Научная статья на тему 'Налоговая политика РФ'

Налоговая политика РФ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
279
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Налоговая политика РФ»

ДОШТАЕВА Е. Д.

О НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ИА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Важнейшим результатом проводимой налоговой реформы является заметное снижение налоговой нагрузки на экономику, что стало одним из главных факторов поддержания экономического роста. В последние годы принимались и вступали в силу решения, предусматривающие существенное снижение налогового бремени: отменены «оборотные налоги», с 20% до 18 % была снижена основная ставка НДС и отменен налог с продаж, произошло существенное снижение ставки ЕСН (с 35,6 % до 26 %).

Начиная с 2006 года по НДС осуществлен переход к взиманию налога на основании метода начислений, когда момент возникновения налоговых обязательств и момент возникновения права на налоговый вычет определяются как наиболее ранние - получение (выставление) счета-фактуры, получение (осуществление) оплаты или отгрузка (получение) товара; предоставлено право на налоговый вычет при осуществлении капитального строительства в момент выполнения соответствующих расходов; введен единый порядок начисления и принятия к вычету налога как при операциях по реализации товаров (работ, услуг) на внутреннем рынке, так и при реализации товаров, облагаемых по нулевой ставке; освобождение от НДС реализации любыми организациями научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, относящихся к новой или усовершенствованию производимой продукции; включение в состав средств целевого финансирования, не учитываемых при определении базы налога на прибыль научных организаций, средств, получаемых из различных фондов научных

№ 2, 2007 г.

исследований; установление к основной норме амортизации повышающего коэффициента (не более двух) в отношении основных средств, используемых только для научно-технической деятельности.

Произошли следующие изменения по налогу на прибыль организаций: разрешено включение в состав затрат расходов на научные исследования и опытно-конструкторские разработки в полном объеме, включение в состав затрат капитальных вложений в размере 10% от стоимости приобретаемых основных средств, уменьшение налоговой базы текущего периода не более чем на 50 % на убытки прошлых лет.

В связи с вступлением в силу указанных выше важных поправок в режим применения НДС и налога на прибыль организаций, направленных на стимулирование инвестиционной активности, произошло дальнейшее заметное снижение налоговой нагрузки на экономику. В целом, в последние годы имело место снижение налоговой нагрузки в сопоставимых условиях в размере около 1 % ВВП ежегодно.[1, с.З]

В тоже время налоговая нагрузка, рассчитываемая как отношение общей суммы налоговых платежей к объему ВВП в рыночных ценах, в 2005 году по сравнению с 2000 годом возросла с 20,28 % до 21,42 % на 1,14 % (таблица № 1). А в 2006 году по сравнению с 2005 годом налоговая нагрузка снизилась на 1,14 % и по сравнению с 2000 годом не изменилась (20,28 %). Наибольшее значение налогового бремени наблюдается в 2002 году - 21,52 %.

Таблица 1

Удельный вес налоговых платежей в валовом внутреннем продукте, млрд. руб.*

Показатель 2000 г. 2001 г. 2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г.

Поступление налоговых платежей в бюджетную систему РФ 1481,9 1863,6 2331 2671,9 3299,6 4627,2 5432,4

Валовой внутренний продукт 7306 8944 10831 13243 16966 21598 26781

Налоговая нагрузка, % 20,28 20,84 21,52 20,18 19,45 21,42 20,28

Таблица составлена автором на основе данных статистического сборника «Финансы России

2006»

Для наглядности динамика общей налоговой нагрузки на экономику РФ представлена на рисунке 1.

21 ¡5 21 ,0 -20,5 -20,0 1 9,5 Н 1 9,0 1 8.5 -I

1 8.0

21 ,52

21 ,42

•20 ,28

19,45

2000 г. 2001 г. 2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г.

Рис. 1. Динамика общей налоговой нагрузки на экономику РФ

Анализ уровня налоговой нагрузки в 2005 году по видам экономической деятельности показывает, что самый высокий уровень налогового бремени, исчисляемый как отношение обшей суммы налоговых поступлений, администрируемых ФНС России, к объему ВВП, произведенному в этих отраслях, был в секторе добычи полезных ископаемых и составил 51,7 %. Самый низкий - в сельском хозяйстве (4,3 %) и в социальной сфере (8,3 %). В обрабатывающих производствах уровень налоговой нагрузки составил 19,1 %, против 26,3 %, сложившегося в целом по народному хозяйству. Исходя из этого, можно констатировать, что одним из позитивных результатов налоговой реформы стало заметное перераспределение налогового бремени с обрабатывающих и иных приоритетных отраслей в сторону сектора, связанного с добычей полезных ископаемых.

При этом, несмотря на снижение налоговой нагрузки при сопоставимых мировых ценах на нефть за годы налоговой реформы, удалось обеспечить стабильный рост налоговых и иных обязательных платежей, которые заметно выросли в реальном выражении с 1481,9 млрд. руб. в 2000 году до 5432,4 млрд. руб. в 2006 году.

Поступление налоговых платежей в консолидированный бюджет РФ в разрезе по налогам в период за 2000-2006 гг. характеризуется следующими показателями (таблица № 2):

- налог на прибыль организаций - в 2000 году составил 400,6 млрд. руб., а в 2006 году - 1670,5 млрд. руб., т.е. его базисный темп прироста (по сравнению с 2000 годом) составил 317 %;

- налог на доходы физических лиц - в 2000 году составил 174,3 млрд. руб., а в 2006 году — 929,9 млрд. руб., т.е. его базисный темп прироста составил 433,5 %;

- налог на добавленную стоимость - в 2000 году составил 355,7 млрд. руб., а в 2006 году - 924,2 млрд. руб. т.е. его базисный темп прироста составил 159,8 %;

- акцизы по товарам, реализуемым на территории РФ - в 2000 году составили 156,3 млрд. руб., а в 2006 году - 253,3 млрд. руб., т.е. их базисный темп прироста составил 62,1 %;

- имущественные налоги - в 2000 году составили 64,8 млрд. руб., а в 2006 году - 310,8 млрд. руб., т.е. их базисный темп прироста составил 379,6 %;

- прочие налоги - в 2000 году составили 159,2 млрд. руб., а в 2006 году - 156,5 млрд. руб., т.е. их базисный темп прироста составил - 1,7 %;

- налог на добычу полезных ископаемых - в 2006 году составил 1162,3 млрд. руб.

Основные доходообразующие источники бюджета (налог на прибыль организаций, НДФЛ, НДС, акцизы по товарам, реализуемым на территории РФ, имущественные налоги, налог на добычу полезных ископаемых) обеспечили в 2006 году 96,5 % налоговых поступлений консолидированного бюджета РФ против 96,7 % в 2000 году (что больше на 0,2 %).

В результате налоговой реформы произошли позитивные изменения в структуре уплачиваемых налогов (таблица № 3):

- заметно увеличилась доля налогов, связанных с использованием природных ресурсов, и, в первую очередь, ресурсов недр - с 8,2 % в 2000 году до 21,9 % в 2006 году, т.е. на 13,7 %;

- резко уменьшилась доля прочих налогов - с 10,7 % в 2000 году до 2,9 % в 2006 году, т.е. на 7,8 %;

- почти в полтора раза увеличилась в общем объеме налоговых поступлений доля налога на доходы физических лиц - с 11,8 %. в 2000 году до 17,1 % в 2006 году, т.е. на 5,3 %;

- в 2002 году произошло снижение доли налога на прибыль организаций, что было обусловлено введением нового режима его уплаты. Однако в последующие годы значение этого налога заметно возросло, что наряду с общим экономическим ростом обусловлено прекращением действия внутренних «оффшорных зон», а также крупными доначислениями в результате усиления контрольной работы налоговых органов - с 19,8 % в 2002 году до 30,8 % в 2006 году, т.е. на 11,0 %;

- в 2006 году заметно снизилась доля единого социального налога (ЕСН), что обусловлено решением о снижении с 2005 года его налоговых ставок - с 17,6 % в 2002 году до 8,8 % в 2006 году, т.е. на 8,8 %.

За годы налоговой реформы произошли позитивные изменения и в структуре поступлений налоговых платежей по основным отраслям экономики. В частности, при сохранении высокой доли промышленности особенно заметно возросла доля налогов, уплачиваемых топливной промышленностью (прежде всего, связанной с добычей и переработкой нефти) с одновременным уменьшением доли налогов, уплачиваемых обрабатывающими и другими промышленными предприятиями помимо топливной промышленности. В 2005 году из общего объема налоговых поступлений, администрируемых ФНС России, на сферу добычи полезных ископаемых приходилось 37,4 %, на торговлю и сферу услуг - 12,7 %, на обрабатывающие производства - только 13,8 % общего объема налоговых поступлений.

Следует отметить, что в 2006 году заметно снизились темпы роста поступления налогов, администрируемых Федеральной налоговой службой России, оказавшись самыми низкими за последние шесть лет (за исключением 2003 года). Так, если в 2000 году налоговые поступления выросли на 25,8 %, в 2002 году - на 25,1 %, в 2003 году - на 14,6 %, в 2004 году на 23,5 %, в 2005 году - на 40,2 %, то в 2006 году - только на 17,4 %. При этом, налоговые доходы федерального бюджета в 2006 году выросли только на 11,7 %, тогда как в 2005 году - на 58,4 % (таблица № 2).

Одним из важнейших факторов замедления роста налоговых поступлений 2006 года является чрезвычайно высокий рост доходов 2005 года, связанный с проведенными налоговыми проверками крупных налогоплательщиков. Однако и изменения налогового законодательства 2006 года сыграли свою роль. Самым существенным налоговым фактором замедления роста налоговых поступлений 2006 года в целом и, в особенности федерального бюджета, явилось снижение против 2005 года на 9,9 % поступлений НДС на товары, работы и услуги, реализуемые на территории РФ. Темпы роста этого налога в 2004 и 2005 годах составили соответственно 121,0 % и 136,9 %.

Недоимка по налоговым платежам на 1 января 2007г. составила 245,2 млрд. рублей (32,4 % от общей задолженности), снизившись за месяц на 6,1 %. По сравнению с 1 января 2006 г. она сократилась

и

ч

Е» 0\ Й я с рэ

о О о н рз и Й п>

к

рэ рэ И

н о тз о

к

рэ

О о Я

О »

а>

й рз Я Я

Е

X о н

й я

о н я л п>

о §

о о о> о -а я я я рэ

© Я

я

рэ Я о

Е

43

о о о Я

я м о о о

прочие налога 3 о а о ё I я & в а Д С" о £ о со о налоги на совойишьш дрозд налог с продаж (продукции) и отдельным видам минврапъного сырья, производи?,1шгм на территории агэдзы по подакцизньзл товарам 1 Ё § 1 о иашг на добашшнную стоишстъ на товары производимые на территории РФ налог на прибыль организаций Всего, е т.ч. > Показатель

ич 'ю с*, -я «1 ы Ъч Л "■-л из л "-3 ьз -3 "ы 1_0 Ьч ич гз 41 о р 41 со "43 - Сумма, млрд. руо. ю о сз о

--з со "и со 43 1д 41 43 V ьз ич 41 ьч [О Е-О 43 Ъл КЗ ^ч у. 41 <1 "ич ич из ьз та Оч из "оч ич Сумма, ?,шрн. руб.

со р ю ЬЗ 41 "-3 КЗ м-з "со р "-3 о V --3 из из со "и ь-з "со ьз ъ. 1^3 со "--3 Оч щзпное отклонение (+,-) ьо о о

41 '■О К) из со [О ЕО "43 -3 "со ы о "о ОЛ 43 л т "с^ из ■41 "кэ ьз со ьз ич "со --3 Темп роста базисный, */<, [Я

& "ьз из со 1-3 со "43 [О "со L3 -р "о 4=. ОЛ 43 41 "с^ из "ьз ьз со и ич "со сс Темп роста цепной, %

--3 43 "чп ьз о V из из и из "ич о ю ич 43 со 1.0 -3 "со из КЗ из 41 СР, ьз "-3 ю из из о '43 Сугша, млрд. руб.

о и из о "чо со у, со 1Л "о из о 1-3 о КЗ КЗ ил 41 со ич р ич 41 <34 V о цвпное откшшние (+,-) ка о сз

со ьз -3 ьз ю л СЛ КЗ о 41 ¡^ ил у_, Темп роста базисный, %

о "со 43 V ьз "ьз ъ, ич из

м ьз '41' "со из -с* "ич ьз ьз ио "43 ьз "43 1_0 1о р "о "ич о "ьз КЗ ич ьз Темп роста цеггаой; У<,

43 "ич из Ъч 1_0 43 03 из ЧЬЗ "с^ Сл V из р\ "--3 т "из 43 ил ьз <1 из ьз Оч --3 Щ из Сумма, 1.1ЛРН. руб.

со ьз V -3 "ьз С5ч из 43 чо О', "из со с, 43 -3 Ьч со (У, "со СР, 41 "си из 41 о "чо 41 цэпное отклонение (+,-) ь_1 о о

оч ьз ¡о ^ЬЗ из из ю "(Л ю [-3 со СЛ сл ьз "ш ю ь-з "со К) (Л КЗ -3 41 из "ср со р "из ич Темп роста базисный, "А

ич "ьз Ч41 "из ^43 в р "из „ьз из из кЗ "кз "из 41 о ^41 "оч С5Ч Темп роста цепной, %

со со Ъч со со "из 1-Г1 ьз 43 "ЕО ю о ы % ЦЧ 41 "ю --3 41 со СР, ■ь! "со из ьз 'С' 43 Ъч --3 Сумма, млрд. руб.

43 КА о "-3 из р "со из У-' "щ ы р "о из 41 р ич С5ч ьз -о "--3 со цзпное отклонение (+,-) ьо сз о Гч

со "ич ьз 43 о Ъч 41 из ¡¡Л "ю ю 43 ич из КЗ ™ "41 [О о ъ. ьз £ Ъч ьз ьз ьз "--3 чо Темп роста базисный,"/« ч

43 да 41 из сч "со из (р "со 41 КЗ КЗ "о 13ч 41 Ъч ьз из Хл ьз о Темп роста цепной; %

41 41 ьз из о 43 ю со Ъч [О из ■У, 1о -3 о СР. "ей о КЗ ич "-3 из из из о 41 ¡^ч ьз "ьз ьз Сумма, млрн. руб.

41 "ич оч --1 из 43 щ V ы 1-0 со ю "41 КЗ -3 р', "СР. 41 Оч ич "ьз из ьз <1 Ъч ьз ьз цепное откпонвние (+,-) ю о о

43 о "ел 1-0 ■'О о V Оч из "-3 ич 41 о 41 ьз от со 41 из из ьз со ио ьз ьз ьз из Темп роста базисный, '/<, ч

■О Оч % из V --3 ¿Л Ъч 4* "-3 КЗ из из О", 43 ич ио Ъч 41 о "ьз ьз 41 Темп роста цепной, %

1л Сч Ъч 1-0 р "со со ^-3 "ю ьз из ьз 43 ьз "43 43 ьз 41 С!ч -3 о ич 1/1 41 из ьз "41 ьз ич Сумма, млрд руб.

и. "со [О ич со "(Л КЗ КЗ из из о "ич из из -3 ич со о ич ьз ьз Оч цепное отклонение (+,-) ю о о

■о со 41 -3 ■о -3 СИ из ьз ил 41 из <34 ьз Темп роста базисный, Уо

и с*. "из "ич "со о Ъч

о со Ъч ьз ьз "со ю "со о --3 "ьз из "с^ 43 о ьз ич из "41 ¡о со Темп роста цепной; %

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

й к к рз 2 К я

Р5

а о о

Й а М

а м

о ч о а Е

Я

Й

ее *

ГС

Кс

§

К о о й к й к

Т5 О И

рз Я

к Е

НС о»

й *

гс

н ©

н

рз ст\ й я с

рз

Ю

¿00 с Ч оМ

Таблица 3

Поступление налогов, сборов и иных обязательных платежей консолидированного бюджета РФ и их структура в 2000-2006 гг.*

Показатель 2000 г. 2001 г. 2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г.

сумма, шлрд.руб. % сумма, млрд.руб. % сумма, млрд.руб. % сумма, млрд.руб. % сумма, млрд.руб. % сумма, млрд.руЪ. % сумма, млрд.руЪ. %

Всего, I т.ч. 1481,9 100 1863,6 100 2331,0 100 2671,9 100 3299,6 100 4627,2 100 5432,4 100

налог на прибыль организаций 400,6 27,0 513,2 27,5 462,7 19,8 527,3 19,7 867,8 26,3 1333,0 28,8 1670,5 30,8

налог на добавленную стоимость на товары производимые на территории РФ 355,7 24,0 477,5 25,6 532,3 22,8 619,1 23,2 749,1 22,7 1025,7 22,2 924,2 17,0

налог на походы физическим лиц 174,3 11,8 255,6 13,7 357,8 15,3 455,3 17,0 574,2 17,4 706,6 15,3 929,9 17,1

акцизы по подакцизнжгл товарам (продутщни) и отдельный гидам минерального сырья, производимым на территории РФ 156,3 10,5 229,6 12,3 259,8 11,1 346,7 13,0 202,4 6,1 236,2 5,1 253,3 4,7

налог с продаж 34,7 2,3 45,1 2,4 50,1 2,1 56,4 2,1 - - - - - -

налоги на совокупный докод 14,7 1,0 25,4 1,4 33,5 1,4 33,6 1,3 - - - - - -

платежи за пользование природными ресурсами 121,6 8,2 149,4 3,0 334,5 14,4 398,4 14,9 529,2 16,0 928,6 20,1 1187,2 21,9

налоги на имущество 64,8 4,4 89,5 4,8 120,4 5,2 137,6 5,1 188,3 5,7 253,0 5,5 310,8 5,7

прочие налоги 159,2 10,7 78,3 4,2 179,9 7,7 97,5 3,6 188,6 5,7 144,1 3,1 156,5 2,9

Таблица составлена автором на основе данных статистического сборника «Финансы России 2006»

№ 2, 2007 г.

на 0,4 %, в том числе по налогу на прибыль организаций - на 5,9 %, акцизам - на 2,8 %, из нее на спирт этиловый из всех видов сырья (в том числе этиловый спирт сырец из всех видов сырья) - на 29,5 %, вина - на 42,1 %, пиво - на 48,9 %. Увеличилась недоимка на добычу полезных ископаемых - в 5,8 раза, налогу на добавленную стоимость - на 3,3 %, акцизам на дизельное топливо - в 3,3 раза, автомобильный бензин - в 2,0 раза, табачную продукцию - на 24,0 %, алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 25 % включительно (за исключением вин) - на 4,3 %.

Задолженность, приостановленная к взысканию в связи с введением процедур банкротства, на 1 января 2007г. составила 278,7 млрд. рублей, или 36,8 % от общей задолженности и по сравнению с 1 декабря 2006 г. снизилась на 4,0 %.

Задолженность, взыскиваемая судебными приставами, на 1 января 2007г. составила 97,7 млрд. рублей, или 12,9 % от общей задолженности и по сравнению с 1 декабря 2006 г. снизилась на 5,9 %.

Приостановленные к взысканию платежи на 1 января 2007 г. составили 119,8 млрд. рублей, или 15,8 % от общей задолженности и по сравнению с 1 декабря 2006 г. увеличились на 4,2 %.

Отсроченные (рассроченные) платежи в бюджетную систему Российской Федерации на 1 января 2007 г. составили 0,3 млрд. рублей и сократились по сравнению с 1 декабря 2006 г. на 2,0 %, с 1 января 2006 г. - на 7,4 %.

Реструктурированная задолженность на 1 января 2007 г. составила 15,7 млрд. рублей (2,1 % от общей задолженности) и снизилась по сравнению с 1 декабря 2006 г. на 1,4 %, с 1 января 2006 г. - на 26,9 %.

Задолженность по единому социальному налогу на 1 января 2007 г. по сравнению с 1 декабря 2006 г. снизилась на 6,5 %, с 1 января 2006 г. - на 10,0 %.

Задолженность по уплате пеней и налоговых санкций на 1 января 2007 г. составила 48,0 млрд. рублей, что соответствует половине задолженности по единому социальному налогу (52,1 %). По сравнению с началом 2006 г. она уменьшилась на 1,6 %.

Задолженность по взносам на обязательное пенсионное страхование и платежам в государственные внебюджетные фонды на 1 января 2007 г. снизилась по сравнению с 1 декабря 2006 г. на 11,0 %, с 1 января 2006 г. - на 18,4 %.

Задолженность по уплате пеней и налоговых санкций на 1 января 2007 г. составила 198,9 млрд. рублей и превысила задолженность по взносам на обязательное пенсионное страхование и платежам в государственные внебюджетные фонды в 1,8 раза. По сравнению с 1 января 2006 г. она сократилась на 27,6 %.

В целом можно сделать вывод, что ожидать значительного роста налоговых поступлений в ближайшей перспективе не приходится. По всей вероятности, общая тенденция снижения темпов роста налогов сохранится.

Линия на снижение налоговой нагрузки за счет уменьшения налоговых ставок себя исчерпала, поскольку по размеру налоговых ставок основных налогов РФ уже можно отнести к странам с наиболее низким уровнем налогообложения. В тоже время резервом роста бюджетных доходов нам представляется совершенствование законодательства, связанного с налоговым администрированием. Главное внимание должно быть уделено мерам по совершенствованию налогового администрирования, направленным, с одной стороны, на пресечение практики уклонения от налогообложения путем использования имеющихся недоработок в законодательстве о налогах и сборах, и, с другой стороны, на безусловное обеспечение законных прав налогоплательщиков - повышение их защищенности от неправомерных требований налоговых органов, а также создание для налогоплательщиков максимально комфортных условий для уплаты налогов и сборов.

Другим направлением увеличения доходов федерального бюджета (т.е. не за счет увеличения налоговой нагрузки на экономику), по нашему мнению, должно стать расширение налогооблагаемой базы за счет сокращения нелегального теневого оборота и создания благоприятных условий для развития частного бизнеса.

Налоговая система России в настоящее время находится на завершающем этапе своего реформирования. На наш взгляд, в дальнейшем не следует вносить в налоговую систему каких либо серьезных изменений. Должны быть решены лишь отдельные технические вопросы применения конкретных налогов. В частности, связанные с упрощением механизма исчисления и уплаты конкретных налогов, устранением имеющихся неточностей и противоречий, приводящих к неоднозначному толкованию отдельных норм налогового законодательства.

1. Шаталов С.Д. Приоритеты налоговой политики//Финансы. -2006. -№ 7. -С. 3-10.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.