Научная статья на тему 'Комплексный подход к развитию минерально-сырьевой базы региона'

Комплексный подход к развитию минерально-сырьевой базы региона Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
480
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИНЕРАЛЬНО-СЫРЬЕВЫЕ РЕСУРСЫ / ЭНЕРГОРЕСУРСЫ / ТРАНСПОРТНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / РЕГИОН / УПРАВЛЕНИЕ / БАЛАНС

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Романов С. М., Алексеев Г. Ф.

Основой комплексного развития минерально-сырьевой базы регионов является создание территориальных кластеров. В таких комплексах последовательно осуществляется ряд проектов по добыче и переработке различных полезных ископаемых. Проекты формируются в комплекс на основе баланса государственных и частных интересов. В качестве примера представлена программа развития минерально-сырьевой базы Республики Саха (Якутия).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Романов С. М., Алексеев Г. Ф.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Комплексный подход к развитию минерально-сырьевой базы региона»

___________________________________ © С.М. Романов, Г.Ф. Алексеев,

2011

УДК 622.338

С.М. Романов, Г. Ф. Алексеев

КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД К РА ЗВИТИЮ МИНЕРАЛЬНО-СЫРЬЕВОЙ БАЗЫ РЕГИОНА

Основой комплексного развития минерально-сырьевой базы регионов является создание территориальных кластеров. В таких комплексах последовательно осуществляется ряд проектов по добыче и переработке различных полезных ископаемых. Проекты формируются в комплекс на основе баланса государственных и частных интересов. В качестве примера представлена программа развития минерально-сырьевой базы Республики Саха (Якутия).

Ключевые слова: минерально-сырьевые ресурсы, энергоресурсы, транспортная инфраструктура, регион, управление, баланс.

~Г Наличие минерально-сырьевых ресурсов на территории

И государства или отдельного региона в количестве достаточном для удовлетворения внутренних потребностей экономики потенциально является существенным конкурентным преимуществом. Для реализации указанного потенциала необходимо обеспечить добычу минерально-сырьевых ресурсов в востребованных экономикой объемах при приемлемом уровне экономических затрат.

При этом освоение минерально-сырьевой базы одновременно требует привлечения значительного объема инвестиций, приводит к ухудшению экологической обстановки в регионе, а также нуждается в привлечении высококвалифицированного инженерного персонала, особенно на этапах строительства объектов и освоения ими проектной мощности.

Россия обладает уникальными по своему разнообразию и объемам запасами минерально-сырьевых ресурсов. В нашей стране добываются практически все виды минерального сырья, при этом по многим позициям Россия занимает лидирующие позиции в мире. Минерально-сырьевой комплекс нашей страны является надежной основой экономики, гарантией ее энергетической и сырьевой безопасности.

Вместе с тем, длительные сроки эксплуатации многих месторождений полезных ископаемых на территории промышленно-

развитых регионов привели к их истощению, а в некоторых случаях - к полной отработке. Традиционные регионы-производители минеральных ресурсов уже не могут в полной мере обеспечивать потребности экономики в минеральном сырье. Поэтому возникает необходимость в освоении новых месторождений, находящихся на менее освоенных территориях.

Однако при этом возникает ряд серьезных проблем: экономических, экологических, социальных, инфраструктурных и др.

Освоение месторождения требует значительных инвестиций. В условиях неосвоенных территорий эти инвестиции кратно увеличиваются в связи с необходимостью создания объектов инфраструктуры. Как показывает анализ таких проектов, затраты на собственно горнодобывающее предприятие составляют 10-20% от всего объема инвестиций, необходимых для создания минеральносырьевого комплекса на удаленных территориях. Такое соотношение затрат делает большинство проектов убыточными и непривлекательными для инвесторов.

Малоосвоенные территории являются, как правило, уникальными природными ареалами, в границах которых встречаются редкие, а порой и уникальные виды флоры и фауны, имеющие большую ценность для будущих поколений. Ведение горных работ, даже при соблюдении всех требований по охране окружающей среды, наносит существенный урон экологии. В ряде случаев этот ущерб носит необратимый характер.

Современные горные предприятия требуют наличия подготовленных инженерных кадров, а также высококвалифицированных рабочих, способных управлять современной высокопроизводительной техникой, использовать компьютерное оборудование, решать нестандартные организационно-техничес-кие задачи и работать в сложных горно-геологических и климатических условиях, в том числе и под руководством иностранных специалистов. На неосвоенных и удаленных территориях сложно найти не только грамотного специалиста, но и простого разнорабочего, что связано с крайне низкой плотностью населения и, в основном, их сельскохозяйственной специализацией. Ведение горных работ вахтовым методом приводит к еще большему возрастанию первоначальных капитальных затрат и, соответственно, к увеличению сроков окупаемости объектов и снижению инвестиционной привлекательности проектов.

Специфика отраслей горной промышленности требует наличия в регионе ведения горных работ развитой транспортноэнергетической инфраструктуры. Без транспортных коммуникаций, как правило железнодорожных, невозможно осуществлять сбыт продукции и обеспечивать производство необходимыми материально-техническими ресурсами. Без энергетических коммуникаций невозможно использовать современное мощное горно-шахтное и горнотранспортное оборудование.

Таким образом, освоение минерально-сырьевой базы на территориях, на которых до этого горные работы не осуществлялись или осуществлялись в небольших масштабах, требует комплексного решения целого ряда задач. От успеха решения этих задач зависят перспективы развития минерально-сырьевой базы России.

В настоящее время формирование большинства программ развития отраслей или регионов происходит в большой степени снизу вверх: набирается комплект инвестпроектов и на его базе путем обобщения формируется надстройка в виде общей программы. Зачастую в таких программах проекты и программные мероприятия конфликтуют между собой, что приводит к низкой степени их реализации.

В этой связи, возникает необходимость в разработке научнометодических принципов поэтапного комплексного освоения минерально-сырьевой базы малоосвоенных и удаленных территорий, обеспечивающих максимально полное освоение природных богатств, минимальное негативное воздействие на окружающую среду, комплексный характер освоения недр и гармоничное социально-экономическое развитие региона. На основе анализа системы прогнозных балансов (топливно-энергетических, продуктовых, сырьевых и т.п.) возможна разработка региональной стратегии и перспективной схемы размещения производительных сил, позволяющих достичь максимального синергетического эффекта от реализации выбранных инвестиционных проектов [1].

Такого рода задачи могут быть решены только на основе использования оптимизационных моделей, формирующих и сопоставляющих альтернативные варианты развития минеральносырьевого комплекса региона [2]. Указанные альтернативные проекты должны рассматриваться на основе баланса государственных и частных интересов, среди них необходимо выбирать проекты с

максимальным синергетическим и мультипликативным эффектом

[3].

Основой комплексного развития минерально-сырьевой базы регионов может служить создание территориальных кластеров, в рамках которых последовательно осуществляется ряд проектов по добыче и переработке различных полезных ископаемых. При этом доходы, полученные от реализации первоочередных проектов, направляются на финансирование последующих, а создаваемая в ходе реализации проектов транспортно-энергетическая и социальная инфраструктура используется на всех объектах с целью получения мультипликативного эффекта. При этом возникает два уровня ответственности: со стороны частного бизнеса - за сроки и качество реализуемых проектов; со стороны государства - за инфраструктурное обеспечение этих проектов и создание необходимых налоговых преференций на период строительства новых предприятий.

В качестве примера практической реализации предлагаемого комплексного подхода к освоению минерально-сырьевой базы региона можно привести программу развития минерально-сырьевой базы Республики Саха (Якутия).

По природно-ресурсному потенциалу Республика Саха (Якутия) занимает первое место среди регионов России. Стоимость только подтвержденных запасов оценивается в 1,3 трлн $^, а прогнозный потенциал составляет 5,4 трлн $^. В настоящее время осваивается только самая незначительная часть этих ресурсов.

К крупнейшим источникам минерально-сырьевых ресурсов Якутии относятся:

- высококачественные Южно-Якутские угли, включая перспективное Эльгинское месторождение с балансовыми запасами в 2,1 млрд т высококачественных коксующихся и энергетических углей в год;

- нефтегазовые месторождения в Центральной и Западной Якутии, среди которых выделяются Чаяндинское и Талаканское с разведанными запасами нефти 295,7 млн т и природного газа - 2,3 млрд м3;

- железные руды Алданской железорудной провинции с подготовленными к промышленному освоению запасами свыше 3,5 млрд т;

- лесосырьевые ресурсы, оцениваемые в 9 млрд м3 или 11% от общероссийских;

- уникальное минеральное сырье, прежде всего:

- алмазы (более 90% от общероссийской добычи);

- золото (25% от общероссийской добычи). Планируется освоение Куранахского, Нежданинского, Нижнеякокитского, Кючус-ского месторождений, что позволит добывать дополнительно более 30 т золота в год;

- Томторское месторождение ниобия;

- Эльконская группа комплексных месторождений уранового сырья;

- свинцово-цинковое месторождение «Сардана».

Главными сдерживающими факторами развития экономики и

социальной сферы Республики Саха (Якутия), а также вовлечения природных ресурсов в хозяйственный оборот являются неразвитые транспортная и энергетическая инфраструктура региона.

Основная часть территории республики практически не имеет выхода в единую транспортную сеть страны. На сегодняшний день только 8% территории Якутии имеет круглогодичное транспортное сообщение. Существующие автомобильные дороги как федерального, так и регионального, а тем более - муниципального значения, не соответствуют необходимым нормативным требованиям, а их плотность в 11 раз ниже среднероссийского показателя.

Электроэнергетика региона представлена тремя изолированными друг от друга энергорайонами и множеством (около двухсот) локальных энергоисточников - дизельных электростанций, расположенных в труднодоступных и удаленных населенных пунктах, в основном в Арктике. Существующая энергосистема не обеспечивает надежное энергоснабжение населенных пунктов региона - во-первых, в каждом конкретном случае используется безальтернативный первичный энергоресурс: либо только уголь (на юге Якутии), либо - только природный газ (в центральной части республики), либо только гидроэнергия (на западе Якутии). Во-вторых, практически все действующие магистральные и распределительные электросети созданы 30-40 лет назад, большая часть - на деревянных опорах и в одноцепном исполнении. В данной ситуации только многократное резервирование генерирующих источников (коэффициент использования установленной мощности - КИУМ -не превышает 25%), и постоянный неснижаемый резерв топлива,

позволяют в экстремальных природно-климатических условиях не допускать серьезных аварий [4].

В таких условиях только государство, взяв на себя обязательства по развитию инфраструктуры, может обеспечить полномасштабное комплексное развитие минерально-сырьевой базы Якутии. С этой целью, Правительство Республики Саха (Якутия) в течение последних лет взяло на себя роль координатора и инициатора запуска основных межрегиональных инфраструктурных проектов, большинство из которых связано с освоением уникальной минерально-сырьевой базы [5]. Реализация этих проектов позволит существенно сократить затраты на «северный завоз», вовлечь в хозяйственный оборот значительное количество разведанных месторождений полезных ископаемых, сформировать промышленную и социальную инфраструктуры, привлечь в регион трудовые ресурсы.

В Республике Саха (Якутия) принят и реализуется стратегический документ - Схема комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия) до 2020 года [6].

Целью Схемы является обоснование долгосрочных стратегических направлений, приоритетов и сбалансированных сценариев развития производительных сил, транспорта и энергетики Республики, обеспечивающих устойчивое социально-экономическое развитие, совершенствование пространственной организации, рост уровня жизни населения, повышение роли Республики Саха (Якутия) в экономике страны и Дальневосточного округа на основе оптимального использования ее природно-экономического потенциала и конкурентных преимуществ.

Схема учитывает отраслевые стратегии развития ключевых направлений экономики Российской Федерации, таких как Энергетическая стратегия РФ, Генеральная схема размещения объектов электроэнергетики РФ до 2020 г., Транспортная стратегия РФ на период до 2020 г., Стратегия развития железнодорожного транспорта в РФ до 2020 года, Программа создания в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке единой системы добычи, транспортировки газа и газоснабжения с учетом возможности экспорта газа на рынки Китая и других стран АТР.

Особенностью стратегии Республики Саха (Якутия) является формирование крупных промышленных узлов по кластерному типу

с широким межрегиональным эффектом: в Южной Якутии, СевероВосточной Якутии и Западной Якутии.

В Южной Якутии начата реализация инвестиционного проекта «Комплексное развитие Южной Якутии», включенного Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.01.08 г. №21 в перечень инвестиционных проектов, проектно-сметная документация по которым разрабатывается из средств Инвестиционного фонда РФ. Этот проект координирует развитие различных отраслей экономики (энергетики, газовой, угольной отрасли, добычи руд и др.) и позволяет за счет оптимизации расположения объектов транспортной и энергетической инфраструктуры вовлечь в разработку ранее неэффективные объекты.

Строительство Инаглинского угольного комплекса проектной мощностью 2 млн т угольного концентрата в год в совокупности со строительством на базе железорудных месторождений Таежного ГОКа мощностью 4,1 млн т железорудного концентрата в год и Та-рыннахского ГОКа мощностью 13,5 млн т окатышей сформирует металлургический кластер - Южно-Якутское горнометаллургическое объединение.

Начата реализация проекта строительства Эльконского горнометаллургического комбината мощностью 5 тыс. т урана в год. Планируется строительство Селигдарского горно-химического комбината проектной мощностью 3,3 млн т концентрата и 568 тыс. т удобрений в год, Якутского газохимического комплекса мощностью переработки 20 млрд м3 газа, Алданского завода синтетических моторных топлив мощностью 564 тыс. т топлива в год. Также проект включает в себя строительство Канкунской ГЭС проектной мощностью 1600 МВт и 7,5 млрд кВт-ч в год, что покроет потребности создаваемых промышленных производств в электроэнергии.

Кроме того, в Южной Якутии вне проекта «Комплексное развитие Южной Якутии» предусмотрено освоение уникального по запасам Эльгинского месторождения коксующихся углей.

В Западной Якутии формируется диверсифицированный промышленный район, основанный на подземной разработке алмазных месторождений, освоении нефтегазовых месторождений с созданием газоперабатывающей и газохимической промышленности, базирующихся на общей энергетической и транспортной инфраструктуре. Предполагается строительство подземных рудников общей мощностью 6,5 млн т руды, Якутского центра нефте- и газодобычи

с производственной мощностью 11-15 млн т нефти и более 35 млрд м3 газа, строительство нефтеперерабатывающего комплекса мощностью переработки 20 млрд м3 газа и 1,5 млн т нефти, производство гелия - 38 млн литров в год.

В Восточной Якутии создается производственный комплекс по освоению золоторудного и полиметаллического месторождений с созданием необходимой транспортной и энергетической инфраструктуры. К 2020 г. предполагается обеспечить ежегодную добычу 18 тонн золота, 3,2 тыс. т меди и производство 1,3 тыс. т трех-окиси вольфрама. Будут созданы условия для освоения уникальной Яно-Колымской золоторудной провинции в границах Республики Саха (Якутия) и Магаданской области, с возможностью добычи до 100 тонн золота в год.

В Центральной Якутии планируется формирование Якутского транспортного узла, включающего завершение строительства железной дороги до Якутска с возведением автомобильножелезнодорожного моста через р. Лена, образование меридионального транспортного коридора АТР-Европа, строительство аэровокзального комплекса в г. Якутске, выход к морским портам на Охотском море (автодорога «Амга») и в перспективе - строительство международного мультитранспортного коридора ICL-WorldLink (Якутск - Магадан - Анадырь - Уэлен (Берингов пролив) - Нон -Фербенкс - Форт - Нельсон (США, Аляска)).

Реализуемая сегодня сбалансированная, тщательно продуманная долгосрочная стратегия комплексного развития Республики Саха (Якутия) - яркий пример региональной политики, использующей инструменты государственно-частного партнерства для освоения огромной территории и уникальной минеральносырьевой базы, во многом развивающейся «с чистого листа».

Применение предложенных принципов формирования комплексных программ развития минерально-сырьевой базы, на наш взгляд, необходимо распространить и в других регионах России, что позволит обеспечить максимально эффективное использование природных богатств, сбалансированное развитие отраслей промышленности и гармоничный рост экономики.

1. Романов С.М. Использование балансов угля в управлении развитием угольной отрасли // Горный информационно-аналитический бюллетень. - 2002. -№3. - С. 88-91.

2. Романов С.М. Методология формирования и управления прогнозными региональными балансами энергетических углей. - М., МГГУ, - 2004. 120 с.

3. Романов С.М., Алексеев Г.Ф. Методология формирования и управления топливно-энергетическим балансом региона. Отдельный выпуск Горного информационно-аналитического бюллетеня. - 2010. - №ОВ1. - С. 143-150.

4. Алексеев Г.Ф. Якутские мегапроекты - локомотивы развития Дальнего Востока. Восточный вектор энергетики // Российская Федерация - сегодня. - 2009. - №11. - С. 27-38.

5. Алексеев Г.Ф. Мегапроекты России - новые возможности для инвесторов. // Якутский экономический форум «Мегапроекты России», 6-7 сентября 2008.

6. Схема комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия) до 2020 года. // Минэкономразвития РФ совместно с Правительством Республики Саха (Якутия). - 2006. ЕШ

— Коротко об авторах ----------------------------------------------------

Романов С.М. - доктор экономических наук, профессор, проректор по научно-исследовательской и инновационной деятельности, e-mail: smromanov@msmu.ru

Алексеев Г.Ф. - кандидат технических наук, профессор кафедры ОУГП, факультета РПМ,

Московский государственный горный университет,

Moscow State Mining University, Russia, ud@msmu.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.