Научная статья на тему 'Новая глобальная политика Турции и Интересы России на Ближнем и Среднем Востоке'

Новая глобальная политика Турции и Интересы России на Ближнем и Среднем Востоке Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
312
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Новая глобальная политика Турции и Интересы России на Ближнем и Среднем Востоке»

гие виды безопасности и отсутствие угроз и вызовов, прежде всего, самому институту национального государства России и его населению. Приоритетным направлением реализации комплекса интересов в начале XXI в. был Казахстан, чего можно ожидать и в последующем. Главными источниками нестабильности в регионе и угрозами выражению потребностей РФ стали Узбекистан и Кир-гизстан. При этом если в Узбекистан происходит экспорт нестабильности, то в Киргизстане хватает и внутренних процессов развития общества для создания угроз.

Квинтэссенцией российских комплексных интересов в регионе все-таки остается обеспечение безопасности, особенно ввиду афганской угрозы и скорого вывода войск коалиции; развитие интеграционных проектов; сохранение хозяйственных и других связей со странами региона. Можно сделать прогноз динамики развития российских интересов в Центрально-Азиатском регионе: с учетом заявления о политической «рокировке» В.В. Путина и Д. А. Медведева ожидается улучшение качества постановки и реализации комплексных выражений потребностей России в ближайшем будущем.

«Интересы и позиции России в Азии и Африке в начале XXI века», М., 2011 г., с. 194-205.

Ю. Томилова,

востоковед

НОВАЯ ГЛОБАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ТУРЦИИ И ИНТЕРЕСЫ РОССИИ НА БЛИЖНЕМ И СРЕДНЕМ ВОСТОКЕ

В 2009 г., с приходом Ахмета Давутоглу на пост министра иностранных дел, внешняя политика Турции претерпела значительные изменения. На смену прежней Турции, неспособной в полной мере реализовать свои амбиции, такие как вступление в ЕС, урегулирование армянского вопроса, построение новой системы энергетической безопасности, пришло новое сильное и влиятельное государство, претендующее на роль одного из ведущих акторов международных отношений.

В основе нового внешнеполитического курса страны лежат шесть принципов: определение баланса между свободой и безопасностью; усиленное вовлечение всех региональных сил в мирный процесс; проведение эффективной дипломатии в отношении

соседних регионов; стремление к взаимодополняющим действиям с основными игроками на мировой арене; эффективное использование международных форумов, новых инициатив для придания импульса решению вопросов, представляющих взаимный интерес; создание «нового образа Турции» . При этом весьма различную реакцию среди экспертов вызывают провозглашенная А. Давутоглу политика «нулевых проблем» с соседями и упор на поддержание многовекторного внешнеполитического курса. И действительно, новая внешняя политика Турции выглядит достаточно противоречивой. С одной стороны, А. Давутоглу заявляет о том, что Турция поддерживает все инициативы, совпадающие с идеологией служения миру, стабильности и процветания, а с другой - явно дает понять, что задача номер один для страны заключается даже не в том, чтобы стать региональной державой или выйти на мировой уровень, а в том, чтобы принять непосредственное участие в «установлении справедливого и устойчивого миро-порядка...через формирование местных и региональных блоков». Неоднозначно и отношение А. Давутоглу к роли неоосманизма во внешней политике Турции. Выступая перед членами правящей Партии справедливости и развития в ноябре 2009 г., он признал, что его страна реализует политику неоосманизма. «Мы - неоосманы. Мы вынуждены заниматься соседними странами. И даже идем в Африку». А в декабре 2010 г. в интервью Сирийскому государственному агентству новостей SANA А. Давутоглу заявил, что «в турецкой внешней политике нет ни мыслей, ни намерений, продиктованных идеологией неоосманизма».

29 мая 2010 г. на Третьем Международном форуме Альянса цивилизаций в Рио-де-Жанейро министр иностранных дел Турции призвал к построению нового мирового порядка и замене существующих наднациональных институтов, неспособных влиять на международные процессы, новыми, более эффективно функционирующими . Основной вопрос состоит в том, какую роль отводит себе Турция в реализации этой задачи, и возможно ли исключительно мирными методами добиться переустройства всего международного сообщества.

В этой связи особый интерес для российских и западных исследователей представляет рост активности Турции на Ближнем и Среднем Востоке, в том числе в мусульманских странах Северной Африки. Сближению Турции со странами Ближнего Востока способствовало несколько причин: неэффективность проевропейского курса страны и неудачные попытки продолжения переговорного

процесса по принятию страны в ЕС, ослабевающее влияния США на Анкару и отсутствие политической силы в регионе, способной играть доминирующую роль.

В достаточно короткое время ей удалось сблизиться с большинством государств региона. Турция активно развивает отношения с иранским соседом. В феврале 2011 г. президент Турции А. Гюль впервые за девять лет прибыл с официальным визитом в Иран по приглашению президента М. Ахмадинежада. В ходе визита лидеры государств подписали торговое соглашение, по оценкам Тегерана, на 30 млрд. долл. При этом было отмечено, что данное соглашение принесет огромную экономическую выгоду Турции и Ирану. Иранский президент даже назвал его «новой эрой в отношениях двух стран». На встрече также была достигнута договоренность о совместной разработке «дорожной карты» по урегулированию споров вокруг иранской ядерной программы. По словам министра иностранных дел Ирана Али Акбар Салсхи, это показывает решительность Анкары в активизации своих отношений со странами Ближнего Востока.

Динамично развиваются и связи с Ираком. В январе 2011 г. министр иностранных дел Турции А. Давутоглу посетил Ирак для обсуждения с главой государства Джалалом Талабани, премьер-министром Нури Эль-Малики, своим коллегой Хошьяром Зебари примерно 40 соглашений, заключенных в прошлом году между Анкарой и Багдадом.

Афганистан также представляет определенный интерес для Турции. В июле 2010 г. А. Давутоглу принял участие в международной конференции в Кабуле и церемонии начала деятельности Турецкого центра городского перепланирования в провинции Джаузджан. В качестве основной проблемы конференции рассматривался вопрос обеспечения стабильности в стране.

Больших успехов добилась Анкара и в укреплении отношений с Сирией. В 2004 г. Башар Асад стал первым президентом Сирии, прибывшим в Турцию за 57 лет. В том же году стороны договорились об отмене торговых пошлин, а в 2009 г. о введении безвизового режима для граждан обеих стран. Премьер-министры Сирии и Турции Мухаммад Наджи Отри и Реджеп Эрдоган символически заложили первый камень в фундамент «Плотины дружбы», которая соединит берега реки Аль-Асы в районе селения Аль-Алляни в сирийской провинции Идлеб с селением Аль-Зияра в Турции. Строительство плотины позволит орошать 10 тыс. гектаров земли в Турции и Сирии, а также дополнительно производить

16 млн. кВт электроэнергии. А. Давутоглу высоко оценил развивающиеся отношения с Сирией, назвав их «примером, которому должны следовать не только на региональном, но и на международном уровне».

С 9 по 11 января 2011 г. премьер-министр Турции Р. Т. Эрдоган нанес визиты в Кувейт и Катар. В рамках встреч с эмиром Кувейта шейхом Сабахом аль-Ахмедом аль-Джабиром, спикером национального Меджлиса и премьер-министром страны были обсуждены вопросы развития экономических связей и увеличения взаимных инвестиций. Подобные вопросы стояли на повестке дня и на встрече Р. Эрдогана с эмиром Катара шейхом Ха-мадом бен Халифе аль-Тани, премьер-министром и министром иностранных дел страны.

Следует отметить, что авторитет Турции за последние несколько лет значительно вырос в глазах ее мусульманских соседей. Анкара отказалась применять санкции против Ирана и всячески поддерживает его стремление к развитию «мирного атома». Подвергнув критике политику Израиля по отношению к Палестине, обвинив его в оккупации арабских земель и убийстве невинных граждан и тем самым вызвав неудовольствие западных партнеров, Турция в очередной раз продемонстрировала свою независимую позицию. Поддержав Ирак в борьбе против курдских сепаратистов, Турция, в конце концов, завоевала среди арабов авторитет «защитника арабской нации».

Важнейшим показателем эффективности внешней политики Турции на ближневосточном направлении является положительная оценка лидерами арабских стран деятельности Анкары. Король Саудовской Аравии Абдулла бен Азиз на встрече с министром иностранных дел Турции Ахметом Давутоглу заявил, что Турция занимает прочную позицию в странах Персидского залива. Говоря о посредничестве Турции в решении палестинской проблемы, нормализации сирийско-ливанских отношений и ситуации вокруг Ирака и Ирана, саудовский король заявил о доверии арабских стран Персидского залива к Турции. Президент Сирии Башар Асад заявил о готовности Дамаска возобновить переговоры с Израилем при посредничестве Турции, что говорит о большом доверии к Анкаре. 12 июня 2010 г. в знак особого уважения премьер-министр Турции Р. Эрдоган во время визита в Эр-Рияд получил престижный «Приз короля Фейсала за заслуги перед исламом».

Усиливающийся интерес Анкары к региону обусловлен несколькими причинами.

Во-первых, Ближний Восток располагает крупяными запасами углеводородов, что может позволить Турции диверсифицировать свои источники получения ресурсов. В связи с ежегодно возрастающей потребностью страны в нефти и газе Анкара вынуждена заключать соглашения о поставках углеводородов с различными поставщиками, а также искать выход на новые региональные энергетические рынки. При этом Турция будет стремиться к подписанию с поставщиками договоров о реэкспорте углеводородов, что позволит ей превратиться из транзитера в импортера нефти и газа. Так, с 2001 г. Турция только импортировала иранский газ, однако уже в 2004 г. ей удалось заключить соглашение с Тегераном о транзите иранского газа через территорию Турции в Европу .

Во-вторых, контроль над Ближним Востоком не только обеспечивает безопасность Турции и всего мира, но значительно повышает авторитет страны. Ранее Анкара выступала посредником в конфликте между Сирией и Израилем и в примирении шиитов и суннитов в Ираке. В 2010 г. состоялся первый за шесть лет визит в Турцию Массуда Барзани, президента иракских курдов. На встрече с министром иностранных дел Турции Ахметом Давутоглу Барзани пообещал, что будет способствовать прекращению нападений курдских экстремистов на Турцию. Он также отметил: «Мы не мыслим безопасности Турции в отрыве от нашей собственной безопасности. Мы приложим все усилия к тому чтобы покончить с этой ситуаций, достойной сожаления». Этот визит может стать началом процесса нормализации турецко-курдских отношений, что, несомненно, будет способствовать укреплению стабильности в регионе.

В-третьих, независимая политика Турции в регионе дает понять ЕС, США и России, что Турция способна стать мировой державой. Чем больше сближается Турция со странами Ближнего и Среднего Востока, тем сильнее стремится Евросоюз возобновить переговоры о принятии Турции в сообщество. 23 июня 2010 г. на саммите ПСЮВЕ в Стамбуле комиссар ЕС по вопросам расширения и политики соседства Штефан Фюле заявил, что ни о каком «привилегированном партнерстве» с Турцией не может быть и речи, «поскольку она заслуживает большего». А французская газета «Le Figaro« заявила, что Европе и Турции необходимо продолжить переговоры.

Тем самым Анкара стремится показать, что ее больше не устраивает роль простого наблюдателя и медиатора, она хочет са-

ма формировать баланс сил в регионе и предотвращать возникающие конфликты. Ответ Турции на недавние события в Египте стал убедительным подтверждением этой позиции турецкого правительства. Власти Египта выразили свое недовольство призывами премьер-министра Р. Эрдогана к президенту Мубараку «прислушаться к голосу своего народа» и удовлетворить требования египтян, подав в отставку. Каир расценил это заявление как вмешательство во внутренние дела страны. Тогда министр иностранных дел Турции А. Давутоглу попытался снять возникшее напряжение, разъяснив египетским коллегам, что Турция обеспокоена исключительно проблемой региональной безопасности, так как нестабильность в Египте порождает нестабильность и на Ближнем Востоке и в Северной Африке.

Что касается России, то Ближний и Средний Восток всегда оставались приоритетными направлениями внешней политики нашей страны. На регион приходится около 70% разведанных мировых запасов нефти и 20% мировых запасов газа. Здесь проходят важные морские и сухопутные торговые пути, проложены трубопроводы, транспортирующие углеводороды с Востока на Запад. Москва также заинтересована в поддержании безопасности в регионе, противодействии радикальным исламистам и в военно-техническом сотрудничестве с мусульманскими государствами.

После распада СССР российское руководство пыталось сбалансировать ближневосточную политику страны. Однако заключенные в тот период соглашения, как правило, не реализовывались на практике. Москва активизировала свою политику в отношении арабских стран только в начале 2000-х годов. Регулярным стал политический диалог с государствами региона, появились подвижки в сфере экономического сотрудничества, наметились новые ориентиры в развитии связей в военно-технической сфере. Россия укрепляет взаимодействие со странами региона в вопросах нераспространения оружия массового уничтожения и средств его доставки, борьбы с международным терроризмом и незаконным оборотом наркотиков. Одним из приоритетных направлений политики Москвы на Ближнем и Среднем Востоке является поиск путей по урегулированию арабо-израильского конфликта, ситуации вокруг Афганистана и иранской ядерной программы. В 2005 г. Россия смогла получить статус наблюдателя в ОИК.

В основе ближневосточной политики России лежит принцип поддержания дружественных отношений со всеми странами ре-

гиона. Определенных успехов Москва добилась в налаживании связей с Саудовской Аравией, Сирией и Египтом.

Россия уделяет значительное внимание укреплению энергетического сотрудничества с государствами региона. В 2003 г. российские специалисты подключились к проекту по освоению недр Саудовской Аравии. В 2007 г. между «Стройтрансгазом» и государственной нефтяной компанией «Saudi Aramco» был подписан контракт на строительство нефтепровода «Шейба-Абкайк». Россия заинтересована и в иранских энергоресурсах, в частности, в экспорте отечественного энергетического оборудования и услуг и доступе российских компаний к иранской ресурсно-сырьевой базе страны. В августе 2003 г. в Москве было подписано соглашение по вопросам двустороннего сотрудничества в области нефти и газа. А в настоящее время «Газпром нефть» продолжает вести переговоры с Тегераном о работе на двух нефтяных иранских месторождениях - Азар и Шангуле.

Дальнейшее закрепление Турции в регионе может в некоторых аспектах затронуть позиции России на Ближнем Востоке. Появление в регионе амбициозной и энергичной Турции может несколько приостановить процесс налаживания отношений мусульманских стран с Россией. Россия должна уделить особое внимание действиям Турции по выходу на энергетические рынки региона. Получив доступ к энергоресурсам арабских стран, Анкара не только существенно сократит свою энергетическую зависимость от России, но будет способна составить конкуренцию для Москвы. В частности в качестве ресурсной базы для европейского проекта «Набукко» фигурируют, в основном, такие страны Ближнего и Среднего Востока, как Египет, Ирак, Иран и Катар.

Анкара способна предложить достаточно выгодные условия сотрудничества. Так, например, после ряда совместных турецко-сирийских учений некоторые обозреватели начали говорить о постепенном усилении влияния НАТО на сирийскую армию. И хотя арабские страны все еще рассматривают Россию как некоторый противовес США в регионе и развивают отношения с Турцией, как с перспективным партнером, а не как со страной - членом НАТО, все же подобные суждения в очередной раз доказывают необходимость наращивания активности России на Ближнем Востоке.

Успешное правление умеренных исламистов в Турции в течение десяти лет доказало, что мусульманская страна способна не только идти по пути демократизации, но и обладать значительным

политическим весом в глазах западного сообщества. Конечно же, нельзя говорить о том, что турецкий опыт должен рассматриваться в качестве образца для всего региона. Однако Турция способна вывести многие государства на европейские рынки, тем самым став не только энергетическим, но и политическим, культурным и даже, возможно, социальным мостом между Востоком и Западом.

Стоит еще раз коснуться текущей ситуации в Египте. Реакция государств на события в стране является лакмусовой бумажкой их ближневосточной политики. И нужно признать, что позиция России в этом вопросе выглядит крайне слабо. В то время как Турция встречается с временным правительством Египта, принимает у себя одну из наиболее влиятельных политических сил Египта - представителей организации «Братья-мусульмане» и проводит консультации с лидерами других стран региона о сотрудничестве по нормализации ситуации на Ближнем и Среднем Востоке, а также в Северной Африке, Россия продолжает придерживаться политики невмешательства.

Д. Медведев выразил официальную позицию нашей страны: «Россия надеется, что демократические процедуры в Египте будут восстановлены в полном объеме и для этого будут использованы все легитимные избирательные процедуры. Россия продолжит играть активную роль в международных усилиях по оказанию содействия этому процессу. Нашу страну и Египет связывает многолетняя история отношений стратегического партнерства. Мы активно развивали политические, экономические и гуманитарные контакты, и мы надеемся на их дальнейшее развитие и впредь». Но единственным конкретным действием вслед за этим заявлением можно назвать визит С И. Лаврова 20-21 марта в Египет и Алжир. В рамках встречи важнейшим вопросом была названа ситуация в Ливии. В этом же контексте были затронуты и вопросы, касающиеся революции в Египте. Однако в целом создается впечатление, что Россия пока не слишком заинтересована в установлении контактов с временным правительством страны.

Между тем представители НАТО предлагают послереволюционному Египту последовать турецкой модели выхода из кризиса. Европейские аналитики, отмечают, что под турецкой моделью в первую очередь понимаются демократизация страны и переход к умеренному исламу в политике и в обществе, и только потом экономическое чудо, сотворенное ПСР в начале своего правления. Некоторые турецкие исследователи также рассматривают такую возможность, но при этом отмечают, что Турции необходимо про-

вести для этого некоторые реформы: принять новую конституцию, защищающую граждан от произвола со стороны властей, понизить налоги для среднего и нижнего класса на бензин, еду и различного рода услуги, сделать бесплатными образование и медицину. Ведь для того, чтобы стать моделью для кого-то, нужно сначала навести идеальный порядок в своей стране. Есть и другие мнения на этот счет. Так, к примеру, девятый президент Турции Сулейман Деми-рель заявил, что Турция не может стать моделью ни для одной страны. «В каждой стране свои условия. В соответствии с ними формируются общие демократические принципы. И только ориентируясь на них, эти страны выбирают свои дальнейший путь».

Турция показала на деле, а не на словах, что она намерена увеличивать свое присутствие в регионе и свой политический вес. Это еще один повод для России пересмотреть свою позицию в отношении Ближнего и Среднего Востока.

В настоящий момент Анкара прилагает усилия по нормализации ситуации в Египте. Но даже их может оказаться недостаточно. Мусульманские страны очень настороженно относятся к вмешательству извне и предпочитают решать свои проблемы самостоятельно. Турции потребуется затратить значительные финансовые средства на проведение грамотной и взвешенной политики в регионе для урегулирования конфликтов и укрепления своих позиций. Вопрос лишь в том, располагает ли эта страна необходимыми ресурсами, и способна ли она поддерживать баланс сил на Ближнем Востоке в одиночку.

По словам А. Гюля, «Россия и Турция - две важнейшие страны региона, которые призваны внести весомый вклад в обеспечение в нем мира, стабильности, безопасности и сотрудничества». Турция и в дальнейшем будет стремиться к нормализации обстановки в регионе, к чему также стремится Россия. Возможно, именно совместные действия Анкары и Москвы в этом направлении будут наиболее плодотворны.

В настоящее время Россия ограничивается осторожной и, к сожалению, непоследовательной политикой в регионе, что, безусловно, не способствует повышению доверия к ней со стороны арабских партнеров. Можно сказать, что единственными способами укрепления позиций нашей страны на Ближнем Востоке яв-ляяются принятие последовательной, четкой и рациональной стратегии в отношении мусульманских стран и ее активное применение на практике.

«Интересы и позиции России в Азии и Африке

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.