Научная статья на тему 'Налоговая политика Российской Федерации в условиях экономического кризиса'

Налоговая политика Российской Федерации в условиях экономического кризиса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1361
321
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА / НАЛОГИ / НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ / НАЛОГОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сапрыкина Татьяна Валерьевна

В статье обосновываются направления формирования налоговой политикив Российской Федерации. Рассматриваются факторы, влияющие на проведение налоговой политики. Особое внимание уделено направлениям гармонизации налоговых отношению и регулированию налогов при проведении налоговой политики. Приведены мероприятия для повышения доли налоговых поступлений в бюджеты России.Предложены способы стимулирования деятельности предприятий по направлениям импортозамещения, направления реформация налогообложения недвижимости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Налоговая политика Российской Федерации в условиях экономического кризиса»

УДК 336.1

НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В УСЛОВИЯХ ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА

TAX POLICY OF THE RUSSIAN FEDERATION IN THE CONDITIONS

OF THE ECONOMIC CRISIS

Сапрыкина Татьяна Валерьевна к.э.н., доцент кафедры налогов и налогообложения, Белгородский государственный национальный исследовательский

университет saprykina@bsu.edu.ru Saprykina Tatyana Valerevna The Candidate of Economic Sciences, the Assistant Professor of chair of

taxes

Belgorod National Research University, saprykina@bsu.edu.ru

Аннотация.В статье обосновываются направления формирования налоговой политикив Российской Федерации. Рассматриваются факторы, влияющие на проведение налоговой политики. Особое внимание уделено направлениям гармонизации налоговых отношению и регулированию налогов при проведении налоговой политики. Приведены мероприятия для повышения доли налоговых поступлений в бюджеты России.Предложены способы стимулирования деятельности предприятий по направлениям импортозамещения, направления реформация налогообложения недвижимости.

Abstract.In article directions of forming of a tax policy in the Russian

Federation are proved. The factors influencing carrying out of a tax policy are considered. The special attention is given directions of harmonisation tax to the relation and adjustment of taxes at tax policy carrying out. Actions for increase of a share of tax revenues in budgets of subjects of Russia are resulted. Ways of stimulation of activity of the enterprises for directions of replacement of the import goods, directions реформация the real estate taxation are offered.

Ключевые слова: налоговая политика, налоги, налогообложение, налоговые отношения

Keywords: a tax policy, taxes, the taxation, tax relations

1. Введение.Современные условия необходимости сохранения и укрепления территориальной целостности страны, преодоления экономического кризиса диктуют необходимость создания такой налоговой системы, которая бы позволила эффективно управлять экономикой,учитывала интересы и государства, и экономических субъектов, и населения. При разработке налоговой политики России необходимо учитывать международный опыт, а также национальные особенности развития страны. Одним из главных элементов налоговой системы являются налоги. Посредством перераспределения финансовых ресурсов стимулируется развитие приоритетных направлений экономики, осуществляется социальная поддержка определенных категорий населения. Проведением грамотной налоговой политики государства возможно достичь положительных результатов в финансовой и социально-экономической сфере.

2. Налоговая политика Российской Федерации.

Налоговая политика как совокупность научно обоснованных и экономически целесообразных правовых действий органов власти и

управления способна обеспечить потребности воспроизводства и рост общественного благосостояния. При проведении эффективной налоговой политики происходит не только обеспечение правового порядка, т.е. уплата налогоплательщиками налоговых платежей и финансовых санкций, но и всесторонняя оценка хозяйственно-экономических отношений, которые складываются под влиянием налогообложения.

Следовательно, налоговая политика - это не автоматическое выполнение положений налогового законодательства, а постоянное их совершенствование в соответствии с развитием общества и государства.

При формировании налоговой политики в период нестабильной экономической и политической ситуации необходимо учитывать следующие факторы:

- политические отношения государства,

- международные экономические отношения,

- внутренние факторы.

К внутренним факторам можно отнести: приоритетные направления экономического развития государства и формирования общества,определяемые Правительством страны, налоговую культуру общества и экономических субъектов, правовую реализацию налоговых отношений, необходимость поддержки и развития субъектов предпринимательства, создания рабочих мест и другие факторы.

В последнее время особое внимание уделяется гармонизации налоговых отношений. При рассмотрении вопросов гармонизации налоговых отношений между налогоплательщиками и налоговыми органами отправным моментом является сама сущность налогов, их предназначение. С одной стороны государственная политика в области налогообложения и финансов должна быть направлена на выполнение их основной фискальной функции, то есть своевременное и полное поступление налоговых платежей в доходную часть бюджетов всех

уровней. С другой стороны налогоплательщики должны располагать такими обстоятельствами, при которых могли бы выполнить налоговые обязательства.

Поскольку одной из целей ведения бизнеса является получение прибыли, экономические субъекты стараются проводить оптимизацию налогообложения деятельности организаций. Нередко оптимизация граничит с уклонением от налогообложения. Попытки налогоплательщиков избежатьуплаты налогов являются одной из серьезных проблем в системе налогообложения. Уклонение от уплаты налогов представляет собой способы уменьшения налоговых платежей, при которых налогоплательщик умышленно избегает уплаты налога или уменьшает размер своих налоговых обязательств с нарушением действующего законодательства. Следует отличать уклонение от уплаты налогов от налоговой оптимизации, налогового планирования, которые представляют собой деятельность по снижению размера налоговых обязательств посредством целенаправленных планомерных действий налогоплательщика, которые включаютв себя использование всех предоставленных законодательствомльгот, приемов и механизмов, а также действий, направленных на правомерный обход налогов.Такие действия не имеют состава преступления, не влекут неблагоприятных последствий в виде уголовной и административной ответственности и допускаются при осуществлении финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта.

Взаимоотношения плательщиков налогов и сборов с налоговыми органами в настоящее время закреплены в первой части Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) в виде прав и обязанностей обеих сторон[1].Следует отметить, что в рамках гармонизации налоговых отношений осуществляется гармонизация прав и обязанностей налогоплательщиков и налоговых органов.Гармонизация налоговых

отношений будет способствовать повышению налоговой культуры и расстановке «правильных» приоритетов при ведении бизнеса, стремлению к соблюдению установленных законодательством критериев оптимизации налогообложения субъекта.

С помощью налоговой политики осуществляется налоговая гармонизация во всех ее направлениях. Прежде всего, с целью построения эффективной налоговой системы проводится взвешенная налоговая политика государства, которая на длительную перспективу должна ориентировать систему налогообложения на установление оптимального уровня реального налогового бремени на хозяйствующие субъекты при одновременном соблюдении фискальных интересов государства. Кроме того, налоговая политика в этом направлении гармонизации налоговых отношений должна быть ориентирована на устранение неоднородности экономического развития отдельных отраслей и видов хозяйственной деятельности в части, получаемых ими доходов. Обеспечение равенства прав, обязанностей и ответственности налогоплательщиков и государства достигается проведением налоговой политики, нацеленной на соблюдение обязательного соотношения законодательно установленных полномочий и обязанностей налоговых сторон, а также общепринятых принципов налогообложения [2].

Также одним из направлений проводимых мероприятий налоговой политики является снижение налогового бремени в целях стимулирования развития реального сектора экономики. Большое значение при реализации этих задач имеет классификация налогов, поскольку она позволяет прогнозировать ситуации при изменениях, вводимых в той или иной группе налоговых платежей.

При прямом налогообложении налоги взимаются с доходов по декларации (например, налог на прибыль организаций, транспортный налог) или у источника дохода (например, при выплате дивидендов).

Метод налогообложения основывается на индивидуальных характеристиках как физических, так и юридических лиц, которые признаются в соответствии с налоговым законодательством налогоплательщиками.

Косвенные налоги взимаются в процессе реализации товаров, выполнения работ и оказания услуг. Они включаются в виде надбавки в цену товара, а также в тариф на работы или услуги и оплачиваются, по сути, конечным потребителем. Экономический субъект, который осуществляет реализацию товаров, работ, услуг, получает с покупателей вместе с ценой и суммы налогов, которые затем перечисляет в бюджет государства, поэтому косвенные налоги нередко называют налогами на потребление. Они позволяют перенести налоговое бремя с продавца товара (работ, услуг) на их покупателя. Таким образом, при косвенном налогообложении продавец товара, работ или услуг является субъектом налогообложения и выступает в качестве посредника между государством и фактическим плательщиком налога - потребителем этого товара (работы или услуги).В настоящее время в налоговой системе Российской федерации к косвенным налогам относятся налог на добавленную стоимость и акцизы.

При установлении соотношения прямых и косвенных налогов в налоговой системе следует применять научный подход, реализовывать в большей степени принцип справедливости. Как показывает практика зарубежного опыта налогообложения и проведенные исследования в данной области, величина этого показателя в различных странах зависит от уровня их экономического развития. В высокоразвитых странах сформированы налоговые системы, в которых наибольшее значение имеют прямые налоги. В странах же с неустойчивой экономикой лидирующее положение занимают косвенные налоги[3].

С целью оценки влияния прямых и косвенных налогов на

формирования консолидированного бюджета Российской Федерации рассмотрим его структуру в разрезе поступлений налоговых платежей по прямым и косвенным налогам (таблица 1).

Таблица 1. Структура поступления налоговых платежей в консолидированный бюджет Российской Федерации

Виды налогов 2005 г. 2010 г. 2014 г.

млрд. руб. % млрд. руб. % млрд. руб. %

Доходы консолидированного бюджета Российской Федерации, всего 9695,8 100 15715,9 100 26371,1 100

В том числе налоговые доходы, всего 5386,5 55,5 8841,8 56,3 14348,7 54,4

Прямые налоги 3627,1 37,4 5871,1 37,4 9337,4 35,4

Косвенные налоги 1759,4 18,1 2970,1 18,9 5011,3 19,0

*Официальный сайт http://www.roskazna.ru

Из представленных данных следует, что в структуре доходов консолидированного бюджета за рассматриваемые периоды налоговые платежи составляют более 50 %. Наблюдается снижение доли налоговых доходов: с 56,3 % в 2010 г до 54,4% в 2014 г. В основном это вызвано увеличением поступлений по таможенным пошлинам, страховым взносам в социальные фонды, которые были выведены из структуры налоговой системы. В структуре консолидированного бюджета наблюдается снижение поступлений по прямым налогам с 37,4 % в 2005 и 2010 годах до 35,4 % в 2014 году и увеличение поступлений по косвенным налогам: 18,1 % в 2005 году и 19,0 % в 2014 году. Изменение в структуре налоговых поступлений можно объяснить несколькими факторами: более полной собираемостью косвенных налогов, которые отличаются высокой степенью администрирования, налоговой политикой государства, которая направлена на повышения ставок по акцизам, а так же влиянием экономического кризиса, что больше повлияло на уменьшение прямых налоговых платежей. Однако, несмотря на такую тенденцию, исходя из

анализа структуры формирования консолидированного бюджета за 2005 -2014 годы, можно сделать вывод о наибольшем значении прямых налогов.

Особое внимание при проведении налоговой политики должно уделяться региональному налогообложению. По мере повышения экономического потенциала регионов особое внимание уделяется укреплению доходной базы региональных бюджетов путем совершенствования существующей системы налогообложения имущества организаций. Реализация финансовой самостоятельности регионов зависит от формирования доходной части бюджетов субъектов Российской Федерации. Предоставленная возможность регионам самостоятельно устанавливать ставки и производить их дифференциацию по данным налогам, вводить льготы, регулировать порядок уплаты авансовых платежей играет значительную роль при формировании налоговых доходов бюджетов субъектов Российской Федерации, становление инвестиционной привлекательности региона и его экономического развития.

Согласно ст. 14 Налогового кодекса Российской Федерации на территории России в 2015 г. установлено три региональных налога:

- налог на имущество организаций,

- транспортный налог,

- налог на игорный бизнес.

На территории большинства субъектов наибольшую роль из региональных налогов играет налог на имущество организаций и транспортный налог. Региональное законодательство принято и установлено в рамках положений Налогового кодекса и является обязательным для применения всеми налогоплательщиками на территории этих субъектов.

Налоговая система Российской Федерации находится в постоянном развитии. Отчасти это обусловлено меняющимися аспектами в экономике

и политике. Отчасти сложностями в реализации положений нормативно-законодательной базы в сфере налогообложения на практике. В отношении региональных практически ежегодно проводятся мероприятия по упорядочиванию их администрирования, исчисления и уплаты в соответствии со сложившейся практикой. В основу изменений закладываются как результаты судебной практики так и стремление к приведению налогообложения в России к международным нормам.

В частности, осуществляется плановая подготовка законодательной базы для перехода к налогу на недвижимость: выводятся из под налогообложения налогом на имущество организаций движимые объекты, а по недвижимым объектам частично вводится исчисление налога исходя из их кадастровой стоимости.

Однако стоит отметить, что остается нереализованным такой ресурс развития налоговой системы России как получение инвестиционного налогового кредита. Возможности использованияналогового кредита затрагивают незначительный круг налогоплательщиков, а законы об инвестиционном налогом кредите приняты лишь в некоторых субъектах. Поэтому в настоящее время, его применение не оказывает существенного влияния на ведение налоговой политики.

В сложившихся условиях экономических и политических санкций, приостановлении промышленного сотрудничества необходимо оказать поддержку организациям и предприятиям по направлениям импортозамещения. Самостоятельно восполнить снижение импорта в Россию предприятиям не под силу, поскольку, как правило, сырьевая база для производства- это как раз и есть импортная составляющая отечественных товаров. Поэтому целесообразно при проведении налоговой политики оказать им налоговую поддержку.

Одним из направлений поддержки экономических субъектов в рамках налоговой политики может стать предоставления льгот либо выводаиз

подналогообложения объектов недвижимости и земельных участков, которые используются для реализации программ импортозамещения. Данные мероприятия позволят снизить налоговую нагрузку и направить высвободившиеся финансовые ресурсы на реинвестирование в развитие производства, конкурентоспособности товаров.

Изменения в системе налогообложения напрямую затрагивают финансовые ресурсы государства, а именно формирование налоговых доходов бюджетов всех уровней.С целью планирования доходов и расходов государства утверждаются бюджеты на плановый период по всем уровням бюджетной системы. Государственной Думой России был принят закон от 02.12.2013 г. №349-ФЗ «О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов». Согласно которого прогнозируемый общий объем доходов федерального бюджета на 2015 г. составит 14 564,9 млрд рублей, а в 2016 г. - 15 905,7 млрд р., при этом более половины доходов обеспечивается за счет налоговых поступлений.

Мероприятия в области налоговой политики включают в себя как прямое снижение налогового бремени, так и использование косвенных механизмов регулирующей функции налогообложения. На государственном уровне направления развития налоговой системы устанавливаются в ежегодно утверждаемых«Основных направлениях налоговой политики Российской Федерации».Можно выделить основные направления налоговой политики:

- проведение мероприятий по обеспечению роста налоговой отдачи от хозяйствующих субъектов области и полноты учета объектов налогообложения;

- продолжение практики согласованных действий органов государственной власти области с федеральными органами государственной власти в части мониторинга соблюдения налогового законодательства, укрепления платежной дисциплины и сокращения

задолженности по платежам в бюджет;

- совершенствование налогового администрирования, актуализация баз данных, сокращение недоимки по региональным и местным налогам[4].

На территории субъектов Российской Федерации действуют региональные законы, в частности, законы «О налоге на имущество организаций». Законами установлены дифференцированные налоговые ставки в зависимости от категорий налогоплательщиков и имущества и региональные налоговые льготы организациям, реализующим социально-значимые проекты.

В 2015 г. уже 29 регионов перешли на уплату налога на имущество организаций с торгово-офисных помещений исходя из кадастровой стоимости. Согласно постановления Федеральной налоговой службы в остальных регионах должны быть приняты соответствующие изменения в законе и нормативные документы не позднее 31 декабря 2020 г.

В соответствии с проектом федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» предполагается введение новой «Главы 30.1. Налог с продаж». Объектом налогообложения по данному налогу будут признаваться операции по реализации товаров на территории конкретного субъекта РФ физическим лицам по ставке до 3% от стоимости реализуемых товаров (работ, услуг). Также предусматривается необлагаемый льготный перечень социально значимых товаров (услуг), аналогично действовавшему в период взимания налога (до 1января 2004 г.).

Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие специальные налоговые режимы, будут уплачивать указанный налог, начиная с 1 января 2016 г.

В настоящее время основной задачей в части увеличения доходной части бюджетов всех уровней лежит принцип социальной ответственности

- не нагружать тех, кто добросовестно платит налоги, но найти и обеспечить справедливые платежи с тех, кто скрывает налоговую базу.

При планировании доходов консолидированного бюджета регионовможно выделить следующие резервы роста доходов:

- вывод «из тени» доходов убыточных организаций,

- недопущение минимизации налогов организациями и индивидуальными предпринимателями, применяющими льготные режимы налогообложения,

- пресечение финансовых схем по сокрытию налогооблагаемой базы (фирмы-однодневки, взаимозависимые дочерние компании и физические лица и др.),

- получение дополнительных поступлений НДФЛ от сдачи в аренду недвижимости,

- легализация «теневой» заработной платы и повышение ее уровня,

- дополнительное привлечение граждан к декларированию доходов от продажи недвижимости, транспортных средств, акций,

- взыскание НДФЛ в судебном порядке с граждан, приобретающих дорогостоящее имущество при отсутствии доходов,

- выявление неучтенных объектов по имущественным налогам и постановка их на учет,

- взыскание недоимки и улучшение собираемости налогов.

За счет роста источников дохода планируется рост в абсолютном выражении расходов бюджетных средств по следующим направлением: образование, мероприятия по реализации социальной политики региона. Также запланировано увеличение заработной платы работников бюджетных учреждений: педагоги дошкольных образовательных учреждений и школ, дополнительного профессионального и среднего профессионального образования, врачи и медицинский персонал, социальные работники и работники сферы культуры.

Отметим, что планирование отдельных направлений развития регионального налогообложения частично основано на использовании зарубежного опыта. Например, в ряде стран производственное оборудование не облагается налогом на имущество. В Российской Федерации мероприятия по выводу оборудования из под налогообложения стали проводиться только с 2013 г. и то по вновь приобретенному движимому имуществу. А с 2015 г. в связи с необходимостью увеличения доходов бюджетов к необлагаемому имуществу отнесены только объекты основных средств, включенные в первую или во вторую амортизационную группу в соответствии с Классификацией основных средств, утвержденной Правительством Российской Федерации, то есть со сроком полезного использования до трех лет.

Для увеличения доходов бюджетов по региональными налогам можно предложить использовать опыт Канады в отношении налогообложения имущества: проводить налогообложение по дифференцированным ставкам в зависимости от сферы производства. Например, в Канаде установлены следующие ставки: в отношении ведущих отраслей промышленности установить ставку налога на имущество организаций от 0,5%, а в отношении производства алкогольной продукции - 140%.

Применение подобной дифференциации ставок в России позволит осуществлять налоговое регулирование деятельности в различных сферах производства, в большей мере осуществлять перераспределение доходов по отраслям и даст большую финансовую самостоятельность субъектам. Приток денежных средств от налогообложения имущества организаций позволит снизить налоговое бремя для физических лиц, без значительного ущерба для бюджета. Например, в соответствии проводимой рядом стран налоговой политикой, налог на имущество физическими лицами не уплачивается, либо уплачивается по минимальным ставкам. Однако, действует налог на дарение и наследство и ставка по нему составляет до

50%. Данная система стимулирует физических лиц к трудовой деятельности и легализации дохода.

В отношении транспортного налога необходимо сказать, что уже давно ведутся споры о его включении в состав акцизов. Данная процедура позволит, аналогично налогообложения в исследуемых странах, осуществлять уплату налога в зависимости от количества потребленного топлива. Однако, как финансовая система России, её устройство, порядок администрирования налогов и бюджетных платежей в настоящее время не смогут безболезненно быстрыми темпами перестроиться к таким переменам. Данное заключение было сделано Минфином России 2014 г.

Заключение. Эффективное проведение налоговой политики государства должно учитывать все факторы политической и социально-экономической сферы.В Основных направлениях налоговой политики Российской Федерации на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов, отмечено, что приоритетным направлением ее развития является дальнейшее повышение эффективности налоговой системы. Должны быть предприняты все усилия, направленные на формирование доходов бюджетной системы Российской Федерации в условиях экономических санкций и снижения цен на нефтяные ресурсы на международном рынке. В этих условиях более детальный анализ формирования налоговых доходов бюджетной системы страны будет способствовать решению поставленных задач. Доходы субъектов Российской Федерации продолжают формироваться в основном за счет налоговых поступлений. Одной из весомых и стабильных составляющих которых являются поступления от региональных налогов.

Библиографический список

1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая):

Федеральный закон№146-ФЗот 31.07.1998г.: [в ред. 29.12.2014] // ИПС Гарант. - Режим доступа: http://ivo.garant.ru/SESSION/PILOT/main.htm.

2. Тарасова В.Ф., Сапрыкина Т.В. Гармонизация отношений налогоплательщиков и налоговых органов в Российской Федерации // Научный результат. - 2014. - Том. 1 №2(2). - С. 93-100.

3. Бархатова Т.А., Кузнецова З.П. Роль прямых и косвенных налогов в формировании бюджетов бюджетной системы Российской Федерации // Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. -2013. - №4(18). - С. 200-206.

4. Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов // ИПС Гарант. - Режим доступа: http://ivo.garant.ru/SESSION/PILOT/main.htm.

The bibliographic list:

1. The tax code of the Russian Federation (A part the first): the Federal law №146-FZ from 31.07.1998г.: [in edition from 29.12.2014] // Informationlegal system The guarantor. - an access mode: http ://ivo. garant.ru/SESSION/PILOT/main.htm.

2. Tarasova V. F., Saprykina T. V. Harmonization of relations between taxpayers and tax authorities in the Russian Federation // Research result/ -2014/ - Volume 1 №2(2). - Р. 93-100.

3. BarkhatovaT.A., KuznecovaZ.P. Role of straight and indirect taxes in forming of budgets of budgetary system of the Russian Federation // Theory and practice of service:the economy, social sphere, technology

4. The basic directions of a tax policy of the Russian Federation for 2015 and for the planned period 2016 and 2017 // Information-legal system The guarantor. - an access mode: http://ivo.garant.ru/SESSION/PILOT/main.htm.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.