ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 332 (571.56) А А Попов, А Н. Мыреев
КРИТЕРИИ УСКОРЕННОГО РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ И СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
В условиях рыночной экономики в нашей стране модель прямого управления экономикой была заменена косвенными методами управления экономикой и социальной сферой. Обеспечение оптимального соотношения прямых и косвенных методов управления экономикой - государственное планирование и контроль за социально-трудовыми отношениями в государственном секторе экономики, регулирование в частном секторе с помощью косвенных методов управления - а также соблюдение отраслевого и территориального принципов управления выпуска валового внутреннего продукта (ВВП) всегда было актуальной проблемой, в том числе и для регионов Сибири и Дальнего Востока. Каждый субъект федерации на Дальнем Востоке и Забайкалье имеет свои исторические особенности развития производительных сил, специализации по добыче и переработке полезных ископаемых.
Критерии ускоренного развития экономики и социальной сферы Республики Саха (Якутия) предполагают формирование региональных территориальных кластеров комплексного развития территорий районов абсолютно дискомфортных (районы Арктической зоны) и экстремально дискомфортных (остальные районы (улусы) Крайнего Севера) для проживания населения. Создание особых условий ускоренного комплексного развития регионов Дальнего Востока, Забайкалья, районов Крайнего Севера и Арктической зоны имеет огромное значение для управления новым технологическим укладом развития реальной экономики и человеческими ресурсами.
В перспективе на базе региональных территориальных кластеров можно было бы формировать особую экономическую зону для ускоренного экономического и социального развития Республики Саха (Якутия) с целью повышения качества жизни населения.
Наиболее объективным, фундаментальным и в тоже время чувствительным индикатором оценки благосостояния населения является динамика развития и движения демографического процесса в стране. В ускорении развития экономики и социальной сферы главную роль играет рациональная занятость и эффективное использование трудоспособного населения. Рост численности населения и семейного благополучия в районах Крайнего Севера и Арктической зоны во многом определяется устойчивым развитием микро- и макроэкономики и одновременно отражает степень повышения качества жизни населения. Действительно, богатство общества создается трудом, умом и талантом людей. В свою
ПОПОВ Анатолий Афанасьевич - д. э. н., проф., зав. кафедрой экономической теории Финансово-экономического института СВФУ им. М.К. Аммосова, действительный член Академии наук Республики Саха (Якутия), Российской академии социальных наук, Международной академии науковедения, член-корреспондент СО АН Высшей школы.
E-mail: [email protected]
POPOV Anatoliy Afanasievich - Doctor of Economic Sciences, Professor, Chairman of the Department of Economic Theory, the Institute of Finance and Economy of the NorthEastern Federal University named after M. K. Ammosov, Full-Fledged Member of the Academy of Science of the Republic of Sakha (Yakutia), Russian Academy of Social Science, International Academy of Science Studies, Corresponding Member of the Siberian Branch of the Academy of Science of the Higher School.
E-mail: [email protected]
МЫРЕЕВ Анатолий Николаевич - к. э. н., доцент кафедры экономической теории Финансово-экономического института СВФУ им. М.К. Аммосова, ведущий эксперт сектора макроэкономического прогнозирования и стратегического планирования ГАУ «Центр стратегических исследований Республики Саха (Якутия)».
E-mail: [email protected]
MYREEV Anatoliy Nikolaevich - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Economic Theory, the Institute of Finance and Economy of the NorthEastern Federal University named after M. K. Ammosov, Leading Expert of the Macroeconomic Forecasting and Strategic Planning Sector of the State Autonomous Agency "Strategic Research Centre of the Republic of Sakha (Yakutia)".
E-mail: [email protected]
очередь социально-трудовая сфера страны непрерывно воспроизводится путем эффективного использования материального, финансового, физического, интеллектуального и духовного потенциала общества.
Ключевые слова: ускоренное развитие экономики, Дальний Восток и Байкальский регион, макрорегион, кластер, комплексное развитие территории, регионально-территориальные кластеры, особые экономические зоны, налоговые и бюджетные льготы, опережающее развитие экономики, социальная сфера, качество жизни, Крайний Север, Арктическая зона.
Criteria for the Accelerated Development of Economy and Social Sphere of the Republic of Sakha (Yakutia)
In conditions of market economy in our country the model of the economy has been replaced by indirect methods of economy and social sphere management. Optimal ratio of direct and indirect methods of economic management - state planning and control of the social and labour relations in the public sector of the economy, regulation in private sector with a help of an indirect method of management - and abidance of field and territorial principles of management of the output of gross domestic product (GDP) has always been an actual topic, including regions of the Siberia and the Far East. Each region of the Federation in the Far East and Baikal territory has its own specific historical development of productive forces, mining and mineral processing specialization.
Criteria for accelerated development of the economy and social sphere of the Republic of Sakha (Yakutia) determine the creating of regional territorial clusters of integrated development of the regions absolutely uncomfortable (Arctic zone regions) and extreme uncomfortable (other regions of the Far North) for living there. Creation of special conditions of an accelerated development for the Far East and Baikal regions is essential to manage the new technological structure of the economy and human resources.
In the long term, on the basis of regional territorial clusters special economic zone for the accelerated economic and social development of the Sakha Republic (Yakutia) for the purpose of improvement of quality of life of the population should be formed.
Most objective, fundamental and at the same time sensitive indicator of welfare assessment is the dynamics of the development and movement of the demographic process in the country. In acceleration of development of economy and social sphere of federal subject the major role employment and efficient use of the workforce play. Population growth and family welfare in the Far North and the Arctic zone is largely determined by the sustainable development of micro- and macroeconomics, and at the same time reflect the degree of improvement of quality of life. Indeed, the wealth of society is created by labor, intelligence and talent of people. In turn, the needs of individuals and families, as well as social and labor sphere countries is continuously created through the effective use of material, financial, physical, intellectual and spiritual potential of society.
Key words: accelerated development of economy, the Far East and the Baikal region, macroregion, cluster, complex development of a territory, regional-territorial clusters, special economic zone, tax and fiscal incentives, advancing development of economy, social sphere, quality of life, the Far North, the Arctic zone.
Введение
Экономическая модель общества выступает как естественно-историческая форма управления экономикой и как отражение достигнутого уровня развития производительных сил и производственных отношений. Модель экономического развития нашей страны как неолиберальная и «сырьевая экономика» за счет выгодной продажи нефти, природного газа, алмазов, золота, сурьмы, угля и других полезных ископаемых на мировом рынке постепенно утрачивает свою первоначальную значимость. Это происходит не только потому, что цена на баррель нефти может составить 80-90 долл. США. Некоторые специалисты даже прогнозируют, что цены на сырьевые ресурсы будут расти, а в отношении нефти они могут составить 150 долл. или останутся на уровне 90-100 долл. за баррель нефти. В 2014 г., по официальным данным прогноза специалистов, вывоз капитала может составить 100 млрд долларов США, будет нулевой рост валового внутреннего продукта (ВВП) страны. По некоторым неофициальным данным, вывоз капитала может достигнуть уровня 130 млрд долларов США. В этой обстановке очень
актуально высказывание В. В. Путина об опережающем развитии регионов Восточной Сибири и Дальнего Востока. Речь идет об опережающем комплексном развитии территорий, огромных по запасам полезных ископаемых, регионов Восточной Сибири, Дальнего Востока, Крайнего Севера и Арктической зоны.
Россия переживает сложный путь развития экономики и социальной сферы, сложившаяся ситуация требует поиска новой модели экономического развития на основе оптимального соотношения прямых и косвенных методов управлений экономикой. В условиях рыночной экономики модель прямого управления была заменена путем «шоковой терапии» косвенными методами управления экономикой. Это принесло огромные экономические, политические и моральные потери для нашего многонационального народа и, в то же время, при ущербах планетарного масштаба дало развитие конкурентного рынка, формирование определенного слоя предпринимателей. Однако преимущественное использование косвенных методов управления экономикой себя не оправдало. Мировой опыт XX в. показывает положительные примеры развития
как рыночной, так и плановой моделей экономики, а XXI век может стать эпохой возрастания роли государственного управления рыночной экономикой в развитии имущественных и неимущественных отношений.
Обеспечение оптимального соотношения прямых и косвенных методов управления экономикой (государственное планирование и контроль за социально-трудовыми отношениями в государственном секторе экономики, регулирование в частном секторе с помощью косвенных методов управления), а также соблюдение отраслевого и территориального принципов управления экономикой касается хозяйственной деятельности каждой фирмы, субъекта федерации и страны в целом. Каждый субъект Российской Федерации на Дальнем Востоке, в Забайкалье и районах Крайнего Севера и Арктической зоны имеет свои специфические природно-климатические, социально-экономические условия для проживания населения, исторические особенности развития в обеспечении степени сбалансированности удовлетворения разумных потребностей, интересов, духовных и нравственных ценностей человека, семьи, социальных групп и общества. Необходимость ускорения социально ориентированной модели развития районов Крайнего Севера и Арктической зоны предполагает преодоление моноструктурной и сырьевой направленности экономики в специализации производства и особенно по добыче и переработке полезных ископаемых. Особые условия ускоренного комплексного развития территории регионов Дальнего Востока, Забайкалья, районов Крайнего Севера и Арктической зоны имеют огромное значение для управления новым технологическим укладом развития реальной экономики и человеческими ресурсами.
Проблемы ускоренного развития экономики и социальной сферы
В перспективе на базе региональных территориальных кластеров полагалось бы формировать особую свободную экономическую зону ускоренного экономического и социального развития Республики Саха (Якутия), с учетом интересов комплексного развития территорий муниципальных образований, всех отраслей народного хозяйства и повышения качества жизни населения. Критерии ускоренного развития экономики и социальной сферы Республики Саха (Якутия) предполагают формирование региональных территориальных кластеров комплексного развития территории районов абсолютно дискомфортных условий для проживания населения (районов Арктической зоны) и экстремально дискомфортных условий - для большинства районов (улусов) Крайнего Севера. Президент Российской Федерации в своем Послании Федеральному Собранию 12 декабря 2013 г. подчеркнул: «Ресурсы и государства, и частного
бизнеса должны идти на развитие, на достижение стратегических целей. Например, таких, как подъём Сибири и Дальнего Востока. Это наш национальный приоритет на весь XXI век. Задачи, которые предстоит решить, беспрецедентны по масштабу, а значит и наши шаги должны быть нестандартными. Мы уже приняли решение по льготной ставке налога на прибыль и ряду других налогов для новых инвестпроектов на Дальнем Востоке. Считаем целесообразным распространить этот режим на всю Восточную Сибирь, включая Красноярский край и Республику Хакасия. Кроме того, на Дальнем Востоке и в Восточной Сибири предлагаем создать сеть специальных территорий опережающего экономического развития с особыми условиями для организации несырьевых производств, ориентированных в том числе и на экспорт. Для новых предприятий, размещённых в таких зонах, в таких территориях, должны быть предусмотрены пятилетние каникулы по налогу на прибыль, НДПИ (за исключением нефти и газа т. к. это доходная отрасль), налогу на землю, имущество, а также, что очень важно для высокотехнологичных производств, льготная ставка страховых взносов. И что также важно, здесь будут созданы условия ведения бизнеса, конкурентные с ключевыми деловыми центрами стран Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР), должны быть созданы такие условия, включая процедуры разрешения на строительство, подключения к электросетям, прохождения таможни. А чтобы решить вопрос с инфраструктурой в таких территориях, активно задействуем возможности Фонда развития Дальнего Востока. До 1 июля 2014 года следует определить, где конкретно будут организованы такие территории, а также выпустить все правовые нормативные акты, необходимые для их работы, имея в виду важность и масштабность этой задачи. Прошу Председателя Правительства взять эту работу под личный контроль» [1].
В Послании Президента РФ В. В. Путина впервые очень четко определена стратегия ускоренного экономического и социального развития территорий Восточной Сибири, Дальнего Востока, Забайкалья и районов Крайнего Севера как национальный приоритет на весь XXI век. В ближайшее время будут определены критерии включения субъектов федерации в перечень районов ускоренного развития и будут определены основные направления экономического и социального развития регионов ускоренного развития территорий «макрорегиона». В данное время подготовлен Проект под руководством В. А. Штырова «Об особых условиях ускоренного развития Дальнего Востока и Байкальского региона». В этом Проекте определена государственная
политика ускоренного комплексного социально-экономического развития Республики Бурятия, Республики Саха (Якутия), Республики Тыва, Забайкальского, Камчатского, Приморского, Хабаровского краев, Амурской, Иркутской, Магаданской, Сахалинской областей, Еврейской автономной области, Чукотского автономного округа [2]. Всего 13 субъектов Российской Федерации условно сокращенно названы «макрорегионом». Действительно, «макрорегион» имеет огромные недровые богатства страны. Одновременно субъекты федерации, входящие в «макрорегион», характеризуются сложным демографическим процессом, массовым оттоком трудоспособного населения из районов Крайнего Севера и Арктической зоны, регионов Дальнего Востока из-за сложных социальных и экстремально дискомфортных условий для проживания населения и с учетом перспектив развития регионов.
В 1991 г. на Дальнем Востоке проживало 8057 тыс. человек, или 5,0 % населения России, в 1998 г. - 7263,1 тыс. чел., в 2008 г. - 6487 тыс. чел. Сейчас в связи с возрастанием роли Восточной Сибири, Дальнего Востока, Забайкалья, Арктики и районов Крайнего Севера в интеграционных и инновационных процессах развития новой экономики страны XXI в. со странами Азиатско-Тихоокеанского региона планируется создание особых условий для ускоренного комплексного социально-экономического развития территорий «макрорегиона». При этом каждый регион Дальнего Востока, Забайкалья, районов Крайнего Севера и Арктической зоны сохраняет свои исторические особенности развития, специализации по добыче полезных ископаемых, возможности выхода на мировой рынок по своим сырьевым ресурсам, имея экономико-географические конкурентные преимущества. Если взять, например, территорию нашей республики, то 95 % территорий представляют собой зону вечной мерзлоты и по природно-климатическим условиям относятся к Арктической зоне, где нужны особые региональные индикаторы ведения экономики и социальной сферы. За последние 23 года в проекте Совета Федерации под руководством В. А. Штырова «Об особых условиях ускоренного развития Дальнего Востока и Байкальского региона» впервые в широком плане ставится вопрос о комплексном развитии территории «макрорегиона» [2].
Действительно, каждый субъект «макрорегиона» имеет свои исторические и специфические условия развития и перспективы на будущее. Так, например, Республика Саха (Якутия) имеет всемирно известную горнодобывающую промышленность: по добыче алмазов, золота и угля, а также как перспективный регион по добыче нефти, природного газа, урановой руды, ниобия и других полезных ископаемых. В
Якутии была создана когда-то в аграрном секторе экономики система ведения животноводства, табунного коневодства, северного оленеводства и земледелия в зоне районов вечной мерзлоты Крайнего Севера. Кроме того, в Якутии выделены 13 районов (улусов), как районы Арктической зоны, занимающие 52,2 % территории Республики Саха (Якутия). Например, «Оленекский..., район расположен за северным полярным кругом, он обладает самой крупной территорией в республике и занимает 10,3 % территории Якутии, а Арктической зоны - 19,8 %. Характеризуется наименьшей плотностью населения. Ещё одна особенность района: он включен в перечень районов преимущественного проживания малочисленных народов Севера, и наделён статусом «эвенкийский национальный район». Жители района внесли значительный вклад в поиске и открытии месторождений якутских алмазов. В 1960 г., в период образования Мирнинского района с его богатейшими алмазными месторождениями, ким-берлитовые трубки «Удачная», «Айхал» и др. были переданы вновь созданному промышленному району. Тогда вся страна была заинтересована в ускоренном развитии алмазодобывающей промышленности. Однако так называемая социально ориентированная рыночная экономика в богатом природными ресурсами Оленекском национальном районе в повышении качества жизни населения особо не проявилась. Номинальная заработная плата работников составляет 27095,4 рубля, или 85,4 % от уровня заработной платы районов (улусов) Арктической зоны и 69 % от средней номинальной заработной платы работников Республики Саха (Якутия). В 2013 г. по обороту розничной торговли в расчете на душу населения (76,6 тыс. руб.) и по объему платных услуг населению на душу населения (9,7 тыс. руб.) Оленекский район занимает 11 место среди 13 районов Арктической зоны. Конечно, в этом богатом полезными ископаемыми районе необходимо разработать качественные меры по преобразованию экономики, дифференцированные в зависимости от роли и перспектив развития данного национального эвенкийского района Арктической зоны» [3].
В определении основных задач ускоренного развития регионов Дальнего Востока и Забайкалья играют роль богатейшие запасы природных ресурсов, эффективно работающие районообразующие предприятия, поэтому огромное значение имеет управление технологическим укладом развития реальной экономики и человеческими ресурсами в рамках особых экономических зон. Действительно, это очень важный исторический момент в создании условий ускоренного развития «макрорегиона». В настоящее время предполагается переход на новый технологический уклад функционирования экономики и социальной
сферы Республики Саха (Якутия), который должен характеризоваться единым техническим уровнем развития отраслей народного хозяйства и составляющих его инфраструктурных производств на территории муниципальных образований, связанных эффективным использованием уникальных полезных ископаемых. Якутия пока остается регионом максимальной добычи и выгодной продажи уникальных полезных ископаемых на мировом рынке на базе эффективно работающих промышленных комплексов. Раньше эффективность формирования промышленных комплексов определялась в большей степени ценностью и полезностью добываемых полезных ископаемых, оптимальным использованием природно-ресурсного потенциала Республики Саха (Якутия) в интересах всего народнохозяйственного комплекса страны. Сейчас эффективность действующего промышленного комплекса зависит от объемов добычи полезного ископаемого на месторождениях с наиболее высоким его содержанием, качеством сырья и выгодной продажей их на мировом рынке. В связи с этим, в сочетании отраслевого и территориального принципов управления экономикой и социальной сферой, очень важно в особых условиях формирования экономической зоны определить критерии ускоренного развития экономики Республики Саха (Якутия):
• во-первых, повышение экономических функций Правительства Республики Саха (Якутия) в особых условиях функционирования субъекта федерации в рамках «макрорегиона» под непосредственным руководством Дальневосточного федерального округа, Министерства Дальнего Востока. Создание особых условий формирования экономической зоны предполагает эффективно функционирующий координационный орган управления в реализации задач экономической политики государства для обеспечения слаженной работы всех отраслей народного хозяйства «макрорегиона». В этом плане возникает необходимость в совершенствовании системы управления народным хозяйством Республики Саха (Якутия) в связи с формированием особых условий экономической зоны и усилением интеграционных процессов в рамках «макрорегиона». В последнее время положительным моментом является то, что появилось самостоятельное Министерство промышленности Республики Саха (Якутия). Раньше его функции выполняло Министерство экономики Республики Саха (Якутия). Кроме того, создан «Центр стратегических исследований Республики Саха (Якутия)» и т. д.;
• во-вторых, определение наиболее эффективной формы развития производительных сил Республики Саха (Якутия) как формирование особой свободной экономической зоны на базе региональных
территориальных кластеров. Важное значение имеет обеспечение оптимального соотношения прямых и косвенных методов управления экономикой (государственное планирование и контроль за социально-трудовыми отношениями в государственном секторе экономики, регулирование в частном секторе с помощью косвенными методами управления). Одновременно необходимо подчеркнуть, что соблюдение принципов отраслевого и территориального управления экономикой и социальной сферой не противоречит требованиям Конституции Российской Федерации, Федерального закона от 22.07.2005 N 116-ФЗ (ред. от 23. 07. 2013) «Об особых экономических зонах в Российской Федерации»;
• в-третьих, обоснование положительной динамики роста объемов добычи алмазов, нефти, природного газа, золота, угля, олова, сурьмы и в перспективе добычи ниобия, урановой, железной руды и многих других уникальных полезных ископаемых и переработка их для получения новой добавленной стоимости и прибыли. С учетом различных льгот и налоговых «каникул», предоставляемых формированием особой свободной экономической зоны Республики Саха (Якутия), могли бы определить ежегодные поступления денежных средств в федеральный, республиканский и муниципальные бюджеты. Кроме того, очень важно наметить устойчивые темпы роста инвестиций в комплексном развитии территорий муниципальных образований Якутии на базе частно-государственного партнерства. В развитии горнодобывающей промышленности республики необходимо определить оптимальные объемы добычи алмазов, золота, нефти, природного газа, сурьмы, коксующегося угля и других уникальных полезных ископаемых с учетом удовлетворения интересов ускоренного развития экономики и социальной сферы страны с расчетом на длительный период времени;
• в-четвертых, определение статуса районо-образующих предприятий (резидентов) (акционерных компаний, корпораций закрытого и открытого типа, холдингов, транснациональных корпораций), региональных территориальных кластеров и особой экономической зоны на территории «макрорегиона», имея конкретные объемы добычи и переработки уникальных полезных ископаемых с учетом их прогнозных запасов не менее чем на 50-100 лет;
• в-пятых, повышение качества жизни населения на базе ускоренного и устойчивого развития реальной экономики и социальной сферы.
Критерии повышения эффективности региональных территориальных кластеров включают в себя оценки ресурсного потенциала и возможности его использования в интересах повышения эффективности производства. Определение уровня эффективного
использования материальных, финансовых, трудовых ресурсов, капитала, труда и предпринимательских ресурсов дает возможности в определении точки экономического роста, конкурентоспособности экономики, самостоятельности субъектов в принятии экономических решений. Региональные территориальные кластеры Республики Саха (Якутия) должны составить основу (базу) для формирования единой Особой свободной экономической зоны Республики Саха (Якутия) не более чем на срок в 10 лет. В совокупности реализация критериев ускоренного развития Республики Саха (Якутия) могла бы обеспечить изменение структуры сырьевой экономики и обеспечение постепенного перехода экономики на постиндустриальный и инновационный этапы развития, создание надежной транспортной, энергетической, производственной и социальной инфраструктуры для комплексного развития территорий муниципальных образований Республики Саха (Якутия). Главная задача современного индустриального этапа развития экономики Республики Саха (Якутия) - это ускорение темпов роста экономики районообразующих промышленных предприятий, транспорта, строительства и аграрного сектора экономики в интересах комплексного развития территории Республики Саха (Якутия) с целью повышения качества жизни населения. Очень важно вкладывать огромные финансовые ресурсы федерального центра, республики, районообразующих предприятий и коммерческих структур в ускоренное развитие перерабатывающей промышленности на новой технологической основе, например, по огранке алмазов для выпуска конкурентоспособных товаров, оказание услуг и развитие устойчивого туризма.
Сейчас необходимо, во-первых, больше, открытости в развитии экономики, возрастания масштабов модернизации отраслевых районообразующих промышленных комплексов, компаний, холдингов, акционерных обществ, ускоренного комплексного развития села и других традиционных отраслей народного хозяйства Якутии, которые могут оказывать существенное влияние на повышение среднедушевых денежных доходов населения; во-вторых, определение приоритетных направлений структурной перестройки экономики Республики Саха (Якутия) с учетом устойчивого обеспечения инвестициями на весь период функционирования особой свободной экономической зоны. Современная экономика Якутии осуществляется во взаимосвязи с общеэкономическими процессами формирования регионов ускоренного развития Восточной Сибири, Дальнего Востока, Забайкалья и районов Крайнего Севера, создание инфраструктурных преобразований приоритетных отраслей народного хозяйства «макрорегиона»; в-третьих, нужна реальная оценка
социально-экономических аспектов инновационного процесса развития экономики. В современных условиях определение совокупного ресурсного и финансового потенциала Республики Саха (Якутия) имеет огромное значение для обеспечения рациональной занятости трудоспособного населения и повышения качества жизни населения. Республика Саха (Якутия) находится на втором месте по затратам на научные исследования и разработки, но в Дальневосточном федеральном округе она занимает предпоследнее место по инновационной активности предприятий и организаций.
В условиях рыночной экономики отраслевые территориальные комплексы по производственной специализации привели к моноструктурной экономике промышленных районов и выступают пока как форма отраслевой организации производительных сил Республики Саха (Якутия). Поэтому, на базе эффективно работающих отраслевых промышленных комплексов, необходимо формировать региональные территориальные кластеры для более эффективного сочетания отраслевого и территориального принципов управления экономикой и социальной сферой Республики Саха (Якутия). Региональные территориальные кластеры предполагаются для обеспечения комплексного развития экономики и социальной сферы районов абсолютно дискомфортных условий проживания населения (районы Арктической зоны) и экстремально дискомфортных - районы (улусы) Крайнего Севера. Только в этих условиях мы можем уйти от политики сырьевой экономики и одностороннего выкачивания и продажи уникальных сырьевых ресурсов (алмазов, угля, нефти, природного газа, золота, сурьмы и других полезных ископаемых). Велика роль структурного изменения в отрасли горнодобывающей промышленности, радикальной перестройки производственных связей и повышения их уровня конкурентоспособности региональных территориальных кластеров. Сейчас формирование и развитие региональных территориальных кластеров дает возможность взаимодействия экономики промышленности, строительства, транспорта, сельского хозяйства и других традиционных отраслей хозяйства и окружающей среды (экологии) в условиях рыночной экономики, способствует развитию социальной сферы, формированию производственной, инженерной, энергетической, транспортной инфраструктуры в интересах личности, социальных групп и общества. Региональные территориальные кластеры - совершенно иные формы развития производительных сил Якутии, нежели отраслевые промышленные комплексы. В настоящее время районообразующие предприятия могли бы способствовать не только производственной экономической деятельности по добыче уникальных
полезных ископаемых, но и заниматься переработкой ресурсов (например, по огранке алмазов с целью устойчивого развития алмазобриллиантового комплекса). Особая экономическая зона создается для получения новой добавленной стоимости у себя в субъектах - на местах добычи полезных ископаемых, обеспечивая социальную направленность экономики и историческую ответственность за повышение качества жизни коренных и малочисленных народов Крайнего Севера и Арктической зоны. Созданием особых условий ускоренного развития республики можно было бы создавать перерабатывающую промышленность на базе ОАО «АЛРОСА» (гранильную промышленность), холдинга «Якутуголь», по добыче нефти, природного газа и других. Влияние «Схемы комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия) до 2020 г.» на развитие производительных сил Якутии предполагает решение следующих основных задач: определение крупномасштабных задач инновационного развития Республики Саха (Якутия), источников надежного финансирования крупных инвестиционных проектов, обеспечение динамики инвестиционной деятельности, а также опережающего развития приоритетных отраслей народного хозяйства. Горнодобывающая промышленность республики и ее инфраструктурные отрасли, где занята основная доля экономически активного населения реальной экономики, во многом зависит от системы организации и контроля государственных органов власти за ходом реализации перспективных направлений осуществления промышленной ресурсной политики Правительства Российской Федерации и Республики Саха (Якутия) [4].
Региональный территориальный кластер
представляет собой наиболее перспективную форму территориальной организации производительных сил, социально-трудовой сферы и производственных отношений для создания множества компонентов новой добавленной стоимости. Региональные территориальные кластеры - это сложная органическая совокупность функционирования взаимосвязанных, взаимодополняющих друг друга отраслей народного хозяйства республики, предприятий и организаций, участвующих в создании материальных благ и услуг на территории всех муниципальных и поселенческих образований Якутии. Самое главное, они обеспечивают наиболее рациональное сочетание территориального и отраслевого принципов управления экономикой Республики Саха (Якутия). Региональные территориальные кластеры представляют собой интегрированные между собой взаимосвязи всех составляющих отраслей, отличающихся специфическими целями и задачами по формированию единства интересов районообразующих
предприятий, но различающихся по территориальной и производственной структуре с учетом особенностей экономического и социального развития районов абсолютно дискомфортных районов Арктической зоны и экстремально дискомфортных районов (улусов) Крайнего Севера. Региональные территориальные кластеры обеспечивают комплексное функционирование производственной, инженерной и социальной инфраструктуры, экономию материальных, трудовых ресурсов, снижение стоимости строительства, уменьшение транспортных расходов, ускорение оборачиваемости основных и оборотных средств субъекта федерации. Комплексное развитие территории возможно в условиях реализации потенциальных возможностей региональных территориальных кластеров. Комплексное
развитие территории районов Крайнего Севера включает совместное решение хозяйствующих субъектов экономических, социальных, экологических, научно-образовательных и инновационных, градостроительных, нормативно-правовых проблем развития муниципальных районов (улусов) в суровых природно-климатических условиях Республики Саха (Якутия). Хозяйствующие субъекты обязаны более бережно воздействовать на природную среду, структуру экономики районов Крайнего Севера, занятость трудоспособного населения, это возможно общими усилиями народов, проживающих на этой территории Крайнего Севера, с учетом требований региональной структуры управления.
В современных условиях реальные положительные плоды международного общественного разделения труда, познание и использование объективных процессов развития рыночной экономики, природно-ресурсный, интеллектуальный потенциал, территориальные преимущества, производственная и социальная инфраструктура страны используются недостаточно эффективно. Это можно наблюдать и испытывать на всех этапах и во всех сферах развития экономики нашей страны, особенно в регионах Восточной Сибири, Дальнего Востока, Забайкалья, Крайнего Севера и Арктической зоны. Формирование регионального кластера как важнейшего фактора имиджевой привлекательности Республики Саха (Якутия) является относительно самостоятельной, фундаментальной макроэкономической проблемой, которая выступает в качестве одной из важных составляющих в решении проблем рыночной экономики, возникающих по мере развития и углубления процесса развития единого народнохозяйственного комплекса страны. В условиях мирового экономического кризиса как никогда обостряется проблема функционирования и влияния регионального кластера на темпы социально-экономического развития Республики Саха (Якутия).
Рис. Формирование свободной экономической зоны на базе региональных территориальных кластеров
Современная экономическая наука рассматривает проблемы влияния промышленного комплекса как системного механизма устойчивого экономического роста региона в долгосрочном периоде, как основы для повышения качества жизни населения. Региональные кластеры выступают как механизмы комплексного развития территории экономического развития северного региона. Они способствуют привлечению национальных и иностранных инвестиций в экономику республики и приведут к выпуску конкурентоспособных товаров и услуг, стабильной занятости трудоспособного населения, а также к интенсивному развитию внешнеэкономических связей с учетом долговременных изменений конъюнктуры на мировом рынке. Важнейшими задачами современного этапа развития экономики республики являются прорыв в ускорении развития приоритетных отраслей промышленности, диверсификация производства, поддержка в развитии приоритетных национальных проектов, новых и традиционных отраслей народного хозяйства республики.
«В ближайшие годы нужно определить основные критерии, параметры и сроки формирования следующих региональных территориальных кластеров:
- во-первых, Западно-Якутского регионального территориального кластера на базе использования богатейших запасов коренных и россыпных месторождений алмазов, нефти и природного газа, ниобия, гелия, леса и продукции всегда ликвидных традиционных отраслей народного хозяйства. Освоение богатейших нефтегазовых месторождений, которое будет базироваться на общей энергетической, транспортной и социальной инфраструктуре городов
и поселков Западной Якутии совместно с Иркутской областью и Красноярским краем. Речь идет об интеграции комплексного развития Западной Якутии с подключением нефтегазовых месторождений Красноярского края, прежде всего Ванкорского и Юрубчено-Тахомского, и Иркутской области -Ковыктинского и Верхнечонского. Эти интеграционные процессы крупных регионов Восточной Сибири стали возможными в результате строительства нефтепроводной системы «Восточная Сибирь - Тихий Океан» (ВСТО). В рамках реализации «Схемы-2020» планируется освоение Чаяндинского НКГМ, Тала-канского НКГМ, Среднеботуобинского НКГМ и впервые строительство объектов по газопереработке и газохимии, нефтепереработке, создание гелиевой промышленности;
- во-вторых, Южно-Якутского регионального территориального кластера на базе добычи и использования уникальных запасов угля, железной руды, урановой руды (стоимость проекта - 50 млрд рублей [5]), нефти, доставляемой по нефтепроводу «Восточная Сибирь - Тихий Океан» (ВСТО), и природного газа, развитие тепловой и гидроэнергетики, газохимии, химического производства, лесопереработки;
- в-третьих, Центрально-Якутского регионального территориального кластера, который включает транспортно-логический узел, научно-образовательный комплекс, информационные технологии, энергетическую систему, устойчивое развитие ювелирного, гранильного производства, перерабатывающей промышленности на базе использования богатейших запасов природного газа и угля;
- в-четвертых, Арктического регионального территориального кластера, который формируется на базе эффективного использования добычи олова, золота, россыпных месторождений алмазов и развития перерабатывающей промышленности на базе максимального использования продукции традиционных отраслей народного хозяйства;
- в-пятых, Восточно-Индигирского кластера на базе золота, сурьмы и редких полиметаллов. Критерии и показатели эффективности региональных территориальных кластеров включают в себя оценки ресурсного потенциала и возможностей его развития; уровни эффективного использования материальных, финансовых, трудовых ресурсов, капитала, труда; определение точки экономического роста; конкурентоспособность экономики; самостоятельность субъектов в принятии экономических решений.
Региональные территориальные кластеры Республики Саха (Якутия) в перспективе должны составить единую особую экономическую зону северного региона, где будут отражены оптимальные объемы добычи алмазов, золота, нефти, природного газа, олова, сурьмы, урановой руды, коксующегося угля и других уникальных полезных ископаемых, непосредственно выражающих интересы российского государства» [6]. На территории макрорегиона могут создаваться особые экономические зоны, границы которых устанавливаются в пределах всей территории субъекта Российской Федерации, расположенного на территории данного макрорегиона. В Проекте правильно отмечается, что «на территории макрорегиона могут создаваться особые экономические зоны, границы которых устанавливаются в границах всей территории субъекта Российской Федерации, расположенного на территории данного макрорегиона» [2].
В реализации крупных инвестиционных проектов необходимо обратить особое внимание на повышение экономической роли государства как заказчика, инвестора, организатора, регулятора и стимулятора использования инвестиционных ресурсов путем координации всех факторов производства, обеспечивающих устойчивое развитие региональных территориальных кластеров и особой экономической зоны. Очень важно создание государственных органов управления комплексной и сбалансированной системы эффективного использования недровых богатств Восточной Сибири, Дальнего Востока, Забайкалья, Крайнего Севера и Арктической зоны в рамках особых свободных экономических зон «макрорегиона». В координации и реализации целевых программ социально-экономического развития регионов Дальнего Востока, Забайкалья, районов Крайнего Севера и Арктической зоны имеются все рычаги и механизмы управления экономикой и
социальной сферой. Эффективное функционирование региональных территориальных кластеров, акционерных обществ, компаний, холдингов, крупных районо-образующих предприятий, финансово-промышленных корпораций, групп и других подразделений в рамках особых свободных экономических зон полностью зависит от деятельности Министерства Российской Федерации по развитию Дальнего Востока, Дальневосточного федерального округа, законодательных и исполнительных органов субъектов федерации и органов муниципальных образований. Создаются различные фонды регио-ального развития в Восточной Сибири, на Севере и Дальнем Востоке, которые должны играть решающую роль в привлечении инвестиций и в ускорении темпов экономического роста экономики Российской Федерации.
В настоящее время наиболее острой макроэкономической проблемой является экономический рост на основе устойчивого развития производительных сил, социально-трудовой сферы и совершенствования производственных отношений. Формирование стратегии и концепции стратегического развития особых свободных экономических зон и выработка механизмов регулирования в организации и управлении народным хозяйством в процессе использования ограниченных природных ресурсов Восточной Сибири, Забайкалья, Дальнего Востока и районов Крайнего Севера стали стратегией развития страны на весь ХХ век. Формирование региональных территориальных кластеров должно стать стратегической линией ускоренного долгосрочного социально-экономического развития Республики Саха (Якутия). Расчеты наших ученых убеждают, что в формировании региональных территориальных кластеров в развитие экономики эффективнее станут включаться огромные по своим запасам и уникальные минерально-сырьевые ресурсы Якутии. В рамках региональных территориальных кластеров полагали вести работу в разрешении комплекса накопившихся теоретических и практических проблем изучения влияния региональных кластеров на экономический рост и в целом на развитие реальной экономики народного хозяйства Российской Федерации и субъектов федерации; налаживается совместная работа научных учреждений, социальной сферы и информационной технологии. Возрастает роль системы образования и особенно Северо-Восточного федерального университета имени М. К. Аммосова, научных учреждений, здравоохранения, культуры и искусства в подготовке высококвалифицированных кадров и активизации деятельности в области межрегиональных, внешнеэкономических связей и в целом применении межотраслевого анализа деятельности всех отраслей экономики территории,
регулирования их динамики и инвестиционных процессов. Экономическая оценка использования полезных ископаемых ведется с позиций определения результатов эффективности использования одного или нескольких компонентов добываемых полезных ископаемых. Здесь имеется в виду продукция алмазобриллиантового комплекса, умельцев народного творчества, продажа лесных ресурсов, пушнины и т. д.
Качество жизни представляет собой очень важную комплексную экономическую категорию, включающую три ключевых ее аспекта: благосостояние населения, формирование и эффективное использование человеческого потенциала, степень развития и воспитания личности, социальных групп и общества. Качество жизни населения определяется уровнем достижений жизнеобеспечения и жизнедеятельности населения, а также отражает степень материального и духовного развития личности, социальных групп и общества с учетом этапов индустриального, постиндустриального и инновационного этапов развития страны. Критерии повышения качества жизни населения показывают количественную и качественную меру обеспечения объективных потребностей людей в материальных и культурных благах и услугах. Наиболее объективным, фундаментальным и в тоже время чувствительным индикатором оценки благосостояния населения является динамика развития демографии, занятости и миграции населения. Рост численности населения во многом определяется устойчивым развитием микро-и макроэкономики и одновременно отражает степень повышения качества жизни населения. Богатство общества создается трудом, умом и талантом людей. В свою очередь социально-трудовая сфера страны непрерывно воспроизводится путем эффективного использования материального, финансового, физического, интеллектуального и духовного потенциала общества.
Критерии обеспечения качества жизни представляют собой оценку состояния экономики с точки зрения процессов, отражающих сущность жизнеобеспечения населения. Критериями качества жизни населения являются уровень благосостояния населения, позитивные демографические показатели, рост средней продолжительности предстоящей жизни населения, организованный рынок труда и рациональная занятость населения, образовательный, интеллектуальный и информационный потенциал страны, здоровый образ жизни, состояние экологической среды обитания людей и другие. Очень важно обеспечивать устойчивые темпы роста национального дохода, инвестиций, а также равновесное соблюдение сбалансированности доходов и расходов государственного бюджета, стимулирование человеческих, природных и воспроизводимых
факторов экономического роста, гарантия сохранности сбережений граждан страны.
Выводы
В Проект Совета Федерации РФ «Об особых условиях ускоренного развития Дальнего Востока и Байкальского региона» предлагаем включить:
• законодательное определение статуса градо-и районообразующих промышленных компаний, холдингов, корпораций и транснациональных корпораций с учетом формирования их экономических интересов в обеспечении комплексного развития территорий городов и районов «макрорегиона»;
• формирование особых экономических зон в субъектах Российской Федерации в Восточной Сибири, на Дальнем Востоке, Забайкальи и в районах Крайнего Севера и Арктической зоны предполагают новой редакции Федерального закона Об особых экономических зонах в Российской Федерации от 03.06.2006 N 76-ФЗ, от 25.12.2009 N 340-ФЗ, от 30.11.2011 N 365-ФЗ). В федеральных законах отмечается, что «промышленно-производственные осо-бые экономические зоны создаются не более чем на трех участках территории, площадь которых составляет не более чем сорок квадратных километров. Технико-внедренческие особые экономические зоны создаются не более чем на трех участках территории, общая площадь которых составляет не более чем четыре квадратных километра» [7]. В данном случае федеральный закон подчеркивает ограниченность площади, используемой особой экономической зоной и не ставится вопрос о комплексном развитии всех отраслей народного хозяйства территорий субъектов федерации. В федеральном законе об особых экономических зонах в Российской Федерации не надо ограничивать границы их функционирования. Вся территория субъекта Федерации должна быть предоставлена бесплатно, свободно без ограничений для обеспечения комплексного развития территории субъекта федерации.
• В рамках комплексного социально-экономического развития территории Республики Саха (Якутия), например, создать пять региональных территориальных кластеров на базе промышленных комплексов, научных и внедренческих центров с охватом всей территории Якутии;
• обеспечение устойчивого комплексного развития сельского хозяйства путем создания крупных государственных и коллективных предприятий как основы приоритетной отрасли развития народного хозяйства в сельских районах (улусах) Крайнего Севера и Арктической зоны;
• создание комфортных и безопасных условий проживания людей в районах Крайнего Севера и Арктической зоны, прежде всего, обеспечение
экономической, продовольственной, социальной и экологической безопасности населения;
• рациональное использование природно-ресурсного потенциала Якутии и осуществление жесткого контроля над соблюдением требований природоохранного законодательства, широкое применение в хозяйственной практике передовой техники и технологии, разработки с учетом мирового опыта эффективного природопользования;
• обеспечение эффективного функционирования всех составляющих единой системы жизнеобеспечения населения. Повышение индекса человеческого потенциала республики, качества образования, роста выпуска валового регионального продукта на душу населения и средней продолжительности жизни населения, минимизация всех видов экономических и социальных угроз и безопасности населения;
• максимальные и минимальные индикаторы экономических и социальных стандартов качества жизни населения по четырем сферам: экономической, социальной, демографической и духовной;
• целенаправленная подготовка высококвалифицированных специалистов и кадров в районах Крайнего Севера, Арктической зоны и особенно в районах нового освоения полезных ископаемых, повышение трудовой мотивации лиц, занятых в экономике и социальной сфере, и создание условий для максимальной реализации трудового потенциала населения Республики Саха (Якутия);
• формирование благоприятных особых льготных условий для самореализации каждого трудоспособного человека и особенно молодежи. Обеспечение активного влияния на демографические и социальные процессы посредством поддержания оптимального уровня численности населения «макрорегиона», роста занятости трудоспособного населения и особенно молодежи, подготовки и переподготовки кадров по линии государственных учебных заведений.
Л и т е р а т у р а
1. Послание Президента В. В. Путина Федеральному Собранию от 12 декабря 2013 г. URL: http://news.kremlin.ru/ transcripts/19825 (дата обращения: 16.05.2014).
2. Проект закона подготовленный под руководством В. А. Штырова «Об особых условиях ускоренного развития Дальнего Востока и Байкальского региона». URL: http:// council.gov.ru (дата обращения: 16.05.2014).
3. Текущий архив Центра стратегических исследований Республики Саха (Якутия), Аналитический доклад «О социально - экономическом развитии Оленекского эвенкийского национального района и мерах но повышению качества жизни населения». - Якутск, 2014 г.
4. О Схеме комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия) до 2020 года [Электронный ресурс]: постановление Правительства РС (Я): [принят 6 сентября 2006 г.: № 411, одобрен Правительством РФ 8 февраля 2007 г.]. - URL: http:// www.minregion.ru (дата обращения:16.05.2014).
5. Материалы коллегии Министерства экономического развития Республики Саха (Якутия). - Якутск, 2006. - С. 7.
6. Качество жизни населения в условиях рыночной экономики»: учебное пособие / А. А. Понов, А. Н. Мыреев.-Якутск: Издательский дом СВФУ, 2013. - С. 365-369.
7. Федеральный закон от 22.07.2005 N 116-ФЗ (ред. от 23.07.2013) "Об Особых экономических зонах в Российской Федерации", статья 4, пункт 2.
R e f e r e n c e s
1. Poslanie Prezidenta V. V. Putina Federal'nomu Sobraniiu ot 12 dekabria 2013 g. URL: http: // news.kremlin.ru/ transcripts/19825
2. Proekt zakona podgotovlennyi pod rukovodstvom V. A. Shtyrova «Ob osobykh usloviiakh uskorennogo razvitiia Dal'nego Vostoka i Baikal'skogo regiona». URL: http://council. gov.ru
3. Tekushchii arkhiv Tsentra strategicheskikh issledovanii Respubliki Sakha (Iakutiia), Analiticheskii doklad «O sotsial'no - ekonomicheskom razvitii Olenekskogo evenkiiskogo natsional'nogo raiona i merakh po povysheniiu kachestva zhizni naseleniia». - Iakutsk, 2014 g.
4. O Sheme kompleksnogo razvitija proizvoditel'nyh sil, transporta i jenergetiki Respubliki Saha (Jakutija) do 2020 goda [Jelektronnyj resurs]: postanovlenie Pravitel'stva RS (Ja): [prinjat 6 sentjabrja 2006 g.: № 411, odobren Pravitel'stvom RF 8 fevralja 2007 g.]. - URL: http://www.minregion.ru (data obrashhenija:16.05.2014).
5. Materialy kollegii Ministerstva ekonomicheskogo razvitiia Respubliki Sakha (Iakutiia). - Iakutsk, 2006. - S. 7.
6. Kachestvo zhizni naseleniia v usloviiakh rynochnoi ekonomiki»: uchebnoe posobie / A. A. Popov, A. N. Myreev. -Iakutsk: Izdatel'skii dom SVFU, 2013. - S. 365-369.
7. Federal'nyi zakon ot 22.07.2005 N 116-FZ (red. ot 23.07.2013) "Ob Osobykh ekonomicheskikh zonakh v Rossiiskoi Federatsii", stat'ia 4, punkt 2.
^■Hír^ír