4. Радаев В. В. Понятие капитала, формы капиталов и их конвертация / В. В. Радаев // Общественные науки и современность. - 2003. - № 2. - С. 5-16.
5. Araujo L., Easton G. A Relation Resource Perspective on Social Capital // Corporate Social Capital and Liability / ed. By R. Th. A. J. Lendeers, S. M. Gabbay. - USA : Kluwer Academic Publishers, 1999.
6. Fukuyama F. Social Capital and Civil Society. The Institute of Public Policy, George Mason University. October 1, 1999.
В. Е. Никонов
РЕГИОНАЛЬНЫЕ ДИСБАЛАНСЫ: ВЗАИМОСВЯЗЬ КОНЦЕНТРАЦИИ РЕАЛЬНОГО И БАНКОВСКОГО СЕКТОРОВ ЭКОНОМИКИ
В статье анализируется сбалансированность регионов России по концентрации реального и банковского секторов; исследуется уровень концентрации в федеральных округах; сделаны выводы о причинах сбалансированности/несбалансированности реального и банковского секторов в федеральных округах.
Ключевые слова: региональная концентрация реального сектора, региональная концентрация банковского сектора, сбалансированность реального и банковского секторов.
Неравномерность развития региональной экономики объясняется субъективными и объективными причинами, среди которых выделяют различия в уровне социальноэкономического развития регионов, географическое положение (северные регионы, регионы, на территории которых располагаются основные транспортные пути, приграничные регионы), отличия в характере взаимодействия региона с федеральным центром и другие. Однако, в экономической литературе практически не исследована проблема рассогласования и несопряженности в развитии процессов концентрации между реальным и банковским секторами региональной экономики. Указанная проблема является существенной для устойчивого и сбалансированного развития субъектов РФ, поскольку, с одной стороны, наличие достаточных ресурсов банковского сектора позволяет хозяйственным структурам промышленности и отраслям, обслуживающим бизнес и население, активно развиваться, а с другой - доходы предпринимателей и домохозяйств являются основным источником ресурсов для банковской сферы региона.
Автор выдвигает гипотезу о том, что источником неравномерности развития региональных подсистем экономики России является дисбаланс между процессами концентрации в реальном и банковском секторах экономики. Информационной базой послужили данные социально-экономических показателей субъектов РФ в рамках соответствующих федеральных округов. Акцент в исследовании на макрорегионах объясняется тем, что субъекты РФ, объединенные в федеральные округа, имеют общие характеристики, связанные с территориальным расположением; размещением производительных сил и финансовых структур; обеспеченностью экономическими ресурсами, транспортными и инфраструктурными объектами; отраслевой направленностью.
Для доказательства выдвинутой гипотезы проведен анализ концентрации с использованием традиционного показателя НН11.
При этом в качестве расчетной единицы использованы показатели доли субъекта РФ в агрегированных параметрах федерального округа как в реальном, так и банковском секторах.
Сравнение уровня концентрации реального и банковского секторов региональной экономики потребовало выбора системы показателей и, следовательно, определенности в понимании объекта концентрации. Автор исходит из фундаментальных положений экономической теории, согласно которым экономическая система и ее подсистемы представляют собой относительно замкнутый экономический кругооборот ресурсов, продукта, доходов и расходов. Применительно к региональной подсистеме это означает, что исследование должно строиться на следующих теоретических принципах: 1) необходимо учитывать процессы концентрации и по результативным (ВРП - реальный сектор, активы банков - банковский сектор) и по ресурсным параметрам функционирования региональной экономики; 2) требуется анализ сопряженности концентрации и на этапе формирования ресурсов (доходы населения и финансовые результаты фирм реального сектора, с одной стороны, и депозиты банковского сектора - с другой), и на этапе их использования (соответственно, инвестиционные расходы фирм и конечное потребление населения в реальном секторе и предоставление кредитов в банковском) в экономическом кругообороте региональных подсистем; 3) основными субъектами региона являются предприниматели и домохозяйства, взаимодействующие и определяющие состояние рынка конечных благ и инвестиционных товаров региона, соответственно, темп и интенсивность создания ВРП определяется деятельностью и выбором этих субъектов, что требует разграничения потоков доходов и расходов и анализа процессов концентрации в разрезе фирм и населения региона.
Перечисленные выше принципы реализованы при выборе показателей (см. таблицу 1), которые отражают процессы концентрации в контексте содержательных элементов экономического кругооборота (ресурсы - результаты), взаимовлияние реального и банковского секторов, а также взаимосвязи по региональным субъектам (бизнес и население) по федеральным округам России.
Таблица 1
Соотношение региональной концентрации в разрезе федеральных округов
в реальном и банковском секторах по показателю ННІ2
соотношение показателей концентрации
Показатели формирования ресурсов Общий результат Показатели использования ресурсов
Физические лица Юридические лица Юридические лица Физические лица
Банковский сектор: депозиты населения р: ы од то с д н « 2 ц ыые ннс ан ее Он ч Банковский сектор: средства юр. лиц в банках Реальный сектор: сальдир. финансовый результат Банковский сектор: активы Реальный сектор: ВРП Банковский сектор: кредиты нефинанс. сектору Реальный сектор: инвестиции в осн. капитал Банковский сектор: кредиты физ. лицам Реальный сектор: фактич. конеч. потребление
ЦФО 0,5628 0,4023 0,8547 0,7872 0,8175 0,4476 0,7727 0,2773 0,5875 0,3905
СЗФО 0,4025 0,2336 0,705 0,3162 0,5426 0,1935 0,4969 0,174 0,2965 0,2367
УрФО 0,3444 0,3301 0,3802 0,6639 0,3504 0,5223 0,3831 0,5372 0,3278 0,3234
ЮФО 0,2229 0,16 0,1983 0,3293 0,2256 0,1737 0,2575 0,1884 0,1998 0,1659
ДФО 0,1894 0,1799 0,2142 0,3501 0,1921 0,1702 0,2435 0,2424 0,1963 0,2018
СФО 0,1309 0,1219 0,152 0,3976 0,1455 0,1377 0,1549 0,1267 0,1193 0,1229
ПФО 0,1094 0,108 0,1489 0,138 0,1241 0,1099 0,1294 0,1107 0,1134 0,1076
Попарное сравнение показателей концентрации в абсолютных единицах обладает ограниченными аналитическими возможностями. В связи с этим автором на основе данных таблицы 1 были составлены рейтинги между федеральными округами по показателям каждого блока, характеризующих годовые параметры экономического кругооборота региональной подсистемы (формирование и использование ресурсов, конечный результат) в разрезе основных субъектов региона (таблица 2). Сопоставление рейтингов позволило оценить наличие баланса или дисбаланса между уровнем развития процессов концентрации по феде-
ральным округам. При этом мы не считаем, что для ситуации баланса показатели концентрации должны совпасть по абсолютным величинам, поскольку оба сектора имеют разные уровни развития рыночных процессов в силу исторических, институциональных, ментальных и других причин, отражающих трансформационные особенности российской экономики. Именно поэтому использованы рейтинги, как инструмент, учитывающий сложившийся уровень рыночного развития реального и банковского секторов по стране в целом.
Таблица 2
Рейтинги концентрации в реальном и банковском секторах (структурная единица - регион, исследуемая совокупность - федеральный округ)3
соотношение показателей концентрации
Показатели формирования ресурсов Общий Показатели использования ресурсов
Физи л е и к ес т 5Т Юридические лица результат Юридические лица Физические лица
Банковский сектор: депозиты населения р: ы отр до 5 х к еои сдн ыые ннс £ * <о лен ан е ен О- ч Банковский сектор: средства юр. лиц в банках Реальный сектор: сальдир. финансовый результат р: о отк е с ы й в 3 Ь свк ак о к н а Б Реальный сектор: ВРП Банковский сектор: кредиты нефинанс. сектору р: н. ос то к ек в л с и а ы иц п н ти а ь ст к ле ав е нв Ри : м ра то ца тк и е л с з. йи I -& свк ы ко ит ан де Б кр Реальный сектор: фактич. конеч. потребление
ЦФО і 1 1 і 1 2 1 2 1 1
СЗФО 2 3 2 6 2 3 2 5 3 3
УрФО 3 2 3 2 3 1 3 1 2 2
ЮФО 4 5 5 5 4 4 4 4 4 5
ДФО 5 4 4 4 5 5 5 3 5 4
СФО 6 6 6 3 6 6 6 6 6 6
ПФО 7 7 7 7 7 7 7 7 7 7
Результаты сравнения значений рейтингов отражены в таблице 3, где дана оценка баланса (совпадения рейтингов) или дисбаланса (несовпадение) процессов концентрации, что позволило уточнить позицию каждого федерального округа.
Таблица 3
Соотношение (баланса/дисбаланса) процессов концентрации в реальном и банковском секторах по федеральным округам по показателю НН14
соотношение показателей концентрации
Показатели формирования ресурсов Общий результат Показатели использования ресурсов
Физические лица Юридические лица Юридические лица Физические лица
ты ий зит я ки о и ск п н св е е к : е нк р: с аоа Б окт н ек с Реальный сектор: денежные доходы населения Банковский сектор: средства юр. лиц в банках Реальный сектор: сальдир. финансовый результат ы й в ки ти т аз 8 о. но ат Ба ек с Реальный сектор: ВРП Банковский сектор: кредиты нефинанс. сектору Реальный сектор: инвестиции в осн. капитал Банковский сектор: кредиты физ. лицам Реальный сектор: фактич. конеч. потребление
ЦФО Б>Р Б>Р Б>Р Б>Р Б>Р
СЗФО Б>Р Б>Р Б>Р Б>Р Б>Р
УрФО = Б<Р Б<Р Б<Р =
ЮФО Б>Р Б<Р Б>Р Б>Р =
ДФО = Б<Р = = =
СФО = Б<Р = = =
ПФО = = = = =
Очевидным является наличие всех возможных ситуаций: 1) баланса; 2) дисбаланса как в варианте преобладания концентрации реального сектора над банковским, так и в варианте преобладания банковского над реальным.
Особое место занимают два округа - Центральный и Северо-Западный федеральные округа. В данных макрорегионах концентрация в банковском секторе доминирует над концентрацией в реальном. Такое распределение ресурсов является следствием особой роли двух столиц - Москвы и Санкт-Петербурга, по сути, являющихся финансовыми центрами России. Так, в частности, если анализировать банковский сектор ЦФО, то помимо Москвы (и Московской области, являющейся скорее исключением из-за тесной связи со столицей) нет других субъектов РФ с развитой банковской системой (по величине банковских активов регионы ЦФО за исключением Москвы и Московской области находятся за пределами двадцатки крупнейших).
В СЗФО ситуация проявляется еще более остро - по банковским активам субъекты РФ, входящие в округ, находятся за пределами тридцатки крупнейших. Таким образом, в банковском секторе ЦФО и СЗФО доминируют субъекты федерации, которые консолидируют ресурсы не только соседних областей, но и страны в целом. Банковский сектор Москвы является явным лидером и существенно превосходит региональные банковские сектора других субъектов РФ.
По концентрации в реальном секторе, Москва также значительно превосходит все остальные регионы России, в то время как Санкт-Петербург уступает Тюменской и Московской областям по показателю концентрации ВРП. Субъекты РФ СЗФО находятся за пределами двадцатки крупнейших регионов по ВРП и, соответственно, субъекты ЦФО без учета Московской области - за пределами тридцати крупнейших регионов России.
Таким образом, сложившаяся ситуация концентрации в реальном и банковском секторах в указанных федеральных округах подтверждает тот факт, что Москва и Санкт-Петербург концентрируют на своей территории значительные ресурсы и реального, и банковского секторов экономики. При этом явное преобладание концентрации банковского сектора над реальным позволяет сделать предположение, что реальный сектор двух мегаполисов обеспечивается их банковскими ресурсами, избыточность которых является основой экспансии банковского сектора в регионы. В то же время результаты функционирования реального сектора, а именно доходы и прибыль региональных субъектов, трансформируются в банковские ресурсы, но вместо включения в региональный кругооборот «уходят» в центр.
Наиболее сбалансированным с точки зрения соотношения рейтингов концентрации реального и банковского секторов является Приволжский федеральный округ, близкими к сбалансированности являются Сибирский и Дальневосточный федеральные округа.
Сбалансированность ПФО обусловлена привлекательностью округа, его высоким экономическим потенциалом. В его составе несколько крупных (как с точки зрения реального, так и банковского секторов) субъектов Федерации. Округ занимает второе место по абсолютной величине банковских активов и третье по объему ВРП. В ПФО самый низкий уровень концентрации как в реальном, так и банковском секторах экономики среди всех федеральных округов, что аналитически может быть интерпретировано как относительно равномерное размещение ресурсов по округу.
Факторами, обеспечивающими сбалансированность концентрации реального и банковского секторов Дальневосточного и Сибирского федеральных округов, по мнению автора, является их удаленность от основных финансовых центров (что подтверждается высокой долей местных банков). Указанные округа характеризуются низкими показателями концентрации как реального, так и банковского секторов региональной экономики.
Расчеты показали, что сбалансированность процессов концентрации реального и банковского секторов по разным парам показателей достигается только при низких значениях показателя концентрации (показатель НН1<0,25). Такое положение вещей свидетельствует о том, что при наличии в округе нескольких крупных примерно равных по экономическому потенциалу субъектов РФ происходит более равномерное развитие банковского сектора и его адекватность потребностям реального сектора. В округах с преобладанием
какого-то одного крупного субъекта РФ ресурсы банковского сектора федерального округа концентрируется именно в этом субъекте РФ, соответственно, ограничивается возможность использования банковских ресурсов для других регионов.
Детальный анализ только по показателям концентрации, потребительского сектора региона позволяет сделать вывод, что в большинстве федеральных округов (за исключением ЦФО и СЗФО) наблюдается относительная сбалансированность, что автор связывает со следующими обстоятельствами: физические лица привязаны к месту работы или проживания - большая часть населения в силу естественных причин немобильна и территориально ограничена в получении доходов и своих расходах местом проживания и работы. Для показателей банковской сферы характерны аналогичные территориальные ограничения. Среди причин, по которым в ЦФО и СЗФО концентрация по физическим лицам в банковском секторе превосходит над реальным, автор выделяет следующие: 1) для Москвы и Санкт-Петербурга характерна более высокая норма сбережения; 2) более высокий темп роста реальных доходов пенсионеров по сравнению с другими регионами (для данной группы характерна более высокая склонность к сбережению); 3) быстрый рост размещения средств в столичных банках жителями других регионов за счет притока временной рабочей силы6.
Преобладание концентрации в банковском секторе над реальным в настоящее время, по нашему мнению, отражает пространственную неравномерность развития банковского сектора по территории страны и ситуацию превышения концентрации ресурсов этого сектора по сравнению с реальным. Анализ показал, что в каждом из федеральных округов есть один или несколько финансовых центров, в которых преимущественно и сосредотачиваются банки. В то же время реальный сектор (ресурсы, хозяйствующие единицы), относительно банковской сферы, имеет более низкие показатели концентрации, более равномерно распределен в территориальном разрезе. То есть, достаточно крупные предприятия базируются как в областных центрах, так и небольших городах в местах локализации природных ресурсов, транспортных узлов или сопряженных по отраслевому принципу производств.
Уральский федеральный округ является единственным округом, у которого рейтинг концентрации реального сектора преобладает над концентрацией в банковском. В УрФО крупный топливно-энергетический комплекс Тюменской области не обладает соответствующими банковскими ресурсами, что создает ограничения в развитии региональной социальноэкономической подсистемы. Более того, часть Тюменских банков имеет ярко выраженную «фирменную» специализацию и обслуживают интересы крупных топливодобывающих компаний, что ограничивает возможности их использования банковской системой округа.
Таким образом, на основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы. Существуют явные «перекосы» по концентрации банковских ресурсов (ЦФО и СЗФО). Концентрация в реальном секторе экономики России характеризуется более равномерным распределением ресурсов как с точки зрения обеспеченности, так и их использования. Распределение банковских ресурсов до непосредственных пользователей происходит не за счет деятельности банков региона или филиалов федеральных банков, а через механизм внутрифирменного перераспределения ресурсов предприятий, имеющих головные компании в Москве. Аналогичная ситуация характерна и для СЗФО.
Классификация макрорегионов, у которых наблюдается несбалансированность между реальным и банковским секторами экономики, позволила разграничить федеральные округа на две большие группы: 1) для ЦФО и СЗФО характерен дисбаланс в сторону более высокой концентрации в банковском секторе, что связано с однонаправленным перетоком ресурсов из регионов в центр, при ослаблении такого потока ситуация должна привести к выравниванию уровня концентрации; 2) для УрФО, наоборот, концентрация в реальном секторе преобладает над банковской, что ведет к замедлению темпов роста регионов округа в связи с недостаточностью финансовых источников роста.
Наиболее сбалансированными макрорегионами являются ПФО, СФО и ДФО, что связано либо с высоким экономическим потенциалом и привлекательностью округа при наличии нескольких высокоразвитых субъектов федерации (ПФО), либо в связи с территориальной удаленностью от основных рынков сбыта и потребления (СФО и ДФО).
Для гармоничного развития регионов России необходима сопряженность и относительная сбалансированность процессов концентрации реального и банковского секторов экономики. Чрезмерная или недостаточная концентрация ресурсов реального или банковского секторов ведет к диспропорциям и оказывает рестриктивное влияние на развитие территориальной экономики.
Примечания
1 Индекс НН1 показывает степень концентрации рыночной доли и принимает значения от 0 до 1. Рассчитывается на основе долей в совокупных значениях по формуле: НН1 = £ А2 , где А. - доля рассчитываемого показателя реального или банковского сектора в совокупных значениях по стране в целом, или если анализ в разрезе федеральных округов, то оцениваемыми единицами являются субъекты РФ.
2 Рассчитано автором по данным Отчет о развитии банковского сектора и банковского надзора в 2007 г. URL : Шр://сЪг.га/риЫ/гоо1^е1:_ЫоЪ.а8р?ёос_1ё= 8461.
3 Данные по состоянию на 01.01.07 г., по банковскому сектору учитываются показатели по всем банкам региона, рассчитано по данным Отчет о развитии банковского сектора и банковского надзора в 2008 г. URL : Шр://сЪг.ги/риЫ/гоо1^е1:_ЫоЪ.а8р?ёос_1ё=8461.
4 Р - показатель концентрации реального сектора, Б - показатель концентрации банковского сектора из сравниваемой пары. Критерием для несбалансированности показателей реального и банковского секторов служит разница между парами показателей концентрации, превышающая 0,05.
5 В данном случае УрФО является исключением в связи с тем, что в округе небольшое количество регионов (4), примерно равных по уровню развития, что не позволяет получить низкий уровень концентрации
6 См.: Шатковская, Т. Развитие региональных банковских услуг // Банковское дело. 2007. № 1. С. 12.