Научная статья на тему 'Региональные аспекты налогового администрирования в Российской Федерации'

Региональные аспекты налогового администрирования в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
113
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Региональные аспекты налогового администрирования в Российской Федерации»

БЮДЖЕТ

РЕГИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ НАЛОГОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Н.Ф. поляков,

кандидат экономических наук, руководитель Управления МНС России по Нижегородской области

За двенадцать месяцев 2003 г. крупными и средними предприятиями Нижегородской области всех видов деятельности выпущено продукции и оказано услуг почти на 270 млрд руб., что более чем на 25% выше аналогичного показателя соответствующего периода прошлого года. Объем выпуска промышленной продукции за тот же период увеличился на 7%. Несмотря на эти показатели, в первой половине 2003 г. почти на 10% возросло число убыточных предприятий.

По состоянию на 1 января 2004 г. на учете в налоговых органах на территории Нижегородской области состоит более 68 тыс. организаций, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации.

На 1 октября 2003 г. в налоговых органах Нижегородской области на учете состояло более 3,3 млн физических лиц с присвоенным ИНН, в том числе более 124 тыс. индивидуальных предпринимателей. В связи с началом действия положений ст. 346.28 Налогового кодекса Российской Федерации на налоговый учет по месту осуществления деятельности поставлено более 1,3 тыс. предпринимателей — плательщиков Единого налога на вмененный доход.

Характеристика налогооблагаемой базы

Расчет налогооблагаемой базы является исходной предпосылкой для обоснованного налогового планирования. В формировании налоговой базы области определяющее значение имеет региональный аспект, выражающийся в практических рас-

четах налогового потенциала области. Каждой территорией области индивидуально определяется максимально возможная сумма поступлений налогов и сборов, то есть налоговый потенциал. При этом расчет налогооблагаемой базы производится с учетом отраслевой структуры по каждому виду налога. В расчет налоговой базы в первую очередь включаются показатели, оказывающие ключевое влияние на ее формирование, такие как:

• место и роль территории в общей системе хозяйства области;

• специализация области по отраслям хозяйства, особенности размещения и функционирования основных отраслей хозяйства;

• численность населения области, доля городского населения;

• валовой региональный продукт в разрезе основных отраслей;

• объем выпуска промышленной продукции в физическом и денежном выражении в разрезе основных отраслей промышленности;

• финансово-экономическое состояние предприятий основных отраслей области;

• количество прибыльных и убыточных предприятий;

• уровень и динамика заработной платы (информация о задолженности по заработной плате позволяет определить выпадающие доходы бюджета по подоходному налогу);

• крупнейшие налогоплательщики региона. При расчете налогооблагаемой базы налоговыми инспекциями на местах проводится комплексный сравнительный анализ таких экономических показателей, участвующих в расчете, как валовой

прибыли, фонда оплаты труда, реализованной продукции в стоимостном выражении, валового дохода. На величину этих показателей оказали влияние такие факторы, как уровень цен на сырье, товары, материалы, оборудование, энергоносители, нормы амортизационных отчислений, объем выручки от реализации, формы и системы оплаты труда, повышение производительности труда, улучшение использования основных фондов и оборотных средств.

Прогнозируемый объем валового регионального продукта в 2004 г. составит около 285,3 млрд руб.

Удельный вес прибыли в составе валовой региональной прибыли (ВРП) Нижегородской области неуклонно снижается. Одна из основных причин этого процесса — снижение нормы прибыли (сумма прибыли в расчете на один рубль объема производства) в экономике области в результате высокой затратности производства товаров и услуг в регионе, ограниченного спроса населения и хозяйствующих субъектов на отечественную продукцию; наличия на рынке конкурентных товаров, стимулирующего предприятия сдерживать рост отпускных цен на произведенную продукцию. Негативное влияние этого фактора подтверждается, в частности, ростом удельного веса убыточных предприятий в большинстве отраслей материального производства.

Статическая и налоговая отчетность свидетельствуют о росте убытков, которые в последующие отчетные и налоговые периоды уменьшат налоговую базу в определенном законодательном порядке. Так, размер допущенного предприятиями убытка за январь-ноябрь 2003 г. составил более 4,5 млрд руб., или на 768 млн руб. больше по сравнению с соответствующим периодом прошлого года.

Прогноз поступлений налогов и сборов по о

Значительное влияние на налогооблагаемую базу оказала и переплата по налогу на прибыль в федеральный бюджет, образовавшаяся на 1 января 2003 г. у ряда крупнейших налогоплательщиков области.

Одним из факторов, оказавшим отрицательное влияние на налогооблагаемую базу, является переход части предприятий и организаций на упрощенную систему налогообложения или на уплату налога на вмененный доход. Отрицательно на объем поступления в бюджет налога на прибыль повлиял результат работы в IV кв. 2002 г. отдельных крупнейших предприятий, в результате чего по перерасчетам налога на прибыль по фактическим показателям отчета за прошлый год платежи начислены к возврату из бюджета.

Прогноз поступления акцизов на 2004 г. основан на прогнозируемых объемах производства алкогольной продукции, ставок акцизов в соответствии с учетом изменений, внесенных в гл. 22 части второй Налогового кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 24.07.2002 № 110-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации».

В настоящее время алкогольный рынок Нижегородской области сформирован полностью, и рост объемов производства алкогольной продукции не приведет к увеличению объемов продаж, вследствие чего лишь увеличатся остатки готовой продукции в складских помещениях самих производителей.

На налогооблагаемую базу по акцизам алкогольной продукции влияет ряд причин: • практически все предприятия-производители снизили объемы отгружаемой продукции в среднем на 20-40%. Снижаются и объемы вырабатываемой предприятиями ликеро-водоч-

Таблица

овным видам налогов на 2004 г. (в тыс. руб.)

Наименование Вид налога

Налог на прибыль НДС Акцизы на алкогольную продукцию

Налоговая база 20 466 764 553 199 359

В % к предыдущему периоду 97,1 89,2

Налоговая база, облагаемая налогом 21 483 305 83 452 941 1 336 (тыс. дал)

В % к предыдущему периоду 97 97,6 62,3

Средняя ставка, % 24 17 35

Исчисленный налог 1 602 000 14 187 000 184 891

В % к объему фактических поступлений за предыдущий период 84,7 94,2 30,5

Справочно: фактически поступило в предыдущий период 1 891 686 15 065 359 605 860

ной промышленности продукции. На ряде предприятий это связано с затовариванием рынка области алкогольной продукцией;

• часть предприятий данной отрасли в рассматриваемый период времени не осуществляли своей деятельности по ряду причин. Например, простой предприятий был связан с модернизацией оборудования, с приостановлением действия лицензий на право производства и оборота алкогольной продукции, а также с отзывом подобных лицензий.

Поступление налоговых платежей

За 12 месяцев 2003 г. от налогоплательщиков Нижегородской области поступило платежей в бюджетную систему более 43 млрд руб., что больше по сравнению с соответствующим периодом 2002 г. на 3 млрд руб., или на 7%.

В федеральный бюджет за отчетный период поступило платежей более 21,1 млрд руб., темп роста поступлений составил 111%.

В территориальный бюджет поступило более 21,5 млрд руб. Темп роста по налоговым доходам составляет почти 104%.

Платежи, поступившие в бюджетную систему в отчетном периоде, составили к прогнозной сумме ВРП (за 12 месяцев) — 23,4%, в т.ч. в федеральный бюджет— 11,7%, в территориальный — 11,7%. За 12 месяцев 2002 г. платежи в бюджет составляли к прогнозной оценке ВРП 24,8%, в т.ч. в федеральный бюджет — 12%, территориальный — 12,8%.

Кроме того, за 12 месяцев 2003 г. поступило единого социального налога более 21 млрд. руб., в том числе в пенсионный фонд - 16,7 млрд руб., в фонд социального страхования - 2,3 млрд руб., в федеральный фонд медицинского страхования — 125,3 млн руб., территориальный фонд медицинского страхования — более 2 млрд руб.

Основная часть доходов консолидированного бюджета сформирована за счет поступлений следующих налогов:

• налог на добавленную стоимость — более 16,2 млрд руб. (37,6%);

• налог на прибыль — более 6,6 млрд руб. (15,2%);

• налог на доходы физических лиц - более 8,8 млрд руб. (20,5%);

• акцизы по подакцизным товарам - около 4,3 млрд руб. (10,0%).

Перечисленные четыре вида налогов в совокупности обеспечили поступление порядка 36 млрд

руб., или 83,2% от общего объема доходов консолидированного бюджета.

Основными источниками пополнения доходной части федерального бюджета по состоянию на 1 октября 2003 г. являются: налог на добавленную стоимость - 75%, налог на прибыль - 9,4% и акцизы - 12,7%.

Основной объем доходов территориального бюджета сформирован за счет налога на доходы физических лиц (41%), налога на прибыль (21%) и налога на имущество (10,7%).

По видам налогов, формирующим основную часть консолидированного бюджета, темп роста поступлений за 12 месяцев 2003 г. по сравнению с 12 месяцами 2002 г. составил по НДС — 122,6%, по налогу с доходов физических лиц - 131%, по акцизам — на 106,5%.

Высоки темпы роста поступлений в консолидированный бюджет по отдельным видам налогов, удельный вес которых в объеме платежей незначителен. Среди них можно выделить налог на игорный бизнес, поступления по которому выросли за 2003 г. в 1,3 раза.

В отраслевой структуре налоговых платежей за 12 месяцев 2003 г. на долю базовых отраслей приходится почти 80% платежей, или более 31,5 млрд руб.

Поступление налогов и сборов в бюджетную систему обеспечено:

• промышленными предприятиями — более 19 млрд руб., или 47,7% от общего объема платежей;

• предприятиями транспорта— 3,3 млрд руб.(8,2% от общего объема платежей);

• строительными предприятиями — более 2,2 млрд руб. (5,6% от общего объема платежей);

• предприятиями торговли и общественного питания- более 3,7 млрд руб. (9,3% от общего объема платежей);

• предприятиями связи — 2,2 млрд руб. (5,5% от общего объема платежей);

• кредитными организациями — более 700 млрд руб. (1,8% от общего объема платежей).

При увеличении поступлений налогов и сборов за 2003 г. по сравнению с 2002 г. в целом по области на 7,3%, наблюдается рост налоговых платежей по предприятиям торговли и общественного питания на 19%, предприятиям связи - на 96,3%, строительным организациям — на 11,7% и снижение по промышленным предприятиям на 7,9%.

Положительно на доходную часть бюджету повлиял прирост объема промышленного производства за 12 месяцев 2003 г. по сравнению с соот-

ветствующим периодом предыдущего года, индекс физического объема составил 106,8%. В объеме выпускаемой продукции по региону наибольший удельный вес принадлежит отраслям машиностроения и металлообработки (41,7%). Индекс физического объема производства по отрасли составил в январе-декабре — 106,5%.

В декабре месяце почти половина промышленных предприятий области увеличили объем производства против декабря прошлого года, более одной трети, наоборот, снизили объем выпускаемой продукции, и чуть более 15% промышленных предприятий в истекшем месяце не производили продукции. В автомобильной промышленности индекс физического объема производства в январе-декабре составил 102,3%. Выпуск легковых автомобилей по сравнению с январем-декабрем предыдущего года снизился на 13,3%, что связано, в первую очередь, со снижением покупательского спроса на легковые автомобили с мощностью двигателя свыше 90 л/с и до 150 л/с.

Основными бюджетообразующими отраслями промышленности в Нижегородской области остаются: машиностроение и металлообработка, предприятия, доля поступлений от которых в общей сумме платежей в бюджет составляет 50%. Удельный вес налоговых поступлений от предприятий пищевой промышленности увеличился с 6,4 до 7,7%. Значительная сумма платежей поступила от предприятий черной и цветной металлургии; удельный вес платежей по данной отрасли увеличился с 3,4 до 4,8%. Наблюдается снижение платежей от предприятий лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности, их доля платежей в бюджет снизилась с 1,7 до 1,1 %.

Основными бюджетообразующими отраслями промышленности остаются: машиностроение и металлообработка, предприятия которой перечислили в консолидированный бюджет более 8,4 млрд руб., доля поступлений от них в общей сумме платежей в бюджет составляет 21%. От предприятий пищевой промышленности поступило более 3,2 млрд руб.; их удельный вес увеличился с 6,5 до 8,1%. Значительная сумма платежей поступила от предприятий черной и цветной металлургии, удельный вес платежей по данной отрасли увеличился с 3,4 до 5%; от предприятий лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности наблюдается снижение поступивших платежей, и удельный вес снижен с 1,5 до 1,1%.

Увеличился удельный вес платежей, поступивших от предприятий торговли и общественного

питания, с 7,8 до 9,3%. Данная отрасль занимает третье место среди базовых отраслей экономики в регионе по объему мобилизуемых в бюджетную систему налогов и сборов.

По транспортным предприятиям сократился удельный вес платежей с 11,1 до 8,2%, однако поступившая от них сумма более чем 3,3 млрд руб. позволила данной отрасли выйти на второе место среди промышленных предприятий. За 2003 г. наблюдается снижение темпа роста поступлений на 25,9% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. На снижение поступлений оказали влияние предприятия трубопроводного транспорта. Поступления по ним значительно снижены — на 77,6%.

Совокупная задолженность по налоговым платежам, налоговым санкциям и пеням в бюджетную систему Российской Федерации по состоянию на 1 января 2004 г. составила более 22 млрд руб., в т.ч. по федеральным налогам — более 18 млрд руб., по региональным налогам — более 1,6 млрд руб., по местным налогам — более 1,4 млрд руб. и по налогам со специальным налоговым режимом — 168 млн руб.

Из нее задолженность по налоговым платежам составляет более 10,6 млрд руб., или 48,2% общей совокупной задолженности и задолженность по пеням и налоговым санкциям — 11,4 млрд руб., или 51,8%.

При этом совокупная задолженность за 2003 г. снизилась по сравнению с 2002 г. более чем на 4,4 млрд руб., или на 16,7%, в том числе по налоговым платежам более чем на 2 млрд руб., или на 16,4%, а по пеням и налоговым санкциям более чем на 2,3 млрд руб., или на 17,1 %.

Анализ недоимки по предприятиям Нижегородской области показывает, что причинами имеющейся задолженности по платежам в бюджет являются как общие, так и присущие отдельно взятым предприятиям факторы.

Общими факторами являются:

1. Задолженность бюджетов различных уровней перед предприятиями, отсутствие финансирования бюджетных организаций, в т.ч. и из федерального бюджета.

2. Недостаток оборотных средств у предприятий, вызванный следующими причинами:

• инфляционными процессами и несовершенной политикой формирования цен на энергоносители;

• значительной дебиторской задолженностью, вызванной неплатежеспособностью потребителей продукции, в том числе по

госзаказу Министерства обороны РФ и других федеральных структур. 3. Несовершенство действующего законодательства по взиманию налоговых платежей, противоречие нормативных актов друг другу, позволяющее использовать налогоплательщиками схемы уклонения от уплаты налогов.

Предложения по совершенствованию налогового законодательства

С целью совершенствования системы налогообложения и порядка взимания налогов предлагается.

В части гл. 25 Налогового кодекса Российской Федерации «Налог на прибыль организаций» сделать ее положения более четкими, в первую очередь для налогоплательщиков. Так как отменить налоговый учет не представляется возможным, следует утвердить единые и обязательные для всех организаций регистры налогового учета и установить меры ответственности за неведение данных регистров.

Упростить форму налоговой декларации по налогу на прибыль: уменьшить количество приложений к ней; по итогам отчетных периодов представлять декларацию без приложений, а в полном объеме (со всеми приложениями) представлять декларацию только по итогам налогового периода.

Распространить меры ответственности за неуплату налога на прибыль по итогам налогового периода на нарушения в виде неуплаты (неполной уплаты) авансовых платежей по налогу на прибыль по итогам отчетного периода.

Необходимо четко определить формирование налоговой базы по беспроцентным займам, ссудам в соответствии с гл. 25 НК РФ, а также определить единый порядок учета и отражения для целей налогообложения целевых средств, полученных из бюджета хозяйственными и некоммерческими организациями.

Определить порядок начисления авансовых платежей по реорганизованным предприятиям, порядок расчета удельного веса среднесписочной численности и удельного веса остаточной стоимости амортизируемого имущества для определения доли прибыли по структурным подразделениям в случае если в течение налогового периода в состав предприятия вливаются новые подразделения, либо ликвидируется часть подразделений.

Внести изменения в ст. 59 Налогового кодекса РФ в части предоставления возможности признания безнадежной и списания задолженности по внебюджетным фондам, числящейся за отдельными налогоплательщиками, взыскание которой в силу причин экономического, социального или юридического характера оказалось невозможным.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.