Научная статья на тему 'Региональные и внешние акторы. Турция'

Региональные и внешние акторы. Турция Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
206
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Региональные и внешние акторы. Турция»

ИСЛАМ В СТРАНАХ ДАЛЬНЕГО ЗАРУБЕЖЬЯ

И. Иванова,

востоковед

РЕГИОНАЛЬНЫЕ И ВНЕШНИЕ АКТОРЫ.

ТУРЦИЯ

С приходом к власти Партии справедливости и развития (ПСР) в 2002 г. Турция добилась значительных успехов в укреплении статуса региональной державы. После относительной пассивности в регионе Ближнего Востока Анкара начала проявлять себя здесь как важный дипломатический актор. На внешнеполитическом фронте Турция активно развивает конструктивные отношения с большинством арабских стран, среди которых Египет, Сирия, Иордания, Кувейт, Тунис, Марокко, Ливия, Оман, Катар и Бахрейн. Турецкий президент А. Гюль, премьер-министр Р.Т. Эр-доган и министры его кабинета часто посещали арабские страны с целью укрепления политических и экономических отношений.

2011 год в этом плане начался достаточно активно. Сразу же после окончания конференции послов, которая проходила 3-9 января в Анкаре, первые лица государства вместе с довольно представительными делегациями осуществили ряд содержательных визитов в страны Ближнего Востока. В частности, президент Турции посетил Йемен, а премьер-министр - Кувейт и Катар. В официальные делегации входили представители деловых кругов Турции. Визиты турецких лидеров вызвали большой интерес не только в регионе, но и за его пределами. Особое внимание привлекли резкие высказывания первых лиц государства и инициированные ими региональные проекты. Среди них самый большой резонанс вызвали предложения Турции в связи с ядерной программой Ирана и обострение отношений с Израилем из-за блокады сектора Газа.

В мае 2010 г., когда США достигли договоренности с постоянными членами Совета Безопасности ООН в отношении

106

введения санкций против Ирана, Турция и Бразилия заключили с иранским правительством соглашение в отношении урана, и министр иностранных дел Турции А. Давутоглу подчеркнул, что теперь нет необходимости в санкциях. Однако представители западных стран придерживались иного мнения. В своем выступлении на комиссии по иностранным делам X. Клинтон заявила следующее: «В вопросе противодействия Ирана мировому сообществу и поисков решения мы выделяем искренние инициативы Турции и Бразилии, но побуждаем мировое сообщество подготовить действенный пакет акций». 9 июня 2010 г. Турция как временный член Совета Безопасности ООН проголосовала против санкций в отношении Ирана, несмотря на личный звонок президента США Б. Обамы премьер-министру Турции Р.Г. Эрдогану и его просьбу поддержать резолюцию СБ ООН.

Международный интерес, вызванный этими визитами, подогревается и новым тезисом «мудрой страны», выдвинутым министром иностранных дел Турции Ахметом Давутоглу (этот термин впервые прозвучал в его выступлении на январской конференции послов), который подразумевает «более активные и ориентированные на результат шаги» Турции, направленные на упрочение двусторонних отношений в регионе.

С начала 2011 г. многие страны Ближнего Востока и Северной Африки, в частности Тунис, Египет, Бахрейн, Йемен и Ливию, охватила волна народного недовольства, вылившаяся в массовые беспорядки и акции протеста против действующих в этих странах режимов. Народные восстания привели к падению правящих режимов в Египте и Тунисе.

Мировое сообщество по-разному отреагировало на происходящее в Египте и Тунисе. В Турции народ приветствовал действия протестующих и выразил им поддержку. На официальном государственном уровне в первые дни событий господствовали «политика молчания» и подход «поживем - увидим». Изначальные заявления Р. Эрдогана и министра иностранных дел А. Давутоглу были направлены на необходимость развития демократии в регионе, а это означало, что Турция заняла нейтральную позицию исходя из принципа невмешательства во внутренние дела государства.

После того как сопротивление египетского народа на центральной площади Тахрир в Каире усилилось, премьер-министр Эрдоган во время визита в Киргизию, сделав заявление по поводу событий в Египте, заявил, что необходимо прислушаться к голосу египетского народа, а победить должна демократия. Он не

107

сказал, что Мубарак и его команда должны уйти, как того хотели протестующие, но и не стал защищать режим Мубарака.

Как отметил министр иностранных дел Давутоглу, в Египте или в любой другой стране нельзя допустить краха государственного порядка. К примеру, после оккупации Ирака Соединенными Штатами Америки следовало предотвратить распад основных государственных институтов - армии, полиции и подразделений служб, поскольку после краха государственного порядка есть вероятность возникновения гражданской войны или народ может оказаться перед риском подрыва социальной, политической, экономической и физической безопасности.

Позицию Анкары в отношении Египта можно охарактеризовать так: в АРЕ необходимо «проведение реформ в условиях стабильности». Среди этих реформ, считали в Анкаре, приоритетны следующие: президент Мубарак достойным образом оставит власть; в стране сформируется временное правительство, в котором будут представлены все слои населения; будет разработана новая Конституция; в сентябре 2011 г., по истечении срока президентства Мубарака, состоятся выборы; а далее - начнется процесс развития демократического общества и проведения кардинальных реформ с целью разрешения социально-экономических проблем народа.

Однако все это не означает, что Анкара полностью оказалась вне происходящих событий. Турецкие лидеры, учитывая риск негативного отражения событий в собственной стране, косвенными путями прилагали усилия в целях осуществления «реформ в атмосфере стабильности» в странах Ближнего Востока, охваченных волнениями. По данному поводу премьер-министр Эрдоган несколько раз беседовал с президентом США Б. Обамой, а министр иностранных дел А. Давутоглу провел с X. Клинтон переговоры по телефону и встречу в формате «один на один». С другой стороны, египетские «Братья-мусульмане» были в постоянном взаимодействии со своими сторонниками в Турции. Представитель организации «Братья-мусульмане» в Турции Эшреф Абдулгаффар в своем заявлении по телеканалу ТРТ отметил готовность к «реформам в атмосфере стабильности».

Вскоре после отставки президента X. Мубарака и перехода власти к Высшему совету Вооруженных сил (ВСВС) президент Турции А. Гюль 3 марта посетил Каир с однодневным рабочим визитом. Согласно заявлению Гюля, цель визита заключалась в том, чтобы выразить поддержку народу Египта, вступившему в

108

новый этап своей истории. Таким образом, как пишет турецкий политолог С. Кохен, президент Турции продемонстрировал солидарность с египетским народом и выразил поддержку ВСВС.

Самой важной стороной визита была встреча Гюля с председателем ВСВС Египта М.Х. Тантауи и лидерами главных оппозиционных групп. Гюль отметил, что военным выпала важная миссия способствовать скорейшему переходу Египта к демократическому порядку и парламентаризму, создав условия для проведения свободных выборов, передать власть гражданскому руководству. Анкара готова поделиться своим опытом в процессе перехода Египта к демократическому правлению. И в обозримом будущем могут быть созданы все условия для сотрудничества двух стран.

Египетская и арабская пресса, подчеркивая важность визита А. Гюля в Египет, цитировала его высказывания: «Необходимо, чтобы Египет вновь добился политической и экономической стабильности и снова стал важным актором в регионе». Визит Гюля в Египет получил освещение и в зарубежных СМИ. Как отметило китайское агентство Синьхуа, «турецкая модель развития» может стать примером для мусульманских стран Ближнего Востока.

Вопрос о «турецкой модели» и о том, может ли она стать образцом для демократических движений в арабских странах, обсуждается в дипломатических, академических кругах, в прессе. Так, заместитель премьер-министра Великобритании Клегг указал, что Турция является важной моделью для стран региона. Клегг, в частности, подчеркнул: «Турция, большинство населения которой мусульмане, член НАТО, добивающийся вступления в ЕС, с динамично многопартийной демократией, являет собой важный образец для арабских стран».

Опрос общественного мнения, проведенный Фондом турецких экономических и социальных исследований в семи арабских странах в марте 2011 г. (Египет, Иордания, Ирак, Сирия, Ливан, Палестина и Саудовская Аравия) и Иране по ряду вопросов, включавших: «Роль Турции на Ближнем Востоке»; «Турция и членство в ЕС»; «Турция как модель для других стран», - дал следующие результаты: 75% опрошенных положительно воспринимают Турцию в таких областях, как дипломатия в регионе, экономика, Турция и демократия. Примечательно, что 78% - считают, что «Турция должна играть еще большую роль в регионе». По мнению опрошенных, Турция, рассматриваемая как демократическая страна, с

109

учетом успехов в развитии ее экономики, скоро станет реальной экономической силой в регионе.

Демократия, ислам, экономика и внешняя политика - четыре важных индикатора, которые показывают нынешнее восприятие Турции на Ближнем Востоке. Делают ли эти элементы Турцию моделью? Многие считают - да. Но Турция вовсе не позиционирует себя как «модель» для кого-либо. И турецкий президент А. Гюль, и премьер-министр Р.Т. Эрдоган, и другие официальные представители правящей в стране ПСР заявляли об этом не раз.

Перед большинством арабских стран стоят задачи: улучшение государственного управления, борьба с коррупцией, создание институтов демократии, проведение свободных и честных выборов и более эффективной экономической политики. Но арабские страны не нуждаются в Турции или другой стране для претворения их в жизнь, подчеркивает турецкий исследователь И. Калын. Премьер-министр Турции Эрдоган в интервью немецкой газете «Rheinische Post» 26 февраля 2011 г. на вопрос, какое место может занять Турция как мусульманская страна и сможет ли она стать моделью для арабских стран, заявил: «Конечно, мы пристально следили за развитием событий в этом регионе... Хотя Турция и разделяет с арабскими странами общую культуру, традиции и историю, у каждой страны есть свои отличия, и поэтому нельзя ожидать, что все страны региона будут использовать какую-то определенную модель... Турция поддержит усилия стран региона на пути реформ и готова поделиться своим опытом. Наша страна демонстрирует возможность совместного сосуществования демократии, модернизации и ислама. Будучи частью Европы, Турция является членом многих западных организаций, но при этом имеет коренные связи с ближневосточными странами».

Как пишет известный в Турции политический обозреватель Р. Тюрмен, события, начавшиеся в Тунисе в начале 2011 г. и приведшие к свержению Бен Али, а затем Мубарака в Египте, «по принципу домино» распространились и на другие арабские страны. Однако «принцип домино» имеет свои особенности в той или иной стране. Бен Али и X. Мубарак не противились народным выступлениям, и перемены в этих странах прошли без крови и в короткий срок. А между тем ливийский лидер М. Каддафи, опираясь на армейские части в своем подчинении (включая и иностранных наемников), вверг страну в кровавую внутреннюю войну, пытаясь удержаться у власти. В том, что страна находится на грани катастрофы, большая доля вины Муаммара Каддафи.

110

Ливия оказалась перед угрозой хаоса и раздела. Премьер-министр Турции Эрдоган подчеркнул, что Турция не может оставаться безучастной в отношении народных движений в арабских странах, и обвинил при этом Запад в том, что он демонстрирует свое безучастие, отдавая предпочтение «нефти и рынкам». С другой стороны, он выступил против «внешней интервенции в Ливию». Эрдоган в телефонном разговоре с Каддафи и его сыном пытался давать им советы, но не получил никаких результатов. Несмотря на это, Эрдоган продолжал настаивать на том, что «перемены в арабском мире должны идти своим ходом, без внешнего вмешательства». В ночь на 18 марта 2011 г. Совет Безопасности ООН принял резолюцию 1973 по Ливии, требующую немедленного прекращения огня и насилия в отношении мирного населения, ввел запрет на все полеты над страной, кроме гуманитарных полетов. СБ ООН также санкционировал любые действия по защите мирных жителей, за исключением ввода оккупационных войск.

Турция выразила поддержку резолюции СБ ООН и призвала к прекращению насилия против мирных жителей. После принятия этой резолюции в тот же день, 18 марта, в Париже состоялась встреча госсекретаря США, представителей ЕС и Африканского союза, генеральных секретарей ООН и Лиги арабских государств с целью обсуждения дальнейших шагов в отношении Ливии. 19 марта французские самолеты начали бомбить Ливию. Турция заняла колеблющуюся позицию. Выступая против иностранной интервенции, Анкара поддержала резолюцию СБ ООН. Но поскольку «в глазах мирового общественного мнения, - как пишет обозреватель газеты "Миллиет" Р. Тюрмен, - Турция рассматривается как сторонница Каддафи, она не была приглашена на парижский саммит, хотя, как правило, она приглашалась на различные встречи ЕС».

Начало авиаударов международной коалиции по территории Ливии подверг критике министр иностранных дел Турции А. Давутоглу, который отметил, что Анкара «проявляет все большую озабоченность сложившейся ситуацией в этой североафриканской стране». Выступая 22 марта в парламенте, премьер-министр Турции Эрдоган заявил: «Мы выступаем за то, чтобы проблемы Ливии решались народом этой страны, а не внешними вмешательствами. Наши опасения относительно операции, проводимой против Ливии, являются в высшей степени оправданными. Мы уже видели в прошлом, что такие операции не приносили никакой пользы, а, наоборот, приводили к росту числа жертв, превращались в окку-

111

пации, наносили ущерб единству стран». «Подчеркиваю, - сказал Эрдоган, - что Турция ни при каких условиях не станет страной, которая направит оружие против народа Ливии». Он также отметил, что отношения между Турцией и Ливией «не основаны на нефти или корыстных интересах». Эрдоган сказал, что в Анкаре внимательно и постоянно отслеживают ситуацию в Ливии и регулярно проводят переговоры с заинтересованными странами.

Разговор Эрдогана о ситуации в Ливии с президентом США Б. Обамой состоялся 21 марта. Турецкий премьер сообщил ему, что 1 марта лично призвал Каддафи добровольно оставить свой пост и передать власть в Ливии тем, кому полностью доверяют в этой стране. «Политика Турции является предельно четкой. Она будет всегда поддерживать всяческие усилия, направленные на обеспечение внутреннего мира в Ливии», - заявил глава турецкого правительства. «Турция заняла достаточно рискованную, но изменившуюся к лучшему позицию», - пишет турецкий политолог М.А. Биранд. По его мнению, политика сомнений осталась в прошлом. На первый план выходят следующие факторы: Турция против использования в Ливии оружия; Турция выступает за прекращение военной интервенции в регионе; Турция против возможной оккупационной операции; в рамках НАТО Турция готова участвовать в оказании гуманитарной помощи.

Подобная позиция, указывает Биранд, не удовлетворит ни западную коалицию, ни поможет сыграть сколько-либо влиятельную роль в ливийской войне: «Нельзя забывать, что ливийские события еще на начальном этапе, и неясно, куда подуют ветры». «Ветры перемен в регионе, с одной стороны, дают Турции возможность сыграть активную роль и усилить свое влияние здесь, однако, с другой стороны, рождают риск расшатать близкие отношения с некоторыми странами», - пишет турецкий политолог С. Кохен. И с этой точки зрения, по его мнению, наиболее критичной страной является Сирия, которая в последнее время стала ареной кровавых событий. «Действительно, Б. Асад готов идти на некоторые политические и экономические реформы, но предугадать, насколько они могут успокоить народ, очень сложно». Для Турции, подчеркивает турецкий исследователь, «очень важно как проведение реформ в Сирии, так и сохранение стабильности, т.е. сохранение правления Б. Асада. В противном случае: 1) могут быть подорваны двусторонние отношения, развивавшиеся последние годы; 2) нарушение стабильности в Сирии приведет региональный

112

баланс в полный беспорядок; 3) могут всколыхнуться сепаратистские чувства курдов на Севере страны».

Другой турецкий политолог М.А. Биранд, выражая тревогу по поводу событий в Сирии, указывает, что «если и есть лидер, который может действительно изменить Сирию - так это только Б. Асад. Молодой, открытый реформам, хорошо осознающий, что надо молодежи. Единственная проблема - сможет ли он избавиться от пожилой команды, доставшейся от отца. И другой козырь его - Турция». Биранд утверждает, что если «Асад избавится от паранойи старой команды и прислушается к советам Анкары, он укрепит свои позиции. И премьер-министр Эрдоган желает ему удачи. И в этом он абсолютно искренен, поскольку в интересах Турции стабильная Сирия под руководством Асада». Весной 2011 г. Турция внимательно следила за ситуацией в Сирии. Премьер-министр Эрдоган дважды провел телефонные переговоры с Асадом, министр иностранных дел Ахмет Давутоглу посредством СМИ и по дипломатическим каналам выразил необходимость проведения в Сирии эффективных реформ для мирного преобразования страны. Поездка главы организации нацразведки в Сирию получила освещение в СМИ. Хотя заявления по поводу содержания поездки не было сделано, можно предположить, что оно касалось процесса реформ в Сирии.

У Турции с Сирией давние соседские отношения, нельзя пренебрегать тем фактом, что в последние годы между странами в положительном русле развились многосторонние отношения. Нельзя не учитывать отмену визового режима между странами и подписание в рамках основанного в 2009 г. Совета стратегического сотрудничества высшего уровня множества соглашений в социально-экономической, торговой, политической сферах в области безопасности. Отношения Турции с Сирией имеют значение не только на двустороннем уровне, но также и в рамках арабо-израильского мирного процесса, в региональных вопросах, касающихся Ирака, Ирана, Ливана.

Министр иностранных дел А. Давутоглу 7 апреля 2011 г. совершил визит в Дамаск, где встречался с президентом Сирии Б. Асадом и министром иностранных дел В. Муаллимом. На встречах Давутоглу, напомнив, что для Турции Сирия является ключевой страной на Ближнем Востоке, подчеркнул, что «с первых дней, когда в регионе начали дуть ветры перемен, турецкая сторона настойчиво призывала к проведению в Сирии необходимых реформ». Давутоглу заявил, что в событиях, происходящих в

113

Сирии, Турция не берет на себя роль посредника, «поскольку все происходящее - это внутреннее дело, однако мы разделяем наши взгляды по вопросу перемен, которые могут обеспечить мир в сирийском обществе». В заключение он подчеркнул, что «все происходящее в Сирии окажет воздействие на Турцию, а происходящее в Турции - на Сирию».

Турецкий министр иностранных дел посетил в начале апреля Бахрейн, где встречался с премьер-министром Бахрейна принцем Халифом бен Сальманом и министром иностранным дел шейхом Халифом бен Ахмедом. В ходе переговоров были обсуждены последние события на Ближнем Востоке и в Бахрейне. В заявлении, сделанном после переговоров, Давутоглу указал: «Мы поддерживаем реформы в Бахрейне, которые сделают его более сильным. Мы против каких-либо религиозных разногласий здесь. Если религиозные разногласия становятся предметом политики, это порождает серьезные проблемы. Религия должна объединять, а не разделять людей. Мы придаем большое значение целостности, стабильности и процветанию Бахрейна».

Таковы были основные подходы Турции к событиям на Ближнем Востоке весной 2011 г., которые с лета начали претерпевать известную трансформацию.

Рассматривая турецко-сирийские отношения, можно отметить, что вплоть до августа 2011 г. Турция проводила в отношении событий в Сирии взвешенную политику. На встрече с журналистами в июне 2011 г. турецкий министр иностранных дел А. Да-вутоглу выразил уверенность в том, что реформы в Сирии проводятся последовательно, и пожелал стране скорейшего выхода из кризиса. Как указывалось в сообщении сирийского информационного агентства «САНА», Давутоглу подчеркнул, что Турция считает сирийцев, находящихся в лагерях на ее территории, не беженцами, а гостями, которые могут вернуться в свои дома как только пожелают. Советник президента Турции Э. Хюрмюзлю назвал турецко-сирийские отношения прочными, неизменными и испытанными временем, подтвердив, что их не ослабят события, происходящие в Сирии.

Ситуация изменилась после военной операции, проведенной сирийской армией в городе Хама в начале августа 2011 г. То, что операция была проведена именно перед началом Рамадана, связано с тем, что в этот месяц мусульмане имеют больше возможностей для общения и встреч в мечетях, а значит, имеется больше возможностей для организации антиправительственных акций.

114

Именно этот факт мог подвигнуть сирийское руководство на проведение операции в данный период. Турция резко отреагировала на события в Хаме. Премьер-министр Эрдоган выступил с посланием в адрес Асада, указав, что «терпению пришел конец».

Таким образом, с августа 2011 г. отношения с Сирией резко ухудшились. Если еще шесть-семь месяцев назад Сирия, которая рассматривалась как «стратегический партнер» и с которой проводились «совместные заседания кабинетов», теперь превратилась в «проблемного соседа». После того как в начале августа военные силы Асада вторглись в город Хама, Турция, долгое время проводившая сдержанную в отношении сирийского руководства политику, забыла принцип «ноль проблем с соседями». В ответ на события в Хаме президент Турции А. Гюль выступил с резкой критикой режима Асада. Он заявил следующее: «События в Сирии привели всех нас в ужас. Использование в священные дни Рамадана танков и оружия против народа глубоко потрясло меня».

Премьер-министр Эрдоган с начала августа начал открыто озвучивать свое мнение о том, что «сирийский вопрос - это внутренняя проблема Турции». Мотивируя подобную постановку вопроса, Эрдоган заявил следующее: «У нас с Сирией имеются 850 км общей границы, родственные, исторические, культурные связи. И следовательно, все, что происходит в этой стране, ни в коем случае не позволит нам быть просто зрителями. Мы слышим все происходящее здесь и должны предпринимать все необходимые меры». 8 августа 2011 г. в резиденции турецкого премьер-министра было проведено совещание по оценке проблем внешней безопасности, в котором приняли участие начальник Генерального штаба Н. Озел, министр иностранных дел А. Давутоглу и министр обороны И. Йылмаз. В здание заседания прибыл и посол США. Американский посол сделал краткое заявление: «Мы рассмотрели важные вопросы, стоящие на повестке дня».

В этой связи заслуживают внимания высказывания турецкого ученого, заместителя председателя Центра международных отношений и стратегического анализа доктора С. Явуза. «Те, кто рассматривает события в Сирии как внутреннее дело Турции, не могут выступать с тезисом - ноль проблем с соседями». На службу поставлены некоторые механизмы, чтобы во главе с США привести в действие Турцию и некоторые другие страны. И один из этих механизмов - Вашингтонский институт. Этот институт призывает США к совместным с Турцией действиям против Сирии. А к ме-

115

рам действий можно отнести экономическое эмбарго, угрозу Сирии военной силой и военное вмешательство.

«Решительно события в Сирии, - указывает турецкий ученый, - не внутренняя проблема Турции, но проблема, которая касается Турции. Если нынешний режим в Сирии сохранится, в отношении Турции начнется прежний антагонизм. Если режим сменится, регион может быть втянут в новую анархическую нестабильность. Турция, в одиночку проявляя воинственность, должна прикладывать усилия, чтобы не тратить национальные ресурсы». Визит министра иностранных дел Турции Давутоглу в Дамаск 8 августа 2011 г. и его переговоры с Б. Асадом рассматривались «Турцией и мировым сообществом как последний шанс для Асада отказаться от политики силы». Режиму Асада был дан 15-дневный срок. И действительно, после визита Давутоглу сирийская армия вышла из Хамы и город был открыт для иностранных журналистов. Однако вскоре сирийское руководство провело еще более жесткую военную операцию в порту Лазкие, что «привело весь мир, включая Турцию, в шок». По выражению Давутоглу, «разговаривать больше не о чем», диалог прекратился.

В рамках происходящего в Сирии усилились контакты между Анкарой и Вашингтоном. Между Клинтон и Давутоглу, Обамой и Эрдоганом состоялись важные телефонные переговоры. В плане решения кризиса обе стороны высказывались за прекращение «использования армии против народа» и скорейшее проведение реформ. Однако если США уже были готовы сказать Асаду: «Уходи», Турция все еще не была готова пожертвовать Асадом.

Вместе с тем, как указывалось выше, турецкое руководство восприняло восстание в Сирии как свою внутреннюю проблему. Турция на различных платформах в резкой форме критиковала применение силы в отношении народа, она открыла двери для сирийцев, покинувших свои дома, и способствовала проведению на своей территории совещаний сирийской оппозиции. Турция наиболее активно поддерживает Свободную сирийскую армию (ССА), ведущую партизанскую войну в Сирии. Ее командиры руководят операциями своих сторонников с турецкой территории. При этом Давутоглу продолжает говорить о необходимости демократизации Сирии «мирным путем». Вместе с тем в октябре 2011 г. в Стамбуле был создан Сирийский национальный совет, и турецкий министр иностранных дел стал первым иностранным компетентным лицом, который провел официальные переговоры с представителями Совета. Турция планирует проведение санкций против Дама-

116

ска. В Дамаске считают, что Анкара фактически вступила в гражданскую войну на стороне «мятежников». В качестве ответного шага лояльные правительству сирийские курды угрожали провести «акцию возмездия» в Турецком Курдистане.

В Дамаске больше всего опасаются, что Анкара реализует свои угрозы создать на границе двух стран буферную зону, которая будет находиться под защитой турецких вооруженных сил. В окружении Башара Асада предполагают, что этот район станет плацдармом для Свободной сирийской армии, а в перспективе, возможно, и для «теневого правительства», объединяющего противников режима. Жесткая позиция турецких властей в отношении Сирии была критически воспринята некоторыми турецкими политологами и учеными. В этой связи можно сослаться на публикацию известного турецкого политолога М.А. Биранда, в которой представлена динамика развития турецко-сирийских отношений на протяжении осени 2011 г. Вот вкратце ее содержание.

Начиная с 2003 г. под руководством Партии справедливости и развития Асад и Эрдоган начали развивать совершенно новые отношения. Были отменены визы, экономическое сотрудничество достигло невероятных показателей, проводились заседания по созданию совместных банков. Подобное сближение с Сирией позволило как улучшить имидж Турции в арабском мире, так и облегчило дипломатические маневры Анкары в регионе. Потом все пришло в полный беспорядок. Ветры демократии «арабской весны» затронули и Сирию. Сирийская оппозиция восстала. Асад отреагировал жестко, вывел армию на улицы, начались кровавые события, погибли люди. И тогда взбунтовалась Анкара, начав действовать совместно с Вашингтоном. Вначале были дружеские предупреждения, затем последовали настойчивые требования. Потом мосты были взорваны. Турция продемонстрировала жесткую позицию. Премьер-министр регулярно негативно комментировал режим Асада. Этого оказалось недостаточно, и была организована помощь оппозиции. Турция предоставила свою территорию Свободной сирийской армии для обучения и начала предоставлять ей оружие. Ожидания Анкары сводились к тому, что сирийская оппозиция выйдет на улицы и режим Асада за короткий период рухнет.

Однако эти ожидания не были реализованы. Или Анкара с Вашингтоном сделали ошибочные расчеты, или Асад оказался твердым орешком. Точнее говоря, ему помогла международная конъюнктура. Следует подчеркнуть, что западный мир, включая и Турцию, не планировал военное вмешательство в Сирию. Фактор,

117

сдерживающий Запад, - это неопределенность после возможного ухода Асада.

К тому же Иран продолжал поддерживать Асада, а если добавить поддержку России и Китая в Совете Безопасности ООН, ситуация становится более определенной. Сегодня Асад выглядит как правитель своей страны. А те, кто рассуждал о том, что он падет в течение нескольких недель, говорят о сопротивлении его режиму в течение нескольких лет.

Турецкий политолог подчеркивает, что «в то время когда Вашингтон занимается своими делами, работа по свержению Аса-да остается за Турцией. Анкара либо в своих оценках действовала ошибочно, либо не может отступиться от занятой позиции. Однако надо учитывать реальность того, что Асада не так легко свалить. И в свете этих событий, следует ли держать на турецкой территории сирийскую оппозицию, обучать и вооружать ее?».

Турецкий профессор И. Узгель подчеркивает, что турецко-сирийские отношения еще более осложнятся, увязывая данную ситуацию с тем, что Турция проводит данную политику в контексте США. Еще один турецкий политолог С. Кохен указывает, что расхождения во взглядах между Турцией и Ираном по ряду вопросов порождают трения между этими странами. «И один из этих вопросов - Сирия. Иранское руководство полно решимости удержать у власти Асада, который является его самым близким союзником, а Анкара выступает за свержение Асада». Кроме того, предметом расхождений между двумя странами является идеологическое определение сути «арабской весны». Турция рассматривает народные движения как период перехода от деспотических режимов к свободе и демократии. А Тегеран расценивает эти движения как исламскую революцию. В этой связи иранские лидеры критикуют Эрдогана, защищающего идею светскости, считая, что эта идея - «точка зрения западного либерала».

23 декабря в интервью иранскому информационному агентству Рге88Ту Намик Кемаль Зейбек, глава Демократической партии Турции, заявил, что военные действия против Сирии превратят регион в «озеро крови». По словам известного турецкого политика, западные силы подталкивают Турцию к военной операции против Сирии путем тренировки боевиков на территории Турции и осуществления терактов против Сирии с турецкой территории. Эти действия, считает политик, направлены на то, чтобы поставить Турцию в ситуацию, в которой она будет вынуждена начать боевые действия против Сирии. Интересно, что, осуждая такую

118

политику западных стран, Намик Кемаль Зейбек (отметим, он -политик, находящийся в оппозиции правящей происламской Партии справедливости и развития) сослался также и на ислам, заявив, что эта война не послужила бы интересам мусульман и что ни один мусульманин не примет такую войну.

14 декабря 2011 г. в информационном агентстве «Анадолу Ажансы» было опубликовано интервью председателя Турецко-сирийского объединения предпринимателей Октайя Тархана, в котором он заявил, что в результате острого политического кризиса в Сирии турецкая экономика понесла существенные потери: прекратился транзит товаров из Турции через эту страну, а также произошло резкое сокращение товарооборота двух государств. Вследствие этого турецкое государство по приблизительным подсчетам потеряло от 7 до 8 млрд. долл. Тархан также отметил, что у Турции имеется довольно протяженная граница с Сирией, и в этой стране у многих турецких граждан проживают родственники. Сирия является очень важным рынком для турецкого бизнеса. Особенно большое оживление финансовой активности наблюдалось в последние два года. Из-за сокращения экономических связей между странами сильно пострадали приграничные районы Турции в связи с сократившимся потоком туристов и грузов через границу. Тархан, отметив, что за последние пять лет товарооборот двух стран вышел на качественно новый уровень, заявил, что в 2007 г. турецко-сирийский товарооборот составил 995 млн. долл., а уже в

2010 г. он превысил сумму в 2,5 млрд. долл. Ожидалось, что в

2011 г. оборот составит 3 млрд. В настоящее время прекращены экономические отношения с сирийским правительством и банками страны, нет авиационного сообщения. Экономические связи двух государств имеют и социально-культурный подтекст, особенно легко это можно проследить на примере приграничных районов.

Министр иностранных дел Турции Ахмет Давутоглу заявил, что руководство Сирии должно открыть двери для своего собственного народа, вместо того, чтобы закрывать свои консульства. Между тем президент Сирии Башар Асад продолжает критиковать Турцию: «Турция не может ничего навязывать Сирии. Мы боремся с Западом, а потворствующая ему Турция, очевидно, не самый сильный игрок в регионе», - заметил он в своем интервью для ливанской газеты «Аль-Ахбар».

С весны 2011 г. турецко-ливийские отношения развивались по следующему сценарию. 3 мая премьер-министр Эрдоган заявил: «В истории Ливии начался новый период. Несмотря на все наши

119

предупреждения, М. Каддафи продолжает кровопролитие, он должен немедленно уйти». А через два месяца Турция отозвала своего посла в Триполи.

Еще до полной победы повстанцев и до того, как столица Ливии Триполи перешла к Переходному национальному совету (ПНС), многие страны «начали соревнования» по установлению контактов и особенно деловых связей с новой властью. И в этих соревнованиях одним из первых игроков стала Турция. В начале августа министр иностранных дел Турции Давутоглу посетил Бенгази, став первым иностранным представителем, встретившимся с лидерами ПНС. Помимо символического визит носил характер вполне активной поддержки - турецкий министр предоставил повстанцам 100 млн. долл.

На заседании политических директоров Контактной группы по Ливии, которое состоялось в Стамбуле 25 августа, министр иностранных дел А. Давутоглу произнес вступительную речь и выразил желание поднять триколор с полумесяцем и звездой -флаг ливийских оппозиционеров - под сводами ООН. «Новая Ливия заслуживает стать равноправным и уважаемым членом международного сообщества. Флаг новой Ливии должен развеваться и в ООН, и мы надеемся, что это произойдет уже после сентябрьского заседания Генеральной Ассамблеи ООН», - отметил глава турецкой дипломатии.

Эксперты обратили внимание на публикацию британской газеты «Financial times», которая, освещая визит министра иностранных дел А. Давутоглу в Ливию, выразила мнение, что «А. Давутоглу стремится к тому, чтобы Анкара заняла передовые позиции в послевоенном обустройстве Ливии». Газета напоминает, что Турция оказала ливийским оппозиционерам помощь, которая исчисляется сотнями миллионов долларов, призвала страну сформировать правительство, которое бы опиралось на широкие массы, а мир - разморозить ливийские активы. «Wall Street Journal», в свою очередь, охарактеризовал Турцию как «ключевого игрока» в ближневосточных вопросах и отметил «бесшумные выплаты Анкары оппозиционерам».

(Окончание в следующем номере).

«Ближний Восток. Арабское пробуждение и Россия: Что дальше?», М., 2012 г., с. 508-528.

120

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.