Научная статья на тему 'Региональные кластеры экономики республики Саха (Якутия)'

Региональные кластеры экономики республики Саха (Якутия) Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
1015
163
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Бекетов Н.В.

Территория Республики Саха (Якутия) характеризуется сложной структурной организацией и сочетанием природно-климатического, территориально-отраслевого, поселенческого и производственно-ресурсного потенциалов, и определяется процессами регионализации и пространственной кластеризации социально-экономического комплекса региона. Такая регионализация обусловлена социально-экономической дифференциацией сложившихся относительно освоенных и слабо освоенных районов, развитых и депрессивных территорий, особенностями территорий проживания коренных малочисленных народов, неразвитостью и отсутствием дорожно-транспортной и других видов инфраструктуры, призванных связать улусы республики и обеспечить ее внутренние республиканские и межрегиональные связи, важностью диверсификации производительных сил республики и оптимизации ее расселенческо-поселенческой структуры. В пространственном отношении территориальную структуру хозяйства республики образуют шесть локальных групп социально-экономических районов мезоуровня (сочетания территорий наиболее освоенных муниципальных образований). Это достаточно крупные территориальные социально-экономические образования, отличающиеся административно-территориальной общностью, стабильностью своих внешних границ, четко выраженной специализацией хозяйства на основе использования благоприятных природных и социально-экономических условий территории. Для каждого из них характерно единство функционально-пространственной среды, в пределах которой происходит взаимосвязанное и взаимосогласованное отраслевое и территориальное развитие и складывается территориально-производственная общность по воспроизводству общественного продукта и услуг. Социально-экономические районы республики сравнимы по площади, природно-ресурсному потенциалу не только с некоторыми субъектами Федерации, но и с отдельными государствами мира. Каждый из таких мезорайонов выполняет в той или иной мере функции всего регионального промышленного комплекса. Однако специфика размещения минерально-сырьевых ресурсов, особенности исторического развития и другие причины обусловили различия по их месту и функциям, хозяйству региона, по территориально-отраслевой и кластерной структуре…

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Региональные кластеры экономики республики Саха (Якутия)»

12 (51) - 2007

Стратегия развития региона

РЕГИОНАЛЬНЫЕ КЛАСТЕРЫ ЭКОНОМИКИ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

Н. В. БЕКЕТОВ,

доктор экономических наук, профессор, директор Института проблем прикладной экономики Севера Якутского государственного университета

Территория Республики Саха (Якутия) характеризуется сложной структурной организацией и сочетанием природно-климатического, территориально-отраслевого, поселенческого и производственно-ресурсного потенциалов и определяется процессами регионализации и пространственной кластеризации социально-экономического комплекса региона. Такая регионализация обусловлена социально-экономической дифференциацией сложившихся относительно освоенных и слабо освоенных районов, развитых и депрессивных территорий, особенностями территорий проживания коренных малочисленных народов, неразвитостью и отсутствием дорожно-транспортной и других видов инфраструктуры, призванных связать улусы республики и обеспечить ее внутренние республиканские и межрегиональные связи, важностью диверсификации производительных сил республики и оптимизации ее расселенческо-поселенческой структуры.

В пространственном отношении территориальную структуру хозяйства республики образуют шесть локальных групп социально-экономических районов (СЭР) мезоуровня (сочетания территорий наиболее освоенных муниципальных образований). Это достаточно крупные территориальные социально-экономические образования, отличающиеся административно-территориальной общностью, стабильностью своих внешних границ, четко выраженной специализацией хозяйства на основе использования благоприятных природных и социально-экономических условий территории. Для каждого из них характерно единство функционально-пространственной среды, в пределах которой происходит взаимосвязанное и взаимосог-

ласованное отраслевое и территориальное развитие и складывается территориально-производственная общность по воспроизводству общественного продукта и услуг.

Социально-экономические районы республики сравнимы по площади, природно-ресурсному потенциалу не только с некоторыми субъектами федерации, но и с отдельными государствами мира (табл. 1, 2).

Каждый из таких мезорайонов выполняет в той или иной мере функции всего регионального промышленного комплекса. Однако специфика размещения минерально-сырьевых ресурсов, особенности исторического развития и другие причины обусловили различия по их месту и функциям, хозяйству региона, по территориально-отраслевой и кластерной структуре.

Анализ динамики пропорций социально-экономических районов в территориальной структуре хозяйства республики за 1990-2005 гг. показал, что ей присуща относительная стабильность, малая изменяемость во времени. Это главная особенность территориальной структуры хозяйства региона. До недавнего времени происходила лишь настройка и модернизация существующей материально-экономической структуры при сохранении сложившегося «каркаса».

Общей структурной закономерностью развития всех социально-экономических районов республики является неуклонное повышение доли промышленности в валовом продукте. За 19902005 гг. индексы концентрации (Тк) и локализации (Л) промышленного производства республики увеличились соответственно в 1,6 и 1,8 раза, а сельскохозяйственного — только на 15 % в анализируемых

Таблица 1

Некоторые показатели, отражающие территориальные различия социально-экономических районов Республики Саха (Якутия) *

Социально-экономические районы Территория (тыс. кв. км) Индекс территориальной концентрации промышленности Коэффициент опережения среднерегиональных темпов

Центральный 194,8 3,08 1,44

Южный 87,9 5,36 1,25

Западный 143,6 2,72 1,20

Восточный 160,6 1,85 1,70

Северный 124,0 1,67 0,93

Северо-Восточный 113,1 1,00 0,87

Таблица 2

Доля социально-экономических районов** в важнейших показателях Республики Саха (Якутия) за 2005 г. (%)

Социально-экономические районы Произведенный ВРП Совокупный общественный продукт Объем промышленной продукции Объем основных фондов

Центральный 20,4 18,7 17,6 19,6

Южный 15,7 14,6 14,2 15,9

Западный 22,3 25,1 27,4 23,7

Восточный 10,1 11,1 9,2 11,7

Северный 3,7 3,8 3,5 5,0

Северо-Восточный 9,0 7.2 6,6 6,9

РС (Я) 100 100 100 100

*См.: Бекетов Н. В. Пространственная структура экономики Республики Саха (Якутия): современные формы организации и перспективы развития // Дайджест-Финансы. 2007. № 5.

**См.: Бекетов Н. В. Региональные экономические кластеры как условие достижения экономической и социальной целостности региона // Университет XXI века: достижения, перспективы, стратегия развития. Межвузовск. науч. -практ. конф., посвящен. 50-летию Якутского гос. ун-та (г. Якутск, 2-3 февраля 2006 г.). — Якутск: Изд-во Якутск. гос. ун-та, 2006.

социально-экономических образованиях (в среднем /к — 1,2 и II — 1,4 раза). Сельское хозяйство получило развитие в основном в группе улусов Центрального СЭР. В этом районе удельный вес сельского хозяйства в совокупном продукте республики в 1,9 раза превышает среднереспубликанскую долю. В группе социально-экономических образований в восточной части территории республики данное превышение (индекс локализации по сельскому хозяйству) составило 1,6, в южной группе — 1,35. Центральная Якутия дает более четверти сельскохозяйственной продукции республики.

Темпы развития экономики территорий Восточного и Северо-Восточного СЭР во многом определяются объективной закономерностью преодоления монокультурного характера народнохозяйственных структур. В последних получили преимущество два комплекса: аграрно-пищевой и торгово-распределительный.

Урбанизированная часть территории (Центральный СЭР) специализируется на производстве продукции перерабатывающих подотраслей. Значительно развито разнообразное машиностроение. Его доля примерно такая же, как в среднем по ДФО.

Особенностью является высокий уровень плотности населения и территориальной концентрации производства: на душу населения производится продукции на 7 % больше, чем в среднем по республике.

Центральный СЭР является, безусловно, ведущим мезорайоном республики как по масштабам, так и по составу отраслей. К отраслям специализации относятся: машиностроение, лесодобыча, промышленность строительных материалов. Главная особенность отраслевой структуры — существенные масштабы развития практически всех отраслей специализации республики за исключением топливной и горнодобывающей промышленности. На территории региона сосредоточено 25 % заготовок леса, здесь производят 33 % электроэнергии, 34 % стройматериалов, 39 % газохимической продукции, 25 % продукции лесоперерабатывающей промышленности.

Диспропорции социального и экономического развития территорий Республики Саха (Якутия) в значительной степени определяются недостаточно сбалансированной инвестиционной политикой, при формировании которой интересы территории были отражены, как правило, в меньшей степени, чем интересы отраслей и корпораций.

Распределение капиталовложений по территории республики таково, что по объему основных инвестиций Западный и Центральный СЭР опережали остальные мезорайоны (табл. 3).

Анализ процессов капитального строительства в динамике показывает, что в 2000-х гг. наблюдалось снижение (темпов) инвестиционной активности во всех социально-экономических районах Республики Саха (Якутия) по сравнению с предыдущими пятилетиями. Во всех шести СЭР давно сформировался производственный потенциал, а освоение инвестиционных ресурсов осуществляется путем обновления основных фондов (табл. 4).

Несмотря на значительную долю реконструкции в капитальном строительстве республики, удельный вес возмещения выбытия устаревших основных фондов невысок по сравнению со среднероссийским уровнем. Медленнее всего ОПФ обновлялись в производственном комплексе Центрального и Южного регионов, о чем свидетельствует сравнение коэффициентов обновления (первое число) и выбытия (второе число) основных промышленно-производственных фондов в 1999 г., в процентном соотношении: Западный — 6,0 и 1,6, Центральный

— 4,4 и 1,4, Северо-Восточный — 7,7 и 2,2, Северный

— 5,9 и 1,5, Южный — 4,9 и 1,5, Восточный — 5,2 и 1,5, республика в целом — 5,8 и 1,6.

В территориальной структуре экономики республики явно выделяются два крупных и наиболее перспективных СЭР индустриального типа — Юж-

ный и Западный. Каждый из них является частью целого, в то же время отличаясь историческими особенностями формирования, сочетанием природных ресурсов, структурой и производственной специализацией хозяйства, уровнем урбанизации, перспективами развития. Доля промышленности в совокупном продукте районов в настоящее время составляет: в Южной Якутии и в Западном регионе — более чем 87 %. В перспективе в связи с созданием нового промышленного района, представленного тремя формирующимися региональными производственными кластерами (газохимический, металлургический, атомный), объединенных тремя комплексными инфраструктурными схемами — автодорожной, железнодорожной и электросетевой, — на них будет приходиться почти 70 % промышленного производства республики. Общая сумма инвестиций только в формируемом кластере производств Южной Якутии превышает 20 млрд долл. Кроме того, здесь будет создано почти 90 тыс. рабочих мест.

Отраслевые структуры материального производства субъектов социально-экономического районирования на территории республики разнообразны и в то же время во многом до недавней поры слабо дополняли друг друга. Это не позволяло создавать необходимый базис устойчивости их положения в период развития среднесрочного прогнозирования. Вместе с тем в целом анализ эффективности территориально-отраслевой струк-

Таблица 3

Территориальная структура капитальных вложений в экономику Республики Саха (Якутия), %

Социально-экономические районы 1990-1995 гг. 1996-2000 гг. 2001-2005 гг.

Центральный 21,1 27,3 20,9

Южный 19,1 18,6 19,2

Западный 29,8 28,0 30,8

Восточный 15,9 13,5 15,4

Северный 7,9 7,6 8,5

Северо-Восточный 5,4 5,0 5,2

Республика Саха (Якутия) 100,0 100,0 100,0

Социально-экономические районы 1995 г. 2000 г. 2005 г.

Центральный 38,0 49,0 60,0

Южный 53,0 67,0 76,0

Западный 30,0 47,0 52,0

Восточный 31,0 48,0 61,0

Северный 19,0 30,0 41,8

Северо-Восточный 30,0 38,0 47,5

Республика Саха (Якутия) 32,0 45,0 56,0

Таблица 4

Доля реконструкции и технического перевооружения в государственных капитальных вложениях производственного назначения (%)

туры размещения производств и предприятий специализации экономики региона, проведенный с использованием современных методов прогнозирования экономический динамики, рассмотренных в ряде публикаций [3, 4] для определения мультипликативного эффекта используемых преимуществ размещения перспективных инновационно-технологических комплексов и кластеров инновационных производств в Схеме развития и размещения производительных сил республики, сводился к выводу о формировании благоприятной структуры в сравнении со средней по федеральному округу и даже в сравнении со средней для регионов старопромышленного освоения страны.

В течение последних 16 лет наибольшей равномерностью отличалась динамика хозяйства Центрального и Южного СЭР (устойчиво высокие темпы относительно республики), социально-экономические комплексы северной и восточной группы мезорегионов (устойчиво низкие относительные темпы). Скачкообразно развивалась промышленность Западного социально-экономического района.

Среднегодовые темпы прироста индустрии Западного региона упали с 5,3 % в 1995 г. до 2,6 % в 1997-2005 гг. Будучи самыми высокими в 19951997 гг., они стали самыми низкими среди социально-экономических районов республики. Основная причина связана с выходом на пиковый уровень алмазодобычи в середине 1990-х гг., ее стабилизацией и снижением к 2004 г. Остальные производства составляли 14 % всего совокупного общественного продукта и четверть промышленного производства СЭР. Неблагоприятная динамика развития отраслей западного горнопромышленного комплекса сказалась на динамике всего промышленного производства в регионе.

Отраслевые структуры Южной и Западной Якутии во многом сходны: ведущее положение занимает горнодобывающий комплекс производств, достаточно высока доля машиностроения в совокупном продукте (соответственно 19,2 % и 18,7 %; в других социально-экономических районах республики — от 3 % до 14 %), незначительна роль сельскохозяйственного производства. В Южной Якутии доля сельского хозяйства в совокупном продукте составляла 8,8 %, в Западной — 12,7 %. В других регионах республики, за исключением Центрального СЭР, она колеблется от 64 % до 78 %.

В то же время в Программе обеспечения профессиональными кадрами с учетом действующей Схемы развития производительных сил Южный

мезорайон рассматривается как транзитивная территория, динамика развития которой будет задавать темпы перспективного развития всей экономики Якутии на ближайшие 30-40 лет. Прирост ВРП Южной Якутии составит 44 % от общего ВРП Республики Саха (Якутия). Перспективы развития этого региона обусловлены как значительным природно-ресурсным потенциалом, так и рядом важнейших федеральных решений — через Южную Якутию пройдет нефтепровод из Восточной Сибири по направлению к Тихому Океану, в едином створе с ним будет проложен магистральный газопровод, регион обрел железнодорожную связность. Так что для формирования на этой территории нового мощного индустриального центра России определенные инфраструктурные предпосылки уже созданы. Кадровая потребность проектируемых объектов уже в ближайшие 2-3 года определяется цифрами в 15-20 тыс. чел.

Важнейшим элементом нового промышленного района является Южно-Якутский гидроэнергетический комплекс, в рамках которого на первом этапе будут построены две станции на реке Тимптон (Канкунская и Нижне-Тимптонская) общей мощностью 2800 МВт. Все остальные кластеры — это гарантированные потребители электроэнергии гидроэлектростанций и трудовых ресурсов.

Прежде всего охарактеризуем проект строительства крупнейшего в России Эльконского горно-металлургического комбината по добыче и обогащению 5000 т урана в год. Комбинат призван решить стратегическую задачу обеспечения российским сырьем запланированное интенсивное развитие отечественной атомной промышленности. По предварительным оценкам потребность в кадрах будет определяться цифрами по 3-5 тыс. чел. на каждый из 3-х этапов строительства и развития производства.

Химический кластер Южно-Якутского промышленного района будет состоять из двух предприятий. Инвестиционная группа АЛРОСА планирует строительство Селигдарского горнохимического комбината на базе крупнейшего месторождения апатитов (численность привлекаемых трудовых ресурсов оценивается от 3 до 5 тыс. чел.). Вторая составляющая химического кластера — это проект Алданского газохимического комплекса с проектируемой численностью трудовых ресурсов от 12 тыс. чел. (строительный этап введения производственных объектов первой очереди) до 18 тыс. чел. (вторая очередь, развитие социальных объектов), что стало возможно благодаря принятому

решению о направлении восточного газопровода через Алдан в едином створе с ВСЮ.

Огромное значение для проекта имеет металлургический кластер, объединяющий три горно-обогатительных комбината и новый крупный металлургический завод в Нерюнгри. ГОКи потребуют привлечения свыше 12 тыс. специалистов разной квалификации, металлургический завод — еще 8 тыс. чел. только для пуска первой очереди.

К металлургическому кластеру по производственной логике тяготеет ряд угольных проектов, также планируется строительство крупного цементного завода мощностью 1 млн т в год. Комплекс работ по строительству всех этих предприятий определяет совершенно новый уровень спроса на профессиональном рынке трудовых ресурсов.

Наибольшие темпы развития ожидаются в Южной Якутии, где в прогнозный период предполагается к осуществлению целый комплекс взаимосвязанных и имеющих национально значимый характер проектов. Это прежде всего создание Южно-Якутского энергетического комплекса с использованием гидроэнергетического потенциала рек Тимптон, Учур, Алдан и Олекма, увеличением добычи углей Нерюнгринской группы, освоением Эльгинского месторождения, увеличением мощности существующих ТЭС и возможным строительством новой на углях Эльгинского месторождения.

Создаваемый энергетический потенциал позволит осуществить масштабные проекты по освоению месторождений железной руды, золота, урана, апатитов, строительство металлургического комбината мощностью до 10 млн т с использованием сырья как южноякутских, так и других дальневосточных месторождений для обеспечения бурно растущих потребностей всего Дальнего Востока.

Появляется интерес к строительству в этом регионе алюминиевых заводов, учитывая удобную транспортную схему поставок сырья. Возникают реальные возможности создания ОЭС Дальнего Востока и Восточной Сибири и крупномасштабного экспорта электроэнергии с соответствующим развитием магистральных линий электропередач. Достройка железной дороги до Якутска и ее дальнейшее продолжение в восточном и западном направлениях существенно повысят транзитные возможности региона.

Возникнет потребность в большом количестве квалифицированных трудовых ресурсов, которая будет удовлетворяться как за счет широкого использования вахтовых методов (до 20 тыс. чел.), особенно на этапе строительства, так и внутренней миграции

(25-30 тыс. чел). Роль внешней миграции не следует переоценивать, однако положительный приток все же будет иметь место и его величина должна быть более строго оценена по мере проработки основных инвестиционных проектов. Ориентировочно он не должен превысить 40-50 тыс. чел.

Основным препятствием на пути реализации указанных планов может стать кадровая проблема и состояние социальной и коммунальной инфраструктур в регионе. Можно говорить, что уровень образования населения в республике довольно высок, однако квалификация местного населения в настоящее время не в состоянии удовлетворить потребности новых производств. В качестве механизма решения кадрового вопроса целесообразно использовать все имеющиеся в настоящее время ресурсы:

• привлечение местного населения, прежде всего наиболее перспективной его части — молодежи, только вступающей в трудоспособный возраст, путем организации специальных образовательных программ;

• привлечение трудовых ресурсов из других регионов России и из-за рубежа, в том числе в рамках Президентской программы переселения соотечественников из стран СНГ;

• стимулирование переселения трудоспособного населения из других, неблагополучных районов Республики Саха (Якутия) и соседних регионов Восточной Сибири и Дальнего Востока с прохождением переобучения (за счет средств республиканского бюджета и инвесторов) и предоставлением жилья. Правительство Республики Саха (Якутия)

должно взять на себя большую часть работы по подготовке кадров для реализации проектов, представленных в Схеме развития производительных сил, прежде всего в Южной и Западной Якутии. В первую очередь необходимо использовать потенциал образовательных учреждений г. Нерюнгри, г. Мирного и г. Якутска как базу для подготовки кадров для новых проектов развития современной пространственной структуры экономики региона.

Программа обеспечения профессиональными кадрами приоритетных отраслей экономики республики требует нескольких лет для своей реализации, и за это время можно будет организовать все необходимые образовательные программы как в высших учебных заведениях, так и в учебных заведениях начального и среднего профессионального образования.

Для решения жилищного вопроса и развития объектов соцкультбыта также необходимо исполь-

зовать все имеющиеся в настоящее время инструменты — привлекать средства в рамках национальных проектов «Образование», «Здравоохранение», «Доступное жилье» и ФАИП, использовать ресурсы республиканского бюджета и инвесторов. В данном случае местные власти (муниципальные и республиканские) должны выступить координаторами этого процесса, что позволит оптимизировать объемы строительства и повысить качество социального обслуживания живущего и вновь привлекаемого населения.

В пределах ряда социально-экономических районов в соответствии со Схемой развития производительных сил планируется развитие 89 вертикально-интегрированных производственных структур и технологических отраслевых групп, представляющих собой систему производств кластерно-территориального типа. Все локальные комплексы взаимосвязаны благодаря единому общерегиональному воспроизводственному технологическому процессу, в котором каждый из них выполняет определенные функции и обладает индивидуальным составом энергопроизводственных циклов. Площадь формирующихся кластеров колеблется в пределах от 9,2 тыс. кв. км до 58,3 тыс. кв. км при средней величине 29,0 тыс. кв. км.

По концентрации промышленно-производс-твенного персонала проектируемых вертикально-интегрированных производственных структур все комплексы кластерно-территориального типа, формирующиеся на территории республики, можно классифицировать в четыре группы: сверхкрупные (более 30 тыс. чел.); крупные (10—30 тыс.); средние (5—10 тыс.); малые (менее 5 тыс.). В этой связи актуальность прогнозирования кадрового обеспечения многократно возрастает в период диверсификации и реструктуризации социально-экономической жизни региона. Следует иметь в виду, что в перспективе произойдут не только количественные, но и существенные качественные изменения, которые необходимо учесть в разрабатываемых прогнозах.

К наиболее мощным комплексам кластер-но-территориального типа относятся полифункциональные производственные системы, формирующиеся на базе Якутской агломерации и близлежащих урбанизированных территорий, Нерюнгринского и Алданского полюсов развития, Мирнинского ареала притяжения новых технологий, выполняющие лидирующие функции в структуре хозяйства своих регионов.

Современная территориальная структура

хозяйства республики — результат пространственной дифференциации экономики, длительного развития отраслевой (межотраслевой) структуры, отражающей внутрирайонные производственные различия, а также отраслей и производств, образующих определенные сочетания в территориальных системах различного ранга. Территориальная структура хозяйства находит непосредственное количественное проявление в системе различных меж- и внутрирайонных пропорций, которые постоянно меняются и совершенствуются. Однако им присуща определенная инерционность. Их изменение требует, как правило, более продолжительного времени, чем изменение классических отраслевых структур.

Вместе с тем осуществление намечаемых инвестиционных проектов как в базовых отраслях промышленности, так и инфраструктурных, в прогнозный период внесет существенные изменения в пространственную структуру экономики и сложившуюся схему расселения.

На западе формирование мощного ядра, объединяющего традиционную отрасль специализации с центром в г. Мирный и очаги зарождения нефтегазового комплекса, предполагает формирование новых приоритетов в развитии транспортной и энергетической инфраструктуры и большие перспективы развития государственно-частного партнерства. С этим кластером в 2008-2011 гг. будут связаны самые заметные сдвиги в развитии современной отраслевой и перспективной рассе-ленческой структурах Западного СЭР.

Учитывая емкость рынка стран АТР и запасы углеводородного сырья, которыми обладает республика, одной из ведущих отраслей станет нефтегазовая промышленность. Развитие отрасли связано с освоением крупнейших нефтяных месторождений в западной части РС (Я): Талаканского (ОАО «Сургутнефтегаз»), Среднеботуобинского (ОАО «Таас-Юряхнефтегазодобыча»), Иреляхского (АК «АЛРОСа») и других. Начато строительство нефтепровода «Восточная Сибирь — Тихий океан». Если сейчас добывается немногим более 300 тыс. т нефти исключительно для потребностей республики, то к 2020 г. объем добычи планируется довести до 12,7 млн т. Ввод первых производственных мощностей намечен на 2008 г. Основная часть новых промышленных объектов, связанных с освоением нефтяных и газовых месторождений, сооружением нефтепровода ВСТО, а также дальнейшим развитием алмазодобывающей промышленности, концентрируется в гг. Мирном, Ленске и развивающихся гг. Удачном, Нюрба и поселке Айхал. Здесь

получат дальнейшее развитие также вахтовые и экспедиционные поселения. Город Олекминск может быть использован в качестве базового узла при строительстве ВСТО лучевым способом, а строительство к нему в перспективе 2012-2015 гг. железной дороги от станции Хани увязывается с освоением крупных железно-рудных месторождений, а также значительных лесных ресурсов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В газовопромышленном кластере Западного СЭР планируется освоение Чаяндинско-Ботуобин-ской группы месторождений газа, строительство газоперерабатывающего завода и магистрального газопровода из Якутии на Дальний Восток. Добыча газа должна увеличиться с 1,6 млрд м3 до 13 млрд м3 в 2013 г. и 34 млрд м3 газа в 2020 г. Реализация этого проекта позволит газифицировать южные районы Якутии, Амурскую область, Еврейскую автономную область, Приморский край, обеспечить экспортные возможности для поставок газа в страны Азиатско-Тихоокеанского региона, создать предпосылки для организации в трех субъектах Дальневосточного федерального округа газохимических производств.

Предусмотренный Схемой проект дальнейшего развития газовой промышленности Якутии полностью совпадает с основными положениями последней редакции разработанного ОАО «Газпром» проекта Программы создания в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке Единой системы добычи, транспортировки газа и газоснабжения с учетом возможного экспорта газа на рынки Китая и других стран АТР (вариант «Восток-50»), учитывающей приоритеты государственных интересов и решающей задачу скоординированного вовлечения в разработку 4-х газовых центров на Востоке — на Сахалине, в Республике Саха (Якутия), в Красноярском крае, Иркутской области. Все указанные центры при полном развитии будут интегрированы в Единую систему газоснабжения России.

Проектируемая численность привлекаемых трудовых ресурсов в период развертывания строительных работ и реализации пусконаладочных этапов технологических процессов производств по этим проектам предварительно оценивается в 45-50 тыс. чел.

В Северном и Северо-Восточном СЭР развитие будет сосредоточено в основном в улусных центрах (Абыйский, Аллаиховский, Булунский, Верхнеколымский, Момский, Нижнеколымский и Среднеколымский). Следует особо подчеркнуть, что экстремальные природно-климатические условия Северо-Восточного СЭР, отдаленность и

труднодоступность территории, очаговый характер расселения, отсутствие надежной энергетической системы, повышенные требования к обеспечению надежности систем жизнеобеспечения требуют выработки особой государственной политики энергетической безопасности развития этого региона.

Направление государственных инвестиций должно быть ориентировано на перевооружение на базе современных технологий материальной базы и инфраструктуры производства с учетом этноэкологи-ческих особенностей региона и опыта традиционного природопользования.

Малый бизнес в районах проживания коренных малочисленных народов Севера представлен слабо, т. к. узкоспециализирован, и доля его в валовом региональном продукте минимальна. Следующая проблема развития малого бизнеса в регионе связана с нехваткой квалифицированных кадров.

По данным Комитета государственной статистики республики, в некоторых муниципальных образованиях СЭР (Абыйский, Аллаиховский, Булунский, Верхнеколымский, Момский, Нижнеколымский и Среднеколымский улусы), т. е. на территориях отдаленных арктических улусов, более 80 % новых рабочих мест созданы в сфере малого предпринимательства.

Одним из наиболее перспективных видов развития малого предпринимательства в регионе является экотуризм. Спектр туристского предложения может базироваться также на богатом историко-культурном наследии, основанном на истории, археологии, культуре, традиционном природопользовании и мировоззренческих установках народов, населяющих территории арктических улусов.

Особое место среди районов Якутии занимает центральная, наиболее развитая в промышленном отношении часть республики. Строительство железной дороги с мостом через р. Лена предполагает кардинальные изменения в сети поселений: возникнут новые железнодорожные станции вдоль магистрали от Томмота до Якутска; большое значение будет иметь создание в г. Якутске центрального транспортно-логистического узла, концентрирующего и перераспределяющего железнодорожные, автомобильные, речные и воздушные (с созданием хаба на базе Якутского аэропорта) потоки не только внутрирегионального, но и прежде всего межрегионального и международного товарно-транспортного обмена.

Большие изменения ожидаются в развитии поселка Н. Бестях, который находится на правом берегу р. Лены в Мегино-Кангаласском улусе. Пер-

спективы градостроительного развития поселка связаны со строительством железнодорожной линии Беркакит-Томмот-Якутск и ее продолжением на Магадан — Чукотку. Данный населенный пункт становится крупным транспортно-перевалочным узлом, где железнодорожные пути пересекаются с водными и автомобильными путями, ведущими как в левобережные, так и в правобережные районы республики.

Ожидаемая газификация группы Заречных районов республики еще более повысит привлекательность Центрального района, что повлечет за собой увеличение внутриреспубликанских миграционных потоков (до 25-30 тыс. чел.).

В настоящее время в г. Якутске отчетливо прослеживается ступенчатость внутриреспубли-канских передвижений населения из сельской местности. На первом этапе миграционных перемещений происходит переезд в близлежащие к столице республики улусы, а затем на втором этапе миграционного движения осуществляется переезд в г. Якутск. Эта тенденция сохранится и на перспективу.

Основным ядром инновационного развития Центрального СЭР останется, по всей видимости, Якутская городская агломерация с населением около 260 тыс. чел. Данная зона притяжения имеет тенденцию к расширению и увеличению концентрации производств материальной и нематериальной сферы, всех форм бизнеса, финансового капитала. Якутская агломерация включает не только ближнее окружение, но и прилегающие центры перспективного роста — Намский и Покровский (включающий особую туристско-рекреационную зону). По предварительным оценкам потребность в дополнительных трудовых ресурсах по прогнозным вариантам развития 76 крупных проектируемых объектов промышленности и сельского хозяйства, а также с учетом создания свыше 280 новых производств и предприятий сферы обслуживания малого и среднего бизнеса (Государственная программа «Развитие занятости населения Республики Саха (Якутия) 2007-2011 гг.») в этом разворачивающемся региональном кластере Центрального СЭР на первом этапе реализации Схемы (2008-2015 гг.) составит свыше 65-70 тыс. чел.

Ключевым вопросом как для нормального функционирования экономики и социальной сферы республики в стабильном режиме, так и для реализации крупномасштабных инвестиционных проектов является развитие инфраструктуры, прежде всего электроэнергетики и транспорта. В

связи с планами продолжения железной дороги до Магадана и далее на восток и реализацией ряда других инфраструктурных проектов стоит задача по формированию нового транспортно-про-мышленного и горнопромышленного кластера в составе Восточного СЭР с центром в п. Хандыга. Реализация многих проектов потребует четко налаженного, бесперебойного энергоснабжения и ввода дополнительных мощностей. Схемой предусматривается, что в связи с активизацией инвестиционной и производственной деятельности потребление электроэнергии в этом региональном кластере возрастет уже с 2008 г. в 3 с лишним раза в связи с реализацией проектов. В частности, предусматривается инфраструктурное обеспечение инвестиционных проектов в зоне ответственности ОАО «Полюс-Золото» (2007-2013 гг.) — создание электроэнергетической (ТЭЦ на угле, ЛЭП) и транспортной инфраструктуры (строительство автодорог), а также новое строительство — ЗИФ и др. высокозатратных проектов по модернизации карьерного парка, доразведке и освоению новых месторождений.

Уже к 2015 г. планируется за счет перевода на открытую разработку Куранахского рудного поля, вовлечения в промышленную отработку месторождений Нежданинское и Кючус достичь уровня добычи золота 10-15 т в год (ОАО «Полюс-Золото»). В непосредственной близости от Нежданинского месторождения выявлены месторождения свинца, цинка, серебра, меди, вольфрама и угля. Значительная часть этих ресурсов сможет приобрести промышленное значение при условии создания объединенной транспортной и энергетической инфраструктуры Якутии и Магаданской области. Это окончание строительства федеральной дороги «Колыма»; строительство автодороги «Развилка — Нежданинское» (100 км) как ответвления федеральной дороги «Колыма»; строительство ЛЭП-110кВ (в габаритах 220 кВ) «Хандыга — Усть-Нера» на принципах государственного частного партнерства. По мере реализации представленных проектов предусматривается привлечение 18-20 тыс. чел.

При условии реализации инновационного сценария развития Восточного СЭР уже до начала2008 г. необходимо приступить к разработке программы социально-экономического развития Заполярного горнопромышленного района на основе комплексного освоения минерально-сырьевой базы оловодобывающих и золотодобывающих отраслей на территориях Усть-Янского и Верхоянского районов, в 200-километровой зоне вокруг пос. Усть-Куйга.

Кроме того, с учетом перспективных планов по строительству генерирующих мощностей в пос. Депутатский (строительство мини-ТЭЦ, 2007-2010 гг.) предстоит определить поэтапный порядок строительства генерирующих мощностей в пос. Усть-Куйга. В свою очередь планируемый ОАО «Полюс-Золото» ввод производственных мощностей Кючусского ГОКа в 2014 г. обеспечит на первом этапе, в 2013 г., строительство Усть-Куйгинской ТЭС мощностью 24 мВт. Численность привлекаемых трудовых ресурсов и их квалификационный состав будут определяться реальными сроками ввода в эксплуатацию новых производственных объектов и по предварительным оценкам составит 12-15 тыс. чел.

Для Якутии в кластерном подходе важным является развитие внутреннего рынка, укрепление внутриреспубликанских связей на основе развития дорожно-транспортной инфраструктуры, межхозяйственных связей, совершенствования общественного разделения труда с максимальной реализацией местных ресурсов и возможностей, которые, постепенно расширяясь, будут выходить за пределы опорных «полюсов», распространяясь на все большие ареалы. Особого внимания и поддержки при таком развитии требуют многообразные сферы обслуживания, создающие новые рабочие места, предлагающие инновационные виды обслуживания, развивающие и облагораживающие территорию.

Ожидается перераспределение имеющихся трудовых ресурсов внутри самой республики (в период с 2008 по 2015 гг. до 70 тыс. чел.), что будет способствовать снижению масштабов безработицы населения, особенно в сельских улусах (по оценкам до 3-5 тыс. чел. в год). Освоение новых профессий, в частности, связанных со строительством железной дороги, развитием гидроэнергетики, освоением нефтегазовых месторождений, развитием нефте-, газо- и углехимии, потребует соответствующей подготовки и разработки республиканской кадровой политики.

В то же время особенностью перечисленных потенциальных якутских кластеров является их ориентация на межрегиональное взаимодействие. Их роль и влияние будут простираться далеко за пределы республики и это в свою очередь во многом будет определять базовые закономерности их развития.

Именно поэтому так важна с самого начала увязка стратегий и конкретных программ их развития с общегосударственными стратегическими приоритетами и комплексными программами территориального и отраслевого (в первую очередь ТЭК, МСК и транспорт) развития Российской

Федерации на Дальнем Востоке и Севере с учетом перспектив международного сотрудничества и реалий мирового рынка.

Кластерное развитие предъявляет особые требования к проектированию и созданию инфраструктурных сетей. В этой связи ряд положений транспортной и энергетической стратегий и программ развития Республики Саха (Якутия), а также соответствующих федеральных программ должен быть пересмотрен с учетом основных выводов Схемы.

Особенно актуальными являются развитие железной дороги в направлении Якутск — Магадан, а также железнодорожных магистралей по территории Центральной Якутии в смежные мезорайоны (Якутск — Мирный — Вилюйская группа улусов — Ленск и далее до соединения с «Севсибом»). Важную роль будут играть новые широтные и меридиональные автомобильные дороги федерального и республиканского значения, очередность развития которых должна быть тесно увязана с графиками осуществления основных инвестиционных объектов.

Можно утверждать, что в республике в прогнозной перспективе существенно изменится основной рисунок размещения узловых элементов опорного каркаса расселения с переходом от двух главных узлов на широтной оси нагрузки — Западного и Центрального к более развернутой и сбалансированной конфигурации с добавлением равнозначного Южного, а в перспективе и Восточного узлов.

Дальнейшее упорядочение и обогащение такого каркаса связано и с резким возрастанием роли некоторых малых и средних населенных пунктов. Так, развитие Северного морского пути и приполярных территорий республики потребует опережающего роста портовых комплексов Тикси, Черского и др. поселений; для активизации пространства между Якутском и Магаданом целесообразно дальнейшее развитие целой сети поселений и т. д.

Следует подчеркнуть, что сложившаяся ситуация делает актуальной проблему формирования более развитой структуры сети городов.

Власть начинает концентрироваться не в формальных точках ее прописки, а там, где появляется более эффективная технология ее реализации другими субъектами территории, в частности бизнесом. Поэтому в прогнозный период всю территорию республики можно разделить политико-экономически на три зоны: зоны активности крупных федеральных корпораций; зоны активности местных корпоративных структур, которые выполняют и многочисленные социальные функции; зоны без корпоративного присутствия, где поэтому

региональной власти целесообразно создавать локальные корпорации экономического развития.

В одних территориях, как например, Южной Якутии, происходит сопряжение деятельности нескольких крупных федеральных ресурсных холдингов. В других территориях идет диверсификация деятельности одного крупного или среднего холдинга федерального или республиканского значения (например, АК «АЛРОСА»).

Важнейшим направлением совершенствования пространственной структуры экономики является выделение и развитие региональных производственно-экономических кластеров, связанное с достижением значительного синергетического эффекта в производственной и социальной сферах за счет согласованного, взаимоинициирующего и взаимодополняющего осуществления ряда инвестиционных проектов в различных отраслях.

Любой крупный проект в Якутии требует значительного инфраструктурного обустройства, которое всегда подразумевает государственное участие в виде федерально-регионального софинансирования, то есть реального партнерства с корпоративными структурами. Поэтому принципиальная особенность новых кластеров, которые будут в Якутии создаваться, в отличие от советских ТПК, состоит именно в том, что организационная форма локализованных сопряжений будет совсем другая. Это будет альянс государства — его усилий, его средств, финансов и частного корпоративного сектора.

При условии реализации инновационного сценария развития, предложенного в Схеме, к 2020 г. Якутия должна стать регионом с устойчиво развивающейся экономикой, валовой региональный продукт превысит 1 триллион рублей, возрастет в сопоставимых ценах к уровню 2005 г. в 2,8 раза.

Реализация крупных инвестиционных проектов, укрепление базовых отраслей, развитие инфраструктуры региона позволят достичь главной цели государственной политики — повышения благосостояния граждан. Реальные доходы населения возрастут в 3,6 раза. Развитие конкурентоспособных производств повысит занятость населения, создаст условия приостановления миграционного оттока и для привлечения высококвалифицированных рабочих кадров.

Результаты реализации инвестиционных проектов дадут импульс в развитии не только Якутии, но и большинству регионов Дальневосточного округа.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бекетов Н. В. Пространственная структура экономики Республики Саха (Якутия): современные формы организации и перспективы развития // Дайджест-Финансы. 2007. № 5. С. 2-12.

2. Бекетов Н. В. Региональные экономические кластеры как условие достижения экономической и социальной целостности региона // Университет XXI века: достижения, перспективы, стратегия развития. Межвузовск. науч. -практ. конф., посвящен. 50-летию Якутского гос. ун-та (г. Якутск, 2-3 февраля 2006 г.). — Якутск: Изд-во Якутск. гос. ун-та, 2006. С. 190-192.

3. Бекетов Н. В. Современные проблемы пространственной организации экономики Республики Саха (Якутия) // Региональная экономика: теория и практика. 2006. № 11. С. 20-28.

4. Бекетов Н. В. Региональная экономика. — Якутск: РИМЦ, 2006. 152 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.