процессные инновации, ориентированные на создание и функционирование новых организационных структур как внутри фирмы, так и на межфирменном уровне; комплексные инновации, представляющие собой сочетание различных инноваций.
В Научно-исследовательском институте системных исследований (РНИИСИ) разработана расширенная классификация инноваций с учетом сфер деятельности предприятия: технологические; производственные; экономические; торговые; социальные; в области управления.
Непременным свойством инновации является научнотехническая новизна. Поэтому необходимо отличать инновации от несущественных видоизменений в продуктах и технологических процессах (изменения цвета, формы и т.п.); незначительных технических или внешних изменений продукта, а также входящих в него компонентов; расширения номенклатуры продукции за счет освоения производства продуктов, не выпускавшихся прежде на данном предприятии, но уже известных на рынке.
Традиционно инновации способны выполнять три основные функции - воспроизводственную, инвестиционную, стимулирующую. Воспроизводственная функция означает, что инновация представляет собой важный источник финансирования расширенного воспроизводства. Смысл воспроизводственной функции состоит в получении прибыли от инновации и использовании ее в качестве источника финансовых ресурсов. Прибыль, полученная за счет реализации инновации, может использоваться по-разному, в том числе и в качестве капитала, который может направляться на финансирование новых видов инноваций. Таким образом, использование прибыли от инновации для инвестирования составляет содержание инвестиционной функции инновации. Получение предпринимателем прибыли за счет реализации инновации соответствует основной цели любой коммерческой организации. Прибыль служит стимулом для внедрения новых инноваций, побуждает предпринимателя постоянно изучать спрос, совершенствовать организацию маркетинговой деятельности, применять современные методы управления финансами. Все вместе это составляет содержание стимулирующей функции инновации.
Побудительным механизмом развития инноваций в первую очередь является рыночная конкуренция. В условиях рынка производители продукции или услуг постоянно вынуждены искать пути сокращения издержек производства и выхода на новые рынки сбыта. Поэтому предпринимательские фирмы, первыми освоившие эффективные инновации, получают весомое преимущество перед конкурентами.
Инновация является реализованным на рынке результатом, полученным от вложения капитала в новый про-
дукт или операцию (технологию, процесс). В связи с этим необходимо подчеркнуть, что при всем разнообразии рыночных новшеств для их практической реализации в бизнесе важно привлечение инновационных инвестиций в достаточном объеме.
Таким образом, основными условиями осуществления инноваций в процессе модернизации экономики являются: реализация политики расширенного воспроизводства; ускорение научно-технического прогресса; улучшение качества и обеспечение конкурентоспособности отечественной продукции; структурная перестройка общественного производства и сбалансированное развитие всех отраслей народного хозяйства; создание необходимой сырьевой базы промышленности; гражданское строительство; развитие системы здравоохранения, культуры; решение проблемы безработицы.
На основе анализа теоретических положений, опыта различных стран и современной действительности можно обозначить особенности инновационной деятельности в условиях модернизации экономики: 1) ориентированность экономики на инновации и преобладание инвестиций в отрасли и виды деятельности с высоким уровнем добавленной стоимости, вложений в основные фонды (капитал); развитие нанотехнологий, инновационного предпринимательства; 2) развитие наукоемких отраслей, базирующихся на фундаментальных и прикладных исследованиях, а также поддержка компаний с высокой долей затрат на оплату труда; научные, инжиниринговые разработки; 3) приоритетность направлений и секторов, т.е. концентрация внимания на наиболее значимых или «выигрышных» отраслях и сферах экономики: повышенная привлекательность ресурсосберегающих технологий и экологически чистых производств; увеличение инвестиций в 1Т-технологии и телекоммуникации, космос; поддержка традиционных секторов (агропромышленный, строительный комплекс, автомобилестроение, металлургия и др.), а также ядерных технологий, медтехники и фармацевтики; 4) социально ориентированные вложения (образовательные и медицинские услуги и др.).
1. Абрамов РА. Особенности бюджетного финансирования инноваций в регионах // Финансы и кредит. 2009. № 37 (373).
2. Жукова С.С., Смирнов А.В. Иновационная модель взаимодействия государства и частного капитала по привлечению финансирования в реальный сектор в условиях кризиса // Финансы и кредит. 2009. № 29 (365).
3. Зверев А.В. Финансирование инновационного развития экономики // Финансы. 2008. № 12.
4. МатковскаяЯ.С. Оценка эффективности маркетинговых инвестиций при коммерциализации инновационных технологий // Финансы и кредит. 2010. № 24 (408).
5. URL: http://ru.wikipedia.org.
УДК 336.22 д. О. Касимов
НЕОБХОДИМОСТЬ ПОВЫШЕНИЯ НАЛОГОВОЙ КУЛЬТУРЫ В РОССИИ
В статье автор раскрывает важность формирования налоговой культуры в обществе, выделяет причины массовых уклонений субъектов от уплаты налогов, определяет основные направления формирования налоговой политики, в которой главную роль должно сыграть финансово-экономическое образование граждан. При этом, по мнению автора,
повышение налоговой культуры возможно только за счет включения в налоговое законодательство цивилизованных механизмов и инструментов налогового регулирования и контроля, учитывающих специфику социокультурного отношения россиян к налогам.
Ключевые слова: налоговая культура, налоговая система, налоговая политика, налоговое администрирование.
D.O. Kasimov
THE NEED TO IMPROVE TAX CULTURE IN RUSSIA
The author reveals the importance of establishing tax culture in the society, identifies the causes of mass tax evasion, defines the main directions of forming tax policy which should give a key role to financial and economic education of citizens. According to the author in this case development of tax culture can only be achieved through the inclusion of modern mechanisms, tools of tax regulation and supervision in tax laws taking into account the specific socio-cultural attitude to taxes in Russia.
Key words: tax culture, tax system, tax policy, tax administration.
Исследования последних лет подтверждают, что психологические факторы имеют важное значение в принятии экономических решений. Нравственно-психологическое состояние налогоплательщиков, характеризующееся негативным отношением к существующей системе налогообложения, является одной из причин совершения налоговых правонарушений. Это в немалой степени объясняется низким уровнем налоговой культуры. В связи с этим главным направлением деятельности ФНС России и других ведомств следует признать повышение уровня налоговой культуры населения. Налоговая культура представляет собой определенный уровень самосознания в обществе, при котором государство проводит налоговую политику, учитывающую интересы общества, а налогоплательщики осознают необходимость исполнения обязанностей по полной и своевременной уплате причитающихся в соответствии с законодательством налогов и других обязательных платежей в бюджетную систему
Формирование налоговой культуры следует рассматривать с двух позиций:
1) как процесс, непосредственно связанный с формированием цены общественных благ, которой выступают налоги. В этом случае нужно говорить о налоговой культуре не только налогоплательщиков, но и государства [3, с. 98];
2) как воспитательный процесс, предполагающий формирование у населения страны налоговой грамотности [6, с. 378].
Налог представляет собой иррациональную цену общественных благ которые производит и предоставляет населению государство. Эта цена формируется не прямо, не путем традиционной купли-продажи, а опосредованно, путем денежной оценки законодательно установленной величины государственных расходов, которая сама складывается из множества цен на товары, работы, услуги и т.п., необходимые для выполнения государством своих функций. Естественно, что в отделениях налоговых органов, которые непосредственно осуществляют контроль за исчислением и уплатой налогов, нет и не может быть никакого «прейскуранта цен» государственных услуг, но это обстоятельство не отвергает сам факт предоставления и потребления этих услуг и коллективных благ обществом. В процессе совершения каждой такой негласной сделки (обмена налогов на государственные услуги), как правило, следует непосредственное отчуждение денежных средств, но не следует адекватного отчуждения объекта
сделки, поскольку услуги обычно оказываются в скрытом, невидимом для потребителя виде. В результате складывается впечатление одностороннего, безвозмездного движения средств от налогоплательщика к государству В то же время определенной части налоговых платежей (пошлинам, целевым налогам и сборам) могут непосредственно противостоять потребительные стоимости соответствующих государственных услуг (юридические и таможенные услуги, содержание инфраструктуры и автомобильных дорог, предоставление в пользование природных ресурсов и некоторые социальные услуги). Хотя и здесь возможны временные разрывы между оплатой и потреблением благ (выгод).
Однако большей частью « покупатель» государственных услуг (потребитель общественных благ) воспринимает налоговый платеж не как акт специфической «купли-продажи», а как принудительное, безвозмездное изъятие у него государством части его собственных доходов. В этом кроется основная причина массовых уклонений субъектов от уплаты налогов. Поэтому объяснение природы и сущности налогов как объективной, закономерной сделки между государством и обществом, как цены общественных благ, а не только как способа обогащения и экономического насилия государства может изменить негативное отношение плательщиков к налогам и хотя бы отчасти уменьшить количество недобросовестных налогоплательщиков.
Нельзя отрицать реальные факты серьезных перегибов в налоговой и бюджетной политике правительства (несоответствие цены услуг фактическому объему получаемых общественных благ). Это издержки, связанные с большим влиянием на налоговые отношения субъективных, надстроечных факторов, монополизма государства в области налогообложения и предоставления общественных благ. Но эти проблемы решаемы, и их ликвидация - еще одно направление формирования высокого уровня налоговой культуры.
Налоги представляют собой монопольную цену услуг, что обусловлено своеобразием обслуживаемого ими «рынка». Условия сделки в данном случае диктует государство, будучи «продавцом»-монополистом общественных благ, у которого конкурентов нет и быть не может, поэтому цена общественных благ также является монопольной , чаще всего завышенной . Однако это не исключает наличия сдерживающих факторов и способов противостояния общества государственной монополии. В
условиях демократии одним из таких способов является борьба парламентариев - представителей всех слоев общества - за установление более щадящего налогового режима. Существует и серьезный экономический аргумент, сдерживающий финансовый «аппетит» правительства, - это ограниченность доходов налогоплательщиков и понимание того неоспоримого обстоятельства, что завышенные (по сравнению с реальной ценой) налоги подрывают социальную стабильность, ослабляют экономические стимулы производства и инвестирования, снижают предпринимательскую и трудовую активность, что неизбежно сказывается и на финансовом положении самого государства.
Окончательно размер налогов как ценового понятия формируется под влиянием спроса и предложения на централизованные финансовые ресурсы (налоговые доходы и государственные расходы) в рамках достигнутого уровня развития экономики. Процессы формирования цены государственных услуг в виде доли налоговых изъятий совокупного дохода страны или совокупной ставки налогов к добавленной стоимости, складывающихся под влиянием законов рыночной экономики и частных налоговых законов (стоимости, спроса и предложения, налогового предела и др.), составляют содержание налогового бремени. Если необходимое налоговое равновесие устанавливается в результате стихийной балансировки спроса на налоги и предложения доходных источников для налогообложения (в условиях монопольного « рынка» государственных услуг и субъективной оценки налогоплательщиками объема получаемых общественных благ), то этот процесс растягивается на неопределенное время, в течение которого государство, налогоплательщики и общество в целом несут существенные потери потенциальных доходов и недопотребленных общественных благ. Потребители государственных услуг интуитивно определяют соответствие или несоответствие потенциального бремени начисленных налогов количеству и качеству фактически получаемых общественных благ поскольку последние можно измерить лишь косвенно по объему бюджетных расходов, данные о которых либо недоступны основной массе налогоплательщиков, либо не воспринимаются ими как относительная форма стоимости, а налоги - как эквивалент стоимости (ценности) государственных услуг. Именно такое субъективное (количественное и качественное) восприятие налогоплательщиками общественных благ по отношению к бремени начисленных налогов лежит в основе принятия ими решений об объемах легализации доходов и объектов для налогообложения, о масштабах сокрытия доходов и уклонения от налогов. В Скандинавских странах самое высокое в Европе налоговое бремя не смущает налогоплательщиков: они готовы платить высокие налоги, поскольку реально ощущают государственную поддержку в виде социальных благ и экономических выгод. И в том, что в этих странах средний класс составляет около 80% населения, - большая заслуга государства.
Наибольшего фискального эффекта для государства и финансового эффекта для налогоплательщиков можно добиться в более короткие сроки посредством проведения политики государственного регулирования и оптимизации налогового бремени. Оптимальное налоговое бремя предполагает сведение к минимуму влияния фактора монополии в процессе формирования цены услуг государства, создает условия для органичного сочетания
интересов всех субъектов налоговых отношений, увеличения доходов государства и налогоплательщиков на базе общего экономического роста. Оптимум налогового бремени - это такой его равновесный уровень, при котором налогоплательщики относительно безболезненно для своих финансов согласны платить установленные налоги по основным элементам налогообложения (налоговым ставкам, объектам, базам), получая адекватное количество и качество общественных благ. Процесс налогового регулирования, в частности оптимизация налогового бремени, непосредственно связан с понятиями «налоговые пределы» и «налоговый оптимум». Оптимальное равновесное налоговое беремя и налоговые пределы (нижний и верхний уровни налоговых изъятий добавленной стоимости) индивидуальны в своих значениях для каждой страны и временных периодов ее развития. При этом на оптимум налогового бремени возможно субъективное влияние налогоплательщиков посредством уклонения от налогообложения и оптимизации налогообложения. Процесс уклонения от налогообложения характеризуется ведением экономическим субъектом хозяйственной деятельности с частичной или полной неуплатой налогов и преследуется всеми видами ответственности, предусмотренной законодательством. Под оптимизацией налогообложения следует понимать принимаемые налогоплательщиком меры, направленные на облегчение налогового бремени или исполнение налоговых обязательств наиболее оптимальным (финансово выгодным) для налогоплательщика способом.
Повышение уровня налоговой культуры всех без исключения участников налогового производства изменит отношение к большинству налоговых регуляторов. В частности, такой методологически необходимый налогоплательщику прием, как налоговая оптимизация, не должен заведомо квалифицироваться государственными налоговыми контролерами как противоправное действие, а хозяйственные сделки, заключаемые с целью налоговой оптимизации в рамках закона, не должны объявляться налоговыми инспекторами ничтожными. Формирование налоговой культуры также зависит от налоговой стратегии и налоговой политики с параллельным реформированием образовательной системы, в котором определяющую роль должно играть повышение финансово-экономической грамотности граждан.
Долгое время обязанность уплаты налогов не осознавалась как гражданская ответственность. Причин здесь несколько. В советские времена налоговая обязанность не была прописана ни в одном варианте Конституции страны. Налоги вычитались из заработной платы автоматически, работники не вступали ни в какие прямые налоговые отношения с налоговыми органами. Самого же понятия «налоговая культура» просто не существовало. С вступлением России в рынок формирование налоговой культуры происходило явно бессистемно, в основном с помощью пропаганды и пресловутых лозунгов «Уплати налоги и спи спокойно!». Вследствие этих причин у субъектов предпринимательства появились проблемы, связанные с выбором и применением систем налогообложения [4, с. 55].
Любые налоговые изменения, способствующие развитию налоговой культуры и грамотности налогоплательщиков, должны быть сформированы на основе инновационного развития государства, поскольку налоговая система является мощным рычагом косвенного
регулирования инновационной деятельности. Вместе с тем следует признать, что в настоящий момент она не способна на должном уровне обеспечивать стимулирование инноваций, поскольку в РФ доминирует доктрина прямой поддержки прикладных исследований и разработок [5].
Отсутствие целенаправленных концепций повышения налоговой грамотности и формирования налоговой культуры у широких масс привело к тому, что использование изощренных способов ухода от налогов стало рассматриваться налогоплательщиками как особое геройство. Даже налоговые консультанты публикуют в широкой печати способы ухода от налогов, и, чем больше каждый из них предложит таких способов, тем более профессионально грамотным он считается.
Отсутствие заинтересованности государства обуславливает и безразличие научного сообщества к данной проблематике. Фундаментальных трудов по налоговой культуре и соответствующих диссертационных исследований крайне мало. Среди наиболее ценных работ можно назвать исследование С.Г Аникиеца [1]. С группой соратников им был проведен опрос налогоплательщиков разного возраста, позволивший выявить уровень налогового правосознания граждан. Результаты такого опроса явно свидетельствуют о том, что конституционная обязанность платить налоги осознается только старшим поколением, причем доля сознательных налогоплательщиков не достигает 15%. Еще одной работой, непосредственно направленной на решение проблем налоговой культуры, является исследование М.А. Федоровской [7].
Налоговая культура выражается в социальной сопричастности граждан к финансированию общенациональных, региональных и местных задач через уплату соответствующих налогов и сборов.
Целенаправленное формирование у россиян социокультурного отношения к налогам требует параллельного развития двух сложных и высокозатратных направлений:
1) кадровое обеспечение системы государственного налогового администрирования должно быть коренным образом реформировано за счет модернизации системы подготовки и переподготовки высокопрофессиональных налоговых кадров, введения в вузах и колледжах системы оценки уровня профессионального мастерства самих преподавателей, подготовки нового поколения образовательных стандартов и учебных материалов самого высокого качества, создания различных форм продолжения самообразования на протяжении всей производственной деятельности;
2) распространению в широких массах налоговой грамотности и привитию налоговой культуры должно способствовать проведение в детских дошкольных учреждениях игровых конкурсов и состязаний под девизом
«Как мне мама объяснила, что такое налоги»; введение в школах факультативов «Налоговая грамотность и культура», «Основы налогообложения» и других с изданием специальных учебных программ, учебников, наглядных пособий и презентаций; введение в колледжах и вузах общеобязательной для всех направлений и специальностей дисциплины «Налоги и налогообложение» (при этом расчасовка для технических и экономических специальностей может и должна отличаться), а также создание серии телевизионных передач, на регулярной основе освещающих особенности и проблемные аспекты налогообложения, стимулирующих повышение налоговой грамотности и заинтересованности населения в ее повышении.
Задаваясь вопросом, как придать функционирующей налоговой системе цивилизованную форму, следует обратиться к истокам теоретического наследия и проследить тенденции развития налогообложения, что позволит сформулировать концепцию налогообложения, адекватную целям социально-экономического развития. Это послужит, в свою очередь, объективной предпосылкой формирования у граждан налоговой культуры.
Комплексный подход, охватывающий образовательное и воспитательное направления, позволит молодым специалистам своевременно реагировать и обогащаться знаниями при смене приоритетов налоговой политики, следствием чего станет и изменение ценностных основ самого образования: переход от традиционной лекционно-семинарской модели к новым образовательным технологиям - налоговедческим проектам, постановке и решению ситуационных задач, тренингам, деловым играм и т. д.
1. Аникиец С.Г. Налоговая культура российских граждан. Н. Новгород: Нижегородский госуниверситет, 2005.
2. Артемова Н.В. Особенности функционирования специальных налоговых режимов в современных условиях // Вестник СГСЭУ. 2011. № 3 (37).
3. Барулин С.В. Теория и история налогообложения: учеб. пособие. М.: Экономистъ, 2006.
4. Каженова Д.Г. Модернизация отдельных аспектов налогообложения субъектов малого предпринимательства // Актуальные проблемы и перспективы развития экономики в условиях модернизации: мат. II Всероссийской науч.-практ. конф. / под ред. С.А. Жданова. Саратов: ИЦ «Наука», 2010.
5. Кириллова О.С. Финансовые инструменты инновационного развития России // Экономика и общество в условиях глобализации: вызовы XXI века: мат. Междунар. науч.-практ. конф. Саратов: Издательство СГСЭУ, 2011.
6. Налоговая политика: теория и практика: учебник для магистрантов / под ред. И.А. Майбурова. М.: ЮНИТИ, 2010.
7. Федоровская М.А. Налоговое администрирование как форма управления налоговыми отношениями // Вестник СГСЭУ 2011. № 2 (36).
УДК 339.18: ю. С. Ковалева
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ КАЧЕСТВА ЛОГИСТИЧЕСКОГО СЕРВИСА МЕЖДУНАРОДНЫХ ГРУЗОВЫХ АВИАПЕРЕВОЗОК
Статья определяет качественные принципы логистического обслуживания и рассматривает современные тенденции сервисного развития логистики. Логистический сервис стимулирует развитие экономических связей