Научная статья на тему 'Особенности расчета поступлений платежей по основным доходным источникам на 2004 г'

Особенности расчета поступлений платежей по основным доходным источникам на 2004 г Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
152
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дайджест-финансы
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности расчета поступлений платежей по основным доходным источникам на 2004 г»

БЮДЖЕТ. ФНШСЫ. ИНВЕСТИЦИИ ; ,: г : ; ; 8 (116) - 2004

ОСОБЕННОСТИ РАСЧЕТА ПОСТУПЛЕНИЙ ПЛАТЕЖЕЙ ПО ОСНОВНЫМ ДОХОДНЫМ ИСТОЧНИКАМ НА 2004 Г.*

Т.В. Грицюк,

кандидат экономических наук,

доцент кафедры «Финансы, денежное оОращение и кредит»

Государственного унинерситета управления

НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ ОРГАНИЗАЦИЙ

Прибыль является основным источником производственных инвестиций. Это обстоятельство активно используется при макроэкономическом регулировании. Налогообложение прибыли является тем регулятором, который позволяет активизировать, или, наоборот, затормозить скорость развития экономики страны. При этом относительно низкие ставки этого налога позволяют активизировать инвестиционный процесс и рост объемов производства, а следовательно, и деловую активность предпринимателей. Соответственно, обратная направленность этого регулятора приводит к противоположному результату.

На первоначальном этапе проведения российских экономических реформ, когда необходимо было прежде всего провести беспрецедентный структурный сдвиг в экономике, чрезмерно высокие ставки налога на прибыль оказали негативное влияние на динамику экономических процессов.

При этом также не была достигнута цель максимальной концентрации финансовых ресурсов с помощью сбора этого налога в государственном секторе.

Динамику изменения доли налога на прибыль предприятий и организаций в доходах бюджетной системы достаточно наглядно иллюстрируют официальные статистические данные, которые свидетельствуют о ее снижении (табл. 3).

В основу расчета налога на прибыль организаций принят прогноз на 2004 г. по объему прибыли, предъявляемой налогоплательщиками в целях налогообложения исходя из отчетных данных Министерства РФ по налогам и сборам (с 2004 г. - Федеральной службы по налогам и сборам) о налогооблагаемой базе за 2002 г., ожидаемой оценки поступления налога в 2003 г. и с учетом динамики прогнозируемых объемов валового внутреннего продукта и других основных макроэкономических параметров развития экономики, оказывающих влияние на формирование финансового результата (табл. 4).

Год Доля налога на прибыль Доля налога на прибыль

в доходах федерального бюджета в доходах консолидированного бюджета РФ

1994 21,4 28,7

1995 26,2 32,5

1996 19,6 37,2

1997 23,6 36,4

1998 13,3 28,5

1999 15,2 26,2

2000 13,6 26,4

2001 16,9 37,1

2002 11,8 32,9

2003 8,6 24,9

2004 8,42 -

Таблица 3

Динамика изменения налога на прибыль предприятий и организаций в доходах бюджетной системы1

* Продолжение. Начало в журнале «Дайджест-Финансы».- 2004. № 7 (115).

1 Данные за 1994-2003гг. приведены в соответствии с ред. Годин A.M. . Максимова H.C., Подпорина И.В. Бюджетная система Российской Федерации — М.: Дашков и Ко, 2003. С. 100.

8111BJ — 2004

В 2004 г. прибыль для целей налогообложения, поданным Минэкономразвития России, составит 2 641,2 млрд руб. и снизится на 0,24% к ВВП к ожидаемой оценке 2003 г. Данное снижение обусловлено влиянием макроэкономических факторов (1,06% к ВВП). С другой стороны, фактором, увеличивающим налогооблагаемую прибыль, является совокупное влияние изменений налогового законодательства (0,82% к ВВП). Как следствие, налог на прибыль, зачисляемый в федеральный бюджет, снизится на 0,01 % к ВВП или на 1,8 млрд руб.

В расчете налога на прибыль указанная сумма прибыли корректируется на объем доходов в виде процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам (40,9 млрд руб.). С учетом корректировки прибыль для целей налогообложения составляет 2 600,3 млрд руб. Кроме того, налогооблагаемая прибыль уменьшается на суммы исключаемые из прибыли, а именно: суммы ранее полученных убытков - в соответствии с законодательством (28,9 млрд руб.), а также доходы в виде дивидендов (188,5 млрд руб.). Общее снижение налогооблагаемой прибыли за счет этих факторов составляет 217,4 млрд руб. Таким образом, прибыль для расчета налога на прибыль организаций составляет 2 382,9 млрд руб.

Ставка налога на прибыль, зачисляемого в федеральный бюджет, законодательно утверждена в размере 5% — против 6% в 2003 г. Сумма налога, исчисленного по ставке 5%, составит 119,1 млрд руб.

Поступление налога на доходы, полученные в виде дивидендов, взимаемого по ставкам 20,15 и 6% в зависимости от категории доходов, прогнозируется на 2004 г. в размере 25,0 млрд руб. исходя из средней ставки в размере 13,238%, ожидаемой по итогам 2003 г., и суммы этого вида доходов (118,5 млрд руб.).

В прогнозе учтены дополнительные поступления налога, исчисленного по состоянию на 1 января 2002 г. и подлежащего уплате налогоплательщиками в соответствии с порядком, установленным ст. 10 Федерального закона от 06.08.2001 № 110-ФЗ (с учетом изменений и дополнений), в 2004 г. в сумме 3,8 млрд руб. Сумма налога на доходы в виде дивидендов и налога по доходам переходного периода составляет 147,9 млрд руб.

Собираемость налога на прибыль организаций в 2004 г. прогнозируется исходя из фактического уровня 2002 г. и составляет 97,7%.

В связи с проведением мероприятий по реструктуризации задолженности в соответствии с отдельными постановлениями Правительства РФ в расчетах поступлений налога предусмотрены дополнительные поступления задолженности прошлых лет в сумме 1,7 млрд руб. Одновременно в расчетах учтены дополнительные поступления по перерасчетам, произведенным по итогам работы за 2003г., недоимке, начисленным платежам по результатам контрольной работы налоговых органов по вопросам соблюдения налогоплательщиками законодательства о налогах и сборах. Сумма налога по указанным основаниям составляет 12,7 млрд руб. Таким образом, общая сумма дополнительных поступлений составляет 14,4 млрд руб. •

В связи с тем, что действующим налоговым законодательством предусмотрено сохранение льгот по налогу на прибыль, срок действия которых не истек по состоянию на 1 января 2002 г., в расчете налога на прибыль предусмотрены потери от предоставления этих льгот в 2004 г., в том числе малым предприятиям и по вновь созданному производству на период окупаемости — в общей сумме 0,6 млрд руб.

Таблица 4

Расчет поступлений в федеральный бюджет налога на прибыль организаций на 2004 г.2

Показатели, используемые при расчете налога на прибыль Сумма, млрд руб.

Прибыль с учетом корректировки для целей налогообложения 2 600,3

Суммы, исключаемые из прибыли в соответствии с законодательством 217,4

Прибыль для расчета налога 2 382,9

Ставка налога, % 5

Ставка налога на прибыль 119,1

Сумма налога по дивидендам и доходам переходного периода 3,8

Сумма налога на прибыль с учетом налога на доходы в виде дивидендов и налога по доходам переходного периода 147,9

Расчетный уровень собираемости, % 97,7

Сумма налога с учетом собираемости 150,1

Дополнительные поступления — всего в том числе: - по годовому перерасчету и задолженности прошлых дет - в связи с проведением мероприятий по реструктуризации задолженности в федеральный бюджет 14,4 1,7 12,7

Уменьшение налога на льготы, срок действия которых не истек на 1 января 2004 г. 0,6

Итого сумма налога ... 158,5

БИЩЕФШАСЫ/ ИНВЕСТИЦИИ ^ : > к^ДОаЭД

Таким образом, объем поступлений налога на прибыль в федеральный бюджет в 2004 г. прогнозируется в сумме 158,5 млрд руб. или на 0,18% к ВВП ниже аналогичного показателя по оценке 2003 г.

НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ

Налог на добавленную стоимость является одним из основных доходных источников как бюджетной системы в целом, так и федерального бюджета. Налог на добавленную стоимость в структуре доходов федерального бюджета занимает более 40%. Максимальная доля этого налога в структуре доходов приходится на 2003 г. — 46,1 %.

Сумма этого налога рассчитывается отдельно по товарам, производимым на территории РФ и по товарам, ввозимым на территорию РФ.

Расчеты налога на добавленную стоимость на 2004 г. произведены в соответствии с гл. 21 ч. II Налогового кодекса РФ (НК РФ).

В расчетах по федеральному бюджету на 2004 г. сумма налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), производимые на территории РФ рпределена исходя из прогнозируемого объема валового внутреннего продукта, его структуры, оценки доли реального облагаемого оборота в валовом внутреннем продукте и средней налоговой ставки. Облагаемый налогом на добавленную стоимость оборот на 2004 г. прогнозируется в сумме 6 149,5 млрд руб., что составляет 40,2% от объема ВВП, то есть на уровне ожидаемой оценки за 2003 г. (табл. 5).

В соответствии с Федеральным законом от 07.07.2003 № 117-ФЗ основная ставка налога на добавленную стоимость в расчетах поступления налога в федеральный бюджет 2004 г. предусмотрена в размере 18%, при сохранении пониженной ставки в

размере 10% наряд продовольственных товаров (за исключением подакцизных), на товары для детей; на периодические печатные издания; на книжную продукцию, связанную с образованием, наукой, культурой; на лекарственные средства и изделия медицинского назначения, а также по отдельным сельскохозяйственным сырьевым ресурсам.

Потери федерального бюджета от введения основной ставки налога в размере 18% составят 76,7 млрд руб. (с учетом собираемости 72,9 млрд руб.). Снижение основной ставки налога на добавленную стоимость (при сохранении пониженной ставки в размере 10%) приведет к снижению средней ставки, которая в 2004 г. прогнозируется на уровне 15,24%, что на 2,32% ниже, складывающейся в 2003 г.

В связи с применением в соответствии с налоговым законодательством льготной ставки налогообложения в размере 10% снижение поступлений налога на добавленную стоимость в 2004 г. составит 62,2 млрд руб.

В прогнозе поступлений налога на добавленную стоимость учтено значительное влияние на объем налогооблагаемой базы налоговых льгот, предоставляемых в соответствии с действующим законодательством. Потери доходов федерального бюджета в связи с предоставлением налоговых льгот в 2004г. оцениваются в сумме 331 млрд руб. (2,2% к ВВП), а с учетом прогнозируемой собираемости этого налога — 314,5 млрд руб.

Расчетный уровень собираемости налога на добавленную стоимость по товарам (работам, услугам), произведенным на территории РФ, на 2004 г. прогнозируется с учетом принятия мер по дальнейшему совершенствованию налогового администрирования на уровне 95%, при ожидаемой оценке 2003 г. — 93,8%.

Таблица 5

Расчет поступлений в федеральный бюджет налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), производимые на территории РФ, на 2004 г.3

Наименование расчетных показателей Сумма, млрд. руб.

ВВП 15 297,3

Облагаемые обороты, всего 6 149,5

Средняя ставка налога, % . 15,24%

Расчетная сумма налога на добавленную стоимость 937,18

Из нее по ставке 10%

По основной ставке 18%

Расчетный уровень собираемости, % 95%

Поступления налога с учетом собираемости 880,3

Возмещение налога, уплаченного поставщикам материальных ресурсов, используемых при производстве экспортной продукции -251,5

Расчетная сумма налога по товарам (работам, услугам), производимым на территории Российской Федерации 632,4

Дополнительные поступления в связи с проведением мероприятий по реструктуризации задолженности в федеральный бюджет 77,1

Общая сумма налога, подлежащая зачислению в федеральный бюджет 709,5

«ИИ«"

Возмещение налога на добавленную стоимость, уплаченного поставщикам материальных ресурсов, использованных при производстве экспортной продукции, снизит поступление налога на добавленную стоимость на 251,5 млрд руб. Кроме того, применение налоговой ставки 0% при реализации драгоценных металлов, при реализации товаров (услуг) для официального пользования иностранными дипломатическими и приравненными к ним представительствами, уменьшит поступление налога на добавленную стоимость на 6,5 млрд руб.

В связи со снижением основной ставки сумма налога на добавленную стоимость, подлежащая возмещению по материальным затратам при производстве экспортной продукции, определена исходя из прогнозируемых объемов экспорта за январь-август 2004 г. по ставке 18% в размере 71,8 млрд дол. и объемов экспорта за сентябрь-декабрь 2003 г. в размере 37,7 млрд дол. по ставке 20%. Исходя из этого, сумма налога на добавленную стоимость, подлежащая возмещению, определена исходя из указанных объемов экспорта в размере 109,5 млрд долл., доли материальных затрат в стоимости экспортируемой продукции в размере 39,5% и среднего (за 2003 г.) и прогнозируемого (на " 2004 г.) курса руб. по отношению к доллару США.

В прогнозе поступлений налога на добавленную стоимость на 2004 г. учтены дополнительные поступления в связи с проведением мероприятий по реструктуризации задолженности по указанному налогу в сумме 10,9 млрд руб., в связи с проведением контрольных мероприятий налоговыми органами в сумме 30,2 млрд руб., а также дополнительные поступления по платежам января 2004 г. по ставке 20% в размере 6 млрд руб.

Кроме того, в прогнозе предусмотрены дополнительные поступления налога на добавленную стоимость, в связи с введением во втором полугодии 2004 г. специальных счетов по налогу на добавленную стоимость (НДС-счет) в размере 30 млрд дол.

Рассчитанная таким образом, сумма налога на добавленную стоимость по товарам (работам, услугам), произведенным на территории РФ, оценивается в сумме 709,5 млрд руб., которая в полном объеме подлежит зачислению в федеральный бюджет.

Налог на добавленную стоимость на товары, ввозимые на территорию РФ в федеральный бюджет с учетом сложившегося уровня собираемости (99,8%) ожидается в размере 278,9 млрд руб.

Сумма налога рассчитана на основании прогнозируемого налогооблагаемого оборота импорта из стран дальнего зарубежья и стран-участников СНГ (без учета Республики Беларусь) в размере 54,5 млрд дол. При выполнении расчетов прогнозируемый объем импорта скорректирован на сумму ввозимых товаров, не подлежащих налогообложению в соответствии с действующим законодательством.

. ,-„;.• V 8 (11В) - 2004.

Расчет прогнозируемого поступления налога выполнен с учетом сложившейся в 2002 г. и I кв.

2003 г. товарной структуры импорта; средневзвешенных ставок таможенных пошлин по группам товаров; ставок акцизов по подакцизной продукции, вводимых в действие с 1 января 2004 г.; ожидаемого курса руб. по отношению к доллару США.

Доля объема импорта товаров, облагаемых по льготной ставке 10% (ряд продовольственных товаров, товаров детского ассортимента, лекарственных средств и изделий медицинского назначения), предусмотренная в расчетах НДС, составляет 20,9% от общего облагаемого оборота. Потери федерального бюджета, связанные с применением пониженной ставки налога в размере 10%, оцениваются в 28,5 млрд руб. Снижение ставки НДС до 18% сократило поступление налога в федеральный бюджет в 2004 г. на сумму 27,0 млрд руб.

АКЦИЗЫ НА ТОВАРЫ НАРОДНОГО ПОТРЕБЛЕНИЯ

Прогноз поступлений акцизов на товары народного потребления на 2004 г. основан на прогнозных макроэкономических показателях, объемах производства подакцизных товаров, ставок акцизов, установленных гл. 22 ч. IIНК РФ, с учетом принятого федерального закона, предусматривающего индексацию специфических процентных ставок акцизов.

Расчет поступлений акцизов по спирту этиловому из пищевого сырья, спирту этиловому из всех видов сырья кроме пищевого в 2004 г. основан на прогнозируемых объемах реализации в РФ в 2004 г. спирта этилового из пищевого сырья в объеме 52,3 млн дал. и спирта этилового из всех видов сырья кроме пищевого в 1,0 млн дал., ставках акциза, установленных гл. 22 ч.И НК РФ, предусматривающего индексацию специфических ставок акцизов.

Облагаемый объем спирта этилового из пищевого сырья уменьшен на принимаемый в расчетах экспорт спирта этилового из пищевого сырья в объеме 0,6 млн дал.

Прогноз поступлений по спиртосодержащей продукции на 2004 г. основан на динамике поступлений акцизов по спиртосодержащей продукции в 2003 г. поданным Министерства по налогам и сборам РФ.

Собираемость акцизов по спирту этиловому из пищевого сырья в 2004 г. предусматривается на уровне ожидаемой оценки поступлений текущего года в размере 91,7%, по спирту этиловому из всех видов сырья, кроме пищевого, и спиртосодержащей продукции — 100%.

Сумма поступлений в федеральный бюджет акциза по спирту этиловому из всех видов сырья, кроме пищевого, и спиртосодержащей продукции в

2004 г. с учетом собираемости составит 4,5 млрд руб.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Прогноз поступлений акцизов на легковые автомобили рассчитан исходя из установленных гл.22 «Акцизы» ч.Н НК РФ ставок акцизов, прогнозируемого количества автомобилей, производимых в РФ. Облагаемый объем производства определен в количестве 140 тыс. шт. (31,4% от общего объема) имеющие мощность двигателя свыше 67,5 кВт (95 л.с.) облагаются по ставке 1 330 руб. за автомобиль, и 96 тыс. шт. - с мощностью двигателя до 112,5 кВт (110 л.с.) включительно — по ставке 1 540 руб. за автомобиль. Собираемость учтена на уровне ожидаемой оценки 2003 г. в размере 100%. Кроме того, предусмотрены дополнительные доходы 0,15 млрд руб. от реструктуризации задолженности. Общая сумма акцизов составит 0,35 млрд руб.

Прогноз поступления акцизов на табачные изделия рассчитан исходя из установленных гл. 22 «Акцизы» ч.Н НК РФ ставок акцизов и прогнозируемого Минэкономразвития России объема реализации табачных изделий, производимых в РФ, в количестве 380,25 млрд шт., в том числе сигарет с фильтром — 286,65 млрд шт. и сигарет без фильтра и папирос — 93,6 млрд шт. Поскольку кроме твердой ставки акциза с единицы изделия установлена также ставка в процентах от цены, отпускные цены по указанным группам табачных изделий определены исходя из отпускных цен на 2003 г., проиндексированных на прогнозируемый уровень инфляции.

Собираемость акцизов по табачным изделиям в 2004 г. предусматривается на уровне оценки 2003 г. в размере 97,2%. Общая сумма акцизов по табачным изделиям прогнозируется на уровне 23,9 млрд руб. и в полном объеме подлежит зачислению в доход федерального бюджета.

Расчет поступлений акцизов на бензин автомобильный, дизельное топливо и масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей произведен на основе предусмотренных в макроэкономических показателях объемов реализации этой продукции на 2004 г., уменьшенных на объемы экспорта, освобожденного от налогообложения в соответствии с налоговым законодательством, и ставок акциза, установленных гл. 22 ч.И НК РФ. В связи с особенностями сроков уплаты акцизов в оптовой и розничной торговле при расчете поступления акцизов на бензин автомобильный, дизельное топливо и масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей сумма акцизов, исчисленная по объемам реализации за 2004 г., уменьшается на сумму разницы между суммой акцизов, исчисленных по объемам реализации за ноябрь-декабрь 2004 г. по налогоплательщикам, осуществляющим оптовую реализацию нефтепродуктов, и за декабрь 2004 г. по налогоплательщикам, осуществляющим реализацию нефтепродуктов, и суммой акцизов исчисленных по тем же налогоплательщикам

и за те же периоды 2003 г. При этом доля оптовой реализации по бензину автомобильному принята на уровне 58%, ano дизельному топливу и маслам для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей на уровне 82% от объемов реализации за 2004 г.

Собираемость указанных акцизов прогнозируется на уровне 96%. С учетом собираемости поступление акцизов на бензин автомобильный составит 77,4 млрд руб., на дизельное топливо 25,2 млрд руб., моторные масла 2,5 млрд руб. В 2004 г. зачисление в федеральный бюджет акцизов на бензин автомобильный, дизельное топливо, масла для дизельных и карбюраторных двигателей предусмотрено в размере 40%, что составит по акцизам на бензин автомобильный 31 млрд руб., на дизельное топливо 10,1 млрд руб., масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей 1 млрд руб.

Сумма акцизов по товарам, ввозимым на территорию РФ, составит 4,2 млрд руб. Расчет сделан на основании прогнозируемых объемов импорта подакцизных товаров народного потребления; сложившейся товарной структуры в 2002 г., коэффициента собираемости акцизов в размере 85%; ожидаемого курса рубля по отношению к доллару США. При расчете были учтены изменения налогового законодательства в части индексации акцизов с 1 января 2004 г.

ЛИЦЕНЗИОННЫЕ И РЕГИСТРАЦИОННЫЕ СБОРЫ

Прогнозируемый объем поступлений в федеральный бюджет лицензионных сборов, в соответствии с расчетами соответствующих федеральных органов исполнительной власти, на которые возложены функции лицензионной деятельности, оцениваются в сумме 1,5 млрд руб.

Основной удельный вес в общем объеме лицензионных сборов составляют доходы от лицензионного сбора за право производства и оборот этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции (39,4%), поступление которых оценивается в сумме 0,6 млрд руб.

НАЛОГ НА ДОБЫЧУ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ

Поступления налога на добычу полезных ископаемых в расчетах доходной базы федерального бюджета предусматриваются в сумме 267,9 млрд руб.

В расчетах прогнозируемых поступлений налога на добычу полезных ископаемых учтены ожидаемый объем добычи полезных ископаемых, прогнозируемый уровень цен на них, прогноз среднего официального курса рубля по отношению к доллару США, ставки налогообложения, предусмотренные в гл. 26 ч.И НК РФ, в статье 1 (п. 36-39) и ст. 4 Федерального закона от

инвестиции ;

07.07.2003 № 117-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу некоторых отдельных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации».

При этом в расчетах учтено, что в соответствии с принятым законодательством базовая ставка налогообложения по нефти на период с 1 января 2004 г. по 31 декабря 2006 г. установлена в размере 347 руб. за 1 т с корректировкой ее на коэффициент, характеризующий динамику мировых цен на нефть. С учетом корректировки налоговой ставки на коэффициент 1,7389 расчетная налоговая ставка по нефти на 2004 г. определена в размере 603,39 руб. за 1 т нефти. В расчете налога на добычу полезных ископаемых на 2004 г. выделен расчет по газовому конденсату из нефтегазоконденсатных месторождений, согласно прогнозным показателям в объеме 5,19 млн т, которому установлена ставка в размере 17,5% к стоимбсти добытого конденсата. С 1 января 2004 г. на газовый конденсат из газоконденсатных месторождений устанавливается ставка в размере 17,5% вместо действующей 16,5%. Объемы поступлений по газу горючему природному определены исходя из установленной с 1 января 2004 г. специфической ставки в размере 107 руб. за 1 000 куб. м газа, расчет которой произведен с учетом суммы потерь федерального бюджета в связи с отменой акциза на газ.

При определении прогнозируемого поступления налога на добычу полезных ископаемых учтен ожидаемый объем добычи нефти, облагаемый налогом, в размере 412,85 млн т, при добыче 418,5 млн т. В соответствии с законодательно установленным порядком в налогооблагаемом объеме не учитывались объемы добычи нефти с месторождений, разрабатываемых на условиях соглашений о разделе продукции (СРП), в количестве 3,2 млн т и нормативные потери в размере 2,45 млн т.

Федеральным законом «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации» от 24 июля 2002 г. № 110-ФЗ (ст. 15) установлено, что по налогу на добычу полезных ископаемых с 1 января 2003 г. налоговым периодом признается календарный месяц. С учетом этого сумма начисленных платежей по расчету прогноза поступления налога на добычу полезных ископаемых увеличена на платежи декабря 2003 г. в сумме 19,8 млрд руб. или 19,5 млрд руб. с учетом собираемости и уменьшена на платежи декабря 2004 г. в сумме 23,0 млрд руб. или 22,6 млрд руб. с учетом собираемости, срок уплаты которых перейдет на следующий год.

^ А; иг:;:

Уровень собираемости в расчетах налога на добычу полезных ископаемых заложен в размере 98,3%, определенном исходя из оценки поступлений налога в 2003 г.

Нормативы распределения поступлений налога на добычу полезных ископаемых по уровням бюджетной системы в проекте федерального бюджета на 2004 г. пересмотрены.

При установлении размеров отчислений по уровням бюджетной системы налога на добычу углеводородного сырья (кроме газа горючего природного) учитывались потери федерального бюджета по нефтедобывающей отрасли в условиях снижения ставки налога на добавленную стоимость, а также итоги расчетов компенсации выпадающих доходов у субъектов, образующихся в результате отмены налога с продаж. В федеральный бюджет налог на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (кроме газа горючего природного из всех видов месторождений углеводородного сырья) по территориям автономных округов, входящих в состав края или области направляется 81,6%, в доход автономного округа — 13,4% и в доход края или области — 5,0%; на остальных территориях 85,6% подлежит зачислению в федеральный бюджет и 14,4% — в бюджеты субъектов РФ, против распределения, действовавшего в

2003 г.: по территориям автономных округов, входящих в состав края или области и в доход федерального бюджета — 74,5%, в доход автономного округа -20,0% и в доход края или области — 5,5%, на остальных территориях 80,0% в федеральный бюджет и 20,0% в бюджеты субъектов РФ.

Налог на добычу газа горючего природного всех видов месторождений углеводородного сырья в полном объеме предусмотрен в качестве источника формирования доходов федерального бюджета. Налог на добычу общераспространенных полезных ископаемых в полной сумме предусмотрен в качестве источника формирования доходов бюджетов субъектов РФ.

Расчеты по проекту федерального бюджета на

2004 г. в части регулярных платежей за добычу полезных ископаемых (роялти) при исполнении соглашений о разделе продукции (в виде углеводородного сырья) осуществлены на основании прогнозов ожидаемых объемов добычи нефти из месторождений, эксплуатируемых на условиях действующих соглашений о разделе продукции, положений самих соглашений о разделе продукции на прогнозируемый период, определяющих виды, размер и ставки платежей, условия раздела продукции между инвестором и государством, предполагаемого раздела государственной доли прибыльной продукции между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов РФ, являющихся сторонами соглашений, а также исходя из уровня цен на реализуе-

даХджестринансы

БПДЖЕТ; 9ИВАНСЫ. ИНВЕСТИЦИИ

мую продукцию по контрактам инвесторов. Всего в федеральный бюджет от реализации соглашений о разделе продукции в 2004 г. прогнозируются поступления в сумме 0,83 млрд руб.

СБОР ЗА ПОЛЬЗОВАНИЕ ОБЪЕКТАМИ ЖИВОТНОГО МИРА И ОБЪЕКТАМИ ВОДНЫХ БИОЛОГИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ

Расчет поступления сборов за пользование объектами животного мира и объектами водных биологических ресурсов на 2004 г. произведен с учетом проекта главы 25.2 «Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов» ч.Н НК РФ. «Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов» заменят действующий в настоящее время налоговый доход «Плата за право пользования объектами животного мира» и неналоговый доход «Плата за пользование водными биологическими ресурсами, включая поступления от реализации квот на вылов (добычу) водных биологических ресурсов».

При расчете сборов за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов учтены квоты на добычу объектов животного мира и водных биологических ресурсов и ставки сбора по каждому объекту животного мира и водных биологических ресурсов предусмотренные в проекте гл. 25.2 ч.Н НК РФ.

Поступления сборов за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов на 2004 г. прогнозируются в сумме 9,56 млрд руб. При этом сбор за пользование объектами животного мира составляет 0,2 млрд руб. и полностью зачисляется в доход субъектов РФ. Сумма сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов (исключая внутренние водные объекты) прогнозируется в сумме 9,1 млрд руб. и зачисляется в доход федерального бюджета по нормативу 70 % в сумме 6,37 млрд руб. Сумма сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов (по внутренним водным объектам) прогнозируется в сумме 0,27 млрд руб. и зачисляется в доход федерального бюджета.

ПЛАТЕЖИ ЗА ПОЛЬЗОВАНИЕ ЛЕСНЫМ ФОНДОМ

Расчет платежей за пользование лесным фондом произведен исходя из объема отпуска древесины на корню и минимальных ставок платы за древесину, утвержденных постановлением Правительства РФ от 19.02.2001 № 27 «О минимальных ставках платы за древесину, отпускаемую на корню» проиндексированных в 1,4 раза к уровню 2001 г. Поступле-

с 8 (1181 - 2004

ния указанного платежа прогнозируются в сумме 4,0 млрд руб. и в полном объеме направляются в доход федерального бюджета.

ЕДИНЫЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ НАЛОГ

Расчет поступлений единого сельскохозяйственного налога произведен с учетом изменений, вносимых в гл. 26.1 ч.П НК РФ «Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (Единый сельскохозяйственный налог)» в связи с принятием соответствующего федерального закона и оценивается в сумме 150,8 млн руб.

В основу расчета поступлений единого сельскохозяйственного налога принята прогнозируемая Министерством сельского хозяйства РФ на 2004 г. сумма прибыли прибыльных организаций в сельском хозяйстве (39,0 млрд руб. или 0,26% к ВВП). Налоговая база по единому сельскохозяйственному налогу прогнозируется с учетом оценки объема прибыли прибыльных организаций, имеющих право перехода на единый сельскохозяйственный налог, а также налогов и отчислений, относимых на себестоимость продукции, и налога на добавленную стоимость, не уплачиваемых при переходе на единый сельскохозяйственный налог.

Прогноз единого сельскохозяйственного налога определен исходя из расчетного объема доходов, уменьшенных на величину расходов, в сумме 29,2 млрд руб. или на уровне 0,19% к ВВП, налоговой ставки в размере 6% и норматива отчислений в федеральный бюджет - 30 %. Собираемость единого сельскохозяйственного налога прогнозируется на уровне ожидаемой оценки 2003 г. или в размере 72,7 %.

НАЛОГИ НА ВНЕШНЮЮ ТОРГОВЛЮ И ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОПЕРАЦИИ

В 2004 г. прогнозируется поступление налоговых доходов от внешнеэкономической деятельности в общей сумме 532,5 млрд руб. (3,48% к ВВП).

Сумма ввозных таможенных пошлин в прогнозируемом периоде составит 5 770,4 млн дол. США или 180,6 млрд руб. Расчет сделан на основании прогнозируемого налогооблагаемого объема импорта из стран дальнего зарубежья в размере 46,8 млрд дол. США. При расчете прогнозируемых поступлений в федеральный бюджет были учтены следующие показатели: сложившаяся за ряд лет структура импорта, курс рубля по отношению к доллару США, средневзвешенная ставка таможенной пошлины.

При этом по товарам, на которые установлены комбинированные ставки, в расчетах взята их специфическая составляющая, позволяющая не допустить потерь, связанных с занижением таможенной стоимости ввозимых товаров.

ДА1ДЖЕСТШШ1СЫ

33

БН1ДЖЕТ: ФИВАВСЫ. ИНВЕСТИЦИИ

Размер средневзвешенной ставки ввозной таможенной пошлины, предусмотренный в расчетах доходов федерального бюджета на 2004 г., с учетом льгот и преференций, составляет 12,33 %.

В расчетах прогноза доходов федерального бюджета на 2004 г. доходы от вывозных таможенных пошлин учтены в сумме 351,9 млрд руб., что на 60,2 млрд руб. Bbiiiie оценки поступлений в 2003 г.

Увеличение поступлений от вывозных таможенных пошлин, несмотря на снижение прогнозных цен на нефть и газ, связано с ростом объема экспорта, курсом доллара США, а также с увеличением ставки на газ природный с 5 до 30%. Размер ставки вывозной таможенной пошлины на газ природный определен из суммы компенсации потерь федерального бюджета в связи с отменой акциза на газ.

Объем поступлений от вывозных таможенных пошлин по нефти, газу и нефтепродуктам определен в соответствии с прогнозными объемами экспорта, а также исходя из:

- стайки на нефть сырую в размере 19,1 дол. США за 1 т, рассчитанной исходя из прогнозных мировых цен на нефть сырую на IV кв. 2003 г. и поквартального прогноза цены на нефть на 2004 г.;

- средневзвешенной цены на экспортируемый газ в размере 103,4 дол. США за тыс. куб. м, рассчитанной исходя из прогнозной цены на газ природный в страны дальнего зарубежья -115,6 дол. США за тыс. куб. м, на Украину -50 дол. США за тыс. куб. м и в Молдавию - 80 дол. США за тыс. куб. м;

- ставки на нефтепродукты в размере 17,1 дол. США за т. Данная ставка рассчитана в соответствии с принятым Государственной Думой Федеральным законом от 29.05.2002 № 57-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» и составляет 90 % от ставки пошлины на нефть сырую.

В расчетах вывозных таможенных пошлин предусматривается поэтапное снижение ставок вывозных таможенных пошлин на все товары, за исключением топливно-энергетической группы, в среднем на 20 %.

ПРОЧИЕ НАЛОГИ И СБОРЫ

В прогнозе прочих налогов и сборов на 2004 г. предусмотрены поступления государственной пошлины в размере 3,2 млрд руб., определенные с учетом положений закона РФ «О государственной пошлине». Предусмотрены поступления сбора за наименование «Россия», «Российская Федерация» и образованных на их основе слов и словосочетаний в сумме 2,2 млрд руб.

34

шшгш

НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА

Объем неналоговых доходов, предусмотренных в проекте доходной части федерального бюджета на 2004 г., оценивается в общей сумме 219,2 млрд руб. или с ростом против ожидаемой оценки за 2003 г. на 66,8 млрд руб. Доля неналоговых доходов в общем объеме доходов федерального бюджета (без учета поступлений единого социального налога) составит 9,5 %. Существенный, по сравнению с ожидаемой оценкой поступлений на 2003 г., объем проектируемых неналоговых доходов на 2004 г. связан с изменением их структуры и зачислением начиная с 2004 г. новых доходных источников, к числу которых относятся: доходы от предоставления услуг на договорной основе подразделениями вневедомственной охраны МВД России и подразделениями Государственной фельдъегерской службы РФ соответственно в суммах 38,58 млрд руб. и 0,28 млрд руб., а также разовые платежи за пользование недрами по результатам проведения аукционов и конкурсов на предоставление права пользования участками недр в размере 24,4 млрд руб.

Доходы от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, или от деятельности государственных и муниципальных организаций, прогнозируются в сумме 165,6 млрд руб., что составляет 75,5% от общей суммы неналоговых доходов федерального бюджета.

Основные поступления указанных доходов формируются за счет дивидендов по акциям, находящимся в собственности РФ (7,5% общей суммы), доходов от сдачи в аренду имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности (5,3%), доходов от оказания услуг или компенсации затрат государства (37,5%), платежей от государственных и муниципальных организаций (11,2%), перечисление прибыли Центрального банка РФ (19,3%).

Поступления в федеральный бюджет доходов в виде дивидендов по акциям, находящимся в федеральной собственности, прогнозируются в сумме 12,5 млрд руб. Указанная сумма определена исходя из планируемой чистой прибыли акционерных обществ по итогам работы за 2003 г., а также с учетом динамики поступления дивидендов по акциям, находящимся в федеральной собственности. Существенная роль в увеличении бюджетных доходов от дивидендов будет отводиться инициативным аудиторским проверкам, а также комплексному анализу финансово-хо-зяйственной деятельности открытых акционерных обществ. Такие проверки позволяют более объективно оценить финансово-экономическую ситуацию в конкретном обществе и сформировать решение о выплате дивидендов в текущем году. Резервом для увеличения размера дивидендов по федеральным

ДАЙДЖЕСТ-ФИНАНСЫ

БЮДЖЕТ. ШИ1АНСЫ. ИНВЕСТИЦИИ

пакетам акций является формирование дивидендной политики РФ, основанной на оценке бизнеса акционерных обществ в целях определения наиболее вероятного размера чистой прибыли, который должен быть обеспечен менеджментом общества.

Поступления в федеральный бюджет в виде доходов от сдачи в аренду имущества, находящегося в федеральной собственности, прогнозируются в сумме 8,7 млрд руб.

В настоящее время около 50% арендной платы, поступающей в федеральный бюджет, обеспечивается поступлениями от сдачи в аренду федерального имущества в г. Москве. В соответствии с распоряжением Минимущества России от 13 мая 2002 г. № 1185-р «Об определении величины годовой арендной платы за пользование федеральным недвижимым имуществом, расположенным в городе Москве», с 1 января 2003 г. при заключении договоров аренды федерального недвижимого имущества, расположенного в г. Москве, арендная плата устанавливается^ соответствии с ее рыночной величиной, указанной оценщиком при определении рыночной стоимости объекта, передаваемого в аренду.

В период 2003-2004 г. работа по определению арендных ставок на рыночной основе будет продолжена, что по оценкам Минимущества России, обеспечит существенное повышение доходов бюджета. Также увеличение поступлений арендных платежей будет обеспечено за счет проведения следующих мероприятий: сдачи в аренду дополнительных площадей, выявленных в ходе инвентаризации объектов федеральной недвижимости; усиления контроля за состоянием и использованием федерального недвижимого имущества, проведения проверок законности размещения и использования федеральной недвижимости, осуществляемых как силами Минимущества России, так и с привлечением других контрольных органов; погашения задолженности по арендным платежам.

Платежи от государственных и муниципальных организаций прогнозируются на 2004 г. в сумме 18,6 млрд руб. В их составе учтены доходы, получаемые от участия государства в СП «Вьетсов-петро» - 14,3 млрд руб. (76,9%), патентные пошлины и регистрационные сборы за официальную регистрацию программ для ЭВМ, баз данных и топологий интегральных микросхем — 0,9 млрд руб. (5,3%), перечисление части прибыли государственных и муниципальных унитарных предприятий, оставшейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей - 3,2 млрд руб. (17,2%).

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 10 апреля 2002 г. № 228 «О мерах по повышению эффективности использования федерального имущества, закрепленного в хозяйственном ведении

Г г 1 8 (1161 - 2004

федеральных государственных унитарных предприятий» в настоящее время утверждены программы деятельности основных федеральных государственных унитарных предприятий, что обеспечит рост доходов федерального бюджета за счет части их чистой прибыли. Данным постановлением регламентированы процедуры взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, а также разработаны алгоритмы расчетов, используемые при определении подлежащей перечислению в федеральный бюджет части прибыли. Реализация положений постановления в полном объеме обеспечит прозрачность распределения прибыли федеральных государственных унитарных предприятий, а также рост отчислений их прибыли в федеральный бюджет. Вместе с этим, рост доходов федерального бюджета за счет части прибыли федеральных государственных унитарных предприятий будет ограничен сокращением количества данных предприятий путем акционирования. С учетом принимаемых мер прогнозируемый объем поступлений в федеральный бюджет в 2004 г. за счет части прибыли федеральных государственных унитарных предприятий составляет 3,2 млрд руб.

Общая сумма доходов от оказания услуг или компенсации затрат государства прогнозируется в размере 62,0 млрд руб. В составе доходов учтены: доходы от предоставления услуг на договорной основе подразделениями Министерства внутренних дел РФ в сумме - 38,6 млрд руб., доходы от предоставления услуг на договорной основе подразделениями Государственной фельдъегерской службы РФ — 0,28 млрд руб., плата за выдаваемые паспорта — 0,45 млрд руб., средства, полученные от аукционной продажи квот на отдельные виды товаров, ввозимых на территорию ОЭЗ в Калининградской области — 0,07 млрд руб., доходы от использования лесного фонда — 0,61 млрд руб., плата за предоставление информации по единому государственному реестру налогоплательщиков - 0,01 млрд руб., пробирная плата (пробирный сбор) - 0,09 млрд руб., плата за услуги (работы), оказываемые Гохраном России — 0,63 млрд руб., плата за заимствование материальных ценностей из государственного материального резерва — 0,47 млрд руб., прочие доходы от операций с государственным материальным резервом 18,5 млрд руб., плата за отдельные виды услуг, оказываемых федеральными органами власти в сумме 0,65 млрд руб.

В составе доходов от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, или от деятельности государственных и муниципальных организаций предусмотрены доходы, получаемые в виде процентов от размещения в банках и кредитных организациях временно свободных средств бюджета и от предоставления бюджетных кредитов (бюджетных ссуд) внутри страны в суммах,

ШжШ-оннАнеЬ!

35

БНДЖЕТ. 91ШСЫ. ИНВЕСТИЦИИ

^ 8 (1161 - 2004

соответственно — 0,43 млрд руб. и 0,12 млрд руб., а также подлежащая внесению в федеральный бюджет прибыль Центрального банка РФ по результатам его деятельности за 2003 г. в сумме 32 млрд руб.

В составе прочих неналоговых доходов предусматриваются доходы от реализации на экспорт высокообогащеннрго урана и природного сырьевого компонента низкообогащенного урана в сумме 4,9 млрд руб.

В составе неналоговых доходов федерального бюджета на 2004 г. учтены поступления платежей при пользовании недрами, не связанными с добычей полезных ископаемых: разовые платежи за пользование недрами при наступлении определенных событий, оговоренных в лицензии, плата за геологическую информацию о недрах, регулярные платежи за пользование недрами, включающие плату за оценку месторождений, поисковые и оценочные работы, за пользование недрами континентального шельфа РФ и другие, в размере 582,9 млн руб., в том числе 193,6 млн руб. платежей при пользовании недрами при выполнении соглашений о разделе продукции, а также разовые платежи за пользование > недрами по результатам проведения аукционов и конкурсов на предоставление права пользования участками недр в размере 24,4 млрд руб.

С 2004 г. разовые платежи за пользование недрами подлежат зачислению в федеральный бюджет в размере 90% и в бюджеты субъектов РФ — 10%, за исключением платежей, поступающих при реализации соглашений о разделе продукции «Сахалин-1» и «Сахалин-2», по которым сохранен порядок распределения, действовавший в 2003 г.

Расчеты к проекту федерального бюджета на 2004 г. в части платежей при пользовании недрами при выполнении соглашений о разделе продукции, включающих в себя возмещение прошлых затрат государства на геологоразведочные работы и платежи за договорную акваторию и право на геологическое изучение недр, осуществлены на основании прогнозов ожидаемых объемов добычи нефти из месторождений, эксплуатируемых на условиях действующих соглашений о разделе продукции, положений самих соглашений о разделе продукции на прогнозируемый

период, определяющих виды, размер и ставки платежей, условия раздела продукции между инвестором и государством, а также исходя из уровня цен на реализуемую продукцию по контрактам инвесторов. В расчеты включены 187,8 млн руб. возмещения прошлых затрат государства на геолого-разведочные работы по соглашению «Сахалин-2» (50% отчислений в федеральный бюджет) и платежи за договорную акваторию и право на геологическое изучение недр в размере 5,8 млн руб. по соглашению «Сахалин-1» (40% отчислений в федеральный бюджет).

В прогнозируемых доходах консолидированного бюджета учтены разовые платежи за пользование недрами по результатам проведения аукционов и конкурсов на предоставление права пользования участками недр в размере 27,2 млрд руб., в том числе в доход федерального бюджета - 24,4 млрд руб. Поступление указанных сумм планируется во втором полугодии 2004 г.

В неналоговых доходах федерального бюджета учтены поступления платы за пользование водными биологическими ресурсами по межправительственным соглашениям в сумме 1,5 млрд руб.

Расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду на 2004 г. учитывает следующее. В соответствии с определением Конституционного Суда РФ от 10.12.2002 № 284-0установлено, что постановление Правительства РФ от 28.08.1992 № 632 «Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного юз-дейсгвия», ранее признанное незаконным решением Верховного Суда РФ от 28.03.2002 № ГКПИ 2002-178, сохраняет силу и предусматривает взимание платы за загрязнение окружающей природной среды как платежей неналогового характера. Постановлением Правительства РФ от 12.06.2003 № 344 «О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления» утверждены нормативы платы. При расчете платы за негативное воздействие на окружающую среду учтено увеличение нор-

Таблица 6

Исполнение объемов поступления доходов федерального бюджета в 2003-2004 гг.4

Период ВВП, млрд руб. Всего доходов В том числе:

млрд руб. в % к ВВП МНС России ГТК России

млрд руб. в % к ВВП млрд руб. в % к ВВП

Январь 2003 г. 887,0 180,2 20,3 117,8 13,3 47,1 5,3

Январь 2003 г. без учета ЕСН 887,0 159,6 18,0 97,2 11,0 47,1 5,3

Январь 2004 г. 1043,0 217,7 20,9 149,5 14,3 60,0 5,8

Январь 2004 г. без учета ЕСН 1043,0 193,9 18,6 125,7 . 12,1 60,0 5,8

4 Рабочие материалы Главного управления федерального казначейства Минфина России.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

'' II Г' - "

ДАЙДЖЕСТМШСЫ

БИАЖЕТ. фШ1СЫ. ИНВЕСТИЦИИ

мативов платы, утвержденных указанным постановлением Правительства РФ, в меру инфляции в 1,1 раза.

Прогнозируемое поступление платы за негативное воздействие на окружающую среду на 2004 г. составит в консолидированный бюджет в сумме 10,7 млрд руб., в том числе в федеральный бюджет 2,1 млрд руб.

Расчет поступления доходов от использования лесного фонда произведен исходя из объема отпуска древесины на корню и разницы между устанавливаемыми субъектами РФ в соответствии со статьей 104 Лесного кодекса РФ и минимальными размерами ставок за древесину, отпускаемую на корню, доходов от прочих видов лесопользования и суммы платы за перевод лесных земель в нелесные земли и изъятие земель лесного фонда. Поступление доходов от использования лесного фонда прогнозируется в сумме 5,1 млрд руб. При этом платежи за счет отчислений от лесных податей и арендной платы сверх минимальных ставок за древесину, отпускаемую на корню, и доходы от прочих видов лесопользования составят 4,5 млрд руб.* и полностью поступят в бюджеты субъектов РФ. Плата за перевод лесных земель в нелесные земли и изъятие земель лесного фонда по прогнозу составит 0,6 млрд руб. и будет полностью направлена в федеральный бюджет.

Прогноз поступлений таможенных сборов и прочих таможенных платежей в 2004 г. произведен с учетом введения с 1 января 2004 г. Таможенного кодекса РФ. Оценка суммы поступлений таможенных сборов и прочих таможенных платежей произведена исходя из складывающейся динамики и структуры их поступлений по ожидаемой оценке в предшествующие годы, а также с учетом прогнозируемых объемов экспорт-но-импортных операций в 2004 г. В неналоговых доходах от внешнеэкономической деятельности поступления таможенных сборов и прочих платежей учтены в сумме 37,1 млрд руб. На снижение суммы прогнозируемых поступлений таможенных сборов и прочих таможенных платежей повлияло увеличение ставок таможенных пошлин на автомобили, ввозимые физическими лицами, что повлекло за собой сокращение ввоза подержанных автомобилей, а, следовательно, уменьшение поступлений таможенных сборов с физических лиц. В составе таможенных сборов и платежей наибольшую долю занимают таможенные сборы с физических лиц -22,7 млрд руб. (61,2%), таможенные сборы за таможенное оформление, хранение и сопровождение товаров — 11,7 млрд руб. (31,5%), штрафы за нарушение таможенного законодательства, пени и другие аналогичные платежи — 2,5 млрд руб. (6,7%).

В составе неналоговых доходов от внешнеэкономической деятельности предусматриваются поступления процентных платежей за предоставленные РФ государственные кредиты правительствам иностранных государств - 6,3 млрд руб., поступ-

ление средств от предприятий и организаций в оплату процентов и гарантий по кредитам, полученным РФ от правительств иностранных государств, банков и фирм и международных финансовых организаций в сумме 1,78 млрд руб.

Итоги исполнения федерального бюджета в 2004 г. представлены в табл.6.

О КОМПЕНСАЦИИ ВЫПАДАЮЩИХ ДОХОДОВ БЮДЖЕТОВ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СВЯЗИ С ПРИНЯТИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО РЕШЕНИЯ ПО ОТМЕНЕ НАЛОГА С ПРОДАЖ

В рамках проводимой работы по снижению налогового бремени с 1 января 2004 г. и в связи со вступлением в силу ч. II ст. 4 Федерального закона от 27 ноября 2001 г. № 148-ФЗ отменяется налоге продаж.

По прогнозной оценке 2003 г. доходы от поступления налога с продаж в бюджеты субъектов РФ составят сумму 56,8 млрд руб.

В 2004 г. поступления налога с продаж в условиях законодательства 2003 г. составили бы 61,9 млрд руб.

Компенсация выпадающих доходов бюджетов субъектов РФ осуществляется путем изменения налогового и бюджетного законодательства, а именно:

- принятия новой редакции ст. 48 Бюджетного кодекса РФ, предусматривающей передачу из федерального бюджета в бюджеты субъектов РФ 30 % доходов, поступающих от уплаты единого налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, и единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности —17,1 млрд руб.;

- увеличения ставки по налогу на прибыль организаций, зачисляемому в бюджеты субъектов РФ, - с 16 до 17 % с одновременным снижением на 1 % ставки по налогу на прибыль организаций, зачисляемому в федеральный бюджет — 23,3 млрд руб.;

- передачи в бюджеты субъектов РФ федеральной доли акцизов на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 9 % — 29,0 млрд руб.

Таким образом, в целом компенсация выпадающих доходов бюджетов субъектов РФ, рассчитанная исходя из параметров, предусмотренных прогнозом социально-экономического развития РФ, составляет 69,4 млрд руб.

В результате указанной компенсации выпадающих доходов бюджетам субъектов РФ, субъекты, не вводившие налог с продаж, получили дополнительный доход в сумме 11,1 млрд руб. В этой связи в целях компенсации потерь доходов федерального бюджета проведена централизация в федеральный бюджет 4,5 % норматива НДПИ на добычу нефти.

(Продолжение следует)

ДЩЖЕСТвКШШ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.