Научная статья на тему 'Роль и место налоговой политики в воспроизводственном процессе'

Роль и место налоговой политики в воспроизводственном процессе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
319
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
финансовая политика / налоговая политика / налоговая система / система налогов и сборов / налоговое регулирование. / financial policy / tax policy / tax system / tax regulation.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шипеев Яков Георгиевич

В статье рассматривается влияние налоговой политики на воспроизводственный процесс, определяется место налоговой политики в структуре государственной политики Российской Федерации, выделяется главная функция налоговой политики, с новой позиции рассматривается система налогов и сборов в России. Автор делает вывод, что основная доля поступления налогов в бюджет осуществляется за счет бизнеса, вследствие этого государству следует обеспечить более выраженную взаимосвязь между политикой на макрои микроуровнях для обеспечения уверенности бизнеса в стабильном воспроизводстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROLE AND PLACE OF TAX POLICY IN REPRODUCTION PROCESS

In article influence of tax policy on reproduction process is considered, the place of tax policy in structure of state policy of the Russian Federation is defined, the main function of tax policy is allocated, from a new position the system of taxes and fees in the Russian Federation is considered. The author draws a conclusion that the main share of receipt of taxes in the budget is carried out due to business thereof the state should provide more expressed interrelation between policy on macroand microlevels for ensuring confidence of business in stable reproduction.

Текст научной работы на тему «Роль и место налоговой политики в воспроизводственном процессе»

ной организации // Теория и практика общественного развития. 2016. № 2. С. 72-74.

10. Теньковская С.А., Власов А.В. Дефицит квалифицированного персонала как одна из важнейших проблем российского нефтесервиса // Общество: политика, экономика, право. 2016. № 11.С. 89-93.

11. Федорова Н.П. Современные способы формирования мониторинговых показателей / Н.П. Федорова [и др.] // Научные труды Кубанского гос. технол. ун-та. 2015. № 11. С. 266-292.

12. Шапошникова Т.Л. Диагностика сфор-мированности компетенций / Т.Л. Шапошникова [и др.] // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2015. № 3 (121). С. 180-184.

13. Шапошникова Т.Л., Подольская О.Н.,

Пастухова И.П. Современные модели и методы диагностики конкурентоспособности выпускника вуза // Научные труды Кубанского гос. технол. ун-та. 2016. № 8. С. 385-398.

14. Abulkasim M.I.M., Mutalib M.A., Abdu-laziz A.M., Ibrahim M. The Impact of Human Resource Management (HRM) Practices on Labor Productivity in Libyan National Oil Corporations: The Mediating Role of Social Skills / Mediterranean Journal of Social Sciences. 2016. Vol. 7. No 2. Р. 201-211.

15. AhmedS, AhmadF.B., JoarderM.H.R. HRM Practices-Engagement-Performance Relationships: A Conceptual Framework for RMG Sector in Developing Economy / Mediterranean Journal of Social Sciences. 2016. Vol. 7. No 4. Р. 87-95.

ШАПОШНИКОВ Валерий Леонидович - кандидат физико-математических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета и информационных технологий. Краснодарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Краснодар. E-mail: [email protected].

АРТАМКИН Антон Сергеевич - старший преподаватель кафедры менеджмента и торгового дела. Краснодарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Краснодар. E-mail: [email protected].

ХОРОШУН Кристина Вячеславовна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры экономики и финансового менеджмента. Кубанский государственный технологический университет. Россия. Краснодар. E-mail: [email protected].

SHAPOSHNIKOV, Valery Leonidovich - Candidate of Physical and Mathematical Sciences, Associate Professor of the Department of Accounting and Information Technologies. Krasnodar Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Krasnodar. E-mail: [email protected].

ARTAMKIN, Anton Sergeyevich - Senior Teacher of the Department of Management and Trade Business. Krasnodar Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Krasnodar. E-mail: [email protected].

HOROSHUN, Christina Vyacheslavovna - Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Economics and Financial Management. Kuban State Technological University. Russia. Krasnodar. E-mail: [email protected].

УДК 336.02

РОЛЬ И МЕСТО НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ В ВОСПРОИЗВОДСТВЕННОМ ПРОЦЕССЕ

Я.Г. Шипеев

В статье рассматривается влияние налоговой политики на воспроизводственный процесс, определяется место налоговой политики в структуре государственной политики Российской Федерации, выделяется главная функция налоговой политики, с новой позиции рассматривается система налогов и сборов в России. Автор делает вывод, что основная доля поступления налогов в бюджет осуществляется за счет бизнеса, вследствие этого государству следует обеспечить более выраженную взаимосвязь между политикой на макро- и микроуровнях для обеспечения уверенности бизнеса в стабильном воспроизводстве.

Ключевые слова: финансовая политика; налоговая политика; налоговая система; система налогов и сборов; налоговое регулирование.

Ya.G. Shipeev. ROLE AND PLACE OF TAX POLICY IN REPRODUCTION PROCESS In article influence of tax policy on reproduction process is considered, the place of tax policy in structure of state policy of the Russian Federation is defined, the main function of tax policy is allocated, from a new position the system of taxes and fees in the Russian Federation is considered. The author draws a conclusion that the main share of receipt of taxes in the budget is carried out due to business thereof the state should provide more expressed interrelation between policy on macro- and microlevels for ensuring confidence of business in stable reproduction.

Keywords: financial policy; tax policy; tax system; tax regulation.

Определение роли и места налоговой политики в воспроизводственном процессе на протяжении долгого времени составляет актуальный дискурс отечественного налоговедения. Рассматривая вопросы взаимовлияния налоговой политики и воспроизводства, приходим к выводу об отсутствии четкого понимания смысловой и уровневой принадлежности налоговой политики в системе экономической политики государства, о наличии неоднозначного понимания системы налоговой политики и ее элементов. Вместе с тем такие пробелы в теории налогообложения ведут к практическим ошибкам в процессе разработки стратегии и тактики налоговой политики, соответствующей конкретному характеру воспроизводственного процесса.

Сделаем попытку систематизировать виды государственной политики в области экономики и определить в ней место налоговой политики. Четкая взаимосвязь государственной политики с финансово-бкзджетной и налоговой политикой наглядно может быть отражена схемой, га)eдcаaвланнoйка р нсунке.

Фоccмaаpивая данную схему, следует помнить, что налоговая политика подразделяет-

ся на макро- и микроуровни, причем не всегда взаимосвязанные: налоговая политика на макроуровне зависима от государственной налоговой политики без наличия реальной обратной зависимости; налоговая политика на микроуровне осуществляется практически параллельно с государственной, соприкасаясь с ней лишь в случае осуществления фискальных целей (имеется в виду момент изъятия налогов в государственный бюджет).

На государственном уровне решаются задачи в области планирования и прогнозирования налоговых платежей в бюджетную систему РФ, разрабатываются и принимаются законодательные акты в области бюджетно-налоговой политики, вносятся изменения и поправки в действующее налоговое законодательство, формируются меры, повышающие эффективность налоговой системы РФ и др. Состоятельность государственной налоговой политики определяется по ее результату - наполнению бкижета динажсоши ресурсами. Таким образом, на макроуровне налоговая политика прежде нсссн сыемлняеп фискшп^ю функцию. Такая трактовка макроэкономического уровня налоговой политики достаточно очевидна.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА

I этап

. Финансовая политика м-► Бюджетная политика

II этап

Налоговая политика (Н1 / \

III этап

НП на макроуровне -^ НП^а микроуровне

Фискальная функция Политика в налогообложении .

(учетная политика организации, г наноговоИпнанирование)

* V - б ,

-- изъятие налогов в казну оптимизация налоговой базы у

распределение налоговых доходов инструменты НП

по уровням бюджетной системы

Место налоговой политики в структуре государственной политики

82

Вестник Российского УНИВЕРСИТЕТА КООПЕРАЦИИ. 2017. № 4(30)

Несколько сложнее определить сущность налоговой политики на микроуровне, поскольку хозяйствующие субъекты, с одной стороны, самостоятельно используют инструменты налогового законодательства в целях оптимизации налоговых обязательств; с другой стороны, инструменты, которыми оперируют на этом уровне, являются частью налогового механизма государственной политики в области налогообложения, имеется в виду - законодательно предусмотренные льготы, вычеты, специальные налоговые режимы, инвестиционный кредит и др. Так возникает основное противоречие между интересами государства и бизнеса: государство заинтересовано в развитии бизнеса в силу своих фискальных интересов, бизнес же не имеет прямой заинтересованности в уменьшении своей прибыли, уплачивая налоги. Практической взаимосвязи между уровнями налоговой политики в силу наличия данного противоречия не прослеживается, тем не менее ясно, что налоговая политика на всех уровнях является составной частью финансово-бюджетной политики государства.

Уточнить уровневую взаимосвязь ннного-вой политики возможно, используя следующий минимальный набор показателей, представленный в табл. 1.

Итак, содержание показателей налоговой

политики на макро- и микроуровнях существенно различаются.

Для относительного выравнивания (мы понимаем, что идеальных налоговых отношений между фискалами и народом быть не может) интересов государства и налогоплательщиков используется такой инструмент налоговой политики, как налоговое регулирование. В научном мире существуют различные взгляды на категорию «налоговое регулирование».

Все существующие теории влияния налогов на экономическое состояние общества не отрицают, что главная цель налогового воздействия состоит в стимулировании или дестиму-лировании деятельности хозяйствующих субъектов, обеспечении доходной части бюджета, поддержании высоких темпов развития народного хозяйства.

Таким образом, следующей значительной функцией налоговой политики государства является регулирующая функция, которую мы определяем как «экономическое воздействие на воспроизводственные процессы посредством налогового механизма с целью балансирования бюджета, саморегулирования внутрина-логовых отношений» [10, с. 19].

Немаловажную регулирующую роль играет сама налоговая система, применяемая в том или ином государстве. От эффективности

Таблица 1

Взаимосвязь уровней налоговой политики

Показатели НП на макроуровне НП на микроуровне

Государственная НП Хозяйствующие субъекты Домашние хозяйства

Цели НП* Бесперебойное обеспечение налоговыми поступлениями бюджетов различных уровней (федеральный, региональный и муниципальные бюджеты) Оптимизация налоговой базы Минимизация налоговых обязательств (имеется в виду повсеместная неуплата налогов физлицами (не предори-нимателями), например от сдачи в наем квартир, иных помещений, оказания бытовых услуг на дому)

Субъект НП Государство в лице законодательных органов Руководители хозяйствующих субъектов, собственники бизнеса Физические лица, необязательно родственники, объединенные в семью. Физические лица, имеющие личное хозяйство (например физические лица, владеющие недвижимо стью)

Объект НП Налоговая система государства Налоговые обязательства хозяйствующего субъекта Налоговые обязательства семьи, физических лиц

Ожидаемые результаты от реализации НП В идеале - бездефицитный бюджет Получение прибыли Повышение уровня жизни, пенсионное обеспечение

*НП - налоговая политика

функционирования налоговой системы государства зависят процессы, происходящие в системе воспроизводства.

Экономическую модель налоговой системы еще в XVIII в. в своем «Исследовании о природе и причинах богатства народов» предложил Адам Смит [11], выделив основные принципы налогообложения, которые в том или ином виде до сих пор применяются в построениях налоговых систем большинства государств: налоги должны платить все граждане, каждый соответственно своему доходу; уплачиваемый налог фиксированный, не изменяющийся произвольно; любой налог должен уплачиваться в такой форме, которая наименее стеснительна для плательщиков; налог должен устанавливаться по принципу справедливости.

Определение понятия «система налогов» дано в энциклопедическом словаре под ред. Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона: «совокупность налогов, находящихся во взаимосвязи между собою и классифицированных по тем или иным признакам и основаниям, представляет собой то, что называется системою налогов.... Только путем комбинирования различных видов обложения, из которых каждый захватывает иную область доходов или пользуется иными приемами для определения податной силы плательщика, возможно разрешить практически основную задачу правильного обложения; но это разнообразие и множественность налогов не должны быть беспорядочными, и в основании налогов должно лежать систематическое единство» [15].

Вопросами построения налоговой системы в России в начале XIX в. занимался ученый, публицист Н.И. Тургенев. В своем труде «Опыт теории налогов» [16] автор дает такое определение налогам: «Налоги суть средства к достижению цели общества или государства, т.е. той цели, которую люди себе предполагают при соединении своем в общество или при составлении государства». В зависимости от источника налогов Н.И. Тургенев выделял: налоги с дохода от земли; с дохода от капиталов; с самих капиталов; с дохода от заработной платы; со всех выше упомянутых источников доходов без исключения. Таким образом, он выделял пять видов налогов, которые должны были составить основу налоговой системы России. Современным налоговым законодательством РФ предусмотрены аналогичные налоги: земельный налог, налог на прибыль организаций, НДФЛ, уплата единого налога.

Первое законодательно установленное определение налоговой системы РФ было дано в Законе РСФСР от 27.03.1991 г. «Об основах

налоговой системы РФ» [2]: «Налоговая система есть совокупность налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей, взимаемых в установленном порядке» (ч. 2 ст. 2 Закона). Содержание определения созвучно с понятием не налоговой системы, а системы налогов. В такой трактовке понимание налоговой системы сводилось к совокупности обязательных платежей, не рассматривались прочие элементы налоговой системы, а тем более связь между ними, что противоречило самому пониманию системы как таковой.

С введением с 1 января 1999 г. Налогового кодекса РФ понятие «налоговая система» перестало использоваться. Первая глава Налогового кодекса, не определив понятие «система налогов и сборов», закрепила лишь структуру этой системы, в то время как для реализации налоговой политики важно понимать, что экономическое содержание терминов «налоговая система» и «система налогов и сборов» различно, система налогов и сборов - один из значительных элементов налоговой системы, однако характер налоговой системы можно изменить, не изменяя совокупности системы налогов и сборов.

Приведем наиболее точные, на наш взгляд, определения этих понятий в трактовке современных ученых-налоговедов:

«Налоговая система - совокупность существующих в данный момент в конкретном государстве существенных условий налогообложения...» [15, с. 77].

«Налоговая система - это взаимосвязанная совокупность налогов и сборов, сложившаяся в данном государстве под воздействием социально-политических, экономических, финансовых условий. Система налогов и сборов представляет собой совокупность налогов и сборов, взимаемых в установленном порядке на территории России» [7].

«Налоговая система - это совокупность налогов, принципов, форм и методов их становления, изменения и отмены, уплаты и применения мер по их уплате, осуществления налогового контроля, а также привлечения к ответственности за нарушение налогового законодательства» [14, с. 607].

Л.Н. Лыкова рассматривает налоговую систему, во-первых, как «взаимосогласованную совокупность налогов, сборов и иных обязательных платежей, используемых для финансирования государственного бюджета, местных бюджетов и внебюджетных фондов; во-вторых, как систему законов, указов и подзаконных нормативных актов, регулирующих порядок исчисления и уплаты в бюджет раз-

личных налогов, сборов и иных налоговых платежей; в-третьих, как систему государственных институтов, обеспечивающих принятие законов и иных нормативных актов, администрирование налогов в соответствии с нормативными актами и контроль за своевременностью и правильностью уплаты налогов»

[5, с. 82].

В.Г. Пансков упрощает вышесформули-рованное определение налоговой системы до «совокупности предусмотренных налогов,

принципов, форм и методов их установления, изменения или отмены, уплаты и применения мер по обеспечению их уплаты, осуществления налогового контроля, а также привлечения к ответственности за нарушение налогового законодательства» [10, с. 124].

Краткое, но по сути верное определение дает С.Г. Пепеляев: «Налоговая система - это совокупность установленных в государстве существенных условий налогообложения... Система налогов - это совокупность отдельных на-

Таблица 2

Группировка налоговых платежей по их месту в системе общественного воспроизводства

Группы налогов в зависимости от стадий воспроизводства Виды налогов Источник уплаты налога/ экономические агенты

1. Налоги на производство, распределение и обмен Налог на прибыль организаций Прибыль/организации

Налог на доходы физических лиц Доходы/физлица, налоговые агенты

Страховые взносы во внебюджетные фонды Себестоимость товаров (работ, уснуг)/Дизлица, налоговые агенты

Налог на имущество организаций Себестоимость товаров (работ, услу^/организации

Налог на имущество физических лиц Доходы/физлица

Упрощенная система налогообложения Прибыль/ организации, предприниматели

Единый налог, взимаемый при применении системы налогообложения для сельскохозяйственных производителей Прибыль/ организации, предприниматели

Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности Вмененный доход/ организации, предприниматели

Патентная система налогообложения Вмененный доход/ предприниматели

Налог на добычу полезных ископаемых Себестоимость товаров (работ, услуг)/ организации, предприниматели

Налог на игорный бизнес Прибыль/ организации, предприниматели

Транспортный налог Себестоимость товаров (работ, услуг)/ организации, предприниматели, физлица

Земельный налог Себестоимость товаров (работ, услуг)/ организации, предприниматели, физлица

Сборы за пользование объектами животного мира и объектами водных биологических ресурсов Себестоимость товаров (работ, услуг)/ организации, предприниматели

Водный налог Прибыль/ организации, предприниматели

2. Налоги на потребление Налог на добавленную стоимость Валовой доход (выручка)/ организации, предприниматели

Акцизы Валовой доход (выручка)/ организации, предприниматели

Таможенные пошлины Себестоимость товаров (работ, услуг)/ организации, предприниматели

Государственная пошлина Себестоимость товаров (работ, услуг) - для организаций; доходы - для физических лиц

Таблица 3

Группировка налоговых доходов бюджета РФ по их доле в ВВП и консолидированном бюджете РФ

за 2014-2016 гг. (млрд руб.) [9]

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Показатели Годы в % к ВВП

2014 2015 2016 2014 2015 2016

1 группа налоговых платежей 6338,0 9918,1 10191,0 8,9 12,3 11,8

2 группа налоговых платежей 10539 8706,4 8655,0 14,7 10,8 10,0

Всего налоговых платежей 16877 20 004 18846 23,6 23,1 21,8

Доля групп НП в доходах бюджета 1 гр. 2 гр. 1 гр. 2 гр. 1 гр. 2 гр. налоговые платежи

37,6 62,4 49,5 43,05 54,0 45,9

логов, обладающих организационно-правовым и экономическим единством» [6, с. 262].

С.В. Барулин видит налоговую систему как «закрепленную в налоговом законодательстве комбинацию налоговых форм и видов налоговых платежей, элементов, принципов и методов налогообложения, а также прав, обязанностей, ответственности субъектов налоговых отношений» [3].

Таким образом, в настоящее время учены-ми-налоговедами делаются попытки научно обосновать и сформулировать определения рассматриваемых категорий для законодательного закрепления в НК РФ. Взгляды ученых совпадают в том, что налоговая система имеет существенно более широкое содержание, чем система налогов. Система налогов является лишь совокупностью установленных в России федеральных, региональных и местных налогов (ст. 12-15 НК РФ). Несмотря на то что представленные определения являются не новыми и всем известными, они требуют научной обоснованности и точности формулировки.

Приступая к анализу налоговой системы России, необходимо сгруппировать налоги в зависимости от их роли в системе общественного воспроизводства. Предлагаемая группировка налогов существенно отличается от традиционного разделения налоговых платежей и сборов по уровням бюджетов РФ на подоходные и имущественные, прямые и косвенные. Данная классификация имеет своей целью показать динамику налогового бремени в процессе воспроизводства с точки зрения его перемещения на те или иные источники уплаты налогов, экономических агентов. [Любая классификации условна, так как не всегда одни и те же виды налоговых платежей могут быть одновременно отнесены к той или иной группе. Например, специальные налоговые режимы упоминаются в разделе VIII.I НК РФ как система налогообложения для малого и среднего бизнеса. В связи с этим возможно их выделение в отдельную группу налогов.]

Ключевым параметром группировки системы налогов для целей формирования и оценки налоговой политики является группировка налогов по их месту в системе общественного воспроизводства. Целесообразно распределить налоговые платежи по двум основным группам: 1) налоги на производство, распределение и обмен, включающие в себя все прямые налоги и 2) налоги на товары и услуги, а также таможенные пошлины и иные налоги на импорт (табл. 2).

Используя предложенную группировку, возможно проанализировать влияние каждой группы налогов на воспроизводственный процесс (табл. 3).

ВВП России составил в 2014 г. 71,4 трлн руб., в 2015 г. - 80,4 трлн руб., в 2016 г. - 85,8 трлн руб. [13]. Таким образом, динамика налоговых доходов за 2014-2016 гг. качественно менялась. Так, в 2015-2016 гг. наблюдается явное преимущество 1-й группы налоговых платежей в формировании доходной части государственного бюджета. Параллельно происходит падение доли налоговых платежей 2-й группы к ВВП - с 14,7 % в 2014 г. до 10 % в 2016 г., причем падение происходит за счет уменьшения экспортных пошлин: в 2014 г. поступило таможенных пошлин 7008,14 млрд руб., в 2015 г. - 4433,26 млрд руб. и в 2016 г. -4360,50 млрд руб. [9].

Анализ показал, что основная доля поступления налогов в бюджет осуществляется за счет бизнеса. Означает ли это, что бизнес состоятелен? В любом случае государству следует обеспечить более выраженную взаимосвязь между политикой на макро- и микроуровнях для обеспечения уверенности бизнеса в стабильном воспроизводстве.

Думается, что предложенные толкование смысловой и уровневой принадлежности налоговой политики в системе экономической политики государства, трактовка и подходы к характеристикам некоторых элементов налоговой политики позволят обеспечить формирование налоговой политики, наиболее соответст-

вующей современному этапу воспроизводства в Российской Федерации.

Список литературы

1. Налоговый кодекс Российской Федерации (в актуальной редакции). URL: http://www.consul-tant.ru/document/cons_doc_LAW_19671.

2. Об основах налоговой системы в Российской Федерации: закон РФ от 27.12.1991 г. № 2118-1 (в актуальной редакции). URL: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_207.

3. Барулин С.В. Теория и история налогообложения: учеб. пособие. М.: Экономистъ, 2006. 319 с.

4. Кейнс Дж.М. Общая теория занятости, процента и денег. М. 1978. С. 364-365.

5. Лыкова Л.Н. Налоги и налогообложение в России. М.: Дело, 2004. 400 с.

6. Налоговое право / отв. ред. С.Г. Пепеляев. М.: Юристъ, 2005.

7. Налоговое право России / отв. ред. Ю.В. Крохина. М.: Норма, 2004. 720 с.

8. Официальный сайт Федеральной налого-

вой службы РФ. URL: http://nalog.ru.

9. Официальный сайт Федеральной таможенной службы РФ. URL: http:// www.customs.ru.

10. Пансков В.Г. Налоги и налоговая система Российской Федерации. М.: Финансы и статистика, 2005. 459 с.

11. Сильвестрова Т.Я., Калинина Г.В., Гурова СЮ. Теоретические аспекты налоговой политики: монография. Чебоксары: ЧКИ РУК, 2007. 116 с.

12. Смит А. Исследования о природе и причинах богатства народов. URL: http://e-libra.su/ read/179321-.html.

13. Федеральная служба государственной статистики. URL: http://www.gks.ru.

14. Финансовое право России / К.Г. Грачева [и др.]. М.: ТЕИС, 1995. 231 с.

15. Финансово-кредитный энциклопедический словарь / под общ. ред. А.Г. Грязновой. М.: Финансы и статистика, 2002.

16. URL: http://geonetia.ru/Системы_налогов/ 1190492.

17. URL: http://law.edu.ru/doc/document.asp? docid=1184775.

ШИПЕЕВ Яков Георгиевич - аспирант. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: [email protected].

SHIPEEV, Yakov Georgiyevich - Graduate Student. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: [email protected].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.