_08.00.05 ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ НАРОДНЫМ ХОЗЯЙСТВОМ
08.00.05
УДК 336.221.262
АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ИМУЩЕСТВЕННОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ КОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
© 2019
Жанна Павловна Александрова, кандидат социологических наук, доцент кафедры «Рыночные и государственные институты» Кубанский государственный технологический университет, г. Краснодар (Россия)
Аннотация
Введение: статья посвящена рассмотрению роли имущественных налогов в современной системе налогообложения Российской Федерации, реформированию налогообложения имущества юридических лиц и разграничению категории движимого и недвижимого имущества. На современном этапе развития экономики роль налоговых поступлений в формировании региональных и местных бюджетов постоянно повышается, поскольку именно они выступают основными источниками финансирования всех социальных и экономических проектов. В этой связи необходимо отметить ведущую роль имущественного налогообложения как влияющего фактора на развитие экономики в целом и коммерческой деятельности организаций в частности. Материалы и методы: рассматривается имущество в широком смысле понимания данного термина как объект налогообложения, анализируется налог на имущество организаций как основа имущественного налогообложения. При проведении исследования были использованы методы анализа, обобщения, синтеза и систематизации.
Результаты: в научной статье изучено содержание понятия «имущество» с точки зрения его градации на движимое и недвижимое имущество, рассмотрена возможность проведения переучета имеющегося в распоряжении организаций имущества с целью разделения его на движимое и недвижимое с целью выведения его из категории объектов подлежащих налогообложению.
Обсуждение: подробно рассмотрены и разграничены категории «движимое имущество» и «недвижимое имущество». Проанализированы поступления доходов, администрируемых Федеральной налоговой службой Российской Федерации, в консолидируемый бюджет Российской Федерации, представлен анализ доли налогов, в том числе имущественных, в общей сумме поступлений в консолидированный бюджет Российской Федерации. Предложены направления оптимизации налогообложения коммерческих организаций. Заключение: результаты проведенного исследования позволят уменьшить налоговую базу по налогу на имущество коммерческих организаций, так как существенную часть их основных фондов составляет движимое имущество.
Ключевые слова: бюджет, движимое имущество, доходы, имущественное налогообложение, кадастровая стоимость, классификация имущества, льгота по налогообложению, налоговая база, Налоговый кодекс Российской Федерации, недвижимое имущество, объект основных средств, признаки имущества, ставка налога.
Для цитирования: Александрова Ж. П. Актуальные вопросы имущественного налогообложения коммерческих организаций в современных условиях // Вестник НГИЭИ. 2019. № 5 (96). С. 78-85.
CURRENT ISSUES OF PROPERTY TAXATION OF COMMERCIAL ORGANIZATIONS IN MODERN CONDITIONS
© 2019
Zhanna Pavlovna Alexandrova, Ph. D. (Sociology), associate professor of the chair «Market and state institutions»
Kuban State Technological University, Krasnodar (Russia)
Abstract
Introduction: the article is devoted to the role of property taxes in the modern taxation system of the Russian Federation, the reform of property taxation of legal entities and the differentiation of movable and immovable categories of
property. At the present stage of economic development, the role of tax revenues in the formation of regional and local budgets is constantly increasing, since they are the main sources of financing of all social and economic projects. In this regard, it is necessary to note the leading role of property taxation as an influencing factor in the development of the economy in general and the commercial activities of organizations in particular.
Materials and Methods: property is considered in the broad sense of the term as an object of taxation, the property tax of organizations as the basis of property taxation is analyzed. The methods of analysis, generalization, synthesis and systematization were used in this study.
Results: in the scientific article the content of the concept of «property» in terms of its gradation into movable and immovable property is studied, the possibility of carrying out the inventory of the property available to organizations in order to divide it into movable and immovable in order to remove it from the category of taxation objects is considered.
Discussion: discussed in detail and delineated the categories of «personal property» and «immovable property». Analyzed revenues, administered by the Federal tax service of the Russian Federation in the consolidated budget of the Russian Federation, presents an analysis of the proportion of taxes, including property, in the total amount of the received income in the consolidated budget of the Russian Federation. The directions of optimization of commercial organizations taxation are offered.
Conclusion: The results of the study will reduce the tax base on property tax of commercial organizations, as a significant part of their fixed assets is a movable property.
Keywords: budget, movable property, income, property taxation, cadastral value, property classification, tax relief, tax base, Tax code of the Russian Federation, real estate, fixed assets, property signs, tax rate.
For citation: Alexandrova Zh. P. Current issues of property taxation of commercial organizations in modern conditions // Bulletin of NGIEI. 2019. № 5 (96). P. 78-85.
Введение
На современном этапе реформирования налоговых отношений законодательно введены изменения в налогообложении имущества юридических лиц. Значение имущественных налогов как высокостабильных, управляемых источников доходов бюджетов остается высоким. В новой редакции Налогового кодекса Российской Федерации внесены изменения, которые должны облегчить налоговую нагрузку организаций в части обложения налогом на имущество. Согласно последних законодательных нововведений из налоговой базы полностью исключили словосочетание «движимое имущество». В соответствии с нормативно-правовыми документами теперь данный налог за движимое имущество платить будет не нужно. Однако понятия, что именно считать движимым имуществом, а что недвижимым в Налоговом кодексе Российской Федерации не разграничены. Для конкретизации данной категории имущества возникает необходимость подробно рассмотреть категорию «недвижимое имущество», согласно российскому и зарубежному законодательству.
Материалы и методы
Наиболее актуальной проблемой имущественного налогообложения в Российской Федера-
ции выступает разграничение объектов имущества, подлежащих налогообложению.
Имущество как объект налогообложения обладает следующими ключевыми признаками:
- имеет (денежную) стоимостную оценку;
- владение, пользование или распоряжения осуществляется на правах собственности [1].
По данным Федеральной налоговой службы Российской Федерации, динамика поступления ад-министрируемых доходов по уровням бюджетной системы за январь - ноябрь 2018 г. имеет положительную направленность. Так, рост общей величины поступлений, по сравнению с аналогичным периодом 2017 г., составил 14,3 %. При этом поступления в Федеральный бюджет увеличились в 1,5 раза, а рост поступлений в территориальные бюджеты составил 12 %.
В таблице 1 рассмотрим поступление доходов, администрируемых Федеральной налоговой службой Российской Федерации, в консолидируемый бюджет Российской Федерации за январь-ноябрь 2018 года в разрезе отдельных налогов, применяя методы анализа, обобщения, синтеза и систематизации полученных данных [2].
Таблица 1. Поступление доходов, администрируемых Федеральной налоговой службой Российской Федерации, за январь-ноябрь 2018 г., млн руб.
Table 1. Revenues administered by the Federal tax service for January-November 2018, million rub.
Период / Period Всего доходов в консолидируемый бюджет/ Total revenues to consolidated budget Налог на доходы физических лиц / Personal income tax Налог на прибыль / Profit tax Налог на добавленную стоимость / VAT Имущественные налоги / Property taxes Страховые взносы на обязательное социальное страхование/ Insurance contributions for compulsory social insurance
Январь-сентябрь
2017 г./ January-September 2017 Январь-сентябрь
2018 г./ January-September 2018 Темп роста, % / Growth rate, %
227 868
260 557
114,3
61 550
69 710
113,3
62 414
69 710
114,9
56 757
71 727
114,9
56 757
65 061
114,6
26 180
27 957
106,:
По данным таблицы 1 видно, что наблюдается стабильная тенденция увеличения собираемости налоговых поступлений по основным видам налогов. Темп роста за исследуемый период в среднем находился на уровне 15 %.
Значение имущественных налогов как высокостабильных, управляемых источников доходов
бюджетов остается довольно высоким. В большинстве стран они составляют от 4-6 % до 9-12 % от общих налоговых поступлений [3, с. 293].
На рисунке 1 представлен анализ доли налогов, в том числе имущественных, в общей сумме поступлений в консолидированный бюджет Российской Федерации.
□ НДФЛ / Personal income tax
□ Налог на прибыль / Profit tax
□ НДС / VAT
□ Имущественные налоги / Property taxes
□ Доходы по страховым взносам на обязательное социальное страхование / Income from insuranse contributions to compulsory social insuranse
Рис. 1. Доли налогов в общей сумме поступлений в консолидированный бюджет Российской Федерации Fig. 1. Share of taxes in total revenues to the consolidated budget of the Russian Federation
Результаты
Подытоживая результаты проведенного анализа структуры налогов консолидированного бюджета можно отметить, что имущественные налоги занимают в его составе долю в 11 %.
В основе имущественного налогообложения коммерческих организаций лежит налог на имущество организаций, который является региональным налогом [4].
Налог на имущество организаций регулируется гл. 30 Налогового кодекса Российской Федерации. В соответствии с этой главой налог на имущество организаций устанавливается Налоговым кодексом и законодательными актами субъекта Российской Федерации, вводится в действие кодексом и законами субъектов Российской Федерации и с момента введения является обязательным к уплате на территории соответствующего субъекта Россий-
ской Федерации (ст. 372 Налогового кодекса Российской Федерации) [5].
Субъекты РФ, устанавливая данный налог, имеют право определять следующие три элемента налога:
- налоговую ставку (в пределах, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации);
- особенности расчета налоговой базы для некоторых категорий объектов недвижимого имущества;
- налоговые льготы и основания для их применения.
Налоговой базой для исчисления налога на имущество организаций выступает среднегодовая стоимость имущества, которое признается объектом налогообложения. В отдельных случаях в качестве налоговой базы может выступать кадастровая стоимость недвижимого имущества по состоянию на 1 января года налогового периода [6].
К таким объектам относятся административно-деловые и торговые центры и помещения в них; нежилые помещения, предназначенные для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания; объекты недвижимого имущества иностранных организаций [7, с. 20-21] .
С 1 января 2019 г. в ст. 374 Налогового кодекса Российской Федерации внесены изменения, которые облегчат налоговую нагрузку организациям в части обложения налогом на имущество. Из данной статьи совсем исключили словосочетание «движимое имущество». В соответствии с нормативно-правовыми документами теперь данный налог за движимое имущество платить будет не нужно.
Обсуждение
Таким образом, налогом теперь облагается только недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств, а также недвижимое имущество, полученное по концессионному соглашению [8]. Однако понятия, что именно считать движимым имуществом, а что недвижимым в Налоговом кодексе Российской Федерации не разграничены.
Данную конкретизацию предлагает Федеральная налоговая служба России в письме от 2.08.2018 г. № БС-4-21, где рекомендуется для отнесения того или иного объекта к движимому или недвижимому имуществу руководствоваться нормами статей 130-131 Гражданского кодекса Российской Федерации [9].
Проанализировав содержание данной статьи, можно прийти к выводу, что термин «движимое имущество» и следует понимать как имущество,
которое по своим классификационным признакам не может быть отнесено к разряду недвижимого.
Отличительной особенностью указанных материальных ценностей выступает возможность физической их передачи одним физическим лицом другому (к примеру: деньги и ценные бумаги). Регистрация прав на движимые объекты не требуется, кроме случаев, указанных в законодательстве Российской Федерации [10].
Возникает необходимость подробно рассмотреть категорию «недвижимое имущество». В Российском законодательстве к ней относятся:
- земельные участки;
- участки недр и все, что прочно связано с землей. Земельная связь трактуется в законодательстве в свете невозможности переноса, передвижения или изменения любым способом его положения без изменения целостности объекта;
- объекты, переместить которые, не разрушив их, не возможно (здания, сооружения, объекты незавершенного строительства, машино-места) при условии, что границы таких помещений, частей зданий или сооружений закреплены в действующем законодательстве о государственном кадастровом учете;
- подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания [11].
В целях более полного изучения российской системы имущественного налогообложения представляется важным провести исследование зарубежного опыта исчисления и уплаты налога на имущество юридических лиц. Налог на недвижимое имущество существует в большом количестве государств мира, но сущность его имеет отличия.
Во многих странах в качестве объектов обложения данным налогом выступают земля (в отличии от российского законодательства), строения как промышленные, так и жилищные и прочие виды недвижимости.
Базой для обложения данным налогом в большинстве стран является оценочная стоимость имущества. Это обусловлено тем, что исчисление и взимание данного налога осуществляется в рамках местного законодательства. При этом ставки налога могут быть определены как в виде процента от стоимости имущества, так и в виде четко закрепленной суммы от стоимости конкретного имущества [12].
Для оценки величины стоимости недвижимого имущества, подлежащего обложению данным налогом, во Франции и Великобритании применяется оценка, базирующаяся на величине годовой арендной платы. В странах Северной Европы, Со-
единенных Штатах Америки, Латинской Америки и Японии такая оценка производится на основании предполагаемой цены продажи.
При этом учитываются банковские вклады, участие в хозяйственных обществах в виде долей, драгоценные металлы, драгоценные камни, жемчуг, монеты и медали, украшения и предметы роскоши, произведения искусства и коллекции и иное имущество [13].
В США в подлежащую обложению налогом собственность включаются земля и здания. За основу берется рыночная стоимость, и налогооблагаемая база устанавливается в размере одной трети рыночной стоимости. Корректировка состава и ставок по недвижимому имуществу осуществляется один раз в четыре года.
Системы налогообложения недвижимости в различных странах мира имеют свои особенности, которые зависят от сложившихся в этих странах экономических, политических и социальных условий [14].
Факт отнесения имущества к категории недвижимого подтверждается наличием следующих признаков:
- наличие или отсутствие записи об объекте недвижимости в Едином государственном реестре недвижимости;
- при отсутствии в реестре таких сведений -наличие или отсутствие у объекта прочной связи с землей;
- невозможность перемещения данного объекта без причинения большого ущерба его назначению.
В частности, в отношении объектов капитального строительства контролирующие налоговые органы могут дополнительно запросит у плательщика налогов следующую информацию:
- документы технического учета или технической инвентаризации объекта в качестве недвижимости;
- разрешения на строительство;
- разрешения на ввод в эксплуатацию;
- проектную или иную документацию на создание объекта недвижимости;
- данные о его характеристиках [15].
Во время проведения налоговых проверок по данному налогу инспекторы Федеральной налоговой службы также уполномочены проводить соответствующие формы налогового контроля: осмотры, назначать экспертизы, приглашать соответствующих специалистов [16].
На всей территории Российской Федерации до 2018 г. действовала федеральная льгота по данному налогу для объектов движимого имущества, постав-
ленных на учет в качестве основных средств, начиная с 2013 года. В 2018 г. данную льготу отменили, но за регионами закрепили право самостоятельно устанавливать льготы [17].
В этой связи с января 2018 г. данная льгота существовала только в тех регионах Российской Федерации, в которых были приняты региональные законы, законодательные акты по данному налогу. Поэтому до окончания 2018 г. движимые объекты, принятые на баланс в 2013 г. или позже, могут быть освобождены от уплаты налога, но только в тех регионах, где утвердили нормативно-правовой акт о возможности предоставления льготы по налогообложению организациям, владеющим имуществом [18].
Но уже с января 2019 г. эти правила отменяются, а в сам налог внесены существенные корректировки.
Особенности обложения налогом движимого имущества полностью относится к компетенциям региональных органов власти. Они также вправе полностью освободить организации от уплаты налога по движимому имуществу или установить пониженные ставки налога. Регионы вправе как устанавливать льготы только для определенных категорий плательщиков налогов, так и для всех организаций без исключения [19].
С 2018 г. определено, что ставка налога на движимое имущество не может быть установлена региональными органами власти в размере более 1,1 %. Также органы власти могут самостоятельно устанавливать льготы на объекты движимого имущества [20].
В целях оптимизации своего налогообложения коммерческие организации могут провести переучет имеющегося в распоряжении предприятия имущества с целью разделения его на движимое и недвижимое согласно приведенным выше критериям. В отчетности необходимо показывать только то имущество, которое учитывается в качестве объекта налогообложения.
Движимое имущество, учтенное с 1 января 2013 г. в качестве объекта основных средств, не является льготным, но и не облагается налогом. Так как возможность предоставления льгот в декларациях не будет представлена, то нет необходимости указывать в декларации движимые объекты основных средств, учтенные с 1 января 2013 г. Чтобы облегчить составление отчетности по налогу на имущество, необходимо отражать движимое имущество, поставленное на учет с 1 января 2013 г., на отдельном субсчете.
Законодательно можно освободить от уплаты налога по этой льготе как все движимые объекты, приобретенные позже 2012 г. (кроме тех, на которые не распространяются льготы), так и определенные их виды (или другие признаки, к примеру, когда учитываются определенные года поступления имущества). Кроме того, субъект федерации сам компетентен устанавливать определенный круг лиц, для которых может быть применена данная льгота. Это может быть льгота в виде пониженных ставок для объектов (п. 2 ст. 381.1 Налогового кодекса РФ):
- не старше 3 лет;
- относящихся к разряду инновационного оборудования с высокой эффективностью.
Заключение
Проведенное исследование показало, что вопрос отнесения имущества к категориям движимого или недвижимого имущества вызывает большие дискуссии в среде ведущих экономистов. Основополагающим спорным моментом выступает вопрос о связи того или иного объекта с землей, прояснения технического назначения имущественного объекта. В этой связи результаты исследования позволят уменьшить налоговую базу по налогу на имущество коммерческих организаций, так как существенную часть их основных фондов составляет движимое имущество, обладающее перечисленными выше характеристиками.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Пансков В. Г. Налоги и налогообложение : учебник и практикум для прикладного бакалавриата. 6-е изд., перераб. и доп. М. : Издательство Юрайт, 2019. 436 с.
2. Федеральная налоговая служба. Права и обязанности налогоплательщиков, налоговая отчетность, статистика (поступление в бюджетную систему РФ и государственные внебюджетные фонды доходов, админи-стрируемых ФНС России), налоговое законодательство, новости и другое. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.nalog.ru.
3. Гончаренко Л. И. и др. Налоги и налогообложение: учебник и практикум для СПО / Отв. ред. Л. И. Гончаренко. 2-е изд., перераб. и доп. М. : Издательство Юрайт, 2019. 524 с.
4. Зенкина М. В., Фирцева С. В. Управление стоимостью предприятия // Вестник Воронежского государственного университета инженерных технологий. 2017. Т. 79. № 1. С. 485-489. https://doi.org/10.20914/2310-1202-2017-1-485-489
5. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 г. № 117-ФЗ (ред. от 25.12.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 25.01.2019) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru
6. Поляк Г. Б. и др. Налоги и налогообложение: учебник и практикум для академического бакалавриата / отв. ред. Г. Б. Поляк, Е. Е. Смирнова. 3-е изд., перераб. и доп. М. : Издательство Юрайт, 2019. 385 с.
7. Мишле Е. В. Региональные и местные налоги и сборы с организаций : учеб. пособие для академического бакалавриата. М. : Издательство Юрайт, 2019. 148 с.
8. Алексейчева Е. Ю., Куломзина Е. Ю., Магомедов М. Д. Налоги налогообложение : Учебник для бакалавров. М. : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2017. 300 с.
9. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ (ред. от 03.08.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2019) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru.
10. Лыкова Л. Н. Налоги и налогообложение: учебник и практикум для академического бакалавриата. М. : Издательство Юрайт, 2019. 353 с.
11. Пансков В. Г. Налоги и налогообложение: теория и практика в 2 т. Том 1: учебник и практикум для академического бакалавриата. 6-е изд., перераб. и доп. М. : Издательство Юрайт, 2019. 363 с.
12. Ходов Л. Г. Налоги на недвижимость: зарубежный опыт, российские проблемы // Жилищное право. 2009. № 2. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru (дата обращения 08.03.19 г.).
13. Шандиров О. Л. Налогообложение недвижимости за рубежом // Финансы. 2016. № 8. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru (дата обращения 09.03.19 г.).
14. Бурукина О. А. Налогообложение в странах англосаксонской системы права // Финансовое право. 2008. № 5.
15. Налоги и налогообложение. Палитра современных проблем : Монография / Под ред. И. А. Майбуро-ва, Ю. Б. Иванова. М. : ЮНИТИ, 2016. 375 с.
16. Богатырев С. Ю. Управление затратами по налогу на имущество организаций // Управленческий учет и финансы. 2017. № 1. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://grebennikon.ru/journal-22.html
17. Пансков В. Г., Левочкина Т. А. Налоги и налогообложение. Практикум : учеб. пособие для вузов. М. : Издательство Юрайт, 2019. 319 с.
18. Григоров К. Н. Актуальные проблемы правового регулирования налоговых льгот по налогу на имущество организаций в контексте статьи 381.1 Налогового кодекса Российской Федерации // Финансовое право, Издательская группа «Юрист». 2018. № 3. С. 14-18.
19. Черник Д. Г. и др. Налоги и налогообложение. Практикум : учеб. пособие для академического бакалавриата / Под ред. Д. Г. Черника, Ю. Д. Шмелёва. 2-е изд., перераб. и доп. М. : Издательство Юрайт, 2019. 384 с.
20. Пансков В. Г. Налоги и налогообложение: теория и практика. В 2 т. Том 2 : учебник и практикум для академического бакалавриата. 6-е изд., перераб. и доп. М. : Издательство Юрайт, 2019. 449 с.
Дата поступления статьи в редакцию 27.02.2019, принята к публикации 1.04.2019.
Информация об авторе: Александрова Жанна Павловна, кандидат социологических наук, доцент кафедры «Рыночные и государственные институты»
Адрес: Кубанский государственный технологический университет, 350072, Россия, г. Краснодар,
ул. Московская, д. 2.
E-mail: [email protected]
Spine-код: 8473-7902
Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи.
REFERENCES
1. Panskov V. G. Nalogi i nalogooblozhenie [Taxes and taxation], uchebnik i praktikum dlya prikladnogo ba-kalavriata [Textbook for bachelor students], 6-th ed. Moscow: Publ. Yurajt, 2019. 436 p.
2. Federal'naya nalogovaya sluzhba. Prava i obyazannosti nalogoplatel'shchikov, nalogovaya otchetnost', stati-stika (postuplenie v byudzhetnuyu sistemu RF i gosudarstvennye vnebyudzhetnye fondy dohodov, administri-ruemyh FNS Rossii), nalogovoe zakonodatel'stvo, novosti i drugoe [Federal tax service. Rights and obligations of taxpayers, tax reporting, statistics (receipt in the budget system of the Russian Federation and the state extra-budgetary funds of the income administered by FNS of Russia), tax legislation, news and other] [Elektronnyj resurs]. Available at: https://www.nalog.ru.
3. Goncharenko L. I. et al. Nalogi i nalogooblozhenie [Taxes and taxation], uchebnik i praktikum dlya SPO [Textbook for secondary professional education students]. In L. I. Goncharenko (ed.). 2-nd ed. Moscow: Publ. Yurajt, 2019.524 p.
4. Zenki^ M. V., Firtseva S. V. Upravlenie stoimost'yu predpriyatiya [Management by the value of enterprise],
Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo universiteta inzhenernyh tekhnologij [Proceedings of the Voronezh State University of Engineering Technologies], 2017, Vol. 79, No. 1, pp. 485-489. (In Russ.) https://doi.org/10.20914/2310-1202-2017-1-485-489
5. Nalogovyj kodeks Rossijskoj Federacii (chast' vtoraya) [Tax code of the Russian Federation (Part 2)], 05.08.2000. No. 117-FZ (red. ot 25.12.2018) (s izm. i dop., vstup. v silu s 25.01.2019) [Elektronnyj resurs]. Available at: http://www.consultant.ru
6. Polyak G. B. et al. Nalogi i nalogooblozhenie [Taxes and taxation], uchebnik i praktikum dlya akad-emicheskogo bakalavriata [Textbook for bachelor students] In G. B. Polyak, E. E. Smirnova (eds.). 3-rd ed. Moscow: Publ. Yurajt, 2019. 385 p.
7. Mishle E. V. Regional'nye i mestnye nalogi i sbory s organizatsij [Regional and local taxes and fees from organizations], ucheb. posobie dlya akademicheskogo bakalavriata [Textbook for bachelor students]. Moscow: Publ. Yurajt, 2019. 148 p.
8. Aleksejcheva E. Yu., Kulomzina E. Yu., Magomedov M. D. Nalogi nalogooblozhenie [Taxes and taxation], Uchebnik dlya bakalavrov [Textbook for bachelor students], Moscow: Publ. «Dashkov i K», 2017. 300 p.
9. Grazhdanskij kodeks Rossijskoj Federacii (chast' pervaya) [The civil code of the Russian Federation (Part 1)], 30.11.1994. No. 51-FZ (red. ot 03.08.2018) (s izm. i dop., vstup. v silu s 01.01.2019) [Elektronnyj resurs]. Available at: http://www.consultant.ru.
10. Lykova L. N. Nalogi i nalogooblozhenie [Taxes and taxation], uchebnik i praktikum dlya akademicheskogo bakalavriata [Textbook for bachelor students]. Moscow: Publ, Yurajt, 2019. 353 p.
11. Panskov V. G. Nalogi i nalogooblozhenie: teoriya i praktika [Taxes and taxation: theory and practice], In 2 vol. Vol. 1: uchebnik i praktikum dlya akademicheskogo bakalavriata [Textbook for bachelor students]. 6-th ed., Moscow: Publ. Yurajt, 2019. 363 p.
12. Hodov L. G. Nalogi na nedvizhimost': zarubezhnyj opyt, rossijskie problemy [Property taxes: foreign experience, Russian problems], Zhilishchnoe pravo [Housing law], 2009. No. 2. [Elektronnyj resurs]. Available at: http://www.consultant.ru (Accessed: 08.03.19 g.).
13. Shandirov O. L. Nalogooblozhenie nedvizhimosti za rubezhom [Taxation of real estate], Finansy [Finance], 2016, No. 8 [Elektronnyj resurs]. Available at: http://www.consultant.ru (Accessed: 09.03.19 g.).
14. Burukina O. A. Nalogooblozhenie v stranah anglosaksonskoj sistemy prava [Taxation in the countries of the Anglo-Saxon system of law], Finansovoepravo [Financial law], 2008. No. 5.
15. Nalogi i nalogooblozhenie. Palitra sovremennyh problem [Taxes and taxation. Palette contemporary problems], Monografiya, In I. A. Majburova, Yu. B. Ivanova (ed.), Moscow: Publ. YuNITI, 2016. 375 p.
16. Bogatyrev S. Yu. Upravlenie zatratami po nalogu na imushchestvo organizacij [Management of expenses on property tax organizations], Upravlencheskij uchet i finansy [Management accounting and Finance], 2017. No. 1. [Elektronnyj resurs]. Available at: https://grebennikon.ru/journal-22.html
17. Panskov V. G., Levochkina T. A. Nalogi i nalogooblozhenie [Taxes and taxation], Praktikum: ucheb. posobie dlya vuzov [Textbook for bachelor students], Moscow: Publ. Yurajt, 2019. 319 p.
18. Grigorov K. N. Aktual'nye problemy pravovogo regulirovaniya nalogovyh l'got po nalogu na imushchestvo organizacij v kontekste stat'i 381.1 Nalogovogo kodeksa Rossijskoj Federacii [Actual problems of legal regulation of tax benefits on corporate property tax in the context of article 381.1 of the Tax code of the Russian Federation], Finansovoe pravo [Financial law], Publ. «Yurist». 2018. No. 3. pp. 14-18.
19. Chernik D. G. et al. Nalogi i nalogooblozhenie. Praktikum [Taxes and taxatio], ucheb. posobie dlya akademicheskogo bakalavriata [Textbook for bachelor students], In D. G. Chernika, Yu. D. Shmelyova (ed.). 2-nd ed. Moscow: Publ. Yurajt, 2019. 384 p.
20. Panskov V. G. Nalogi i nalogooblozhenie: teoriya i praktika [Taxes and taxation: theory and practice], In 2 vol. Vol. 2: 6-th ed., Moscow: Publ. Yurajt, 2019. 449 p.
Submitted 27.02.2019; revised 1.04.2019.
About the author:
Zhаnna P. Alexandrova, Ph. D. (Sociology), assistant professor of chair of market and state institutions Address: Kuban State Technological University, 350072, Russia, Krasnodar, Moskovskaya Str., 2. Email: [email protected] Spine-code: 8473-7902
The author has read and approved the final manuscript.