Научная статья на тему 'Турция и события на Ближнем Востоке'

Турция и события на Ближнем Востоке Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
150
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Турция и события на Ближнем Востоке»

столетия возможное долгосрочное сочетание климатических изменений, острой нехватки воды, слабой водной инфраструктуры и резкого роста населения может привести к краху Пакистана как организованного общества и государства. Долгосрочные проекты международной помощи Пакистану должны быть прежде всего сосредоточены на снижении этой смертельной угрозы за счет насаждения лесов, ремонта систем орошения и, что еще важнее, повышения культуры водопользования. Люди могут столетиями жить без демократии, даже когда опасности окружают их со всех сторон. Но без воды они не проживут больше трех дней.

Согласно исследованию, проведенному в 2009 г. Центром Вудро Вильсона, рост населения в Пакистане приведет к тому, что к 2025 г. ежегодная потребность в воде вырастет до 338 млрд. кубометров (мкм). И если не будут приняты радикальные меры, доступность воды останется на нынешнем уровне, т.е. 236 мкм в год. Дефицит в 100 мкм сопоставим с двумя третями всей воды бассейна реки Инд. Конфликт вокруг доступа к убывающим ресурсам реки Инд может привести к междоусобной войне между пакистанскими провинциями. А между тем и через 100 лет Пакистан все еще будет обладать ядерным оружием и одной из крупнейших армий в мире. К тому времени в стране будут проживать несколько сот миллионов человек.

Мусульманский радикализм, который существует уже сотни лет, тоже никуда не денется, хотя и может значительно ослабеть после вывода войск западной коалиции из Афганистана. Все это будет означать, что из всех государств мира, которые могут пострадать от изменения климата, Пакистан является одним из важнейших. Более того, то что случится с Пакистаном, будет также иметь большое значение для остальной Южной Азии, где проживает примерно пятая часть мирового населения.

«Россия в глобальной политике», М., 2011 г., май-июнь с. 142-157.

И. Иванова,

кандидат исторических наук

ТУРЦИЯ И СОБЫТИЯ НА БЛИЖНЕМ ВОСТОКЕ

На внешнеполитическом фронте Турция активно развивает конструктивные отношения с большинством арабских стран, среди которых Египет, Сирия, Иордания, Кувейт, Тунис, Марокко, Ли-

вия, Оман, Катар и Бахрейн. Турецкий президент А. Гюль, премьер-министр Р. Эрдоган и министры его кабинета часто посещают арабские страны с целью укрепления политических и экономических отношений. 2011 г. в этом плане начался достаточно активно. Сразу же после окончания конференции послов, которая проходила 3-9 января в Анкаре, президент Турции посетил Йемен, а премьер-министр - Кувейт и Катар. В официальные делегации входили представители деловых кругов Турции. Визиты турецких лидеров вызвали большой интерес не только в регионе, но и за его пределами. Особое внимание привлекли весьма резкие высказывания первых лиц государства и инициированные ими проекты. Среди них самый большой резонанс вызвали предложения Турции в связи с ядерной программой Ирана и обострение отношений с Израилем из-за блокады сектора Газа, которая продолжается и по сей день. Международный интерес, вызванный этими визитами, подогревается и тезисом «мудрой страны», выдвинутым министром иностранных дел Турции Ахметом Давутоглу (этот термин впервые прозвучал в его выступлении на январской конференции послов), который подразумевает «более активные и ориентированные на результат шаги» Турции, направленные на упрочение двусторонних отношений в регионе.

С начала 2011 г. многие страны Ближнего Востока и Северной Африки, в частности Тунис, Египет, Бахрейн, Йемен и Ливию, охватила волна народного недовольства, вылившаяся в массовые беспорядки и акции протеста против действующих в этих странах режимов. Народные восстания уже привели к падению правящих режимов в Египте и Тунисе. В первые дни событий в Анкаре господствовали «политика молчания» и подход «поживем - увидим». Изначальные заявления Р. Эрдогана и министра иностранных дел А. Давутоглу были направлены на необходимость развития демократии в регионе, а это означало, что Турция заняла нейтральную позицию, исходя из принципа невмешательства во внутренние дела государства. После того как сопротивление египетского народа на центральной площади ат-Тахрир в Каире усилилось, премьер-министр Эрдоган во время визита в Киргизию (в начале февраля) сделал заявление, подчеркнув, что необходимо прислушаться к голосу египетского народа, а победить должна демократия. Он не сказал, что Мубарак и его команда должны уйти, как того хотели протестующие, но и не стал защищать режим Мубарака. Как отметил министр иностранных дел А. Давутоглу, в Египте или в любой другой стране нельзя допустить краха государственного порядка.

В качестве примера он привел Ирак, где после оккупации страны США следовало предотвратить распад основных государственных институтов - армии, полиции и подразделений спецслужб, дабы предотвратить вероятность возникновения гражданской войны и не подвергать народ социальной, политической, экономической и физической опасности.

В начале событий позицию Анкары в отношении Египта можно было охарактеризовать как проведение реформ в условиях стабильности. Среди этих реформ, считали в Анкаре, следующие: президент Мубарак достойным образом покинет свой пост; в стране будет создано временное правительство, в котором представлены все слои народа; будет разработана новая Конституция; в сентябре 2011 г., по истечении срока президентства Мубарака, состоятся выборы; а далее начнется процесс развития демократического общества и проведения кардинальных реформ с целью разрешения социально-экономических проблем. Однако все это не означало, что Анкара полностью оказалась вне происходящих событий. Турецкие лидеры, учитывая риск негативного отражения событий в собственной стране, косвенными путями прилагали усилия в целях осуществления «реформ в атмосфере стабильности» в странах Ближнего Востока, охваченных волнениями. По данному поводу премьер-министр Эрдоган несколько раз беседовал с президентом США Б. Обамой, а министр иностранных дел А. Давутоглу провел с Х. Клинтон переговоры по телефону и встречу в формате «один на один». С другой стороны, египетские «Братья-мусульмане» были в постоянном взаимодействии со своими сторонниками в Турции. Представитель организации «Братья-мусульмане» в Турции Эшреф Абдулгаффар в своем заявлении по телеканалу ТРТ отметил готовность к «реформам в атмосфере стабильности».

Вскоре после отставки президента Х. Мубарака и перехода власти к Высшему совету вооруженных сил (ВСВС) президент Турции А. Гюль посетил Каир с однодневным рабочим визитом. Согласно заявлению Гюля, цель визита заключалась в том, чтобы выразить поддержку народу Египта, вступившему в новый этап своей истории. Таким образом, как пишет турецкий политолог С. Кохен, президент Турции продемонстрировал солидарность с египетским народом и выразил поддержку Высшему совету вооруженных сил. Самой важной стороной визита была встреча А. Гюля с председателем ВСВС Египта М.Х. Тантауи и лидерами главных оппозиционных групп. А. Гюль отметил, что военным

выпала важная миссия способствовать скорейшему переходу Египта к демократическому порядку и парламентаризму, создав условия для проведения свободных выборов, передать власть гражданскому руководству. Анкара готова поделиться своим опытом в процессе перехода Египта к демократическому правлению. И в обозримом будущем могут быть созданы все условия для сотрудничества двух стран. Египетская и арабская пресса, подчеркивая важность визита А. Гюля в Египет, цитировала его высказывание: «Необходимо, чтобы Египет вновь добился политической и экономической стабильности и снова стал важным актором в регионе».

Вопрос о «турецкой модели» и о том, может ли она стать образцом для демократических движений в арабских странах, обсуждается в дипломатических, академических кругах, в прессе. Так, заместитель премьер-министра Великобритании Клегг указал, что Турция является важной моделью для стран региона. Клегг, в частности, подчеркнул: «Турция, большинство населения которой мусульмане, член НАТО, добивающийся вступления в ЕС, с динамично многопартийной демократией, являет собой важный образец для арабских стран».

Опрос общественного мнения, проведенный Фондом турецких экономических и социальных исследований в семи арабских странах (Египет, Иордания, Ирак, Сирия, Ливан, Палестина и Саудовская Аравия) и Иране по ряду вопросов, включавших: «роль Турции на Ближнем Востоке; Турция и членство в ЕС; Турция как модель для других стран, - дал следующие результаты: 75% опрошенных положительно воспринимают Турцию в таких областях, как дипломатия в регионе, экономика, Турция и демократия. Примечательно, что 78% считают, что Турция должна играть еще большую роль в регионе. По мнению опрошенных, Турция, рассматриваемая как демократическая страна, скоро станет реальной экономической силой в регионе, учитывая ее успехи в развитии экономики. Демократия, ислам, экономика и внешняя политика -четыре важных индикатора, которые отражают нынешнее восприятие Турции на Ближнем Востоке. Делают ли эти элементы Турцию «моделью»? Многие считают - да. Но Турция вовсе не позиционирует себя как «модель» для кого-либо. И турецкий президент А. Тюль, и премьер-министр Р. Эрдоган, и другие официальные представители правящей в стране ПСР заявляли об этом не раз.

Перед большинством арабских стран стоят задачи: улучшение государственного управления, борьба с коррупцией, создание

институтов демократии, проведение свободных и честных выборов и более эффективной экономической политики. Но арабские страны, считает турецкий исследователь И. Калын, не нуждаются в Турции или другой стране для претворения их в жизнь. Премьер-министр Турции Р. Эрдоган в интервью немецкой газете «Rheinische Post» 26 февраля 2011 г. на вопрос, какое место может занять Турция как мусульманская страна и сможет ли она стать моделью для арабских стран, ответил: «Конечно, мы пристально следили за развитием событий в этом регионе... Хотя Турция и разделяет с арабскими странами общую культуру, традиции и историю, у каждой страны есть свои отличия, и поэтому нельзя ожидать, что все страны региона будут использовать какую-то определенную модель - Турция поддержит усилия стран региона на пути реформ и готова поделиться своим опытом. Наша страна демонстрирует возможность совместного сосуществования демократии, модернизации и ислама. Будучи частью Европы, Турция является членом многих западных организаций, но при этом имеет коренные связи с ближневосточными странами». Как пишет известный в Турции политический обозреватель Р. Тюрмен, события, начавшиеся в Тунисе в начале 2011 г. и приведшие к свержению Бен Али, а затем Х. Мубарака в Египте, по «принципу домино» распространились и на другие арабские страны.

Однако «принцип домино» имеет свои особенности в той или иной стране. Бен Али и Х. Мубарак хотя и противились народным выступлениям, но перемены в этих странах прошли без большой крови и в короткий срок. А между тем ливийский лидер М. Каддафи, опираясь на преданные ему вооруженные силы, попытался подавить восстание и удержаться у власти. В том, что страна находится на грани катастрофы, большая доля вины самого М. Каддафи. Ливия оказалась перед угрозой хаоса и раздела. Премьер-министр Турции Р. Эрдоган подчеркнул, что Турция не может оставаться безучастной в отношении народных движений в арабских странах, и обвинил при этом Запад в том, что он демонстрирует свое безучастие, отдавая предпочтение «нефти и рынкам». С другой стороны, он выступил против «внешней интервенции в Ливию». Р. Эрдоган в телефонном разговоре с М. Каддафи и его сыном пытался давать им советы, но не получил никаких результатов. Несмотря на это, Р. Эрдоган продолжал настаивать на том, что «перемены в арабском мире должны идти своим ходом без внешнего вмешательства».

В ночь на 18 марта 2011 г. Совет Безопасности ООН принял резолюцию № 1973 по Ливии, ввел запрет на все полеты над Ливией, кроме гуманитарных полетов. СБ ООН также санкционировал «любые действия по защите мирных жителей», что развязало руки странам НАТО. Турция выразила поддержку резолюции СБ ООН и призвала к прекращению насилия против мирных жителей. После принятия этой резолюции в Париже состоялась встреча госсекретаря США, представителей ЕС, генеральных секретарей ООН и Лиги арабских государств с целью обсуждения дальнейших шагов в отношении Ливии. 19 марта французские самолеты начали бомбить Ливию. Турция заняла колеблющуюся позицию. Выступая против иностранной интервенции, Анкара поддержала резолюцию СБ ООН. Но поскольку «в глазах мирового общественного мнения, - как пишет обозреватель газеты «Миллиет» Р. Тюрмен, -Турция рассматривается как сторонница Каддафи, она не была приглашена на Парижский саммит, хотя, как правило, она приглашалась на различные встречи ЕС».

Начало авиаударов международной коалиции по территории Ливии подверг критике министр иностранных дел Турции А. Давутоглу, который отметил, что Анкара «проявляет все большую озабоченность сложившейся ситуацией в этой североафриканской стране». В своей речи 22 марта в парламенте премьер-министр Турции Р. Эрдоган заявил: «Мы выступаем за то, чтобы проблемы Ливии решались народом этой страны, а не внешними вмешательствами. Наши опасения относительно операции, проводимой против Ливии, являются в высшей степени оправданными. ... В прошлом такие операции не приносили никакой пользы, а наоборот, приводили к росту жертв, превращались в оккупации, наносили ущерб единству стран... Подчеркиваю, - сказал Р. Эрдо-ган, - что Турция ни при каких условиях не станет стороной, которая направит оружие против народа Ливии». Он также отметил, что отношения между Турцией и Ливией «не основаны на нефти или корыстных интересах». Р. Эрдоган сказал, что в Анкаре внимательно и постоянно отслеживают ситуацию в Ливии и регулярно проводят переговоры с заинтересованными странами.

Разговор Р. Эрдогана о ситуации в Ливии с президентом США Б. Обамой состоялся 21 марта. Турецкий премьер сообщил ему, что 1 марта лично призвал М. Каддафи добровольно оставить свой пост и передать власть в Ливии тем, кому полностью доверяют в этой стране. «Политика Турции является предельно четкой. Она будет всегда поддерживать всяческие усилия, направленные

на обеспечение внутреннего мира в Ливии», - заявил глава турецкого правительства. «Турция заняла достаточно рискованную, но изменившуюся к лучшему позицию», - пишет турецкий политолог М. Биранд. По его мнению, политика сомнений осталась в прошлом. На первый план выходят следующие факторы: Турция против использования в Ливии оружия; Турция выступает за прекращение военной интервенции в регионе; Турция против возможной оккупационной операции; в рамках НАТО Турция готова участвовать в оказании гуманитарной помощи.

«Ветры перемен в регионе, с одной стороны, дают Турции возможность сыграть активную роль и усилить свое влияние здесь, однако, с другой стороны, рождают риск расшатать близкие отношения с некоторыми странами», - пишет турецкий политолог С. Кохен. И с этой точки зрения, по его мнению, наиболее критичной страной является Сирия, которая в последнее время стала ареной кровавых событий. «Действительно, Б. Асад готов идти на некоторые политические и экономические реформы, но предугадать, насколько они могут успокоить народ, очень сложно». Для Турции, подчеркивает турецкий исследователь, «очень важно как проведение реформ в Сирии, так и сохранение стабильности, т.е. сохранение правления Б. Асада. В противном случае 1) могут быть подорваны двусторонние отношения, развивавшиеся за последние годы; 2) нарушение стабильности в Сирии приведет региональный баланс в полный беспорядок; 3) может всколыхнуть сепаратистские чувства курдов на Севере страны». Другой турецкий политолог, М. Биранд, выражая тревогу по поводу событий в Сирии, указывает, что «если и есть лидер, который может действительно изменить Сирию, - так это только Асад. Молодой, открытый реформам, хорошо осознающий, что надо молодежи. Единственная проблема - сможет ли он избавиться от пожилой команды, доставшейся от отца. И другой его козырь - Турция». Биранд утверждает, что если «Асад избавится от паранойи старой команды и прислушается к советам Анкары, он укрепит свои позиции. И премьер-министр Эрдоган желает ему удачи. И в этом он абсолютно искренен, поскольку в интересах Турции стабильная Сирия под руководством Асада».

Турция внимательно следит за ситуацией в Сирии. Премьер-министр Р. Эрдоган провел телефонные переговоры с Б. Асадом, министр иностранных дел А. Давутоглу по дипломатическим каналам и через СМИ отметил необходимость проведения в Сирии эффективных реформ для мирного преобразования страны. Поезд-

ка главы турецкой нацразведки в Дамаск получила освещение в СМИ. Хотя заявления по поводу целей поездки не было сделано, можно предположить, что они касались и процесса реформ в Сирии. У Турции с Сирией давние соседские отношения, в последние годы между странами в положительном русле развивались многосторонние отношения. Нельзя не учитывать отмену визового режима между странами и подписание в рамках основанного в 2009 г. Совета стратегического сотрудничества высшего уровня множества соглашений в социально-экономической, торговой, политической сферах, в области безопасности. Отношения Турции с Сирией имеют значение не только на двустороннем уровне, но и также в арабско-израильском мирном процессе, в региональных вопросах, касающихся Ирака, Ирана, Ливана.

Глава МИД Турции А. Давутоглу 6 апреля 2011 г. совершил визит в Дамаск, где встречался с президентом Сирии Б. Асадом и министром иностранных дел В. Муаллимом. На встречах А. Давутоглу, напомнив, что для Турции Сирия является ключевой страной на Ближнем Востоке, подчеркнул, что «с первых дней, когда в регионе начали дуть ветры перемен, турецкая сторона настойчиво призывала к проведению в Сирии необходимых реформ». А. Давутоглу заявил, что в событиях, происходящих в Сирии Турция не берет на себя роль посредника, это внутреннее дело, однако «все происходящее в Сирии окажет воздействие на Турцию, а происходящее в Турции - на Сирию». Перед визитом в Сирию А. Давутоглу посетил Бахрейн, где встречался с премьер-министром принцем Халифой бен Салманом, министром иностранных дел шейхом Халидом бен Ахмедом и представителями оппозиции. В ходе переговоров были обсуждены последние события на Ближнем Востоке и в Бахрейне. В заявлении, сделанном после переговоров, А. Давутоглу указал: «Мы поддерживаем реформы в Бахрейне, которые сделают его более сильным. Мы против каких-либо религиозных разногласий здесь. Если религиозные разногласия становятся предметом политики, это порождает серьезные проблемы. Религия должна объединять, а не разделять людей. Мы придаем большое значение целостности, стабильности и процветанию Бахрейна». Таковы основные подходы Турции к событиям на Ближнем Востоке, результаты которых просчитать на данном этапе очень сложно.

«Азия и Африка сегодня», M., 2011 г. № 5, с. 6-9.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.