рыва и подмены собой существующих международных договоров по вопросам разоружения, контроля над вооружениями и нераспространения, участниками которых является большинство государств мира. Международному сообществу стоит помнить о том, что получение террористами доступа к ядерному, химическому, биологическому или радиологическому устройству означало бы только одно: массовую гибель людей и разрушения, далеко превосходящие по своим масштабам все то, что случилось в США 11 сентября, а также в Беслане, в Мадриде, на Бали и в ходе других недавних терактов, вместе взятых. Россия, США и более 60 других государств - участников ИЗОР ежедневно сообща работают над тем, чтобы подобный кошмар никогда не стал реальностью ни в одной точке мира.
И. В. Шушкова
РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ И МЕЖДУНАРОДНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ (на примере Шанхайской организации сотрудничества)
Роль региональных объединений в решении основных проблем международной безопасности сегодня весьма значительна. Решение таких актуальных вопросов современности, как международный терроризм, экстремизм, угроза распространения оружия массового уничтожения требует значительных усилий со стороны не только ООН как основного гаранта мира и безопасности на планете, но и ряда региональных объединений. В их ряду можно назвать, например, военно-политическую организацию НАТО, новую чисто политическую структуру Шанхайскую организацию сотрудничества (ШОС) или такое экономическое объединение, как Североамериканская ассоциация свободной торговли (НАФТА). Объяснить участие таких несхожих по назначению и функциям организаций в решении обозначенных проблем можно тем, что на данном этапе глобальные угрозы во всем их многообразии требуют специальных подходов, и не
только политических, но и сугубо экономических, экологических и военных.
Примером подобных подходов может служить Шанхайская организация сотрудничества. ШОС уже продемонстрировал миру все грани своего нового формата. Широкомасштабные военные маневры в Китае и Индии, традиционные командно-штабные учения в Таджикистане и Киргизии под эгидой Организации договора коллективной безопасности (ОДКБ) - это первое мощное проявление военной составляющей нарождающегося азиатского военно-политического альянса.
Одновременно динамично развивается сотрудничество между странами Центрально-азиатского региона в экономической и гуманитарной областях. Особенно сильно Пакистан, Индия и Россия сблизились после стихийных бедствий в регионе, когда Москва оказала своим союзникам масштабную помощь.
Еще одна важная проблема, которую призван решить новый блок, связана с необходимостью дискуссионной площадки для поиска компромисса между Индией и Пакистаном и последующего исторического примирения Дели и Исламабада. Сегодня эти ядерные державы уже делают первые шаги на встречу друг другу, однако совместная работа в рамках ШОС может придать этому процессу новый формат и необходимый динамизм. Арбитрами в данном случае могут выступить влиятельные региональные центры силы - Россия и Китай.
Оценивая роль ШОС в современном однополярном мире, премьер-министр России Михаил Фрадков заявляет, что «ШОС открыта и будет использовать все возможности, чтобы стать синтезирующим фактором в международных отношениях». В настоящее время страны-участницы Организации переходят на финансирование конкретных проектов, и не только в области торгово-экономического сотрудничества. Хотя экономические планы тоже впечатляют.
ШОС вынужден реагировать на новые вызовы современности - терроризм, экстремизм и наркотраффик. ШОС на деле становится серьезным стабилизирующим фактором международной жизни, существенным элементом международной архи-
тектуры. При этом Шанхайская организация сотрудничества не направлена против третьих стран. «Наша организация - это открытая организация. Мы не нацелены против каких-либо третьих сторон», - заявил в этой связи премьер Госсовета КНР Вэнь Цзябао.
Сфера деятельности ШОС со времени создания организации значительно расширилась. Сегодня в качестве актуальных пунктов повестки дня на смену пограничным вопросам и мерам доверия в военной области приходят задачи совместного реагирования на современные вызовы и угрозы, развития торгово-экономического, транспортного сотрудничества. Шанхайская организация призвана стать щитом, который защитит страны-участницы от террористической угрозы. Для этого проводятся совместные антитеррористические учения с участием правоохранительных сил. Кроме того, вырабатываются механизмы оперативного реагирования на чрезвычайные события. Причем важно то, что целью является не только адекватно реагировать, но и действовать на упреждение актов терроризма. Этому будет способствовать скорейшее завершение работы над составлением единого реестра запрещенных террористических организаций, дальнейшее совершенствование законодательной базы для противодействия угрозам. Необходимо сообща выработать единые подходы, стараясь гармонизировать их с учетом национальных интересов каждой из сторон. Особую важность приобретает взаимодействие ШОС с Контртеррористическим комитетом Совета Безопасности ООН, расширение полезных контактов с другими международными организациями, занимающимися схожей проблематикой. Это тем более важно в условиях нарастания противоречий в международном сообществе по целому ряду проблем, касающихся развития демократических процессов, реформирования ООН, распространения ядерного оружия. Объединение усилий в рамках ШОС в целях обеспечения безопасности, расширения потенциала Организации не ущемляет интересы других стран и не означает движения в сторону создания какого-либо блока, полностью отвечает принципу открытости
ШОС и духу широкого международного взаимодействия в противостоянии новым вызовам и угрозам.
С. В. Хомутинкин
АМЕРИКА И «НОВЫЙ МИРОВОЙ ПОРЯДОК»: ОЦЕНКИ ГЕНРИ КИССИНДЖЕРА
Окончание биполярного противостояния и распад Советского Союза вызвали широкую дискуссию в американском политическом истэблишменте о контурах новой мировой системы и роли в ней Америки. Свое видение этих проблем предложил и Генри Киссинджер, крупный представитель школы «политического реализма», бывший помощник президента по национальной безопасности и государственный секретарь США в администрациях Р. Никсона и Дж. Форда.
Ряд аспектов формирующегося миропорядка Киссинджер рассматривает как принципиально новые явления в международных отношениях. Он указывает, что «сегодня вестфальский порядок переживает системный кризис. ...Не только Соединенные Штаты, но и многие европейские государства отвергли принцип невмешательства в дела других стран в пользу идеи гуманитарной интервенции». Знаковой тенденцией современного мира Киссинджер называет объединение небольших государств в более крупные структуры, которые своей совокупной мощью пытаются противопоставить себя традиционным лидерам в регионе: АСЕАН - Китаю и Японии (в будущем, возможно, и Индии), ЕС и МЕРКОСУР - Соединенным Штатам. Кроме того, идущая быстрыми темпами глобализация представляется Киссинджеру далеко не ясной по своим последствиям. Она «привела к беспрецедентному, хотя и неравномерному, процветанию, [однако] необходимо еще выяснить, не ускоряет ли она кризисных явлений. не создает ли она тем самым предпосылки глобальной катастрофы»1.
1 Киссинджер Г. Нужна ли Америке внешняя политика? М., 2002. С. 6-7, 9.