Научная статья на тему 'Региональное сообщество экспертов: первые шаги, опыт и результаты'

Региональное сообщество экспертов: первые шаги, опыт и результаты Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
254
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКСПЕРТИЗА / ЭКСПЕРТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЭКСПЕРТНОЕ СООБЩЕСТВО / EXPERTISE / EXPERT ACTIVITIES / THE EXPERT COMMUNITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Овсиевская Ирина Николаевна

В статье рассматриваются вопросы содержания и организации экспертизы в образовании, необходимости объединения экспертов на региональном уровне для решения актуальных задач, стоящих перед современной системой образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Regional Community of Experts: the First Steps, Experience and Results

In the article the questions of content and organization of expertise in education, the need to combine the experts at the regional level for the solving actual problems standing before the modern education system are considered.

Текст научной работы на тему «Региональное сообщество экспертов: первые шаги, опыт и результаты»

ных компетенций (СПК], направленных на формирование готовности и способности горного инженера к деятельности в условиях инновационной экономики.

Есть все основания изменить сложившуюся проблемную ситуацию в направлении подготовки горных инженеров к деятельности в условиях инновационной экономики. Было установлено, что стандарт предполагает выбор направлений видов деятельности, к которым готовится специалист. Он может осуществляться высшими учебными заведениями, совместно с обучающимися, научно-педагогическими работниками высшего учебного заведения и объединением работодателей.

Следовательно, есть реальная возможность инновационное направление подготовки горных инженеров для инновационного сектора экономики включить в существующие виды деятельности специалиста. Это направление, на наш взгляд, может стать перспективным для развития системы профессиональной подготовки горных инженеров.

Думается, что вариативная часть образо-

вательных программ дает возможность не только расширения и (или] углубления знаний, умений и навыков, определяемых содержанием базовых (обязательных] дисциплин (модулей] и дисциплин специализаций. Она позволяет будущему горному инженеру получить не только углубленные знания и навыки для успешной профессиональной деятельности, но и готовить горного инженера к профессиональной деятельности в условиях инновационной экономики.

1. Балахонов А. В. Путь в будущее // Социологические исследования. -2001. - № 10.

2. Горные науки. Освоение и сохранение недр Земли // РАН, АГН, РАЕН, МИА; Под ред. К. Н. Трубецкого. - М.: Изд. Академии горных наук, 1997. - 478 с.

3. Далингер В. А. Проблемы повышения качества подготовки кадров // Фундаментальные исследования. - 2005. - № 9 - С. 55-56

4. Дмитренко Т. А. Образовательные технологии в системе высшей школы // Педагогика - 2004. - № 2. - С.54-59.

5. Ибрагимова Н. А., Щадов М. И. Научно-инновационная политика развития угольной отрасли // Уголь. - 2006. -№ 1

6. Яновский А. Б., Заместитель министра энергетики Российской Федерации - О состоянии и мерах по развитию угольной промышленности России // Уголь. - 2010. - № 8

7. Лобанов Н. А., Синов В. В. Инновационные аспекты непрерывного образования // Образование через всю жизнь: проблемы становления и развития непрерывного образования: материалы докладов и сообщений участников второй международной конференции ( Санкт-Петербург, 4-5 июня 2002 г.]. -СПб.: Изд-во Файндер, 2003. - 320 с.

8. Инновационная система и государственная инновационная политика Российской Федерации. - ЫПЬ: www.гae.гu/fs/?sectюn=content&.op=show_ агйс!е&агйс!е^=7780465 (дата обращения17.03.2011).

УДК/UDC И. Н. Овсиевская. кандидат педагогических наук, доцент кафедры

378.046.4 управления качеством образования, директор научно-методического

центра экспертизы и квалификационных испытаний КГБОУ «Алтайский краевой институт повышения квалификации работников образования». г. Барнаул, Россия, [email protected]

Irina Ovsievskaya, PhD in Pedagogics, associated professor at the chair of education quality management, director of scientific and methodological center of expertise and qualification testing, Altay Regional Institute of Continuing education, Barnaul, Russia, [email protected]

РЕГИОНАЛЬНОЕ СООБщЕСТВО эКСПЕРТОВ: ПЕРВЫЕ шАГИ, ОПЫТ И РЕЗУЛЬТАТЫ

regional community of experts: the first steps, experience and results

В статье рассматриваются вопросы содержания и организации экспертизы в образовании, необходимости объединения экспертов на региональном уровне для решения актуальных задач, стоящих перед современной системой образования.

In the article the questions of content and organization of expertise in education, the need to combine the experts at the regional level for the solving actual problems standing before the modern education system are considered.

Ключевые слова: экспертиза, экспертная деятельность, экспертное сообщество.

Keywords: expertise, expert activities, the expert community.

Современная ситуация в образовании определяется стратегией его модернизации, сформулированной в президентской инициативе «Наша новая школа», подготовкой нового концептуального законопроекта «Об образо-

вании», разработкой и внедрением в образовательный процесс новых стандартов общего образования, изменением порядка аттестации педагогических кадров. Эти процессы определяют необходимость серьезной экспертно-аналитической работы по осмыслению и оценке происходящих изменений на различных уровнях от государственного до муниципального, от уровня образовательного учреждения до конкретного педагога.

В последние годы актуализировалась практика введения в педагогическую среду механизмов общественного управления, способствующая развитию института общественной экспертизы. Появилась необходимость объединения усилий, согласования позиций и выработки общих подходов по осуществлению экспертных процедур в сфере образования на региональном уровне и создания экспертного сообщества, объединяющего наиболее активных и профессионально подготовленных специалистов, способных осуществлять эту деятельность.

Стала очевидной потребность в активной деятельности экспертно-аналитического центра, способного организовать и координировать работу экспертного сообщества на уровне региона.

Региональный экспертно-аналитический центр как структурное подразделение АКИП-КРО был создан в 1996 году, а с октября 2010 года это центр экспертизы и квалификационных испытаний, который в настоящее время является одним из инициаторов формирования экспертного сообщества и решает актуальные задачи в области экспертной деятельности региональной системы образования:

- через формирование развивающей среды профессионально-экспертного сообщества;

- привлечение специалистов к участию в экспертизе, исследованиях и консультированию по профильным вопросам;

- организацию участия специалистов в творческих проектных разработках по стратегическим направлениям модернизации региональной системы образования;

- создание информационной среды квалифицированных профессиональных и экспертных мнений с целью подготовки качественных материалов для организации экспертной деятельности специалистов по ключевым направлениям.

Одним из направлений деятельности центра экспертизы и квалификационных испытаний АКИПКРО является организация экспертизы инновационных проектов и программ субъек-

тов образовательного процесса региональной системы образования. Заказчиками на проведение экспертизы выступают педагоги, образовательные учреждения, представители органов управления образованием муниципального и краевого уровня, представители общественных организаций, родители. Сотрудники центра помогают заказчикам в формулировании экспертного задания, например: установление возможности использования педагогического проекта в качестве ресурсного обеспечения деятельности (педагога, образовательного учреждения]; установление актуальности педагогического исследования для развития образования Алтайского края (открытие краевой экспериментальной площадки] и др.

В функции сотрудников центра входит также выбор кандидатур аккредитованных экспертов в зависимости от целей и задач экспертизы, структуры, содержания, направленности экспертируемого педагогического проекта, заключение договоров с экспертами на осуществление работ. Экспертиза материалов на базе центра осуществляется как на бюджетной, так и на внебюджетной основе. В 201 0 году прошли процедуру экспертизы и получили экспертные заключения на бюджетной основе 58 % материалов. В сферу организации экспертизы на бюджетной основе попадают проекты и программы краевых государственных образовательных учреждений (детские дома, специальные (коррекционные] образовательные учреждения и т. п.]. В 2010 году в центр экспертизы и квалификационных испытаний АКИПКРО поступило 55 материалов, из них 67 % составили образовательные программы, программы развития, программы воспитательной работы, заявки на открытие краевых экспериментальных площадок образовательных учреждений системы общего образования, 29 % материалов предоставлены специальными (коррекционными] образовательными учреждениями. Обращения представителей общественных организаций, родителей, стремящихся проводить информационно-просветительскую работу в образовательных учреждениях составили 4 % материалов. Зачастую такие обращения носят декларативный характер, так как обратившиеся в центр экспертизы и квалификационных испытаний не имеют готового образовательного продукта, который можно подвергнуть экспертизе, провозглашая лишь свою готовность к работе с подрастающим поколением по вопросам сохранения и укрепления здоровья. Однако вопросы воспитания в их заявках практически не звучат.

Реальным шагом в становлении регионального сообщества экспертов системы образования Алтайского края явилось его институциональное закрепление приказом управления Алтайского края по образованию и делам молодежи № 1 899 от 20.05.2008 «Об организации государственно-общественной аккредитации экспертов и экспертных организаций в системе образования Алтайского края» [1]. Процедура аккредитации позволила сформировать группы высоко квалифицированных экспертов из числа представителей учреждений образования, науки, культуры, общественных объединений по таким областям экспертной деятельности, как:

- лицензирование и государственная аккредитация образовательных учреждений на территории Алтайского рая;

- аттестация руководящих и педагогических работников краевых государственных и муниципальных образовательных учреждений;

- государственная (итоговая] аттестация выпускников образовательных учреждений;

- управление развитием образования на локальном, муниципальном и региональном уровнях; инновационные образовательные проекты в сфере образования.

В настоящее время центр экспертизы и квалификационных испытаний АКИПКРО объединяет 112 аккредитованных экспертов. Все они имеют высшее профессиональное образование, из них 90 % имеют ученые степени доктора и кандидата наук.

Цель создания сообщества - повышение качества экспертного обеспечения управленческих решений локального, муниципального, регионального уровней.

В 2009 году в управлении Алтайского края по образованию и делам молодежи появились отделы контроля качества образования, лицензирования и государственной аккредитации образовательных учреждений, по надзору за соблюдением законодательства в сфере образования, каждый из которых имеет аккредитованную экспертную группу, которые в течение 5 лет будут участвовать в процедурах нормоконтролирующей экспертизы в конкретной сфере.

Несмотря на наличие краевых экспертных групп по областям экспертной деятельности в сфере образования, решающих актуальные задачи управления функционированием и развитием системы образования края, остается нерешенной проблема подготовки и организации работы экспертов на муниципальном уровне управления образованием. Система образования Алтайского края включает 73 муниципа-

литета, объединенных в семь образовательных округов. При каждом муниципальном органе управления образованием работает в среднем по два эксперта, аккредитованных в области управления развитием образования на локальном, муниципальном и региональном уровнях; в области инновационных образовательных проектов в сфере образования. Такого количества экспертов явно недостаточно.

С 2009 года АКИПКРО занимается подготовкой экспертов по программам повышения квалификации и профессиональной подготовки «Экспертиза в образовании». В настоящее время программу повышения квалификации освоили 609 человек.

В октябре 2010 года центром экспертизы и квалификационных испытаний АКИПКРО было проведено анкетирование специалистов муниципальных органов управления образованием, которое выявило потребность в экспертах, прошедших повышение квалификации и экспертах, имеющих диплом о профессиональной переподготовке, а также необходимость организации сетевого регионального сообщества экспертов системы образования Алтайского края. Отвечая на вопрос анкеты о функциях сообщества, мнения респондентов распределились следующим образом: необходимость научно-методических функций отметили 100 %, аналитическую - 87 % опрошенных, организационную - 53 %, коммуникативную, оценивающую, информационную - по 6 % анкетируемых.

Респондентами были предложены темы для подготовки сетевых консультаций, затрагивающие аспекты нормативно-правовой базы деятельности экспертов, методики проведения экспертного исследования в зависимости от объекта экспертизы, методики получения, обработки, анализа экспертной информации. Более 90 % респондентов определяют темы сетевых консультаций исходя из актуальной практической потребности, связанной с изменением образовательных стандартов, разработки образовательной программы школы, подготовки педагогами рабочих программ по предметам. Около 50 % опрошенных акцентировали внимание на различных аспектах общественной экспертизы, тем самым формируя запрос на собственное повышение квалификации.

В феврале 2011 года на сайте АКИПКРО начало действовать сетевое сообщество экспертов Алтайского края. Информация располагается в двух разделах: «Библиотека» содержит ссылки на документальные источники; «Форум» предназначен для обсуждения информации о

событиях, касающихся экспертов, работающих в системе образования Алтайского края, материалов тематических консультаций.

Изменение процедуры аттестации педагогических работников в 2011 году повлекло за собой необходимость подготовки экспертов в этой области. С начала 2011 года при активном участии сотрудников центра экспертизы и квалификационных испытаний проведены обучающие очно-заочные семинары для представителей муниципальных органов управления образованием, краевых государственных образовательных учреждений, членов краевых экспертных групп по подготовке к проведению экспертизы аттестационных материалов педагогических работников (обучено более 500

человек], обучающиеся, выполнившие задания и успешно прошедшие тестирование на знание федеральной и региональной нормативноправовых баз и методического сопровождения аттестации педагогических работников, аккредитованы в качестве экспертов в области аттестации педагогических работников краевых государственных и муниципальных образовательных учреждений.

Пока это первые шаги на пути реального взаимодействия экспертов системы образования Алтайского края.

1. Приказ управления Алтайского края по образованию и делам молодежи № 1899 от 20.05.2008 «Об организации государственно-общественной аккредитации экспертов и экспертных организаций в системе образования Алтайского края».

УДК / ийК: 377.37 Т. М. Михайлова, заместитель начальника Государственной службы

по надзору и контролю в сфере образования Кемеровской области, г. Кемерово, Россия, [email protected]

Tatyana Mikhaylova, assistant director of the State Service for Supervision and Control in Education at Kemerovo region, Kemerovo, Russia, [email protected]

удовлетворенность субъектов образовательного процесса

КАК КРИТЕРИЙ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

satisfaction of educational process subjects as a criterion of education quality

Многоуровневая система контроля выступает как один из инструментов повышения качества российского образования. Особое значение при этом приобретает разработка достоверных, информативных критериев, которые позволяют оценить качество образования с позиций всех субъектов образовательного процесса. Необходимым элементом и инструментом контроля и управления качеством образования являются процессы обратной связи, в том числе проведение опросов обучающихся образовательных учреждений, их родителей как заказчиков (потребителей) образовательных услуг, педагогов. Опросы позволяют выявить базовые психолого-педагогические проблемы и барьеры во взаимодействии участников образовательного процесса, осуществлять дифференцированное, ориентированное на их реальные потребности управление качеством образования.

Multilevel control system serves as an instrument of quality improvement for Russian education. Specialsignificancethen shouldbe given

to development of reliable, informative criteria that would to evaluate the quality of education from the position of all subjects of the educational process. An essential element and control instrument for education quality management is the backward linkage process including surveys of students, their parents as consumers of educational services, teachers. The polls allow to define basic psychological and pedagogical problems and barriers in the interaction of the educational process participants, to arrange education quality management on the grounds of differentiation and their real needs.

Ключевые слова: качество образования, проект Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации», государственный контроль качества образования, субъекты образовательного процесса, обратная связь, опрос, удовлетворенность качеством образования, организация когнитивной деятельности.

Key words: education quality, draft Law of the

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.