ФИНАНСЫ И КРЕДИТ
УДК 336.143.2 ББК 65.261.3
Абдулманапов П. Г. - Научно исследовательский институт управления, экономики, политики и социологии Дагестанского государственного университета народного хозяйства
Abdulmanapov P. G. - Scientifically research institute of management, economy, policy and sociology of the Dagestan State University of National Economy
ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ УКРЕПЛЕНИЯ НАЛОГОВОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
PROBLEMS AND PROSPECTS OF STRENGTHENING OF TAX
DISCIPLINE
В статье рассматривается механизм укрепления налоговой дисциплины в стране. На основе анализа состояния современной системы противодействия налоговых правонарушений предлагаются меры по улучшению налоговой дисциплины путем повышения эффективности контрольной деятельности налоговых органом в системе рационализации налоговых отношений и реализации институциональных направлений противодействия налоговым правонарушениям. Обосновывается необходимость закрепления институциональных направлений противодействия налоговым нарушениям за соответствующими уровнями социально-экономической системы, что обеспечивает интеграцию усилий государства и общества в направлении стимулирования устойчивого роста налоговых поступлений в бюджетную систему страны.
Ключевые слова: налоговая дисциплина, налоговая система, контрольная деятельность налоговых органов, уклонение от уплаты налогов, налоговая культура.
In article the mechanism of strengthening of tax discipline in the country is considered. On the basis of the analysis of a condition of modern system of counteraction of tax offenses measures for improvement of tax discipline by increase in efficiency of control activity tax body in system of rationalization of the tax relations and realization of the institutional directions of counteraction to tax offenses are proposed. Need of fixing of the institutional directions of counteraction to tax violations to appropriate levels of social and economic system is proved that provides integration of efforts of the state and society in the direction of stimulation of steady growth of tax revenues in the budgetary system of the country. Keywords: tax discipline, tax system, control activity of tax authorities, evasion of taxes, tax culture.
Главным инструментом улучшения экономических отношений между государством, с одной стороны, и организациями и населением, с другой, является укрепление налоговой дисциплины. Она характеризуется соответствующим исполнением обязанностей по уплате налогов и сборов, которые формируют доходную часть бюджетной системы страны. Налоговые правонарушения представляют серьезную угрозу экономической безопасности в результате ухудшения устойчивости доходов бюджета всех уровней.
Целью исследования является теоретико-методологическое обоснование перспективных направлений укрепления налоговой дисциплины в стране.
В качестве предмета исследования выступает процесс реализации контрольной деятельности государственных органов в сфере налогообложения организаций и физических лиц, оценка его качества с позиций предотвращения налоговых правонарушений.
Объектом исследования - это действующая налоговая система России в аспекте организации контрольной деятельности на региональном уровне.
Теоретической и методологической основой явились научные труды отечественных и зарубежных ученых, а также специалистов в области организации и функционирования налоговой системы, законодательные акты Российской Федерации, нормативные документы Министерства финансов РФ, концепции и программы укрепления налоговой дисциплины в различных отраслевых сегментах. На разных этапах работы применялись аналитический, монографический, экономико -статистический, абстрактно -логический, сравнительный, экономико-математические методы с их многообразными алгоритмами и приемами.
В условиях экономического кризиса основным моментом совершенствования налоговой системы является проблема укрепления налоговой дисциплины, состояние которой определяется ее важной компонентой - надлежащим исполнением обязанностей по уплате налогов и сборов. В силу различных обстоятельств налогоплательщику не всегда удается выполнить финансовые обязательства перед государством, а некоторые хозяйствующие субъекты преднамеренно уклоняются от участия в формировании государственного бюджета.
Факторы, обуславливающие уклонение от налогов, можно классифицировать следующим образом (рис. 1). Уклонение от налогов во всех странах считается негативным явлением. На уровне страны оно приводит к нехватке денег в бюджете для финансирования государственных расходов, в том числе касающихся социальной сферы. На уровне хозяйствующих субъектов экономики неплательщики налогов оказываются в выгодном положении по сравнению с законопослушными налогоплательщиками с точки зрения рыночной конкуренции, тем самым провоцируя других субъектов хозяйствования на аналогичные действия.
В отечественной экономике на сознательный выбор налогоплательщика существенное влияние оказывают такие факторы как слабость демократических институтов, недостаточная защита собственности и контрактов, взяточничество, дискреционный характер фискальной политики. В подобных условиях финансовое поведение налогоплательщиков является оппортунистическим, при котором они воспринимают налоги как наказание и минимизируют участие в финансировании общественных благ.
Налоги и сборы в настоящее время являются основным способом и источником обеспечения деятельности государственных органов власти, а уплата их — одной из главнейших конституционных и социальных обязанностей, вытекающих из права на частную собственность, благодаря которой последняя активно служит интересам всего общества в целом. Важных условий обеспечения формирования бюджетов является соблюдение хозяйствующими субъектами налоговой и платежной дисциплины.
С N Причины уклонения от налоговых обязательств
' л г
(■ N Объективные V У С Л Субъективные V
1 г 1 г
Позволяющие Несовершенство действующего законодательства
Правовые:
1. Видовое разнообразие
налогов
2. Наличие различных льгот
и ставок 3. Многообразие разных способов учета расходов
Организацио нные: Несогласованность действий органов власти различных
уровней Несовершенство налогового контроля
В ынуждающие Выплата налогов
и ставки несовместимы с получением прибыли
Высокая налоговая нагрузка
Несовершенство конкурентной среды
Представление о нерациональных тратах государства
V
г
Неосязаемость общественных благ
г л
Корыстные интересы
Нестабильность экономической политики
государства ^---/
Рисунок 1 - Классификация причин уклонения от исполнения налоговых обязательств
Обеспечение налоговой дисциплины на высоком уровне в стране является одной из целей налогового контроля. Налоговую дисциплину можно определить как состояние отношений между субъектами экономики и государством, при котором соблюдается законодательство о налогах и сборах и обеспечивается неотвратимость привлечения к налоговой ответственности лиц, его нарушивших.
Детерминантами уклонения от уплаты налогов в России являются: слабость правовой базы, низкие доходы значительной доли населения, высокая налоговая нагрузка, менталитет населения (включающий отсутствие должного самоконтроля). Непосредственным вытекающим из этого является низкий уровень налоговой дисциплины.
Социологические исследования подтверждают, что важнейшей причиной, побуждающей население уклоняться от уплаты налогов, следует считать недоверие к политике государства по нерациональному использованию средств. Эффективность экономической политики зависит не только от грамотности принимаемых государством мер и умелого их преподнесения. Важную роль играет также постоянный контроль за тем, как воспринимается обществом предлагаемые меры, какова его реакция на действия государства [10].
Структурный анализ процессов формирования и укрепления налоговой дисциплины в аспекте экономических взаимоотношений и интересов налогоплательщиков и органов государственной власти позволяет выделить три типа непрерывно функционирующих отношений, результаты взаимодействия которых обусловливают качественное содержание и количественную определенность налоговой дисциплины.
Имеющиеся противоречия текущих экономических интересов субъектов налоговых отношений практически всегда зависят от показателей налогового бремени, количественные параметры которой должны быть близки к оптимальным. Так, в течение последних лет налоговая нагрузка в экономике России находилась в пределах 25-32% ВВП, в то время как вмененное налоговое бремя (исчисляемое как доля начисленных налогов в ВВП) достигало в отдельных отраслях 50-60% [3]. Противодействие спонтанному регулированию налоговой нагрузки и укрепление налоговой дисциплины должно заключаться в определении экономически обоснованных параметров поведения с учетом сбалансированности интересов всех участников налоговых отношений и объективно обусловленного перераспределения средств между бюджетами.
Внутренние противоречия в системе фискальнообязанных субъектов связаны с неравномерностью распределения налоговой нагрузки по различным категориям агрегированных налогоплательщиков (табл. 1), определяемой структурой затрат, рентабельностью соответствующей отрасли, а также совокупностью возможностей уклонения от уплаты налогов.
Таблица 2
Налоговая нагрузка в России по видам экономической деятельности, в % [9]
201 3 201 4 201 5 201 6
ВСЕГО 9,9 9,8 9,7 9,6
Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 2,9 3,4 3,5 3,5
Добыча полезных ископаемых, в том числе: 35,7 38,5 37,9 32,3
добыча топливно-энергетических полезных ископаемых 39,6 42,6 41,5 35,6
Обрабатывающие производства 7,2 7,1 7,1 7,9
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды 4,6 4,8 5,4 6,1
Строительство 12,0 12,3 12,7 10,9
Оптовая и розничная торговля; ремонт 2,6 2,6 2,7 2,8
автотранспортных средств, мотоциклов,
бытовых изделий и предметов личного
пользования
Гостиницы и рестораны 8,9 9,0 9,0 9,5
Транспорт и связь 7,5 7,8 7,3 7,2
Операции с недвижимым имуществом, 17,9 17,5 17,2 15,4
аренда и предоставление услуг
Предоставление прочих коммунальных, 26,6 25,8 25,6 23,4
социальных и персональных услуг
Анализ данных таблицы 1 позволяет выявить существенную дифференциацию налоговой нагрузки в отраслевом разрезе. Так, минимальную налоговую нагрузку «несут» сельское хозяйство, торговля, обрабатывающие производства, а также строительство.
Под наибольшим налоговым прессом находится топливная промышленность, где совокупная величина налоговой нагрузки превысила 30%, что является вполне обоснованным с позиций необходимости изъятия природной ренты. Причина пониженной налоговой нагрузки в строительстве и торговле традиционно объясняется большим объемом «неформального» производства. В сельском хозяйстве данное положение обусловлено тем, что практически все сельскохозяйственные предприятия пользуются обширным перечнем налоговых льгот. Незначительное повышение нагрузки в течение 20122015 гг. может объясняться как изменениями в самой отрасли (в том числе за счет проводимой в последние годы реструктуризации задолженности), так и изменением круга налогов, уплачиваемых предпринимателями, расширением налоговой базы.
Наблюдаемые тенденции практически постоянной динамики налоговой нагрузки по отраслям свидетельствуют, что проводимая в последние годы налоговая реформа позволила полнее реализовывать интересы отдельных налогоплательщиков, и в целом она снизилась практически во всех отраслях, кроме топливной промышленности. При этом в большинстве случаев снижение оказалось достаточно существенным. Так, типичный уровень базовой нагрузки по отраслям промышленности снизился с 30-40% добавленной стоимости в 2012 г. до 25-30% - в 2015 г. Меньшее, чем в других секторах, снижение налогового бремени в машиностроении, электроэнергетике и промышленности стройматериалов объясняется, во-первых, тем, что в них сравнительно невелика доля налогов на капитал, где произошло самое сильное снижение нагрузки. Кроме того, в этих отраслях имелась существенная ранее накопленная налоговая задолженность и часть поступлений может быть связана с ее погашением.
Динамика налоговых поступлений свидетельствует о ведущей роли топливно-энергетического комплекса страны в формировании бюджета. В 2012 г. более 27,5% всех налоговых поступлений приходилось на ТЭК. В 2015 г., в связи с благоприятной конъюнктурой на мировых рынках энергоносителей поступления повысились до 30,2% в общей структуре налогов и сборов и составили более 4,1 трлн. руб. Наибольшее снижение по сравнению с 2012 г. наблюдается в сфере строительства (снижение на 1%), и в транспорте и связи. Во всех остальных отраслях наблюдается рост. Например, в сельском хозяйстве рост составил около 90%, в производстве и распределении электроэнергии, газа и воды - более
56%, по виду деятельности операции с недвижимым имуществом — почти 46%. В целом можно говорить о том, что мировой финансовый кризис позитивно сказался на динамике налоговых поступлений. По итогам 2015 г. рост по сравнению с 2012 г. составил всего 25% (табл. 2).
Таблица 2
Поступление налоговых платежей и сборов в консолидированный бюджет Российской Федерации по основным видам экономической
деятельности (миллионов рублей [12]
2012 2013 2014 2015 2015г./ 2012г, в %
Всего, млрд. руб. 1095 1132 1260 1370 125,1
2,6 2,6 6,3 7,1
Сельское хозяйство, охота и лесное 4331 4509 6520 8199 189,3
хозяйство 5,2 2,7 8,6 0
Добыча полезных ископаемых, в том 3138 3274 3764 4297 136,9
числе: 066 721 146 049
добыча топливно-энергетических 3012 3181 3667 4144 137,6
полезных ископаемых 772 406 352 490
Обрабатывающие производства 1971 232 2137 088 2283 541 2474 250 125,5
Производство и распределение 2766 3314 3684 4318 156,1
электроэнергии, газа и воды 39 98,4 41 91,5
Строительство 6058 5868 6070 6010 99,2
55,3 61,8 79,5 90,5
Оптовая и розничная торговля; ремонт 1295 1145 1336 1518 117,2
автотранспортных средств, 644 575 439 714
мотоциклов, бытовых изделий и
предметов личного пользования
Гостиницы и рестораны 6773 7555 7873 8338 123,1
7,9 3,8 9,5 6,8
Транспорт и связь 7961 7061 7836 8013 100,7
89,9 59,3 21,4 69,5
Финансовая деятельность 4920 5418 5968 5489 111,6
66,4 72,9 52,6 34,6
Операции с недвижимым имуществом, 1025 1121 1271 1493 145,7
аренда и предоставление услуг 286 028 593 564
Образование 2087 2459 2717 2920 139,9
26,1 90,9 09,5 88,5
Здравоохранение и предоставление 1698 2024 2186 2385 140,4
социальных услуг 94,2 12,7 10,3 26,8
Таким образом, можно говорить о незначительном влиянии негативных внешнеэкономических факторов на финансово-экономическое положение хозяйствующих субъектов, что, в конечном итоге, и не привело к значительному снижению налоговых поступлений. Однако, как отмечает ряд авторов, в условиях кризиса появляются дополнительные возможности по уклонению от уплаты налогов и сборов, связанные, прежде всего, с проведением процедур фиктивных банкротств, уменьшением налогооблагаемой базы и т.д. В связи с этим проанализируем динамику и структуру задолженности по налогам и сборам.
Как видно из таблицы 3, в целом за период 2012-2015 гг. задолженность по налогам и сборам выросла на 13,7%. По отдельным видам деятельности, таким как добыча полезных ископаемых, наблюдается около 60% рост задолженности, более чем в 47% - в гостиницах и ресторанах, более 40% - в транспорте и связи. Только в
финансовом секторе наблюдается снижение задолженности, причем существенное.
Таблица 3
Задолженность по налогам и сборам в консолидированный бюджет Российской Федерации по основным видам экономической деятельности
(миллионов рублей) [12]
2012 2013 2014 2015 2015г./ 2012г, в %
Всего, млрд. руб. 727, 7 770 802, 6 827, 3 113,7
Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 2034 5,3 2102 9,9 2183 4,4 2322 5,2 114,2
Добыча полезных ископаемых, в том числе: 1886 5,7 1723 8,3 1547 1,3 3005 8,6 159,3
добыча топливно-энергетических полезных ископаемых 1552 4,4 1385 4,4 1177 6 2388 6,7 153,9
Обрабатывающие производства 1401 63 1572 41,4 1600 96,1 1507 64,5 107,6
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды 1961 7,1 1939 6,9 2293 1,5 2566 0,3 130,8
Строительство 5612 94,2 9223 5,3 1080 43,6 1187 53 21,2
Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования 1743 37 1786 91,7 1944 27,8 1831 50,1 105,1
Гостиницы и рестораны 2957 ,3 2785 ,2 3576 ,5 4365 ,7 147,6
Транспорт и связь 2973 4,2 3166 7,4 4277 5,8 4198 1,2 141,2
Финансовая деятельность 5104 1,8 5169 5,9 2112 2,9 1959 0,2 38,4
Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг 5567 7,9 6782 2,8 6437 2,1 7744 9,6 139,1
Образование 1595 ,7 1781 ,1 1966 ,8 2005 ,7 125,7
Здравоохранение и предоставление социальных услуг 1093 ,3 1164 ,2 1393 ,6 1304 ,7 119,3
В структуре налоговой задолженности наибольший удельный вес принадлежит оптовой и розничной торговле (27%) и обрабатывающим производствам (22%). Интересным представляется тот факт, что по виду деятельности добычи полезных ископаемых задолженность составляет лишь 5%, при общей доли в налоговых поступлениях около 32% в 2015 г., а в сфере торговли доля в налоговых поступлениях — менее 11% при удельном весе задолженности 27%, соответственно для обрабатывающих производств значения данных показателей — 18% и 22% (рис. 2). Таким образом, даже, несмотря на относительно низкие показатели налоговой нагрузки в сфере торговли, строительства и обрабатывающих производств наблюдается значительное снижение уровня налоговой дисциплины, которое выражается в снижении темпов роста налоговых поступлений при одновременном росте задолженности.
Образование 0%
Финансовая Операции деятельность недвижимым 3% имуществом
Транспорт и связь 6%
Здравоохране
ние и предоставлен ие
социальных
Сельское хозяйство
Гостиницы и рестораны 1%
Добыча полезных ископаемых 5%
Обрабатываю
щие производства 22%
Производство и
распределени е
электроэнерги и
4%
Рисунок 2. Структура задолженности по налогам и сборам в 2015 г. в РФ в разрезе видов деятельности.
Строительств о 18%
В разрезе налогов в 2015 г. наибольший удельный вес в структуре задолженности занимает налог на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации (около 60%), более 22% налогу на прибыль организаций, а наименьшая задолженность приходится на налоги за пользование природными ресурсами (рис. 3). Как видно, в наибольшей степени снижение налоговых поступлений связано с налогом на прибыль организаций и НДС, поэтому рассмотрим их более подробно.
акцизы по подакцизным товарам 9%
налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами 1%
остальные федеральные налоги и сборы .8%
Рисунок 3. Структура задолженности по налогам и сборам в 2015 г. в РФ в разрезе налогов
За анализируемый период с 2012 г. по 2015 г. задолженность по налогу на прибыль снизилась в среднем на 35%. В то же время, поступление данного налога в консолидированный бюджет Российской Федерации в 2015 г. вырос на более чем 10% по сравнению с 2012 г. Это при том, что рост наблюдался только последние два года (рис. 4). При этом однозначно говорить о снижении уровня налоговой дисциплины среди плательщиков налога на прибыль организаций нельзя, так как необходимо учитывать и общий рост экономики, а также рост его отраслевых составляющих.
2598,8
2355,4 2372,8
2071,7
■Задолженность по налогам в
консолидированный бюджет РФ (миллиардов рублей)
• 175 I 16Г.6 ф 137,7 ф 113 6
■Поступление налогов в
консолидированный бюджет РФ (миллиардов рублей)
2012 2013 2014 2015
Рисунок 4. Динамика роста поступлений и задолженности по налогу на прибыль организаций в РФ
В отличие от налога на прибыль организаций, поступления налога на добавленную стоимость в бюджетную систему страны за анализируемый период устойчиво растет. За последние четыре года поступление НДС в бюджет увеличился почти на четверть (рис. 5). В то же время растет и задолженность по уплате НДС, хотя с относительно низкими темпами - 17,5% за 2012-2015 гг.
3000 2500 2000 1500 1000 500 0
2806,5 Задолженность по налогам в
консолидированный бюджет РФ (миллиардов рублей) ■ Поступление налогов в
консолидированный бюджет РФ
Ф 318,5 ♦ 332,6 ♦ 368 ♦ 374,2 (миллиардов
рублей)
2012 2013 2014 2015
Рисунок 5. Динамика роста поступлений и задолженности по налогу на добавленную стоимость организаций в РФ
В большей степени уменьшение поступления налогов связано с конъюнктурой на мировом рынке и снижением уровня деловой активности за рубежом. Существенное увеличение налоговой задолженности транспортных предприятий и связи покрывается общим ростом объемов налоговых поступлений. Наиболее успешно функционировали предприятия электроэнергетики, где наблюдался рост налоговых поступлений при одновременном снижении задолженности. Заметное ухудшение налоговой дисциплины наблюдалось в сфере оптово-розничной торговли.
Достижение необходимого уровня налоговой дисциплины в долгосрочной перспективе возможно лишь при реализации активного координирования экономических интересов субъектов налоговых отношений. Имеющаяся специфика налоговых отношений определяет особенности механизмов согласования экономических интересов и выработки приемлемых моделей поведения.
Рассмотрение сложившейся ситуации продемонстрировал ухудшение показателей, характеризующих уровень налоговой дисциплины, снижение которых вызвано, в том числе, и субъективными факторами (или сознательным нарушением налогового законодательства). В этих условиях особое значение приобретает контролирующая деятельность государственных органов, эффективность которой во многом может стать системообразующим фактором укрепления налоговой дисциплины.
Институт налогов является не только основным источником финансирования экономических потребностей государства для производства общественных благ — фискальная функция налогов, но и
инструментом воздействия на налогоплательщиков - регулирующая, социальная, распределительная, контрольная функции.
Осуществлению государством данных налоговых функций препятствует проблема нарушения налоговой дисциплины, когда налогоплательщики уклоняются от уплаты возложенных на них обязанностей. К этому приводит то, что, с одной стороны, в реальности нет равенства между встречными потоками: налоги - общественные блага, часть недошедших до налогоплательщика средств нерационально тратится государством, а другая часть - опосредованно воздействует через формирование социальной среды. С другой стороны, налоговое давление нередко бывает излишним. Наконец, очень сильны и субъективные факторы.
Данную проблему более эффективно можно решить не усилением контроля со стороны государства, а путем создания соответствующей институциональной среды. При этом необходимо учитывать множество показателей: ставку налога, вероятность обнаружения факта уклонения, транзакционные издержки уклонения, размер штрафа, доход от уклонения и т.д. Исходя из вышесказанного, можно построить схему, на которую должно ориентироваться государство в проведении экономической политики в области уклонения от налогов (рис. 6).
Осуществляемые российским правительством на сегодня шаги в сторону продвижения пресечения уклонения от налогов сводятся к следующему [8]:
- снижение расходов хозяйствующих субъектов и населения по уплате налогов - снижение налогового бремени и ликвидация квазиналогового бремени;
- повышение расходов субъектов налогообложения по уклонению от налогов - оптимизация состава налогов, устранение налоговых лазеек, улучшение контроля и ужесточение наказания;
- формирование сознательного стремления со стороны налогоплательщика - повышение налоговой культуры, снижение нерациональных трат государства.
• Снижение налогового бремени. •Ликвидация квазиналогового бремени (коррупции).
• Оптимизация состава налогов.
• Устранение пробелов в налоговом законодательстве.
• Совершенствование налогового контроля.
• Ужесточение наказания.
• Повышение налоговой культуры.
• Снижение нерациональных трат государства.
Рисунок 6. Институциональные направления противодействия налоговым правонарушениям в России.
Снижение расходов налогоплательщика по уплате налогов
Увеличение расходов налогоплательщика по уклонению от налогов
Формирование сознательного стремления со стороны налогоплательщика
Прогресс в понимании экономических процессов привел к тому, что в деле борьбы с уклонением от налогов, как и во многих других сферах акцент сместился с конкретно-технических на институциональные меры [14]. В современном обществе институциональные меры влияют на все типы причин уклонения от налогов. Они заключаются в формировании в обществе таких условий деятельности субъектов экономики, когда сокрытие объектов налогообложения становится невыгодно налогоплательщику, или же налогоплательщику будет выгодно платить налоги в силу каких-либо связанных с репутацией честного плательщика обстоятельств.
НДС и налог на прибыль, как наиболее подверженные уклонению от уплаты налоги, являются взаимосвязанными, так как их уплату до известной степени контролируют заинтересованные фирмы-партнеры налогоплательщика. Заинтересованность в двухстороннем контроле целой цепочки технологически связанных фирм может быть достигнута жестким контролем уплаты НДС ее конечными звеньями, что значительно облегчит работу государственных органов в сравнении со случаем, когда надо контролировать все трансакции внутри цепочки.
Покупатели также являются контролерами в уплате налогов фирмами при выдаче чеков за покупки. Так для подтверждения покупки товара подотчетным лицом необходим товарный и кассовый чек. На какую сумму будут эти документы, такую сумму и компенсирует работнику бухгалтерия. Или для предъявления товара для гарантийного ремонта. Но не всегда население заинтересовано в контроле за заключаемыми сделками. Например, для многих граждан гораздо важнее купить дешевле без чека, чем, если им выдадут чек, но зато уплаченная сумма будет больше.
В настоящее время в стране чаще всего применяются общепринятые меры: ужесточение контроля, снижение налогового бремени и т.д. Институциональные методы пока только зарождаются, но в будущем могут повлиять на улучшение ситуации с уклонением от налогов на более глубинном, фундаментальном уровне, чем стандартные методы. Важно, чтобы государство не было нейтральным наблюдателем подобных процессов, а активно и целенаправленно поддерживало рыночные институты, которые стимулируют взаимный контроль субъектов народного хозяйства за добросовестной уплатой налогов.
Список литературы:
1. Абдулаева З.З., Хаджалова Х.М. Проблемы и направления развития малого предпринимательства в Республике Дагестан // Экономика и предпринимательство. 2014. № 10 (51). С. 924-927.
2. Абдулманапов П.Г. Налоговое регулирование инвестиционной деятельности в Республике Дагестан // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2015. № 3 (75). С. 18.
3. Васильева А., Гурвич Е., Субботин В. И все-таки нагрузка снизилась! // Эксперт, № 5 2007. - С. 74-81.
4. Гираев В.К. методология стимулирующего управления налогообложением хозяйствующих субъектов // Налоги и налогообложение. 2014. № 11. С. 970-986.
5. Гираев В.К. Налоговое стимулирование и экономический рост // Налоги и налогообложение. 2015. № 3. С. 180-195.
6. Гираев В.К. Проблемы налогового регулирования и стимулирования экономики России // Налоги и налогообложение. 2015. № 4. С. 277-288.
7. Гичиев Н.С., Сагидов Ю.Н. Привлечение иностранных инвестиций в экономику региона // Научная монография / Махачкала, 2001.
8. Грунина Д.К. Основы налогового администрирования: учебное пособие - М.: Финансовая академия при Правительстве РФ, 2003.-94 с.
9. Приложение № 3 к Приказу ФНС России от 30.05.07 №ММ-3-06/333@
10. Радаев В.В. Деформализация правил и уход от налогов в российской хозяйственной деятельности // Вопросы экономики. - 2001. № 6 . - С . 60-79.
11. Сагидов А.К. Роль государства в формировании экономики инновационного типа // Вопросы структуризации экономики. 2011. № 2. С. 23-27.
12. Финансы России. 2016: Стат.сб./ Росстат. - М., 2016. - 343 с.
13. Хаджалова Х.М. Особенности формирования человеческого капитала в трудоизбыточных регионах // Региональные проблемы преобразования экономики. 2015. № 1 (51). С. 84-90.
14. Яковлев А.А. Почему в России возможен безрисковый уход от налогов? // Вопросы экономики. - 2001. - № 11. - С. 134-152.