Научная статья на тему 'Региональные методики планирования налоговых доходов бюджетов в системе регионального бюджетного планирования'

Региональные методики планирования налоговых доходов бюджетов в системе регионального бюджетного планирования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
802
398
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЛАНИРОВАНИЕ / НАЛОГ / ДОХОД / МЕТОДИКА / РЕГИОН / СВЕРДЛОВСКАЯ ОБЛАСТЬ / БАЗА / РАСЧЕТ / КОЭФФИЦИЕНТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Истомина Н.А.

В статье проведен анализ региональных методик планирования налоговых доходов, которые применялись в одном из крупнейших регионов РФ Свердловской области в 1999-2010 гг. Рассмотрены базовые элементы методик: базы расчетов и коэффициенты по основным налогам. Анализ проведен в хронологической последовательности, приведены аналитические данные по бюджетным коэффициентам, обоснованы принципиальные изменения, характерные для методик планирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Региональные методики планирования налоговых доходов бюджетов в системе регионального бюджетного планирования»

13 (37) - 2010

Бюджетная политика

региональные методики планирования

налоговых доходов бюджетов

б системе регионального бюджетного

планирования

н. А. ИСТОМИНА,

кандидат экономических наук, доцент кафедры государственных и муниципальных финансов

E-mail: n_istomina_usue@mail. ru Уральский государственный экономический университет

В статье проведен анализ региональных методик планирования налоговых доходов, которые применялись в одном из крупнейших регионов Российской Федерации — Свердловской области — в 1999—2010гг. Рассмотрены базовые элементы методик: базы расчетов и коэффициенты по основным налогам. Анализ проведен в хронологической последовательности, приведены аналитические данные по бюджетным коэффициентам, обоснованы принципиальные изменения, характерные для методик планирования.

Ключевые слова: планирование, налог, доход, методика, регион, Свердловская область, база, расчет, коэффициент.

Одним из наиболее актуальных вопросов, широко обсуждаемых в рамках дискуссии о повышении эффективности бюджетного процесса, является вопрос о достоверности плановых показателей бюджета любого уровня. Она определяет стабильность и устойчивость бюджетной сферы определенной территории, обеспечивает возможность финансирования расходных обязательств. Достоверность плановых показателей по расходам является условием эффективного использования средств, соответствия приоритетов развития территории и структуры расходов бюджета, залогом стабильной деятельности бюджетных учреждений. Поэтому важно

установить ключевые фазы, элементы процесса бюджетного планирования, в которых происходит формирование условий достоверности.

Начальным этапом расчета плановых показателей бюджетов является формирование информационной базы, так как входящими элементами бюджетного планирования на федеральном, региональном, местном уровнях являются социально-экономические показатели страны, субъектов РФ, муниципальных образований (численность населения, объем промышленного производства и товарооборота и др.), количественные параметры сети финансируемых учреждений, задачи бюджетной политики и т. п.

Чтобы на основе существующих количественных показателей рассчитать плановые показатели доходов и расходов бюджетов различных уровней, которые являются конечным результатом бюджетного планирования, органы, осуществляющие данный процесс, применяют методики планирования бюджетов (см. рисунок).

С учетом представленной схемы и в соответствии с общепризнанными подходами в экономическом

Информационная

база

ОРГАНЫ, ПЛАНИРУЮЩИЕ БЮДЖЕТ (ФИНАНСОВЫЕ ОРГАНЫ)

-►[Методика формирования бюджета]—

Плановые показател^бюджета

Источник: составлено автором.

Укрупненные элементы процесса бюджетного планирования

и финансовом планировании и прогнозировании необходимо констатировать, что ключевым условием достоверности плановых показателей являются полнота и верность исходной информации. Однако методики планирования (формирования) бюджетов играют, по мнению автора, не меньшую роль, так как именно в них базовые показатели подвергаются обработке, трансформации, что в итоге позволяет получить соответствующий плановый бюджет.

Значительный объем научных исследований российских и зарубежных ученых посвящен методам экономического (финансового, бюджетного) планирования и прогнозирования. Схемы существуют объективно, применяются тем или иным образом в методиках. Технология планирования бюджета — субъективный продукт деятельности специалистов в области бюджета, который появляется в результате длительных дискуссий и часто вызывает неоднозначные оценки.

По законодательству в работе специалистов бюджетного планирования на каждой территории существует собственная методика (или комплекс методик) планирования (формирования) бюджетов. В Бюджетном кодексе РФ четко прописана необходимость разработки и утверждения только методики планирования бюджетных ассигнований (расходов) [1, ст. 174.1]. Однако с учетом полномочий РФ, субъектов Федерации и органов местного самоуправления устанавливать порядок составления проекта бюджета [1, ст. 7—9] вытекает необходимость разработки и утверждения методик расчета всей совокупности плановых бюджетных показателей.

База методик (которые могут быть представлены в различном количестве документов — от одного до нескольких на каждой территории) должна включать:

1) методику планирования (формирования) доходов бюджета (по налоговым и неналоговым доходам);

2) методику планирования (формирования) расходов (ассигнований);

3) методики расчета межбюджетных трансфертов, включая дотации, субвенции и субсидии.

В публикуемой статье пойдет речь об одной из важнейших частей комплекса методик — региональных методиках планирования налоговых доходов бюджетов. Объектом исследования являются технологии, которые применялись (применяются) в Свердловской области — одном из крупнейших регионов РФ — с 1999 по 2010 г. Речь идет о методиках, которые разрабатывались и утверждались органами исполнительной власти областного уровня и

применялись для расчета показателей областного и (или) консолидированного бюджетов, в том числе для оценки доходов местных бюджетов, для определения потребности в дотациях.

К базовым элементам методик планирования доходов бюджетов относятся:

1) базы расчетов поступлений по конкретным налогам;

2) коэффициенты, применяемые к соответствующим расчетным базам.

В методиках планирования доходов в Свердловской области реализован принцип планирования от достигнутого, который можно рассматривать как один из вариантов проявления метода экстраполяции. За базу расчетов принимаются показатели различных периодов, предшествовавших году (периоду), на который составляется бюджет. Такой способ оценки плановых доходов бюджетов является наиболее типичным в работе финансовых органов регионов и муниципальных образований.

В табл. 1 систематизированы варианты баз расчетов, которые применялись в области для оценки доходов бюджетов в 1999—2010 гг. Для адекватности сравнения названия налогов приведены в современной редакции. Кроме того, необходимо конкретизировать, что анализ проводился только по тем налогам, которые функционировали в течение всего рассмотренного периода именно как источники доходов регионального и местных бюджетов. При описании используются понятия «отчетный год», «текущий год», «очередной год». Понятие «базовый год» означает период, показатели которого являются базой для расчетов. «Будущий год (период)» — это год (период), на который составляется бюджет.

Уточним, что терминология «отчетный год», «текущий год» появилась в бюджетном процессе РФ с введением трехлетнего (среднесрочного) бюджетного планирования. Если бюджет составляется на 2010 г., то этот год является очередным, 2008 г. — отчетным, 2009 г. — текущим, а плановый период составят 2011—2012 гг.

По данным табл. 1 можно сделать вывод о том, что на первом этапе (1999—2001 гг.) рассматриваемого периода в качестве баз расчета выступали фактические поступления за отчетный год по всем налогам, по которым проводился анализ. Дифференциация вариантов баз начинается с 2002 г. с постепенного отхода от бюджетного планирования исключительно на основе фактических поступлений за отчетный год. В качестве баз расчетов с 2002 г. применяются начисленные платежи (поступления) за отчетный год, а с 2004 г. — платежи

Таблица 1

Базы расчетов, которые использовались в планировании налоговых доходов бюджетов в Свердловской области в рамках бюджетного процесса в 1999—2010 гг. [2—13]

Плановый (очередной) год Варианты баз расчетов

Фактические поступления за отчетный год Начисленные платежи за отчетный год Начисленные платежи на 1 июля (1 октября) текущего года Ожидаемые начисления на 1 июля (1 октября) текущего года Поступления на 1 июля (1 октября) текущего года

1999 Налог на прибыль; налог на имущество организаций; акцизы; налог на доходы физических лиц; налог на имущество физических лиц* Не использовалась Не использовалась Не использовалась Не использовалась

2000 Налог на прибыль; налог на имущество организаций; акцизы; налог на имущество физических лиц; земельный налог* Не использовалась Не использовалась Не использовалась Не использовалась

2001 Налог на прибыль; налог на имущество организаций; акцизы; налог на доходы физических лиц; налог на имущество физических лиц; земельный налог Не использовалась Не использовалась Не использовалась Не использовалась

2002 Налог на доходы физических лиц; налог на имущество физических лиц; земельный налог Налог на прибыль; налог на имущество организаций; акцизы Не использовалась Не использовалась Не использовалась

2003 Налог на доходы физических лиц; налог на имущество физических лиц; земельный налог Налог на имущество организаций; акцизы Налог на прибыль Не использовалась Не использовалась

2004 Налог на доходы физических лиц; налог на имущество физических лиц Налог на имущество организаций; земельный налог Налог на прибыль; акцизы Не использовалась Не использовалась

2005 Налог на доходы физических лиц; налог на имущество физических лиц Земельный налог Налог на прибыль; налог на имущество организаций; акцизы Не использовалась Не использовалась

2006 Налог на доходы физических лиц; налог на имущество физических лиц Налог на прибыль; земельный налог Налог на имущество организаций; акцизы Не использовалась Не использовалась

2007 Не использовалась Налог на имущество физических лиц Акцизы; земельный налог Налог на прибыль; налог на имущество организаций Налог на доходы физических лиц

2008 Не использовалась Налог на имущество физических лиц Налог на имущество организаций; земельный налог Налог на прибыль Акцизы; налог на доходы физических лиц

2009 Не использовалась Налог на имущество физических лиц Налог на прибыль; налог на имущество организаций; земельный налог Не использовалась Акцизы; налог на доходы физических лиц

2010 Не использовалась Налог на имущество физических лиц Налог на прибыль; налог на имущество организаций; земельный налог Не использовалась Акцизы; налог на доходы физических лиц

Источник: составлено автором.

* Не указаны в связи с высокой спецификой расчетной базы: 1999 г. — земельный налог, 2000 г. — налог на доходы физических лиц.

(поступления), начисленные на 1 июля (1 августа, 1 октября) текущего года. С 2007 г. показатели отчетного года перестают играть роль базы расчетов налоговых доходов бюджетов в региональном бюджетном планировании в Свердловской области по всем рассматриваемым налогам, кроме налога на имущество физических лиц.

Чтобы обосновать причины указанных изменений, рассмотрим особенности каждой расчетной базы (табл. 2).

Используя данные табл. 2, можно сделать вывод о том, что переход к использованию в планировании налоговых поступлений показателей текущего (т. е. еще не завершенного) года связан с необходимостью учета изменений ситуации и законодательства, которые имели место в текущем году. Особенно ярко правильность этого перехода подтвердил финансовый кризис 2008—2009 гг. Действительно, бюджеты многих субъектов РФ и муниципальных образований на 2009 г., рассчитанные на базе фактических поступлений 2007 г. (докризисного времени, когда еще крайне слабы негативные экономические тенденции), были

нереалистичными, невыполнимыми; многие территории в 2009 г. столкнулись с проблемой падения поступлений налогов в бюджеты.

Сохранение начислений отчетного года в качестве базы расчетов по налогу на доходы физических лиц обусловлено следующим. Как следует из анализа таблицы, параметры отчетного года предполагают низкую вероятность последующих изменений. Это является недостатком при нестабильных экономических процессах (например, уровень прибыли предприятий постоянно меняется), однако это же можно рассматривать как преимущество, если речь идет о достаточно стабильных величинах. Совокупность имущества физических лиц, подлежащая обложению налогом на имущество, как раз можно рассматривать как стабильную и в определенной степени даже статичную величину. Поэтому планирование налога на имущество физических лиц осуществляется на базе показателей отчетного года.

Однако любая — даже максимально приближенная к очередному году — база расчетов не может являться плановой величиной налоговых поступлений на очередной год, поскольку абсолютно в

Таблица 2

Характеристики баз расчетов налоговых доходов

База расчетов Перечень достоинств Перечень недостатков

Фактические поступления за отчетный год Сведения охватывают завершенный период времени; высокая достоверность; низкая вероятность последующих изменений Ситуация, характерная для отчетного года, может существенно измениться в текущем году; изменения текущего года не учитываются в планировании, что снижает его достоверность

Начисленные платежи (поступления) за отчетный год Сведения охватывают завершенный период времени; высокая достоверность; низкая вероятность последующих изменений Аналогичны предыдущей базе расчетов; дополнительно — существует вероятность того, то начисленные платежи (поступления) могут фактически не поступить в бюджет

Платежи (поступления), начисленные на 1 июля (1 октября и др.) текущего года Сведения охватывают период, максимально приближенный к очередному году, на который составляется бюджет; изменения текущего года включаются в плановые расчеты, что повышает их достоверность Сведения подвергаются частой корректировке при различных датах представления данных, возникает необходимость оперативного представления сведений; особо высока зависимость от степени взаимодействия финансовых и налоговых органов; существует вероятность, что начисленные платежи (поступления) могут фактически не поступить в бюджет

Ожидаемые начисления на 1 июля (1 октября и др.) текущего года Сведения охватывают период, максимально приближенный к очередному году, на который составляется бюджет; изменения текущего года включаются в плановые расчеты, что повышает их достоверность Аналогичны предыдущей базе расчетов; кроме того, существует вероятность, что фактические начисления и поступления в бюджеты будут значительно отличаться от ожидаемых начислений

Поступления на 1 июля (на 1 августа, 1 сентября, 1 октября) текущего года Сведения представлены в виде официальной отчетности по завершенному периоду; высокая достоверность; низкая вероятность последующих изменений, базовый период максимально приближен к очередному году, на который составляется бюджет; изменения текущего года включаются в плановые расчеты, что повышает их достоверность Сведения подвергаются частой корректировке при различных датах представления данных, возникает необходимость оперативного представления сведений. Особо высока зависимость от степени взаимодействия финансовых и налоговых органов

Источник: составлено автором.

каждом бюджете и на каждой территории ежегодно имеет место множество изменений экономической ситуации, включая состояние предприятий и уровень доходов населения. Для учета этих изменений в Свердловской области в планировании налоговых доходов используется система коэффициентов: коэффициент роста, коэффициент собираемости, корректирующий коэффициент, учитывающий изменения налогового законодательства, коэффициент досчета.

Коэффициент роста поступлений отражает ожидаемое увеличение доходов в очередном (плановом) году по сравнению с базовым (отчетным или текущим) годом; как правило, имеет значение > 1. Если в плановом году ожидается сохранение объема поступлений на уровне базового года, коэффициент имеет значение = 1; если ожидается снижение поступлений, коэффициент имеет значение < 1.

Коэффициент собираемости отражает ожидаемый уровень собираемости налогов в плановом периоде (т. е. в очередном году). Если в плановом периоде ожидается недоимка по налогу, коэффициент устанавливается на уровне < 1. Например, значение коэффициента 0,98 или 0,96 соответственно означает плановую недоимку соответственно 2 и 4 %. Коэффициент может быть указан в процентах.

Корректирующий коэффициент отражает ожидаемое изменение поступлений налогов в бюджет в очередном (плановом) году по сравнению с базовым периодом в результате изменений налогового законодательства. Если в результате изменений законодательства ожидается рост поступлений, коэффициент имеет значение > 1.

Коэффициент досчета показывает, на сколько ожидаемые годовые поступления в текущем (базовом) году превысят фактические поступления за I полугодие (8, 9 месяцев — в зависимости от базы расчета) текущего (базового) года; используется в ситуациях, когда в качестве базы расчетов берутся показатели за текущий год.

Наибольшее значение в планировании налоговых доходов бюджетов имеют коэффициенты ожидаемого роста доходов. Значения коэффициентов определяются прогнозной (плановой) динамикой показателей экономического развития региона на очередной (плановый) год. Эти показатели разрабатываются министерством экономики и труда Свердловской области в составе прогноза социально-экономического развития на основе общегосударственных макроэкономических параметров (в частности, планового уровня инфляции). Значение коэффициента по конкретному налогу

на конкретный год — результат сложной работы по оценке вероятных изменений объемов поступлений в будущем периоде по сравнению с базовым периодом.

Особое значение коэффициента роста подчеркивается тем, что региональные методики планирования, применяемые в области, базируются на планировании от фактических поступлений, ожидаемых начислений или начисленных поступлений за прошлые периоды. Исходя из этого, именно коэффициент роста отражает влияние ожидаемых изменений экономической ситуации на плановый объем налоговых поступлений.

В табл. 3—4 приведены коэффициенты роста по рассматриваемым налогам, поступающим в региональный бюджет и местные бюджеты в Свердловской области. В таблицах отсутствуют данные по земельному налогу в связи с тем, что в отношении этого налога порядок планирования поступлений имел значительную специфику и на протяжении всего рассматриваемого периода не предполагал обязательное использование коэффициента роста.

Как видно из данных табл. 3, в целом на протяжении рассматриваемого периода наиболее высокие значения коэффициентов роста были характерны для налога на прибыль организаций и налога на доходы физических лиц. Это связано с положительной динамикой экономического развития области, ростом объемов промышленного производства и средней заработной платы.

Необходимо отметить, что эти два налога составляют основную долю доходов областного бюджета, а налог на доходы физических лиц играет важнейшую роль в доходной базе местных бюджетов. Эта особенность повышает ответственность органов экономического прогнозирования в определении плановой динамики роста прибыли и заработной платы, на основе которых устанавливаются значения коэффициентов роста. Ошибки чреваты тем, что плановые показатели по доходам бюджетов будут завышены, следовательно, бюджеты не будут исполнены.

Обращают на себя внимание значения коэффициентов роста на 2009 г. по сравнению с 2008 г. Несмотря на определенные негативные тенденции в мировой экономике и в экономике РФ, в методике на 2009 г. были установлены повышающие коэффициенты к уровню 2008 г. Это привело к завышению доходной части областного бюджета и местных бюджетов, поэтому бюджеты 2009 г. по доходам не были исполнены. В итоге областной бюджет по факту был исполнен с дефицитом.

Таблица 3

Значения коэффициентов роста налоговых доходов в региональных методиках бюджетного планирования 1999—2010 гг. [3—13]

Налог 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010

к 1998 к 1999 к 2000 к 2001 к 2002 к 2003 к 2004 к 2005 к 2006 к 2007 к 2008 к 2009

Налог на прибыль 1,235 1,023 1,078 1,051 1,180 1,221 1,080 1,064 1,056 1,086 1,140 1,000

организаций

Налог на имущество организа- 1,136 1,080 1,050 1,102 1,083 1,200 1,078 1,090 1,077 1,098 1,102 1,010

ций (предприятий)

Акцизы 1,651 1,336 1,195 1,045 1,130 1,200 1,024 1,050 1,060 1,066 1,098 1,000

Налог на доходы 1,475 1,240 1,200 1,227 1,420 1,360 1,245 1,200 1,175 1,215 1,220 0,999

физических лиц

Налог на имущество 1,455 1,297 1,238 1,140 1,100 3,000 1,085 1,084 1,200 1,200 1,200 1,170

физических лиц

Таблица 4

Сравнительный анализ коэффициентов роста налоговых доходов в региональных методиках бюджетного планирования 2000—2005 гг. [3—8]

Налог Методика на 2000 г. Методика на 2001 г. Методика на 2002 г. Методика на 2003 г. Методика на 2004 г. Методика на 2005 г.

1999 к 1998 2000 к 1999 2000 к 1999 2001 к 2000 2001 к 2000 2002 к 2001 2002 к 2001 2003 к 2002 2003 к 2002 2004 к 2003 2004 к 2003 2005 к 2004

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Налог на прибыль организаций 1,235 1,023 1,240 1,078 X 1,051 X 1,180 1,208 1,221 X 1,080

Налог на имущество организаций (предприятий) 1,136 1,080 1,100 1,050 1,090 1,102 1,050 1,083 1,273 1,200 X 1,078

Акцизы 1,651 1,336 1,269 1,195 0,780 1,045 1,830 1,130 1,500 1,200 X 1,024

Налог на доходы физических лиц 1,475 1,240 1,320 1,200 1,335 1,227 1,340 1,420 1,300 1,360 1,300 1,245

Налог на имущество физических лиц 1,455 1,297 1,420 1,238 1,140 1,140 1,140 1,100 1,118 3,000 1,100 1,085

Это еще раз подчеркивает важность развития экономического планирования и прогнозирования в субъектах РФ, которое позволяет правильно установить темпы роста экономических параметров, а следовательно, и значения коэффициентов роста.

Пессимистические прогнозы в отношении развития экономики области выразились в самых низких коэффициентах роста за весь рассматриваемый период по налогу на прибыль, налогу на имущество организаций, акцизам, налогу на доходы физических лиц, которые были установлены в методике на 2010 г. Действительно, все годы, кроме нынешнего, характеризовались коэффициентами роста рассматриваемых налогов выше единицы. А в 2010 г. по налогу на доходы физических лиц коэффициент меньше этого уровня, по налогу на прибыль и акцизам равен ему.

Таким образом, плановые поступления основных бюджетообразующих налогов на 2010 г. были значительно ниже, чем год назад. Этот факт, несмотря на очевидный негативный оттенок, является признаком повышения степени достоверности планирования налоговых поступлений.

Аналитические данные, представленные в табл. 5, позволяют оценить коррективы, которым подвергались коэффициенты роста доходов в методиках бюджетного планирования на 2000—2005 гг. (период, когда наиболее широко в качестве базы расчетов использовались фактические поступления налоговых доходов за отчетный год). Как видно из данных, в каждой предшествующей методике значения коэффициентов не совпадают с аналогичными показателями в последующей, хотя обе технологии включают коэффициенты, отражающие соотношение между одними и теми же годами. Например, коэффициент ожидаемого роста поступлений по налогу на доходы физических лиц в методике 2003 г. равен 1,42 (2003 г. к 2002 г.), а в методике на 2004 г. коэффициент, характеризующий соотношение между теми же годами, равен 1,3.

Эта особенность объясняется тем, что при использовании в качестве базы расчетов фактических поступлений отчетного года меньшее внимание уделяется объемам поступлений в текущем году, поэтому сложнее оценить изменение поступлений в очередном году по сравнению с текущим. Также это можно объ-

Таблица 5

Значения коэффициентов досчета в методиках планирования на 2002, 2003 и 2006 гг. [6, 7, 10]

Налог База расчета Значение коэффициента досчета до ожидаемых показателей за год

Методика на 2003г.

Налог на прибыль Ожидаемые начисления за I полугодие 2002 г. 2,27

Методика на 2004г.

Акцизы Ожидаемые начисления за I полугодие 2003 г. 2,022

Методика на 2007г.

Акцизы Ожидаемые поступления за I полугодие 2006 г. 2,0

яснить постоянными изменениями экономической ситуации и налоговых поступлений, что требовало корректировки значений коэффициентов роста.

Указанная особенность перестала быть характерной для бюджетного планирования в Свердловской области в связи с отказом от использования в качестве расчетной базы фактических поступлений за отчетный год.

Значения прочих коэффициентов, используемых в бюджетном планировании региона, в большинстве рассмотренных методик конкретно не устанавливаются; закрепляется, как правило, принцип их определения. Например, значение коэффициента досчета по налогу на прибыль к ожидаемым начислениям за I полугодие 2006 г. в методике на следующий год предполагалось рассчитывать с учетом динамики 2005 г. в среднем по области [10]. Аналогичным образом определялось значение коэффициента досчета по этому и ряду других налогов (в частности, по акцизам) в методиках на 2008—2010 гг. [11—13]. Коэффициент досчета по налогу на имущество организаций на 2010 г. определялся исходя из сроков уплаты авансовых платежей в соответствии с законодательством РФ. Значение коэффициента досчета на этот же год по земельному налогу дополнительно определялось с учетом сроков уплаты налога [13].

Для более показательной демонстрации сущности коэффициента досчета приведем значения этого показателя, которые были указаны в методиках за отдельные годы (табл. 5).

Экономический смысл коэффициента досчета заключается в том, что он соотносит годовые суммы доходов в текущем году (по прогнозным расчетам) и суммы доходов по состоянию на 1 июля текущего года (т. е. за I полугодие) 1. Таким образом, в ситуации, когда во II полугодии текущего года все

1 Кроме показателей на 1 июля, в расчетах принимаются данные на 1 августа, 1 сентября, 1 октября текущего года. В этих случаях значение коэффициента досчета не будет так тесно связано с цифрой 2.

экономические параметры ожидаются на уровне I полугодия, значение коэффициента досчета будет равным 2. Если же, что бывает чаще всего, экономические параметры II полугодия, по оценкам, превысят параметры I полугодия, коэффициенты досчета будут иметь значение выше 2.

Ситуация, при которой значения коэффициента досчета будут выше 1, но меньше 2, может возникнуть вследствие серьезного падения экономических показателей развития территории во II полугодии текущего года. Это может быть вызвано, например, ожидаемым закрытием крупного предприятия (предприятий), банкротством, переносом производства, а также прогнозируемым изменением спроса, цен на продукцию, производимую в субъекте РФ. Грамотное предвидение таких обстоятельств важно также для минимизации возможного завышения доходной части бюджетов. Важно отметить, что методики планирования бюджетов в Свердловской области предполагают возможность корректировки первоначальных расчетов, если ожидается возникновение какого-либо из перечисленных обстоятельств.

Коэффициенты собираемости и корректирующие коэффициенты, учитывающие изменение налогового законодательства, которые также являются частью методик планирования налоговых доходов в области, как правило, устанавливаются в ходе планирования бюджетов по доходам на основе информации, которой располагают органы исполнительной власти. В качестве исключения можно выделить значение коэффициента собираемости по налогу на имущество предприятий, равное 0,85, которое было закреплено в методике на 2002 г. [4].

Таким образом, плановые показатели налоговых доходов бюджетов являются результатом умножения показателей доходов за определенный базовый период на совокупность коэффициентов, установленных для каждого налога. Кроме этого, в расчете участвуют нормативы зачисления налогов в определенный бюджет и ряд дополнительных показателей.

На основании проведенного исследования областных методик планирования налоговых доходов можно выделить следующие ключевые тенденции и проблемы:

1) региональные технологии бюджетного планирования являются инструментом, преобразующим информационно-аналитические сведения в плановые показатели доходов регионального и местных бюджетов (в последнем случае — для определения потребности в дотациях);

2) в Свердловской области формат региональных методик планирования налоговых доходов включает две основные составляющие: базы расчетов и расчетные коэффициенты; каждая из этих составляющих определяется по всем рассчитываемым налогам отдельно;

3) в процессе эволюции методик планирования для повышения достоверности плановых бюджетов произошел переход от использования в качестве баз расчетов фактических показателей за отчетный год к использованию в этом качестве начисленных платежей, ожидаемых начислений и поступлений за I полугодие (иной интервал) текущего года. Это обеспечило максимальное приближение базового периода к очередному периоду (т. е. периоду, на который составляется бюджет);

4) в расчетах налоговых доходов наибольшее значение имеет коэффициент ожидаемого роста, так как именно он переносит ожидаемое изменение экономических показателей развития региона в плановые показатели налоговых доходов бюджетов; количественные значения этого коэффициента в течение всего изученного периода (за исключением методики на 2010 г.) имели значения, превышающие единицу, что являлось признаком роста экономических показателей области, но в 2009 г. привело к завышению объема налоговых доходов;

5) главным признаком методик регионального уровня, применяемых в области, является подход от достигнутого. При высокой степени достоверности и простоты использования в условиях быстро меняющейся экономической ситуации он должен использоваться в комплексе со схемами, основанными на моделировании, экспертных оценках и других влияющих факторах, ориентированных на учет широкого круга методов финансового планирования и прогнозирования.

Список литературы

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ.

2. О нормативных актах Свердловской области по подготовке бюджета области на 1999 год: поста-

новление правительства Свердловской области от

23.06.1998 № 654-ПП.

3. О нормативных актах Свердловской области по подготовке бюджета области на 2000 год: постановление правительства Свердловской области от

25.06.1999 № 734-ПП.

4. О нормативных актах Свердловской области по подготовке бюджета области на 2001 год: постановление правительства Свердловской области от

30.06.2000 № 543-ПП.

5. О нормативных актах Свердловской области по подготовке проекта областного бюджета на 2002 год: постановление правительства Свердловской области от 19.07.2001 № 498-ПП.

6. О нормативных актах Свердловской области по подготовке проекта областного бюджета на 2003 год: постановление правительства Свердловской области от 26.07.2002 № 980-ПП.

7. О нормативных актах Свердловской области по подготовке проекта областного бюджета на 2004 год: постановление правительства Свердловской области от 05.08.2003 № 489-ПП.

8. О нормативных актах Свердловской области по подготовке проекта областного бюджета на 2005 год: постановление правительства Свердловской области от 31.08.2004 № 815-ПП.

9. О нормативных актах Свердловской области по подготовке проекта областного бюджета на 2006 год: постановление правительства Свердловской области от 12.09.2005 № 741-ПП.

10. О нормативных актах Свердловской области по подготовке проекта областного бюджета на 2007 год: постановление правительства Свердловской области от 15.09.2006 № 805-ПП.

11. Об утверждении методики расчета доходов консолидированного бюджета Свердловской области на 2008 год: приказ министерства финансов Свердловской области от 17.08.2007 № 44.

12. Об утверждении методик, применяемых для расчета дотаций из областного бюджета местным бюджетам на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений и муниципальных районов (городских округов) и межбюджетных субсидий из местных бюджетов областному бюджету, на 2009 год и плановый период 2010 и 2011 годов: постановление правительства Свердловской области от 15.09.2008 № 969-ПП.

13. Об утверждении методик, применяемых для расчета дотаций из областного бюджета местным бюджетам на выравнивание бюджетной обеспеченности городских поселений (за исключением городских округов), сельских поселений, городских округов и муниципальных районов (городских округов) и межбюджетных субсидий из местных бюджетов областному бюджету, на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов: постановление правительства Свердловской области от 14.09.2009 № 1068-ПП.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.