Научная статья на тему 'РЕГИОНАЛЬНЫЕ БЮДЖЕТЫ ПО ИТОГАМ ЯНВАРЯ-ИЮЛЯ 2022 Г. СОХРАНЯЮТ ДОСТАТОЧНУЮ ФИНАНСОВУЮ УСТОЙЧИВОСТЬ'

РЕГИОНАЛЬНЫЕ БЮДЖЕТЫ ПО ИТОГАМ ЯНВАРЯ-ИЮЛЯ 2022 Г. СОХРАНЯЮТ ДОСТАТОЧНУЮ ФИНАНСОВУЮ УСТОЙЧИВОСТЬ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
48
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЮДЖЕТЫ РЕГИОНОВ / ДОХОДЫ БЮДЖЕТОВ РЕГИОНОВ / РАСХОДЫ РЕГИОНАЛЬНЫХ БЮДЖЕТОВ / МЕЖБЮДЖЕТНЫЕ ТРАНСФЕРТЫ / РЕГИОНАЛЬНЫЙ ДОЛГ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дерюгин Александр Николаевич

По итогам первых семи месяцев 2022 г. рост доходов консолидированных бюджетов субъектов РФ опередил рост бюджетных расходов и уровень инфляции, что говорит о сохранении достаточного уровня финансовой устойчивости регионов. В структуре расходов затраты на национальную экономику все больше вытесняют расходы на общегосударственные вопросы, образование и культуру. Экстренные меры федерального центра по замещению регионального коммерческого долга бюджетными кредитами способствовали как сокращению расходов на обслуживание долга, так и общему снижению риска неисполнения региональных долговых обязательств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REGIONAL BUDGETS MAINTAIN SUFFICIENT FINANCIAL SUSTAINABILITY AT THE END OF 7 MONTHS OF 2022

At the end of the first seven months of 2022, growth in revenues of the consolidated budgets of the RF regions was outpacing the growth in budget expenditures and the inflation rate, indicating that regions maintained a sufficient level of financial sustainability. As for the structure of expenditures, those expenditures on the national economy are increasingly replacing expenditures on national matters, education and culture. The federal center’s emergency measures aimed to replace regional commercial debt with budget loans contributed both to the reduction of debt servicing costs and to the general reduction of the risk of default on regional debt obligations.

Текст научной работы на тему «РЕГИОНАЛЬНЫЕ БЮДЖЕТЫ ПО ИТОГАМ ЯНВАРЯ-ИЮЛЯ 2022 Г. СОХРАНЯЮТ ДОСТАТОЧНУЮ ФИНАНСОВУЮ УСТОЙЧИВОСТЬ»

Регионы

РЕГИОНАЛЬНЫЕ БЮДЖЕТЫ ПО ИТОГАМ ЯНВАРЯ-ИЮЛЯ 2022 г. СОХРАНЯЮТ ДОСТАТОЧНУЮ ФИНАНСОВУЮ УСТОЙЧИВОСТЬ

А. Н. ДЕРЮГИН

По итогам первых семи месяцев 2022 г. рост доходов консолидированных бюджетов субъектов РФ опередил рост бюджетных расходов и уровень инфляции, что говорит о сохранении достаточного уровня финансовой устойчивости регионов. В структуре расходов затраты на национальную экономику все больше вытесняют расходы на общегосударственные вопросы, образование и культуру. Экстренные меры федерального центра по замещению регионального коммерческого долга бюджетными кредитами способствовали как сокращению расходов на обслуживание долга, так и общему снижению риска неисполнения региональных долговых обязательств.

Ключевые слова: бюджеты регионов, доходы бюджетов регионов, расходы региональных бюджетов, межбюджетные трансферты, региональный долг. JEL 461, Н62, Н63, 471, Н72, Н74, Н77.

Доходы

По итогам исполнения консолидированных бюджетов субъектов РФ за первые семь месяцев 2022 г. общий объем доходов составил 11,30 трлн руб., увеличившись по сравнению с тем же периодом 2021 г. на 21,6%. При этом собственные налоговые и неналоговые доходы регионов (+22,9% к аналогичному периоду 2021 г.) росли быстрее межбюджетных трансфертов из других бюджетов (+14,4%).

Основные доходные источники региональных и местных бюджетов за исследуемый период показали положительную динамику прироста по сравнению с январем-июлем 2021 г.: налог на прибыль организаций (+33,3%), НДФЛ (+14,1%), акцизы (+19,4%), налоги на совокупный доход (+20,8%), налоги на имущество ( + 6,5%), неналоговые доходы (+46,1%), субсидии (+53,4%) и иные межбюджетные трансферты (+12,4%). Лишь дотации (-0,4%) и субвенции (-19,4%) снизились, что, однако, не стало препятствием для реального роста региональных бюджетных доходов1.

За январь-июль текущего года в большинстве субъектов РФ (81) темпы роста доходов консолидированных бюджетов были положительными, в 46 из них они превысили уровень инфляции за рассматриваемый период, а в пяти выросли более чем на 50%: в Санкт-Петербурге ( + 57,8%), Республике Мордовия (+55,0%), Ямало-Ненецком автономном округе (+57,0%), Кемеровской области - Кузбассе (+87,3%) и в Республике Хакасия (+62,2%). Лишь в четырех регионах соответствующие бюджетные доходы не достигли уровня семи месяцев 2021 г.: в Липецкой области (-2,0%), Калининградской области (-5,3%), Чеченской Республике (-0,6%) и в Магаданской области (-7,1%). В Липецкой области сокращение бюджетных доходов было связано с высокой базой 2021 г.

Несмотря на хорошие результаты за исследуемый период, по итогам года темпы роста бюджетных доходов (как общего их объема, так и собственных налоговых и неналоговых доходов) ожидаются скромнее вследствие начавшегося падения экономической актив-

Дерюгин Александр Николаевич, старший научный сотрудник РАНХиГС при Президенте Российской Федерации; старший научный сотрудник Института экономической политики имени Е.Т. Гайдара (Москва), е-таН: deryugin@ranepa.ru

1 В июле 2022 г. по отношению к июлю 2021 г. индекс потребительских цен составил 115,10%.

ности. Так, в июле 2022 г. по отношению к июлю 2021 г. темпы прироста доходов консолидированных бюджетов регионов составили 7,9%, а налоговых и неналоговых доходов -6,5%. Поступления же налога на прибыль сократились на 18,8%.

Расходы

Расходы консолидированных бюджетов регионов по итогам января-июля 2022 г. составили 9,82 трлн руб., увеличившись к соответствующему периоду предыдущего года на 16,9%, что несколько выше уровня инфляции и ниже темпов роста бюджетных доходов.

Из наиболее крупных позиций быстрее всего росли расходы на национальную экономику (+29,4%), включая дорожное (+27,6%) и сельское (+29,9%) хозяйство, а также ЖКХ (+24,7%), а медленнее - расходы на общегосударственные вопросы (+13,9%), дошкольное образование (+10,5%), социальную политику (+6,2%), включая социальное обеспечение (+3,3%) и охрану семьи и детства (+9,7%). Расходы на обслуживание государственного и муниципального долга сократились на 18,4%, что стало следствием рекордного уменьшения доли дорогих в обслуживании кредитов кредитных организаций и государственных и муниципальных ценных бумаг, а также рекордного роста доли существенно более дешевых в обслуживании бюджетных кредитов в структуре государственного и муниципального долга.

Если сравнивать структуру расходов консолидированных бюджетов регионов по итогам семи месяцев за период 2013-2022 гг., то стоит отметить, что в текущем году доли целого ряда расходов (на общегосударственные вопросы, национальную безопасность и правоохранительную деятельность, дошкольное образование, культуру и кинематографию, пенсионное обеспечение, социальное обслуживание населения, средства массовой ин-

формации, а также на обслуживание государственного и муниципального долга) были минимальными. В то же время доли других расходов (национальная экономика (включая дорожное хозяйство), ЖКХ, охрана окружающей среды, физическая культура и спорт), напротив, достигли своих максимальных значений.

Результаты исполнения консолидированных бюджетов регионов за рассматриваемый период отличаются от результатов за соответствующий временной интервал 2019 г. сильнее, чем результаты за тот же период 2021 г.2, т.е. в 2022 г. структура доходов все больше отличается от структуры допандемийного периода. Аналогичный вывод можно сделать и по результатам сравнения со структурой расходов в среднем за период 2013-2019 гг.

Таким образом, пандемия и последовавшие за ней события 2022 г. привели к долгосрочным изменениям в приоритетах бюджетной политики регионов.

За первые семь месяцев текущего года расходы консолидированных бюджетов выросли в 84 субъектах РФ, причем в 52 из них рост превысил инфляцию за аналогичный период 2021 г. Лишь в Калининградской области расходы сократились (на 5,9%). Лидерами роста бюджетных расходов стали Тюменская область (+63,6%), Белгородская область (+45,4%), а также Ямало-Ненецкий автономный округ (+39,7%).

Сбалансированность региональных бюджетов и государственный долг

75 субъектов Российской Федерации закончили январь-июль 2022 г. с профицитом консолидированного бюджета (по итогам первых семи месяцев довольно успешного для регионов в финансовом плане 2021 г. таких было 71), а его общий объем составил 1,48 трлн руб., или 13,4% от общего объема доходов консолидированных бюджетов регионов без учета субвенций.

2 Суммы абсолютных значений отклонений расходов по подразделам бюджетной классификации за семь месяцев 2021 и 2022 гг. от расходов за семь месяцев 2019 г. составили 19,5 и 16,6% соответственно.

РЕГИОНАЛЬНЫЕ БЮДЖЕТЫ ПО ИТОГАМ ЯНВАРЯ-ИЮЛЯ 2022 г.

Общий объем государственного долга субъектов РФ к 1 августа 2022 г. достиг 2,65 трлн руб. (что является рекордным значением), увеличившись по отношению к той же дате 2021 г. на 5,56%, с начала года - на 7,1%, а за июль 2022 г. - на 3,13%. Несмотря на существенный рост, размер государственного долга регионов не представляет значимой проблемы из-за отставания темпов роста государственного долга от темпов роста собственных доходов региональных бюджетов, а также из-за низкой стоимости его обслуживания.

Проблемой может стать не сам размер государственного долга, а уровень долговой нагрузки, равномерность погашения и относительная стоимость обслуживания. Первый параметр в российской практике рассчитывается как отношение объема государственного долга к объему налоговых и неналоговых доходов бюджета субъекта РФ, которое, как показано на рис. 1, устойчиво снижается в последние два года и находится на минимальном за период с 2014 г. уровне, равном 19,8%.

В низкообеспеченных регионах3 долговая нагрузка также продолжала снижаться, достигнув минимального с 2014 г. значения в 33,1%. Высокий уровень государственного долга, превышающий 100% объема налоговых и неналоговых доходов региона, сохраняется у Республики Мордовия (102,1%) и Удмуртской Республики (103,8%), сократившись при этом соответственно с 173,8 и 107,6% годом ранее. Республика Хакасия, имевшая по состоянию на 1 августа 2021 г. долговую нагрузку, равную 108,6%, за год смогла уменьшить ее практически в два раза - до 55,6%.

Что касается Республики Мордовия, то ей добиться существенных позитивных результатов позволила помощь федерального центра, благодаря которой общий объем государственного долга региону удалось за 12 месяцев снизить на 15,2 млрд руб., или на 31%. Общий объем государственного долга Республики Хакасия за рассматриваемый период не только не сократился, но даже вырос на 4,2%, а практически двукратное падение долговой нагрузки этого субъекта РФ было связано с более чем

Рис. 1. Отношение госдолга субъектов Российской Федерации с различным уровнем бюджетной обеспеченности к налоговым и неналоговым доходам бюджета (долговая нагрузка субъектов РФ), в %

-Все субъекты РФ -Низкообеспеченные регионы (28)

Источник: рассчитано автором по данным Минфина России и Федерального казначейства.

3 Уровень бюджетной обеспеченности субъекта РФ определяется в соответствии с методологией, утвержденной постановлением Правительства РФ от 22.11.2004 г. № 670 «О распределении дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ». Низкообеспеченными регионами будем считать 28 субъектов РФ, уровень бюджетной обеспеченности которых по расчетам за 2021 г. был ниже 0,6.

Рис. 2. Структура государственного долга субъектов РФ, в % к итогу

■ Бюджетные кредиты ■ Кредиты от кредитных организаций Ценные бумаги Государственные гарантии

Источник, рассчитано автором по данным Минфина России.

двукратным ростом налоговых и неналоговых доходов республиканского бюджета (+103,6%), что стало следствием увеличения в 3,4 раза поступлений налога на прибыль организаций. Учитывая крайне волатильные темпы роста поступлений налога на прибыль организаций в бюджет Республики Хакасия, представляется преждевременным говорить о решении в республике долговой проблемы.

В целом за период с 1 августа 2021 г. по 1 августа 2022 г. государственный долг вырос у 55 субъектов РФ, а долговая нагрузка -только у 22, причем структура государственного долга за прошедшие 12 месяцев претерпела существенные изменения. (См. рис. 2.)

Тенденция последних лет, состоявшая главным образом в замещении кредитов кредит-

ных организаций государственными ценными бумагами, сменилась на замещение всего коммерческого долга бюджетными кредитами. В результате доля кредитов кредитных организаций за 12 месяцев сократилась с 16,9 до 1,8%, доля ценных бумаг - с 35,2 до 28,5%, а доля бюджетных кредитов выросла с 46,1 до рекордных 68,4%. Принимая во внимание существенно более низкую стоимость обслуживания бюджетных кредитов, не говоря уже о возможности списания части задолженности по ним, можно констатировать, что благодаря превентивному вмешательству федерального центра потенциальные проблемы регионов, связанные с государственным долгом, были решены еще до их возможного возникновения. ■

РЕГИОНАЛЬНЫЕ БЮДЖЕТЫ ПО ИТОГАМ ЯНВАРЯ-ИЮЛЯ 2022 г

Regional Budgets Maintain Sufficient Financial Sustainability at the End of 7 Months of 2022

Alexander N. Deryugin — Senior Researcher of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration; Senior Researcher of the Gaidar Institute for Economic Policy (Moscow, Russia). E-mail: deryugin@ranepa.ru

At the end of the first seven months of 2022, growth in revenues of the consolidated budgets of the RF regions was outpacing the growth in budget expenditures and the inflation rate, indicating that regions maintained a sufficient level of financial sustainability. As for the structure of expenditures, those expenditures on the national economy are increasingly replacing expenditures on national matters, education and culture. The federal center's emergency measures aimed to replace regional commercial debt with budget loans contributed both to the reduction of debt servicing costs and to the general reduction of the risk of default on regional debt obligations.

Key words: regions' budgets, revenues of regional budgets, expenditures of regional budgets, intergovernmental fiscal transfers, regional debt. JEL-codes: H61, H62, H63, H71, H72, H74, H77.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.