Научная статья на тему 'РЕГИОНАЛЬНЫЕ БЮДЖЕТЫ В 2022 Г.'

РЕГИОНАЛЬНЫЕ БЮДЖЕТЫ В 2022 Г. Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
192
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЮДЖЕТЫ РЕГИОНОВ / ДОХОДЫ БЮДЖЕТОВ РЕГИОНОВ / РАСХОДЫ РЕГИОНАЛЬНЫХ БЮДЖЕТОВ / МЕЖБЮДЖЕТНЫЕ ТРАНСФЕРТЫ / РЕГИОНАЛЬНЫЙ ДОЛГ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дерюгин Александр Николаевич

2022 г. стал переломным с точки зрения динамики налоговых и неналоговых доходов консолидированных региональных бюджетов: если в первой половине года она выглядела вполне удовлетворительно и рост бюджетных доходов существенно опережал уровень инфляции, то к концу года рост прекратился, а снижение поступлений налога на прибыль, усугубленное его частичными возвратами налогоплательщикам, значительно повысило риск формирования отрицательных доходов бюджетов ряда регионов в отдельные месяцы. В 2023 г. без дополнительной финансовой помощи из федерального бюджета бюджеты подавляющего большинства субъектов РФ окажутся несбалансированными, что может привести к росту общего объема регионального долга и уровня долговой нагрузки регионов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REGIONAL BUDGETS IN 2022

The year 2022 was a critical one in terms of the dynamics of tax and non-tax revenues of the consolidated regional budgets: while in the first half of the year it looked quite satisfactory and the growth of budget revenues significantly outpaced the inflation rate, by the end of the year the growth halted and the decline of profit tax revenues, exacerbated by its partial refunds to taxpayers, significantly raised the risk of formation of negative budget revenues in some regions in some months. In 2023, without additional financial assistance from the federal budget, the budgets of the overwhelming majority of regions will be unbalanced, which may lead to an increase in the total volume of regional debt and the amount of debt burden.

Текст научной работы на тему «РЕГИОНАЛЬНЫЕ БЮДЖЕТЫ В 2022 Г.»

Регионы

РЕГИОНАЛЬНЫЕ БЮДЖЕТЫ В 2022 г.

А. Н. ДЕРЮГИН

2022 г. стал переломным с точки зрения динамики налоговых и неналоговых доходов консолидированных региональных бюджетов: если в первой половине года она выглядела вполне удовлетворительно и рост бюджетных доходов существенно опережал уровень инфляции, то к концу года рост прекратился, а снижение поступлений налога на прибыль, усугубленное его частичными возвратами налогоплательщикам, значительно повысило риск формирования отрицательных доходов бюджетов ряда регионов в отдельные месяцы.

В 2023 г. без дополнительной финансовой помощи из федерального бюджета бюджеты подавляющего большинства субъектов РФ окажутся несбалансированными, что может привести к росту общего объема регионального долга и уровня долговой нагрузки регионов.

Ключевые слова: бюджеты регионов, доходы бюджетов регионов, расходы региональных бюджетов, межбюджетные трансферты, региональный долг. JEL 461, Н62, Н63, 471, Н72, Н74, Н77.

Доходы

В 2022 г. общий объем доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации1 составил 19,67 трлн руб. - на 12,1% выше значения этого показателя за 2021 г. и немного выше уровня годовой инфляции2. Эти показатели были достигнуты в основном за счет роста налоговых и неналоговых доходов регионов (+13,0%), объем которых составил 15,43 трлн руб. Несколько медленнее росли безвозмездные поступления от других бюджетов (+6,7%, 3,92 трлн руб.).

В целом за 2022 г. основные налоговые доходы региональных и местных бюджетов демонстрировали достаточно схожую динамику: налог на доходы физических лиц (+16,4%), акцизы (+17,5%), налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения (+23,6%), налог на имущество организаций (+16,6%). Более высокими темпами росли неналоговые доходы (+29,0%). Положительные темпы роста безвозмездных

поступлений от других бюджетов были обеспечены исключительно за счет субсидий (+47,3%), в то время как остальные виды межбюджетных трансфертов - дотации (-0,2%), субвенции (-17,5%) и иные межбюджетные трансферты (-14,6%) - показали отрицательную динамику.

Хорошие показатели поступлений бюджетных доходов за 2022 г. были сформированы за счет высоких темпов роста в первом полугодии (+24,8%), в то время как во втором полугодии 2022 г. доходы увеличились всего на 2,7%, а в четвертом квартале они уже не росли (0,0%). Такая динамика была характерна не только для налоговых и неналоговых доходов (26,8% в первом полугодии 2022 г., +2,2% - во втором и -1,2% - в четвертом квартале), но и для трансфертов (+14,1, +2,1 и -0,3% соответственно).

Наиболее резкое изменение в течение 2022 г. демонстрировал налог на прибыль организаций: его прирост (+45,7%) по итогам первого полугодия сменился снижением по

Дерюгин Александр Николаевич, и.о. заведующего лабораторией бюджетной политики Института экономической политики имени Е.Т. Гайдара; старший научный сотрудник РАНХиГС при Президенте Российской Федерации (Москва), е-таУ: deryugin@ranepa.ru

1 В целях обеспечения сопоставимости результатов расчетов информация по показателям консолидированных бюджетов субъектов РФ не включает данные по ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областям, а также г. Байконур. При этом учитываются данные по федеральной территории «Сириус».

2 В декабре 2022 г. по отношению к декабрю 2021 г. индекс потребительских цен составил 111,94%.

итогам второго полугодия (-30,7%) и четвертого квартала (-39,8%) (См. рис. 1.) У динамики других налоговых доходов консолидированных бюджетов регионов в течение 2022 г. не наблюдалось столь заметных изменений, а неналоговые доходы, хотя и остались в положительной зоне, серьезно сбавили темпы роста (44,4% в первом полугодии 2022 г., +19,6% -во втором полугодии и +18,3% - в четвертом квартале).

Изменение динамики объема основных доходных источников региональных и местных бюджетов сказалось на общей картине в региональном разрезе. Так, по итогам первого полугодия 2022 г. отрицательные темпы роста бюджетных доходов наблюдались только в Калининградской области (-4,6%), но уже к концу года число таких субъектов РФ выросло до 12, а «лидером» по сокращению доходов консолидированного бюджета стала Липецкая область (-12,8%).

Во втором полугодии 2022 г. сокращение объемов поступлений затронуло 26 субъектов РФ (максимальный показатель - -38,9% - в Тюменской области), а в четвертом квартале-

Рис. 1. Темпы роста налога на прибыль организаций в консолидированных бюджетах субъектов РФ в 2022 г., в % к соответствующему месяцу предыдущего года

180

Источник: рассчитано автором по данным Федерального казначейства.

33 субъекта, у 5 из которых оно превысило 30% (Тюменская область (-48,89%), Красноярский край (-39,2%), Мурманская область (-33,2%), Республика Хакасия (-32,3%), Кемеровская область-Кузбасс (-30,4%)). Основной причиной такого сокращения стал налог на прибыль организаций, сальдированный объем поступлений которого в некоторые месяцы четвертого квартала в бюджеты отдельных регионов стал принимать отрицательные значения (Республика Калмыкия, Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, Республика Хакасия, Республика Саха (Якутия), Камчатский край и Чукотский автономный округ). В последнем квартале года лишь у 17 регионов бюджетные доходы росли быстрее темпов инфляции.

Наибольший приростдоходов консолидированного бюджета в 2022 г. показали Сахалинская область (+51,0%), Ямало-Ненецкий автономный округ (+37,8%) и Санкт-Петербург (+37,7%), в которых основным источником роста стал налог на прибыль организаций.

Учитывая негативную динамику поступлений налога на прибыль организаций, особенно сильно проявившуюся в четвертом квартале 2022 г., а также сохранение неблагоприятных тенденций в экономике, в 2023 г. можно ожидать более частого применения практики возврата из региональных бюджетов излишне уплаченных сумм налога на прибыль организаций, дальнейшего снижения общих объемов его поступлений, а также, как минимум, замедления темпов роста других налоговых и неналоговых доходов консолидированных бюджетов регионов. Без дополнительной финансовой помощи из федерального бюджета темпы роста доходов консолидированных бюджетов субъектов РФ могут оказаться в отрицательной зоне.

Расходы

По итогам 2022 г. расходы консолидированных бюджетов регионов составили 19,62 трлн руб., увеличившись по отношению к соответствующему показателю 2021 г. на 16,2%, что

РЕГИОНАЛЬНЫЕ БЮДЖЕТЫ В 2022 г.

выше и уровня инфляции, и темпов роста бюджетных доходов.

Лидерами роста стали расходы на национальную экономику (+27,5%), включая транспорт (+22,6%) и дорожное хозяйство (+30,3%), ЖКХ (+20,6%), общее образование (+20,7%), а также физическую культуру и спорт (+25,5%). Несколько медленнее увеличивались расходы на общегосударственные вопросы (+15,6%), дошкольное образование ( + 9,7%), культуру и кинематографию (+16,6%) и социальную политику (+9,6%), включая социальное обеспечение (+6,7%) и охрану семьи и детства (+14,0%). Расходы на здравоохранение (-3,7%), как и расходы на обслуживание государственного и муниципального долга (-18,9%), показали отрицательную динамику. В первом случае это было связано с частичным сворачиванием антиковид-ных мероприятий, а во втором - с замещением бюджетными кредитами коммерческого долга. В целом в 2022 г. было отмечено некоторое смещение структуры расходов консолидированных бюджетов регионов в сторону инвестиционных расходов.

В 2022 г. расходы консолидированных бюджетов выросли в 84 субъектах РФ, а в 62 из них

Рис. 2. Долговая нагрузка субъектов РФ, в %

40

Источник: рассчитано автором по данным Минфина России и Федерального казначейства.

рост превысил инфляцию за аналогичный период. Единственным регионом, в котором сократились бюджетные расходы, стала Удмуртская Республика (-0,3%), что объяснялось необходимостью их сдерживания ввиду наибольшего среди всех субъектов Российской Федерации уровня долговой нагрузки. Лидерами роста бюджетных расходов стали относительно обеспеченные регионы: Республика Татарстан (+32,5%), Ямало-Ненецкий автономный округ (+31,9%), Санкт-Петербург (+30,8%), Белгородская (+29,6%) и Самарская (+28,8%) области.

Сбалансированность региональных бюджетов и государственный долг

В 2022 г. профицит консолидированного регионального бюджета наблюдался у 50 субъектов РФ и у федеральной территории «Сириус», а его общий объем составил 50,59 млрд руб., или 0,3% общего объема доходов консолидированных бюджетов субъектов РФ без учета субвенций.

Общий объем государственного долга субъектов РФ по состоянию на 1 января 2023 г. составил 2,79 трлн руб., увеличившись за год на 12,7%. Общий объем долга был полностью

Рис. 3. Число субъектов РФ с уровнем долговой нагрузки выше 50%

Источник рассчитано автором по данным Минфина России и Федерального казначейства.

компенсирован ростом налоговых и неналоговых доходов собственно региональных бюджетов (+13,2%), что позволило не допустить увеличения их долговой нагрузки3, размер которой даже немного сократился, достигнув минимального для конца года за период 20142022 гг. уровня в 20,9%. (См. рис. 2.)

Число регионов с долговой нагрузкой выше 50% увеличилось за год с 23 до 25, но продолжает оставаться на приемлемом уровне. (См. рис. 3.)

Высокий уровень государственного долга, превышающий 100% объема налоговых и неналоговых доходов региона, сохраняется только у Удмуртской Республики (104,0%), что, учитывая усилия региональных властей по контролю за бюджетными расходами, не представляет большой проблемы.

В целом за 2022 г. государственный долг вырос у 74 субъектов РФ, а долговая нагрузка -у 48.

Благодаря мерам Минфина России по замещению бюджетными кредитами дорогих в

обслуживании кредитов кредитных организаций и государственных ценных бумаг субъектов РФ доля кредитов кредитных организаций в структуре госдолга за 2022 г. сократилась с 10,4 до 4,5%, доля ценных бумаг - с 32,3 до 23,4%, а доля бюджетных кредитов выросла с 55,4 до 71,0%. (См. рис. 4.)

Таким образом, в 2022 г. с помощью федерального центра регионам удалось сохранить безопасный уровень долговой нагрузки. Вместе с тем, учитывая наметившиеся во второй половине 2022 г. тенденции к существенному сокращению поступлений налога на прибыль организаций, а также отсутствие перспектив сохранения относительно высоких темпов роста поступлений других налогов и неналоговых доходов, можно предполагать, что без дополнительной финансовой помощи из федерального бюджета бюджеты подавляющего большинства регионов в 2023 г. окажутся несбалансированными, что приведет как к росту общего объема регионального долга, так и уровня долговой нагрузки. ■

Рис. 4. Структура государственного долга субъектов РФ, в % к итогу

□.007 0,002 0,001 0,001 0,000 0,000 0,000 0,000 0,000 0,000 0.004 0,004 0,003 0.003 0.003 0.003 0,003 0,002

I Бюджетные кредиты Ценные бумаги

Кредиты от кредитных организаций Государственные гарантии

I Иные долговые обязательства

Источник рассчитано автором по данным Минфина России.

3 Размер долговой нагрузки субъекта Российской Федерации определяется как отношение объема государственного долга региона к объему налоговых и неналоговых доходов регионального бюджета.

PEr/OHAlbHblE EtoflXETbl B 2022 r.

Regional Budgets in 2022

Alexander N. Deryugin - Acting Head of Department for Budget Policy of the Gaidar Institute for Economic Policy; Senior Researcher of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (Moscow, Russia). E-mail: deryugin@ranepa.ru

The year 2022 was a critical one in terms of the dynamics of tax and non-tax revenues of the consolidated regional budgets: while in the first half of the year it looked quite satisfactory and the growth of budget revenues significantly outpaced the inflation rate, by the end of the year the growth halted and the decline of profit tax revenues, exacerbated by its partial refunds to taxpayers, significantly raised the risk of formation of negative budget revenues in some regions in some months. In 2023, without additional financial assistance from the federal budget, the budgets of the overwhelming majority of regions will be unbalanced, which may lead to an increase in the total volume of regional debt and the amount of debt burden.

Key words: regions' budgets, revenues of regional budgets, expenditures of regional budgets, intergovernmental fiscal transfers, regional debt.

JEL-codes: H61, H62, H63, H71, H72, H74, H77.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.