17 (152) - 2010
ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ
ТЕРРИТОРИАЛЬНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ
КОМПЛЕКСЫ КАК ОСНОВА РАЗВИТИЯ МИНЕРАЛЬНО-СЫРЬЕВОЙ БАЗЫ РЕГИОНА-НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
Р. Р. НОГОВИЦЫН,
доктор экономических наук, профессор кафедры менеджмента горно-геологической отрасли E-mail: mggo04@mail. ru Н. С. БАТУГИНА, кандидат технических наук,доцент кафедры менеджмента горно-геологической отрасли E-mail: batuginan@mail. ru Якутский государственный университет им. М. К. Аммосова В. Р. КЫЧКИН, кандидат экономических наук, генеральныйдиректор ОАО «Нижне-Ленское» E-mail: office@nlykt. ru
Проанализированы территориально-производственные комплексы природных ресурсов, выявленные на территории Республики Саха (Якутия). Показано, что вовлечение в промышленное освоение месторождений Якутии может быть существенно повышено за счет дальнейшего развития существующих и создания новых территориально-производственных комплексов. Наличие территориальных комплексов природных ресурсов повышает качество минерально-сырьевой базы и нивелирует недостатки всех интегральных показателей качества отдельных видов минерального сырья.
Ключевые слова: территориально-производственный комплекс, природные ресурсы, кластер, эффект комплексности, недропользование.
Источники разнообразного минерального сырья совместно с другими природными ресурсами могут образовывать разнообразные территориаль-
ные комплексы, когда в одном регионе имеет место нередко уникальный по масштабу и номенклатуре набор разнообразных природных ресурсов. Это свойство в совокупности с географией трудовых ресурсов определяет сегодня возможность и эффективность создания территориально-производственных комплексов (ТПК).
Формирование и развитие ТПК способствует взаимодействию промышленных отраслей, строительства и транспортной системы, сохранению и развитию традиционных отраслей деятельности местного населения, сохранению и поддержанию окружающей среды, дает возможность для развития социальной сферы в интересах общества. Территориально-производственные комплексы обеспечивают комплексное функционирование производственной и социальной инфраструктур, способствуют экономии материальных, трудовых
ресурсов, уменьшению транспортных расходов и снижению стоимости строительства, повышают эффективность оборачиваемости оборотных средств регионов [14].
По имеющимся оценкам, использование эффекта комплексности обеспечивает экономию 12—15 % капитальных затрат при освоении региона [9]. Эта особенность определяет потенциальную возможность и эффективность создания ТПК разного профиля с широкой диверсификацией хозяйственной деятельности. Она предъявляет особые требования к комплексному изучению и освоению природных ресурсов на основе интеграции знаний и кооперации различных отраслей хозяйственного комплекса, выдвигая и особые требования к организации и управлению хозяйственной деятельностью, оказывая решающее влияние на размещение производительных сил страны [2].
Видный советский ученый Н. Н. Колосовский в 1969 г. определил понятие ТПК следующим образом: «Под этим термином следует подразумевать взаимообусловленное (соподчиненное) сочетание производственных предприятий и селитьбы (населенных мест) либо на ограниченной территории (локальные комплексы), либо на территории экономического района (районные комплексы). Не следует называть комплексом простое сосуществование предприятий, которое лучше называть группировкой» [5].
Большой вклад в развитие теории и методов формирования ТПК внес известный советский экономист академик Н. Н. Некрасов, отмечая, что «...комплексность как ведущий принцип территориальной организации хозяйства всей страны и отдельных ее регионов предполагает:
• комплексное использование природных ресурсов;
• пропорциональное развитие взаимосвязанных отраслей промышленности регионов;
• организацию промышленных и агропромышленных комбинатов;
• развитие единой системы региональных и межрегиональных народнохозяйственных комплексов» [8].
Созданные в советское время ТПК соответствовали своей эпохе и назначению. К середине 1980-хгг. были сформированы мощные межрегиональные промышленные комплексы, благодаря конкурентоспособности которых страна выжила в кризисные 1990-егг. [12, с. 194—195].
В работе члена-корреспондента РАН В. Н. Ла-женцева (2003 г.) приводится определение ТПК с
позиций современной экономики: «Территориально-производственные комплексы — одна из основных форм организации общественных производительных сил, конкретное проявление концентрации капитала, агломерации и комбинирования производства, ускорения воспроизводственных процессов за счет их пространственных сочетаний. ТПК — продукт развитого капитализма и, как общественно-интегральное явление, более всего соответствует идеям социально-экономического и экологического подхода» [7].
В последние годы стала развиваться теория «регионального кластера», как новой формы организации производства на территории, имеющая широкое использование в зарубежной региональной экономике [6]. Кластер, как было обозначено М. Портером [15], представляет собой «...новую прогрессивную форму межотраслевого взаимодействия бизнеса, способствующего росту конкурентных преимуществ страны» [6]. Однако, как обосновывают авторы монографии [6], в регионах с плохо развитой транспортной инфраструктурой и социальной сферой — а такой именно является территория Республики Саха (Якутия) — следует больше уделять внимания комплексному развитию.
Наличие природного комплекса минеральных ресурсов резко изменяет эффективность комплексного освоения такого региона по сравнению с геолого-экономической оценкой каждого месторождения в отдельности [1].
Более того, наличие на локальном участке территории группы месторождений даже одноименного минерального сырья в корне может изменить значимость этих месторождений в экономике страны и региона при их совместной групповой геолого-экономической оценке по сравнению с обычной оценкой каждого месторождения в отдельности.
В Якутии ТПК в зависимости от размеров территории, состава отраслей, уровня производства и взаимоувязки выступают в виде промышленных районов, промышленных узлов и индустриальных центров, являющихся составными звеньями целостной хозяйственной системы, функционирующей в рамках Дальневосточного экономического региона [10].
Становление и развитие ТПК — довольно длительный процесс. В начальной стадии освоения природных ресурсов территории (преимущественно минерально-сырьевых) возникают отдельные промышленные предприятия, разрабатывающие определенный вид природного сырья. Затем по-
является необходимость обеспечения этого центра товарами народного потребления, техническим оборудованием, топливом и прочим из прилегающих районов республики. Начинают налаживаться транспортно-экономические связи с другими районами региона, возникает зародыш ТПК. На последующих этапах развития создаются обслуживающие производства, развивается социально-бытовая и культурная сферы и производственная инфраструктура. Возникаетпромышленный узел, сочетающий в себе характерные черты ТПК, как совокупность промышленных центров на сравнительно ограниченной территории, что позволяет осуществлять единое развитие обслуживающих отраслей, транспортных схем, водоснабжения, непроизводственной сферы.
Дальнейшее развитие промышленных узлов и их объединение в один хозяйственный механизм приводят к возникновению промышленного района с более высоким уровнем концентрации и организации производства и производственно-экономической взаимосвязи. На базе отраслевых, промышленных комплексов постепенно формируются ТПК, которые должны обеспечивать комплексное развитие экономики территории регионов с эффективным использованием природных ресурсов.
Перспективы развития и экономического роста Республики Саха (Якутия) — РС (Я) — связаны с развитием алмазодобычи, цветных и благородных металлов, угля, нефти и газа, строительных материалов, в дальнейшем — урана, железной руды и редких элементов. Качество запасов и прогнозных ресурсов алмазов, сурьмы, олова, ниобия, полиметаллов, серебра высокое и хорошее; золота, фосфатов, железа, угля и др. сравнимо с осваиваемыми месторождениями в других странах, ano отдельным видам ископаемых превосходят мировые показатели [12].
Вместе с тем количественные данные по РС (Я) весьма условные, неполные и неточные по целому ряду причин. Во-первых, в бывшем СССР на государственный баланс ставились многие разведанные месторождения с бедными и труднообогатимыми рудами, разработка которых оценивалась по предельно низкой рентабельности (2—6 %). Такие запасы в рыночных условиях активными быть не могут. Во-вторых, при переходе к рыночной экономике и мировым ценам геолого-экономическая переоценка ведет к сокращению балансовых запасов вообще на 30—80 % по большинству видам полезных ископаемых [11, 13]. В-третьих, оценка разведанных и прогнозных ресурсов в решающей
степени зависит от уровня, степени геологической изученности территории.
Нельзя не отметить, что ТПК, формирующиеся и развивающиеся на территории региона, играют исключительную роль, обеспечивают не только производственную нагрузку, но и несут большую ответственность за социально-экономическое развитие региона.
Структура территориальных комплексов природных ресурсов может быть различной, однако основными составляющими ее в последние десятилетия выступают: определенный комплекс минеральных и топливно-энергетических ресурсов, ресурсы территориальные и водные, лесные, ресурсы флоры и фауны, трудовые и др.
На территории РС (Я) уже выявлен ряд территориальных комплексов природных ресурсов (см. рисунок) [15].
Южно-Якутский ГДК(ЮЯТПК), территория которого составляет 13,4% территории республики. Здесь разведаны крупные месторождения коксующихся и энергетических углей, железа, апатитов, вермикулита, соли, слюды, золота, редких и цветных металлов, полудрагоценных камней, месторождения различных строительных материалов, имеются значительные земельные и водные ресурсы [11, 15, 16,]. Здесь создана крупная база стройиндустрии, Нерюнгринский угольный разрез уже давно достиг своей проектной мощности. Работает Нерюнгринская ГРЭС, обогатительная фабрика по переработке 9 млн т угля, построена железная дорога БАМ-Тын-да—Беркакит—Томмот [11]. В ближайшее время планируется освоение урановых месторождений Эльконской группы Алданского района [1], а до 2015 г. начать освоения Эльгинского угольного месторождения.
Центрально-Якутский ТПК включает в себя центральную часть республики, где проживает основная часть населения. В недрах этой части территории выявлены огромные запасы природного газа, угля, карбонатных пород, соли. Природно-климатические условия пригодны для земледелия, скотоводства, табунного коневодства, птицеводства и овощеводства. В экономике района планируется развивать конденсато-газоперерабатывающую промышленность, дальнейшее развитие получит добыча угля Кангаласского месторождения и строительство фабрики по выпуску угольных брикетов. Завершение строительства дороги Томмот—Якутск еще более будет способствовать развитию Центрально-Якутского ТПК.
Западно-Якутский ТПК продолжает формироваться. Основой его развития являются богатые запасы коренных и россыпных месторождений алмазов, природного газа и нефти, запасов гелия, леса, развитие традиционных отраслей хозяйственной деятельности [14]. Западно-Якутский ТПК включает в себя Мирнинский энергопромышленный, Ленский транспортно-промышленный и Айхало-Удачнинский горнопромышленные узлы, а также начавший формироваться в последние годы Нюрбинский горнопромышленный узел. Формирующийся Среднеботуобинский горнопромышленный узел будет иметь производственную специализацию на основе добычи нефти и природного газа.
Углеводородные ресурсы Сибирской платформы могут осваиваться совместно и комплексно с уникальными природными богатствами Ангаро-Енисейского региона и Западной Якутии: железными, агрохимическими и полиметаллическими рудами, углем, алмазами, лесными и гидроэнергетическими ресурсами. Просматривается возможность их эффективного использования в формировании Верхнеленского, Нижнеангарского, Северо-Крас-ноярского и Западно-Якутского ТПК.
На базе разведанных запасов отдельных видов минерального сырья и прогнозных ресурсов нефти, газа, угля, битумов, редких и цветных металлов, лесных и водных ресурсов по мере изучения территории все отчетливее проявляются крупные территориальные комплексы природных ресурсов в северо-западном, северном и северо-восточном ре-
Экономические районы и территориально-производствен-ные комплексы Республики Саха (Якутия) [3, с. 142]:
I — Арктическая зона;
II — Западно-Якутский район;
III — Центрально-Якутский;
IV — Южно-Якутский;
V — Северо-Восточный; 1 — границы экономических районов; 2— границы промышленных комплексов; 3 — многоотраслевые промышленные узлы; 4 — моноотраслевые промышленные узлы; 5 —транспортные узлы; б—газодобывающий промышленный узел; 7 —формирующийся нефтедобывающий узел
гионах республики, образующие Арктическим ТПК и Восточно-Индигирский ТПК, а также множество локальных малых, но важных для развития, природных комплексов местного значения в отдельных и смежных улусах республики и пограничных с нею районах. Арктический ТПК будет формироваться на базе эффективного использования добычи олова, золота, россыпных месторождений алмазов на месторождениях Биллях, Молодо, Моргогор, Маят, которые разрабатывают ОАО «Нижне-Ленское» и ОАО «Алмазы Анабара».
Наличие территориальных комплексов природных ресурсов нивелирует недостатки всех интегральных показателей качества отдельных видов минерального сырья.
Доказанные запасы и прогнозные ресурсы основных видов полезных ископаемых в количественном отношении могут быть в долгосрочной перспективе существенным резервом для России и мира в целом. Рассматриваемая территория не характеризовалась в прошлом и не характеризуется сейчас наличием высокоэффективных с минимальным риском проектов. Поэтому важной переменой становится начинающаяся реализация мегапроекта «Комплексное развитие Южной Якутии» на период до 2020 г., включающего проекты по развитию автомобильных дорог, увеличению объемов добычи урана, угля, нефти и газа, обеспечению сырьем цветной и черной металлургии, строительству ГЭС и железных дорог. Общий объем финансирования инвестиционных проектов планируется на сумму более 2,5 трлн руб. Реализация этих проектов сде-
лает возможными и привлекательными инвестиции в экономику региона как для внешних, так и для внутренних инвесторов и будет способствовать созданию конкурентоспособных добывающих и перерабатывающих производств.
В Южной Якутии на принципах государственно-частного партнерства будет создан новый крупный промышленный район на основе четырех кластеров промышленных производств — энергетического, химического, атомного и угольно-металлургического. При этом речь идет не столько о добыче полезных ископаемых, сколько о создании и развитии перерабатывающих производств с высокой добавленной стоимостью.
Развитие западного региона республики связано с переходом на подземную разработку алмазных месторождений, вводом нефтепровода Восточная Сибирь — Тихий океан (ВСТО) и промышленным освоением нефтегазовых месторождений, строительством объектов энергетики в рамках создания «Единой энергетической системы востока России». Нефтегазовый сектор РС (Я) находится на пороге большого подъема, объективный характер которого обусловлен развитием мирового рынка энергоресурсов. Реализация ВСТО приблизит транспортную систему к нефтяным месторождениям Якутии, ускорит их освоение, снизит затраты недропользователей, будет способствовать развитию экономики и росту доходов Республики.
Ключевыми проектами Северо-Восточного ТПК являются золоторудные месторождения Нежданинское и Кючус, месторождения олова Чурпунья, Тирехтях и Депутатский, апатитовое месторождение «Селигдарское», Томторское месторождение ниобия, расширение производства триоксида сурьмы из руд месторождений «Сары-лах» и «Сентачан».
Дальнейшее развитие Якутии, переход на многоотраслевое высокоэффективное производство невозможны без черной и цветной металлургии. В разработанной в 2007 г. правительством республики Схеме комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия) до 2020 года и одобренной Правительством РФ, созданию черной металлургии отведена главная роль [16]. В инвестиционном проекте «Комплексное развитие Южной Якутии» предусматривается усиление энергетики, добычи и переработки полезных ископаемых и создание металлургического производства на базе месторождений железной руды и коксующегося угля. Планируется строительство Таежного горно-обогатительного
комбината (ГОК) с производительностью 4,1 млн т концентрата в год, а также Тарыннахского ГОКа производительностью 13,5 млн т окатышей в год. Сырьевая база позволяет реализовать планы без значительных затрат на геологоразведку.
Приоритетной задачей на весь прогнозный период является формирование всесезонной опорной транспортной сети республики, надежно связанной с общенациональной транспортной сетью, которая будет формироваться в контексте создания российских и транснациональных транспортных коридоров. Опорная транспортная сеть будет формироваться в контексте создания российских и транснациональных транспортных коридоров. Строительство железной дороги до г. Якутска соединит широтные национальные транспортные магистрали: Транссибирскую и БАМ, с одной стороны, и Северный морской путь — с другой, создав транспортный коридор, который в случае ожидаемого строительства моста через р. Амур в районе г. Благовещенска в перспективе может приобрести международный характер. Завершение строительства автомобильных дорог «Колыма», «Вилюй» и «Амга» создаст условия для полноценной интеграции в межрегиональные транспортные потоки с Магаданской, Иркутской, Амурской областями и Хабаровским краем. Ключевым проектом создания опорной транспортной сети РС (Я) и главным стратегическим объектом транспортного строительства является строительство железнодорожной линии Беркакит—Томмот—Якутск.
Особое место в этом ряду отводится разработке нефти и газа, масштабная разработка которых сегодня находится, можно сказать, на старте. Для реализации этих проектов необходимо создание транспортной и энергетической инфраструктур на принципах государственного частного партнерства. Для освоения месторождений потребуется порядка 40 тыс. высококвалифицированных специалистов. Республика не располагает таким числом кадров, поэтому их нужно готовить как из числа жителей республики, так и привлекать специалистов из других регионов России. Кроме того, реализация практически каждого проекта непосредственным образом вовлекает в свой круг интересы соседей — субъектов Федерации Дальнего Востока и Восточной Сибири.
Ускоренное развитие и освоение минерально-сырьевой базы при возможности экспорта продукции и получения валютных средств в настоящее время выглядит более предпочтительным вариантом в развитии экономики республики. Затем уже, а по возможности, и сейчас — структурная
перестройка экономики в пользу наукоемких производств и высоких технологий.
Природным комплексам и процессам, хозяйственной деятельности объективно присущи зональные особенности и закономерности, которые необходимо разумно учесть в налоговой, инвестиционной и инновационной политике России и ее регионов. При задействовании всех внутренних резервов предприятий, акционерных компаний, республики в целом, при коренном совершенствовании налоговой политики, инвестиционной и инновационной деятельности республика сможет обеспечить стабилизацию и рост социально-экономических показателей.
Список литературы
1. Батугин С. А., Яковлев В.Л. Закономерности развития горного дела. Якутск: ЯНЦ СО РАН, 1992. 116 с.
2. Гранберг А. Г., Кибалов Е.Б. Регион БАМ: концепция развития на новом этапе. Новосибирск: изд-во СО РАН, 1996. 212 с.
3. Егоров Е. Г. Стратегия модернизации экономики Республики Саха. Новосибирск: Наука, 2001.262 с.
4. Ефремов Э.И. ТЭК Якутии: состояние, проблемы и перспективы // отв. ред. Е. Г. Егоров; ИРЭ АН PC (Я). Якутск: изд-во ЯНЦ СО РАН, 2007. 444 с.
5. Колосовский H. Н. Теория экономического районирования. М.: Мысль, 1969. С. 142.
6. Конкурентоспособность и стратегические направления развития региона / А. С. Маршалова, Г Д. Ковалева, ГА. Унтураидр.; под ред. А, С. Новоселова. Новосибирск: ИЭОПП СО РАН, 2008. 528 с.
7. Лаженцев В. Н. Опыт комплексного исследования проблем территориального развития. Сыктывкар, 2003. 150 с.
8. Некрасов Н. Н. Региональная экономика (теория, проблемы, методы). М.: Экономика, 1975. С. 21.
9. Николаев С. А. Межрайонный и внутрирайонный анализ размещения производительных сил. М.: Наука, 1971. 214 с.
10. Ноговицын Р. Р. Недропользование на Севере: социально-экономические проблемы. Новосибирск: Наука, 2003. 232 с.
11. Орлов В. П. О федеральной программе воспроизводства минерально-сырьевой базы России // Минеральные ресурсы России. 1993. № 4. С. 4—7.
12. Орлов В. П. Проблемы недропользования (2000—2006) / Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Российское геологическое общество. М.: Геоинформмарк, 2007. 464 с.
13. Орлов В. П. Развитие минерально-сырьевой базы России на государственный уровень // Мине-ральныересурсы России. 1993. №2. С. 5—13.
14. Попов А. А., Мыреев А.Н. Влияние мега-проектов на комплексное развитие Республики Саха (Якутия) // Научное обеспечение реализации мегапроектов в Республике Саха (Якутия). Якутск: Компания «Дани Алмас», 2009. С. 87—96.
15. Портер М. Экономическое развитие регионов // Пространственная экономика. 2007. № 1. С.130.
16. Схема комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия) до 2020 г. Сводный том. Утверждена постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 06.09.2006 № 411. Москва-Якутск, 2006. - 280 с.
17. Ткач С. М. Методологические и геотехнологические аспекты повышения эффективности освоения рудных и россыпных месторождений Якутии. Якутск: изд-во Института мерзлотоведения СО РАН, 2006. 284 с.