Научная статья на тему 'РЕГИОНАЛЬНЫЕ МОДЕЛИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛОВИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ И ИНВАЛИДНОСТЬЮ'

РЕГИОНАЛЬНЫЕ МОДЕЛИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛОВИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ И ИНВАЛИДНОСТЬЮ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
96
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПЕЦИАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ / СПЕЦИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / РЕГИОНАЛЬНЫЕ МОДЕЛИ / КЛАСТЕРЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Екжанова Елена Анатольевна

Рассматриваются специальные образовательные условия при обучении детей с ОВЗ и инвалидностью. Изучено качество этих условий в трех территориальных кластерах: столицах, региональных центрах, малых городах с сельскими поселениями. Выявлены общие и частные закономерности, определены факторы, влияющие на качество этих условий. Делается вывод о необходимости обеспечения равных условий на всей территории страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Екжанова Елена Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE REGIONAL MODELS OF PROVIDING THE CHILDREN WITH HEALTH LIMITATIONS AND DISABILITIES WITH THE SPECIAL EDUCATIONAL CONDITIONS

The article deals with the special educational conditions in the process of teaching the children with the health limitations and disabilities. There is studied the quality of these conditions in three territorial clusters: the capitals, the regional centers and the small towns with the village settlements. The author reveals the general and particular regularities and defines the factors, influencing on the quality of these conditions. There is concluded about the necessity of providing the equal conditions at all the territory of the country.

Текст научной работы на тему «РЕГИОНАЛЬНЫЕ МОДЕЛИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛОВИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ И ИНВАЛИДНОСТЬЮ»

известия вгпу

Education ideal in the Russian pedagogical science: the discussion of the supporters of sociocentrism and anthropocentrism at the turn of the XIX-XXth century

The article deals with the analysis of the basic approaches to the concept "education ideal" through the prism of the discussion of the two pedagogic movements of the turn of the XIX - XXth century -sociocentrism and anthropocentrism. The published works of the teachers are considered in the context of the sociocultural development of Russia, the transformation processes, that took place in the Romanov empire during the reign of the two last autocrats - Alexander III and Nikolay II.

Key words: education ideal, modernization of society, sociocentrism, anthropocentrism, freedom-based education.

(Статья поступила в редакцию 20.11.2022)

Е.А. ЕКЖАНОВА (Москва)

региональные модели обеспечения специальных образовательных условий для детей с овз и инвалидностью

Рассматриваются специальные образовательные условия при обучении детей с ОВЗ и инвалидностью. Изучено качество этих условий в трех территориальных кластерах: столицах, региональных центрах, малых городах с сельскими поселениями. Выявлены общие и частные закономерности, определены факторы, влияющие на качество этих условий. Делается вывод о необходимости обеспечения равных условий на всей территории страны.

Ключевые слова: специальные образовательные условия, специальное образование, инклюзивное образование, региональные модели, кластеры.

На протяжении последних пятнадцати лет государство в своей законотворческой и организационной деятельности развивает и контролирует уровень обеспечения специальны-

ми образовательными условиями детей с ОВЗ и инвалидностью.

Этому вопросу большое внимание уделено в Национальном проекте «Образование», который стартовал в 2019 г., в Федеральном проекте «Современная школа», гарантирующем материально-техническое обновление 900 коррекционным школам в разных регионах России. Школы эти будут обновлены до конца 2024 г. Закреплена эта деятельность и в концепции развития системы комплексной реабилитации и абилитации лиц с инвалидностью на период до конца 2025 г.

Как мы знаем, под специальными образовательными условиями понимаются условия обучения, воспитания и развития детей с ОВЗ, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррек-ционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ОВЗ [8; 9].

Рассмотрим более подробно наполняемость пяти основных групп условий, обозначенных в законодательстве.

Организационное обеспечение

• Локальные акты, регулирующие отношения сторон образовательного процесса и обеспечивающие успешное получение образования всеми детьми. Особо важным является заключение договора с родителями, предусматривающего правовые механизмы изменения образовательного маршрута ребенка в соответствии с его потребностями и возможностями.

• Налаживание делового сотрудничества с такими учреждениями, как территориальная ПМПК, методический центр, ППМС-центр, Окружной и городской ресурсный центр по развитию инклюзивного образования, специальная (коррекционная) школа, органы социальной защиты, организация здравоохранения, общественные организации.

О Екжанова Е.А., 2023

• Финансово-экономические условия, позволяющие организовать материально-техническое обеспечение процесса обучения ребенка с ОВЗ. Это обеспеченность школы и специальной методической литературой, и кадрами, и необходимыми технологическими средствами.

Материально-техническое обеспечение

• обеспечение соответствующих санитарно-гигиенических условий, пожарной и электробезопасности.

• организация временного режима обучения ввиду быстрой утомляемости детей, т. е. желательно обучение проводить в первую смену с организацией питания, достаточным временем для отдыха.

• Наличие в школе комнаты отдыха, где обстановка успокаивает и расслабляет.

• Использование на уроках ИКТ-техно-логий активизирует познавательную деятельность детей. Им нравится наглядность, красочность, необычность в представлении материала учителем. Несмотря на особенности развития, дети с ОВЗ иногда увлекаются компьютером, что можно использовать в обучении для достижения планируемых результатов.

• Технические средства обучения (включая компьютерные инструменты обучения, мультимедийные средства) дают возможность удовлетворить особые образовательные потребности обучающихся с оВЗ, способствуют мотивации учебной деятельности, развивают познавательную активность обучающихся.

• Аудиовизуальные учебники, построенные на полисенсорной основе и использующие необходимые для учащихся с оВЗ возможности зрительной и слуховой наглядности, а также пробуждающие познавательный интерес ребенка.

• Специализированные учебно-тренировочные устройства, которые предназначены для формирования у детей с ОВЗ первоначальных умений и навыков.

Организационно-педагогические условия: программы обучения.

Программно-методическое обеспечение

• Учебники, учебные пособия дидактические и наглядные материалы, технические средства обучения должны быть доступны для понимания, иметь достаточный размер, четкие подписи, натуральные цветовые обозначения. Для детей со сложной структурой нарушений и аутизмом необходимы рабочие тетради для различных предметных областей знаний.

КИЕ НАУКИ -

Кадровое обеспечение. Законодатель гарантировал для обучения детей с ОВЗ и инвалидностью следующее:

• Разнообразная номенклатура профессий:

- учитель-дефектолог (со специализацией по олигофренопедагогике);

- педагог-психолог (со специализацией по олигофренопсихологии);

- учитель-логопед;

- тьютор;

- инструктор по ЛФК;

- социальный педагог,

- педагоги дополнительного образования;

- координатор по инклюзии и др.

• Достойная зарплата, надбавки, доплаты за выслугу лет, социальные гарантии:

- повышение роли и статуса педагога;

- право на курсы повышения квалификации;

- регулярный мониторинг выполнения специальных образовательных условий;

- уменьшение рутинной нагрузки и количества отчетности у педагогов.

В своих исследованиях 2021 и 2022 гг. мы изучали выполнение этих условий в различных регионах нашей страны [4; 2]. Анализ сайтов, анкетирование педагогов, администраторов и родителей, метод экспертных оценок позволили выделить три кластера регионов, различающихся между собой соблюдением специальных образовательных условий и качеством их организации на разном уровне:

- «столицы»;

- «региональные центры»;

- «малые города с сельскими поселениями».

«Столицы», выделенные в единый региональный кластер, максимально обеспеченный всем оборудованием и условиями, оказались довольно различны между собой. При этом организационно, экономически и информационно они обеспечены максимально. Однако Санкт-Петербург раньше вошел в «инклюзивные процессы» и в определенной мере сохранил за собой методическое первенство. Город сохранил преемственность своей модели обучения и сопровождения; внедрены вариативные модели поддержки детей с ОВЗ и инвалидностью. ППМС-центры гибко реагируют на запросы родителей и различаются между собой набором специальных и инклюзивных услуг.

В отличие от такого опыта, Москва объединила все 60 ППМС центров в единый

ИЗВЕСТИЯ ВГПУ

ГППЦ, но фактически утратила руководство методической деятельностью ОО, реализующих специальные и инклюзивные программы. контроль есть, а поддержки явно недостаточно. Подтверждением этого является, например, такой факт, что консилиум в инклюзивной школе проводится всего один раз в год. классы почти во всей специальной сети переполнены, а в расчете часов у детей на надомном обучении наблюдаются нарушения. Да и в самом центре нагрузка в 120 детей на ставку логопеда свидетельствует о формальном подходе к организации процесса сопровождения детей с ОВЗ и инвалидностью. С нашей точки зрения, ГППЦ давно нуждается в разукрупнении и иной организации взаимодействия с ПМПк города. Ибо ни та, ни другая структура не соответствуют в полной мере потребностям современного детского контингента и не способны гибко реагировать на запросы образовательных организаций и смену образовательных трендов.

Однако столичная модель должна, по сути, вести за собой региональные модели. Следовательно, она должна быть инновационной, наукоемкой и гибко реагирующей на смену образовательной парадигмы. Ведь происходящая сейчас смена либеральных приоритетов на социальные является ответом на современный запрос общества.

В «региональных центрах» очень много зависит от управленческой вертикали. Если во главе организации специального и инклюзивного образования стоят дефектологи, а в самом городе имеется педагогический вуз с кафедрами специальной и социальной педагогики, то сеть, как правило, методически грамотно сопровождается, и проблемы решаются в текущем режиме.

В ближайшие годы, мы полагаем, положение станет еще лучше в связи с возвращением высшей школы к специалитету. Однако если эти два фактора отсутствуют, то часто настоящая работа подменяется формальными мероприятиями и отчетностью, тем более что даже крупным регионам не всегда хватает финансовых средств на тьюторов и социальных педагогов, а опытные кадры, не восполняясь, завершают свою профессиональную деятельность [5].

Восполняются же они с трудом в связи с отсутствием или недостатком региональных коэффициентов на работу с «особыми» детьми. кроме того, всегда существуют дефицитные специалисты, например, для работы с

детьми-аутистами или для проведения занятий по лФк. Сюда же присоединяется и нехватка (а порой отсутствие) медицинского персонала для лечения и сопровождения детей с ОВЗ и инвалидностью.

Как следует из анализа данных мониторинга, проведенного липецкими специалистами, в инклюзивных организациях на уровне регионов одна из самых острых проблем -это удовлетворенность родителей результатами обучения «особых» детей, их включенностью в социальные процессы и отсутствие системы поддержки освоения детьми с ОВЗ и инвалидностью рекомендованной им программы. К кадрам тоже имеется много нареканий: хотя формально ставки заполнены на 67-77%, лишь половина учителей может осуществлять качественное обучение и сопровождение детей [6; 7; 10]. Значит, кадры надо учить.

Выход мы видим в увеличении цифр приема в профильные вузы, поскольку кадровый голод в области специального образования закрыть переподготовкой очень сложно. Важно лоббировать выделение федеральных и региональных грантов и отлаживание сетевого взаимодействия.

Одним из способов решения возникающих проблем также является региональный Координационный совет по «особому» детству. Аналогом такого Совета является Координационный совет Республики Саха (Якутии). Именно Совет будет отслеживать выделение региональных квот и для детей (при продолжении обучения в системе СПО), и для педагогов (при исчислении оплаты их труда и компенсации транспортных расходов при осуществлении надомного обучения).

Специальные школы в малых городах и сельских поселениях часто имеют богатую историю и крепкие традиции. Но сейчас важно укрепить их материально, информационно и в кадровом плане. В инклюзивных школах остро ощущается нехватка средств на ставки тьюторов, социальных педагогов, кураторов по инклюзивному образованию и др. Необходимо обновление всей линейки специальных учебников, издание рабочих тетрадей и оснащение ими школьных библиотек. А еще коллегам важно помочь с разработкой адаптированных программ и СИПР для детей, относящихся к разным нозологическим категориям. В сельской модели обязательно должно присутствовать патронирование специальных образовательных услуг не только со стороны органов управления, но и через специа-

листов ППМС центров, преподавателей региональных и столичных университетов. В классической деятельности ППМС центра методическое психолого-медико-педагогическое сопровождение - это одно из основных направлений его работы. Участие в бесплатных курсах повышения квалификации также должно быть гарантировано работодателем не раз в три года, как сейчас, а раз в год. Тогда возможно «подтянуть» нехватку специальных знаний и выработку необходимых профессиональных и личных качеств у педагогов.

Отдельная проблема - это малокомплектные сельские школы, где обучаются дети с ОВЗ и инвалидностью. Для них важны научные разработки по осмыслению сельской модели инклюзии. И, конечно, обеспечение полного набора всех специальных образовательных условий. Проблема транспортной доступности для детей, выведенных на надомное обучение, и гарантии по полной отработке всего учебного плана также ждет своего разрешения.

как показывает опыт различных практических организаций, качество инклюзивного образования в школе напрямую зависит от созданных специальных образовательных условий в регионе, а также состояния раннего и дошкольного образования. Однако в последний год с высоких трибун мы начали слышать о планируемой оптимизации на этапе ранней абилитации. При этом уточнение формулировок, сокращение документооборота, устранение временных издержек и гарантии кадровой наполняемости служб ранней помощи (СРП) можно приветствовать, а вот очередную экономию финансовых затрат одобрить никак нельзя. На фоне постулируемого расширения сферы дополнительного образования и усиления коррекционной направленности обучения на этапе раннего детства последнее представляется абсолютно нереальной и вредной тенденцией.

кроме того, требование полной стандартизации программ, кадрового состава, документооборота и оборудования для каждой службы ранней помощи, с нашей точки зрения, утопично, поскольку СРП сейчас функционируют в структуре учреждений трех разных ведомств - социальной защиты, образования и здравоохранения. Следовательно, они ориентируются на законодательную базу, локальные акты, штатное расписание и финансово-экономические условия своего департамента. Выход - закрепить вариативность финансово-эко-

кие науки -

номической и методической деятельности как один из принципов организации их работы.

В целом важно компенсировать острую нехватку педагогических кадров, в основном дефектологов и учителей-логопедов, обновить и усовершенствовать механизмы медицинского сопровождения детей с ОВЗ и инвалидностью, отладить межведомственное взаимодействие в интересах «особого» детства. И, конечно, специальная и инклюзивная школа ждет своих новых, современных технологий [1; 2], построения полной вертикали - от этапа раннего детства до трудовой реализации людей в жизни социума и достойной оплаты труда педагогов в такой непростой, но очень востребованной социумом деятельности.

список литературы

1. Вечер М.В. Современная модель ранней профориентации. Новый взгляд на раннюю профориентацию на примере Чемпионата «Умения юных» (KidSkiИs): учеб.-метод. пособие. М., 2022.

2. Екжанова Е.А. Региональный подход в оценке специальных образовательных условий для детей с ОВЗ // Обучение языку в системе образования детей с ОВЗ. К 95-тилетию со дня рождения Е.А. Горбуновой: материалы науч.-практ. конф. с междунар. участием, Москва, 21 мая 2022 г. М., 2022. С. 46-53.

3. Екжанова Е.А. Скрининговые исследования в системе профилактической работы с детьми на начальных этапах обучения в школе // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2018. № 7. С. 13-20.

4. Екжанова Е.А. Современное состояние специального и инклюзивного образования // Системная психология и социология. 2022. № 2(42). С. 2635.

5. Екжанова Е.А., Резникова Е.В. Модель педагогического сопровождения педагогом-тьютором детей с ОВЗ в условиях интегрированного обучения // Специальное образование. 2018. № 4(52). С. 21-41.

6. Елисеев В.К., Романова Ю.В., Коробова Е.С. О региональных особенностях оценки качества инклюзивного образования в общеобразовательных организациях России // Экономические и гуманитарные исследования регионов. 2021. № 4. С. 79-84.

7. Меремьянина А.И., Елисеев В.К., Коробова М.В. Методические рекомендации по совершенствованию системы оценки психолого-педагогических аспектов качества инклюзивного образования в общеобразовательных организациях Российской Федерации (для педагогов, родителей и обучающихся). Липецк, 2021.

ИЗВЕСТИЯ вгпу

8. О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами: письмо Министерства образования и науки РФ от 18 апр. 2008 г. № АФ-150/06 [Электронный ресурс]. URL: https://www. mos.ru/upload/documents/oiv/mon_18_04_2008_af_1 50_06_i.pdf?ysclid=ld7hkloank525933208 (дата обращения: 23.04.2022).

9. Об образовании в Российской Федерации: федер. закон № 273-Ф3 от 29 дек. 2012 г.: принят Гос. Думой 21 дек. 2012 г.: одобрен Советом Федерации 26 дек. 2012 г. (ред. от 30.12.21) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2022). URL: https://docs.cntd.ru/ document/902389617?ysclid=ld7htm7gj6652464306 (дата обращения: 23.04.2022).

10. Хаустов А.В., Шумских М.А. Организация образования обучающихся с расстройствами аути-стического спектра в Российской Федерации: результаты Всероссийского мониторинга 2018 года // Аутизм и нарушения развития. 2019. Т. 17. № 3(64). С. 3-11.

* * *

1. Vecher M.V. Sovremennaya model' rannej proforientacii. Novyj vzglyad na rannyuyu profori-entaciyu na primere Chempionata «Umeniya yunyh» (KidSkills): ucheb.-metod. posobie. M., 2022.

2. Ekzhanova E.A. Regional'nyj podhod v ocenke special'nyh obrazovatel'nyh uslovij dlya detej s OVZ // Obuchenie yazyku v sisteme obrazovaniya detej s OVZ. K 95-tiletiyu so dnya rozhdeniya E.A. Gorbunovoj: materialy nauch.-prakt. konf. s mezhdunar. uchastiem, Moskva, 21 maya 2022 g. M., 2022. S. 46-53.

3. Ekzhanova E.A. Skriningovye issledovaniya v sisteme profilakticheskoj raboty s det'mi na nachal'-nyh etapah obucheniya v shkole // Vospitanie i ob-uchenie detej s narusheniyami razvitiya. 2018. № 7. S. 13-20.

4. Ekzhanova E.A. Sovremennoe sostoyanie special'nogo i inklyuzivnogo obrazovaniya // Siste-mnaya psihologiya i sociologiya. 2022. № 2(42). S. 26-35.

5. Ekzhanova E.A., Reznikova E.V. Model' pe-dagogicheskogo soprovozhdeniya pedagogom-t'yuto-rom detej s OVZ v usloviyah integrirovannogo ob-ucheniya // Special'noe obrazovanie. 2018. № 4(52). S. 21-41.

6. Eliseev V.K., Romanova Yu.V., Korobova E.S. O regional'nyh osobennostyah ocenki kachestva in-klyuzivnogo obrazovaniya v obshcheobrazovatel'nyh organizaciyah Rossii // Ekonomicheskie i gumanitar-nye issledovaniya regionov. 2021. № 4. S. 79-84.

7. Merem'yanina A.I., Eliseev V.K., Korobova M.V. Metodicheskie rekomendacii po sovershen-stvovaniyu sistemy ocenki psihologo-pedagogicheskih aspektov kachestva inklyuzivnogo obrazovaniya v

obshcheobrazovatel'nyh organizaciyah Rossijskoj Fe-deracii (dlya pedagogov, roditelej i obuchayushchih-sya). Lipeck, 2021.

8. O sozdanii uslovij dlya polucheniya obrazova-niya det'mi s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya i det'mi-invalidami: pis'mo Ministerstva obrazovaniya i nauki RF ot 18 apr. 2008 g. № AF-150/06 [Elektronnyj resurs]. URL: https://www.mos. ru/upload/documents/oiv/mon_18_04_2008_af_150_0 6_i.pdf?ysclid=ld7hkloank525933208 (data obrashche-niya: 23.04.2022).

9. Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii: feder. zakon № 273-FZ ot 29 dek. 2012 g.: prinyat Gos. Du-moj 21 dek. 2012 g.: odobren Sovetom Federacii 26 dek. 2012 g. (red. ot 30.12.21) (s izm. i dop., vstup. v silu s 01.01.2022). URL: https://docs.cntd.ru/document/902 389617?ysclid=ld7htm7gj6652464306 (data obrash-cheniya: 23.04.2022).

10. Haustov A.V., Shumskih M.A. Organizaciya obrazovaniya obuchayushchihsya s rasstrojstvami autisticheskogo spektra v Rossijskoj Federacii: re-zul'taty Vserossijskogo monitoringa 2018 goda // Autizm i narusheniya razvitiya. 2019. T. 17. № 3(64). S. 3-11.

The regional models of providing the children with health limitations and disabilities with the special educational conditions

The article deals with the special educational conditions in the process of teaching the children with the health limitations and disabilities. There is studied the quality of these conditions in three territorial clusters: the capitals, the regional centers and the small towns with the village settlements. The author reveals the general and particular regularities and defines the factors, influencing on the quality of these conditions. There is concluded about the necessity of providing the equal conditions at all the territory of the country.

Key words: special educational conditions, special education, inclusive education, regional models, clusters.

(Статья поступила в редакцию 20.12.2022)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.