Научная статья на тему 'РЕГИОНАЛЬНЫЕ БЮДЖЕТЫ В ТРЕТЬЕМ КВАРТАЛЕ 2022 Г.'

РЕГИОНАЛЬНЫЕ БЮДЖЕТЫ В ТРЕТЬЕМ КВАРТАЛЕ 2022 Г. Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
38
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЮДЖЕТЫ РЕГИОНОВ / ДОХОДЫ БЮДЖЕТОВ РЕГИОНОВ / РАСХОДЫ РЕГИОНАЛЬНЫХ БЮДЖЕТОВ / МЕЖБЮДЖЕТНЫЕ ТРАНСФЕРТЫ / РЕГИОНАЛЬНЫЙ ДОЛГ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дерюгин Александр Николаевич

По итогам третьего квартала 2022 г. общий объем доходов консолидированных бюджетов субъектов Федерации составил 14,06 трлн руб., что на 17,9% выше значения этого показателя за аналогичный период 2021 г. и превышает годовую инфляцию. Эти показатели были достигнуты за счет роста на 19,4% налоговых и неналоговых доходов регионов, объем которых достиг уровня в 11,26 трлн руб. Межбюджетные трансферты росли медленнее (+10,6%), составив 2,60 трлн руб. Продолжающееся снижение среднего уровня долговой нагрузки регионов, уменьшение числа субъектов РФ с высоким значением данного показателя, сокращение доли объема расходов региональных бюджетов на обслуживание государственного долга, а также замещение коммерческих кредитов бюджетными способствуют росту бюджетной устойчивости регионов и снижению риска возникновения у них долговых проблем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REGIONAL BUDGETS IN Q3 2022

According to the results of Q3 2022, total revenues of consolidated budgets of the subjects of the Russian Federation amounted to Rb14.06 trillion, which is by 17.9% higher than the value of this indicator for the same period in 2021 and exceeds the annual inflation rate. These figures have been achieved on the back of 19.4% growth of tax and non-tax revenues of the regions, which amounted to Rb11.26 trillion. Intergovernmental fiscal transfers grew more slowly (+10.6%), amounting to Rb2.60 trillion. The continuing reduction of the average level of debt burden of the regions, the reduction of the number of subjects with a high value of this indicator, the reduction of the share of the volume of expenditures of regional budgets on public debt service, as well as the replacement of commercial loans by budget loans contribute to the growth of fiscal sustainability of regions and reduce the risk of their debt problems.

Текст научной работы на тему «РЕГИОНАЛЬНЫЕ БЮДЖЕТЫ В ТРЕТЬЕМ КВАРТАЛЕ 2022 Г.»

Регионы

РЕГИОНАЛЬНЫЕ БЮДЖЕТЫ В ТРЕТЬЕМ КВАРТАЛЕ 2022 г.

А. Н. ДЕРЮГИН

По итогам третьего квартала 2022 г. общий объем доходов консолидированных бюджетов субъектов Федерации составил 14,06 трлн руб., что на 17,9% выше значения этого показателя за аналогичный период 2021 г. и превышает годовую инфляцию. Эти показатели были достигнуты за счет роста на 19,4% налоговых и неналоговых доходов регионов, объем которых достиг уровня в 11,26 трлн руб. Межбюджетные трансферты росли медленнее (+10,6%), составив 2,60 трлн руб. Продолжающееся снижение среднего уровня долговой нагрузки регионов, уменьшение числа субъектов РФ с высоким значением данного показателя, сокращение доли объема расходов региональных бюджетов на обслуживание государственного долга, а также замещение коммерческих кредитов бюджетными способствуют росту бюджетной устойчивости регионов и снижению риска возникновения у них долговых проблем.

Ключевые слова: бюджеты регионов, доходы бюджетов регионов, расходы региональных бюджетов, межбюджетные трансферты, региональный долг. Ж: Н61, Н62, Н63, Н71, Н72, Н74, Н77.

Доходы

Из основных доходных источников региональных и местных бюджетов наибольшими темпами в течение первых трех кварталов 2022 г. росли налог на прибыль организаций (+21,7%), акцизы ( + 20,1%), налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения (+25,2%), неналоговые доходы (+34,6%), а также субсидии (+47,3%). В свою очередь, НДФЛ (+15,2%), налоги на имущество (+13,5%) и дотации ( + 0,3%) росли несколько медленнее, а у субвенций (-18,5%) и иных межбюджетных трансфертов (-5,1%) была отрицательная динамика.

Однако стоит отметить, что высокие общие показатели поступлений бюджетных доходов за исследуемый период обязаны значительным темпам их роста в течение первых пяти месяцев (+26,9%), в то время как в третьем квартале 2022 г. доходы выросли всего на 6,1%. Прежде всего это стало следствием сокращения в этот период поступлений налога на прибыль организаций на 20,1% после их

роста на 52,1% по итогам первых пяти месяцев 2022 г.

В территориальном разрезе ситуация по итогам января-сентября 2022 г. выглядела стабильной: в большинстве субъектов Федерации (79) темпы роста доходов консолидированных бюджетов были положительными, а в 45 из них они превысили уровень инфляции за рассматриваемый период. Лишь в шести регионах соответствующие бюджетные доходы не достигли уровня аналогичного периода предыдущего года: Белгородской (-12,2%), Курской (-0,4%), Липецкой (-10,3%), Калининградской (-6,5%), Челябинской (-3,8%) и Магаданской (-9,9%) областях. В случае с Белгородской, Курской, Липецкой и Челябинской областями сокращение бюджетных доходов было связано с высокой базой за тот же период 2021 г.1, а также со структурой экономики, где существенную долю занимают добыча железной руды и (или) металлургическая промышленность, испытывающие сейчас известные проблемы. Основной причиной падения доходов данных регионов стал налог на

Дерюгин Александр Николаевич, старший научный сотрудник РАНХиГС при Президенте Российской Федерации; старший научный сотрудник Института экономической политики имени Е.Т. Гайдара (Москва), е-таУ: deryugin@ranepa.ru

1 Темпы прироста доходов указанных регионов в 2021 г. превышали 40% при среднем по России уровне в 19,6%.

прибыль организаций, в то время как Калининградская и Магаданская области столкнулись с сокращением межбюджетных трансфертов.

Учитывая текущую понижательную динамику поступлений налога на прибыль организаций (см. рис. 1), ставшую следствием проблем в российской экономике, а также ожидаемое их влияние на другие собственные доходные источники региональных и местных бюджетов, по итогам 2022 г. темпы роста доходов консолидированных бюджетов регионов могут упасть до уровня инфляции и даже оказаться несколько ниже ее, оставшись, впрочем, в положительной зоне.

Расходы

Расходы консолидированных бюджетов регионов по итогам первых девяти месяцев 2022 г. составили 12,76 трлн руб., увеличившись относительно соответствующего периода предыдущего года на 16,7%, что несколько выше уровня инфляции и пока ниже темпов роста бюджетных доходов.

Быстрее всего росли расходы на национальную экономику (+27,1%), включая доРис. 1. Темпы роста налога на прибыль организаций в консолидированных бюджетах субъектов Российской Федерации в 2022 г., в % к соответствующему месяцу предыдущего года

180

60 -

гмгмгмгчгмгчгчгчг^ гмгмгчгмгчгчгчгмгм

\ \ \ \ \ \ \ \

°оооооооо

Источник рассчитано автором по данным Федерального казначейства.

рожное хозяйство ( + 26,3%), ЖКХ (+26,2%), а также физическую культуру и спорт ( + 24,2%); несколько медленнее -расходы на общегосударственные вопросы (+18,9%), транспорт (+14,1%), дошкольное образование (+10,2%), общее образование (+18,8%), культуру и кинематографию (+18,4), здравоохранение (+4,5%) и социальную политику (+7,9%), включая социальное обеспечение (+4,6%) и охрану семьи и детства (+12,8%). При этом, вследствие замещения бюджетными кредитами существенного объема более дорогих в обслуживании кредитов кредитных организаций и государственных и муниципальных ценных бумаг, в структуре государственного и муниципального долга расходы на его обслуживание сократились на 21,3%, составив всего 0,45% от общего объема расходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации.

В целом по итогам исследуемого периода можно осторожно говорить о некотором смещении расходов консолидированных бюджетов регионов в сторону инвестиционных расходов. Что, впрочем, пока не позволяет говорить о распространении этой тенденции на весь 2022 г.: полученный эффект может быть связан с более ранним, чем в 2021 г., освоением бюджетных средств на инвестиции, а не с изменением приоритетов бюджетной политики.

За рассматриваемый период расходы консолидированных бюджетов выросли в 84 субъектах Федерации, а в 59 из них рост превысил уровень инфляции за аналогичный период. Единственным регионом, в котором сократились бюджетные расходы, стала Калининградская область (-5,1%), что объясняется серьезным сокращением целевых межбюджетных трансфертов из федерального бюджета. Лидерами роста бюджетных расходов стали относительно обеспеченные регионы: Тюменская область (+52,0%), Белгородская область (+40,9%), а также Ямало-Ненецкий автономный округ (+37,4%).

РЕГИОНЫ

Сбалансированность региональных бюджетов и государственный долг

По итогам января-сентября 2022 г. профицит консолидированного регионального бюджета наблюдался у 66 субъектов РФ, а его общий объем составил 1,29 трлн руб., или 9,4% общего объема доходов консолидированных бюджетов регионов без учета субвенций.

Общий объем государственного долга субъектов Федерации по состоянию на 1 октября 2022 г. составил 2,69 трлн руб., увеличившись по отношению к той же дате 2021 г. на 5,41%, а с начала года - на 8,9%. Несмотря на некоторый рост общего объема долга, размер долговой нагрузки2, благодаря более высоким темпам роста налоговых и неналоговых доходов собственно региональных бюджетов (+20,6%), сократился до 20,0%, достигнув минимального для конца сентября уровня за период 2014-2022 гг. (См. рис. 2.)

Продолжает сокращаться не только средний размер долговой нагрузки, но и число регионов с высоким значением данного показателя. Так, число регионов с долговой нагрузкой выше 50% по состоянию на начало октября 2022 г. составило 23, в то время как годом ранее их было 28. (См. рис. 3.)

Рис. 2. Отношение госдолга субъектов Федерации к налоговым и неналоговым доходам бюджета (долговая нагрузка субъектов РФ), в %

15 -

О!- О! стГст! стГ стГ от" от"

ооооооо°о

Источник рассчитано автором по данным Минфина России и Федерального казначейства.

Высокий уровень государственного долга, превышающий 100% объема налоговых и неналоговых доходов региона, сохраняется у Удмуртской Республики (105,8%), в то время как многолетний лидер по данному показателю - Республика Мордовия (99,6%) - за счет помощи федерального центра сумела покинуть эту зону.

В целом за период с 1 октября 2021 г. по 1 октября 2022 г. государственный долг вырос у 59 субъектов РФ, а долговая нагрузка - у 24.

Целенаправленные действия Минфина России по замещению бюджетными кредитами дорогих в обслуживании кредитов кредитных организаций и государственных ценных бумаг способствовали сокращению доли кредитов кредитных организаций за 12 месяцев с 8,8 до 1,8%, доли ценных бумаг - с 34,0 до 27,4%, а доля бюджетных кредитов выросла с 55,4 до 69,6%. (См. рис. 4.)

Принимая во внимание продолжающееся снижение среднего уровня долговой нагрузки регионов, уменьшение числа субъектов РФ с высоким значением данного показателя, сокращение доли расходов региональных бюджетов на обслуживание государственного долга, а также замещение коммерческих креди-

Рис. 3. Число субъектов Федерации с уровнем долговой нагрузки выше 50%

60

Источник рассчитано автором по данным Минфина России и Федерального казначейства.

2 Размер долговой нагрузки субъекта Российской Федерации определяется как отношение объема государственного долга региона к объему налоговых и неналоговых доходов регионального бюджета.

Рис. 4. Структура государственного долга субъектов Федерации, в % к итогу

I Бюджетные кредиты Ценные бумаги

Кредиты от кредитных организаций Государственные гарантии

о о о о Иные долговые обязательства

Источник рассчитано автором по данным Минфина России.

тов бюджетными, можно констатировать от- жайшей перспективе каких-либо долговых сутствие как в настоящее время, так и в бли- проблем на региональном уровне. ■

Regional Budgets in Q3 2022

Alexander N. Deryugin — Senior Researcher of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration; Senior Researcher of the Gaidar Institute for Economic Policy (Moscow, Russia). E-mail: deryugin@ranepa.ru

According to the results of Q3 2022, total revenues of consolidated budgets of the subjects of the Russian Federation amounted to Rb14.06 trillion, which is by 17.9% higher than the value of this indicator for the same period in 2021 and exceeds the annual inflation rate. These figures have been achieved on the back of 19.4% growth of tax and non-tax revenues of the regions, which amounted to Rb11.26 trillion. Intergovernmental fiscal transfers grew more slowly (+10.6%), amounting to Rb2.60 trillion. The continuing reduction of the average level of debt burden of the regions, the reduction of the number of subjects with a high value of this indicator, the reduction of the share of the volume of expenditures of regional budgets on public debt service, as well as the replacement of commercial loans by budget loans contribute to the growth of fiscal sustainability of regions and reduce the risk of their debt problems.

Key words: regions' budgets, revenues of regional budgets, expenditures of regional budgets, intergovernmental fiscal transfers, regional debt. JEL-codes: H61, H62, H63, H71, H72, H74, H77.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.