Региональное сотрудничество Российской Федерации по противодействию
распространения терроризма
Regional cooperation of the Russian Federation in countering the spread of terrorism
Батулов Валерий Иванович
Финансовый Университет при Правительстве Российской Федерации
Юридический факультет РФ, Москва e-mail: batulov.valery@yandex.ru
Batulov Valery Ivanovich
Financial University under the Government of the Russian Federation
Law faculty RF, Moscow e-mail: batulov.valery@yandex.ru
Научный руководитель Курилюк Юлия Евгеньевна
к.ю.н., доцент департамента международного и публичного права Финансового университета при Правительстве РФ
e-mail: yekurilyk@fa.ru
Scientific adviser Kurilyuk Yulia Evgenievna
Ph. D., associate Professor of the Department of international and public law Financial University under the Government of the Russian Federation
e-mail: yekurilyk@fa.ru
Аннотация.
Региональное сотрудничество Российской Федерации в сфере противодействия распространению терроризма характеризуется широким спектром региональных организаций: ОДКБ, СНГ, БРИКС, ШОС. Благодаря им, с одной стороны, удается значительно снизить террористические угрозы, повысить коллективную безопасность и сохранить общественное спокойствие населения, а с другой происходит дублирование целей и задач друг друга, что обосновывает создание новой более крупной организации.
Annotation.
Regional cooperation of the Russian Federation in the field of countering the spread of terrorism is characterized by a wide range of regional organizations: CSTO, CIS, BRICS, SCO. Thanks to them, on the one hand, it is possible to significantly reduce terrorist threats, increase collective security and preserve public peace of the population, and on the other hand, there is a duplication of goals and objectives of each other, which justifies the creation of a new, larger organization.
Ключевые слова: международное право, террористическая угроза, терроризм, ОДКБ, СНГ, ШОС, БРИКС, Большое Евразийское Партнерство, РФ, глобализация, интеграция, региональное сотрудничество.
Key words: international law, terrorist threat, terrorism, CSTO, CIS, SCO, BRICS, Great Eurasian Partnership, RF, globalization, integration, regional cooperation.
Следует в первую очередь отметить уникальность геополитического, географического и этнокультурного положения России. Российская Федерация является самой большой страной по протяженности границ её территории, простирающейся от Калининградской области, окруженной либерально-демократическими режимами Европы на западе, через Забайкальский край, граничащий с коммунистической тоталитарной Китайской Народной Республикой, до Сахалинской области, находящейся в непосредственном соседстве с императорской Японией на востоке. При этом общее количество национальностей и народностей составляет более 190 единиц [18], каждая из которых хранитель уникальных традиций, обычаев, преданий и языка. Россия - многоконфессиональное государство. Последователи таких мировых религий как христианство,
ислам, буддизм, иудаизм, а также приверженцы местных верований: шаманизма, вайшнавизма и других локальных религиозных объединений и групп, живут бок о бок друг с другом, уважают культурную самобытность и уникальность каждого народа, а государство, в свою очередь, гарантирует защиту и сохранение этих духовных скреп уже более тысячи лет, объединяющих Россию (статьи 671 - 69 Конституции Российской Федерации) [1]. Эти факторы обуславливают необходимость грамотной, стратегически продуманной политики федерального центра в области безопасности, в антитеррористической борьбе в частности. Главными условиями продуктивного противодействия международной террористической угрозе являются сближение всех антитеррористических сил, включая сотрудничество стран на региональном уровне.
Примером такого сплочения на постсоветском пространстве является Организация Договора о коллективной безопасности (далее - ОДКБ). В преамбуле Устава ОДКБ [2] закреплена цель организации -продолжение и развитие крепких и полномасштабных союзнических связей на арене борьбы с глобальными угрозами безопасности государств и народов, посредством комплексной военной и внешнеполитической поддержки. В статье 8 Устава ОДКБ излагаются формы сотрудничества государств-членов, одна из которых -координация и объединение усилий в международной антитеррористической деятельности и других угроз безопасности стран участников ОДБК. Воплощением совместной антитеррористической деятельности является модельный закон ОДКБ «Об информационном противоборстве терроризму и экстремизму» (далее - модельный закон ОДКБ) [10], который устанавливает базовые основы государственной политики в области цифрового противостояния экстремистской и террористической угрозы государствам - членам ОДКБ, закрепляет общие положения организационного характера данной деятельности и понятийный аппарат. Среди широкого комплекса мер влияния на террористическую и экстремистскую информационную среду примечательны следующие: антитеррористическая информационная экспансия в сети «Интернет»; осуществление информационно -психологического воздействия на лидеров терроризма и экстремизма, а также лиц, разделяющих их взгляды, с целью побуждения к совершению антитеррористических действий; пропаганда неприемлемости террористической и экстремистской идеологии для урегулирования политических, экономических и социальных конфликтов, целью которой является побуждение к отказу от такой деятельности лиц, ее разделяющих.
Стоит отметить, что приведенный выше модельный закон ОДКБ не единственный акт организации в сфере безопасности. Так, в соответствии с Программой деятельности Парламентской Ассамблеи Организации Договора о коллективной безопасности по сближению и гармонизации национального законодательства государств - членов ОДКБ на 2016-2020 годы [6], был принят 31 модельный акт из 43 запланированных, в числе которых модельный закон ОДКБ «Об обеспечении национальной безопасности» [9], модельный закон ОДКБ «О безопасности критически важных объектов» [8], модельный закон ОДКБ «Об энергетической безопасности» [11], модельное Соглашение о сотрудничестве государств-членов ОДКБ в сфере оперативно-разыскной деятельности [7], иные правовые акты и рекомендации по гармонизации национального законодательства [19].
Следующая организация, в рамках которой осуществляется контртеррористическая деятельность -Содружество Независимых Государств. Консолидирует антитеррористические инициативы и усилия Антитеррористический центр стран-участников СНГ (далее - АТЦ СНГ). Одним из результатов такой консолидации является Программа сотрудничества государств - участников Содружества Независимых Государств в борьбе с терроризмом и иными насильственными проявлениями экстремизма на 2020-2022 годы (далее - Программа СНГ) [5], предусматривающая комплекс организационно-правовых, информационно -аналитических, научно-методических и иных мер в целях совершенствования сотрудничества государств -участников СНГ, органов СНГ в борьбе с терроризмом и иными насильственными проявлениями экстремизма. Перед государствами СНГ ставятся следующие задачи: модернизация и гармонизация национальных
нормативно-правовых баз; разработка предложений и инициатив органам СНГ о «дорожных картах» партнерства в борьбе с терроризмом и иными насильственными проявлениями экстремизма.
Начиная с 2000 года и по сей день проводятся сборы руководящего персонала органов безопасности и специальных служб по борьбе с терроризмом государств-участников СНГ с целью осуществления коллективных контртеррористических учений, отработки механизма согласованных действий по профилактике, выявлению и пресечению террористических актов, апробирование новых методов борьбы с терроризмом. Благодаря совместной деятельности АТЦ СНГ с национальными антитеррористическими центрами государств удается прийти к единым мнениям по обеспечению безопасности, и адекватно, своевременно и коллективно реагировать на современные террористические угрозы. Ежегодно проводится межгосударственная оперативно -профилактическая операция «Розыск» и комплекс согласованных розыскных мероприятий «Трал-Антитеррор», в процессе которых реализуется механизм взаимодействия АТЦ СНГ и национальных органов безопасности и внутренних дел, финансовых разведок, миграционного контроля, пенитенциарных служб [15].
Основная цель таких мероприятий - отработка алгоритмов согласованных совместных действий по предупреждению и пресечению террористических актов и повышению готовности силовых структур совместно противодействовать терроризму. В 2019 году благодаря совместной работе спецслужб СНГ удалось пресечь деятельность 13 международных террористических ячеек и 138 боевиков [17].
Шанхайская организация сотрудничества (далее - ШОС) базируется на многолетних исторических связях народов государств-членов, стремится к дальнейшему плодотворному развитию всестороннего сотрудничества, духа взаимного доверия, равенства и уважения к уникальности и многообразию культур друг друга для совместной борьбы с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом во всех их формах и проявлениях, то есть для достижения одной из основных целей ШОС [3]. Во исполнение этого положения была принята Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом (далее - Шанхайская конвенция) [4]. Участники Шанхайской конвенции решительно убеждены в том, что экстремизм, терроризм и сепаратизм не подлежат оправданию ни при каких условиях, независимо от целей и мотивов таких деяний, а виновные лица должны понести наказание в соответствии с законом. Кроме того, Конституционный Суд Российской Федерации отмечает, что недопустимо вести с террористами переговоры о выполнении их политических требований, потому что это может побуждать к совершению новых терактов и усугубить террористическую угрозу, способствовать превращению террора в механизм политического управления государством, что расходится с принципами функционирования демократического правового государства [14].
Создание БРИКС (Межгосударственное объединение Федеративной Республики Бразилия, Российской Федерации, Республики Индии, Китайской Народной Республики и (с декабря 2010 года) Южно-Африканской Республики) по предложению Российской Федерации являет собой геополитический прорыв начала 21 века, потому как данное объединение за небольшое количество времени утвердило себя одним из наиболее важных игроков международных отношений. Мировая политическая авторитетность БРИКС выражается в том, что государства-участники объединения представляют собой влиятельных членов передовых международных организаций и структур, три страны БРИКС обладают ядерным оружием, две взаимодействуют с ядерными технологиями и развивают собственную атомную промышленность [21]. Основу данной влиятельности составляют увеличивающаяся экономическая мощь государств-участников, наличие значительной численности населения, владение богатыми природными ресурсами, что закреплено в пункте 5 Концепции участия Российской Федерации в объединении БРИКС (далее - Концепция БРИКС) [13]. В пункте 15 Концепции БРИКС установлено правило, в соответствии с которым страны-участники осуществляют сотрудничество по теме международной безопасности - решение вопросов безопасности посредством диалога с партнерами БРИКС, о
создании военно-политических инструментов в рамках объединения не упоминается. Так, например, это предполагает унификацию методов по вопросам антитеррористической деятельности при контактах с другими региональными организациями; дипломатические переговоры в целях укрепления лидирующей роли ООН в борьбе с международным терроризмом и неукоснительного соблюдения норм, принятых ООН в данной области.
Исключительность ситуации в сфере обеспечения безопасности в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) заключается в том, что участники союза имеют обязательства форматов ОДКБ, ШОС, СНГ, которые на системной основе продолжают формировать архитектуру противодействия деструктивным и дестабилизирующим факторам. Показательным примером сплоченности организаций могут служить совместные учения «Кавказ 2020» [23]. Но тут же возникает и проблема, потому что фактически мы имеем три схожие организации в одном регионе (СНГ, ОДКБ, ШОС), которые занимаются проблематикой коллективной безопасности и во многом дублируют цели и задачи друг друга [24]. Данное положение дел размывает границы и рамки деятельности региональных организаций и может привести к противоречию обязательств государств. Предполагаем, что следует создать единую платформу для решения широкого ряда вопросов, в том числе и безопасности, тем более что наработки в этом направлении есть. Ключевая идея - учреждение Большого евразийского партнерства (далее - БЕП), выдвинутая Президентом Российской Федерации В.В. Путиным в 2016 году на пленарном заседании Петербургского международного экономического форума [20]. С тех пор практически каждое выступление российских официальных лиц, затрагивающее отношения со странами Азии, содержит пункт на этот счет. Так, в совместном заявлении Президента России В.В. Путина и Председателя КНР Си Цзиньпина в июне 2019 г. подтвердили приверженность инициативе формирования БЕП, также отметили, что дальнейшее сотрудничество будет ориентировано на выстраивание новой модели международной интеграции на пространстве Евразии [12].
Распад СССР и создание новых суверенных государств с открытыми границами образовали благоприятные условия контакта национальных и транснациональных преступных группировок. Это способствовало росту международной преступности. Террористическое насилие приобретало все более изощренные формы, меняя географию и способы осуществления преступлений [22]. Благодаря региональным организациям с участием Российской Федерации удается значительно снизить террористические угрозы, повысить коллективную безопасность и сохранить общественное спокойствие населения [16].
На основании вышесказанного мы можем предположить, что региональное сотрудничество в сфере безопасности будет развиваться и дальше, потому как государства, несмотря на глобальные проблемы, преследуют также и собственные национальные интересы, помнят конфронтации и союзничество прошлых лет, учитывают ту или иную политическую повестку и в соответствии с этими факторами выбирают партнеров по межгосударственному сотрудничеству в борьбе с терроризмом на длительную историческую перспективу.
Список используемой литературы:
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 01.07.2020 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 01.07.2020, № 31, ст. 4398.
2. Устав Организации Договора о коллективной безопасности от 7 октября 2002 года // [Электронный ресурс]. URL.: https://base.garant.ru/1156221/ (дата обращения: 04.02.2021).
3. Хартия Шанхайской организации сотрудничества от 6 июня 2002 года // [Электронный ресурс]. URL.: https://base.garant.ru/2562275/ (дата обращения: 04.02.2021).
4. Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом от 14 июня 2001 года // [Электронный ресурс]. URL.: http://base.garant.ru/2561763/ (дата обращения: 04.02.2021).
5. Программа сотрудничества государств - участников Содружества Независимых Государств в борьбе с терроризмом и иными насильственными проявлениями экстремизма на 2020-2022 годы от 11 октября 2019 года // [Электронный ресурс]. URL.: https://www.cisatc.org/1291/1334 (дата обращения: 04.02.2021).
6. Программа деятельности Парламентской Ассамблеи Организации Договора о коллективной безопасности по сближению и гармонизации национального законодательства государств - членов ОДКБ на 2016-2020 годы // [Электронный ресурс]. URL.: https://paodkb.org/documents/programma-deyatelnosti-parlamentskoy-assamblei-organizatsii-dogovora-o-93 (дата обращения: 04.02.2021).
7. Модельное Соглашение о сотрудничестве государств-членов ОДКБ в сфере оперативно-разыскной деятельности от 30 октября 2018 года. Постановление № 11-4 // [Электронный ресурс]. URL.: https://paodkb.org/documents/modelnoe-soglasheme-o-sotmdmchestve-gosudarstv-chkmv (дата обращения: 04.02.2021).
8. Модельный закон ОДКБ «О безопасности критически важных объектов» от 30 октября 2018 года. Постановление № 11-3.2 // [Электронный ресурс]. URL.: https://paodkb.org/documents/modelnyy-zakon-odkb-o-bezopasnosti-kriticheski-vazhnyh (дата обращения: 04.02.2021).
9. Модельный закон ОДКБ «Об обеспечении национальной безопасности» от 30 октября 2018 года. Постановление № 11-3.1// [Электронный ресурс]. URL.: https://paodkb.org/documents/modelnyy-zakon-odkb-ob-obespechenii-natsionalnoy-bezopasnosti (дата обращения: 04.02.2021).
10. Модельный закон ОДКБ «Об информационном противоборстве терроризму и экстремизму» от 30 октября 2018 года. Постановление № 11-3.3 // [Электронный ресурс]. URL.:
https://paodkb.org/documents/modelnyy-zakon-odkb-ob-informatsionnom-protivoborstve-terrorizmu (дата обращения: 04.02.2021).
11. Модельный закон ОДКБ «Об энергетической безопасности» от 13 октября 2017 года. Постановление № 10-4.1 // [Электронный ресурс]. URL.: https://paodkb.org/documents/modelnyy-zakon-odkb-ob-energeticheskoy-bezopasnosti (дата обращения: 04.02.2021).
12. Совместное заявление Российской Федерации и Китайской Народной Республики о развитии отношений всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия, вступающих в новую эпоху 5 июня 2019 года // [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/supplement/5413 (дата обращения: 04.02.2021).
13. Концепция участия Российской Федерации в объединении БРИКС // Документ опубликован не был. URL.: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_143690/ (дата обращения: 04.02.2021).
14. Определение Конституционного Суда РФ от 19.02.2009 N 137-О-О Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы граждан Э.Д. Бзаровой, Э.Л. Кесаевой, В.А. Назарова и Э.Л. Тагаевой на нарушение их конституционных прав положением пункта 2 статьи 14 Федерального закона «О борьбе с терроризмом» / Официальный сайт Конституционного Суда Российской Федерации // URL.: http://doc.ksrf.ru/decision/KSRFDecision18743.pdf (дата обращения: 04.02.2021).
15. Антитеррористический центр стран-участников // [Электронный ресурс]. URL.: https://www.cisatc.org/1289/133 (дата обращения: 04.02.2021).
16. Интервью «Российской газете» заместителя Секретаря Совета Безопасности Российской Федерации Юрия Кокова 14 октября 2019 года / Официальный сайт Совета Безопасности Российской Федерации // [Электронный ресурс]. URL: http://www.scrf.gov.ru/news/allnews/2659/ (дата обращения: 04.02.2021).
17. Маслова В. «При взаимодействии с партнёрами»: в 2019 году спецслужбы СНГ обезвредили 13 террористических ячеек / Russia Today // [Электронный ресурс]. URL.: https://russian.rt.com/world/article/684663 -fsb-bortnikov-terrorizm-sng (дата обращения: 04.02.2021).
18. Национальный и этнический состав России / Росинфостат // [Электронный ресурс]. URL.: https://rosinfostat.ru/natsionalnyj-sostav/ (дата обращения: 04.02.2021).
19. Официальный сайт фракции «Единая Россия» в Государственной Думе // [Электронный ресурс]. URL.: http://er-gosduma.ru/news/anatoliy-vybornyy-my-sozdaem-edinoe-pravovoe-pole-v-borbe-s-terrorizmom-narkotorgovley-organizovanno/ (дата обращения: 04.02.2021).
20. Пленарное заседание Петербургского международного экономического форума 17 июня 2016 года, Санкт-Петербург // [Электронный ресурс]. URL: http://special.kremlin.ru/events/president/news/52178 (дата обращения: 04.02.2021).
21. Старчак М.В. БРИКС: общие и частные угрозы международной безопасности // Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2014. № 4. С. 162.
22. Феофанов К.А., Астишина Е.А. Международное сотрудничество стран СНГ в сфере противодействия терроризму / Социально-гуманитарные знания. 2018. № 5. С. 187.
23. ШОС, СНГ и ОДКБ проведут первые совместные учения по борьбе с терроризмом / Риа новости // [Электронный ресурс]. URL: https://ria.ru/20200904/ucheniya-1576779444.html (дата обращения: 04.02.2021).
24. Щеколдина Т.И. ОДКБ как инструмент обеспечения военно-политических интересов России на пространстве СНГ: проблемы управляемости. Постсоветские исследования, 2019. № 2 (4). С. 1166.