Научная статья на тему 'Региональные и местные налоги в налоговой системе России'

Региональные и местные налоги в налоговой системе России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1959
297
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
налоги / налоговая система / налоговые органы / бюджетноналоговая структура. / taxes / tax system / tax authorities / fiscal structure.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Батракова Людмила Георгиевна, Кальсин Андрей Евгеньевич

В статье рассмотрены различные подходы к определению налоговой системы. К организационным принципам построения налоговой системы России отнесены: единство, стабильность, верховенство федеральных налогов, соотношение федеральных, региональных и местных налогов и др. Функционирование налоговой системы России можно проследить по балансу финансовых потоков между Федеральным Центром, регионами и муниципальными образованиями. Приведена схема взаимосвязи бюджетной и налоговой системы. Определены оптимальные требования иерархических систем к бюджетно-налоговой структуре.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Батракова Людмила Георгиевна, Кальсин Андрей Евгеньевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Regional and local taxes in the Russian tax system

The article deals with different approaches to the definition of the tax system. The organizational principles of the Russian tax system include: unity, stability, supremacy of federal taxes, the ratio of federal, regional and local taxes, etc. The functioning of the Russian tax system can be traced by the balance of financial flows between the federal center, regions and municipalities. The scheme of interrelation of budget and tax system is resulted. The optimal requirements of hierarchical systems to the fiscal structure are determined.

Текст научной работы на тему «Региональные и местные налоги в налоговой системе России»

ЭКОНОМИКА

DOI 10.24411/2658-428Х-2019-10510 УДК 336.2

Л. Г. Батракова https://orcid.org/0000-0003-2356-3511 А. Е. Кальсин https://orcid.org/0000-0002-5419-7588

Региональные и местные налоги в налоговой системе России

В статье рассмотрены различные подходы к определению налоговой системы. К организационным принципам построения налоговой системы России отнесены: единство, стабильность, верховенство федеральных налогов, соотношение федеральных, региональных и местных налогов и др. Функционирование налоговой системы России можно проследить по балансу финансовых потоков между Федеральным Центром, регионами и муниципальными образованиями. Приведена схема взаимосвязи бюджетной и налоговой системы. Определены оптимальные требования иерархических систем к бюджетно-налоговой структуре.

Ключевые слова: налоги, налоговая система, налоговые органы, бюджетно-налоговая структура.

ECONOMICS

L. G. Batrakova, A. E. Kal'sin

Regional and local taxes in the Russian tax system

The article deals with different approaches to the definition of the tax system. The organizational principles of the Russian tax system include: unity, stability, supremacy of federal taxes, the ratio of federal, regional and local taxes, etc. The functioning of the Russian tax system can be traced by the balance of financial flows between the federal center, regions and municipalities. The scheme of interrelation of budget and tax system is resulted. The optimal requirements of hierarchical systems to the fiscal structure are determined.

Key words: taxes, tax system, tax authorities, fiscal structure.

Налоговая система страны является сложным социально-экономико-правовым образованием.

В Российской Федерации она начала формироваться в декабре 1991 года после распада СССР. Тогда

© Батракова Л. Г., Кальсин А. Е., 2019

36

Л. Г. Батракова, А. Е. Кальсин

был принят закон «Об основах налоговой системы РФ», который вводил в действие новые налоги и сборы, к примеру, НДС, подоходный налог, акцизы на алкогольную и табачную продукцию и другие.

Современной российской экономике остро не хватает собственных научных сил, школ в налогообложении, способных значительно усовершенствовать действующую налоговую систему, спрогнозировать экономические и социальные последствия от проведения в жизнь тех или иных реформ в этой области.

Прежде чем обосновывать необходимость формирования оптимальной структуры налоговой системы, рассмотрим ее качественные характеристики. Мы полагаем, что налоговую систему можно трактовать в узком и в широком смысле слова.

Налоговая система в узком смысле - это совокупность налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей, взимаемых в установленном порядке.

В соответствии с Налоговым кодексом РФ налоговую систему РФ формируют [1, 2]:

1) виды налогов и сборов и законодательство о налогах и сборах, а также нормативные правовые акты о налогах и сборах;

2) принципы налоговой политики государства, и, в частности, принципы налогового законодательства;

3) общие правила исполнения обязанности по уплате налогов и сборов;

4) налоговые органы, таможенные органы, органы государственных внебюджетных фондов;

5) налогоплательщики, налоговые агенты и плательщики сборов.

Согласно статье 30 Налогового Кодекса РФ, налоговая система в широком смысле, помимо совокупности налогов, сборов, пошлин, обязательных платежей и установленного порядка их взимания, включает: Федеральную налоговую службу; государственные налоговые инспекции по республикам в составе Российской Федерации, краям, областям, автономным образованиям, районам, городам (за исключением городов районного подчинения) и районам в городах, которые являются юридическими лицами, имеют самостоятельную смету расходов, текущие счета в учреждениях банков, печати с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием (с 9.09.04 г. Федеральная налоговая служба) [4, 5].

В соответствии с Налоговым Кодексом РФ, полномочиями налоговых органов обладают таможенные органы и органы государственных внебюджетных фондов. Представительные органы власти субъектов Федерации и местного самоуправления самостоятельно принимают решения о введении на их территории региональных и местных налогов, определяют налого-

Региональные и местные налоги в налоговой системе России

37

вые льготы, ставки налогов в пределах, установленных Налоговым кодексом, порядок и сроки уплаты налогов, а также формы отчетности по ним [1, 2].

Действующая система налогов и сборов России и принципы ее организации определены Налоговым кодексом Российской Федерации. В настоящее время происходит активный процесс совершенствования налоговой системы.

Налоговая система Российской Федерации является трехуровневой, состоящей из федеральных, региональных и местных налогов и сборов. Ведущее место, как по количеству, так и по удельному весу в общей сумме налогов занимают федеральные налоги. Процесс совершенствования налоговой системы бесконечен, так как каждый новый этап развития общества имеет свои приоритеты экономического развития.

Важной проблемой при построении оптимальных налоговых систем является вопрос о достижении равновесия между экономической сущностью налога, и практическими формами его взимания в реальной жизни.

Концепция естественного порядка в налогообложении изложена в научных работах, в частности в «Политической арифметике» английского экономиста У. Петти (1623-1687). Политэкономом и философом А. Смитом (1723-1790) была создана теория налогообложения, основные принципы которой не потеряли своего значения и

до нашего времени. Они изложены А. Смитом в четырех основных правилах:

— справедливость - утверждает всеобщность налогообложения и равномерность его распределения соответственно доходов;

— определенность - время уплаты налога, способ и сумма платежа должны быть точно и заранее известны плательщику и не зависеть от субъективных факторов;

— удобство - каждый налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые наиболее удобны для плательщика;

— экономия (рациональность) -любой налог должен взиматься таким образом, чтобы из доходов плательщика изымалось как можно меньше сверх того, что поступает в государственную казну.

Наряду с принципами А. Смита, основу построения современных налоговых систем определяют также принципы, разработанные А. Вагнером. В соответствии с теорией коллективных потребностей, на первую позицию в налогообложении он поставил принципы достаточности и эластичности. Именно благодаря этим принципам налогообложение стало системой, которая начала учитывать интересы и налогоплательщика, и государства.

Правовые принципы организации налоговой системы закреплены в налоговом законодательстве, а также системой таможенного, арбитражного, уголовного, административного законодательства, меж-

38

Л. Г. Батракова, А. Е. Кальсин

государственными и внутригосударственными налоговыми договорами.

К организационным принципам построения современной налоговой системы России относятся:

— единство;

— стабильность;

— верховенство федеральных налогов;

— соотношение прямых и косвенных налогов;

— соотношение федеральных, региональных и местных налогов;

— широта применения налоговых льгот, их цели и характер;

— гибкость налоговой системы;

— прозрачность и простота налоговой системы - методы исчисления по каждому виду налога должны быть понятными и простыми;

— степень единообразия для различного рода налогоплательщиков.

В настоящее время предметом дискуссии по поводу налоговой политики выступают принципы стабильности и гибкости. В частности, доктор экономических наук, профессор А. И. Крисоватий указывает на то, что оптимальное налогообложение должно базироваться на научных основах построения фискальных взаимоотношений налогоплательщиков и государства. Ученый-экономист, академик НАН Украины В. П. Вишневский в монографии «Налогообложение: теории, проблемы, решения» выделяет современные принципы налогообложения, которые должны учитывать:

новую роль государства в смешанной экономике; особенности демократического механизма принятия фискальных решений; трансформацию налоговой базы; расходы, связанные с организацией процесса взимания налогов [6].

В ряде критериев налогообложения, которые характеризуют влияние налогов на экономику в целом, находится и критерий гибкости -способность налога адекватно реагировать на динамику макроэкономических процессов. На наш взгляд, учет достижений финансовой науки прошлого имеет большое практическое значение и используется современными учеными при формировании определенных групп принципов налогообложения.

Функционирование налоговой системы России и направления ее развития можно проследить по балансу финансовых потоков между Федеральным Центром, регионами и муниципальными образованиями, поскольку бюджет РФ имеет три уровня: федеральный, региональный и местный. Баланс финансовых потоков между Федеральным Центром и регионами двух противоположных направлений отражает: доходы, поступающие на федеральный уровень с территорий субъектов федерации, и расходы, осуществляемые Центром в регионах. Аналогичная картина - по балансу финансовых потоков двух противоположных направлений между региональным уровнем и местным.

Региональные и местные налоги в налоговой системе России

39

Правительство Российской Федерации направляет в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации и Счетную палату Российской Федерации полную информацию о перечислении средств из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации бюджетам соответствующих субъектов Российской Федерации и из Фонда компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации.

Остановимся подробнее на тех принципах налогообложения, с которыми, на наш взгляд, наиболее тесно связаны узловые проблемы оптимизации налоговой системы России.

Современная налоговая система России претерпела множество изменений за последнее десятилетие. Эти изменения были вызваны необходимостью создания налоговой системы, наиболее способствующей выходу из экономического кризиса, стимулирующей экономическое развитие и соответствующей рыночным отношениям. В силу этого в настоящее время она является достаточно динамичной. Реализация принципа стабильности в налоговой системе России состоит в том, что налоги и их элементы не должны, тем не менее, часто пересматриваться. Для этого налоговая система должна обеспечивать примерную экономическую равноцен-

ность и самодостаточность региональных и местных уровней.

Отметим, что налоговые системы федеративных государств имеют общие черты. Одна из этих черт иерархичность всех структур, образующих налоговую систему, которая объясняется принципом единства, лежащим в основе построения налоговых систем. Принцип единства в налоговой системе России также отражается в ее иерархичности. В связи с этим важное значение для нее имеет наличие управляющих (командных подсистем).

Иерархическая система обеспечивает высокий уровень организации и является наиболее экономной. Для наглядного описания иерархических структур, как известно, необходимо применение графов. Важной особенностью структурного графа, представляющего систему, является число возможных путей, по которым можно пройти от одной вершины к другой. Чем больше таких путей, тем совершеннее структура и ее надежность.

Представим налоговую систему во взаимосвязи с бюджетной системой. Для этого налоговую систему РФ представим в виде структурного графа (рис. 1). Развернутая схема бюджетной и налоговой системы в их взаимосвязи представлена на рисунках 3 и 4.

40

Л. Г. Батракова, А. Е. Кальсин

Федеральные налоги Региональные налоги Местные налоги

Рис. 1. Структурный граф налоговой системы

Бюджетная система РФ также является трехуровневой (рис. 2).

Рис. 2. Структурный граф бюджетной системы

Региональные и местные налоги в налоговой системе России

41

Налоговая система

Бюджетная систем (доходная часть)

I

I

Федеральные налоги

Консолидированный бюджет

Федеральный бюджет (доходная часть)

Бюджеты субъектов федерации

Региональные налоги

]

Местные налоги

Местные бюджеты (доходная часть)

Рис. 3. Взаимосвязь налоговой и бюджетной системы Федеральный бюджет

Федеральные

налоги

Региональные налоги

Местные налоги

Бюджеты субъектов федерации

Рис. 4. Структурный граф взаимосвязи налоговой и бюджетной системы

42

Л. Г. Батракова, А. Е. Кальсин

Иерархическая структура, в которой имеется, по крайней мере, одна управляющая и одновременно подчиненная подсистема, называется многоуровневой, то есть, структура является иерархической, если ее граф является деревом [3, с. 40].

Избыточность взаимосвязей налоговой и бюджетной систем обеспечивает надежность бюджетно-налоговой структуры. Известно, что разрушение 90 % нервных связей головного мозга субъективно не ощущается и не влияет на поведение. Однако, может существовать и бесполезная избыточность, которая в структурном графе изображается в виде петель: одна из позиций через серию связей и других позиций (дуг и вершин) замыкается на себя, не имея побочного выхода.

Наличие петель означает нерациональное устройство системы, ее неэкономичность. Множество подсистем, входящих в петлю, образует изолированную подсистему, поэтому обычно петли можно удалять из структуры без ущерба для функциональных и информационных свойств.

По нашему мнению, к оптимальным иерархическим системам, представляющим собой структуру, должны предъявляться следующие требования:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— каждая подсистема должна быть либо управляющей, либо подчиненной, либо по отношению к

различным подсистемам выполнять оба требования одновременно;

— при этом должна быть только одна подчиненная подсистема;

— существует одна и только одна управляющая подсистема;

— любая подчиненная подсистема должна непосредственно взаимодействовать только с одной управляющей.

Стабильность бюджетно-

налоговой системы РФ определяется во многом стабильностью налоговых связей между бюджетами разных уровней. Однако, поскольку в условиях рыночной экономики все виды налогов на всех уровнях государственной власти формируют превалирующую часть доходов бюджетов, то для обеспечения принципов стабильности разделение налогов по уровням власти необходимо проводить с учетом самодостаточности налоговых доходов каждого уровня власти. При этом сбалансированность бюджетно-налоговой системы должна обеспечиваться снизу-вверх, то есть бездефицитными, в первую очередь, должны быть местные бюджеты, затем бюджеты субъектов Федерации, и, наконец, федеральный бюджет.

Совершенствование российской налоговой системы сопряжено с внедрением современных ИТ-технологий, позволяющих снижать время обработки значительных массивов отчетности.

Региональные и местные налоги в налоговой системе России

43

Библиографический список

1. Болатаева, А. А. Налоговая система РФ: актуальные проблемы и пути совершенствования современной налоговой системы [Текст] / А. А. Болатаева // Научные Известия. 2017. - № 6. - С. 41-45.

2. Воробьева, Е. В. Налоговая система России: основные направления модернизации [Текст] / Е. В. Воробьева // Вестник образовательного консорциума Среднерусский университет. Серия: Экономика и управление. - 2017. - № 9. - С. 75-76.

3. Кальсин, А. Е. Сетевая конструкция налогового механизма в экономике опережающего развития [Текст] // Институциональные основы экономики опережающего развития: материалы международной научно-практической конференции (18 марта 2019 г.) / под науч. ред. Л. Г. Батраковой. - Ярославль : РИО ЯГПУ, 2019. - С. 35-42.

4. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая: Постатейный комментарий // Под общей ред. В. И. Слома. - М. : Издательство «Статус», 1999;

5. Налоговый кодекс Российской Федерации: Часть вторая от 05.08.2000г. № 117-ФЗ.

6. Налогообложение: теории, проблемы, решения [Текст] / В. П. Вишневский, А. С. Веткин, Е. Н. Вишневская и др. ; под общ. ред. В. П. Вишневского. - Донецк : ДонНТУ ИЭП НАН Украины, 2006. - 504 с.

Bibliograficheskij spisok

1. Bolataeva, A. A. Nalogovaja sistema RF: aktual'nye problemy i puti so-vershenstvovanija sovremennoj nalogovoj sistemy [Tekst] / A. A. Bolataeva // Nauch-nye Izvestija. 2017. - № 6. - S. 41-45.

2. Vorob'eva, E. V Nalogovaja sistema Rossii: osnovnye napravlenija modernizacii [Tekst] / E. V Vorob'eva // Vestnik obrazovatel'nogo konsorciuma Srednerusskij univer-sitet. Serija: Jekonomika i upravlenie. - 2017. - № 9. - S. 75-76.

3. Kal'sin, A. E. Setevaja konstrukcija nalogovogo mehanizma v jekonomike ope-rezhajushhego razvitija [Tekst] // Institucional'nye osnovy jekonomiki operezha-jushhego razvitija: materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii (18 marta 2019 g.) / pod nauch. red. L. G. Batrakovoj. - Jaroslavl' : RIO JaGPU, 2019. -S. 35-42.

4. Nalogovyj kodeks Rossijskoj Federacii. Chast' pervaja: Postatejnyj kom-mentarij // Pod obshhej red. V. I. Sloma. - M. : Izdatel'stvo «Status», 1999;

5. Nalogovyj kodeks Rossijskoj Federacii: Chast' vtoraja ot 05.08.2000g. № 117-

FZ.

6. Nalogooblozhenie: teorii, problemy, reshenija [Tekst] / VP. Vishnevskij, A. S. Vetkin, E. N. Vishnevskaja i dr. ; pod obshh. red. V P. Vishnevskogo. - Doneck : DonNTU, IJeP NAN Ukrainy, 2006. - 504 s.

44

Л. Г. Батракова, А. Е. Кальсин

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.