Научная статья на тему 'Развитие функционального назначения акцизов в системе формирования косвенных налогов России'

Развитие функционального назначения акцизов в системе формирования косвенных налогов России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
609
137
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие функционального назначения акцизов в системе формирования косвенных налогов России»

РАЗВИТИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ АКЦИЗОВ В СИСТЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ КОСВЕННЫХ НАЛОГОВ РОССИИ

В российской налоговой реформе приоритет отдается косвенным налогам, то есть налогам на потребителя, что в определенной мере противоречит не только экономическим основам рыночной системы, но и принципам налогообложения.

Акцизам - разновидности косвенных налоговых платежей - законодатель также уделяет в последнее время пристальное внимание. Перспективность существования акцизов демонстрирует многовековая история развития косвенного обложения. Кроме того, для государства привлекательна возможность увеличения бюджетных поступлений за счет повышения собираемости налогов с высокорентабельных производств.

Акцизы и таможенные пошлины в России используются как источник налоговыхдоходов. Они не обеспечивают реализацию основной своей цели - нейтрализации отрицательных последствий в процессе потребления акцизныхтоваров, а также слабо влияют на повышение конкурентоспособности отечественного производства. В связи с изменением роли косвенных налогов, с получением ими федерального статуса в соответствии с Налоговым кодексом, необходимо снижение уровня их централизации, что обеспечит сокращение степени их администрирования и будет способствовать росту экономических интересов регионов муниципальных образований в формировании доходной части собственных бюджетов [5].

Структура доходов консолидированного бюджета Российской Федерации характеризуется высокой долей косвенных налогов - за 20032010 гг. она не опускалась ниже 34%, а доля акцизов в общей сумме налоговыхдоходов была выше 11% .

Стабильность доходов обуславливается высокой собираемостью акцизов, а также введением их на товары, широко используемые либо во внешнеторговом, либо в потребительском обороте внутри страны. Собираемость - как отношение суммы фактически поступивших в консолидированный бюджет акцизов к сумме начисленных - за 20032010 гг. не опускается ниже 74%.

По данным Министерства по налогам и сборам России, около четверти всех поступлений акцизов в консолидированный бюджет РФ составляют акцизы на алкогольную продукцию. Основная их часть приходится на группу "спирт питьевой, водка и ликероводочные изделия", доля которых вместе со спиртом этиловым из пищевого сырья в общих налоговых поступлениях в консолидированный бюджет за 2003-2010 гг. составляла не менее 1,8%.

По оперативным данным Федеральной налоговой службы, в консолидированный бюджет Российской Федерации в 2009 г. поступило налогов, сборов и иных обязательных платежей, администрируемых ФНС России, (без учета единого социального налога) на сумму 6 288,3 млрд рублей, что на 20,9% меньше, чем за 2008 г. Из них 327,4 млрд рублей приходится на акцизы по подакциозным товарам, производимым на территории Российской Федерации, что составило 9,96% от общего объема собранных налогов, сборов и иных обязательных платежей. В декабре 2009 г. поступления в консолидированный бюджет составили 635,9 млрд руб. и увеличились по сравнению с предыдущим месяцем на 33,4% [6].

Основную часть налогов, сборов и иных обязательных платежей консолидированного бюджета в 2009 г. обеспечили поступления налога на доходы физических лиц -26,5%, налога на прибыль организаций -20,1%, налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации -18,7%, налога на добычу полезных ископаемых -16,8%.

УДК 336.226.4

91

БОРОВКО

Людмила Викторовна, аспирант ГОУ ВПО "Невинномысский государственный гуманитарнотехнический институт", Невинномысск

о

*

с;

о

с

1^/1

о

о

с;

а

В 2009 г. в консолидированный бюджет Российской Федерации поступило акцизов по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации, на сумму 327,4 млрд руб., что на 4,0% больше по сравнению с 2008 г. Основную часть поступлений (85,4%) обеспечили акцизы на автомобильный бензин, алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 25% (за исключением вин), табачную продукцию, дизельное топливо. При этом доля поступлений по акцизам на табачную продукцию и автомобильный бензин увеличилась по сравнению с 2008 г., соответственно, на 3,6 и 0,5 п. п., на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 25% (за исключением вин) и акцизам на дизельное топливо - снизилась, соответственно, на 2,8 и 0,6 п. п. В 2009 г. поступило акцизов по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации, на сумму 29,9 млрд руб., что на 8,0% больше по сравнению с 2008 г. [6].

Ставропольский край является одним из экономически перспективных регионов Российской Федерации. За десять последних лет 52% показателей динамики экономического роста Ставропольского края были выше, чем -в среднем по России. Однако, по

что на 2 б78 4б4,б тыс. руб. или на 11,3% выше уточненного планового показателя на 2009 г.

Планируемые объемы налоговыхдоходов по их видам и динамика планируемого (фактического) поступления указанных доходов в 2008-2010 гг. приведены в таблице 2.

Объем доходов бюджета Ставропольского края на 2009 г. в номинальном выражении был сокращен по сравнению с изначально запланированным на 8,4%, а расходы бюджета Ставропольского края выросли на 3,5%, или с 53 149,2 млн руб. до 55 01б,8 млн руб. [5].

Основными направлениями бюджетной и налоговой политики Ставропольского края на 2010 г. определено, что прогнозируемый объем поступления доходов в консолидированный бюджет Ставропольского края должен основываться на консервативном варианте прогноза социально-экономического развития, что позволит минимизировать риски при его исполнении.

Вместе с тем планируемый объем налоговых доходов сформирован без учета консервативного развития экономики Ставропольского края в 2010 г.

Таблица 2 - Налоговые поступления бюджета Ставропольского края, 2008-2010 гг.

92 результатам экспертизы проектов бюджета Ставропольского края Счетная палата неоднократно отмечала завышение номинального объема валового регионального продукта, инвестиций, прибыли при-быльныхорганизаций, фонда заработной платы на фоне заниженной инфляции [4].

Превышение реальныхтемпов инфляции над прогнозируемыми за ряд последних лет привело не только к увеличению инфляционных доходов бюджета Ставропольского края за 2006-2008 гг. в среднем на 14%, но и к значительному сокращению бюджетных расходов в реальном измерении. Результаты анализа представлены в следующей таблице 1.

Таблица 1 - Анализ бюджета Ставропольского края, 2006-2009 гг.

Наименование Отчет об исполнении бюджета за 2008 г., тыс. руб. Утвержденные плановые назначения на 2009 г., тыс. руб. Фактическое поступление доходов, тыс. руб.

Налоговые доходы, всего 2Э 4бб 743,5 23 741 950,5 1бб74 098,7

Налог на прибыль организаций 10 282 403,1 7 239 бб8,б 5 533 482,б

НДФЛ 7 Эбб 4бб,9 8 999 2б4,1 б 084 783,9

Акцизы 1 7б4 927,2 2 930 512,0 2 015 582,5

Единый налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения 595 953,9 575 0б0,0 387 Эб5,4

Единый сельскохозяйственный налог 42 511,2 22 143,0 24 117,9

Налог на имущество организаций 2 955 770,8 3 б0б 353,9 2 3б4 01 б,9

Транспортный налог 2Э1 232,1 207 500,0 173 417,4

Налог на игорный бизнес 1 783,2 930,0 б88,7

Налог на добычу полезных ископаемых 225 2б4,2 150 0б0,0 97 932,0

Сбор за пользование объектами животного мира 11,7 8,4

Государственная пошлина 589,2 459,0 б59,5

Задолженность и пересчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам -170,1 10 000,0 -7 95б,5

Бюджет Ставропольского края 2006 2007 2008 2009

Доходы, млн руб. Утверждено 23 858,1 32 447,2 40 3б4,1 53 149,2

Исполнено 27 511,7 35 838,4 47 054,9 48 б7б,б

Отклонение 3 б53,б 3 391,2 б б90,8 -4 472,б

Отклонение, % 15,3 10,5 1б,б -8,4

Расходы, млн руб. Утверждено 25 917,5 34 297,2 41 327,8 53 149,2

Исполнено 2б 817,5 35 844,3 45 777,7 55 01 б,8

Отклонение, 900,0 1 547,1 4 449,9 18б7,б

Отклонение, % 3,5 4,5 10,8 3,5

Дефицит (-) Профицит (+) Утверждено -2 059,4 -1 850,0 -9бЭ,7 0,0

Исполнено б94,2 -5,9 1277,2 -б 340,2

Отклонение 2 753,б 1 844,1 2240,9 -бЭ40,2

Законопроектом налоговые доходы были утверждены в сумме 26 420 415,0 тыс. руб.,

Поступление акцизов по подакцизным товарам (продукции) планировалось в сумме 5 116 627,0тыс. рублей, что на 2186 115,0 тыс. руб., или на 74,6%, превышает плановые показатели 2009 г. Указанную сумму дохода составляют акцизы на алкогольную продукцию, производимую организациями на территории Ставропольского края, в сумме 1 397 231,0 тыс. руб. (27,3% от общей суммы акцизов).

Запланированные на 2010 г. в размере 1 397 231,0 тыс. руб. поступления акцизов на алкогольную продукцию, производимую организациями на территории Ставропольского края, превышают уточненный плановый показатель 2009 г. в три раза, или на 927 166,0 тыс. руб., (2009 г. - 470 065 тыс. руб.).

Расчет прогноза поступления акцизов на алкогольную продукцию, производимую организациями натерритории Ставропольского края, осуществлялся министерством финансов Ставропольского края на основании прогнозируемых объемов реализации, с учетом применения налоговых ставок акцизов, а также нормативов отчислений акцизов в бюджеты субъектов Российской Федерации, установленных БК РФ [3].

Значительный рост плановых назначений по акцизам на производимую натерритории края алкогольную продукцию в сравнении с 2009 г. связан с увеличением с 01.01.2010 налоговых ставок в среднем на 10%, а также с увеличением с 20% до 40% норматива отчислений акцизов на алкогольную продукцию (с объемной долей этилового спирта свыше 9% (за исключением вин) в бюджеты субъектов Российской Федерации.

Вместестем, поданным Министерствасель-ского хозяйства Ставропольского края, объемы производства (реализации) алкогольной продукции в 2010 г., в сравнении с уточненными показателями объема реализации 2009 г., планируются организациями Ставропольского края со снижением по спирту этиловому - на 52,6%, по вину - на 38,1%, по пиву - на 23,7% и с увеличением по водке - на 1% и коньяку - на 27,1%.

По оценке Счетной палаты, в связи с использованием при прогнозе поступлений по акцизам не утвержденных в установленном порядке налоговых ставок, расчетная сумма акциза на 2010 год завышена на 255 072,5 тыс. руб. (в расчетах министерства финансов Ставропольского края применялись ставки по вину и шампанскому с увеличением в 1,2 раза, по пиву -в 2,7 раза).

Проведенный анализ динамики фактического поступления в краевой бюджет акцизов на алкогольную продукцию, производимую организациями натерритории Ставропольского края, свидетельствует о довольно низком уровне исполнения запланированных показателей.

На снижение объемов поступления в бюджет Ставропольского края акцизов на алкогольную продукцию, производимую организациями на территории Ставропольского края, влияет применение налоговых вычетов по возмещению сумм, уплаченных при приобретении спирта в качестве сырья, предприятиями, производящими товары бытовой химии в аэрозольной упаковке.

На основании вышеизложенного, а также учитывая информацию УФНС по СК, прогнозируемый объем акцизов на алкогольную продукцию, производимую организациями на территории Ставропольского края в 2010 г. составит порядка 400 000,0 тыс. руб.

Рост указанного вида доходов связан с увеличением по Ставропольскому краю нормативов распределения доходов от акцизов на ал-

когольную продукцию (с объемной долей этилового спирта свыше 9% (за исключением вин), производимую на территории Российской Федерации, с 0,5142 до 1,8922 и от акцизов на бензин, дизельное топливо, моторные масла с 1,4683 до 1,7650.

Фактические поступления акцизов в доход краевого бюджета за 2010 г. сложились в сумме 3436 978,18тыс. руб., что составляет65,36% к годовым плановым назначениям. По сравнению с аналогичным периодом 2009 г. объем поступивших акцизов увеличился на 1 421 395,65 тыс. руб. или на 70,52% [5].

По доходам от уплаты акцизов на алкогольную продукцию ставропольских производителей годовые плановые назначения 2010 г. составляют 1 584 705,00тыс. руб., фактически за ^

2010 г. поступило 780 970,19 тыс. руб., что составляет 49,28% годовых плановых назначений.

В разрезе подакцизной продукции выполнение годовых плановых назначений 2010 г. составляет на: вина - 27,53%, алкогольную продук- —

цию крепостью свыше 25% - 40,41%, пиво -99,58%, спирт-76,82%. Поступление акцизов —С на алкогольную продукцию ставропольских I —4 ' производителей за 2010 г. по сравнению с аналогичным периодом 2009 г. увеличилось на 439 963,29 тыс. рублей или в 2,3 раза.

Данный рост обусловлен увеличением с 93

1 января 2010 г. налоговых ставок в среднем на 10%, норматива отчислений акцизов на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 9% с 20% до 40%, ростом объемов производства отдельных видов алкогольной продукции.

Согласно данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Ставропольскому краю за 2010 г. объем производства в натуральном выражении составил: водки-6,97%, вин специальных-18,75%, коньяка - 42,95%, напитков коньячных -57,49%, ликероводочных изделий -64,54% от объема производства 2009 г.

Недоимка по акцизам на алкогольную продукцию и нефтепродукты за 2010 г. сократилась по сравнению с 2009 г. на 37 876,00 тыс. руб. и составляет 9 874,00 тыс. руб. При этом недоимка по акцизам на пиво и алкогольную продукцию с объемной долей спирта этилового свыше 25% снизилась на 46 516,00 тыс. руб., а недоимка по акцизам на спирт, автомобильный бензин, дизтопливо и масла увеличилась на 8 640,00 тыс. руб. [3].

Примечание:

1 . Закон Ставропольского края 87-кз от 09.12.2009 г. // Сайт Министерства финансов Ставропольского края [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.mfsk.ru/budget/

2акоп.

2. Отчет об исполнении бюджета Ставропольского края за 2009 год // Сайт Министерства финансов Ставропольского края [Электронный

ресурс]. - Режим доступа: http://www.mfsk.ru/ budget/sk.

3. Отчет об исполнении бюджета Ставропольского края за 2010 год // Сайт Министерства финансов Ставропольского края [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.mfsk.ru/ budget/otchet/ips.

4. Перечень основных изменений налогового за-

конодательства с 201 1 года//Сайт Консультант Плюс: [Электронный ресурс]. - Режим

доступа :http://www.consultant.ru/online/base/ ?req=doc;base=LAW.

5. Программа социально-экономического развития Ставропольского края на 2010-2015 годы / / Сайт Министерства экономического развития Ставропольского края [Электронный ресурс]. -

Режим доступа: http://www.stavinvest.ru/ ?____=

89&я=4.

6. Стратегия социально-экономического развития Ставропольского края на период до 2020 г. // Сайт Министерства экономического развития Ставропольского края [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.stavinvest.ru.

а

у

о

с

УДК 336.226.4

© И. В. Синицына © Л. В. Боровко

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

СИНИЦЫНА

Ирина

Викторовна,

кандидат

экономических наук, доцент

sinic-irina@yandex. ги

БОРОВКО

Людмила Викторовна, аспирант ГОУ ВПО "Невинномысский государственный гуманитарнотехнический институт", Невинномысск

КОСВЕННЫЕ НАЛОГИ И АКЦИЗЫ: ЭВОЛЮЦИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ

Налоговая система как важнейшая часть финансовой и экономической системы государства представляет собой совокупность налогов, принципов, форм и методов их установления, изменения и отмены, уплаты и применения мер по их уплате, осуществления налогового контроля, а также привлечения к ответственности и мер ответственности за нарушение налогового законодательства. Обозначенные структурные элементы налоговой системы можно рассматривать обособленно и во взаимосвязи друг с другом, что позволяет более полно и глубоко раскрыть их содержание и роль в социально-экономическом развитии страны.

Прямые налоги взимаются в процессе накопления материальных благ, косвенные - связаны с экономическим потенциалом налогоплательщика лишь косвенно, они взимаются через цену товара и вытекают из хозяйственных актов и оборотов, финансовых операций, связаны с процессом использования прибыли или расходами налогоплательщика.

Косвенные налоги по объектам взимания делятся на:

1) акцизы - акцизы и НДС как универсальный акциз;

2) фискальная монополия - это монопольное право государства на производство и реализацию определенных товаров (в настоящее время практически не используется);

3) таможенная пошлина.

Одним из неотъемлемых элементов налоговых систем стран мира является индивидуальный акциз, обладающий высоким фискальным и регулирующим потенциалом. Основными отличиями акцизов от прочих налогов на потребление являются их специфическая сфера применения - потребление конкретного товара (услуги) или группы товаров (услуг). Акциз включается в цену товара и изымается в бюджет у производителя продукции.

Акцизами называются косвенные налоги, уплачиваемые в бюджет, как правило, непосредственным производителем подакцизных товаров при их реализации и таможенным перевозчиком в момент пересечения таможенной границы при ввозе товаров на таможенную территорию государства.

Природа акциза как косвенного налога заключается в том, что он учитывается в отпускной цене товаров (тарифе на услуги), реализуемых предприятиями-производителями, и оплачивается покупателем. Изначально акцизное обложение было призвано сдерживать потребление "социально вредных товаров". В Российской Федерации акцизы введены, как правило, на товары с высокой рентабельностью, они устанавливаются с целью изъятия в доход бюджета полученной сверхприбыли от производства высокорентабельной продукции и создания примерно одинаковых экономических условий хозяйственной деятельности для всех предприятий [2].

В соответствии со статьей 181 НК РФ к подакцизным (облагаемым акцизом) относятся следующие виды товаров:

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.