорта «Курумоч» и Строительство транспортного консолидирующего центра по обработке грузов
Связь
Самарский филиал ОАО «Волгателеком» Реконструкция и расширение АТС в Самарской области
Жилищный комплекс
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области, Самарский областной Фонд жилья и ипотеки, группа компаний «Амонд» и т. д. Строительство жилого района «Волгарь», «Дубрава», «Самарское Заречье», жилой комплекс с соцкультбытом и застройка юго-восточной части городского округа Отрадный
Туристско-рекреационный кластер
Департамент развития туризма Самарской области Создание туристско- рекреационного кластера Самарской области
Территориальные границы детерминированы экономически целесообразным радиусом перевозки наиболее тяжелых строительных материалов и конструкций. При этом в качестве географического центра целесообразно принимать узлы сосредоточенного строительства, которые, как правило, совпадают с регионообразующими центрами - городами [4].
Изученные приоритеты в деятельности административных органов власти Самарской области, выявили необходимость в развитии современных корпоративных интегрированных групп именно в строительной отрасли. Предпосылками для их формирования станет необходимость реализации приоритетных национальных проектов и стратегии социально-экономического развития Самарской области до 2020 г. Однако, анализ реализации инвестиционного портфеля Самарской области за предыдущие годы выявил нехватку четко работающих рыночных институтов именно в строительной отрасли народного хозяйства.
По нашему мнению, именно изучение организаций, работающих в строительном секторе экономики должно стать основой в создания механизма формирования современных корпоративных групп, которые будут способны оказать мультипликативный эффект в
смежных производствах. Результаты проведенного исследования показывают, что наличие организации-лидера и развитие строительства и производства строительных материалов (строительный сектор) - это первоочередные адресаты для инвестиций. Результаты реализации крупнейших инвестиционных проектов подтверждает сделанные выводы. Развитие любой отрасли экономики немыслимо без эффективно функционирующего строительного комплекса.
В большинстве компаний наблюдается явный внутритехнологический дисбаланс в работе, полная не согласованность действий предприятий в процессе реализации инвестиционных проектов и, как следствие, нарушение финансовых потоков между предприятиями участниками технологического цикла.
Литература
1. Министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области (http://www.economy.samregion.ru/macro/).
2. Парламентская газета / издание федерального собрания российской федерации. - 2007, май. -М., 2007. - № 68 (2136). - С. 1-2.
3. Постановление правительства Самарской области от 9.10.2006 №129 «О стратегии социальноэкономического развития Самарской области на период до 2020 года». - М.: ГАРАНТ - Платформа Б1 ЭКСПЕРТ, 2008. - С. 51.
4. Асаул, А.Н. Феномен инвестиционно-строительного комплекса или сохраняется строительный комплекс страны в рыночной экономике / А.Н. Асаул // Административно-управленческий портал. 2008 (http://www.aup.rU/books/m65/1.htm).
© Е. В. Савоскина - ассист. каф. финансового менеджмента в строительстве Самарский государственный архитектурно - строительный университета (СГАСУ).