иностранных государств, ликвидировать внутренние разногласия, оживить экономику, активизировать разработку полезных ископаемых, поднять образовательный и культурный уровень населения, укрепить государственный аппарат, органы безопасности и полицию.
«Обозреватель=Observer», М., 2014 г., № 10, с. 69-78.
A.Глазова,
кандидат филологических наук, руководитель Центра Азии и Ближнего Востока
B. Иваненко,
кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник А. Колесников,
доктор исторических наук, профессор
И. Свистунова,
кандидат исторических наук,
старший научный сотрудник (РИСИ)
ВЛИЯНИЕ «АРАБСКОЙ ВЕСНЫ»
НА НЕАРАБСКИЕ СТРАНЫ БЛИЖНЕГО ВОСТОКА
Арабские революции, произошедшие в ряде стран Ближнего Востока, не только привели к дестабилизации этого региона, но и коренным образом изменили конфигурацию региональных сил. Специфика сложившейся ситуации заключается в том, что, хотя арабы составляют здесь подавляющее большинство населения, особое влияние на расстановку региональных сил оказывают неарабские страны - Иран, Турция и Израиль. Поэтому при анализе арабских революций и их влияния на региональную ситуацию особенного внимания заслуживает политика этих стран, каждая из которых имеет собственные амбиции и преследует отличные от арабских государств цели.
Турция в условиях «арабской весны»
Турция, претендующая на роль ближневосточного лидера, попыталась воспользоваться потрясениями в арабском мире, чтобы усилить свое влияние в регионе, распространяя «турецкий опыт» демократизации и либерализации среди исламских государств. В соответствии с этим Анкара решила сделать ставку на
поддержку протестных антиправительственных движений, обозначая их как «демократические», а свою позицию - «на стороне народов, а не режимов». Подобная тактика была рассчитана на то, чтобы представить Турцию в качестве «форпоста демократии» на Ближнем Востоке и установить отвечающие интересам Анкары связи с новыми силами, приходящими на смену консервативным режимам.
Традиционный прагматизм турецкой внешней политики определил дифференцированный подход Анкары к вопросу об отношениях с правящими режимами государств, охваченных про-тестными выступлениями.
В случае с Тунисом и Египтом, смена власти в которых не угрожала Турции значительными экономическими потерями или вызовами безопасности, турецкое руководство вскоре после начала волнений обратилось к правительствам этих стран с призывом «удовлетворить требования народа».
Начало антиправительственных выступлений в Ливии в середине февраля 2011 г. вызвало более осторожный отклик в Анкаре. Турция воздержалась от поспешного выражения поддержки ливийским повстанцам и от призывов к М. Каддафи сложить свои полномочия. Реакцию Турции на события в Ливии во многом определяли интересы турецкого бизнеса. К началу 2011 г. Ливия занимала 2-е место в общем объеме подрядной деятельности турецких компаний за рубежом. На территории Ливии находилось около 25 тыс. турецких граждан (в основном, строительные рабочие), что обусловило приоритетность решения задачи по эвакуации, которую мог осложнить разрыв отношений с правящим режимом.
Анкара поддерживала контакты как с ливийскими властями в Триполи, так и с оппозицией в Бенгази, «балансируя» между двумя сторонами вооруженного конфликта до тех пор, пока в ливийский кризис не вмешалась западная коалиция. Опасаясь за свой имидж в исламском мире, Турция почти до последнего момента выступала против вмешательства НАТО в конфликт. Широкую известность получило высказывание премьер-министра Турции Р. Эрдогана о том, что «НАТО нечего делать в Ливии»1. Однако после того как Совет Безопасности ООН принял резолюцию 1973 по Ливии (18 марта 2011 г.), Анкара одобрила международную
1 «МАТОпип пе ±§± уаг ЫЪуа<1а?» // БаЪа: шеЪ8Йе. 2011. 28 §иЪа! ЖЬ: Шр:// www.sabah.com.tr/Gundem/2011/02/28/natonun_ne_isi_var_libyada
операцию, заявив о гуманитарном характере своей поддержки, связанной с обеспечением морской блокады и эвакуации, но исключающей участие в авиаударах по Ливии.
Убедившись, что режим Каддафи обречен, турецкое руководство форсировало развитие отношений с ливийской оппозицией. В результате Турция стала одной из первых стран, признавших созданный ливийской оппозицией Переходный национальный совет (ПНС) в качестве единственного легитимного органа власти в Ливии (май 2011 г.).
Самым сложным для Анкары эпизодом «арабской весны» стали события в Сирии, на которых необходимо остановиться подробнее.
До начала волнений (март 2011 г.) отношения с Сирией считались в Турции примером успешной реализации стратегии развития связей с ближневосточными соседями, образцом межгосударственного сотрудничества и мирного урегулирования проблем. Министр иностранных дел Турции А. Давутоглу (до 2009 г. занимавший должность советника премьер-министра Р. Эрдогана по внешней политике) посетил Сирию более 60 раз в течение восьми лет, предшествовавших кризису.
После начала волнений в Сирии турецкое правительство почти полгода (с марта по август 2011 г.) воздерживалось от резких заявлений в адрес Б. Асада и проводило многочисленные консультации с сирийским руководством, в ходе которых предлагало «поделиться с Дамаском опытом демократических преобразований». Параллельно этому были установлены контакты с сирийской оппозицией, представители которой с апреля 2011 г. начали проводить свои съезды на территории Турции.
Столкнувшись с нежеланием Дамаска признавать свою роль «координатора» реформ в Сирии, Турция пошла на разрыв отношений с сирийским правительством. В сентябре 2011 г. премьер-министр Турции Р. Эрдоган после встречи с президентом США Б. Обамой «на полях» сессии Генеральной Ассамблеи ООН в Нью-Йорке официально заявил, что Турция «прекратила переговоры с руководством Сирии», к которому у Анкары «не осталось доверия»1.
1 Erdogan - Obama zirvesinden yaptirrm çikti! // NTVmsNBC: website. 2011. 21 Eylül. URL: http://www.ntvmsnbc.com/id/25252435/ (Дата обращения: 20.04.2014.)
Довольно скоро Турция превратилась в одного из ближневосточных «лидеров антиасадовского лагеря» (наряду с Саудовской Аравией и Катаром), настойчиво пытаясь добиться смены режима в Дамаске и используя для этого широкий набор мер политического, экономического и военного давления на сирийский режим.
Турция пытается оказывать на Дамаск политическое давление на уровне международных организаций и объединений. В начале сирийского кризиса Анкара рассчитывала на ведущую роль Лиги арабских государств в решении сирийского вопроса, но убедившись в неэффективности данного механизма, поддержала вынесение вопроса о Сирии на глобальный уровень, выступив в числе инициаторов резолюций ООН, осуждающих действия правительства Б. Асада.
Одним из инструментов влияния Турции на кризис в Сирии служит оказание разноплановой помощи сирийской оппозиции. При поддержке турецких властей в декабре 2011 г. в Стамбуле была открыта штаб-квартира оппозиционного Б. Асаду объединения «Сирийский национальный совет» (СНС)1. В ноябре 2012 г. Турция признала «законным представителем сирийского народа» «Национальную коалицию сирийских революционных и оппозиционных сил», в состав которой вошел СНС2.
Анкара приняла деятельное участие в организации встреч так называемой «Группы друзей Сирии», объединяющей страны, выступающие за смену режима в Дамаске, и представителей сирийской оппозиции. Заседания указанного неформального международного объединения начались в февраля 2012 г., причем Турция неоднократно выступала принимающей стороной данных встреч.
Руководство Турции поддерживает инициированный Россией процесс переговоров «Женева-2» с участием сторон сирийского конфликта и представителей международного сообщества, начавшийся в 2014 г. Вместе с тем Турция по-своему интерпретирует
1 Suriye Ulusal Konseyi îstanbul'da ofis açti // Zaman: website. 2011. 14 Aralik. URL: http://www.zaman.com.tr/newsDetail_getNewsById.action?haberno= 1215011&title=suriye-ulusal-konseyi-istanbulda-ofis-acti (Дата обращения: 10.04.2014.)
2 Турция признала коалицию сирийских оппозиционеров - Давутоглу // РИА Новости: информ. агентство. 2012. 15 ноября. URL: http://ria.ru/arab_sy/ 20121115/910911087.html#13560783351542&message=resize&relto=register&action =addClass&value=registration (Дата обращения: 23.04.2014.)
содержание женевских договоренностей (от 30 июня 2012 г.), считая главной их задачей формирование переходного правительства без участия президента Б. Асада, по мнению Анкары, утратившего легитимность1. При этом Турция продолжает игнорировать роль оппозиции в продолжении насилия в Сирии, полностью возлагая вину за все трагические события на сирийское руководство.
Анкара выдвигает инициативы в рамках «Группы друзей Сирии», направленные против президента Б. Асада. В частности, на встрече министров иностранных дел «ядра» группы в октябре 2013 г. Турция предложила выработать «трёхэтапный план действий» по урегулированию сирийского кризиса. Первый этап предполагал совместную работу с сирийской оппозицией при подготовке к конференции «Женева-2», второй - координацию действий в ходе переговоров, третий этап - передачу всей полноты власти в Сирии временному правительству после завершения переговоров в Женеве и исключение из политического процесса «Б. Асада и других лиц, ответственных за кровопролитие»2.
С ноября 2011 г. Турция использует меры экономического давления на Дамаск в форме односторонних санкций, ограничивающих возможности финансового взаимодействия между двумя странами и включающих арест имущества и финансовых активов сторонников правящего в Сирии режима. Спад экономических отношений между Турцией и Сирией затронул такие сферы, как торговля, туризм, банковское дело, транспортные перевозки, нефтегазовый сектор, рынок недвижимости. В итоге объем торгово-экономических отношений между двумя странами к 2014 г. сократился до 1,1 млрд долл. по сравнению с 2,3 млрд долл. в «докризисном» 2010 г.3
Не вступая с Сирией в открытый вооружённый конфликт, Турция тем не менее на протяжении последних двух лет участвует
1 Suriye Ulusal Koalisyonu'nun Cenevre II Konferansma Katilim Karari Hakkinda: № 19 // Türkiye Cumhuriyeti Di§i§leri Bakanligi: website. 2014. 19 Ocak. URL : http ://www.mfa.gov.tr/no_-19_-19-ocak-2014_-suriye-ulusal-koalisyonu_nun-cenevre-ii-konferansina-katilim-karari-hk_.tr.mfa (Дата обращения: 23.04.2014.)
2 11 ülke Di§i§leri Bakanlari Londra'da Suriye'deki geli^meleri degerlendirdi // Türkiye Cumhuriyeti Di§i§leri Bakanligi: website. 2012. 22 Ekim. URL: http://www. mfa.gov.tr/ulke-disisleri-bakanlari-londra_da-suriye_deki-gelismeleri-degerlendirdi.tr. mfa (Дата обращения: 17.04.2014.)
3 Ülkelere Göre Di§ Ticaret // Türkiye Cumhuriyeti Ekonomi Bakanligi: website. URL: http ://www.ekonomi.gov.tr/index.cfm?sayfa=7155BE01-D8D3-8566-45208351967592CF (Дата обращения: 18.04.2014.)
в оказании разнопланового военного давления на Дамаск. Почти с самого начала сирийского кризиса на территории Турции базируется «Свободная сирийская армия» (ССА), ведущая вооруженную борьбу с правительственными войсками. Намерение и далее поддерживать ССА было выражено в итоговом заявлении министров иностранных дел «Группы друзей Сирии» от 22 октября 2013 г.1
После нескольких взрывов в турецких населенных пунктах сирийских снарядов парламент Турции в октябре 2012 г. предоставил правительству мандат на проведение трансграничных военных операций в отношении Сирии сроком на один год. В октябре 2013 г. мандат был продлен еще на год.
В ноябре 2012 г. Анкара официально обратилась к НАТО с просьбой разместить в Турции систему ЗРК «Пэтриот». В начале 2013 г. батареи ЗРК были развернуты в провинциях Адана, Кахра-манмараш и Газиантеп на турецко-сирийской границе.
После инцидента с турецким разведывательным самолетом, сбитым сирийскими силами ПВО летом 2012 г., турецкое руководство пообещало сбивать все сирийские самолеты, которые приблизятся к границе с Турцией более чем на 5 км. В сентябре 2013 г. турецкими истребителями был сбит сирийский вертолет, по версии турецких военных, несанкционированно пересекший турецко-сирийскую границу2. В Интернете появились сделанные членами ССА видеозаписи падения вертолета, сопровождавшегося криками «Аллах акбар», и убийства сирийских пилотов, растерзанных боевиками ССА3. В марте 2014 г. Турция сбила сирийский военный самолет, приблизившийся к турецкой границе4.
1 Final Communique of the London Ministerial Meeting on Syria, 22 October 2013 // Turkiye Cumhuriyeti Di§i§leri Bakanligi: website. 2013. 22 October. URL: http://www.mfa.gov.tr/final-communique-of-the-london-ministerial-meeting-on-syria_-22-october-2013.en.mfa (Дата обращения: 20.04.2014.)
2 TSK'dan Suriye helikopteri afiklamasi // Ak§am gazetesi: website. 2013. 16 Eylul. URL: http://www.aksam.com.tr/guncel/genelkurmaydan-suriye-helikopteri-aciklamasi/ haber-245288 (Дата обращения: 12.04.2014.)
3 Yakaladiklari pilotlari bu hale getirdiler // ODAtv: website. 2013. 17 Eylul. URL: http ://www. odatv. com/n.php?n=-y akaladiklari-pilotlari-bu-hale-getirdiler-1709 131200 (Дата обращения: 05.04.2014.)
4 Hava Sahamizi Ihlal Eden Suriye Rejimine Ait Ufaga Yapilan Mudahale Hakkinda: № 94 // Turkiye Cumhuriyeti Di§i§leri Bakanligi: website. 2014. 23 Mart. URL: http://www.mfa.gov.tr/no_-94_-23-mart-2014_-hava-sahamizi-ihlal-eden-suriye-reji
На протяжении длительного времени Анкара воздерживалась от осуждения исламских радикалов, действующих в приграничных с Турцией северных районах Сирии, рассчитывая на то, что коллективные усилия антиасадовских группировок ускорят смену власти в Дамаске. Это позволило боевикам использовать турецкую территорию для проникновения в Сирию и в качестве канала тылового обеспечения. Однако попытки исламских радикалов установить контроль над приграничными с Турцией районами Сирии, провозглашая там действие шариата и вступая в вооруженные столкновения не только с правительственными войсками, но также с отрядами ССА, заставили Анкару внести коррективы в свою политику. В конце июля 2013 г. турецкое руководство выступило с осуждением радикальной организации «Джабхат ан-Нусра». В октябре 2013 г. вооруженные силы Турции обстреляли позиции радикальной группировки «Исламское государство Ирака и Леванта» (ИГИЛ) на территории Сирии. Поводом для обстрела стали снаряды, в очередной раз выпущенные боевиками и разорвавшиеся на турецкой территории.
Одновременно с этим озабоченность Анкары вызывает распространение деятельности сирийских радикалов на территорию соседнего с Сирией и Турцией Ирака. В конце 2013 - начале 2014 г. данное обстоятельство послужило одним из мотивов попыток турецкого руководства нормализовать отношения с Багдадом, среди причин охлаждения которых были также разногласия сторон относительно «сирийского варианта "арабской весны"».
Таким образом, «арабская весна» не столько усилила, сколько осложнила региональные позиции Анкары. Разрыв отношений с Дамаском и активная поддержка противников сирийского режима фактически лишили турецкую дипломатию возможностей для маневра в условиях нарастания международной напряженности вокруг Сирии. Формировавшийся десятилетиями имидж Турции как нейтральной страны, не участвующей в противостоянии суннитов и шиитов на Ближнем Востоке, был основательно испорчен.
Отказ турецкого правительства признавать отстранение от власти египетского президента М. Мурси в июле 2013 г. привел к охлаждению отношений между двумя странами. Стремление поддержать стоявших за М. Мурси «Братьев-мусульман» стоило Анкаре не только конфликта с новым руководством Египта - одного из лидеров арабского мира, но и вызвало напряженность в отношениях Турции с Саудовской Аравией, внесшей «Братьев-мусульман» в список террористических организаций.
К 2014 г. популярность Турции в арабском мире существенно снизилась, о чем свидетельствуют приведенные ниже данные ежегодных социологических опросов Турецкого фонда экономических и социальных исследований (ТЕ8ЕУ) на тему «Отношение к Турции на Ближнем Востоке»1. Эти опросы, проводившиеся с 2011 по 2013 г. в 16 странах Ближнего Востока, позволяют оценить изменения регионального имиджа Турции под влиянием «арабской весны».
В 2011 г. 78% опрошенных выразили положительное отношение к Турции, лидировавшей по популярности на Ближнем Востоке среди 18 предложенных участникам опроса стран, включавших также Россию, США и Китай. В 2012 г. рейтинг Турции снизился до 69%, а в 2013 г. - до 59%. Падение турецкого рейтинга наблюдалось абсолютно во всех государствах. Самые низкие показатели в 2013 г. были зарегистрированы в Сирии (22%) и в Египте (38%). Роль Турции в «арабской весне» в 2011 г. позитивно оценили 56% респондентов. В 2012 г. доля положительных оценок уменьшилась до 42%, а в 2013 г. - до 37%.
Не в пользу Турции изменилось и восприятие отношения Анкары к странам региона. Так, в 2013 г. доля респондентов, полагавших, что Турция проводит дружественную политику по отношению к их стране, составила 60% (по сравнению с 70% в 2012 г.). При этом 38% опрошенных считали, что политика Анкары носит враждебный характер (в 2012 г. их доля составляла 20%). Наиболее высокие показатели восприятия Турции в качестве враждебного государства в 2013 г. были отмечены в Сирии - 88% (в 2012 г. -65%), Египте - 68 (в 2012 г. - 8%) и Ираке - 58% (в 2012 г. -столько же)2.
В 2013 г. увеличилась доля респондентов, считавших, что Турция проводит конфессионально-ориентированную политику (39% по сравнению с 28% в 2012 г.). Наибольшее число сторонников такого мнения в 2013 г. было зафиксировано в Сирии (54%) и Египте (45%)3.
Сократилось количество респондентов, полагающих, что Турция может служить «моделью» для других стран Ближнего Востока - 51% в 2013 г. по сравнению с 53% в 2012 г. и 61%
1 Mensur Akgün, Sabiha Senyücel Gündogar. Ortadogu'da Türkiye Algisi 2013 / Mensur Akgün, Sabiha Senyücel Gündogar // TESEV Yayinlari. Istanbul, 2013. Kasim.
2 Ibid. - P. 18-12.
3 Mensur Akgün, Sabiha Senyücel Gündogar. Op. cit. - P. 13.
в 2011 г. Одновременно уменьшилась доля тех, кто считал, что Турция должна играть более активную роль на Ближнем Востоке, -60% в 2013 г. по сравнению с 66% в 2012 г. и 71% в 2011 г.1
Подход Анкары к событиям «арабской весны» получил неоднозначную оценку и в турецком обществе, став постоянным поводом для критики правящей партии со стороны оппозиции. Недовольство политикой Партии справедливости и развития (ПСР) в отношении сирийской фазы «арабской весны» звучало среди лозунгов протестного движения «Гези» летом 2013 г.
По результатам опросов, проводившихся в Турции в конце 2013 г., только 26,3% респондентов назвали действия турецкого руководства на Ближнем Востоке успешными, в то время как 43,6% опрошенных выразили противоположное мнение, а 29,7% не смогли определиться с ответом2. При этом политику Анкары в отношении Египта одобряют 29,8%, а считают неудачной 48% опрошенных турок. Политика Турции в отношении Сирии вызывает одобрение у 24,1%, а негативные оценки - у 49% рес-
пондентов3.
В то же время среди турецкого населения распространены представления о том, что Турция может оказывать заметное влияние на развитие региона. По мнению 23,8% опрошенных, страна будет играть решающую роль в определении будущего Ближнего Востока после «арабской весны» (здесь Турция уступает только США, набравшим 33,3% голосов)4. 71,9% респондентов убеждены в том, что Турция может служить моделью для исламских стран5.
В свою очередь, внешнеполитическое ведомство Турции провозгласило намерение служить «не моделью, но источником вдохновения для стран Ближнего Востока, каждую из которых отличает собственная специфика»6. Анкара стремится расширить механизмы политических и экономических консультаций со странами региона и готова к техническому сотрудничеству и оказанию
1 Mensur Akgün, Sabiha Senyücel Gündogar. Op. cit. - P. 21.
2 Türk Di§ Politikasi Kamuoyu Algilari Araçtirmasi // Kadir Has Üniversitesi: website. Istanbul, 2013. 4 Aralik. S. 35. URL: http://www.khas.edu.tr/news/950/455/ Kadir-Has-ueniversitesi-nden-Dis-Politika-Anketi.html (Дата обращения: 02.04.2014.)
3 Ibid. - P. 36-37.
4 Ibid. - P. 41.
5 Ibid. - P. 10.
6 Türk Di§ Politikasinin Temel Konulari. Haziran 2013 // Türkiye Cumhuriyeti Diçiçleri Bakanligi: website. 2013. S. 27. URL: http://www.mfa.gov.tr/data/BAKAN-LIK/tdp-haziran2013.pdf (Дата обращения: 11.04.2014.)
экономического содействия государствам, находящимся в стадии «демократических трансформаций».
Очевидно, что, несмотря на сложности, с которыми столкнулась Анкара в ходе «арабской весны», Турция продолжит попытки проводить на Ближнем Востоке активную политику, направленную на завоевание регионального лидерства в условиях ломки прежних политических систем в арабском мире.
Арабские революции во внутренней
и внешней политике Ирана
Американский проект «цветных революций» на Востоке был апробирован еще в 2009 г. в Иране попыткой организовать «зеленую революцию». Эта попытка на два года опередила собственно «арабскую весну», начало которой было положено событиями в Тунисе в 2011 г. Целью стратегии Вашингтона в отношении Тегерана была замена правившего там режима на проамериканский. Основным же средством давления на Иран было ужесточение международных санкций (под вымышленным предлогом реализации военной ядерной программы), которые создавали в стране атмосферу массового недовольства правящим режимом. Как и в арабских странах, в Иране его объективными причинами стали постоянное ухудшение социального положения большинства населения страны, рост безработицы, особенно среди молодежи, инфляция, повышение цен на продукты питания, газ и бензин. Немаловажную роль в нарастании оппозиционных настроений сыграли и глобализационные процессы, затронувшие Иран, а также структура населения, в которой преобладают недовольные жесткими исламскими ограничениями слои населения - молодежь и городские жители.
Экономические санкции сочетались с информационно-психологическим давлением на население Ирана, осуществлявшимся с помощью спутникового телевидения, мобильной телефонной связи и интернет-ресурсов. Подобная схема обработки населения позднее использовалась в Тунисе, Египте, Сирии, на Украине и в других странах.
Если попытка осуществить «иранскую весну» была в значительной мере стимулирована извне, то перед президентскими выборами 2013 г. М. Ахмадинежад попытался спровоцировать нечто подобное изнутри, когда почувствовал, что не сможет продвинуть в президенты своего ставленника - руководителя администрации
и зятя Э. Машаи1. (Сам М. Ахмадинежад баллотироваться на третий срок по Конституции ИРИ не мог.) Он хотел сыграть на том, что «арабская весна», сопровождаемая сменой традиционных элит, была весьма популярна среди иранцев. Вектор же внешнего фактора не предполагал провоцирование беспорядков в Иране. Вашингтон тогда разрабатывал «дорожную карту» сближения с нынешним иранским режимом2, реализация которой вылилась, в частности, в подписание 24 ноября 2013 г. Совместного плана действий «шестерки» международных посредников и Тегерана по иранской ядерной программе.
Тем не менее, предупреждая выход недовольных на улицы, иранские силовики в период, когда избирательная кампания еще только входила в заключительную фазу, дали понять населению, что беспорядки, если таковые возникнут, будут подавлены3. Кроме того, уже перед началом голосования штабы всех без исключения кандидатов в президенты, ни один из которых не был заинтересован в расшатывании ситуации в стране, призвали своих сторонников держаться в рамках законности независимо от его итогов4. Избрание президентом «реформатора» Х. Рухани, как и ожидалось, стабилизировало обстановку в стране.
Первоначально Иран официально поддержал «арабскую весну», рассматривая ее как прелюдию глубоких трансформаций на Ближнем Востоке, в Персидском заливе и Северной Африке, которые изменят политическую карту региона за счет усиления антиамериканских и антиизраильских настроений. Верховный лидер ИРИ даже заявил, что корни арабского возрождения лежат в исламской революции в Иране5. Во внешнеполитическом плане
1 Asriran.com: website. URL: http://www.asriran.com/fa/news/257079/ (Дата обращения: 12.02.2013.)
2 Klapper B., Lee M., Pace J. Secret US-Iran talks set stage nuke deal / Bradley Klapper, Matthey Lee, Julie Pace // AP. The Big Story: website. 2013. November 24. URL: http://bigstory.ap.org/article/secret-us-iran-talks-set-stage-nuke-deal (Дата обращения: 28.11.2013.)
3 Абосзода Ф.Ф. Ахмадинежад против «стражей исламской революции» и кандидат США в Тегеране / Ф.Ф. Абосзода // ИА REX: информ. агентство. 2013. 19 января. URL: http://www.iarex.ru/articles/33183.html (Дата обращения: 21.01.2013.)
4 Asriran.com: website. URL: http://www.asriran.com/fa/news/279685/ (Дата обращения: 14.06.2013.)
5 Egyptians rising up against servitude to U.S.: Leader // Tehran Times: website. 2011. February 5. URL: http://old.tehrantimes.com/index_View.asp?code=235171 (Дата обращения: 11.05.2012.)
события «арабской весны» были восприняты Тегераном как шанс укрепить свои позиции в противостоянии с суннитской Саудовской Аравией и монархиями Персидского залива. Иранские лидеры приветствовали перемены в Бахрейне, Тунисе и Египте1. Они сделали ставку на «шиитскую карту», прежде всего в Бахрейне и Йемене. Кроме того, традиционным рычагом влияния Ирана в регионе оставались его союзники из ливанской «Хезболлы» и в меньшей степени палестинского ХАМАС.
Однако по мере развития кризиса в странах, охваченных «арабской весной», в Тегеране начали проявлять озабоченность в связи с возможностью распространения нестабильности на территории, находящиеся ближе к границам Ирана. Помимо этого в ИРИ были серьезно встревожены развитием обстановки в Сирии. С самого начала сирийского конфликта Тегеран начал активно противодействовать попыткам США и НАТО свергнуть режим Асада. Дамаск - давний союзник Тегерана на палестинском направлении, один из его главных «коридоров» в арабский мир, противовес конфронтационно настроенным по отношению к Ирану монархиям Персидского залива. Испытывая жесточайший внешнеэкономический прессинг, в декабре 2011 г. Тегеран предоставил Дамаску помощь в 5,8 млрд долл., а в 2012 г. изыскал возможности выделить правительству Б. Асада еще 10 млрд2.
В свою очередь, Саудовская Аравия (КСА) организовала 40 тыс. боевиков-джихадистов, принадлежащих к нерегулярным суннитским формированиям, для решительного наступления на вооруженные силы и проправительственную милицию Сирии. Эти боевики готовились в тренировочных лагерях в Пакистане3. КСА и Катар, по заявлению госсекретаря США Дж. Керри на сенатских слушаниях 4 сентября 2013 г., даже согласились заплатить за
1 Mahtab Alam Rizvi M. Iran and the emerging Gulf security / M. Mahtab Alam Rizvi // Asian Strategic Review / S.D. Muni, Vivek Chadha (eds). 2013. P. 197. URL: http://www.idsa.in/system/files/book_ASR2012.pdf (Дата обращения: 12.12.2013.)
2 Чувакин О. Иран и Сирия: Дружба, миллиард долларов, шпионаж против Израиля и 50 т урана / Олег Чувакин // Око планеты: интернет-сайт. URL: http:// oko-planet.su/politik/politikmir/160613-iran-i-siriya-druzhba-milliard-dollarov-shpio-nazh-protiv-izrailya-i-50-tonn-urana.html (Дата обращения: 10.04.2014.)
3 Copley G.R. A True Iran-US rapprochement would change the strategic landscape / Gregory R. Copley // Defense & Foreign Affairs Strategic Policy. Vol. 41, N 11-12. Р. 8-9; Defense & Foreign Affairs Strategic Policy. Vol. XXXXI, N 11-12. P. 8-9.
военное вторжение в Сирию1. Интервенция не состоялась в первую очередь благодаря усилиям России, Ирана и Китая. Тегеран же сделал всё, чтобы помочь выжить своему стратегическому партнеру - алавитскому режиму Сирии.
Так или иначе «арабская весна» объективно послужила интересам Ирана. Она создала благоприятные условия для появления «шиитского полумесяца» - инструмента укрепления иранского влияния на Ближнем и Среднем Востоке. Союз Ирана, Ирака, Сирии и Ливана - это новая геополитическая реальность при ведущей роли Ирана, с которой придется считаться и США, и Саудовской Аравии, и Турции, и Израилю2. Кроме того, сама Саудовская Аравия может попасть в список территорий для расширения «шиитского полумесяца». Восточная провинция КСА, где сегодня добывается 90% всей саудовской нефти, населена в основном шиитами. Подобные же прогнозы существуют в отношении Бахрейна, где шииты составляют 70% населения и где велико влияние Ирана3.
Непосредственное влияние на баланс политических сил на Ближнем Востоке оказывают изменения американо-иранских отношений. Избрание Х. Рухани президентом ИРИ и начало конструктивного диалога по иранской ядерной программе позволили выстроить перспективу для снятия обескровивших экономику Ирана международных санкций. Договоренности с Тегераном, негативно воспринятые в Тель-Авиве и Эр-Рияде, объясняются корректировкой подходов Вашингтона к обеспечению своих интересов на Ближнем Востоке, в том числе в сторону минимизации прямого участия США в тех или иных конфликтах. В Вашингтоне понимают, что Иран заинтересован в расширении своих региональных возможностей без применения ядерного оружия. Поэтому американцам сейчас выгоднее, чтобы Тель-Авив решал свои
1 Kerry - Arabische Länder zahlen die Invasion Syriens // Alles Schall und Rauch: Website. 2013. 5. September. URL: http://alles-schallundrauch.blogspot.de/ 2013/09/kerry-arabische-lander-zahlen-die.html (Дата обращения: 30.09.2013.)
2 Алексеев В. «Шиитская дуга» - новая реальность Ближнего Востока? / Владимир Алексеев // IRAN.ru: информ. агентство. 2014. 8 января. URL: http:// iran.ru/news/analytics/92042/Shiitskaya_duga_novaya_realnost_Blizhnego_Vostoka (Дата обращения: 08.01.2014.)
3 Алексеев В. Персидский залив превращается во «внутреннее шиитское море» / Владимир Алексеев // IRAN.ru: информ. агентство. 2014. 13 января. URL: http://www.iran.ru/news/analytics/92097/Persidskiy_zaliv_prevrashchaetsya_vo_vnut-rennee_shiitskoe_more (Дата обращения: 13.01.2014.)
проблемы, не требуя от американцев участия в нанесении военного удара по Ирану, тем более что реальная угроза Израилю, связанная с иранской ядерной программой, отсутствует.
Помимо этого американцы пытаются восстановить ими самими нарушенный баланс сил на Ближнем Востоке в пользу арабо-суннитского блока с доминантой исламского экстремизма, значительно усилившейся в результате «арабской весны». Цель модифицированного подхода США заключается в восстановлении более естественного соотношения сил между суннитами и шиитами, арабами и персами. Всё это заставляет Вашингтон переосмыслить роль стабильного и богатого ресурсами Ирана в поддержании баланса сил на нестабильном Ближнем Востоке.
Однако даже заинтересованность Вашингтона в расширении регионального взаимодействия с Тегераном еще не означает, что процесс сближения пойдет гладко. Об этом заставляет задуматься решение Генерального секретаря ООН Пан Ги Муна отозвать приглашение Тегерану участвовать в конференции по Сирии «Женева-2», принятое под давлением США и Саудовской Аравии.
Достижение договоренности об уничтожении химического оружия в Сирии в сентябре 2013 г., женевские соглашения по иранской ядерной программе в ноябре того же года позволили ИРИ не только перехватить инициативу в деле укрепления собственного регионального влияния в противовес суннитским монархиям, но и одновременно предпринять шаги, направленные на улучшение отношений с арабскими странами Персидского залива. Именно эти цели преследовала поездка нового министра иностранных дел Ирана Д. Зарифа по ОАЭ, Кувейту, Оману и Катару в начале декабря 2013 г. В феврале 2014 г. в СМИ появились сообщения о прогрессе в переговорах между ИРИ и ОАЭ по трем спорным островам в Ормузском проливе1. А уже в апреле министр иностранных дел ОАЭ Абдалла бен Заид Аль Нахаян заявил о том, что «Иран является стратегическим партнером» его страны2.
В любом случае выход Ирана из международной изоляции будет сопровождаться повышением его роли в региональных делах,
1 Rami Ayyub. Will Iran Oil end Saudi Arabia's energy reign? / Rami Ayyub // The Christian Science Monitor: website. 2014. February 12. URL: http://www.csmoni-tor.com/Environment/Energy-Voices/2014/0212/Will-Iran-oil-end-Saudi-Arabia-s-energy-reign (Дата обращения: 12.02.2014.)
2 Asriran.com: website. URL: http://www.asriran.com/fa/news/331111/ (Дата обращения: 30.04.2014.)
в том числе на Ближнем Востоке. Насколько ему удастся сохранить позиции, обретенные в результате «арабской весны», напрямую зависит от гибкости Тегерана в международном политическом процессе, достичь которой довольно сложно из-за продолжающегося сопротивления консервативной части иранского политического истеблишмента реформаторскому курсу правительства.
Влияние «арабской весны» на Израиль:
Оценки и подтексты
Изначально в израильской трактовке происходящих в арабских странах событий практически целиком доминировала односторонняя американско-западная оценка, оправдывающая вмешательство внешних сил, которое послужило катализатором свержения «диктаторских режимов». Ни произвольное толкование США и странами НАТО известной резолюции СБ ООН 1973, ни последующие бомбардировки Ливии никакой критики в Тель-Авиве не вызвали. Однако по прошествии некоторого времени там серьезно озаботились как новыми вызовами региональной безопасности, связанными с происходящими у «арабских соседей» переменами, так и общей перспективой радикализации мусульманского сообщества. Уже в ноябре 2011 г., вопреки тактике сдержанности, премьер-министр Б. Нетаньяху подверг резкой критике зарубежных политиков, поддержавших революции в арабских странах. По его мнению, лидеры стран Запада, особенно президент США Б. Обама, были неправы, вели себя «наивно» и «не понимали реальности», когда не поддержали бывшего президента Египта Х. Мубарака. Б. Нетаньяху подчеркнул, что с самого начала предвидел: революции станут исламскими, антизападными, антилиберальными, антиизраильскими и антидемократическими. Отметив, что революции ведут арабский мир не вперед, а назад, и поэтому не могут считаться положительным явлением, Б. Нетаньяху выразил озабоченность возможным падением королевского режима в Иордании и сомнение в способности арабских стран построить нормальную демократическую систему1. Вместе с тем в израиль-
1 Keinon H. PM: Rethink defense needs in wake of Arab Spring / Herb Keinon // The Jerusalem Post: website. 2011. November 28. URL: http://www.jpost.com/ Diplo-macy-and-Politics/PM-Rethink-defense-needs-in-wake-of-Arab-Spring (Дата обращения: 23.04.2014.)
ском обществе существует и другая точка зрения, высказанная одним из лидеров движения «Беад Арцейну» («Наша Земля»), авторитетным раввином А. Шмулевичем, в которой он ставит акцент на том, что «цепная реакция распада и переформирования Ближнего Востока, погружение мусульманского мира в состояние хаоса, один большой Ирак или Афганистан являются положительным развитием событий для евреев». По мнению А. Шмулевича, именно фрагментация и раскол арабского мира дают шанс Израилю «взять ситуацию в регионе под контроль и, купив арабскую элиту, сделать еврейскую цивилизационную систему безусловной доми-нантой»1. Надо сказать, что идеи раввина отражают подходы части национальной элиты, в основе которых лежит давний замысел -формирование сообщества ближневосточных государств, где за Израилем была бы закреплена роль военной и экономической супердержавы, а за арабскими странами - роль поставщиков природных и трудовых ресурсов. Функции арбитра при этом отводятся США. При таком раскладе Израиль будет выполнять роль проводника американской глобальной миссии, в рамках которой Вашингтон сможет и дальше надежно обеспечивать гарантии существования и безопасности еврейского государства.
Особое внимание израильской элиты приковано к развитию ситуации в Египте и Сирии - двух важнейших соседях, от которых напрямую зависит жизнедеятельность самого еврейского государства. С самого начала социальных волнений в арабских странах в Израиле предупреждали об опасности демонтажа ближневосточных светских режимов и вероятном росте популярности исламистских группировок как наиболее сплоченной и хорошо организованной силы в регионе. Кризис в Сирии и превращение Иордании в перевалочный пункт поставки вооружений для сирийских экстремистов во многом подтвердили, что тревоги Тель-Авива были оправданны.
Еще большую настороженность у израильтян вызывают нарастание нестабильности в Египте и наличие главной проблемы -будет ли соблюдаться преемственность мирного договора 1979 г. независимо от политических перемен в Каире. Поэтому свержение М. Мурси и возвращение к власти военных активно обсуждаются в израильском экспертном сообществе. Преобладает мнение, что
1 Радиопередача «Голос Израиля» от 12 января 2012 г.: IBA World Service: website. 2012. January 12. URL: http://www.iba.org.il/world/Reka.aspx?lang=english &classto=allfortype&type=10&page=259 (Дата обращения: 23.04.2014.)
в долгосрочной перспективе новый египетский режим, основанный на жестком контроле военных за порядком в стране, выгоден Израилю, так как минимизирует тревоги Тель-Авива в отношении мирного договора 1979 г. и демилитаризованного статуса Синайского полуострова и позволяет укрепить канал связи с египетским военно-политическим руководством.
Однако в тактическом плане израильтяне всерьез опасаются, что при эскалации внутренней нестабильности в Египте (очень вероятный сценарий) им следует готовиться к новым угрозам собственной безопасности. Более всего израильские силовики обеспокоены тем, что при продолжении массовых беспорядков в крупных египетских городах новые власти страны не смогут уделить достаточно сил и внимания контролю над Синаем. За исключением нескольких инцидентов, М. Мурси и его сторонникам за год пребывания у власти в Каире в целом удавалось поддерживать стабильность на полуострове, активно противодействуя инфильтрации и укоренению там экстремистских группировок и даже нарастив для этого взаимодействие с израильскими спецслужбами. Но теперь размещенные на Синае части египетской армии могут быть передислоцированы в центр страны, что оставит границу с Израилем открытой для диверсий, а следовательно, приведет к осложнению военно-политической обстановки.
Впрочем, некоторые израильские политики (например, министр иностранных дел А. Либерман) не исключают сценария быстрой консолидации властных полномочий командованием египетской армии1. Израильтянам такое развитие событий представляется оптимальным. В этом случае Тель-Авив, надеясь на то, что исламистский проект в Египте завершился, будет последовательно укреплять взаимодействие с египетским военным и разведсообщест-вом в интересах укрепления стабильности на Синае и контроля над событиями, происходящими вокруг сектора Газа. Египетские силовики, закрепившись у власти хотя бы на переходный период, как представляется, не откажутся от дальнейшего расширения прямого канала связи с израильтянами.
Есть основания полагать, что отстранение «Братьев-мусульман» от власти может иметь серьезные последствия для всего Ближнего Востока. Не случайно бывший заместитель руко-
1 Радиопередача «Голос Израиля» от 18 ноября 2013 г.: IBA World Service: website. 2013. November 18. URL: http://www.iba.org.il/world/Reka.aspx?lang=eng-lish&class to=allfortype&type=10&page=259 (Дата обращения: 23.04.2014.)
водителя «Моссад» И. Мизрахи заявил, что Египет, несмотря на экономические проблемы, остается ориентиром для всего арабского мира, поэтому политические перемены в Каире могут привести к «эффекту домино» в других странах, переживающих социальные волнения. Израилю в этой ситуации, полагают местные аналитики, следует дистанцироваться от происходящего в Египте1. Что бы ни случилось в АРЕ, израильские власти вмешиваться в ситуацию не станут. Прежде всего они заинтересованы в сохранении власти прагматиков, с которыми можно было бы поддерживать устойчивый диалог по широкому спектру вопросов безопасности. При этом военные - наиболее ответственная сила в сегодняшнем Египте, и отношения с ними у Израиля хорошие.
Что касается сирийского кризиса, то, с одной стороны, для Израиля совершенно очевидно, что статус-кво, выгодно сложившееся на сирийском направлении несколько десятилетий назад, безвозвратно потеряно. Отсюда следует, что оптимальной линией политического поведения руководства становится поддержание ситуации «управляемого хаоса», максимальное ослабление Сирии руками самих же сирийцев (при этом всё же считается, что нельзя допускать скатывания страны в пучину неконтролируемого хаоса и главенства враждебных Израилю исламистских сил).
С другой стороны, немногочисленные сторонники начавшегося переговорного процесса (главным образом, из числа отставных высокопоставленных военных и дипломатов) полагают, что единственно верный путь - заключение договоренностей между конфликтующими сторонами, поскольку «договор - это всегда компромисс и сохранение баланса». При этом предпочтение отдается умеренному крылу сирийской оппозиции, «более адекватному и менее ориентированному на внешнюю экспансию своих идеологических установок». Учитывая обозначившееся в последнее время укрепление позиций официального Дамаска в зоне боевых действий, израильтяне исходят из того, что основная установка западников и «заливников» на отстранение Б. Асада от власти не позволит оппозиции принять такой вариант мирных договоренностей, при котором нынешний президент останется у руля государства. Однако реальной альтернативы Б. Асаду и его окружению в Израиле сейчас тоже не видят. Сомневаются там и в способности оппозиции продолжать диалог с официальным Дамаском в формате
1 The Jerusalem Post: website. 2014. January 17. URL: http://www.jpost.com/ Cooperations/Archives/ (Дата обращения: 23.04.2014.)
адекватной, представительной и договороспособной делегации, учитывая слишком большое количество различных группировок, часто действующих автономно. А потому для успешного завершения процесса химической демилитаризации Сирии временное сохранение Б. Асада у власти израильтянами вполне допускается.
Основную угрозу своей безопасности в сирийском конфликте израильтяне видят в том, что параллельно с усилиями России и США по запуску процесса политического урегулирования в среде сирийской оппозиции укрепляются террористические элементы. По оценкам израильтян, их приток из-за рубежа продолжается, а значит, не контролируемые центральным правительством районы Сирии, часть которых находится в непосредственной близости к Израилю, могут превратиться в сеть тренировочных баз мирового терроризма и перевалочную базу торговли оружием и наркотиками. Главное, что беспокоит израильтян, - рост влияния в среде оппозиции джихадистских группировок, финансируемых странами Персидского залива.
Израильтяне отдают себе отчет в том, что в случае возможного укрепления позиций Б. Асада они получат на своих границах уже не прежнюю предсказуемую Сирию, а «вассала Тегерана», еще более укрепившего свои связи с «Хезболлой». С другой стороны, вполне допускается вариант постепенного дробления страны на автономные анклавы по конфессиональному признаку. Такой сценарий развития конфликта достаточно благоприятен для Израиля, поскольку исключает возрождение Сирии как единого сильного противника, однако он чреват трудно просчитываемыми рисками. Таковыми среди прочих могут стать нарушение статуса демилитаризованной зоны Голанских высот и возможный захват их исламистскими группировками, а также неконтролируемый поток сирийских беженцев в Иорданию и Ливан. Угроза потери международного контроля над Голанами впервые с 1974 г. может создать реальные предпосылки для аннексии всей демилитаризованной зоны. В израильских военно-политических кругах в связи с этим открыто призывают «упредить исламистов». «Красные линии» четко определены израильским руководством: попадание современных вооружений (в первую очередь, ракетных систем «Скат», М-600, «Яхонт» и «Бук» российского производства) в руки «Хезболлы» и террористических исламистских группировок, а также приближение зоны боевых действий непосредственно к границам Израиля. Военное командование в связи с этим разработало различные варианты нанесения точечных ударов с применением
авиации, ракетной артиллерии и беспилотников. Не исключаются и полномасштабные военные действия по захвату Голанских высот с целью «упреждения возможных атак исламистов в этом районе». В настоящее время туда стянуты дополнительные подразделения израильской армии, включая элитный батальон «Гола-ни». Практически закончено строительство ограждения вдоль границы протяженностью 60 км.
Что же касается гуманитарной ситуации в Сирии, то если она достигнет масштабов катастрофы, основной проблемой может стать наводнение сирийскими беженцами Иордании и Ливана, что обернет внутриполитическую ситуацию в этих странах явно не в пользу Израиля. По оценке специалистов, создаваемые с помощью американских специалистов две буферные зоны в приграничных районах Сирии вряд ли смогут остановить поток беженцев в Иорданию, где уже скопилось около 600 тыс. сирийцев.
В целом реакция Израиля на изменение региональной ситуации под воздействием «арабской весны» продолжает быть предсказуемой и многовекторной. Военно-политический «мейнстрим» Израиля продолжает полагаться на силу. По мнению начальника армейской разведки АМАН генерал-майора А. Кохави, в данных условиях нужно готовиться к тому, что угрозы, исходящие из разных районов Ближнего Востока, будут становиться всё более серьезными1. Тактика - показать мощь Тель-Авива и продолжать убеждать Запад, что именно Израиль - «единственная демократия на Ближнем Востоке», островок стабильности в регионе, форпост Запада в «столкновении цивилизаций». Такая постановка вопроса дает возможность воспользоваться бурными последствиями «арабской весны» и отвлечь внимание всего мира от извечного израильско-палестинского конфликта. Чем больше набирает обороты в арабском мире долгосрочный революционный процесс, тем больше Израилю кажется, что можно заморозить нынешнее статус-кво с палестинцами, которое не мешает строительству израильских поселений, а скорее даже наоборот. Подобная динамика, запущенная американскими и израильскими стратегами, таит в себе риски для стратегической стабильности в Ближневосточном регионе, создает питательную среду для роста экстре-
1 6th annual conference on Home Front Preparedness: «The Civilian Front: Complex Challenges and New Perspectives on Response» // The Institute for National Security Stu-dies: website. 2013. July 25. URL: http://www.inss.org.il/index.aspx?id= 4480&eventid=4842 (Дата обращения: 23.04.2014.)
мизма и терроризма. Обратная сторона медали состоит в том, что активная критика экспансионистской политики Тель-Авива на палестинском направлении, разжигание антиизраильских настроений становятся своего рода факторами легитимации «новых элит» в глазах широких слоев арабского населения. В свою очередь, любое ужесточение позиции со стороны арабских и исламских государств в отношении Израиля, демонстрация враждебности к нему группировок («Хезболла», ХАМАС) лишь способствуют радикализации израильского общества и укреплению влияния в стране правого лагеря, продвигающего бескомпромиссную и жесткую линию в отношении арабов.
Позиция России
Как следует из представленного анализа, региональные неарабские страны проводят разновекторную политику в отношении охваченных революциями арабских государств, преследуя собственные геополитические интересы в этом регионе. При этом и сами эти страны испытывают на себе негативное влияние «арабской весны».
На этом фоне особенно выделяется конструктивная позиция, которую занимает Россия в отношении политических потрясений в регионе, отстаивая право суверенных государств и их народов самостоятельно определять свое политическое будущее без вмешательства извне. Уже сейчас стало очевидно, что последовательная и бескомпромиссная политика руководства РФ в отношении Сирии позволила предотвратить развитие событий в этой стране по ливийскому сценарию. Кроме того, эта политика продемонстрировала возвращение России на Ближний Восток, а также стала свидетельством изменения ее внешнеполитической стратегии с реактивной на проактивную. Если ранее Россия лишь реагировала на уже произошедшие события, то теперь на основе выдвигаемых идей и инициатив она проводит упреждающую политику, направленную на защиту собственных интересов. С особой наглядностью эта стратегия проявилась после дипломатической инициативы России по уничтожению химического оружия в Сирии, позволившей предотвратить международную военную интервенцию против режима Асада.
Эти изменения и укрепление роли и влияния России на мировой арене особенно активно обсуждаются в западных СМИ. Сразу после того, как по инициативе России в сентябре 2013 г.
в Женеве были достигнуты договоренности об уничтожении химоружия в Сирии, в ведущих американских и британских СМИ вышли статьи с красноречивыми заголовками: «Россия берет на себя функции США на Ближнем Востоке», «Россия на Ближнем Востоке: медведь возвращается», «Обама терпит поражение на Ближнем Востоке»1.
Возвращение Россией утраченного после распада СССР влияния, а тем более возможность того, что она может ослабить позиции США на Ближнем Востоке, вызывают серьезную озабоченность западных экспертов. Так, в статье «Россия не может заменить Америку на Ближнем Востоке», опубликованной в британской «The Financial Times», ее автор отмечает: «У арабских и израильских партнеров постепенно крепнет уверенность в том, что Соединенные Штаты больше не являются надежным союзником в запутанных интригах и соперничестве на Ближнем Востоке. Одновременно с этим российская дипломатия на этом направлении одерживает одну победу за другой». Таким образом, по мнению автора, «складывается ситуация, когда Америка пытается уменьшить вовлеченность в ближневосточные дела, а Россия, напротив, усиливает свое влияние в регионе»2.
Усиление роли России на Ближнем Востоке открывает возможности для расширения сотрудничества с неарабскими странами региона и совместного формирования новой повестки дня. В первую очередь это касается перспектив активизации политических связей с Ираном, учитывая ту роль, которую российская сторона сыграла в подписании женевских договоренностей по иранскому ядерному оружию и в начале диалога Ирана с западными странами. Эти договоренности создали благоприятные условия для выхода Ирана из международной изоляции и, по всей видимости, будут сопровождаться повышением его роли в региональной политике, в том числе на Ближнем Востоке.
1 См., например: McCain J., Graham L. Obama is failing the Middle East, and U.S. interests there / John McCain, Lindsey Graham // The Washington Post: website. 2013. October 26. URL: http://www.washingtonpost.com/opinions/mccain-and-graham-obama-is-failing-the-middle-east-and-us-interests-there/2013/10/25/47e8f016-3d83-11e3-a94f-b58017bfee6c_story.html (Дата обращения: 24.02.2014.)
2 Gardner D. Russia cannot replace America in the Middle East / David Gardner // The Financial Times: website. 2013. November 20. URL: http://www.ft.com/intl/cms/ s/0/8d4e7e10-5074-11e3-befe-00144feabdc0.html#axzz32GIEVK80 (Дата обращения: 23.02.2014.)
Кроме того, учитывая огромные запасы нефти и газа, которыми обладает Иран, особое значение имеет проведение Москвой и Тегераном скоординированной энергетической политики. Как отмечает ведущее иранское издание «Kayhan», переговоры между Россией и Ираном о закупке иранской нефти в обмен на российские товары и оборудование в случае их успешного завершения позволят обеим странам эффективно противостоять давлению Запада в условиях введенных против них экономических санкций1.
Россия и Турция занимают противоположные позиции в отношении ближневосточных политических потрясений, что отчетливо проявилось по отношению к событиям в Сирии. Тем не менее происходящие изменения в регионе, а также внутри самой Турции могут открыть для Москвы и Анкары новые возможности для активизации политического диалога. Речь, в частности, идет о том, что стратегия, выбранная правительством на сирийском направлении, нуждается в корректировке, и это начинают понимать в турецком руководстве. В связи с этим некоторые турецкие лидеры заговорили о необходимости «перезагрузки» турецкой политики на ближневосточном направлении. Так, президент страны А. Гюль в своих выступлениях заявляет, что следует пересмотреть турецкую дипломатию и политику безопасности в отношении Сирии и приложить усилия к поиску «взаимовыгодной» стратегической линии на Ближнем Востоке. В свою очередь, США, по мнению турецкого президента, должны разделить ответственность за судьбу Ближнего Востока с другими ведущими державами - Россией и Ираном2.
Одновременно с этим в среде турецкой политической элиты усиливается недовольство политикой, проводимой западными союзниками в отношении Турции. Так, премьер-министр Р. Эрдо-ган неоднократно подвергал критике западные страны, обвиняя их во вмешательстве во внутренние дела Турции, а также в поддержке массовых беспорядков и протестных движений в стране. С другой стороны, политика Анкары всё чаще подвергается критике со
1 СМИ Ирана: Кто виноват в нарастании напряженности? («ИноСМИ», Россия) // ИноСМИ.т: интернет-сайт. 2014. 10 апреля. URL: http://www.inosmi.ru/ overview/20140410/219458446.html (Дата обращения: 20.02.2014.)
2 См., например: Gul calls for reset of Turkey's Syria policy / transl. Ezgi Akin // Al Monitor: website. 2014. January 15. URL: http://www.al-monitor.com/pulse/ori ginals/2014/01/turkey-gul-syria-policy-reset-erdogan-davutoglu.html (Дата обращения: 22.02.2014.)
стороны американских союзников, обвиняющих турецкое руководство и лично премьер-министра в содействии джихадистам в Сирии, ущемлении демократических норм внутри страны и авторитаризме. Согласно американским СМИ, из этого необходимо сделать соответствующие выводы и пересмотреть политику Вашингтона в отношении Анкары1.
Усиливающаяся антизападная риторика турецкого руководства, а также общее разочарование проводимой США и ЕС политикой в Ближневосточном регионе могут послужить основой для политического сближения России и Турции, с тем чтобы попытаться выработать альтернативный западному сценарий урегулирования ближневосточного кризиса.
Что касается Израиля, то несколько лет существования в условиях охватившей Ближний Восток «арабской весны» вынудили израильское руководство учитывать новые региональные реалии. После смены власти в Египте и начала переговоров по Сирии в рамках «Женевы-2» Израиль, по всей видимости, будет придерживаться нейтральной тактики в отношении Египта и Сирии, одновременно пытаясь максимально расширить неофициальное взаимодействие с египетскими военными и представителями спецслужб.
Декларируя политику «невмешательства», израильское руководство, вероятно, будет исходить из того, что под предлогом «обеспечения национальной безопасности» у него де-факто развязаны руки в отношении использования современных видов вооружения. Однако применять его Тель-Авив будет в исключительных случаях и, как представляется, с известной оглядкой на США и Россию. Стабильность в египетско-израильских отношениях отвечает национальным интересам Российской Федерации, принимая во внимание усилия российского руководства по противодействию международной террористической активности и статус России как члена «квартета» международных посредников по ближневосточному урегулированию.
Как следует из представленных фактов, арабские революции не только трансформируют отношения Турции, Ирана и Израиля
1 Abramowitz M., Edelman E., Misztal B. The United States needs to tell Turkey to change course / Morton Abramowitz, Eric Edelman, Blaise Misztal // The Washington Post: website. 2014. January 23. URL: http://www.washingtonpost.com/ opinions/the-united-states-needs-to-tell-turkey-to-change-course/2014/01/23/3525bf52-7eda-11e3-93c1-0e888170b723_story.html (Дата обращения: 04.02.2014.)
с арабскими странами региона, но и видоизменяют внешнеполитические связи внутри этого треугольника, открывая России новые возможности для политического взаимодействия с этими странами
«Проблемы национальной стратегии», М., 2014 г., № 4 (25), с. 9-27.
О. Бибикова,
кандидат исторических наук (ИВ РАН) МУСУЛЬМАНЕ ПИРЕНЕЙСКОГО ПОЛУОСТРОВА
До недавнего времени Испания не была привлекательной страной для иммигрантов. Арабоязычные жители Северной Африки из французских колоний, владеющие в разной степени французским языком, предпочитали ехать во Францию, тем более что социальный пакет, на который могли претендовать иммигранты во Франции, был гораздо богаче, чем в Испании.
Как и другие европейские страны, когда-то владевшие колониями, Испания, хотя и в меньшей степени, привлекает рабочих из своих бывших колоний. Колониальные владения Испании в Африке были намного скромнее, чем у Франции. К началу ХХ в. под властью испанской короны находились Испанская Гвинея, Испанская Сахара и Испанское Марокко. На сегодняшний день у Испании остались только Канарские острова и два анклава на североафриканском побережье, Сеута и Мелилья, административно являющиеся частями Испании. Именно через эти два анклава в Испанию проникает значительная часть иммигрантов из африканских стран.
Испанцев принято считать единой нацией, в которой, однако, выделяются шесть основных народностей: испанцы (27%), каталонцы (15,6%), андалусийцы (15,6%), кастильцы (11,1%), валенсийцы (9,7%), галисийцы (7,4%) и баски (5,6%). Всех объединяет католицизм, который исповедуют 95% верующих. Существует также небольшая община протестантов. Однако это не означает, что население Испании - истинно верующее. В менталь-ности испанского населения религиозная составляющая присутствует и определяет поведение в разной степени. К началу XXI в. в стране насчитывалось также 450 тыс. мусульман и около 15 тыс. приверженцев иудаизма1.
1Шр://ш^'ш.са1а1о§.1тЬ.ги/8рат2010-2.8Ь1т1