Научная статья на тему 'Создание особой экономической зоны северного региона на основе формирования региональных территориальных кластеров'

Создание особой экономической зоны северного региона на основе формирования региональных территориальных кластеров Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
524
144
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНЫЙ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ КЛАСТЕР / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / КРАЙНИЙ СЕВЕР / АРКТИКА / ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ / ОСОБЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ / REGIONAL SPATIAL CLUSTER / COMPETITIVENESS / THE FAR NORTH / ARCTIC / NATURAL RESOURCES / SPECIAL ECONOMIC ZONES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тарасов М. Е., Егоров Н. Е., Алексеева К. И., Тарасова-сивцева О. М.

В статье рассматриваются вопросы формирования региональных территориальных кластеров в условиях Арктики и Крайнего Севера. Доказывается, что их развитие в России, и, в частности, в Республике Саха (Якутия) является одним из условий повышения конкурентоспособности региональной экономики, за счет эффективного использования конкурентных преимуществ региона, располагающего богатейшим природно-ресурсным потенциалом

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The creation of a special economic zone in the Nothern region based on the formation of regional clusters (Russia, Yakutsk)

The article deals with development of regional spatial clusters in the Arctic and the Far North. It proves that their development in Russia, and, in particular, in the Republic of Sakha (Yakutia) is one of the conditions for increasing the competitiveness of the regional economy, through the effective use of competitive advantages of the region, which has high natural resource potential

Текст научной работы на тему «Создание особой экономической зоны северного региона на основе формирования региональных территориальных кластеров»

_____________________ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ ^ Д

АКТУАЛЬНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) И СЕВЕРО-ВОСТОКА РОССИИ

СОЗДАНИЕ ОСОБОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЗОНЫ СЕВЕРНОГО РЕГИОНА НА ОСНОВЕ ФОРМИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ КЛАСТЕРОВ*

М.Е. Тарасов

главный научный сотрудник Научно-исследовательского Института региональной экономики Севера Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова (г Якутск),

доктор экономических наук, профессор Toksana19@mail.ru

Н.Е Егоров

главный научный сотрудник Научно-исследовательского Института региональной экономики Севера Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова (г Якутск),

кандидат физико-математических наук, доцент

ene01@ya.ru

К.И. Алексеева

научный сотрудник Научно-исследовательского Института региональной экономики Севера Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова, (г Якутск)

alekseeva.kira@mail.ru

О.М. Тарасова-Сивцева

старший научный сотрудник Научно-исследовательского Института региональной экономики Севера Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова, (г. Якутск)

Toksana19@mail.ru

В статье рассматриваются вопросы формирования региональных территориальных кластеров в условиях Арктики и Крайнего Севера. Доказывается, что их развитие в России, и, в частности, в Республике Саха (Якутия) является одним из условий повышения конкурентоспособности региональной экономики, за счет эффективного использования конкурентных преимуществ региона, располагающего богатейшим природно-ресурсным потенциалом.

Ключевые слова:региональный территориальный кластер, конкурентоспособность, Крайний Север, Арктика, природные ресурсы, особые экономические зоны.

УДК 332.122 (571.56) ББК 65.05

Вопросы формирования территориально-производственных комплексов на региональном уровне начали разрабатываться с начала 70-х годов прошлого столетия. В этой связи в качестве примера, хотелось бы привести считавшуюся пионерной, как в научно-теоретическом, так и в практическом плане, работу «Экономические проблемы формирования Алдан-Чульман-Удаканского территориально-производственного комплекса», выполненную руководителем Якутской АССР Г.И. Чиряевым в начале 70-х годов. В ней рассмотрен комплекс проблем по формированию ТПК на базе природных ресурсов не только Южной Якутии, но и смежного Удаканского меднорудного месторождения Читинской области, расположенных в зоне хозяйственного освоения БАМа. Заслуга Г.И. Чиряева заключается в том, что ему удалось научно обосновать и практически реализовать огромную работу по хозяйственному освоению зоны БАМа, формированию Южно-Якутского ТПК, строительству угольного разреза, обогатительной фабрики, Нерюнгринской ГРЭС, а также положившему начало строительству железной дороги Беркакит-Томмот-Якутск.

Кластерный подход, как фактор развития экономики территорий, очень актуален в настоящее время и неоспорим. До сих пор в построении кластеров не определена приоритетная политика. А тем временем в различных регионах страны происходит объединение структур по принципу кластера, не утихают споры по поводу наполнения содержания самого термина и

насколько та или иная модель кластерного развития приемлема для России.

В этом аспекте обособленно стоит Дальневосточный регион, занимая особое место в экономике и внешних связях России. Основное конкурентное преимущество региона — богатейший природно-ресурсный потенциал, который еще не используется в экономике России в полном объеме. По данному поводу руководители Российской Федерации отметили, что развитие Дальнего Востока и Сибири является приоритетной задачей — на их базе будет развиваться вся Россия в XXI в. [1]. В этом плане Республика Саха (Якутия), продолжая свою историческую миссию, становится ключевым регионом Дальнего Востока.

Главными целями современного развития Республики Саха (Якутия) являются обеспечение устойчивого повышения качества жизни каждого человека и семьи, продвижение бренда региона и имиджа. Качество жизни населения, как комплексная оценка жизнеобеспечения населения, представляет собой систему качественных и количественных показателей, характеризующих уровень удовлетворения материальных и духовных потребностей людей, степень реализации жизненных планов каждого человека в соответствии с материальными, финансовыми возможностями региона в духе требований экономических, социальных и культурных стандартов жизни. Основное отличие XXI в. заключается в том, что в разработке

* Статья подготовлена при финансовой поддержке Минобрнауки России в рамках базовой части государственного задания на выполнение НИР «Научно-технические и организационно-экономические основы ускорения инновационного развития экономики регионов Северо-Востока России» (проект №01201460076).

26 1

[ Д ЭК0Н0МИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ

и реализации стратегии экономического и социального развития страны будет уделяться большое внимание эффективному использованию человеческого капитала (специфических человеческих ресурсов) как важнейшего фактора экономического роста в соответствии с требованиями инноваций, современной техники и технологии производства [2].

Развитие региональных кластеров в России является одним из условий повышения конкурентоспособности отечественной экономики и активизации механизмов частно-государственного партнерства. Экономическая наука играет активную роль в решении приоритетных задач экономической реформы в регионе:

— помогает в разрешении комплекса накопившихся теоретических и практических проблем изучения региональных территориальных кластеров (РТК) и его влияния на экономический рост, и в целом на развитие реальной экономики народного хозяйства Российской Федерации и ее субъектов;

— стимулирует совершенствование производственных отношений в проведении экономической реформы, формировании стратегии и концепции формирования развития РТК, выработке механизмов регулирования в организации и управлении народным хозяйством в процессе использования ограниченных природных ресурсов;

— способствует развитию РТК, производственной и социальной инфраструктуры рыночной экономики в регионе;

— регулирование функций и механизмов осуществления системы экономических и социальных интересов путем организации промышленного производства, активного использования инвестиционной привлекательности кластеров, которые дают возможность решения неотложных, узловых проблем социально-экономического развития региона;

— определение и реализация приоритетов развития ключевых отраслей народного хозяйства, реконструкция, модернизация, перевооружение ныне действующих предприятий на новой технической и технологической основе, которые будут обеспечивать выпуск высококачественных и конкурентоспособных товаров;

— разработка и внедрение конкретных программ использования инвестиционной привлекательности РТК, обеспечивающих устойчивое финансирование социальных объектов регионов;

— создание государственных органов управления комплексной и сбалансированной системы эффективного использования недровых богатств Восточной Сибири и Дальнего Востока, координация, реализация целевых программ социально-экономического развития регионов и обеспечение эффективного функционирования региональных кластеров: акционерные общества, компании, холдинги, крупные предприятия, финансовопромышленные корпорации, группы и другие предприятия.

В условиях мирового экономического кризиса как никогда обостряется проблема функционирования и влияния РТК на темпы социально-экономического развития северного региона. Современная экономическая наука рассматривает проблемы влияния промышленного комплекса, как системного механизма устойчивого экономического роста северного региона, в долгосрочном периоде — как основы для повышения качества жизни населения. В этих условиях РТК выступают как механизмы комплексного экономического развития территории северного региона. Они способствуют привлечению национальных и иностранных инвестиций в экономику республики и приведут к выпуску конкурентоспособных товаров и услуг, стабильной занятости трудоспособного населения, а также интенсивному развитию внешнеэкономических связей с учетом долговременных изменений конъюнктуры на мировом рынке.

В общем виде РТК представляют собой сложную органическую совокупность функционирования взаимосвязанных институтов, предприятий промышленной, транспортной, интеллектуальной, информационной, обслуживающей, сельскохозяйственной и социальной сферы. С этой точки зрения РТК является наиболее перспективной формой территориальной организации производительных сил, обеспечивающей комплексное функционирование производственной, инженерной и

социальной инфраструктуры, экономию материальных, трудовых ресурсов, снижение стоимости строительства, уменьшение транспортных расходов, ускорение экономической активности региона. По мере развития сфера влияния кластера начинает существенно расширять и распространять те области, которые в современном состоянии не могут обеспечить такой же положительный эффект.

Действительно, отраслевые, производственно-территориальные комплексы всегда выступают как форма территориальной организации производительных сил регионов, отвечающих целевым задачам развития экономики страны и регионов. На базе отраслевых, промышленных комплексов постепенно должны формироваться РТК, предусматривающие комплексное развитие экономики территорий регионов. Только в этих условиях можно уйти от односторонней производственной специализации в регионе по добыче полезных ископаемых, таких, как алмазы, уголь, нефть, природный газ, железная и урановая руда, золото, олово, сурьма и т.д. Результаты исследований данной проблемы показывают, что РТК совершенно иное, нежели отраслевые и даже промышленные комплексы. Они больше несут не только производственную (экономическую) нагрузку, но и обеспечивают социальную направленность экономики и историческую ответственность за процветание народов, проживающих на тех или иных территориях. Формирование РТК должно стать стратегической линией долгосрочного социально-экономического развития северных регионов. Самое главное — обеспечение интегрированной взаимосвязи всех составляющих, отличающихся специфическими целями и задачи их формирования, единства, но различающихся по территориальной и производственной структуре с учетом особенностей экономического и социального развития северных регионов. Основные признаки функционирования РТК приведены на рисунке 1.

Рис. 1. Основные признаки РТК

Таким образом, формирование и развитие региональных кластеров дает возможность взаимодействия экономики, промышленности, строительства, транспорта, традиционных отраслей хозяйства и окружающей среды (экологии) в условиях рыночной экономики, а также способствует развитию социальной сферы, производственной, инженерной, энергетической, транспортной инфраструктуры в интересах человека труда и общества. В рамках региональных кластеров налаживается работа учреждений социальной сферы, связи, системы образования, научных учреждений, здравоохранения, культуры и искусства, подготовки кадров, межрегиональных, внешнеэкономических связей, и в целом, применение межотраслевого анализа деятельности всех отраслей экономики территории, регулирование их динамики и инвестиционных процессов. В отличие от развития промышленного комплекса, региональные кластеры обеспечивают комплексное развитие территории с эффективным использованием природных ресурсов. Хозяйствующие субъекты более бережно воздействуют на природную среду, структуру экономики Севера и занятость трудоспособного населения.

Формирование РТК, как важнейшего фактора имиджевой привлекательности Республики Саха (Якутия), является относительно самостоятельной, фундаментальной макроэкономической проблемой, которая выступает в качестве одной из важных составляющих в решении проблем рыночной эконо-

262

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ ^ Д

мики, возникающих по мере развития и углубления процесса развития единого народнохозяйственного комплекса страны. Региональные кластеры, как модель территориальной организации производительных сил, рассматриваются как объекты экономической агломерации взаимосвязанных предприятий горнодобывающей промышленности и других инфраструктурных отраслей народного хозяйства. РТК выступают как важнейшие районообразующие факторы и одновременно конкурирующие на внутреннем и мировом рынке. Районы, на территории которых формируются промышленные комплексы, кластеры, становятся крупными муниципальными образованиями, определяющими экономическое и социальное развитие. Именно поэтому выявление в экономике Республики Саха (Якутия) существующих и потенциально возможных кластеров, а также оказание государственной поддержки их развитию является необходимым условием дальнейшего развития экономики региона. Основными кластерами Республики Саха (Якутия) должны являться алмазный, нефтегазовый, энергетический, лесной, агропромышленный, строительный и транспортный кластеры [3]. В этом плане, важнейшей проблемой, сдерживающей социально-экономическое развитие Якутии, является совершенно неразвитая наземная транспортная инфраструктура, что является очевидным посылом для создания транспортного кластера в республике.

Республика Саха (Якутия) — специфический регион с точки зрения большой территории и низкой плотности населения. Расположение запасов минеральных ресурсов и центров их добычи в разных частях республики, а также ориентированность на экспорт этого сырья, делает экономику республики одной из самых грузоемких в мире, что ставит ее в зависимость от транспортной системы [4].

Согласно данным государственной статистики в период с 2002 по 2007 гг. рост валового внутреннего продукта Республики Саха (Якутия) составил 66,8%, при этом рост производства товаров и услуг — 65% и 82,5% соответственно. Объем грузовых перевозок всеми видами транспорта увеличился на 49%, что является подтверждением значимости транспортной системы. За пятилетний период объем перевозок грузов железнодорожным транспортом возрос на 50%, автомобильным транспортом — 89,4, речным — на 82,1%. Из чего видно, что отрасль развивается достаточно производительно и динамично.

Будущий транспортный кластер Республики Саха (Якутия) представлен всеми видами транспорта (автомобильного, железнодорожного, водного и авиационного), каждый из которых выполняет свою функцию в обслуживании хозяйства республики и существенно отличается по содержанию проблем и путей дальнейшего развития. Однако общим для всех видов транспорта региона является то, что основными предпосылками формирования их главных элементов на разных этапах развития экономики было и будет возможность использования выгодного географического положения и необходимость использования ресурсного потенциала Якутии.

Формирование транспортного кластера будет играть ключевую роль в обеспечении конкурентоспособности экономики Республики Саха (Якутия), в создании благоприятных условий ведения бизнеса. Он, возможно, станет важнейшей задачей федерального уровня по созданию международного транспортного коридора смешанного железнодорожно-водного типа — самый короткий путь из стран АТР и ЮВА в страны Скандинавии и Европы. (Транссиб — БАМ — Якутск — Тикси — Севморпуть — Европа). Сегодня в Центральном секторе Арктики курсируют корабли только Ленского речного пароходства.

Спецификой транспортного кластера является то, что деятельность входящих в него предприятий напрямую связана с предприятиями других кластеров (алмазно-промышленного, топливно-энергетического, лесного, агропромышленного, строительного). При этом важно учесть, что в настоящее время завершается рассмотрение проекта Стратегии социальноэкономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 г., в которой республике отведена особая роль в развитии с учетом ее минерально-сырьевого, промышленного потенциала, наличия земли, воды, территорий

дикой природы и других ресурсов. Среди субъектов Дальнего Востока и Байкальского региона Республика Саха (Якутия) занимает второе место по объему валового регионального продукта. Ведущими секторами экономики являются горнодобывающая промышленность (около 40%), торговля, транспорт и связь [5].

Важнейшей особенностью развития экономики и социальной сферы республики является формирование и развитие РТК как совокупности предприятий, крупных объединений, обеспечивающих добычу и иногда переработку уникальных полезных ископаемых мирового значения для удовлетворения интересов государства. Минерально-сырьевой комплекс алмазов, угля, нефти, природного газа, золота, олова, сурьмы, а также минерально-сырьевой комплекс республики в целом имеет огромный потенциал и более высокую устойчивость к выживанию по сравнению с другими отраслями экономики в условиях рыночной конкуренции. Например, Эльгинское месторождение коксующихся углей имеет 2,1 млрд тонн запасов и является самым крупным в мире. Компанией «Мечел» ведется разработка данного месторождения в рамках комплексной программы «Генеральная схема развития Эльгинского угольного комплекса (ЭУК) в пределах Западно-Якутского участка Эльгинского месторождения каменного угля в Республике Саха (Якутия)» [6].

Следует отметить, что эффективность формирования региональных территориальных кластеров определяется в большей степени ценностью и полезностью добываемых полезных ископаемых, оптимальным использованием природно-ресурсного потенциала Республики Саха (Якутия). В перспективе эффективность действующих региональных кластеров будет зависеть от объема добычи полезного ископаемого на месторождениях с наиболее высоким его содержанием в руде и качеством сырья. Велика роль структурного изменения в отраслях горнодобывающей промышленности, радикальной перестройки производственных связей и повышения их уровня конкурентоспособности на мировом рынке.

Исследование проблем совершенствования промышленных комплексов, ставших в условиях рыночной экономики региональными кластерами, дает возможность определить специализацию горнодобывающей промышленности на различных стадиях и сегментах производственного процесса крупных компаний, холдингов по добыче, переработке и продаже полезных ископаемых северного региона. Экономика Якутии базируется на добыче алмазов, нефти, природного газа, золота, олова, сурьмы, урановой руды, устойчивого развития транспорта, энергетики, сельского хозяйства и других отраслей социальной сферы. Поэтому в ближайшие годы нужно определить основные критерии, параметры и сроки формирования следующих региональных кластеров:

— Западно-Якутский кластер — на базе использования богатейших запасов коренных и россыпных месторождений алмазов, нефти и природного газа, гелия, леса и продукции всегда ликвидных традиционных отраслей народного хозяйства. Освоение богатейших нефтегазовых месторождений будет базироваться на общей энергетической, транспортной и социальной инфраструктуре городов и поселков Западной Якутии совместно с Иркутской областью и Красноярским краем. Речь идет об интеграции комплексного развития Западной Якутии с подключением нефтегазовых месторождений Красноярского края, прежде всего, «Ванкорского» и «Юрубчено-Тахомского» и Иркутской области — «Ковыктинского» и «Верхнечонского» месторождений. Эти интеграционные процессы крупных регионов Восточной Сибири стали возможными в результате строительства нефтепроводной системы «Восточная Сибирь — Тихий Океан» (ВСТО). В рамках реализации «Схемы-20» планируется освоение «Чаяндинского» НКГМ, «Талаканского» НКГМ, «Сред-неботуобинского» НКГМ, строительство объектов по газопереработке и газохимии, нефтепереработке, создание гелиевой промышленности;

— Южно-Якутский кластер — на базе добычи и использования уникальных запасов угля, железной руды, урановой руды, нефти, доставляемой по нефтепроводу «Восточная Си-

263

[ Д ЭК0Н0МИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ

бирь — Тихий океан» (ВСЮ), природного газа, развитие тепловой и гидроэнергетики, газохимии, химического производства, лесопереработки и АПК;

— Центрально-Якутский региональный территориальный кластер включает транспортно-логический узел, научнообразовательный комплекс, информационные технологии, энергетическую систему, устойчивое развитие отраслей АПК, ювелирного, гранильного производства, перерабатывающей промышленности на базе использования богатейших запасов природного газа и угля;

— Арктический региональный территориальный кластер — на базе эффективного использования добычи олова, золота, россыпных месторождений алмазов и развитие перерабатывающей промышленности на базе максимального использования продукции традиционных отраслей народного хозяйства;

— Восточно-Индигирский региональный территориальный кластер — на базе золота, сурьмы и редких полиметаллов.

Названные региональные кластеры могут влиять на конкурентную борьбу тремя способами: во-первых, посредством повышения производительности входящих в них фирм и отраслей; во-вторых, путем повышения способности к инновациям и, таким образом, к повышению производительности; в-третьих, с помощью стимулирования новых бизнес-образований, поддерживающих инновации и расширяющих границы кластера.

Каждый из указанных трех способов влияний кластеров на конкуренцию также зависит, в некоторой степени от межличностных взаимоотношений, личных контактов и взаимодействия сетей частных предпринимателей с организациями. Несмотря на то, что существование кластера облегчает развитие таких взаимоотношений и повышает их эффективность, этот процесс не является автоматическим. Формальные и неформальные организационные механизмы и нормы культуры часто имеют большое значение для развития и функционирования кластеров. Особенно в современный период, когда заметно стала возрастать роль интеллектуального капитала и возвышения ценностей жизни населения, на первый план выдвигаются не только проблемы крупных промышленных комплексов, но и развитие социальной сферы, малого и среднего бизнеса и тем самым максимальное участие самого человека в развитии свободного предпринимательства. Нужны критерии и показатели определения эффективности приоритетных отраслей народного хозяйства для ускорения темпов экономического и социального потенциала республики, которые должны учитывать следующую систему показателей (индикаторов):

— целостность территории и обеспечение единого экономического пространства; независимость и возможность противостояния внешним угрозам в условиях мирового экономического кризиса;

— ресурсный потенциал и возможности его умножения и развития; уровень эффективности использования природ-

ных ресурсов, труда, капитала, предпринимательских способностей, интеллектуального и информационного потенциала страны;

— темпы роста национальной экономики, производительности труда, численности населения, устойчивую демографическую ситуацию в стране, среднюю численность занятых в экономике, среднюю заработную плату, инвестиции, темпы инфляции, безработицу, экономический рост (динамика и структура общественного производства совокупного общественного продукта, национального дохода, показатели объемов и темпов роста промышленного производства, АПК, строительства, транспорта, связи, торговли, отраслевая структура хозяйства, динамика развития отдельных отраслей народного хозяйства и сферы услуг);

— дефицит бюджета, государственный долг (внутренняя и внешняя задолженность), действие внешнеэкономических факторов, золотовалютные резервы, уровень теневой экономики;

— темпы роста средней продолжительности жизни людей и повышение качества жизни населения (выпуск ВРП на душу населения, уровень образования, медицинского обслуживания и культуры населения, темпы роста реальной заработной платы, уровень дифференциации денежных и натуральных доходов, обеспеченность основных групп населения материальными и духовными благами и услугами, состояние питьевой воды, окружающей среды).

Названные индикаторы будут зависеть от экономической специфики, особенностей территории (природно-ресурсный, производственный, научно-технический потенциал), географии (природно-климатические условия), анализируемого местного муниципального образования, и в целом уровня самоуправления: степень стабилизации экономической ситуации (динамичность и адаптивность хозяйственных механизмов, максимальное использование возможностей эффективных собственников и хозяйствующих субъектов в условиях рыночной экономики); степень развития промышленности, перерабатывающей промышленности, сельского хозяйства, строительства, транспорта, связи и других традиционных отраслей народного хозяйства в регионах; соотношение реальных и гарантированных минимальных стандартов (минимальная заработная плата, прожиточный минимум, потребительская корзина и т.д.); степень борьбы с коррупцией и преступностью, терроризмом, беззаконием органов власти по отношению к гражданам своей страны.

Таким образом, можно с уверенностью предположить, что региональные территориальные кластеры Республики Саха (Якутия) в перспективе должны составить единую особую экономическую зону северного региона, где будут отражены оптимальные объемы добычи алмазов, золота, нефти, природного газа, олова, сурьмы, урановой руды, коксующего угля и других уникальных полезных ископаемых, непосредственно выражающих интересы российского государства.

Литература

1. Ферова И.С. Подходы к формированию и оценке эффективности экономических кластеров // Инициативы ХХ! века. — 2010. — №2. http://www.ini21.ru/arhiv/2-10/908.php.

2. Попов А.А., Мыреев А.Н. Качество жизни населения в условиях рыночной экономики: учебное пособие. — Якутск: Изд. дом СВФУ, 2013.

3. Егоров Н.Е. Инновационное развитие экономики региона на основе кластерного подхода. — СПб.: СПбГПУ, 2010.

4. Тарасов М.Е. Правовое обеспечение рыночных отношений и предпринимательства в современной России // Региональная экономика: теория и практика. — 2012. — №17.

5. Алексеева К.И. Механизмы взаимодействия государства и частного бизнеса в дорожной инфраструктуре // Региональная экономика: теория и практика. — 2011. — №23.

6. Хафизов И.В. Роль Эльгинского проекта в развитии Республики Саха (Якутия) // Современное состояние и перспективы социально-экономического развития Республики Саха (Якутия). Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. — 2012. — № 38 (481).

264

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.