Научная статья на тему 'Региональные аспекты формирования образовательной системы современной России'

Региональные аспекты формирования образовательной системы современной России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
401
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ / РЕГИОНЫ / ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / EDUCATION SYSTEM / REGIONS / TERRITORIAL ORGANIZATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бельчук Е. В., Гагарина Г. Ю.

Рассмотрены вопросы территориальной организации образовательной системы страны, выявлены факторы, определяющие ее размещение, обозначены региональные проблемы в развитии образовательных услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REGIONAL DIMENSIONS OF THE FORMATION OF THE EDUCATIONAL SYSTEM OF THE MODERN RUSSIA

The problems of territorial organization of education system in Russia are considered in the article. The authors examine factors that define its distribution and indicate regional development problems.

Текст научной работы на тему «Региональные аспекты формирования образовательной системы современной России»

уДк 37 Е.В. Бельчук,

Г.Ю. Гагарина

РЕГИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Рассмотрены вопросы территориальной организации образовательной системы страны, выявлены факторы, определяющие ее размещение, обозначены региональные проблемы в развитии образовательных услуг Ключевые слова: образовательные системы, регионы, территориальная организация.

E.V. Belchuk, G.Yu. Gagarina

REGIONAL ASPECTS OF EDUCATION SYSTEM FORMATION IN MODERN RUSSIA

The problems of territorial organization of education system in Russia are considered in the article. The authors examine factors that define its distribution and indicate regional development problems.

The key words: education system, regions, territorial organization.

Важнейшей отраслью социальной сферы России, формирующей национальную конкурентоспособность, является образование, которое принимает непосредственное участие в создании и воспроизводстве человеческого капитала, способствует приобщению граждан к накопленной культуре, развитию кадрового потенциала экономики и подготовке специалистов. Реализация этих функций российской системы образования обусловлена рядом преимуществ, сформированных еще в советский период, среди которых выделяются:

- фундаментальность знаний, дающих учащимся представление о целостной картине мира;

- единство образования и воспитания, облегчающее установление коммуникаций в процессе трудовой деятельности;

- значительная нематериальная мотивированность преподавателей, обеспечивающая относительную устойчивость национальной образовательной системы в условиях дефицита ресурсов;

- престижность образования, высокий уровень которого является подтверждением социального статуса человека.

В настоящее время рост численности высококвалифицированных специалистов становится одной из главных форм накопления, а люди и их разум - самым ценным стратегическим и преобразующим ресурсом, позволяющим развивать инновационно-ориентированную экономику России, повышать ее конкурентоспособность в системе международного разделения труда, усиливать влияние России на мировые события, участвовать в распространении национальных гуманитарных ценностей. Естественно, что образованный человек в процессе своей работы гораздо быстрее возвращает обществу вложенные в него средства: работник с начальным образованием возмещает все затраты на его обучение за 16,7 года, со средним образованием -за 3,6 года, а с высшим - не более чем за 2 года [6, 10]. Поэтому система высшего образования превратилась в структуру, воздействующую на производительные силы общества и его главную составляющую - человека, осуществляющую формирование способностей к труду, спо-

собствующую эффективной занятости молодых специалистов, и в конечном счете с ее помощью происходят развитие и совершенствование человеческого капитала нации.

Нормальное функционирование системы образования в России тесно связано с финансированием отрасли. В структуре совокупных расходов «расширенных правительств» в России на долю этой отрасли социальной сферы к началу XXI в. приходилось около 8%, а в расходах ВВП - порядка 2%, что отразилось и на степени участия образования в создании ВВП: при среднемировом значении в 5,7% в странах с рыночной экономикой это составляло 6,1%, в развивающихся странах -4%, в России - лишь 2,7% [4].

Сокращение в 1990-х гг объемов бюджетного финансирования в 3 раза ухудшило возможности воспроизводства кадровой и материально-технической базы образования, превратило его в зону социального неблагополучия, что до сих пор отрицательно сказывается на качестве учебного процесса: выпускники общеобразовательных учреждений России начала XXI в. во многом уступают по своим знаниям выпускникам 1970 -1980-х гг, особенно по естественнонаучным и гуманитарным дисциплинам; учебно-лабораторная база вузов хуже, чем в зарубежных университетах, оплата труда профессорско-преподавательского состава ниже, чем у работников материального производства, и составляет лишь 2/3 от оплаты труда в экономике в целом [3; 7].

Поэтому в современных условиях вопросы формирования и развития системы образования в России приобретают особую актуальность, так как социальноэкономический прогресс общества предъявляет повышенные требования к уровню профессиональной компетентности, мобильности и мастерства специалистов. Образование оказывает сильное социальное воздействие, формируя человеческий капитал, в связи с этим вопросы развития и территориальной организации образовательной системы в России имеют особое значение для достижения высоких результатов экономической деятельности.

Формирование пространственного потенциала образовательной системы в России определяется целым рядом факторов, среди которых, на наш взгляд, можно выделить демографические, социально-экономические, материально-технические, исторические, оказывающие прямое или косвенное воздействие на развитие и размещение данной отрасли в стране [1].

Демографические факторы служат основой определения нормативной базы наличия отдельных компонентов образовательной системы различных регионов России. Демографическая ситуация, складывающаяся на определенной территории, - наличное население, уровень его естественного прироста, половозрастная структура, формы расселения - предопределяет характер развития образовательной системы.

Период рыночного реформирования экономики сопровождался значительными изменениями численности населения и его размещения. Депопуляция населения привела к уменьшению численности жителей на 5,5 млн человек. На начало 2008 г сокращение числа жителей отмечено в 68 регионах против 7 в 1990 г Особенно это характерно для северных и восточных районов страны, потерявших за этот период почти 4 млн человек. Незначительное увеличение численности населения почти во всех регионах Южного федерального округа, кроме Нижнего Поволжья и Ростовской области, республиках Башкортостан и Татарстан, Тюменской области и ее национальных образованиях, Белгородской и Калининградской областях, а также крупнейшем городе Европы - Москве - не меняют ситуацию.

Низкий уровень естественного прироста приводит к изменениям в возрастной структуре населения, оказывающей непосредственное воздействие на территориальную организацию образовательной системы. За период рыночной трансформации экономики численность детей в возрасте до 16 лет уменьшилась на 13,1 млн человек, или на 38,6%, из них детей в возрасте до 9 лет - на

9,7 млн, от 10 до 19 лет - на 2,5 млн че-ловек.

Концентрация образовательных учреждений в городской местности обуславливает их неодинаковое функционирование в разных типах сообществ - малых городах, престижных или неблагополучных городских кварталах, сельской местности, что ведет к усилению территориальной дифференциации качества среднего образования. Средний уровень грамотности школьников, оцененный по международной шкале, в сельской местности на 12 - 16% ниже, чем в крупных городах, и является проблемой неравенства доступа к высшему образованию.

Социально-экономические факторы отражают уровень развития производительных сил определенной территории, который характеризуется объемами созданного ВРП, стоимостью произведенной промышленной и сельскохозяйственной продукции, работой транспортной системы, инвестициями в ведущие отрасли экономики, уровнем жизни населения, степенью его занятости, демографической нагрузкой на работающее население, наличием безработицы и др. Совокупность этих параметров определяет бюджетные возможности территории и общий объем денежных потоков, в том числе и на нужды образования.

Последнее десятилетие характеризуется увеличением территориальных диспропорций по экономи-

ческим показателям. При этом усиливаются различия на микроуровне - между регионами (субъектами) страны, а между федеральными округами или экономическими районами - на макроуровне - изменения примерно одинаковые, что обусловлено таксономической структурой этих пространственных образований, объединяющих «сильные» и «слабые» регионы.

В то же время происходит сокращение различий по социальным показателям, связанное с перераспределением средств между благополучными и неблагополучными регионами в пользу последних, а также с директивным повышением доходов работников бюджетной сферы и военнослужащих.

Материально-технические факторы, определяющие размещение и возможности дальнейшего развития социальной сферы, отличаются количественной и качественной неоднородностью. Резкое уменьшение инвестиций в сферу образования за годы реформ привело к износу основных фондов, который уже превышает 48%, а зачастую и к разрушению, особенно в малых городских поселениях и сельской местности.

В 1990-е гг. сократилось строительство детских дошкольных учреждений, общеобразовательных школ, средних специальных учебных заведений и училищ профессионального образования. Некоторое оживление в создании объектов образовательной системы началось после 2000 г., однако объемы строительства недостаточны для обновления их сети и ее совершенствования.

Из-за недостатка школьных учреждений четверть школ в стране практикует обучение в 2 - 3 смены. До сих пор каждый седьмой школьник занимается во вторую смену. Наиболее сложная ситуация сохраняется в районах Крайнего Севера (Ханты-Мансийский - Югра, Ямало-Ненецкий автономные округа, Якутия), на юге Западной Сибири (Республика Алтай, Кемеровская область), в некоторых республиках Северного Кавказа (Чеченская, Ингушская, Дагестан).

Исторические факторы обусловлены особенностями развития и спецификой размещения отдельных отраслей образовательной системы. Длительный процесс формирования и развития образовательных учреждений оказывает огромное воздействие в первую очередь на качественные характеристики предоставляемых населению образовательных услуг.

Система образовательных учреждений, взявшая за образец учебные заведения Западной Европы, была создана в России еще в начале XIX в. Смена сословноклассовой направленности образования на общедоступное и всесословное сопровождалась увеличением числа начальных, средних общеобразовательных заведений, открытием новых высших учебных заведений, особенно технических, сельскохозяйственных и педагогических.

В советский период была создана стройная система отечественного образования, решившая задачу организации начального всеобщего обучения. Однако единообразие и централизация, введение в годы ВОВ раздельного обучения, жесткая регламентация школьной жизни ухудшили ситуацию, но в начале 1980-х гг. ей был возвращен традиционный статус.

Весь этот период сопровождался количественными и качественными сдвигами в системе образования -

разнообразнее стали виды учебных заведений, учебные программы, расширился перечень образовательных услуг, предоставляемых населению. Среди главных характеристик системы образования, созданной в советское время, можно выделить: право на бесплатное общее и начальное профессиональное образование для всего населения; право на получение на конкурентной основе бесплатного среднего и высшего профессионального образования; финансирование образования из государственного бюджета и частично за счет средств государственных предприятий; предоставление образовательных услуг государственными образовательными учреждениями, централизованную систему административного управления [9].

Современная Россия унаследовала систему образования, созданную в предыдущие десятилетия. Она включает почти 120 тыс. учреждений, где обучаются, проходят переподготовку и повышают квалификацию около 33 млн человек и трудятся более 6 млн человек. При этом образовательные учреждения России представлены системой нескольких уровней, каждый из которых выполняет свойственные только ему функции и отличается спецификой территориальной организации.

Особое место занимает дошкольное образование. Благоприятная демографическая ситуация и активное вовлечение женщин в общественное производство в предыдущие десятилетия способствовали его развитию (число дошкольных учреждений за этот период выросло почти в 1,4 раза, численность их воспитанников - в

1,7 раза). Резкое падение рождаемости в 1990-х гг. привело к сокращению числа посещающих дошкольные учреждения и закрытию почти половины прежней сети. Данный процесс затронул все регионы России, кроме Санкт-Петербурга, Кабардино-Балкарской и Чувашской республик, Орловской, Мурманской, Новгородской и Челябинской областей. В северных районах страны, где продолжается интенсивное освоение экспортных природных ресурсов и максимально используются трудовые ресурсы, уровень развития этого сегмента образовательной системы на 30 - 40% выше, чем в среднем по России.

Система общего среднего образования насчитывает более 61 тыс. дневных общеобразовательных учреждений, из которых 99% являются государственными и муниципальными, где обучаются почти 15 млн человек. Наряду с функционированием государственной типовой школы продолжается дифференциация общеобразовательных учреждений (гимназий, лицеев, школ с углубленным изучением дисциплин), что обеспечивает право выбора форм и направленности образования.

Сеть негосударственных общеобразовательных учреждений отличается высокой территориальной концентрацией в регионах Центрального федерального округа, главным образом в Москве и Московской области (почти 1/3), а также в крупных городах России.

Повсеместность размещения общеобразовательной сети не снимает региональных различий. В пореформенной России с 1990 г. число учащихся средних школ по России сократилось на четверть, особенно в северных районах с массовым миграционным оттоком населения: в Северо-Западном, Дальневосточном фе-

деральных округах численность школьников сократилась на 33%, в Сибирском - примерно на 30%, в Центральном и Приволжском округах - на 25%. Наименее значительны потери в Южном федеральном округе, где численность учащихся сократилась на 13%. Вместе с тем распределение потенциала общей образовательной системы в России не всегда совпадает со сложившимся расселением. В высокоурбанизированных регионах Северо-Западного, Центрального, Уральского федеральных округов доля числа школьников выше доли числа школ, а в сельскохозяйственных районах (южные районы страны) и на территориях нового хозяйственного освоения, отличающихся дисперсным размещением, доля школ превышает удельный вес обучающихся в них учеников.

Структура профессионального образования включает три основные формы - начальное, среднее и высшее - и за последние 15 лет практически не изменилась. До сих пор количественно преобладают начальные профессиональные учреждения, а по уровню подготовки в общем количестве выпускников стало преобладать высшее образование. Происходящий переход к «массовому» высшему, но довольно среднему по качеству образованию ведет к утрате его элитарного характера.

Расширение системы начального профессионального образования в 1970 - 1980-х гг. XX в. было обусловлено государственной политикой, главную задачу которой составляло экстенсивное увеличение рабочего класса, поэтому половину из получавших профессиональное образование составляли люди, закончившие начальные профессиональные заведения. К настоящему времени их доля сократилась в 2 раза и составляет лишь четверть от общего количества выпускников. Учитывая, что сложившаяся структура выпуска профессиональных учреждений не соответствует структуре занятости населения, в перспективе наиболее актуальным станет обеспечение производства квалифицированными рабочими. Значительные изменения в экономике и формирование новой социально-экономической среды обусловливает необходимость подготовки специалистов по новым, ранее не известным профессиям. Основными центрами подготовки квалифицированных рабочих остаются высокоиндустриальные территории Центрального, Приволжского и Сибирского федеральных округов.

Среднее специальное образование ориентируется на потребности предприятий, здесь расположенных. Многие наиболее динамично развивающиеся сферы экономики (топливно-энергетический комплекс, черная и цветная металлургия, нефтедобывающая и нефтеперерабатывающая промышленность) уже имеют свои стандарты подготовки специалистов и оказывают воздействие на формирование государственного заказа на услуги учреждений среднего профессионального образования по стране в целом и ее отдельным регионам. Поэтому за последние годы увеличилась доля студентов государственных и муниципальных средних учебных заведений, обучающихся по специализации производства и строительства, экономики и права и сократилась доля целевой подготовки специалистов сельского хозяйства, здравоохранения и образования. Первенство в подготовке специалистов среднего звена принадле-

жит Центральному, Приволжскому и Сибирскому федеральными округами.

Высшее образование в России имеет богатый опыт в подготовке специалистов, проведении научных исследований и обеспечении научного потенциала страны. В настоящее время в системе высшего образования работает 660 государственных вузов и свыше 400 негосударственных образовательных учреждений, имеющих лицензии установленного образца на право проведения образовательной деятельности в этой сфере. При этом государственные вузы сориентированы на подготовку специалистов технического и естественнонаучного профиля, а негосударственные - финансово-экономического и юридического, что отражает реакцию системы высшего профессионального образования на требования рыночной экономики.

Двукратное увеличение числа вузов и коммерциализация сферы образования привела к росту частных институтов и усилению конкуренции на рынке образовательных услуг. Доля негосударственных вузов составляет почти 2/5 в общем числе вузов, где обучается 1/6 численности студентов. При этом с начала XXI в. спрос на получение высшего образования практически полностью удовлетворяется, так как российские вузы стали способны принимать практически всех выпускников школ, а высокий конкурс обусловлен привлекательностью услуг, предоставляемых конкретным вузом, а не нехваткой образовательных ресурсов.

Численность студентов вузов на 10 тыс. населения за последние 15 лет выросла в 2,6 раза, и когда-то намеченный по более позднюю перспективу уровень охвата высшим образованием 170 человек на 10 000 населения безо всяких усилий со стороны правительства давно превышен и составляет порядка 420 человек. Поэтому высшая школа все больше становится массовой. По охвату высшим образованием представителей возрастной группы от 17 до 24 лет страна оказывается в ряду развитых стран. Однако качество образования снизилось за счет изменения целей образовательного процесса, которые стали более размытыми [2, 5].

Среди вузов приоритет имеют технические, затем следуют те, где изучают естественные и гуманитарные науки, педагогические и аграрные дисциплины, медицину. Профиль вузов учитывает направленность хозяйственной деятельности регионов, в связи с чем в северных регионах нет сельскохозяйственных вузов, а на юге страны их доля выше, чем по России в целом; на Дальнем Востоке увеличен выпуск инженеров и технологов рыбной промышленности, а в Приволжье -энергетиков.

За последнее десятилетие наиболее высокие темпы роста сети образовательных учреждений высшего уровня демонстрирует Московский мегаполис и «северная столица» России. Незначительные изменения произошли в других регионах страны, они обусловлены коммерциализацией образования. Так, в 50 субъектах Российской Федерации отмечено увеличение числа негосударственных вузов, в 26 регионах их количество осталось неизменным, а в 6 - сократилось. Не так резко менялась сеть государственных вузов: в 38 регионах их количество увеличилось, в 34 - осталось прежним и в 9 - сократилось. При этом сокращение числа образовательных учреждений обеих формах образования произошло лишь в Новгородской области и Приморском

крае; в 14 регионах, расположенных на периферии Центрального ФО, в национальных образованиях Южного и Сибирского ФО, Магаданской области и Еврейской АО санация не затронула ни государственные, ни негосударственные вузы. В северных регионах страны произошло сокращение числа государственных (Республика Карелия, Камчатский край, Сахалинская область) и негосударственных вузов (Республика Саха (Якутия), Сахалинская область), а одновременное увеличение числа государственных и коммерческих образовательных учреждений отмечено на территории 30 субъектов РФ и, прежде всего, в наиболее развитых регионах Центральной России, Северного Кавказа, Поволжья, Урала и Сибири, что осложняет ситуацию с предоставлением населению, проживающему в других регионах, высококвалифицированных образовательных услуг. Остальные регионы характеризуются разнонаправленными тенденциями в развитии сети высших учебных заведений [8].

Данные процессы сказываются на пространственной организации системы высшей школы России, отличающейся крайней неравномерностью. Почти 2/3 вузов находятся в Центральном, Приволжском и СевероЗападном федеральных округах, из них около половины расположены в Москве и Санкт-Петербурге, а это почти 2/5 российских вузов. Еще более высокой территориальной концентрацией отличается негосударственный сектор высшей школы: примерно 70% всех образовательных коммерческих учреждений действует на территории тех же федеральных округов, главным образом Центрального.

Таким образом, можно сделать вывод, что потенциал и территориальная организация образовательной системы России, формирующейся под прямым или косвенным воздействием объективных и субъективных факторов размещения, оказывают решающее воздействие на развитие человеческого капитала и способствуют укреплению экономической безопасности страны.

1. Бельчук Е.В., Гагарина Г.Ю. Образовательная система современной России и ее региональные особенности // Вестник Московского государственного открытого университета. 2008. № 2.

2. Гребнев Л. Экономика высшего образования России: эволюция правовых норм и нормативов // Вопросы экономика. 2005. № 11.

3. Егоршин À. Возможные сценарии (о развитии высшего образования в России) // Высшее образование в России. 2006. № 5.

4. Кадомцева С. Социальная политика и население // Экономист. 2006. № 7.

5. Колесов В. Двухступенчатое высшее образование: 15 аргументов «за» // Высшее образование в России. 2006. № 3.

6. Лазарев Г.И. Управление современным университетом. М., 2005.

7. Образование в РФ: 2007: статистический ежегодник. М., 2007.

8. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2007: стат. сб. М., 2007.

9. Шишкин С.В. Экономика социальной сферы. М., 2003.

10. Шубенкова Е.В. Стратегия формирования организационной составляющей управления человеческими ресурсами. М., 2004.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.