Научная статья на тему 'Региональные модели развития системы непрерывного образования'

Региональные модели развития системы непрерывного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
187
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Яковлева Маргарита Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Региональные модели развития системы непрерывного образования»

РЕГИОНАЛЬНЫЕ МОДЕЛИ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

М. Б. Яковлева

Современная ситуация в профессиональном образовании (и прежде всего в начальном и среднем профессиональном образовании) такова, что именно в последние годы приняты политические решения, существенным образом влияющие на развитие профессионального образования. Поддержка на федеральном уровне разработки и внедрения программ модернизации систем профессионального образования субъектов РФ, способствующих повышению эффективности деятельности региональных образовательных структур, является одним из приоритетов Федеральной целевой программы развития образования (ФЦПРО) на 2011-2015 гг. Разработка, апробация и внедрение моделей взаимодействия региональных образовательных учреждений, направленных на модернизацию систем профессионального образования субъектов РФ, определяются в этих документах как актуальные [3].

К настоящему времени сформировался специализированный раздел педагогики, так называемая педагогическая регионология, которая рассматривает устройство общества как территориальное образовательное пространство региона. Специфика регионального образовательного пространства состоит в том, что, являясь неотъемлемой составляющей федерального образовательного пространства, оно несет особенности конкретного региона, связанные с культурой, религией, традициями и, безусловно, с уровнем экономического развития. Опыт свидетельствует о том, что региональные особенности существенно сказываются на темпах и уровне развития образовательного пространства того или иного региона. Развитию регионального образовательного пространства способствуют следующие факторы: (а) возрастание спроса со стороны регионального бизнеса, производства и управления на подготовку квалифицированных кадров; (б) уточнение перечня специальностей, необходимых региону; (в) возрастание спроса на разноуровневую подготовку специалистов.

Начальное и среднее профессиональное образование всегда было и остается регионально ориентированным, так как призвано решать проблемы кадрового обеспечения производства и сферы услуг конкретного региона. Интеграция образования и производства имеет в своей основе ярко выраженную региональную специфику. В отрыве от конкретных социальноэкономических условий отдельного региона невозможно точно выстроить глубинные взаимосвязи между рынками труда и образовательных услуг, определить проблемные и перспективные задачи, разработать прикладные управленческие решения в этой сфере.

В целях приближения структуры подготовки кадров к запросам рынка труда в регионах реализуются различные модели. Так, например, в Республике Татарстан разработана комплексная региональная теоретико-целевая модель управления интеграцией профессионального образования и производства, ориентированная на практическое взаимодействие всех заинтересованных в интеграции субъектов, носящая характер социального

103

проектирования. В республике реализуются и другие модели. Одна из них -кластерная модель, объединяющая образовательные и иные организации и учреждения разного уровня, разных типов и видов, а также управленческую инфраструктуру. Такое объединение облегчает внедрение инновационных образовательных программ, технологий и методик. Так, например, в целях модернизации системы профессионального образования республики в 20082011 гг. была разработана и апробирована кластерная модель сетевого взаимодействия на базе межрегионального отраслевого ресурсного центра (далее МОРЦ) «Авиастроение», который был представлен всеми уровнями профессионального образования: НПО, СПО, ВПО. Ядром МОРЦ «Авиастроение» являются Казанский национальный исследовательский технический университет им. А.Н. Туполева, Казанский авиационно-технический колледж им. В.П. Дементьева и Профессиональный лицей № 123 (г. Казань). МОРЦ обеспечивает: (а) сбор и обработку информации о ресурсах образовательных учреждений, ведущих подготовку специалистов для предприятий авиационной промышленности; (б) разработку сетевых образовательных программ подготовки и повышения квалификации специалистов, соответствующих потребностям предприятий-работодателей и т. д.; (в) организацию обучения студентов, специалистов и преподавателей по разработанным программам подготовки кадров и повышения квалификации.

В настоящее время во многих регионах страны реально функционируют различные образовательные кластеры, опыт которых требует изучения и осмысления. Несомненно, что кластерный подход можно рассматривать как одну из новых перспективных технологий в региональной образовательной политике. Так, например, в Чувашской республике принято решение объединить предприятия электротехнического профиля в единый кластер. В этот же кластер вошли: Чебоксарский электромеханический колледж и Государственный университет. Перед ними поставлена задача подготовки специалистов не для отдельных предприятий республики, а именно для данного кластера [2].

Вторая модель современной образовательной практики, сближающей ее с потребностями производства, - это корпоративное образование. Причиной появления корпоративного образования стал тот очевидный факт, что существующая за счет государства традиционная система профессионального образования и подготовки на сегодняшний день не успевает за реальными потребностями производства и рынка труда. В то время как корпоративное, внутрифирменное обучение максимально учитывает требования работодателя и может быть легко приближено к местам расположения и профессиональной деятельности собственных трудовых ресурсов.

Третья модель сочетания рынка труда и профессионального образования связана с возрождением ремесленничества, обусловленного востребованностью широкого спектра новых профессий, прежде всего для предприятий сервисного сектора. Понятия «ремесленник», «ремесленная деятельность» широко используются в национальных законодательствах многих стран мира. Кроме того, это общепринятая терминология ООН и ВТО. К ремесленным предприятиям относятся малые бизнес-структуры (в том числе индивидуальные предприниматели), которые обеспечивают население товарами или услугами, необходимыми для обустройства жизни и быта. По

104

оценке Ремесленной палаты РФ, сегодня в России ремесленной деятельностью заняты не менее 4-5 млн человек. Специфика ремесленничества на данном этапе развития состоит в том, что современный ремесленник - это многопрофильный, многофункциональный рабочий и специалист среднего звена, одновременно умеющий выполнять как сугубо производственные функции, так и организационно-управленческие [2].

Региональная система непрерывного профессионального образования (в данном случае педагогического) реализована в Ярославской области, где функционирует университетский комплекс педагогического профиля, в который вошли Ярославский педагогический университет и ряд областных педагогических колледжей. Данная региональная система непрерывного педагогического образования позволяет: (а) объединить финансовые вклады федерального, областного, муниципального бюджетов и внебюджетные средства; (б) преодолеть дублирование в изучении программного материала;

(в) повысить научный потенциал педагогических коллективов колледжей;

(г) приблизить академическую науку к педагогической практике; (д) сократить срок обучения выпускников средних специальных учебных заведений.

Имеющийся региональный опыт показывает, что необходимая сбалансированность системы образования достигается наличием в ней всех ступеней образования (от дошкольного до высшего, основного и дополнительного), функционированием всех элементов профессионального образования. Такая система должна адекватно реагировать на изменения в региональном образовательном пространстве, т. е. должна обладать функциональными резервами и способностью к реализации процесса перестройки [3]. Важным обстоятельством является понимание того, что широкое распространение и внедрение в масштабах РФ систем непрерывного образования на региональном уровне должно опираться не только на конкретную научную проработку этой проблемы с учетом многообразной региональной социальноэкономической и национальной специфики, но и на комплексную поддержку со стороны компетентных организаций и ведомств, включая разработку необходимой законодательно-правовой базы.

Список литературы

1. Ломакина Т.Ю. Современный принцип развития непрерывного образования. - М.: Наука, 2006. - 221 с.

2. Мухаметзянова Г.В., Ибрагимов Г.И. Развитие профессионального образования в условиях регионализации: проблемы и перспективы/ Модернизация профессионального образования: теория, опыт, проблемы / сост. Т.Ю. Ломакина; под науч. рук. Т.Ю. Ломакиной: коллективная моногр. - М.: ФГНУ ИТИП РАО, 2012. - С. 86-105.

3. Профессиональное образование в контексте регионального развития: моногр. / под ред. Ю.Е. Шабалина. - М.: Образование 3000, 2013. - 126 с.

105

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.