Научная статья на тему 'Факторы формирования налоговой культуры'

Факторы формирования налоговой культуры Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
702
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГОВАЯ КУЛЬТУРА / TAX CULTURE / ФОРМИРОВАНИЕ НАЛОГОВОЙ КУЛЬТУРЫ / TAX CULTURE FORMATION / СУБЪЕКТИВНЫЕ И ОБЪЕКТИВНЫЕ ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАЛОГОВОЙ КУЛЬТУРЫ / SUBJECTIVE AND OBJECTIVE FACTORS / INFLUENCING TAX CULTURE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Руцкая Екатерина Александровна

В данной статье освещены результаты анализа факторов, влияющих на формирование налоговой культуры. Автор выделяет субъективные и объективные факторы, которые в большей или меньшей степени определяют налоговую культуру нашей страны. Среди объективных факторов были выделены: исторический опыт, уровень экономического развития страны, уровень жизни населения, уровень развития налогового законодательства, степень развитости налоговой системы в стране, социальная ориентированность налогообложения, деятельность государственной политики в области формирования и развития налоговой культуры, эффективность налоговой системы и профессионализм работников налоговых служб. Среди субъективных: общий уровень культуры в обществе, участие базовых социальных институтов, менталитет, принятые в обществе модели налогового поведения, социально-экономические интересы. Автор делает вывод о том, что налоговая культура состоит из набора элементов формальных и неформальных институтов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Факторы формирования налоговой культуры»

3. Бабосов Е.М. Общая социология: Учеб. пособие для студентов вузов. Мн.: ТетраСистемс, 2004. С. 367.

4. Рудаков А.Б. Стратегия информационного противоборства на современном этапе / Предисловие и общая редакция - Тулаев П. В., издание журнала «АТЕНЕЙ» / М., 2003. С. 27.

5. Романов А.А., Васильев Г.А. Массовые коммуникации: Учебное пособие. М.: Вузовский учебник, 2009. С. 85.

ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАЛОГОВОЙ КУЛЬТУРЫ Руцкая Е.А. Email: Rutskaya17104@scientifictext.ru

Руцкая Екатерина Александровна — студент магистратуры, факультет экономической социологии, департамент социологии, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, г. Москва

Аннотация: в данной статье освещены результаты анализа факторов, влияющих на формирование налоговой культуры. Автор выделяет субъективные и объективные факторы, которые в большей или меньшей степени определяют налоговую культуру нашей страны. Среди объективных факторов были выделены: исторический опыт, уровень экономического развития страны, уровень жизни населения, уровень развития налогового законодательства, степень развитости налоговой системы в стране, социальная ориентированность налогообложения, деятельность государственной политики в области формирования и развития налоговой культуры, эффективность налоговой системы и профессионализм работников налоговых служб. Среди субъективных: общий уровень культуры в обществе, участие базовых социальных институтов, менталитет, принятые в обществе модели налогового поведения, социально-экономические интересы. Автор делает вывод о том, что налоговая культура состоит из набора элементов формальных и неформальных институтов. Ключевые слова: налоговая культура, формирование налоговой культуры, субъективные и объективные факторы формирования налоговой культуры.

FACTORS INFLUENCING TAX CULTURE FORMATION Rutskaya E.A.

Rutskaya Ekaterina Alexandrovna — Master Student, FACULTY OF ECONOMIC SOCIOLOG, SOCIOLOGY DEPARTMENT,

FINANCIAL UNIVERSITY UNDER THE GOVERNMENT OF THE RUSSIAN FEDERATION, MOSCOW

Abstract: this article embraces the analysis of factors, influencing tax culture formation. The author highlights subjective and objective factors which define the tax culture of our country. There are the following factors among objective ones: historical background, level of economic development of the country, living standard, level of tax law and tax system, socially-oriented taxation, state policy concerning formation and development of tax culture, efficiency of tax system and its officers. Among subjective: overall cultural level, basic social institutes participation, mentality, socially accepted tax behavior patterns, social and economic interests. The author concludes that tax culture consists of formal and informal institutes ' elements.

Keywords: tax culture, tax culture formation, subjective and objective factors, influencing tax culture.

УДК 316.72

DOI: 10.20861/2304-2338-2017-104-002

Налоговую культуру следует рассматривать как целостную подсистему как экономической, так и общей культуры человека, которая связана с ней категориями культуры мышления и поведения. Формирование налоговой культуры представляет собой длительный процесс, который обуславливается совокупностью субъективных и объективных факторов, влияюшдх на поведение налогоплательщика, а также на формы взаимоотношения налогоплательщика с органами налоговой службы, что способствует развитию налоговой системы государства.

Структуру механизма формирования налоговой культуры можно условно разделить на три взаимосвязанные подсистемы [1, с. 122]:

1. Механизм формирования налоговой культуры налогоплательщика (является одним из важнейших элементов институционализации, так как обеспечивает формирование потребностей налогоплательщика, его ценностных ориентации и ожиданий);

2. Механизм формирования налоговой культуры налоговых органов (способствует аккумуляции налоговых сборов в бюджет РФ);

3. Механизм формирования налоговой культуры других субъектов, участвующих в процессе налогообложения (обеспечивает полное и своевременное поступление налоговых сборов в бюджет).

Немаловажную роль в механизме формирования налоговой культуры играют также финансовые институты, которые организуют налоговый процесс в соответствии с нормами налогового права.

Рассмотрим субъективные и объективные факторы формирования налоговой культуры. Среди объективных факторов, то есть тех, которые напрямую влияют на процесс формирования налоговой культуры, можно выделить следующие: исторический опыт, уровень экономического развития страны, уровень жизни населения, уровень развития налогового законодательства, степень развитости налоговой системы в стране, социальная ориентированность налогообложения, деятельность государственной политики в области формирования и развития налоговой культуры, эффективность налоговой системы и профессионализм работников налоговых служб. Рассмотрим каждый из перечисленных факторов более подробно.

Исторический опыт. Говоря об историческом опыте как факторе влияния, следует отметить, какое социально-экономическое положение сложилось в результате политических преобразований, которые привели к становлению современной Российской Федерации и ее налоговой культуры. Начало 90-х гг. XX столетия в Российской Федерации характеризуется социально-экономическим и политическим кризисами. На фоне смены политического курса наблюдается падение производства, обнищание населения, разочарованность в идеологических целях, формирование нового классового состава общества, значительное имущественное расслоение населения в связи с перераспределением национального богатства государства в пользу ограниченного круга людей. Число налогов в то время составляло по разным источникам от 170 до 300, что объяснялось широкими полномочиями местных органов власти вводить на местах свои налоги, при этом высокие налоговые ставки: НДС - 28%, налог на прибыль - 43%, максимальная ставка подоходного налога - 60% [2]. Такая нестабильность налогового законодательства, высокое налоговое бремя, приводящее к таким печальным последствиям, как постоянный дефицит в бюджете, банкротство предприятий и активное процветание теневой экономики, а также острое недоверие населения власти совсем не способствовали формированию правового самосознания и гражданской ответственности в сфере налогообложения.

Экономическая ситуация в стране и уровень экономического развития являются одними из определяющих факторов формирования налоговой культуры и, в свою очередь, налогового поведения населения. В 2000-х гг. проведение налоговых реформ привело к сокращению количества налогов, улучшению их администрирования, внедрению специальных режимов, облегчающих учетную политику малого и среднего бизнеса, снижению налогового бремени. Однако, и в настоящее время продолжает сохраняться нестабильность налогового законодательства. Так, по данным независимых международных организаций [3], налоговое бремя на бизнес в Российской Федерации составляет 54,1% без учета пошлин, налога на добычу полезных ископаемых и некоторых видов акцизов, а с их учетом доходит до 60-70%. Данные цифры заслуживают доверия, так как Министерство финансов Российской Федерации при определении официального уровня налогового бремени (35% к ВВП) в стране не учитывает социальные взносы во внебюджетные фонды (что является налоговой нагрузкой на заработную плату) и таможенные платежи. Кроме того, значительная социально-экономическая дифференциация населения, отчасти сохраняющаяся поляризация: практически нищих и богатых без явно сформированного среднего класса создает социальное напряжение, общую неудовлетворенность, снижение трудовой активности.

Уровень жизни населения. Так как налоги для физических лиц носят ярко выраженный социальный характер и обладают большими возможностями воздействия на уровень реальных доходов населения, и тем самым, на уровень их жизни, соответственно, этот уровень имеет огромное значение при формировании налоговой культуры у населения.

Существует прямая зависимость между уровнем жизни населения и налоговой культурой -чем выше благосостояние граждан, тем выше уровень налоговой культуры общества. Низкий социально-экономический уровень жизни населения, наряду с ярко выраженным контрастом

благосостояния людей у власти и владельцев природных и иных монополий, коррупция, отсутствие поддерживаемой большинством общей национальной идеологии не формируют гражданскую и правовую ответственность в налоговой сфере, которая является основой для проявления высокой налоговой культуры.

Уровень развития налогового законодательства. Стабильность или нестабильность налогового законодательства любой страны выступает одним из самых острых проблем в развитии налоговой культуры. Правительства разных стран предпринимают различные меры в области реформирования налогового института. Данные меры направлены как на упрощение налогообложения, так и на ужесточение налогового администрирования, однако, видимого прогресса в развитии налоговой дисциплины и налоговой культуры, к сожалению, не наблюдается.

Степень развитости налоговой системы в стране. Состояние налоговой культуры в государстве и стране зависит от уровня развития системы налогообложения. Высокий и эффективный уровень системы налогообложения можно достичь при высоком уровне развития экономики и высоком уровне налоговой культуры в обществе. Формирование налоговой культуры — сложный процесс, сочетающий в себе экономический, социальный, информационный, правовые аспекты. Налоговая культура должна выступать регулятором поведения не только каждого налогоплательщика, но и должностных лиц налоговых органов.

Формирование налоговой культуры высокого уровня возможно, когда система налогообложения обладает следующими свойствами: высококвалифицированным профессиональным обеспечением, хорошо организованной службой отслеживания и контроля за уплатой налогов, а также высоким уровнем законопослушания.

Социальная ориентированность налогообложения и соблюдение принципа социальной справедливости в налогообложении. Данный фактор можно охарактеризовать как личностную оценку индивидом социальной справедливости установленных финансово-правовых норм и их практической реализации в функционировании налоговой системы государства. Явная противоречивость и не полная реализация принципа социальной и экономической справедливости в финансово-правовой сфере негативно влияют на проявление гражданско-правовой ответственности и как следствие налоговой культуры.

Физические лица, например, во всех странах мира — самая трудно контролируемая категория налогоплательщиков. Но в целом, нужно отметить, что налоговая система РФ в отношении налогоплательщиков физических лиц достаточно упрощена. Данная категория налогоплательщиков не исчисляет и не рассчитывает суммы налоговых платежей, подлежащих уплате в бюджет, что значительно улучшает их положение в системе налогообложения. Таким образом, можно отметить, что данный фактор является стимулирующим моментов в отношении налоговой культуры.

Направления деятельности государственной политики в области формирования и развития налоговой культуры. Значительного фискального действия для государства и финансового исполнения обязательств для налогоплательщиков можно достигнуть путем проведения активной политики государственного регулирования и реализации мер, которые были бы направлены на оптимизацию налогового бремени. В свою очередь уровень налоговой культуры граждан определяет уровень взаимоотношений с государством, формируя характер и направление налогово-бюджетной политики. В настоящее время складывается недоверие населения к государственным институтам, участвующим в налоговом процессе, так как в аппарате органов управления присутствует коррупция.

Эффективность налоговой системы и профессионализм работников налоговых служб. Налоговыми органами успешно создаются условия для налогоплательщика, исходя из которых он будет строить свое поведение. Это комфортные условия пребывания в центрах по приему налоговой отчетности, работа web-ресурсов, возможность получить налоговые услуги в электронном виде, функционирование саЛ-центров, телефонов доверия, проведение массово-разъяснительной работы (семинары, «круглые столы», заседания), размещение информации с использованием средств массовой информации, информационных стендов, буклетов и иных печатных материалов, а также видео-, аудио- и других технических средств, применяемых для распространения информации, средств телефонной и сотовой связи. Все эти мероприятия позволяют сформировать определённую модель поведения, как налогоплательщика, так и представителя налогового органа.

Среди субъективных факторов, то есть тех, которые косвенно влияют на формирование налоговой культуры, выделим следующие. Общий уровень культуры в обществе (уровень культуры личности-налогоплательщика) и уровень исполнительной дисциплины членов общества. Культуру можно рассматривать как склонность индивида к вере в светлое будущее и строгому соблюдению законов и обычаев, которых придерживается конкретное общество. Налоговая культура охватывает не только уровень культуры участников налоговых отношений,

но и результаты деятельности взаимосвязанных составляющих процесса налоговых отношений, выражающихся в результативности функционирования налоговой системы. Таким образом, чем ниже общий уровень культуры общества, тем более развито девиантное поведение и мышление граждан, которое находит свое отражение и в процессе уплаты налогов.

Участие базовых социальных институтов в процессах формирования культуры, формирующих личность. На процесс развития налоговой культуры значительно влияет налоговая стратегия и налоговая политика с одновременным реформированием образовательной системы, где определяющая роль должна отводиться повышению налоговой грамотности граждан. Исследования зарубежного опыта (Японии, США, Канады и др.) показали, что обучение основам налогообложения в этих странах начинается с детского сада и далее оно продолжается в школе. Так, в Японии проводятся также специальные детские конкурсы - конкурс сочинений на тему обязательности уплаты налогов, в Германии -тематические теле- и радиопередачи. Цель воспитания заключается в привитии налогоплательщикам сознательной потребности честного исполнения ими своих налоговых обязанностей и предполагает осуществление просветительской работы по разъяснению необходимости налогообложения для государства и общества.

Менталитет (общественное одобрение/неодобрение ухода от уплаты налогов и скрытия своих доходов). Налоговый менталитет — совокупность отношений, убеждений, норм, установок, разделяемых налоговыми органами и налогоплательщиками, который диктует тенденции поведения [4]. Важно формирование не только положительного образа работника налогового органа, но и добросовестного налогоплательщика. Основная цель налоговых органов должна быть направлена на противостояние закреплению в общественном сознании уклонение от уплаты как акт, сохраняющий личную выгоду.

Принятые в обществе модели налогового поведения. Налоговая культура как часть массового сознания формируется из осмысления населением всей значимости для государства и общества необходимости уплаты налогов (элемент проявления политической культуры) и знания налогоплательщиков прав и обязанностей по их уплате (элемент проявления правовой культуры). Сегодняшние реалии таковы, что у современного налогоплательщика нет представления о престижности исполнения своего налогового обязательства, а это приводит к нежеланию участия в экономической и социальной жизни общества, а также попустительскому, а иногда и негативному отношению к уплате налогов.

Социально-экономические интересы. В идеале, благодаря налогам, у гражданина появляется некая уверенность в завтрашнем дне. Налоги могут рассматриваться как совокупная цена совокупных общественных благ. При этом, определенная группа налоговых платежей (пошлины, целевые налоги и сборы) может непосредственно соответствовать услугам государства (юридические, таможенные, административные услуги, предоставление природного объекта в пользование, отдельные социальные услуги). Здесь появляется некая задержка во времени между оплатой и потреблением благ (получением выгод). Между тем, реакцией потребителя общественных благ становится восприятие налоговых платежей как принудительных при отсутствии видимой возмездности средств. В этом заключается одна из причин массовых уклонений индивидов от выплат по своим налоговым обязательствам. Раскрытие природы и сущности налогов как объективно обусловленной сделки между налогоплательщиком и государством, как стоимости общественных благ, а не как экономического принуждения, критически необходимо для формирования адекватного восприятия налогоплательщиками всей системы налогообложения в целом.

Итак, рассмотрев факторы формирования налоговой культуры, можно сделать вывод о том, что налоговая культура представляет собой набор элементов: как формальных институтов (налогово-правовые нормы, регламентирующие определенные виды налогов и сборов, порядок их исчисления и уплаты, правовые формы и методы правового регулирования налоговых отношений), так и неформальных институтов (общепринятые традиции и привычки исчисления и уплаты налогов, которые исходят из исторически сложившейся модели поведения налогоплательщиков).

Список литературы / References

1. Иванова С.А. Налоги и налогообложение. М.: Юнити, 2011. С. 101-122.

2. Доброскок О.В. Налоговая культура в Российской Федерации // Журнал «Современная наука: актуальные проблемы теории и практики». Серия «Экономика и Право». № 07-08, 2015. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.nauteh-journal.ru/index.php/—ep15-07/1524-a/ (дата обращения: 12.05.2017).

3. Жуковский В. Налоговые рекорды России - бедные платят за богатых / В. Жуковский // Институт высокого коммунитаризма. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://communitarian.ru/publikacii/rossiya/ (дата обращения: 12.05.2017).

4. Налоговая культура - важный элемент сильной системы налогообложения // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по материалам V студ. междунар. заочной науч.-практ. конф. М.: «МЦНО», 2013. № 5 (5). [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://nauchforum.ru/archive/MNF_social/5(5).pdf/ (дата обращения: 11.05.2017).

РОЛЬ РЕФЕРЕНТНОЙ ГРУППЫ В СОЦИАЛИЗАЦИИ ПОДРОСТКОВ Ситник И.Е. Email: Sitnik17104@scientifictext.ru

Ситник Ирина Евгеньевна — студент, кафедра политологии и социальных наук, Рязанский государственный радиотехнический университет, г. Рязань

Аннотация: в статье анализируется влияние феномена референтной группы на процесс социализации подростков. Рассматривается роль неформальных групп в формировании ценностей и норм у подростков. Анализируются особенности школьного класса как малой неформальной группы и возможные нарушения процесса социализации в рамках классного коллектива. Представлены результаты социометрического исследования по методу Д. Морено в четырех школьных классах школы г. Рязани, на основе которого рассматривается вопрос целенаправленного использования референтной группы в качестве средства социализации. Ключевые слова: социализация, референтная группа.

THE ROLE OF REFERENCE GROUPS IN THE SOCIALIZATION

OF ADOLESCENTS Sitnik I.E.

Sitnik Irina Evgenievna — Student, DEPARTMENT OFPOLITOLOGY AND SOCIAL WORK, RYAZAN STATE RADIO ENGINEERING UNIVERSITY, RYAZAN

Abstract: in the article the influence of the phenomenon of the reference group on the process of socialization of adolescents is analyzed. The role of informal groups in the formation of values and norms in adolescents is considered. The features of the school class as a small informal group and possible violations of the socialization process within the classroom are analyzed. The results of a sociometric study by the method of D. Moreno in four school classes of the Ryazan school are presented, on the basis of which the question of the purposeful use of the reference group as a means of socialization is considered. Keywords: socialization, reference group.

УДК 316.614.5

Такой социально-психологический феномен как референтная группа выступает одним из социально-психологических механизмов социализации.

Референтная группа выполняет функции фильтра, отбирающего из социальных норм и ценностей наиболее значимые для индивида.

Особенно влияние данного феномена проявляется в подростковом возрасте, когда семья утрачивает авторитет в глаза подростка, а друзья становятся наиболее значимыми людьми, чье мнение является самым важным.

В зависимости от особенностей той группы, которая стала референтной для подростка, меняется его поведение.

Референтными для подростков обычно становятся малые неформальные группы. Уже в 60-е гг. предметом исследования стало влияние неформальных групп на развитие личности школьника. 95% пятнадцатилетних входят в ту или иную неформальную группу. Эти группы играют преимущественно компенсаторную роль, удовлетворяя те потребности развивающейся личности,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.