ШАНХАЙСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА: РОССИЙСКИЙ ПОДХОД К КАНДИДАТУРЕ ИРАНА
Фаррух УСМОНОВ
докторант университета Цукуба (Цукуба, Япония)
АННОТАЦИЯ
Создание Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) первоначально было результатом успешных переговоров между Россией и Китаем о демаркации границ, однако новая организация быстро переросла в нечто большее. В ее состав вошли Китай, Казахстан, Кыргызстан, Россия, Таджикистан и Узбекистан, и сфера ее интересов расширилась, включив и вопросы торговли и безопасности. Афганистан, Индия, Иран, Монголия и Пакистан получили в Организации статус наблюдателей, что повысило интерес к ШОС в мире.
Однако ни одно из государств-наблюдателей так и не сумело повысить свой статус в Организации до полного членства, хотя страны изъявляли подобное желание. Эта ситуация может вызвать непонимание со стороны нынешних государств-наблюдателей и других стран-кандидатов, намеревающихся присоединиться к ШОС. К тому же неспособность принять рациональное решение по вопросу о расширении Организации заставляет усомниться в наличии единства и согласия среди ее членов.
В Шанхайской организации сотрудничества насчитывается шесть полноправных членов, однако ни для кого не секрет, что в принятии решений определяющая роль принадлежит Китаю и
России. Наличие двух таких главных акторов с их гигантским рынком обеспечивают «Шанхайскому региону» немалую привлекательность, равно как и политическую независимость от Запада.
Иран — одно из пяти государств со статусом наблюдателей—подал заявку о принятии в Организацию в качестве полноправного члена в начале 2005 года, в период президентства М. Ахма-динежада. Однако и сегодня, спустя почти десятилетие после того, как он впервые выразил желание вступить в ШОС, Иран продолжает сотрудничество с Организацией. Прагматичный подход недавно избранного президента Хасана Роухани уже позволил Ирану частично разрешить конфликт с Западом: на переговорах в формате «6 + 1» в ноябре 2013 года стороны сумели договориться о сокращении масштабов и глубины обогащения урана в Иране и о смягчении санкций со стороны ЕС и других государств. В сентябре 2013 года новый президент Ирана отправился с первым зарубежным визитом в Бишкек, где участвовал в ежегодном саммите ШОС. Иран по-прежнему рассматривает этот «регион» как важный для себя, и, без сомнения, участие этой страны способно усилить роль Организации.
Однако Иран все еще остается в статусе государства-наблюдателя.
Темой данной статьи является расширение Шанхайской организации сотрудничества и конкретно намерения Ирана на этот счет и возможная реакция на них со стороны российского политического и научного сообщества: чего
ожидают русские от Ирана, какие аргументы они выдвигают или могут выдвинуть в пользу или против полноправного участия Ирана в деятельности Шанхайской организации сотрудничества.
(Г
КЛЮЧЕВЫЕ Шанхайская организация сотрудничества (ШОС), СЛОВА: Иран, Россия, Международное агентство по атомной
энергии (МАГАТЭ), Совет Безопасности ООН (Совбез ООН), «Шанхайский регион», государство-наблюдатель,
Организация североатлантического договора (НАТО).
\
Введение
Шанхайская организация сотрудничества (ШОС), преемник «Шанхайской пятерки», была создана в 2001 году в результате успешных переговоров о границах между Китаем, Россией и четырьмя государствами Центральной Азии — Казахстаном, Кыргызстаном, Таджикистаном и Узбекистаном. Шанхайская пятерка представляла собой группу в составе Казахстана, Китая, Кыргызстана, России и Таджикистана, которые в 1996 и 1997 годах подписали соответственно Договор об укреплении доверия в военной области и Договор о взаимном сокращении вооруженных сил в районе границы. Успех в разрешении пограничных проблем побудил государства расширить и углубить сотрудничество, включив в него и другие области.
Таким образом, за плечами ШОС 18-летняя история с бесчисленным множеством достижений и рядом трудностей, с которыми ей пришлось столкнуться. ШОС с ее гигантским рынком привлекает страны с различными политическими целями и устремлениями. Такие страны, как Турция и Шри-Ланка, имеющие статус государств — партнеров ШОС по диалогу, могли бы послужить мостом между Организацией и различными регионами. Пока же ШОС сотрудничает с государствами-наблюдателями: Афганистаном, Индией, Ираном, Монголией и Пакистаном, и любое из них может планировать в ближайшее время или позднее вступить в этот клуб в качестве полноправного члена. Расширение Организации через механизмы ШОС зависит от готовности к этому ее нынешних членов. Однако не следует забывать о ключевой роли главных акторов организации — Китая и России. Обе эти страны, придерживающиеся различных концепций в том, что касается экономики и обороны, приложили в свое время немало усилий, для того чтобы Шанхайская организация сотрудничества могла состояться. Каждая из них идет на компромисс ради поддержания имиджа Организации.
Сотрудничество Китая с государствами Центральной Азии как с независимыми странами началось в 1991 году, после распада Советского Союза. Прежние советские республики хотя и граничили друг с другом, не поддерживали между собой никаких политических и экономических отношений. Напротив, отношения с Россией в рамках единой страны — СССР — существовали всегда. У России сохраняются особые отношения и с регионом, и с государствами — наблюдателями ШОС. Положительно относясь к расширению ШОС, Россия пригласила несколько стран присоединиться к Организации. Президент Путин называет ШОС
открытой организацией, которая ставит перед собой цель развивать отношения с самыми разными странами и организациями. В своей речи он приветствовал тот факт, что «страны региона стремятся к более тесному сотрудничеству с ШОС»1.
Вопрос о расширении ШОС стал актуальным после того, как в 2005 году заявку на вступление в Организацию подал Иран. Его кандидатура дважды была отклонена на основании санкций ООН, но, как утверждает К. Барский, специальный представитель президента РФ в ШОС, «если санкции будут сняты, то Тегеран может быть принят в ШОС»2. В связи с этим мнения иранских экспертов разделились. Кое-кто призывал правительство следовать ориентации на неприсоединение, которая закреплена в Конституции страны. Другие предупреждали, что Ирану следует держаться подальше от «организации, коллекционирующей конфликты, по каковой причине она до сих пор так и не сумела достичь своих целей»3.
Иранские эксперты рекомендуют правительству «ждать приглашения от ШОС, благо немалый потенциал Ирана позволяет ему разыгрывать региональную игру любого вида»4. Однако санкции ООН в отношении Ирана и неясные перспективы торговых отношений с ЕС и другими партнерами не оставляют Тегерану особого выбора, кроме более тесного сотрудничества с Китаем и Россией. Имея партнеров в Совете Безопасности ООН, Иран может чувствовать себя спокойно. Таким образом, «Китай и Россия с их огромным инвестиционным потенциалом выглядят весьма привлекательно в качестве инвесторов в иранскую экономику, особенно в те времена, когда многие западные компании и банки ушли из страны из-за санкций Европейского союза и США»5.
Однако Шанхайская организация сотрудничества дорожит своими отношениями с другими международными организациями, включая такие престижные учреждения, как ООН и Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ), и не желает, чтобы иранская проблема стала поводом для конфронтации с ними. В апреле 2010 года ШОС и ООН подписали Декларацию о сотрудничестве и, ценя свое сотрудничество с ООН, ШОС, вероятно, попытается вести переговоры и призывать к диалогу, но не поступит вразрез с мерами Совбеза ООН в отношении Ирана. Это важно для ШОС, — ведь соглашение о сотрудничестве — свидетельство ее положительного имиджа. В Декларации заявляется, что Генеральная ассамблея ООН, «отмечая, что Шанхайская организация сотрудничества стала важнейшей региональной организацией для рассмотрения вопроса о безопасности в регионе во всех его аспектах, будучи убеждена в том, что укрепление сотрудничества между Организацией Объединенных Наций и другими организациями системы Организации Объединенных Наций и Шанхайской организацией сотрудничества способствует достижению целей Организации Объединенных Наций, принимает к сведению деятельность Шанхайской организации сотрудничества, направленную на укрепление мира, безопасности и стабильности в регионе, борьбу с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом, незаконным оборотом наркотиков и другими видами преступной деятельности транснационального характера и на поощрение регионального сотрудничества в различных областях, таких как торговля и экономическое развитие, энергетика, транспорт, сельское хозяйство и агропромышлен-ность, регулирование миграции, банковское дело и финансы, информация и телекоммуникации, наука и новые технологии, таможенная служба, образование, здравоохранение, ох-
1 Путин В.В. Выступление на заседании Совета глав государств — членов Шанхайской организации сотрудничества. Пекин, 2012 [http://www.kremlin.ru/transcripts/15589].
2 Строкань С. Шанхайская организация разрывается между организаторами // Коммерсантъ, 7 июня 2012 [www.kommersant.ru/doc/1952696].
3 Iran's Accession to SCO: Conflicts and Threats [http://www.iranreview.org/content/Documents/Iran's_Accession_to_ SCO_Conflicts_and_Threats.htm], 21 June 2011.
4 Ibidem.
5 PikaevA. Enlarging SCO: Is Iran Valuable Member? // PONARS Eurasian Policy Memo, 2008, No. 15.
рана окружающей среды и уменьшение опасности стихийных бедствий, а также в других связанных с ними областях»6.
В этой статье мы рассмотрим прежде всего мнения и оценки российских экспертов по вопросу об интеграции Ирана в ШОС. Поддерживают ли они такую интеграцию и как они видят расширение ШОС в будущем: с участием Ирана или без него? У этих двух стран за плечами долгая история взаимоотношений, включающая периоды напряженности, и особая заинтересованность в таких регионах, как Центральная Азия и Каспий. На протяжении новейшей истории, включая и период холодной войны, Россия всегда рассматривала Иран как страну, важную для безопасности ее южных границ, и лучшее свидетельство этого — Договор между Российской Социалистической Федеративной Советской Республикой и Персией от 1921 года. Советский Союз исчез, но Иран остался страной, которой Россия придает большое значение.
Теоретический взгляд
Здесь имеет смысл обратить внимание на важность региона, положение и роль ШОС, взглянув на международные отношения в свете теоретических подходов. В отличие от школы реализма, которая утверждает, что государства всегда действуют в своих узких национальных интересах, не считаясь с моральными соображениями, либеральная школа приветствует сотрудничество государств с международными институтами и в рамках международных институтов. Поэтому если у двух или более государств имеются какие-то общие предпочтения, их обоюдное стремление к достижению общих интересов может позволить обеим сторонам получить «абсолютный выигрыш» от сотрудничества. Представители же школы реализма не верят в идею «абсолютного выигрыша», рассматривая вместо этого международное соревнование как игру с нулевой суммой, в которой выигрыш одного игрока означает проигрыш другого7.
Неолиберализм делает акцент именно на кооперативном поведении государств. По утверждению Р. Кохэйна и Дж. Найа, растущий уровень взаимозависимости между государствами, вынуждает их сотрудничать и объединяться8. Кохэйн, таким образом, признает, что признает, что сотрудничество — вовсе не легкий изящный трюк: оно может породить и напряженность в отношениях; но государства, в принципе, способны извлечь выгоду из кооперативных стратегий.
Неолибералы описывают региональную интеграцию как движение к максимизации благосостояния государств и удовлетворения их интересов путем сотрудничества, особенно такого сотрудничества, которое диктуется новым международным порядком9.
Идею о сотрудничестве поддерживает и Дж. Григо, утверждающий, что в случае сотрудничества все страны оказываются в выигрыше. При этом он поясняет, что региональная интеграция представляет собой процесс с приращениями, в результате которого проблемы коллективного действия решаются и формализуются в институциональных рамках10.
6 Сотрудничество между Организацией Объединенных Наций и Шанхайской организацией сотрудничества, 2 декабря 2010 [http://www.sectsco.org/RU123/show.asp?id=434].
7 См.: HurellA. The Regionalism Dimension in International Relations Theory. В кн.: Global Politics of Regionalism Theory and Practice / Ed. by M. Farell, B. Hettneand, L.V. Langenhove. London: Pluto Press, 2005. P. 39—41.
8 См.: Keohane R.O. After Hegemony: Cooperation and Discord in the World Political Economy. Princeton, New Jersey: Princeton University Press, 2005.
9 См.: The Political Economy of Regionalism / Ed. by E. Mansfield, H. Milner. New York: Columbia University Press,
1997.
10 См.: Griego J.M. Anarchy and the Limits of Cooperation: A Realist Critique of the Newest Liberal Institutionalism. В кн.: Neorealism and Neoliberalism / Ed. by D.A. Baldwin. New York: Columbia University Press, 1993.
Неолибералы трактуют региональную интеграцию как рациональный ответ государств на стремительное изменение обстановки под влиянием глобализации и растущей взаимозависимости в эпоху, последовавшую за окончанием холодной войны. Региону необходимо не отгораживаться от «новых реалий», а принимать меры для разрешения порождаемых ими проблем. При этом регион, согласно мнению Д. Лейка и П. Моргана, определяется по принципу географической близости входящих в него стран11.
Как утверждают Дж. Розенау и Э.-О. Чемпель, интенсивность регионального сотрудничества в сфере безопасности может варьироваться от поддержания регионального баланса сил до переговоров об общерегиональном режиме безопасности.
Л. Фосетт и Э. Хюрелл, говоря о регионализме, отмечают, что региональное сотрудничество может привести к появлению формальных институтов, но часто может опираться и на куда менее жесткие структуры, вроде установившегося порядка проведения регулярных встреч, сопряженных с соблюдением неких правил и со специальным механизмом подготовки таких встреч и контроля за исполнением решений.
С. Амин трактует процесс регионализации как «формирование «кирпичиков» для строительства иной мировой системы». Он также видит в регионализме «единственный эффективный ответ на вызовы непрерывно углубляющейся поляризации, порожденной процессами капиталистической глобализации»12. Регионализм превратился в зонтик, под которым развивается социально-экономическое сотрудничество, растет региональное самосознание, формируется региональная идентичность и создаются межгосударственные учреждения.
Ситуация с государствами-наблюдателями
Ситуация с возможным будущим ШОС представляется весьма критической. Со времени первого и последнего расширения Организации миновало уже 13 лет, и почти 10 лет прошло с того времени, как одно или несколько государств-наблюдателей в последний раз подавали заявку на вступление в нее в качестве полноправных членов. Так нужно ли ШОС расширяться или нет? Учитывая число государств-кандидатов на вступление, этот вопрос необходимо как-то решать. А между тем сложившаяся ситуация делает его еще менее ясным. Как это может повлиять на имидж Организации, на отношение к ней за пределами региона и на дальнейшее развитие событий в самой ШОС?
Монголия считается весьма привлекательной страной для принятия ее в ШОС, идеальным новым членом Организации. Она граничит только с Россией и Китаем, исторически и культурно связана с регионом. Она первой подала заявку на полноправное членство в ШОС, ее главные торговые партнеры и партнеры в сфере безопасности — Китай и Россия. Ее население не достигает и трех миллионов человек, и принятие ее не может ни как-то изменить структуру ШОС, ни вызвать отрицательную реакцию за пределами региона. Наоборот, все стороны могут только выиграть от сотрудничества. Большинство российских исследователей и политических руководителей предпочли бы начать расширение Организации именно с Монголии.
11 См.: The New Regionalism Security Affairs. В ra.: Regional Orders: Building Security in a New World / Ed. by D.A. Lake, P.M. Morgan. Pennsylvania: The Pennsylvania State University Press, 1997. P. 11—12.
12 Amin S. Regionalization in Response to Polarizing Globalization. В ra.: Globalization and the New Regionalism. Vol. 1 / Ed. by B. Hettne, A. Inotai, O. Sunkel. Basingstoke: Macmillan Press, 1999. P. 54.
Еще одна страна-кандидат на вступление — Индия. При всем ее огромном населении, что способно вызвать известные опасения, ее включение может укрепить безопасность, оборону и торговлю в рамках ШОС. Участие Индии могло бы модернизировать Организацию, поднять ее работу на новый уровень. Она, правда, лежит в другой части Азии, но ведь «интеграционные процессы в различных частях мира можно охарактеризовать как региональные даже в том случае, если не все участвующие в них страны принадлежат одному и тому же географическому региону»13. По оценкам специалистов, напряженность между Индией и Китаем ушла в прошлое, две страны улучшают свои отношения. Индия не меньше других страдает от терроризма, и потому охотно присоединилась бы к политике ШОС по борьбе с ним. Индия реконструировала военный аэродром Айни в Таджикистане, который мог бы использоваться в общих интересах региональной безопасности. Кроме того, ее экономика — десятая в мире по номинальному объему ВВП, и после ее принятия Организация имела бы в своем составе три из десятки самых крупных в экономическом отношении государств мира, обладающих ядерным потенциалом. Индия — самая большая в мире по численности населения демократическая страна с рыночной экономикой. Сотрудничество с ней обогатило бы ценным опытом и страны Центральной Азии, переживающие период трансформации. Полноправное членство Индии в ШОС могло бы изменить имидж Организации, сделав его более либерально ориентированным.
Другие государства, претендующие на вступление в ШОС, — Афганистан, Иран и Пакистан. Ряд российских экспертов единодушно говорят о нестабильности этих государств. Хотя Афганистан и Пакистан участвуют в борьбе против терроризма, на их территории по-прежнему располагаются лагеря террористов, что подтверждается американской операцией по уничтожению лидера «Аль-Каиды» Усамы бен Ладена. Парадокс состоит в том, что правительство Пакистана тратит немалую часть своего бюджета на оборону, в том числе и на борьбу против терроризма, но на его территории по-прежнему существуют лагеря террористов.
Что касается Ирана, то мнения государств — членов ШОС, в том числе и России, о перспективах его вступления в Организацию носят неоднозначный характер. Большинство экспертов указывают на ядерную программу Ирана как на серьезную помеху интеграции Ирана.
Противоречие безопасности
Некоторые российские эксперты видят или хотят видеть в ШОС противовес НАТО или, по крайней мере, препятствие к осуществлению планов НАТО в регионе. По мнению А. Клименко, Иран хочет использовать ШОС как своего рода подушку безопасности для защиты от США, Израиля, а также от НАТО и других международных организаций. Кроме того, у Ирана и России совпадает взгляд на многие вопросы. «Точки зрения Ирана и России на региональную безопасность и стабильность по многим параметрам совпадают. Особое беспокойство и в Москве, и в Тегеране вызывает обострение военно-политической обстановки на берегах Каспийского моря... где возможно размещение военных баз НАТО»14. Однако это едва ли может послужить достаточным аргументом в поддержку мысли об уравновешивании НАТО, особенно если учесть, что Турции, члену НАТО, в июне 2012 года был предоставлен статус партнера ШОС по диалогу и что «если бы Анкаре предложили полное членство в Шанхайской органи-
13 Dadabaev T. Towards Post-Soviet Central Asian Regional Integration. Tokyo: Akashi Shoten Co. Ltd, 2004. P. 36.
14 Клименко А. Стратегия развития Шанхайской организации сотрудничества: проблема обороны и безопасности. М.: Наука, 2009. С. 237.
зации сотрудничества, она отказалась бы от попыток присоединиться к Европейскому союзу»15.
Иран испытывал сильное международное давление, прежде всего со стороны Совета Безопасности ООН, МАГАТЭ и других влиятельных организаций, включая Европейский союз. С. Лузянин утверждает, что Иран был загнан в угол Соединенными Штатами и их союзниками, в том числе ООН и МАГАТЭ, и именно поэтому он так стремится стать членом ШОС, дабы застраховать или обезопасить себя от возможного нападения со стороны Запада. Эксперты предупреждают, что Иран может вести себя неконтролируемым образом и стать причиной конфронтации с Западом16. Однако в этом случае ШОС может выступить посредником между сторонами и разрешить эту проблему, тем более что Россия и Китай уже убедили Иран: тому следует урегулировать свои противоречия с упомянутыми организациями, если он хочет вступить в ШОС. Так, Иран участвовал во встречах с шестью государствами по вопросу своих проектов по использованию ядерной энергии, и некоторые раунды переговоров были вполне результативными. Россия и Китай участвовали в этих встречах как отдельные государства, однако и ШОС как целое также мог бы внести вклад в урегулирование проблем между ЕС, США и Ираном.
Но действительно ли подлинной причиной отмены или отсрочки принятия Ирана в Организацию были именно международные санкции? Иран — часть стратегической и геополитической дилеммы России, но какова реальная причина, стоящая за отказом?
Возможно, ссылка на санкции — не более чем «запретительная отговорка»17. Один из экспертов утверждает, что Россия и Китай просто не хотят брать на себя какие-то обязательства на случай нападения США и Израиля на Иран18. Вероятнее всего, подобный шаг выглядел бы демонстрацией неуважения к Вашингтону, отношения с которым и Россия, и Китай пытаются улучшить. Р. Сафаров утверждает, что санкции против Ирана — только «предлог» и что условие, согласно которому «членом ШОС не может стать государство, находящееся под санкциями ООН», было пролоббировано Россией и Китаем специально для того, чтобы предотвратить вступление Ирана в это объединение и угодить Евросоюзу и Соединенным Шта-там19. Однако, по словам российского посла в Иране Л. Джагаряна, «Россия не признает односторонние санкции США и ЕС в отношении Ирана»20. Российский посол подчеркнул, что «Россия является независимым государством и проводит самостоятельную политику» и будет принимать решение по Ирану, исключительно исходя из своих собственных национальных интересов.
Решение о расширении состава государств-членов определяется текущим состоянием дел в Организации. Ведь порядок и механизмы функционирования Организации все еще находятся в стадии обсуждения. Именно поэтому государства — члены ШОС хотят, «чтобы страны, которые станут в будущем членами нашей организации, усиливали бы ее, расширяли бы ее потенциал и возможности... а не, наоборот, утяжеляли бы ее какими-то проблемами, которые существуют у этих стран»21.
Но действительно ли при потенциале и природных ресурсах Ирана санкции против него являются «проблемой» для ШОС? Именно они и побуждают Иран к сближению с ШОС.
15 Turkey Renews Plea to Join Shanghai Cooperation Organization [http://thediplomat.com/2013/12/turkey-renews-plea-to-join-shanghai-cooperation-organization/], 1 December 2013.
16 См.: Лузянин С. Шанхайская организация сотрудничества: модель образца 2008 года. М., 2008.
17 См.: Сафаров Р. ШОС без Ирана: Шанхайская организация сотрудничества теряет динамику, 8 декабря 2010 [http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1292128920].
18 См.: Там же.
19 См.: Там же.
20 Леван Джагарян: интервью газете «Коммерсантъ», 3 июня 2010 [http://www.kommersant.ru/doc/2398503].
21 Муратбек Иманалиев: интервью РИА «Новости», 3 июня, 2010 [http://www.conventions.ru/view_news. php?id=277].
Именно из-за них Иран отчаянно стремится заручиться поддержкой Китая и России в Совете Безопасности ООН. Со своей стороны, тогдашний российский президент Д. Медведев приветствовал интерес Ирана к сотрудничеству с ШОС и утверждал, что он рад, что крупнейшие страны региона присоединяются к Организации. По его словам, «расширение состава организации за счет крупных держав отвечало бы интересам ШОС и укрепило бы ее авторитет»22.
Некоторые российские эксперты обеспокоены возможным ухудшением отношений с Западом из-за Ирана. Однако они рекомендуют решать проблему Ирана рационально, но не в ходе «подковерных» интриг.
Пока же Россия рассматривает возможности расширения ШОС, но приоритет отдает Индии и Пакистану. Министр иностранных дел России С. Лавров заявил, что ШОС должна расширяться, вероятнее всего, за счет Индии и Пакистана. По его словам, хорошо, если государства сообща, коллективными усилиями противодействуют угрозам региональной безопасности. В этой связи «мы полагаем, что время настало»23.
Россия считает, что участие Индии и Пакистана, которые в настоящее время имеют в ШОС статус государств-наблюдателей, поможет полнее раскрыть потенциал ШОС и сделать его имидж «более международным». Каждая страна, входящая в Шанхайское сообщество, независимо от ее статуса в Организации, может «влить в нее свежую кровь», обновить ее работу и способствовать ее модернизации. Однако, говоря о расширении ШОС, Лавров ни словом не упомянул об Иране, и это может быть связано с проблемой санкций.
ШОС не закрывает двери перед Ираном и продолжает сотрудничать с ним. Обе стороны заинтересованы в поддержании сотрудничества через механизм Организации таким образом, чтобы не проигнорировать стремления Ирана. Иран предложил устроить на своей территории встречу министров энергетики стран ШОС, участвовал в нескольких акциях Организации, а также изъявил желание включиться в проведение военных учений государств — членов ШОС.
Роль Ирана в регионе чрезвычайно велика, он занимает стратегически важное географическое положение, являясь частью сразу нескольких регионов, в том числе и Каспийского, к которому частично относится и Россия. А Россия всегда проявляла озабоченность ситуацией в странах, граничащих с ней или принадлежащих к одному с ней региону. Некоторые российские эксперты рассматривают меры против Ирана как общую для обеих стран угрозу. Так, Россия использовала свое право вето, чтобы не допустить никаких военных операций в Иране. По словам Д. Бабичева, разгром иранской армии и уничтожение военных инфраструктур Ирана будут означать изменение баланса сил в этом стратегически важном регионе мира, и все это приведет к усилению роли США в Персидском заливе и Каспийском море24. В международной политике России значение Каспийского региона никогда не подвергалось сомнению. В том, что касалось ситуации вокруг Каспия Россия (Советский Союз) и Иран (Персия) постоянно сотрудничали. Россия всегда рассматривала этот регион как зону своего контроля. Советский Союз, а сегодня Россия старались избежать любого конфликта на Каспии и категорически возражали против международного вмешательства в Иране.
В свое время вице-спикер Государственной Думы России С. Бабурин предлагал оценить реальные возможности ШОС и ее способность и готовность защитить Иран от Запада. Его
22 [http://infoshos.ru/ru/print.php?idn=7453].
23 Russia Supports India's Bid to Join the Shanghai Cooperation Organization — Russian Foreign Minister [http:// indian.ruvr.ru/2013_10_02/Russia-India-SC0/], 2 October 2013.
24 См.: Бабичев Д. Расширение ШОС: позволит ли вступление в нее Ирана избежать войны с Израилем? [http:// azerros.ru/maintheme/3745-rasshirenie-shos-pozvolit-li-vstuplenie-v-nee-irana-izbezhat-voynu-s-izrailem.html], 5 июня 2012.
коллега, вице-спикер парламента В. Жириновский подчеркивал: «Иран хочет, чтобы его приняли в ШОС. Надо этому способствовать. Это усилит ШОС и обезопасит Иран»25. Иран отдает себе отчет в важности своего географического положения для России, и у обеих стран есть общие подходы и интересы в региональной политике. По словам иранского министра иностранных дел Али Акбара Салехи, «Иран — самый важный сосед для России», противостоящий стратегическому плану США «замкнуть кольцо... вокруг России»26.
На 12-м заседании Совета глав государств — членов ШОС, проходившем в Китае в 2012 году, подчеркивалась необходимость урегулирования ситуации вокруг иранской ядерной программы исключительно политико-дипломатическими средствами и неприемлемость планов западных государств нанести удар по Ирану из-за его программы обогащения урана. В принятой Декларации подчеркивается, что любая агрессия против Ирана может привести к мировой катастрофе. Государства-члены считают, что любые попытки решить иранскую проблему силовыми методами неприемлемы и ведут к непредсказуемым последствиям, угрожающим стабильности и безопасности в регионе и в мире в целом. В Декларации ясно выражена обеспокоенность развитием ситуации вокруг Ирана, а упоминание о «безопасности в регионе» указывает на важность Ирана для региона27.
Иранская ядерная программа вызывает отрицательную реакцию не только у США, Израиля и ЕС, но и у Китая и России. На встрече с президентом Ирана Ахмадинежадом китайский премьер-министр Вэнь Цзябао отметил, что Китай выступает против того, чтобы какая бы то ни было средневосточная страна разрабатывала ядерное оружие и обладала им28. По мнению К. Танаева, Иран занимается обогащением урана не для того, чтобы удовлетворить свои амбиции, но, главным образом, чтобы обезопасить себя. «Разумеется, никого в регионе не радует возможное обретение Ираном ядерного оружия, но нужно понимать, что гипотетическое стремление Ирана к обретению ядерного оружия связано не только с удовлетворением своих амбиций, а в первую очередь с желанием защититься». Он полагает, что ШОС продолжает сотрудничество с Ираном, чтобы снизить напряженность в регионе. Возможно, именно поэтому речь здесь может идти о том, чтобы «лучше защитить региональные интересы»29.
ШОС придерживается разумной и сбалансированной позиции по международным проблемам и ведет очень осторожную политику, никогда не давая аналитикам повода говорить о ней как о политическом и, тем более, военном союзе. Однако времена меняются, и ШОС меняется вместе с ними. Кризис на Ближнем Востоке, в том числе спровоцированный «арабской весной» сирийский конфликт и недавнее образование так называемого Исламского государства Ирака и Леванта (ISIS, ИГИЛ), как и предстоящий в конце 2014 года вывод американских войск из Афганистана, требуют от ШОС серьезно пересмотреть свои подходы и побуждает эту организацию к более активной внешней политике. Ситуация в Афганистане остается нестабильной и может еще ухудшиться после ухода американских войск, что способно вызвать серьезные проблемы безопасности в регионе. Иран, у которого есть огромный опыт борьбы
25 Жириновский предлагает принять Иран в ШОС, 11октября 2007 [http://xn--80aa2bkafhg.xn--p1ai/article.php?n id=22794&sq=19,22,289&crypt].
26 Иран — последний рубеж России перед НАТО, 28 июля 2011 [http://mssian.rt.com/inotv/2011-07-28/Iran---poslednij-rubezh-Rossii].
27 Декларация глав государств — членов Шанхайской организации сотрудничества о построении региона долгосрочного мира и совместного процветания, 7 июня 2012 [http://www.fmprc.gov.cn/rus/ziliao/zt/shhzzzcygys/t939179. shtml].
28 [http://russian.china.org.cn/news/txt/2012-06/07/content_25586505.htm].
29 Доверие между ШОС и Ираном способно гораздо лучше снизить градус напряженности в регионе, нежели жесткие санкции, 16 августа 2007 [http://www.toptj.com/m/news/2007/08/16/ekspert_doverie_mezhdu_shos_i_iranom_ sposobno_gorazdo_luchshe_snizit_gradus_napryazhennosti_v_regione_nezheli_zhestkie_sankcii].
против регионального терроризма, мог бы внести вклад в разрешение афганской проблемы и в укрепление безопасности и стабильности в регионе, что стало бы для ШОС важным приобретением.
Ценность экономического сотрудничества
с Ираном
Иран с его природными ресурсами и устойчивой экономикой, отнюдь не основанной на одной лишь эксплуатации природных ресурсов, в высшей степени привлекателен для любой организации и любых государств. Хотя международные санкции тяжело сказались на иранской экономике, она все еще остается одной из самых мощных в регионе. Однако санкции мешают Ирану расширять торговлю и деловые отношения со многими странами, включая таких его традиционных торговых партнеров, как Южная Корея, Япония и Европейский союз. Несмотря на рост объемов торговли с Россией и Китаем, Иран ищет для себя альтернативный больший рынок, с которым можно было бы поддерживать активные деловые отношения. Китай, являющийся второй по величине экономикой в мире, считается самым важным торговым партнером Ирана; другой такой партнер — Индия. Иран поддерживает деловые отношения с Россией, особенно в строительстве и эксплуатации атомной электростанции, в использовании транспортных коридоров и военном сотрудничестве.
Иран и лидеры ШОС высоко оценивают важность своего экономического сотрудничества и даже после мирового финансового и экономического кризиса 2008 года по-прежнему стремятся всячески расширять его. По инициативе Китая «Шанхайский регион» учел обстоятельства, порожденные финансовым кризисом, и принял несколько программ, касающихся торговли и экономики. Такая инициатива изменила ориентацию ШОС с политики на экономику. По мнению А. Ястремского, Китай хочет, чтобы удельный вес политического и экономического сотрудничества был одинаковым, но в будущем приоритет экономической стратегии в работе Организации может перевесить30. Россия, со своей стороны, усматривает в мировом финансовом кризисе и положительные стороны. По словам В. Путина, «мы сейчас четко видим дефектность монополии в мировых финансах и политике экономического эгоизма»31. По словам российского лидера, мир вступил в важный переходный период, основным содержанием которого должно стать формирование многополярной финансовой и экономической системы, что означает, по сути, формирование многополярной архитектуры международных отно-шений32. В этих условиях Россия и Китай готовы продолжать и развивать сотрудничество в регионе. Ни одно из государств — наблюдателей ШОС пока не стало ее постоянным членом, и по-прежнему остается открытым вопрос, какая страна первой получит статус полноправного члена и какая будет следующей в очереди.
Российских экспертов также заботят отношения между самими государствами-наблюдателями — Индией, Ираном и Пакистаном. Однако, несмотря на напряженность в отношениях между США и Ираном, ни Индия, ни Пакистан не сократили масштабы сотрудничества с Тегераном. Напротив, Индия и Пакистан планируют совместно с Ираном реализовать трубопроводный проект. У Пакистана есть две причины поддерживать этот проект:
30 См.: ЯстремскийА. Политика России по обеспечению безопасности на постсоветском пространстве // Журнальный клуб Интелрос «Мир и политика», 2012, № 6 [http://www.intelros.ru/readroom/mir-i-poHtika/m6-2012/14918-politika-rossii-po-obespecheniyu-bezopasnosti-na-postsovetskom-prostranstve.html].
31 Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) [http://www.ereport.ru/articles/ecunions/sco.htm].
32 См.: Шанхайский час [http://www.rg.ru/2008/10/31/putin.html].
■ во-первых, Исламабад таким образом вновь подтвердил бы независимость своей внешней политики от США,
■ во-вторых, Пакистан взял на себя экономические обязательства в связи с проектом, и выход из него может стоить стране больших средств в виде неустойки.
Отношения между Ираном и Индией вполне дружественные и, насколько можно судить по находящимся в работе совместным проектам, они не слабеют, а развиваются. Такое сотрудничество между государствами-наблюдателями — еще одно преимущество для ШОС, которая в будущем может перерасти в самый большой в мире общий рынок.
Некоторые эксперты в России вообще предпочли бы, чтобы ШОС сосредоточилась не на политическом сотрудничестве, а на экономическом. Как заявил председатель российско-иранского Общества дружбы и сотрудничества Александр Полищук, «Шанхайская организация сотрудничества создана как такой союз, который, прежде всего, не направлен против каких-либо третьих стран, других стран, не входящих в это объединение. деятельность членов ШОС и наблюдателей направлена, прежде всего, на укрепление взаимного доверия, взаимного сотрудничества, экономического в том числе, сотрудничества. на то, чтобы. сцементировать этот регион, создать. полюс безопасности»33. Его «сцементировать» относится к сфере экономики, которую необходимо обезопасить от спада, и именно для этого в регионе необходимо развивать сотрудничество и поддерживать деловые институты, чтобы ускорить экономическое развитие. Эксперты полагают, что у Ирана есть предпосылки для того, чтобы стать образцовым участником экономического сотрудничества, и именно поэтому его стремятся включать во все программы ШОС, в том числе и в программы культурных, экономических и деловых форумов. С одной стороны, участие иранской делегации в таких проектах может создать платформу для сотрудничества, с другой — оно дает российским компаниям возможность находить в Иране разного рода проекты, в которые можно вкладывать средства. Российским компаниям трудно инвестировать в Иран из-за международных санкций, трудностей с банковскими транзакциями и т.д. По словам В. Онищенко, многие компании знают о богатом потенциале Ирана, однако им не хватает детальной инвестиционной информации. Поэтому «российские бизнесмены, которые в поисках деловых партнеров обращаются в Посольство Ирана в Москве либо в российско-иранский деловой Совет в Торгово-промышленной палате, как правило, совершенно ничего не знают об иранском рынке». Он посетовал на «белые пятна в информационном пространстве ШОС» в том, что касается Ирана34. Возможность использовать механизмы ШОС для торговли и бизнеса позволила бы деловым кругам сэкономить время и заинтересовала бы компании в объединении усилий и в согласовании интересов, которые позволяют извлекать выгоду из сотрудничества.
В преддверии встречи глав государств в Астане в 2008 году российские эксперты ожидали, что президент Путин выстроит «новый прагматический курс» страны по отношению к Ирану, что позволило бы восстановить былые позиции Ирана на мировой арене и активно вовлекать Исламскую республику в процессы экономической интеграции через механизмы ШОС. А. Князев подчеркивал, что потенциал ШОС сегодня не реализуется в полной мере и в Организации не проводится никакая целенаправленная политика. По его словам, мы до сих пор не видим реальных достижений, и ШОС должна, по крайней мере, начать выполнять свои проекты, для этого у нее есть все35.
33 Роль Ирана в ШОС неуклонно возрастает, 12 ноября 2011 [http://russian.irib.ir/analitika/reportazh/item/136909].
34 Владимир Онищенко: интервью (см.: Там же).
35 См.: Князев А. Новая мировая реальность и ШОС как геополитический и геоэкономический феномен: проблемы, функциональность и исторический шанс. В кн.: ШОС как фактор интеграции Центральной Евразии: потенциал стран-наблюдателей и стран-соседей. Бишкек, 2009.
Пока неясно, какие ориентиры ШОС выбирает для своей региональной и глобальной политики. США во время пребывания у власти администрации Дж. Буша пытались наметить путь для сотрудничества с ШОС, однако не нашли поддержки со стороны самой Организации. Такое отвержение вызвало весьма негативную реакцию у экспертов из Америки и Европы: заговорили об антиамериканской и антиевропейской направленности политики ШОС. Правда, готовность принять Турцию в ШОС в качестве полноправного члена могла бы заставить усомниться в такой гипотезе.
Впрочем, многие эксперты с большой осторожностью смотрят на возможность полноправного членства Турции в Организации. Например, И. Шевырев относится к намерению Турции весьма скептически и предостерегает Организацию против того, чтобы давать Турции «доступ к некоторой секретной документации Организации». По его мнению, Турция заинтересована в регионе, который лежит в зоне российского влияния. Кроме того, она может использовать свою религиозную и культурную общность с большей частью населения Центральной Азии, для того чтобы уменьшить российское влияние в регионе. По мнению Шевырева, Россия не должна также забывать об историческом соперничестве между Турцией и Ираном, которое периодически перерастало в конфликт и в будущем способно привнести конфронтацию в регион. Он подчеркнул, что, учитывая вышеупомянутые факторы, США будут стремиться дестабилизировать регион и взорвать ШОС изнутри36.
Турция уже на протяжении 30 лет сталкивается с трудностями на переговорах относительно вступления в ЕС и ищет альтернативный рынок для своего экспорта. К тому же она зависит от импорта энергоресурсов из нескольких стран — членов ШОС. Рынки Китая, России, Индии, Ирана и стран Центральной Азии привлекательны для любой страны, включая Турцию, которая готовится к экономическому подъему. Кроме того, Турция уже сталкивается с проблемами на границах с Сирией и Ираком, и, с учетом всего сказанного выше, какая бы то ни было конфронтация с «Шанхайским регионом» для нее абсолютно нежелательна.
Турецко-иранские отношения остаются стабильными. Несмотря на санкции, Турция продолжает импортировать из Ирана нефть. Иран продолжает диалог с Турцией и другими странами НАТО по проблеме Сирии, хотя на встречу в январе 2014 года его не пригласили.
Мало какой из мировых торговых союзов мог бы сравниться по масштабам и мощи с экономическим и торговым союзом России, Китая, Индии, Ирана, Пакистана и Турции. И в этом сценарии членство Ирана могло бы помочь России воплотить в жизнь ее идею о так называемой «газовой ОПЕК», с помощью которой она хотела бы усилить позиции на мировом энергетическом рынке. Да и, как замечал иранский первый вице-президент Мухаммад Реза Рахими, без участия Ирана реализация многих совместных проектов ШОС, включая проекты по транзиту грузов, будет просто невозможна. Иран ищет способ расширить географию своей торговли, особенно после того, как в январе 2014 года в Женеве он пришел с шестеркой государств к соглашению, позволяющему частично возобновить сотрудничество с несколькими государствами ЕС, как и с другими прежними торговыми партнерами. Российский эксперт Р. Сафаров советует Ирану не слишком стремиться к членству в ШОС, но активно развивать двустороннее сотрудничество с каждым из членов Организации, поскольку, «оставаясь вне рамок ШОС, Иран имеет возможность торговать и развивать двусторонние экономические связи со всеми странами региона, не задумываясь о том, являются ли они членами ШОС или нет»37 и независимо от приоритетов Организации.
Иран связан с «регионом ШОС» исторически и имеет с большинством членов Организации общие границы. Афганистан, внутреннее положение в котором после 2014 года может стать одним из центральных пунктов в международной повестке дня, является государством — на-
36 См.: Шевырев И. ШОС: путь через десятилетия, 15 ноября 2011 [http://www.proza.rU/2011/11/17/194].
37 Сафаров Р. Указ. соч.
блюдателем ШОС и имеет протяженную границу с Ираном. Афганистан видит в Иране важного торгового партнера. Кроме того, Иран приютил на своей территории миллионы афганских беженцев и мигрантов и играет ключевую роль в мирном процессе в этой соседней с ним стране. Многие жители двух стран говорят на одном языке, что позволяет беженцам и мигрантам работать и жить в Иране, не испытывая языковых проблем, и считать эту страну своим домом. Иран тесно связан не только с Афганистаном, но и с другими государствами — членами ШОС, в частности с Таджикистаном. Вместе с Россией он сыграл ключевую роль в достижении мира в этой стране. Таджикский политический эксперт доктор С. Сафаров приветствует стремление Ирана присоединиться к Организации. По его мнению, Таджикистан должен использовать все свои дипломатические ресурсы, включая стратегическое партнерство с Россией, чтобы помочь Ирану стать членом ШОС, поскольку это послужило бы укреплению стабильности в регионе.
Заключение
Проблема расширения ШОС обсуждается с 2005 года, а сама Организация в прошлом уже имеет опыт приема новых членов: в 2001 году в нее был включен Узбекистан. К сожалению, многие страны до сих пор ожидают своей очереди на прием в ШОС, что весьма негативно отражается на процессе формирования общей политики Организации.
С одной стороны, ШОС заинтересована в расширении своих границ далее в Азию, а затем и в сторону Ближнего Востока. Иран при этом может сыграть роль моста, обеспечивающего возможность такого расширения за счет расширения транспортных возможностей стран ШОС. Кроме того, вместе с Ираном «Шанхайский регион» может контролировать почти 30% мировых нефтяных ресурсов.
Однако, хотя Организация существует уже долгие годы, ее концептуальные цели до сих пор неясны. У нее имеются различные возможности для расширения. Она может начать прямой процесс принятия новых членов, начав с таких стран, как Монголия, и затем следить за последствиями. Другая возможность — расширить число государств-наблюдателей и партнеров по диалогу. Однако любой такой выбор может еще дальше оттянуть решение проблемы Ирана. Тем не менее Ирану нужно продолжать сотрудничество с ШОС и странами — партнерами Организации: такое сотрудничество пошло бы на пользу региону. Для региона важно укрепить стабильность, особенно с учетом проблем Афганистана после 2014 года. ШОС в этой связи столкнется с серьезной проблемой и должна будет сыграть важнейшую роль в разрешении деликатных проблем стабильности, вроде тех, что упоминались выше. Иран с его традиционным влиянием в Афганистане мог бы через структуры ШОС координировать свои действия с регионом, чтобы общими силами бороться с этой проблемой. Учитывая его заслуживающее всяческих похвал досье миротворца (вспомнить хотя бы мирный процесс в Таджикистане), он мог бы выступить в качестве посредника при разрешении афганской проблемы. Однако внутриполитическая ситуация в самом Иране и существующая там теократия могут вызвать серьезное беспокойство в регионе, страдающем от различных радикальных религиозных групп. Но несмотря на все эти обстоятельства, Иран не прекращает сотрудничества и начинает многообещающую совместную работу с Организацией и ее государствами-членами.
Что касается санкций в отношении Ирана, то после прихода к власти нового правительства Роухани Иран добился некоторых успехов на переговорах в формате «6 + 1». По крайней мере, он согласился сократить масштабы своей программы по обогащению урана в обмен на смягчение санкций, пусть и неполное. Как уже отмечалось, у России и Ирана много общего, включая санкции, которые были наложены на Россию из-за событий в Украине. Обе страны
обеспокоены ситуацией вокруг Ирака, где усиливается так называемое ИГИЛ. Иран сотрудничает с Россией по многим направлениям, и, похоже, что он нужен России в ШОС не только из-за его богатых природных ресурсов, но и как возможный посредник при разрешении нескончаемых конфликтов между государствами Центральной Азии и угроз экстремизма и вооруженных межэтнических конфликтов, которые могут выплеснуться с территории Афганистана на соседние страны. В отличие от ситуации с другими государствами-наблюдателями, такими, как Индия или Пакистан, прием Ирана в члены Организации не осложнит развитие ситуации внутри ШОС, поскольку он поддерживает хорошие политические и торговые отношения как с Китаем, так и с Россией — главными акторами Организации.