Научная статья на тему 'Образовательный кластер в системе непрерывной подготовки педагогических кадров в Республике Татарстан'

Образовательный кластер в системе непрерывной подготовки педагогических кадров в Республике Татарстан Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
309
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНДИКАТОРЫ ОБРАЗОВАНИЯ / ИНТЕГРАЦИЯ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / МОДЕЛЬ / МОДЕРНИЗАЦИЯ / НЕПРЕРЫВНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КЛАСТЕР / ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ / РЕГИОНАЛИЗАЦИЯ / UNINTERRUPTED (CONTINUOUS) PROFESSIONAL EDUCATION / EDUCATIONAL INDICATORS / INTEGRATION / COMPETITIVE / A MODEL / MODERNIZATION / EDUCATIONAL UNION / REGIONAL DISTRIBUTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Залялова Анфиса Григорьевна

В статье рассматривается «образовательный кластер» как системообразующий (базовый) компонент региональной модели непрерывной подготовки педагогических кадров. В статье автором были выявлены организационно-педагогические условия эффективности непрерывного педагогического образования, уточнены и дополнены понятия «образовательный кластер», «регионализация образования».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article shows the educational union as a methodical basic component of the regional model in uninterrupted process of teachers' training. The author of the article reveals the pedagogical conditions of making the process of teachers' training more effective, the author defines more precisely the notions of educational union & regional distribution.

Текст научной работы на тему «Образовательный кластер в системе непрерывной подготовки педагогических кадров в Республике Татарстан»

ческого процесса как совокупности форм и методов учебной деятельности, адекватной содержанию, принципам и целям подготовки к управлению интеллектуальной собственностью); диагностического (выбор объективных критериев оценки эффективности подготовки инженера к управлению интеллектуальной собственностью, ее соответствия поставленным целям.

Реализация предложенной системы подготовки инженера к управлению интеллектуальной собственностью является первым шагом, который позволит специалисту быстро ориентироваться в современных рыночных условиях, организовывать и осуществлять индивидуальную и совместную деятельность, связанную

с творческим поиском идей и способов решения технических, проектных, конструкторских и других задач, эффективно превращать научные знания в полезные предметы.

Литература:

1. Мазур З.Ф. Инновационный менеджмент: интеллектуальная собственность в образовании / М. Иниц Роспатента, 2005. - 91 с.

2. Абрамян А.А., Андреев Г.И. Интеллектуальная собственность: управление на всех этапах жизненного цикла: монография. - М.: Магистр - Пресс, 2007. - 354 с.

3. «Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2006 -2010 годы» http://www.ed.gov.ru/files/ materials/1799/RPR1340.doc

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КЛАСТЕР В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОЙ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН

А.Г. Залялова

В статье рассматривается «образовательный кластер» как системообразующий (базовый) компонент региональной модели непрерывной подготовки педагогических кадров. В статье автором были выявлены организационно-педагогические условия эффективности непрерывного педагогического образования, уточнены и дополнены понятия «образовательный кластер», «регионализация образования».

Ключевые слова: индикаторы образования, интеграция, конкурентоспособность, модель, модернизация, непрерывное профессиональное образование, образовательный кластер, преемственность, регионализация.

The article shows the "educational union" as a methodical basic component of the regional model in uninterrupted process of teachers' training. The author of the article reveals the pedagogical conditions of making the process of teachers' training more effective, the author defines more precisely the notions of "educational union" & "regional distribution".

Key words: educational indicators, integration, competitive, a model, modernization, uninterrupted (continuous) professional education, educational union, regional distribution 58

Взятый в Республике Татарстан курс на устойчивую стратегию развития образовательных кластеров предполагает при разработке региональной стратегии учет того, какие ключевые точки роста существуют в регионе и что могут сделать различные группы интересов для их развития. Для этого необходим консенсус между деловыми и административными элитами региона в вопросе о необходимости развития кластера. Существует высокоэффективный способ стимулирования кластеров, который есть у администраций - это целевые программы. Примером могут быть Постановления кабинета министров Республики Татарстан: «Об организации целевой контрактной подготовки специалистов с высшим и средним профессиональным образованием в Республике Татарстан и их трудоустройства» и «О государственном заказе на образовательные услуги в сфере дополнительного профессионального образования в Республике Татарстан». Этот механизм стимулирует деловую активность работодателей, побуждая их формировать перспективную кадровую политику, инвестировать в развитие кадрового потенциала, позволяет четко сформулировать образовательные задачи, выстроить индивидуальные образовательные траектории [3, с. 139].

Анализ региональной программы «Образовательный кластер» Республики Татарстан позволяет представить картину того, какие именно показатели (индикаторы) образования представляются ценными заказчику (государству и обществу), насколько осознанно и целесообразно складывается баланс между планируемыми результатами развития региональной системы и теми позитивами в региональной экономике, социуме,

которые должны стать следствием инвестиций, направляемых в систему образования.

Приоритетами образовательного кластера признаны качество образования, его непрерывность, преемственность, доступность, конкурентоспособность.

В чем же отличие образовательного кластера от существующих региональных образовательных программ?

Например, в одной из программ указано, что она «разработана с учётом осознания миссии системы образования по удовлетворению образовательных потребностей населения области, обеспечения развития экономики и социокультурной сферы области». Авторы другой программы видят её цель в «обеспечении условий для модернизации краевой системы образования и удовлетворения потребностей граждан, общества и рынка труда в качественном образовании путём создания новых институциональных механизмов регулирования, обновления структуры и содержания образования, развития фундаментальности и практической направленности образовательных программ, формирования системы непрерывного образования».

Между тем национальный проект «Образование» и все федеральные целевые программы интерпретируют образование как ресурс развития человеческого потенциала страны. Поэтому разностороннее насыщение и развитие отечественной системы образования осуществляется государством не ради неё самой, а для того, чтобы она сознательно и целенаправленно использовала этот ресурс с максимальным социально-экономическим и социокультурным эффектом. А поскольку средства распределяют-

ся на региональной основе, оценить, насколько оправданы эти ожидания, можно посредством региональных программ развития образования [6, с.49].

Ни одна из рассмотренных региональных программ не обнаружила признаков межведомственной интеграции. И это при том, что в каждом регионе система образования в том или ином объеме сотрудничает с финансово-экономическими, правоохранительными и многими другими органами. Тем не менее, эта деятельность не находит отражения в программах и не становится их организационным и содержательным стержнем.

Кластерный подход в Татарстане способствует созданию современной системы непрерывного профессионального образования, начиная с профориентации школьников, с профильного обучения, эффективного начального, среднего профессионального образования и кончая высшим. Только так возможно добиться того, чтобы выпускники всех типов образовательных учреждений были профессионально компетентными, конкурентоспособными на рынке труда, а образованию стать реальным механизмом развития экономики регионов и страны в целом.

Таким образом, речь идет о создании единой образовательной системы, основополагающими направлениями функционирования которой являются:

• принцип интегральности, целостности и направленности процессов развития;

• принцип многосвязности элементов;

• принцип уровневой дифференциации преемственных связей.

Научно-педагогическое направление - «образовательный кластер»

является системообразующим компонентом непрерывного образования в Республике Татарстан и призван в рамках российской системы образования выйти на вполне конкретные результаты при его внедрении.

В соответствии с действующим законодательством именно регион является тем уровнем, на котором осуществляется государственная образовательная политика. Сами принципы региональности не новы.

К принципу региональности в 1855-57 годах подошел Д.И. Менделеев, который, побывав в ряде регионов страны, стал этот принцип считать едва ли не самым основным в отечественной системе образования.

Понятие «регионализация образования» - признанный научно-педагогический принцип развития мирового образования и не является отражением современной политической конъюнктуры. Актуальность идеи регионализации определяется общемировыми тенденциями социокультурного развития человечества, направленными на признание самоценности, уникальности национальных и региональных вариантов культур, их единства, целостности и значимости как неотъемлемой части общечеловеческой культуры. Развитие региональных систем образования, адекватных особенностям образовательных потребностей и интересов учащихся и специфике региона, представляет шаг вперед в развитии российского образования, его движения в направлении демократизации и модернизации. Система образования, ориентирующаяся не на сиюминутный спрос на рынке труда, а на образовательные потребности граждан региона, - наиболее перспективна [3, с. 45].

В нашем варианте мы предполагаем, что конкретное наполнение жизнедеятельности научно-педагогического направления «образовательный кластер» в его конкретно-практическом исполнении, ни в коем случае не станет ситуативным, что называется «очередная кампания», а станет стратегическим документом образовательной политики в органической связи с долгосрочной программой экономического, социального, культурного развития Республики Татарстан и не утратит свою общесоциальную масштабность.

Более того формирование кластеров в системе регионального образования - одна из актуальных проблем его модернизации и, по утверждению Г.В. Мухаметзяновой, «образовательный кластер» - один из важнейших факторов социально-экономического развития региона».

Преимуществами образовательного кластера в системе управления профессиональным образованием являются следующие индикаторы:

1. Формируется инструмент взаимодействия образовательных учреждений с рынком труда, снижается зависимость от отдельных бизнес-групп, появляются основания для диверсификации социально-экономического развития территории.

2. Улучшается кадровая инфраструктура, так как нельзя допустить, чтобы нарушение естественных механизмов воспроизводства привело к серьезным проблемам отсутствия необходимых кадров в реальном секторе экономики.

3. Формируется эффективная, гибкая, регулируемая система, в которой происходит постоянное развитие имеющегося потенциала, создается благоприятный инновационный кли-

мат, развивается инфраструктура инновационной деятельности.

4. Создается естественная база для реализации модульного и мобильного принципов обучения, которые предполагают отказ от предметного преподавания и расширение междисциплинарных связей; открытость образовательного процесса, позволяет обучающемуся как субъекту рыночных отношений самостоятельно формировать образовательный маршрут в соответствии с его личностными пожеланиями.

5. Реализуется высокая интеллектуальная технологичность обучения, адаптированная под личностные особенности обучающихся (доступность технологий обучения, достигаемая применением разнообразных средств и различных форм обучения - очно-заочных, виртуальных и других; гибкость - возможность выбора программ по длительности обучения и этапам освоения; целостное представление о разделах программы, возможность выбора самостоятельных блоков и ступеней обучения) [3, с. 138].

6. Создаются условия для реализации непрерывного профессионального образования.

Однозначного определения «образовательный кластер» как парадигмы пока нет, что обусловлено инновационным, междисциплинарным характером данной категории. Но мы считаем, что эту категорию следует отнести к локальным (региональным) парадигмам в пространстве педагогических исследований, если исходить из того, что образовательный кластер -совокупность взаимосвязанных учреждений профессионального образования, объединенных по отраслевому признаку и партнерскими отношениями с предприятиями тех или иных отраслей [4, с. 4].

Таким образом, кластер - это интеграционный механизм, обеспечивающий интенсивное развитие образующих его организаций, их социальное партнерство.

Образовательный кластер - это открытая, саморазвивающаяся образовательная технология, основанная на сочетании современных научных позиций.

Важнейшими составляющими научно-педагогического направления «образовательный кластер» является:

1. Управление качеством образования, понимаемым как целенаправленный, ресурсообеспеченный процесс взаимодействия управляемой и управляющей подсистем по достижению качества запрограммированных результатов личностью и обществом [5, с. 25].

2. Преемственность содержания педагогического образования и профессиональной подготовки педагогических кадров.

3. Развитие субъекта педагогической деятельности как условия преемственности содержания педагогического образования в системе «педколледж - педвуз».

4. Системная организация уров-невого педагогического образования.

В современных социально-экономических условиях ведущее место приобретает качественно новый уровень профессионализма, выработка у подрастающего поколения психологической установки на овладение знаниями в течение всей жизни как основы адаптации и личностного развития. В условиях насыщения рынка услуг человек должен совершенствовать свое мастерство с тем, чтобы соответствовать высшим профессиональным требованиям, а для этого он должен знать свои достоинства и недостатки и стремиться к постоян-

ному саморазвитию, самопознанию, самосовершенствованию, самореализации творческого потенциала, чтобы быть конкурентоспособной личностью, ориентированной на высокое качество результатов своего труда, с нацеленностью на успех.

Непрерывное профессиональное образование решает две связанные задачи: создание кадровых ресурсов и их модернизация. Реализация первой задачи предусматривает подготовку кадров, формирование у них базовых знаний и умений, необходимых для включения в рыночную экономику; второй - модернизацию, развитие кадровых ресурсов с целью оперативной их адаптации к постоянно изменяющимся условиям производства и социальной жизни [2, с. 36-37].

Настало время, когда и среднее, и высшее образование как социокультурный феномен становятся решающим фактором продуктивного взаимодействия личности с реалиями нашей действительности. Именно этот феномен определяет стратегию модернизации традиционного образования в целостное, совокупное, личностно ориентированное. Необходимые предпосылки для этого есть, и они предопределили основные принципы модернизации образования [1].

Под модернизацией подразумевается приведение образовательной системы в соответствие с новыми требованиями на основе ее усовершенствования, т.е. педагогическое проектирование может быть направлено на создание принципиально новой системы.

Теоретической основой образовательного кластера является концепция непрерывного образования, способствующая определению структуры, содержания, форм деятельности каждого из входящих в кластер, единству и взаи-

мосвязи всех звеньев образования. Важнейшим свойством является его целостность (глубокая интеграция подсистем образования, а не механическое соединение). Кластер представляет собой совокупность учебно-воспитательных учреждений, «вызревает» в структуре непрерывного педагогического образования как целостный педагогический объект, упорядочивающий многочисленные связи как внутри его, так и с внешней социальной средой. Цели и задачи каждого этапа функционирования кластера должны быть преемственно связаны не только с целью всей системы, но и с целями и задачами предшествующих и будущих этапов. В этом случае итоги образования сводятся к главному - осознанному стремлению к непрерывному образованию и самообразованию.

Вторым свойством концепции непрерывного образования, реализующимся в рамках кластера, является преемственность всех звеньев данной системы. Речь идет о взаимодополняющих связях. Каждое предыдущее звено должно быть полноценным предварением последующего. Это достигается введением сквозных учебных планов и адаптированных программ, в результате чего исключается дублирование учебного материала.

Кластер - открытая образовательная система. В результате сквозной вертикальной интеграции ступеней непрерывного образования и горизонтальной координации структур, обеспечивается высокий уровень организационного объединения различных аспектов деятельности субъектов педагогического процесса.

Педагогические вузы являются реальными образовательными центрами, имеющими наибольший научно -теоретический потенциал и высококвалифицированные кадры. Они

имеют возможность осуществлять диагностику образовательных потребностей в регионе, выстраивать многофункциональные связи с различными учебными заведениями и органами образования. В кластере вуз занимает центральное место, объединяя вокруг себя образовательную ситуацию и учреждения системы образования, что приводит к усилению вузовской науки на основе ее синтеза с педагогической практикой, совместной разработки с педагогическими коллективами базовых учебно-воспитательных учреждений актуальных исследований по теории и практике педагогического образования и внедрения результатов в учебно-воспитательный процесс.

Образовательный кластер создается с целью упорядочения и координирования деятельности по подготовке и повышению квалификации педагогических кадров, поиска оптимальных путей управления системой профессионального педагогического образования. Конечная цель создания кластера - органическое слияние всех заинтересованных учреждений в единый комплекс непрерывного педагогического образования данной системы.

Одной из его задач является возможность предвидения образовательных потребностей, обусловленных непрерывным образованием, что способствует опережающему развитию образовательного процесса, ориентированного на перспективу.

Организация образовательного кластера обеспечивает решение важнейшей задачи профессиональной подготовки - переход от массово-репродуктивного производства специалистов к их индивидуально-творческой подготовке, к формированию творческой конкурентоспособной личности учителя.

ЦЕЛЬ

ЗАДАЧИ

СОДЕРЖАНИЕ

МЕТОДЫ

УСЛОВИЯ

БАЗОВЫЙ КОМПОНЕНТ

РЕЗУЛЬТАТ

реализация непрерывной подготовки педагогических кадров

1. Создать организационно-педагогические условия, обеспечивающие непрерывное педагогическое образование.

2. Внедрить эффективный механизм управления системой непрерывного педагогического образования и повышения качества подготовки педагогических кадров.

3. Обеспечить структурно-функциональную вертикальную интеграцию и горизонтальную координацию учреждений среднего и высшего педагогического образования, а также учреждений дошкольного и начального общего образования.

Системность, преемственность, непрерывность и дискретность, релевантность, регионализация.

сопряженные профессиональные образовательные программы непрерывной подготовки педагогических кадров в системе «школа-колледж-вуз»; учебно-методические комплексы по сопряженным дисциплинам учебных планов

мотивация и стимулирование субъектов образовательного кластера, государственно-общественная экспертиза подготовки педагогических кадров в системе «школа-колледж-вуз», мониторинг качества подготовки педагогических кадров и их трудоустройства

«образовательный кластер» как системообразующий компонент непрерывной подготовки педагогических кадров

аналитико-прогностический, проектно-деятельный, коррекционно-регулирующий, оценочно-рефлексив

> Организационно-методическое обеспечение реализации модели научно-педагогического направления «образовательный кластер»: разработка и на основе интеграции непрерывной подготовки педагогических кадров внедрение сопряженных образовательных программ.

> Функционирование образовательного кластера как базового компонента модели непрерывного педагогического образования.

> Ступенчатость непрерывного педагогического образования: «школа-колледж-вуз»

> Подготовка квалифицированных педагогических кадров, способных работать в условиях образовательного кластера.

> Поэтапный мониторинг качества подготовки педагогических кадров на каждом уровне образовательного кластера.

ВУЗ бакала врият, срок обучения 1

ПЕДАГОГИЧЕСКИМ КОЛЛЕДЖ

гаврият, ч бакалавриат, ч

ГИЧЕСКИЙ У ПЕДАГОГИЧЕСКИИ V

ПЕДАГОГИЧЕСКИИ КОЛЛЕДЖ срок обучения 2 г. 10 м

Прелпцюфильный класс С'ОШ

повышение качества подготовки педагогических кадров и их конкурентоспособность на рынке образовательных услуг

Подводя итог вышесказанному, отметим, что требования, предъявляемые обществом педагогическим кадрам, приводят их к необходимости постоянного повышения квалификации. Актуальная проблема получения высшего образования выпускником педагогического колледжа может успешно решаться на региональном уровне в рамках образовательного кластера.

Таким образом, была спроектирована региональная модель непрерывной подготовки педагогических кадров - «образовательный кластер» (рис.1).

Создание образовательного кластера в регионе не только способствует совершенствованию организации непрерывного педагогического образования, организации учебного процесса, коррекции и обновлению содержания образовательных программ, но и интенсифицирует процесс подготовки квалифицированного специалиста, сокращая сроки обучения и выполняя государственный заказ.

Литература:

1. Волович Л.А., Гильмеева Р.Х., Тихонова Л.П., Мухаметзянова Л.Ю., Гараева Н.Г., Багавиева Г.М., Фокин А.В. Теоретические основы формирования ключевых профессиональных компетенций в содержании гуманитарных дисциплин в ССУЗ: Монография - Казань: Издательство Данис ИПП ПО РАО, 2008. - 142 с.

2. Ломакина Т.Ю. Диверсификация профессионального образования. - М. -2000. - С. 33-37.

3. Мухаметзянова Г.В., Пугачева Н.Б. Кластерный подход к управлению профессиональным образованием. - Казань. -ИПППО РАО. - 2007. - 144 с.

4. Мухаметзянова Г.В. Управление средним профессиональным образованием в новых социально-экономических условиях. - Казань. - ИСПО РАО. - 2001. - 72 с.

5. Соловьева В.К. Управление качеством образования на основе совершенствования организационных структур управления образованием // Проблемы педагогической инноватики в профессиональной школе. - Санкт-Петербург. - 2006. -С. 25-28.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Шогенов А. Показатели и индикаторы образования. Анализ региональных программ развития образования // Народное образование. - №7. - 2007.- С.47-56.

РАЗВИВАЮЩАЯ ФУНКЦИЯ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В ВУЗЕ

Б.А. Жигалев

Оценка качества вузовского образования в современных условиях является важнейшим элементом системы менеджмента качества в образовании. Исследования в области создания системы менеджмента качества образования свидетельствуют о том, что данная система в образовании все более определенно приобретает характеристики развивающего управления, что позволяет рассматривать все ее элементы, в том числе оценку, в аспекте изучения их развивающего потенциала и ввести в научный оборот понятие «развивающая функция оценки качества образования».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.