Научная статья на тему 'Анализ прогнозирования налогов, формирующих доходы федерального бюджета'

Анализ прогнозирования налогов, формирующих доходы федерального бюджета Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1529
190
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
Ключевые слова
НАЛОГ / ПРОГНОЗ / БЮДЖЕТ / МЕТОД / ФАКТОР

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Хузина Г.Г.

В статье рассматривается необходимость налогового прогнозирования при планировании доходов федерального бюджета. Определяются методы налогового прогнозирования. Проводится анализ достигнутых результатов. Представлены основные показатели, необходимые для налогового прогнозирования, и факторы, влияющие на изменение доходов федерального бюджета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ прогнозирования налогов, формирующих доходы федерального бюджета»

Налогообложение

УДК 336.717

АНАЛИЗ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ НАЛОГОВ, ФОРМИРУЮЩИХ ДОХОДЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА

Г. Г. ХУЗИНА, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической теории E-mail: guzel. xuzina@yandex.ru Чистопольский филиал Института экономики, управления и права (г. Казань)

В статье рассматривается необходимость налогового прогнозирования при планировании доходов федерального бюджета. Определяются методы налогового прогнозирования. Проводится анализ достигнутых результатов. Представлены основные показатели, необходимые для налогового прогнозирования, и факторы, влияющие на изменение доходов федерального бюджета.

Ключевые слова: налог, прогноз, бюджет, метод, фактор.

Отличительной чертой системы налогообложения периода рыночной трансформации экономических отношений в Российской Федерации является ее тесная взаимосвязь с экономикой, ее структурой, пропорциями, целевой ориентацией. Соответствие налоговой системы государства принятым в обществе социально-экономическим приоритетам крайне важно при формировании благоприятной среды для развития страны. Одним из путей развития налоговой системы в этом направлении является совершенствование налогового прогнозирования.

Налоговое прогнозирование влияет на динамику и эффективность развития отраслевой и территориальной структуры экономики, на совершенствование налоговой политики в субъектах, на обеспечение рационального использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, на уровень доходов и степень социальной защищенности населения, на развитие новых экономических связей.

Прогнозирование налоговых поступлений требует детального учета и анализа результатов и перспектив социально-экономического развития страны и отдельных ее регионов.

Основными проблемами в этой области являются несоответствие применяемых методик по налоговому прогнозированию современным требованиям развития национальной экономики, отсутствие единой методики расчета прогноза налоговых поступлений в субъектах Федерации. Во многих субъектах построение прогнозов налоговых поступлений основывается на показателях «от достигнутого».

Анализ достигнутых результатов позволяет выявить существующие недостатки и избежать их в дальнейшем. Что касается налогового планирования, то здесь целесообразно провести анализ собираемости налогов за последние три года.

Структура доходов, формирующих федеральный бюджет, представлена в табл. 1.

Можно наблюдать (см. табл. 1), что налоговые доходы в доходах федерального бюджета занимают значительную долю: в 2010 г. - 38,6 %, в 2011 г. -32,9 %, в 2012 г. - 37 %.

Значительный удельный вес в структуре налоговых доходов федерального бюджета занимает налог на добавленную стоимость (НДС). Однако и здесь наблюдаются значительные колебания поступления данного налога. В 2010 г. удельный вес НДС в структуре налоговых доходов федерального бюджета составил 16 %. В 2011 г. доля НДС снизи-

Таблица 1

Структура доходов федерального бюджета Российской Федерации за 2010-2012 гг.

2010 г. 2011 г. 2012 г.

Показатель Сумма, Удельный Сумма, Удельный Сумма, Удельный

млрд руб. вес, % млрд руб. вес, % млрд руб. вес, %

Налоговые доходы, всего 3 199,8 38,6 4 480,8 32,9 5166,2 37,0

В том числе:

- налоги на прибыль организаций 254,8 3,1 342,6 2,5 375,8 2,7

- НДС 1 326,7 16,0 1 753,2 12,9 1 886,1 13,5

- акцизы 113,8 1,4 231,8 1,7 341,9 2,5

- НДПИ 1 408,3 17,0 2 007,6 14,7 2 420,5 17,3

- прочие налоги и сборы 96,2 1,1 145,6 1,1 141,9 1,0

- неналоговые доходы 5 096,4 61,4 9 128,2 66,9 8 757,8 62,6

- безвозмездные поступления 0,2 - 27,3 0,2 62,1 0,4

Всего доходов 8 296,4 100,0 13 636,3 100 13 986,1 100

Источник: [1; 2; 3].

лась на 3,1 % по сравнению с 2010 г. и составила 12,9 %. В 2012 г. доля НДС увеличилась до 13,5 % против 12,9 % в 2011 г. Увеличение НДС связано с индексацией ставок акцизов на табачную продукцию и нефтепродукты.

Наибольший удельный вес в налоговых доходах федерального бюджета занимает налог на добычу полезных ископаемых, хотя и здесь наблюдается нестабильность поступления данного налога. В 2010 г. его доля составила 17 %. В 2011 г. доля НДПИ снизилась на 2,3 % по сравнению с 2010 г. и составила 14,7 % (из-за снижения объема добычи нефти в результате последствий мирового финансового кризиса). В 2012 г. доля НДПИ вновь увеличилась по сравнению с 2011 г. на 2,6 % и составила 17,3 %. Это произошло из-за индексации ставок НДПИ на газ горючий природный.

Налог на прибыль организаций в 2011 г. снизился на 0,6 % и составил 2,5 %, в 2012 г. он увеличился на 0,2 % и составил 2,7 %. Изменение поступлений налога на прибыль организации произошло в связи с изменением законодательства по вывозной тамо-

женной пошлине, НДПИ, водному налогу, плате за пользование водными объектами.

Прогноз доходов федерального бюджета на 2013-2015 гг. был произведен на основе сценарных условий функционирования экономики Российской Федерации и основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2013 г. и плановый период 20142015 гг., одобренных Правительством Российской Федерации.

Основные показатели, использованные для прогноза доходов федерального бюджета на 2013-2015 годы, представлены в табл. 2.

Прогноз доходов сформирован с учетом принятых в конце 2011 г. и начале 2012 г. (а также предлагаемых к принятию) изменений в налоговое, бюджетное и таможенное законодательство и нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, касающиеся внешнеэкономической деятельности и вступившие в действие в течение 2012 г. и с 01.01.2013. Показатели изменения доходной базы федерального бюджета представлены в табл. 3.

Таблица 2

Основные показатели, использованные для прогноза налоговых доходов федерального бюджета на 2013-2015 гг. [1]

2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г.

По закону Прирост Прирост Прирост Прирост

Показатель Отчет с учетом изменений к предыдущему году Прогноз к предыдущему году Прогноз к предыдущему году Прогноз к предыдущему году

Объем ВВП, млрд руб. 54 586 60 590 111,0 65 809 108,6 73 391 111,5 81 486 111,0

Курс доллара США 29,4 29,2 99,3 29,7 101,7 30,5 102,7 31,5 103,3

(среднегодовой), руб.

за долл. США

Цена на нефть марки 109,3 115,0 105,2 97,0 84,3 101,0 104,1 104,0 103,0

«Юралс», долл./барр.

Цена на газ, долл./тыс. м3 338,8 382,6 112,9 352,9 92,2 341,7 96,8 358,0 104,8

Окончание табл. 2

Показатель 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г.

Отчет По закону с учетом изменений Прирост к предыдущему году Прогноз Прирост к предыдущему году Прогноз Прирост к предыдущему году Прогноз Прирост к предыдущему году

Цена на газ, долл./тыс. м3 382,2 439,1 114,9 394,9 89,9 373,7 94,6 389,6 104,3

Объем импорта, всего, млрд долл. 305,6 351,0 114,9 388,1 110,6 425,9 109,7 466,1 109,4

Налогооблагаемый объем импорта, млрд долл. 287,6 333,5 115,9 368,8 110,6 409,6 111,1 438,9 107,2

Объемы экспорта, всего, млрд долл. 516,5 552,4 107,0 520,3 94,2 545,0 104,7 575,3 105,6

Объемы экспорта нефти, млн т 244,4 237,1 97,0 237,6 100,2 239,6 100,8 241,6 100,8

Объемы экспорта газа, млрд м3 189,5 211,8 111,8 233,1 110,1 240,7 103,3 252,8 105

Объемы экспорта нефтепродуктов, млн т 132,1 135,7 102,7 134,0 98,7 129,8 96,9 124,2 95,7

Налогооблагаемые объемы экспорта нефти, млн т 203,9 194,4 95,3 194,1 99,8 197,1 101,5 197,4 100,2

Налогооблагаемые объемы экспорта газа, млрд м3 107,7 128,6 119,4 149,4 116,2 157,0 105,1 168,5 107,3

Налогооблагаемые объемы экспорта нефтепродуктов, млн т 125,7 130,4 103,7 128,7 98,7 124,5 96,7 118,9 95,5

Налогооблагаемые объемы добычи нефти, млн т 445,7 452,0 101,4 446,9 98,9 455,9 102,0 455,2 99,8

Налогооблагаемые объемы добычи газа, млрд м3 589,0 614,6 104,3 642,1 104,5 658,1 102,5 672,1 102,1

Налогооблагаемые объемы добычи газового конденсата, млн т 20,5 20,5 100,0 20,5 100,0 20,5 100,0 20,5 100,0

Источник: [1].

Таблица 3

Изменение доходной базы федерального бюджета в связи с дополнительными предложениями по изменению законодательства и другими мерами, направленными на увеличение доходов, млрд руб.

№ п\п Показатель 2013 г. 2014 г. 2015 г.

1 Изменение налогового законодательства, всего (% к ВВП) 10 188,2 (0,02) 54 028,3 (0,07) 182 927,9 (0,22)

1.1 Налог на прибыль организаций -3 698,5 -4 109,1 -4 774,7

В том числе установление нулевой ставки налога на прибыль организаций для сельскохозяйственных товаропроизводителей -3 698,5 -4 109,1 -4 774,7

1.2 Акцизы (индексация специфических ставок акцизов) 248,5 252,5 92 630,8

1.2.1 Акцизы по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории РФ В том числе: 248,5 252,5 82 194,2

- по спирту этиловому из всех видов сырья 92,2 - -

- по табачной продукции 58 353,0 - -

- по автомобилям легковым и мотоциклам 896,2 - -

- по нефтепродуктам 248,5 252,5 7 338,9

- по алкогольной продукции с объемной долей этилового спирта свыше 9 % - - 15 513,9

1.2.2 Акцизы по подакцизным товарам (продукции), ввозимым на территорию РФ - - 10 436,6

Окончание табл. 3

№ п\п Показатель 2013 г. 2014 г. 2015 г.

1.3 Налог на добычу полезных ископаемых 13 638,2 57 884,9 95 071,8

В том числе индексация ставок налога на газ горючий природный* 13 638,2 57 884,9 95 071,8

2 Изменение законодательства РФ и нормативных правовых актов Правительства РФ, всего (% к ВВП) -248 298,1 (-0,37) -331 806,4 (-0,45) -451 626,2 (-0,54)

2.1 Снижение средневзвешенных ставок ввозных таможенных пошлин в связи с вступлением РФ в ВТО** -193 175,7 -259 016,6 -356 666,7

2.2 Установление пониженной ставки вывозной таможенной пошлины на нефть сырую, добытую при реализации проектов по добыче сверхвязкой нефти -44 645,5 -46 980,9 -49 983,7

2.3 Установление льготной ставки вывозной таможенной пошлины на нефть сырую для Приразломного месторождения -6 866,4 -13 309,1 -23 259,7

2.4 Снижение средних ставок вывозных таможенных пошлин на прочие экспортные товары в связи с вступлением РФ в ВТО -26 442,2 -37 672,1 -49 483,5

2.5 Снижение фиксированной ставки таможенных сборов за таможенные операции при вывозе товаров, необлагаемых вывозными таможенными пошлинами, при декларировании товаров с подачей временной таможенной декларации и при подаче декларации на товары в электронном виде -17 508,3 -19 201,7 -21 044,0

2.6 Введение утилизационного сбора 40 340,0 44 374,0 48 811,4

Доходная база при изменении законодательства, всего (% к ВВП) -238 109,9 (-0,36) -277 778,1 (-0,38) -268 698,3 (-0,32)

ВВП 66 515 000 73 993 000 82 937 000

Источник: [1].

* Установление ставок за 1 тыс. м3 для налогоплательщиков, являющихся собственниками объектов единой системы газоснабжения: с 01.07.2013 - 622 руб.; с 01.01.2014 - 700 руб.; с 01.01.2015 - 788 руб. Установление ставок за 1 тыс. м3 для независимых производителей: с 01.01.2013 - 402 руб.; с 01.01.2014 - 471 руб.; с 01.01.2015 - 552 руб. ** В 2013 г. снижение составило с 9,33 до 7,20 %, в 2014 г. - с 9,15 до 6,57 %, в 2015 г. - с 9,15 до 5,94 %.

Указанные изменения в совокупности приведут к снижению по сравнению с действующими условиями прогнозного объема доходов федерального бюджета в 2013 г. на 190,3 млрд руб. (0,3 % к ВВП), в 2014 г. - на 186,4 млрд руб. (0,3 % к ВВП), в 2015 г. -на 100,0 млрд руб. (0,1 % к ВВП). При этом в результате изменения налогового законодательства поступления от отдельных видов налогов и сборов федерального бюджета увеличатся в 2013 г. на 28,6 млрд руб., в 2014 г. - на 113,9 млрд руб., в 2015 г. -на 324,1 млрд руб. Основная часть прогнозируемых доходов (более 90 %) будет обеспечена поступлениями по налогу на добавленную стоимость (33-35 %), таможенным пошлинам (32-33 %), налогу на добычу полезных ископаемых (18 %) и акцизам (5-6 %).

Прогноз доходов федерального бюджета на 2014-2015 гг. по основным источникам представлен в табл. 4.

Можно наблюдать (см. табл. 4), что бюджетные проектировки предполагают заметное увеличение объема поступлений косвенных налогов (НДС,

акцизы). Столь значительное увеличение доли акцизов связано прежде всего с индексацией ставок отдельных видов акцизов в рассматриваемый период. Рост поступлений НДС связан с заложенным в прогнозе ростом доли начисленного налога в ВВП и ростом его собираемости. В связи с вступлением РФ в ВТО прогнозируется снижение цены на нефть марки «Юралс» и, соответственно, уменьшение объемов вывозных таможенных пошлин на нефть и нефтепродукты, установление льготных ставок вывозных таможенных пошлин для месторождений сверхвязкой нефти и на нефть Приразломного мес-

Таблица 4

Прогноз налоговых доходов федерального

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

бюджета на 2014-2015 гг., млрд руб.

Показатель 2014 г. 2015 г.

Налог на прибыль организаций 438,2 487,4

НДС 4 696,6 5 280,9

Акцизы 768,6 867,8

НДПИ 2 449,3 2 735,3

Таможенные пошлины 4 316,7 4 857,9

Источник: [1].

торождения, снижение средних ставок вывозных таможенных пошлин на прочие экспортные товары. Бюджетными проектировками предусмотрено некоторое увеличение объема налога на прибыль с 375,8 до 487,4 млрд руб. [2].

В целях совершенствования налогообложения с 01.01.2013 метан угольных пластов признан видом добываемого полезного ископаемого и включен в перечень полезных ископаемых, не являющихся объектом налогообложения НДПИ.

Также продолжена работа по установлению дополнительной фискальной нагрузки на газовую отрасль за счет ежегодного увеличения (в зависимости от темпов роста внутренних цен на газ), начиная с 2013 г., и дифференциации (в зависимости от наличия возможности экспортировать газ) ставки НДПИ, взимаемого при добыче газа горючего природного.

Эта задача была реализована за счет ежегодного повышения установленной ставки НДПИ на добытый газ горючий природный на период до 2015 г.

В 2013 и 2014 гг. ставки акциза, за исключением акциза на нефтепродукты, будут сохранены.

В настоящее время ставки акциза на нефтепродукты дифференцированы по принципу снижения ставок акциза по мере повышения класса автомобильного бензина и дизельного топлива. При этом в 2010 г. предусматривалось повышение ставок акциза на все классы автомобильного бензина и дизельного топлива за счет поэтапного ежегодного увеличения таких ставок с 2013 по 2015 г. в целях формирования доходов Федерального дорожного фонда и дорожных фондов субъектов РФ.

В части акцизного налогообложения табачной продукции Минфин России в рамках совместного проекта с ВОЗ приступил к оценке возможностей и экономических последствий более активного гармонизированного повышения минимальных ставок акциза на сигареты и папиросы в странах Таможенного союза и на Украине. В настоящее время специально созданной экспертной группой осуществляются предварительные оценки возможности принятия решения о гармонизированном повышении ставок акциза в этих странах.

При установлении ставок акцизов на алкогольную, спиртосодержащую продукцию и пиво на 2016 г. в целях формирования доходной базы бюджетов разных уровней, а также с учетом необходимости корректировки структуры потребления алкогольной продукции предлагается проиндекси-

ровать ставки акцизов на алкогольную продукцию, произведенную с использованием этилового спирта (на 10 % к уровню 2015 г.). На остальные виды алкогольной продукции предполагается осуществить индексацию в размере прогнозируемого уровня инфляции (при расчете приведенных далее ставок принимался прогнозируемый уровень инфляции на 2016 г. в размере 5,4 % к 2015 г.). Ставки на 2014 и 2015 гг. предполагается оставить без изменений.

В целях совершенствования налогообложения прибыли организаций уточнен порядок налогового учета расходов на проведение работ по мобилизационной подготовке. С 2013 г. в состав внереализационных расходов, не связанных с производством и реализацией, включаются расходы на проведение работ по мобилизационной подготовке, в том числе затраты на содержание мощностей и объектов, необходимых для выполнения мобилизационного плана, за исключением расходов на приобретение, создание, реконструкцию, модернизацию, техническое перевооружение амортизируемого имущества, относящегося к мобилизационным мощностям.

Имущество, относящееся к мобилизационным мощностям, подлежит амортизации в порядке, установленном гл. 25 «Налог на прибыль организаций» Налогового кодекса.

Таким образом, расходы, связанные с приобретением, созданием, реконструкцией, модернизацией, техническим перевооружением амортизируемого имущества, относящегося к мобилизационным мощностям, будут учитываться при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций через механизм начисления амортизации. Другие расходы (некапитального характера), включая затраты на содержание мощностей и объектов, необходимых для выполнения мобилизационного плана, подлежат учету единовременно в составе внереализационных расходов [3].

Таким образом, проведенная оценка эффективности прогнозирования налогов, формирующих доходы федерального бюджета, показала, что расчет прогнозных показателей производится на основе прогноза социально-экономического развития России и направлений изменений налоговой политики на среднесрочную перспективу. В целях повышения прозрачности прогнозных расчетов было бы целесообразно в дальнейшем в расчетах использовать показатель, сопоставимый с данными статистической налоговой отчетности.

Список литературы 3. Официальный сайт Федеральной налоговой

1. Официальный сайт Министерства финансов службы. URL: http://www.nalog.ru. Российской Федерации. URL: http://www.minfin.ru.

2. Официальный сайт Федерального казначейства. URL: http://www.roskazna.ru.

TAXATION

ANALYSIS OF FORECASTING OF THE TAXES FORMING THE INCOME

OF THE FEDERAL BUDGET

Guzel' G. KHUZINA

Abstract

The article considers the need of tax forecasting in planning the income of the federal budget. The author defines the methods of tax forecasting. The paper highlights the analysis of the reached results. The author presents the main indicators necessary for tax forecasting, and the factors influencing change of the income of the federal budget.

Keywords: tax, forecast, budget, method, factor References

1. Official site of the Ministry of Finance of the Russian Federation. Available at: http://www.minfin. ru. (In Russ.)

2. Official site of Federal Treasury. Available at: http://www.roskazna.ru. (In Russ.)

3. Official site of Federal Tax Service. Available at: http://www.nalog.ru. (In Russ.)

Guzel' G. KHUZINA

Candidate of Economics Sciences, Associate Professor, Department of Economic Theory, Chistopolsky Branch of Institute of Economy, Management and Law, Kazan, Russian Federation guzel.xuzina@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.