Научная статья на тему 'Пространственная структура экономики республики Саха (Якутия): современные формы организации и перспективы развития'

Пространственная структура экономики республики Саха (Якутия): современные формы организации и перспективы развития Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
864
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Бекетов Н. В.

Республика Саха (Якутия) развивается как целостный социально-экономический регион, в границах которого функционируют достаточно крупные территориально-комплексные образования. В его территориальной структуре явно выделяются два крупных перспективных подрайона Южный и Центральный. Каждый из них является частью целого, в то же время, отличаясь историческими особенностями формирования, сочетанием природных ресурсов, структурой и производственной специализацией хозяйства, уровнем урбанизации, перспективами развития. В первой части статьи этого номера журнала рассмотрены шесть локальных групп социально-экономических районов мезоуровня (сочетания территорий наиболее освоенных муниципальных образований). Это достаточно крупные территориальные социально-экономические образования, отличающиеся административно-территориальной общностью, стабильностью своих внешних границ, четко выраженной специализацией хозяйства на основе использования благоприятных природных и социально-экономических условий территории. Для каждого из них характерно единство функционально-пространственной среды, в пределах которой происходит взаимосвязанное и взаимосогласованное отраслевое и территориальное развитие и складывается территориально-производственная общность по воспроизводству общественного продукта и услуг. В каждом мезорайоне формируется повышенная интенсивность внутренних связей (экономических, социальных, межселенных и др.) по сравнению с внешними. Все они имеют собственную систему управления в лице органов местного самоуправления, располагающих рычагами воздействия на социально-экономические процессы в соответствующих наслегах, округах и улусах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Пространственная структура экономики республики Саха (Якутия): современные формы организации и перспективы развития»

5 (149) - 2007

ТЕРРИТОРИАЛЬНО-КОМПЛЕКСНЫЕ

ОБРАЗОВАНИЯ

ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СТРУКТУРА ЭКОНОМИКИ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ): СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

Н. В. БЕКЕТОВ,

доктор экономических наук, профессор Финансово-экономический институт Якутского государственного университета

Республика Саха (Якутия) развивается как целостный социально-экономический регион, в границах которого функционируют достаточно крупные территориально-комплексные образования. В его территориальной структуре явно выделяются два крупных перспективных подрайона — Южный и Центральный. Каждый из них является частью целого, в то же время, различаясь историческими особенностями формирования, сочетанием природных ресурсов, структурой и производственной специализацией хозяйства, уровнем урбанизации, перспективами развития

На мезоуровне пространственную (территориальную) структуру хозяйства республики формируют шесть локальных групп социально-экономических районов мезоуровня (сочетания территорий наиболее освоенных муниципальных образований). Это достаточно крупные территориальные социально-экономические образования, отличающиеся административно-территориальной общностью, стабильностью своих внешних границ, четко выраженной специализацией хозяйства на основе использования благоприятных природных и социально-экономических условий территории. Для каждого из них характерно единство функционально-пространственной среды, в пределах которой происходит взаимосвязанное и взаимосогласованное отраслевое и территориальное развитие и складывается территориально-производственная общность по воспроизводству общественного про-

1 Бекетов Н. В. Региональная экономика. — Якутск: Изд-во «Республиканский информационно-маркетинговый центр», 2006. — 152 с.

дукта и услуг. В каждом мезорайоне формируется повышенная интенсивность внутренних связей (экономических, социальных, межселенных и др.) по сравнению с внешними. Все они имеют собственную систему управления в лице органов местного самоуправления, располагающих рычагами воздействия на социально-экономические процессы в соответствующих наслегах, округах и улусах.

Мезорайоны республики сравнимы по площади, природно-ресурсному потенциалу не только с некоторыми субъектами Федерации, но и отдельными государствами мира (табл. 1).

Каждый из мезорайонов выполняет в той или иной мере функции всего регионального производственного комплекса. Однако специфика размещения минерально-сырьевых ресурсов, особенности исторического развития и другие причины обусловили различия по их месту и функциям в хозяйстве региона, по территориально-отраслевой структуре.

Анализ динамики пропорций мезорайонов в территориальной структуре хозяйства внутри республиканских экономических районов за 1990 — 2005 гг. показал, что ей присущи относительная стабильность, малая изменяемость во времени. Это главная особенность территориальной структуры хозяйства региона. В последнее время происходили лишь настройка и модернизация существующей материально-экономической структуры при сохранении сложившегося «каркаса».

Общей структурной закономерностью развития всех мезорайонов республики является неуклонное повышение доли промышленности в валовом про-

Таблица 1

Показатели, отражающие территориальные различия мезорайонов республики

Мезорайон территория (тыс. кв. км) индекс территориальной концентрации промышленности коэффициент опережения среднерегиональных темпов

Центральный 194,8 3,08 1,44

Южный 87,9 5,36 1,25

Западный 143,6 2,72 1,20

Восточный 160,6 1,85 1,70

Северный 124,0 1,67 0,93

Северо-Восточный 113,1 1,00 0,87

Таблица 2

Доля мезорайонов в важнейших показателях республики за 2005 г., %

Мезорайон Произведенный врп совокупный общественный продукт Объем промышленной продукции Объем основных фондов

Центральный 20,4 18,7 17,6 19,6

Южный 15,7 14,6 14,2 15,9

Западный 22,3 25,1 27,4 23,7

Восточный 10,1 11,1 9,2 11,7

Северный 3,7 3,8 3,5 5,0

Северо-Восточный 9,0 7.2 6,6 6,9

Всего за республику 100 100 100 100

дукте. За 1990 — 2005 гг. индексы концентрации (1к) и локализации (II) промышленного производства увеличились соответственно в 1,6 и 1,8 раза, а сельскохозяйственного — только на 15 % в анализируемых социально-экономических образованиях (в среднем 1к — 1,2 и II — 1,4 раза). Сельское хозяйство получило развитие в основном в центральной группе социально-экономических микрорайонов. В Центральном социально-экономическом регионе удельный вес сельского хозяйства в совокупном продукте республики в 1,9 раза превышает среднереспубликанскую долю. В группе социально-экономических образований восточной части территории республики данное превышение (индекс локализации по сельскому хозяйству) составило 1,6, в южной группе — 1,35. Центральная Якутия дает более четверти сельскохозяйственной продукции.

К индустриальным районам республики относятся, прежде всего, Южноякутский регион и Западная Якутия. Доля промышленности в совокупном продукте составляет: в Южной Якутии и в Западном мезорегионе — более чем 87 %; в Центральной Якутии — 69 %.

Несмотря на снижение удельного веса, Центральная Якутия и Западный мезорегион остаются ведущими. На них приходится почти половина промышленного производства республики (табл. 2).

Отраслевые структуры материального производства субъектов социально-экономического микрорайонирования республики разнообразны и в то же время во многом слабо взаимодополняют друг друга. Это не позволяет создавать необходимый базис устойчивости их положения в период развития среднесрочного прогнозирования. Вместе

с тем в целом по территории республики отраслевая структура экономики неблагоприятна даже в сравнении со средней по федеральному округу.

В течение 16 лет наибольшей равномерностью отличалась динамика народного хозяйства Централь-ноякутского и Южноякутского мезорегионов (устойчиво высокие темпы относительно всей республики, социально-экономические комплексы северной и восточной группы мезорегионов (устойчиво низкие относительные темпы). Скачкообразно развивалась промышленность Западного мезорегиона и ряда социально-экономических микрорайонов северозападной периферии территории республики.

Среднегодовые темпы прироста индустрии Западного мезорегиона упали с 5,3 % в 1995 г. до 2,6 % в 1997 — 2005 гг. Будучи самыми высокими в 1995 — 1997 гг., они стали самыми низкими среди мезорегионов республики. Основная причина связана с выходом на пиковый уровень алмазодобычи в середине 1990-х гг., ее стабилизацией и снижением к 2004 г. Остальные производства составляют 14 % всего совокупного общественного продукта и четверть промышленного производства мезорегиона. Неблагоприятная динамика развития отраслей западного горнопромышленного комплекса сказалась на динамике всего промышленного продукта.

Аналогичная ситуация сложилась в Южной Якутии. Правда, падение среднегодовых темпов прироста продукции топливной промышленности здесь было несколько меньшим, чем в западном мезорегионе: с 4,1 % в 1990-х гг. до 3,1 % в 1997 — 2004 гг. Однако положение продолжает ухудшаться. Если в начале 1990-х гг. регион занимал второе место по темпам промышленного роста, то в первые годы 2000-х гг. —

только третье. Топливный комплекс республики составляет 28 % промышленного производства и представлен угледобычей (прежде всего углепере-работкой). Доля перерабатывающей индустрии в совокупном продукте Южной Якутии равна 86 %.

Отраслевые структуры Южной и Западной Якутии во многом сходны: ведущее положение занимает горнодобывающий комплекс производств, достаточно высока доля машиностроения в совокупном продукте (соответственно 19,2 и 18,7 %; в других мезорегионах — от 3 до 14 %), незначительна роль сельскохозяйственного производства. В Южной Якутии доля сельского хозяйства в совокупном продукте составляет 8,8 %, в Западной — 12,7 %. В других регионах, за исключением Центральноякут-ского, она колеблется от 64 до 78 %.

Темпы развития экономики социально-экономических микрорайонов Восточного и СевероВосточного регионов, во многом определяются объективной закономерностью преодоления монокультурного характера народнохозяйственных структур. В последних получили преимущество два комплекса: аграрно-пищевой и торгово-рас-пределительный.

Урбанизированная часть территории (социально-экономический комплекс Центральной Якутии) специализируется на производстве продукции перерабатывающих подотраслей. Значительно развито разнообразное машиностроение; его доля примерно такая же, как в среднем по ДФО. Особенностью является высокий уровень плотности населения и территориальной концентрации производства: на душу населения производится продукции на 7 % больше, чем в среднем по республике.

Хозяйственный комплекс Южноякутского мезорегиона («Средняя периферия» — образуемая наиболее освоенными социально-экономическими топосистемами, выраженными сочетанием городских форм расселения Алданского улуса) имеет достаточно разветвленную структуру. Его специфические особенности — большой удельный вес промышленности (60 %), значительное развитие золотодобывающей, лесной и деревообрабатывающей промышленности. Это второй по значимости регион, где перерабатывается значительная часть грузов транспортного комплекса республики. Индекс локализации промышленности равен 1,4. Одна пятая продукции последней, более четверти изделий лесной и деревообрабатывающей индустрии республики производится на этой территории.

Якутский экономический регион является, безусловно, ведущим мезорайоном республики как по масштабам, так и по составу отраслей 2. К отраслям

2 Бекетов Н. В. Территориальные особенности развития социально-экономического комплекса Центральной Якутии. — М: ВИНИТИ РАН, 1993. — 263 с.

специализации относятся: машиностроение, лесо-добыча, промышленность строительных материалов. Главная особенность отраслевой структуры — существенные масштабы развития практически всех отраслей специализации за исключением топливной и горнодобывающей промышленности. На территории региона сосредоточено 25 % заготовок леса, он производит 33 % электроэнергии, 34 % стройматериалов, 39 % газохимической продукции, 25 % — лесоперерабатывающей.

Ухудшение экологической ситуации в регионе, массовое старение основных фондов промышленности требуют коренных изменений в отраслевой структуре. Обязательства республики перед государством по производству отдельных продуктов, растущие потребности в них усиливают напряженность экономической ситуации. Стремление выполнить народнохозяйственный заказ любой ценой, забвение перспективы привели к старению производственного потенциала, к экономическим депрессиям. Развитое материальное производство (прежде всего, горнодобывающая промышленность) не стало гарантией создания нормальных экономических и экологических условий жизни населения.

Диспропорции социального и экономического развития территорий республики в значительной степени определяются недостаточно сбалансированной инвестиционной политикой, при формировании которой интересы территории были отражены, как правило, в меньшей степени, чем интересы отраслей и корпораций. Распределение капиталовложений по территории таково, что по объему основных инвестиций Западный и Центральный мезорегионы опережали остальные мезорайоны (табл. 3).

Анализ процессов капитального строительства в динамике показывает, что в 2000-х гг. наблюдалось снижение (темпов) инвестиционной активности во всех мезорайонах по сравнению с предыдущими пятилетиями. Во всех шести мезорайонах давно сформировался производственный потенциал, а освоение инвестиционных ресурсов осуществляется путем обновления основных фондов (табл. 4).

Несмотря на значительную долю реконструкции в капитальном строительстве республики, удельный вес возмещения выбытия устаревших основных фондов невысок по сравнению со среднероссийским уровнем. Медленнее всего основные фонды обновлялись в производственном комплексе Центрального и Южного регионов, о чем свидетельствует сравнение коэффициентов обновления (первое число) и выбытия (второе) основных производственных фондов в 1999 г., %: Западный — 6,0 и 1,6; Центральный — 4,4 и 1,4; Северо-Восточный — 7,7 и 2,2; Северный — 5,9

Таблица 4

Доля реконструкции и технического перевооружения в государственных капитальных вложениях

производственного назначения, %

Таблица 3

Территориальная структура капитальных вложений в народное хозяйство республики, %

Регион 1990-1995 гг. 1996 - 2000 гг. 2001 - 2005 гг.

Центральный 21,1 27,3 20,9

Южный 19,1 18,6 19,2

Западный 29,8 28,0 30,8

Восточный 15,9 13,5 15,4

Северный 7,9 7,6 8,5

Северо-Восточный 5,4 5,0 5,2

Республика Саха 100,0 100,0 100,0

Регион 1995 г. 2000 г. 2005 г.

Центральный 38,0 49,0 60,0

Южный 53,0 67,0 76,0

Западный 30,0 47,0 52,0

Восточный 31,0 48,0 61,0

Северный 19,0 30,0 41,8

Северо-Восточный 30,0 38,0 47,5

Республика Саха 32,0 45,0 56,0

и 1,5; Южный — 4,9 и 1,5; Восточный — 5,2 и 1,5; республика в целом — 5,8 и 1,6.

Дальнейшее социально-экономическое развитие республики предусматривает реализацию больших инвестиционных программ. Значительная доля морально и физически устаревшего оборудования в отраслях специализации региона, особенно в цветной металлургии Южного и Западного мезорегионов, слабо развитые производственная и социальная инфраструктуры обусловливают необходимость интенсификации отраслей инвестиционного комплекса. Однако мощности строительной базы отстают от потребностей обновления производственного аппарата и наращивания объемов жилищного строительства.

Увеличение мощностей строительной индустрии должно сочетаться с рационализацией размещения строительных подразделений. Неравномерность размещения подрядных организаций по территории в основном компенсируется увеличением удельного веса строительных работ, выполняемых частными предприятиями. В перспективе решению проблемы строительных мощностей в периферийных районах может способствовать распространение мобильных вахтовых методов и экспедиционных способов организации строительства.

В пределах мезорайонов функционируют 29 локальных вертикально интегрированных (ВИ) отраслевых структур, которые представляют собой систему комплексов кластерно-территориального типа 3. Все

3 Бекетов Н. В., Егоров И. Д., Присяжный М. ю. Социально-экономический комплекс региона Центральной Якутии: предпосылки формирования, структура и перспективы развития. — Якутск: Сахаполиграфиздат, 1999. — 138 с.

локальные комплексы взаимосвязаны и благодаря единому общерегиональному воспроизводственному процессу, в котором каждый из них выполняет определенные функции и характеризуется индивидуальным составом отраслей. Площадь локальных ВИ комплексов колеблется от 9,2 тыс. до 58,3 тыс. кв. км при средней величине — 29 тыс. кв. км.

По концентрации промышленно-произ-водственного персонала все локальные ВИ комплексы республики можно классифицировать на четыре группы: а) сверхкрупные (более 30 тыс. чел.); б) крупные (10-30 тыс.); в) средние (5 — 10 тыс.); г) малые (менее 5 тыс.).

К наиболее мощным локальным ВИ-комп-лексам относятся полифункциональные комплексы (Якутский, Нерюнгринский и Мирнинский), выполняющие лидирующую роль в структуре хозяйства региона. К маломощным комплексам относятся те, которые находятся в начальной стадии своего формирования.

Специфичность территориальной структуры хозяйства республики проявляется и в особенностях географического «рисунка». Анализ территориальной структуры региона показал, что экономический стержень его расположен в пределах сравнительно небольшой полосы, простирающейся по территории вдоль главной р. Лены в меридиональном направлении и охватывающей горные зоны южной части республики и территории Центральноякутской низменности, с непосредственно прилегающими территориями Среднего и Нижнего Вилюя. Большая часть наиболее мощных локальных производственных комплексов размещается именно в этой промыш-

ленной зоне. С запада и востока к ней примыкают формирующиеся комплексы.

Современная территориальная структура хозяйства республики — результат пространственной дифференциации экономики, длительного развития отраслевой (межотраслевой) структуры, отражающей внутрирайонные производственные различия, а также отраслей и производств, образующих определенные сочетания в территориальных системах различного ранга. Территориальная структура хозяйства находит непосредственное количественное проявление в системе различных меж- и внутрирайонных пропорций, которые постоянно меняются и совершенствуются. Однако им присуща определенная инерционность. Их изменение требует, как правило, более продолжительного времени, чем изменение классической отраслевой структуры.

Территориально-структурные изменения, происходящие в последние годы, свидетельствуют о тенденциях к более гармоничному развитию хозяйства республики и все большему приближению его к типу производственных структур, характерных для регионов европейской части России.

В решении проблем совершенствования региональной организации народного хозяйства республики, выравнивания социальных и экономических различий, повышения действенности территориального планирования и управления большую роль может сыграть социально-экономическое микрорайонирование. Оно охватывает все стороны и сферы жизнедеятельности людей, позволяет активизировать природно-ресурсный, социально-экономический, демографический (трудовой) и другие потенциалы, выявить внутренние пропорции, связи и отношения в деятельности населения, учесть местные интересы 4.

Социально-экономические микрорайоны представляют собой территориальные ячейки жизни общества, в которых все элементы тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены. Причем главным элементом является человек, который своей деятельностью формирует производственную, социальную, семейную, духовную и другие сферы. Микрорайоны характеризуются интегральной целостностью и включают в свой состав население, производство, природно-ресурсную основу, производственную, социальную, институционную инфраструктуру, районную социологию, экологию, рекреацию.

Социально-экономическое микрорайонирование отличается конструктивной направленностью. Выявление и выделение микрорайонов дает основу для уточнения границ низового адми-

4 Там же.

нистративно-территориального деления. Следует подчеркнуть, что административные районы становятся все более «тесными» для перспективного обобществления производства и его организации в пространстве-времени, формирования локальных агропромышленных комплексов, совершенствования природопользования, рационального расселения и обслуживания.

Специфика республики заключается в индустриальном характере экономики, интенсификации общественного производства, урбанизированности локальных производственных систем территории. Микрорайонирование здесь основывалось на следующих принципах: объективность и социально-экономическая целостность микрорайонов; наличие ядер экономического и социального тяготения; перспективность и эффективность развития микрорайонов; наличие внутренних организационных, экономических, трудовых и культурно-бытовых связей; общность природных ресурсов; территориальная общность людей, локальная система городского и сельского расселения; сформированность производственно- и социально-инфраструктурных сочетаний и др. На первый план выступали принципы социально-экономического, инфраструктурного и экистического характера. Основное внимание уделялось наличию ядер экономического и социального тяготения, локализации ежедневных и недельных циклов жизнедеятельности людей, наличию инфраструктурных комплексов и социальной целостности. Безусловно, учитывались хозяйственные связи, в первую очередь связи энергопроизводственных процессов, протекающих на локальной территории, производственно-технологические связи по малотранспортабельной продукции, связи по комплексному использованию местных ресурсов, внутренние связи дискретных образований (промышленных узлов, центров и пунктов).

Наиболее сложными при микрорайонировании оказались территории городских систем, особенно Якутской, Нерюнгринской и Мирнин-ской, в которых поля социально-экономического тяготения занимают значительные пространства и простираются на смежные микрорайоны. Определенные затруднения в проведении границ встретились в микрорайонах с очень слабыми ядрами социально-экономического тяготения (Верхоянский, Нюрбинский, Усть-Майский и др.).

В результате социально-экономического микрорайонирования выделено 25 микрорайонов: в Центральноякутском мезорегионе — 6, Южном — 4, Западном — 4, Восточном — 4, Северо-Восточном — 4, Северном — 3.

Выделенные социально-экономические микрорайоны являются территориальными образова-

ниями, которые представляют сочетание поселений разного ранга: городов, поселков городского типа, сел и деревень. Основа их функционирования — хозяйственная деятельность населения. Территориально-производственные сочетания, территориальные общности людей и природно-ресурсные районы являются базисными компонентно-вещественными блоками социально-экономических микрорайонов. В тесном единстве и взаимодействии с ними функционируют производственная, социальная и институционная инфраструктуры, социально-культурный и рекреационный блоки. Совместное развитие этих блоков и всех сфер общественной жизни способствует укреплению социально-экономической целостности микрорайонов, более полному удовлетворению материальных и духовных потребностей населения и гармоничному развитию личности.

Средняя площадь социально-экономических микрорайонов республики — 20 тыс. кв. км, средняя численность населения — около 40 тыс. чел., средняя плотность населения — 12 чел. /кв. км. Эти параметры, на взгляд автора, вполне оптимальны для организации современных форм хозяйственного развития (научно-производственных объединений, локальных агропромышленных комплексов, объединений), для удовлетворения потребностей производства и населения. В границах микрорайонов формируются своеобразные территориальные общности людей со специфической региональной социологией, а также суточными, недельными и месячными ритмами жизнедеятельности. Здесь обычно создаются собственные рекреационные зоны, осуществляются единые экологические мероприятия.

Социально-экономические микрорайоны во все большей степени становятся объектами предплановых научно-исследовательских работ, объектами проектов районных планировок. Для них все более целесообразным и эффективным становится составление перспективных планов экономического и социального развития. В связи с тем, что они обладают разными структурами и хозяйственными профилями, по-разному взаимосвязаны с окружающей природной средой, их параметры заметно варьируют на территории Якутии. Наименьшую площадь имеют Якутский и Нерюнгринский микрорайоны, размещенные в периферийной части крупнейших в регионе городских центров и образующие своеобразную пространственную ареально-узловую структуру. Наибольшая площадь у Центральноякутского микрорайона, где функционирует разветвленный территориально-отраслевой кластер. Большие площади (более 20 тыс. кв. км) отличают Усть-Нерский, Хандыгский и Усть-Майский микрорайоны, раз-

мещенные в периферийной зоне республики, где осуществляется хозяйственное освоение территории. Здесь же наблюдаются пониженная плотность населения и небольшая его численность.

Наибольшая численность населения характерна для Якутского, Нерюнгринского, Мирнинского и Алданского микрорайонов во главе с относительно крупными городскими центрами-агломерациями. Все они резко выделяются не только численностью населения, но и уровнем территориальной концентрации производства, урбанизированности, распространением городского образа жизни, развитием производственной и социальной инфраструктуры, форм общения и т. д. Их ядра распространяют свое влияние на всю территорию одноименных муниципальных образований.

По степени развития центров и характеру выполнения функции ядер социально-экономического тяготения все микрорайоны республики можно объединить в несколько групп.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Первую группу составляют микрорайоны, образованные под влиянием районных и региональных центров: Якутский, Нерюнгринский, Мирнинский, Алданский, Покровский. Вилюйский, Олекминский.

Вторую группу образуют социально-экономические микрорайоны со сложившимися ядрами, влияние которых простирается на всю их территорию и даже на соседей: Нюрбинский, Намский, Майинский, Борогонский, Усть-Алданский, Верхоянский и т. д.

В третьей группе центрами являются средние и малые поселения, распространяющие свое влияние на часть территории микрорайонов: Верхневилюй-ский, Зырянский, Батагайский, Жиганский и др.

Четвертая группа — это микрорайоны во главе с малыми, как правило сельскими, поселениями, частично выполняющими функции социально-экономического тяготения и др.

В пятую группу включены недостаточно развитые по мощности центры.

В шестой группе — ядра социально-экономического тяготения, достаточно мощные по потенциалу, но занимающие окраинное (периферийное) положение.

Седьмая группа включает микрорайоны со слабыми центрами. Главной задачей здесь является интенсификация развития центров и повышение их роли в социально-экономической жизни.

Из приведенной классификации видно, что социально-экономические микрорайоны республики заметно отличаются друг от друга. Эти различия не ограничиваются степенью развития и ролью центров. Микрорайоны характеризуют также разный экономический профиль, генезис и перспективы развития, уровень целостности и степень откры-

тости, характер решаемых социальных, экономических, экологических и иных проблем.

В системе социально-экономического микрорайонирования выделяется еще один уровень — топический (топорайоны образуются сочетанием нескольких наслегов), которых на территории республики насчитывается свыше 328. Их границы не оформлены юридически, они служат первичной основой рационального использования земельных и трудовых ресурсов, базой формирования местных органов власти, основой социально-экономического развития поселений в составе наслегов.

Одним из аспектов научного обоснования совместного экономического развития территорий республики должен стать анализ воспроизводственного процесса (производства, распределения, обмена, потребления) и оценка социально-экономического потенциала в привязке к конкретным территориям — от улусов (районов) и городов до региона в целом.

В период до 2020 г. начнутся ощутимые изменения в территориальном размещении. На смену стремлению размещать производства в урбанизированных районах придут иные процессы — сдвиг капитала в особые экономические зоны, примыкающие к урбанизированным, поскольку это потребует только расширения существующей сети инфраструктуры. И только позже начнется широкое хозяйственное освоение периферийных частей региона, в том числе для создания поясов рекреации. Созреют условия для перехода к рациональной территориальной организации производительных сил: к интеграции, взаимодействию его территорий на основе инновационных процессов и созданию на каждой из них структуры хозяйства, отвечающей интересам населения и создающей необходимые условия жизни.

Будет решена проблема малых и средних поселений. Регионализация структурной политики — соглашение территорий республики относительно целей развития, экономических проектов станет ведущим фактором производственных отношений в регионе.

Основные направления совершенствования территориальной организации производительных сил республики в обозримой перспективе, возможные изменения внутрирегиональных пропорций производства связаны с двумя важными обстоятельствами.

1. Для Республики Саха (Якутия) характерна достаточно высокая степень сформированности функционально-отраслевой и территориально-межотраслевой структуры хозяйства.

2. Подавляющая часть капитальных вложений будет использована для модернизации и технического перевооружения уже созданного

производственно-экономического аппарата. Поэтому на период до 2007 г. коренных, кардинальных сдвигов в территориальной структуре хозяйства не предвидится, ибо на изменение территориальных пропорций общественного производства требуется, как правило, длительное время, а также крупные капиталовложения.

Основное направление преобразований — обеспечение большей пропорциональности развития всех внутрирегиональных социально-экономических систем разного уровня, качественная перестройка и рациональное дополнение региональной территориально-межотраслевой структуры производства. Выделим конкретные пути оптимизации территориальной организации производительных сил республики, наиболее полно соответствующие уровню их развития: совершенствование сложившихся внутрирегиональных территориальных пропорций; установление рационального соотношения в уровнях социально-экономического развития и размещения профилирующих, вспомогательных и обслуживающих предприятии и производств; усиление пространственного единства в структуре технологических (производственных) процессов и повышение в результате этого роли локальных условий в размещении производительных сил. Реализация указанных направлений в сочетании с воздействием на региональную систему общегосударственной экономической, социальной, демографической и научно-технической политики должны обеспечить наиболее рациональное использование ресурсов республики, а также улучшить условия жизнедеятельности населения.

Соблюдение принципов пропорциональности и сбалансированности предполагает постоянное поддержание таких соотношений в уровнях социально-экономического развития мезорайонов республики (с учетом территориального разделения и интеграции труда), которые обеспечивают наиболее эффективное функционирование регионального хозяйства. Якутский, Нерюнгринский, Мирнинский и Алданский мезорайоны, обладающие мощным производственно-экономическим потенциалом, развитой инфраструктурой, высококвалифицированными кадрами, наиболее подготовлены к диверсификации. Они особенно нуждаются в скорейшем переходе к последней, ибо это единственная альтернатива экстенсивному функционированию экономики, источники которого уже практически исчерпаны. Более того, продолжение экстенсивного развития может привести к дальнейшему нарастанию напряженности трудового и топливно-энергетического балансов, перегруженности транспортных коммуникаций, нехватке удобных площадок для нового строительства.

Другие мезорайоны усиливают свою региональную ориентацию за счет совершенствования и «уточнения» территориальной специализации, активизации внутрирегиональных хозяйственных и других видов связей.

На изменение территориальной организации хозяйства региона будет в перспективе оказывать благотворное влияние преимущественный рост таких отраслей промышленности, как инфокомму-никации, электроника, машиностроение и нефтехимическое производство. Особенно поднимется значение этих отраслей в Якутском и Нрюнгрин-ском районах. Например, указанные мезорайоны к 2010 г. смогут концентрировать более 42 % всех работающих в республике (против 29,4 % в 1995 г.).

В условиях перехода к интенсивному типу общественного развития особенно важное значение имеют локальные вертикально-интегрированные территориально технологические комплексы (ВИТТК). Их формирование и совершенствование дают возможность осуществлять концентрированное размещение взаимосвязанных отраслей хозяйства, а также оперативно внедрять в производство достижения науки и техники. Каждый из локальных ВИТТК имеет индивидуальные, специфические проблемы перспективного развития, обусловленные неодинаковыми местными условиями, разными типами и пропорциями функционирования. Однако, будучи в составе республики, все они имеют и общие перспективы, которые связаны с совершенствованием их внутренней организации, углублением межрайонной и внутрирегиональной специализации, достижением и сохранением динамического равновесия между производственными, социальными и экологическими компонентами. Предстоит решить сложные проблемы территориальной организации внутри локальных комплексов с анализом эволюции их соответствующих элементов, предвидением возможных структурных сдвигов и разработкой конструктивных предложений.

Учитывая однотипные проблемы перспективного развития, локальные ВИТТК республики можно отнести к следующим основным группам:

1) полностью сложившиеся комплексы, основной путь развития которых связан с повышением эффективности их функционирования на основе приведения в действие всех резервов и источников диверсификации;

2) развивающиеся комплексы с преобладанием процессов реконструкции и модернизации действующих производств, упрочения взаимосвязей между сопряженными отраслями, опережающего развития сферы социально-культурного обслуживания;

3) формирующиеся комплексы, будущее развитие которых основывается на значительном росте производственной концентрации за счет углубления функционального разделения труда, усиления интеграционных процессов по выпуску конечной продукции, создания условий, способствующих внедрению и распространению достижений научно-технического прогресса.

Перспективное экономическое развитие Якутского, Нерюнгринского, Мирнинского и Алданского комплексов, наиболее значительных по производственным масштабам, научно-технической базе и социально-культурной сфере, определяется необходимостью решения основной задачи — увеличения вклада отраслей специализации в повышение эффективности всего промышленного комплекса республики. Эта задача может быть успешно решена только при условии сочетания общегосударственного, регионального и локального уровней планирования и прогнозирования. Для данной группы комплексов наиболее важным направлением является совершенствование межотраслевой структуры хозяйства на основе высоких темпов технического перевооружения производственного аппарата, опережающего роста наукоемких отраслей промышленности, усиления социальной направленности их хозяйства. Так как эти локальные ВИТТК функционируют на уровне «экономического порога», преодоление которого требует значительных затрат, то важное значение приобретает также активное внедрение ресурсосберегающих технологий, в том числе малоотходных и безотходных.

В перспективе более завершенный характер получит структура второй группы комплексов — развивающихся локальных ВИТТК, имеющих федеральное и межрегиональное значение. Сосредоточивая в своем составе крупнейшие предприятия и отрасли российской специализации региона, вертикально интегрированные комплексы и в будущем сохранят тенденцию к дальнейшей концентрации в них производственной, научно-технической и непроизводственной деятельности. Для устранения диспропорций в развитии основных, вспомогательных и обслуживающих производств, существенно снижающих эффективность функционирования комплексов, необходимо достижение сбалансированности между ними, а также оптимизация внутренних «вертикальных» и «горизонтальных» производственных и иных типов связей. Многие из указанных ВИТТК нуждаются в создании дополнительных звеньев производственного процесса, в частности на основе более полного использования исходного сырья, реализации преимуществ транспортно-экономи-ческого положения.

Особое место занимают три ВИТТК, развитие которых будет происходить наиболее высокими темпами: Якутский (на основе технологического комплекса ОАО «Три долины»), Нерюнгринский и Алданский. Каждый из них имеет своеобразные территориальные сочетания природных ресурсов, индивидуальные производственные структуры и функции хозяйства, разную степень завершенности и благоприятные перспективы развития.

Совершенствование территориальной организации производительных сил республики во многом зависит от локальных ВИТТК третьей группы. Сюда относятся производственные структуры, насчитывающие в своем составе 185 учредителей (в том числе более 15 — это учредители международные партнеры). Так как эти комплексы имеют в основном внутрирегиональное значение и расположены в большинстве своем на периферии мезо-районов, то их перспективы во многом зависят от усиления специализации на выпуске продукции из местного сырья (в основном агропромышленного и лесопромышленного МОК), укрепления районо-образующих функций, связанных с обеспечением потребностей окружающей территории.

Важным направлением является формирование полицентрической структуры экономики, связанное, с одной стороны, с дальнейшим развитием крупных городов, а с другой — с опережающим ростом других социально-экономических центров республики. От пропорционального экономического развития различных групп поселений, входящих в те или иные территориальные образования, будет зависеть эффективность перспективного функционирования хозяйства республики.

Развитие городов — центров социально-экономических микрорайонов — важнейший аспект эволюции пространственных структур. Практически все города-центры, занимающие «командное» положение в территориальной организации производительных сил региона, будут продолжать сосредоточивать самые важные производственные и обслуживающие функции. Естественно, предел концентрации производства во все большей степени определяется требованиями охраны окружающей среды, возможностью создания и сохранения здоровых условий для жизнедеятельности населения, сосредоточенного в ареалах — концентрации производства.

Регулирование экономического развития городов будет способствовать улучшению размещения и функционирования предприятий в связи с широким переходом в перспективе на качественно новую форму организации производства — территориально-групповую. Здесь будут рационально сочетаться узкая специализация с высокой степенью автоматизации. Усиление урбанистической

концентрации, формирование системы экономических центров разных иерархических уровней делают весьма актуальной необходимость совершенствования экономической структуры городов — территориальных «сгустков» производительных сил. В перспективе продолжится сосредоточение в них отраслей обрабатывающей промышленности, в связи с чем важно придать производственным процессам более регулируемый, целенаправленный характер. Это позволит наиболее полно использовать научно-производственный потенциал крупных городов и одновременно ограничить их дальнейший рост и тем самым снять перегрузки, напряженность в механизме их функционирования. Дальнейший рост экономического потенциала городов может быть осуществлен за счет активизации политики выборочного, приоритетного развития тех или иных отраслей хозяйства. При этом во внимание нужно принять как специфические социально-экономические условия, так и факторы, лимитирующие развитие здесь производства. Среди широкого круга (набора) отраслей профилирующими остаются интенсивно развиваемые новые и новейшие наукоемкие производства, а также верхние «этажи» обрабатывающей промышленности, в том числе экспериментальные и опытные производства.

Рост производства промышленной продукции в городах — региональных центрах будет осуществляться за счет замены отраслей с низкой технологической емкостью труда наукоемкими производствами. Здесь будут созданы условия для интенсивной модернизации всех отраслей хозяйства, информатизации всех производственных процессов и автоматизации труда.

В данной категории поселений на передний план должны выйти и процессы, связанные с разгрузкой, деконцентрацией, «оттоком» производства. Так, в ведущих городских центрах республики будет сдерживаться развитие предприятий, давно обосновавшихся здесь и продолжающих экстенсивно использовать остродефицитные ресурсы города многоцелевого назначения (территориальные, водные, трудовые), а также загрязняющих окружающую среду. Эго в первую очередь относится к таким производствам «неэффективной» специализации, как горнодобывающая и цветная металлургия, материально-энергоемкая промышленность, некоторые производства строительной индустрии, которые могут улучшить свои технико-экономические показатели и за счет снижения «универсализма», вывода части цехов и участков за пределы города. Активное создание филиалов предприятий позволит значительно форсировать указанный процесс. Филиализация уже способствует перемещению из ряда крупных городов таких трудоемких отраслей, как стройиндустрия и легкая промышленность.

Города — региональные центры будут решительно освобождаться от тех функциональных звеньев, развитие которых не вписывается по тем или иным причинам в их перспективную экономическую структуру. Например, значительное число небольших и технически устаревших предприятий, зачастую окруженных жилыми застройками, экологически вредных производств, предприятий с большим санитарно-защитным запасом и тому подобное может быть перепрофилировано или перебазировано в другие поселения и развернуто на новой технологической основе.

Одним из основных направлений обновления экономической структуры городов второго типа становится усиление взаимодействия их производственного комплекса с научно-исследовательскими, проектно-конструкторскими учреждениями и завершение создания взаимосвязанной инновационной системы. Важными резервами повышения эффективности функционирования многих городских поселений являются всемерное использование межотраслевых факторов, различных форм межведомственной концентрации и специализации, усиление кооперирования предприятий, углубление комбинирования производственных процессов с максимальным использованием отходов и радикальным снижением экологической вредности и т. д.

Большое значение в совершенствовании экономической структуры городов этого типа будет иметь дальнейшее наращивание функций, вытекающих из их роли ядер, соответствующих промышленных узлов и локальных ВИТТК. Среди этих функций следует выделить информационное обеспечение, подготовку и повышение квалифицированных кадров, научно-инновационное обслуживание, управление, культурно-бытовое и рекреационное обслуживание и т. д.

Одна из узловых проблем рационализации экономической структуры поселений с высоким уровнем социально-экономического развития, с преимущественным значением промышленных функций (третий тип поселений республики) — это оптимальное использование уже созданного в них производственного потенциала, различных видов ресурсов. Целесообразно вместе с решением вопросов фондоотдачи, повышения технической оснащенности труда, выпуска высококачественной продукции с минимальными издержками решить проблемы усиления их региональной профилизации, перехода на интенсивное развитие без дополнительного привлечения трудовых и территориальных ресурсов, кардинального снижения экологической напряженности, опережающего развития производственной и социальной инфраструктуры.

Важную роль в обогащении экономической структуры поселений — центров локальных систем играет дальнейшее форсирование системообразующих организационно-хозяйственных и социально-культурных функций. Это позволит не только сохранить специализацию рассматриваемого типа поселений на традиционных якутских (в основном «ресурсно-районных») отраслях АПК, но и поднять уровень их социально-экономического развития, привлечь определенную часть нового промышленного потенциала и трудовых ресурсов региона, обеспечить комплексность и пропорциональность формирования градообразующей и градообеспечивающей базы, улучшить условия жизнедеятельности населения.

Адаптацию экономической структуры остальных типов поселений к изменяющимся под воздействием инновационно-технологических процессов условиям производства и городской среды следует рассматривать в контексте решения общей проблемы активизации небольших городов и поселений. Экономическая структура последних весьма различна; в целом она отражает современную народнохозяйственную специализацию региона, в первую очередь в части начальных стадий обработки сырья и материалов. Традиционные отрасли индустрии республики (цветная металлургия, горнодобывающая и лесная промышленность), составляющие производственную основу многих малых и средних поселений, будут расти в перспективе весьма умеренными темпами, поэтому им отводится относительно скромная роль в перспективных градоформирующих процессах. К тому же далеко не во всех поселениях данного типа сложились условия, способствующие внедрению инновационных технологий. Это, в первую очередь относится к тем поселениям, в которых размещены разнородные слабоспециализированные производства, в основном вспомогательного и обслуживающего характера. Поэтому преобразование экономической структуры таких поселений стало более сложным; оно требует учета многочисленных особенностей экономического, социального, демографического, экологического, географического и иного характера.

Вот как выглядят важнейшие направления развития промышленных новостроек, а также средних городов.

1. Города, которые являются довольно развитыми индустриальными центрами, будут расти за счет интенсификации производства, модернизации, реконструкции и расширения действующих заводов, а также размещения в некоторых из них новых предприятий обрабатывающей промышленности, связанных с производством конечной

продукции. В целом они имеют благоприятные условия для своего роста, располагают возможностями для удовлетворения потребностей населения в труде, отдыхе, общении.

2. В городах и поселениях, которые и в перспективе сохранят свою специализацию на переработке природно-сырьевых ресурсов, будет осуществлена диверсификация производственного профиля, выборочное размещение в них предприятий обрабатывающей промышленности.

3. В обогащении своей экономической структуры, в правильном сочетании «мужских» и «женских» отраслей нуждается большинство монофункциональных поселений горнопромышленного профиля.

Значительная часть поселений требует радикальной перестройки своей экономической структуры в связи с отработкой и истощением природно-сы-рьевых ресурсов, послуживших в свое время базой возникновения и развития поселений. Среди них так называемые «угольные» города, центры прочих добывающих производств. Глубокая перепрофилиза-ция их экономики связана с опережающим развитием обрабатывающих производств и высокотехнологичных видов услуг (главным образом информационных технологий, современных систем обработки данных, электронной торговли, легкой и пищевой промышленности), которые могут наиболее эффективно использовать местные условия и ресурсы.

Развитие экономической структуры большинства поселений связано с формированием групповых форм производства и расселения. На первоначальном этапе (2007 — 2008 гг.) социально-экономического развития региона образование дочерних предприятий и филиалов, а также небольших автоматизированных производств, оснащенных новейшим оборудованием, наиболее предпочтительно в тех поселениях, которые входят в состав крупных локальных систем производства и расселения.

Одно из главных направлений активизации экономической базы отдельных малых поселений связано с реализацией программы развития села, усилением комплексного развития города и деревни в форме целостных производственно-расселен-ческих систем. Форсированное развитие сельского хозяйства, активизация агропромышленной интеграции способствуют дальнейшему сосредоточению в городах (центрах социально-экономических микрорайонов и административных районов) предприятий по переработке сельскохозяйственного сырья, а также производств, обслуживающих нужды агропромышленных комплексов и объединений.

Это обеспечит создание благоприятных условий для расширения сферы использования научно-технических достижений, а, следовательно, для интенсификации производства. Кроме того, создание специализированных предприятий отраслевого и межотраслевого назначения позволит создать в малых поселениях необходимую производственную инфраструктуру (водопровод, канализацию, дороги, котельные и т. д.) и существенно повысить уровень коммунального благоустройства. Усиление роли небольших поселений как организующих центров сельской местности потребует форсированного развития в них социальной инфраструктуры, позволяющей обеспечить потребности жителей в культурно-бытовом обслуживании.

Проблемы обновления и формирования рациональной экономической структуры, отвечающей современным и перспективным требованиям, наиболее остро стоят перед группой поселений, многие из которых на протяжении последних десятилетий характеризуются низким уровнем развития городской среды. Поэтому потребуются значительные усилия не только для их экономического роста, но и подъема социально-культурного образа жизни, а также сохранить и усилить функциональную роль этих поселений в качестве центров внутрилокальных систем. В перспективе многие поселении станут шире использовать внутренние возможности для превращения их в туристические, рекреационные и оздоровительные центры.

Естественно, дальнейшее развитие экономической структуры поселений различных типов не связано только с каким-либо одним из указанных путей, а зависит от всех переплетающихся направлений, которые определяются перспективным народнохозяйственным развитием республики как целостной региональной социально-экономической системы. При таком подходе создается реальная основа для рационального использования существующей городской и сельской поселенческой сети в интересах повышения эффективности общественного производства и создания благоприятных условий для жизнедеятельности населения.

Итак, основное направление будущих территориальных изменений в Республике Саха (Якутия) — это обеспечение большей пропорциональности развития всех территориальных образований разного ранга и типа, качественная диверсификация и рациональное дополнение инновационной вертикально интегрированной структуры производства нового территориально-межотраслевого типа.

(Продолжение следует)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.