BASIC APPROACHES TO THE INTERPRETATION OF SPENDING TERMS
Abstract
In the article the developed approaches used to justify the costly terms used in the control methodology. An attempt was made to dissolve the terms used to eliminate uncertainty terminology used costly. Authors following detailed description of the position of experts classify the existing guidelines and substantiate the consistency of application of this approach, which can be laid in the foundation for the construction of accounting and analytical systems for the enterprise in accordance with applicable accounting legislation. Keywords: management, costs, expenses, resources, accounting.
УДК 336.02
РЕГИОНАЛЬНЫЕ НАЛОГОВЫЕ РИСКИ: ПОНЯТИЕ, СИСТЕМАТИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА РАСЧЕТА
доктор экономических наук, доцент, заведующий кафедрой банковского дела, Сыктывкарский государственный университет имени Питирима Сорокина (167001, Россия, г. Сыктывкар, Октябрьский пр-т, 55). E-mail: [email protected]
Аннотация
В статье рассмотрены подходы к пониманию сущности регионального налогового риска, определены факторы их порождающие, представлена систематизация налоговых рисков на региональном уровне, влияющих на налоговую базу и количество налогоплательщиков региона, предложена методика его расчета.
Ключевые слова: региональный налоговый риск, понятие, факторы, систематизация, методика расчета, региональный налоговый менеджмент.
Проблемы налогообложения, формирования налоговых доходов консолидированных региональных бюджетов, поиск инновационных форм развития северных территорий [5; 6], обусловливают необходимость исследования сущности понятия регионального налогового риска, факторов их порождающих, систематизации их видов, влияющих на налоговую базу и количество налогоплательщиков региона, разработки методика расчета их величины, что позволит органам власти субъектов РФ повысить результативность управления налогообложением на региональном уровне [1].
Подходы к пониманию сущности регионального налогового риска
Понятие рисков при оценке влияния налоговой политики на социально-экономическое развитие региона является достаточно новым и недостаточно исследованным.
Риск рассматривается как вероятность наступления какого-либо события с негативными последствиями, а также как «опасность возникновения непредвиденных потерь, убытков, недополучения доходов, прибыли по сравнению с планируемым вариантом». Изменения в налоговой системе относятся к финансовым рискам [4].
Чужмарова
Светлана
Ивановна
Можно выделить несколько подходов к определению содержания понятия налоговый риск: риск для государства; риск для налогоплательщиков; комплексный подход, характеризуемый с позиции всех участников налоговых правоотношений. При этом региональный подход к пониманию сущности налоговых рисков в экономической литературе не рассматривается.
Аудиторы, налоговые консультанты налоговые риски понимают с позиций налогоплательщиков как вероятность их финансовых потерь в результате действий, направленных на минимизацию налогов с высокой долей вероятности их оспаривания налоговыми органами, либо бездействий налогоплательщика с максимальной налоговой нагрузкой. [3]
В понимании налоговых органов, налоговый риск - это возможность финансовых потерь бюджетов разных уровней в случае несоблюдения налогоплательщиком законодательства о налогах и сборах. То есть налоговый риск понимается с позиций государства. Система управления налоговыми рисками используется налоговыми органами при планировании выездных налоговых проверок и выборе налогоплательщиков - как субъектов этих проверок.
По мнению В.Г. Панскова, «налоговые риски должны характеризоваться как вероятность финансовых потерь для всех участников налоговых правоотношений» [2].
В рамках регионального подхода региональные налоговые риски, по нашему мнению, должны пониматься как вероятность наступления неблагоприятных финансовых последствий для региона, выражающихся в недополучении налоговых доходов консолидированного регионального бюджета, возникающих в результате управленческих решений (или отсутствия таковых) органов власти федерального центра, субъектов РФ, органов местного самоуправления и действий налогоплательщиков.
Таким образом, генераторами регионального налогового риска могут выступать все участники налоговых правоотношений, а именно лица, действия которых являются результатом сознательных устремлений, связанных с определенными региональными интересами, проявляющимися в изменений законодательства о налогах и сборах, уклонении от налогообложения, минимизации налоговой нагрузки и др.
Факторы региональных налоговых рисков
Региональный налоговый риск может порождаться различными факторами, влияющими на социально-экономическую результативность налоговой политики, включая внутренние и внешние, связанные с особенностями региона и экономической ситуации.
К внутренним факторам региональных налоговых рисков можно отнести региональную налоговую политику и региональный налоговый менеджмент, проводимых органами власти субъектов РФ и органами местного самоуправления, а также действия налогоплательщиков.
Внешние факторы не зависят от деятельности органов власти субъекта РФ, органов местного самоуправления и налогоплательщиков. К ним можно отнести факторы, обусловленные влиянием на налогообложение в регионе со стороны:
- федерального центра: проводимая государством налоговая политика и государственный налоговый менеджмент;
- других регионов: налоговая политика, проводимая на уровне другого субъекта РФ, направленная на изменение налоговой нагрузки в регионе, влияющей на налоговую базу и миграцию налогоплательщиков;
- других государств: международная экономическая политика, влияющая на налоговую базу региона (мировая конъюнктура цен на продукцию, экспортируемую из региона, функционирование международных оффшорных зон и др.) и политика в области налогообложения (соглашения об устранении двойного налогообложения в отношении доходов физических лиц и прибыли организаций; налогообложение доходов и прибыли нерезидентов; налогообложение имущества иностранных организаций и физических лиц; косвенное налогообложение).
К факторам региональных налоговых рисков, связанным с особенностями региона, относятся: природно-климатические, горно-геологические, исторические, этнические, обусловливающие специализацию региона, функционирование секторов экономики региона как объективной основы налогообложения и др.
К факторам региональных налоговых рисков, связанным с экономической ситуацией, относятся: уровень социально-экономического развития, инвестиционная привлекательность региона, эффективность функционирования хозяйствующих субъектов - налогоплательщиков, кризисные проявления в экономике, банкротство налогоплательщиков, обеспеченность кадрами высокой квалификации, качество жизни населения региона, миграция населения.
Систематизация региональных налоговых рисков
В целях систематизации выделим виды и рассмотрим содержание региональных налоговых рисков, влияющих на налоговую базу и количество налогоплательщиков и, как следствие, на величину налоговых доходов консолидированного регионального бюджета.
По мнению автора, видами региональных налоговых рисков, влияющих на налоговую базу и количество налогоплательщиков региона, являются: правовые, экономические, политические, социальные, экологические, бюджетные, административные (налоговое администрирование), а также действия налогоплательщиков.
1. Правовые региональные налоговые риски:
а) на международном уровне:
- заключение международных соглашений по устранению двойного налогообложения прибыли организаций и доходов физических лиц;
- изменение ставок налога на доходы физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами РФ;
- изменение ставок налога на прибыль иностранных организаций;
- изменение порядка налогообложения имущества иностранных организаций, осуществляющих деятельность на территории РФ;
- изменение порядка налогообложения иностранных контролируемых компаний.
б) на уровне РФ - изменение положений Налогового кодекса РФ:
- установление, отмена, изменение элементов федеральных налогов, зачисляемых в консолидированный региональный бюджет: налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц, акцизы, налог на добычу полезных ископаемых, сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов, госпошлина;
- установление, отмена и изменение условий и порядка применения специальных налоговых режимов, формирующих налоговые доходы регионального и местных бюджетов: система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог), упрощенная система налогообложения, система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, патентная система налогообложения, система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции;
- установление, отмена, изменение элементов региональных и местных налогов;
- изменение условий предоставления инвестиционного налогового кредита;
в) на уровне субъектом РФ:
- изменение законов субъектов РФ о федеральных налогах, зачисляемых в консолидированный региональный бюджет, в пределах установленных Налоговым кодексом РФ - элементов налога на прибыль организаций: уменьшение налоговой ставки до 13,5 процентов для определенных категорий налогоплательщиков, установление налоговых льгот);
- установление законами субъектов РФ ставки единого налога при упрощенной системе налогообложения: при объекте налогообложения «доходы» - до шести процентов, при объекте налогообложения «доходы - расходы» - до пятнадцати процентов;
- изменение положений о применении патентной системы налогообложения (виды деятельности);
- изменение законов субъектов РФ о региональных налогах (налог на имущество организаций, транспортный налог, налог на игорный бизнес) - налоговые ставки, налоговые льготы;
- установление законом субъекта РФ условий предоставления инвестиционного налогового кредита;
г) на уровне муниципального образования - принятие решений органов местного самоуправления:
- о ставках местных налогов;
- льготах по местным налогам;
- видах деятельности, в отношении которых возможно применение системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;
- корректирующих коэффициентах базовой доходности К2 по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности;
- размерах базовой доходности и видах деятельности, в отношении которых возможно применение патентной системы налогообложения.
2. Экономические региональные налоговые риски:
а) региональные налоговые риски сокращения налоговой базы региона:
по федеральным налогам, зачисляемым в региональный и местный бюджеты: снижение прибыли организаций региона; снижение объемов добычи полезных ископаемых; сокращение объемов производства обрабатывающего сектора экономики; зависимость результатов хозяйственной деятельности от природно-климатических факторов; протяженные и недостаточно надежные коммуникации; высокий уровень себестоимости продукции северных товаропроизводителей; слабая диверсификация экономики региона, ориентированная на производство продукции первичного сектора - природопользование; низкая инвестиционная привлекательность региона; технологическая отсталость производства; недостаточная конкурентоспособность производимой в регионе продукции; снижение оборотов по реализации подакцизной продукции, производимой в регионе; снижение налогооблагаемых доходов физических лиц; увеличение налоговых вычетов по налогу на доходы физических лиц; увеличение льгот по федеральным налогам; рост теневой экономики;
по региональным налогам: снижение остаточной стоимости и кадастровой стоимости облагаемого налогом имущества организаций; высокий уровень износа основных средств; снижение количества зарегистрированных в регионе транспортных средств; увеличение льгот по региональным налогам; регистрация транспортных средств, облагаемых налогом, в регионах с более низкими налоговыми ставками;
по местным налогам: снижение кадастровой стоимости и инвентаризационной стоимости недвижимого имущества физических лиц; снижение кадастровой стоимости земельных участков; увеличение льгот по местным налогам;
по специальным налоговым режимам: снижение уровня доходов и прибыли субъектов малого бизнеса, применяющих упрощенную систему налогообложения и уплачивающих единый сельскохозяйственный налог, величины вмененного дохода;
б) региональные налоговые риски сокращения количества налогоплательщиков
региона:
- миграция организаций и индивидуальных предпринимателей - налогоплательщиков и налоговых агентов (изменение места постановки на учет в налоговом органе) в другие регионы с относительно низким уровнем налоговой нагрузки;
- банкротство налогоплательщиков;
- ликвидация организаций, прекращение предпринимательской деятельности, снятие с регистрации в налоговом органе.
3. Политические региональные налоговые риски:
- низкая результативность методов управления в регионе;
- смена органов власти региона;
- незаинтересованность органов власти субъекта РФ и органов местного самоуправления в расширении налоговой базы и росте количества налогоплательщиков;
- высокий удельный вес представителей органов власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, не имеющих экономического и юридического образования, низкий уровень их финансовой грамотности;
- отсутствие ответственности органов власти субъекта РФ и органов местного самоуправления за снижение уровня социально-экономической результативности региональной налоговой политики и регионального налогового менеджмента.
4. Социальные региональные налоговые риски:
- миграция налогоплательщиков - физических лиц (трудоспособного населения) в регионы с более благоприятными природно-климатическими условиями;
- низкий уровень жизни населения региона;
- высокий уровень безработицы;
- ухудшение демографической ситуации;
- низкое качество медицинского обслуживания;
- относительно низкие возможности получения общественных благ в регионе в сравнении с городами федерального значения Москва и Санкт-Петербург.
5. Экологические региональные налоговые риски:
- недооценка экологического потенциала налогов;
- повышенная экологическая уязвимость природных ландшафтов к техногенной нагрузке;
- повышение уровня несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в добывающем и обрабатывающем секторах экономики.
6. Бюджетные региональные налоговые риски:
- изменение в Бюджетном кодексе РФ нормативов зачислений федеральных налогов в доходы региональных и местных бюджетов.
7. Административные региональные налоговые риски (налоговое администрирование):
- недостатки налогового планирования и прогнозирования в регионе вследствие применения несовершенных методик, искажения статистических данных;
- ошибки в расчетах показателей и предоставление неполных сведений, необходимых для исчисления налогов с физических лиц, в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, органами технического учета, органами внутренних дел и др.;
- рост недоимки по налогам и сборам;
- снижение эффективности налогового контроля;
- результативность налоговых споров между налогоплательщиками и налоговыми органами по результатам налоговых проверок;
- недостатки обеспечительных действий налоговых органов (приостановление операций по счетам налогоплательщика в банке, арест имущества, поручительство и др.).
8. Региональные налоговые риски, связанные с действиями налогоплательщиков:
- применение различных схем уменьшения налогов, в том числе незаконных;
- нарушения сроков уплаты налогов и предоставления отчетности;
- прекращение предпринимательской деятельности;
- осуществление операций, облагаемых НДС, и применение налоговых вычетов без учета должной осмотрительности в при выборе контрагента;
- ошибочное трактование отдельных положений законодательства о налогах и сборах, устанавливающих порядок признания доходов и расходов для целей налогообложения, применения налоговых вычетов, специальных налоговых режимов, налоговых льгот и др.
Методика расчета регионального налогового риска Величина региональных налоговых рисков (РНR) определяется отдельного по каждому виду событий: правовые региональные налоговые риски (РНRп), экономические региональные налоговые риски (РНRэ), политические региональные налоговые риски (РНRполит), социальные региональные налоговые риски (РНИ^), экологические региональные налоговые риски (РНRэKoЛoГ), бюджетные региональные налоговые риски (РНRб), административные региональные налоговые риски (налоговое администрирование) (РНRа), региональные налоговые риски, связанные с действиями налогоплательщиков (РНRдн):
РШ = ВС * П где:
РНR - региональный налоговый риск определенного вида, ВС - вероятность события, П - последствие.
Полная величина регионального налогового риска определяется как сумма частных (индивидуальных) рисков отдельных видов:
I РНR = £ РНRП + £ РШэ + £ РНRПoлит + I РШС + £ РНRэKoлoг + I РН^ + I РНRа + I РНRдн
Использование предложенной автором систематизации и методики расчета региональных налоговых рисков позволит определить их величину, а также выработать направления налогового менеджмента по их минимизации. Внедрение системы управления региональными налоговыми рисками, по мнению автора, будет способствовать
повышению уровня налоговых доходов консолидированных региональных бюджетов, эффективному использованию налогового потенциала региона, росту социально-экономической результативности налоговой политики на региональном уровне. Формирование благоприятной среды для ее реализации требует выявления и минимизации региональных налоговых рисков, устранения негативных последствий. Одним из условий успешной реализации региональной налоговой политики является качественное управление рисками, обеспечивающее повышение ее социально-экономической результативности.
Литература
1. Пансков В.Г. Налоговые риски: налогоплательщики и государство // Налоговый вестник. Режим доступа: http://www.nalvest.ru/podpiska/int-podpiska/
2. Пономарев А.И., Игнатова Т.В., Богатырев М.А. Налоги и налоговое администриро-
вание в Российской Федерации: учеб. пособие. - 2-е изд., перераб. и доп. М: Финансы и статистика, 2009.
3. Финансово-кредитный энциклопедический словарь / Колл. авторов; Под общ. ред. А.Г. Грязновой. - М.: Финансы и статистика, 2002. - 1168 с.
4. Чужмарова С.И. Региональные налоговые риски Regional tax risks // Материалы международной научно-практической конференции «Наука и образование в современном мире». Том 3. Караганды. РИО «Болашак-Баспа», 2013. С. 339-341.
5. Шеломенцев А.Г., Дорошенко С.В. Инновационные формы развития слаборазвитых территорий России // Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера: Вестник научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета. 2012. №2. С. 150-162. URL: http://vestnik-ku.ru Рег. св. № 580 от 20 окт. 2011 г. № гос. рег. 0421200054.
6. Шихвердиев А.П., Чужмарова А.И., Калин А.В. Организационно-экономический механизм развития частно-государственного партнерства в регионе // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. 2015. № 4. С. 50-55.
Chuzhmarova Svetlana Ivanovna, Doctor of Economics, associate professor, head of the department of banking; Syktyvkar state university of Pitirim Sorokin (55, Oktyabrsky Ave, Syktyvkar, 167001, Russian Federation). E mail: [email protected]
REGIONAL TAX RISKS: CONCEPT, SYSTEMATIZATION AND CALCULATION
PROCEDURE Abstract
In article approaches to understanding of essence of regional tax risk are considered, the factors generating them are defined systematization of the tax risks at the regional level influencing tax base and the number of taxpayers of the region is presented the technique of its calculation is offered.
Keywords: regional tax risk, concept, factors, systematization, calculation procedure, regional tax management.