Научная статья на тему 'Преемственность педагогического образования в регионе'

Преемственность педагогического образования в регионе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
77
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Свиридов A., Лопаткин B.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Преемственность педагогического образования в регионе»

6

Высшее образование в России • № 3, 2006

балл по практическим знаниям и умениям, тестовый экзамен и собеседование по предмету. Учитывая неравнозначность каждой составляющей, предложены формулы для расчета итоговой оценки студента. С целью упрощения расчетов эти формулы внесены в программу «Элевед». Таким образом были решены несколько проблем: 1) субъективизм; 2) трудность вычисления итоговой оценки;3) оперативность предоставления информации о задолжностях и их погашении; 4) трудность анализа полученных результатов.

Итоги экзаменов обсуждаются на кафедрах, выявляются общие замечания, вырабатываются планы по устранению недостатков в будущем. Эти планы включаются в годовые планы по факультетам и кафедрам, назначаются ответственные лица и сроки выполнения. Отчеты о ходе выполнения планов заслушиваются на кафедральных совещаниях, советах факультетов и Ученом совете академии.

Качество образования определяется не только количеством и качеством знаний, но и уровнем личностного, духовного, гражданского развития обучающихся - именно в этом его главная общественная ценность. В академии проводится разносторонняя воспитательная работа по гуманитарным направлениям. Во время практических занятий внимание студентов обращается на этические и деонтологические аспекты общения с больным. Подобные мероприятия

помогают воспитывать не просто высококвалифицированных специалистов, а граждан, руководствующихся в жизни принципами биоэтики и гуманизма.

Мы убеждены, что успешность реализации процессно-ориентированной системы управления качеством подготовки специалистов в медицинском вузе на основе стандартов ISO серии 9000 обеспечит подготовку медицинских работников на общественно значимом уровне. Именно такие специалисты, создающие конкурентные преимущества работодателю, демонстрирующие уровень профессионального образования как совокупность когнитивных, мотиваци-онно-ценностных и социальных составляющих, проявляющие готовность к выполнению профессиональной деятельности, и востребованы здравоохранением. В свою очередь, учебное заведение, имеющее систему управления качеством подготовки специалистов, получает сильную конкурентную позицию, что обеспечивает ему благоприятные условия для успешной реализации своей образовательной миссии.

Литература

1. ГОСТ Р ИСО 9001-2001. - М., 2001.

2. БукаловаГ.В. Процессно-ориентирован-

ная модель внутривузовской системы качества // Качество. Инновации. Образование. - 2004. -№ 3.

Преемственность педагогического образования в регионе

A. СВИРИДОВ, доцент

B. ЛОПАТКИН, профессор, ректор Барнаульский государственный педагогический университет

Алтайский университетский школьно, педагогический округ (АУШПО) -пример оригинальной системы непрерывного педагогического образования в масштабе целого региона.

В основе успеха ее функционирования

лежат интеграционные и координационные механизмы научно-педагогического сотрудничества, социального партнерства, коллективно-распределенной деятельности. Практика последних лет убедительно показывает, что в АУШПО сложились ре-

Практика модернизации

7

альные механизмы преемственности как на мезоуровне (Южно-Сибирский регион, Алтайский край, Республика Горный Алтай), так и на микроуровне (перманентные научно-методические контакты педагогов и преподавателей всех субъектов округа).

Практическая интеграция и координация как смысл деятельности АУШПО обнаруживает свою социально-педагогическую сущность: в Алтайском крае его можно рассматривать как реальный фактор педагогической социализации не только студентов вузов, учащихся школ, но и педагогов, преподавателей, родителей.

В настоящее время научно-методический потенциал АУШПО составляют: Барнаульский государственный педагогический университет (БГПУ), Бийский госпедуниверси-тет, Алтайский краевой институт повышения квалификации работников образования (АКИПКРО), шесть педагогических колледжей, базовые образовательные учреждения (школы, детские сады, центры) Алтайского края. Разноплановый и иерархизированный характер структуры АУШПО актуализирует в качестве ведущего принципа его деятельности интеграцию резервов и ресурсов всех субъектов университетского округа при сохранении ими юридической и финансовой самостоятельности.

Теоретической основой деятельности АУШПО является концепция непрерывного образования, которая способствует определению структуры, содержания и организационных форм деятельности каждого из входящих в комплекс учебных заведений и образовательных учреждений [1, 2].

Организационно-научно-методическим ядром округа по праву является Барнаульский государственный педагогический университет. В рамках проекта АУШПО при БГПУ в 1999-2002 гг. были созданы или реорганизованы: краевой педагогический лицей, центр довузовского образования, Российско-германский центр модераторов, краевой психологический центр, центр дистанционного образования, филиал Федерального центра тестирования качества

выпускников общеобразовательных школ, центр переподготовки и повышения квалификации работников образования, региональный информационный Интернет-центр, НИИ социально-экономических проблем образования, НИИ информатизации общего и педагогического образования.

Структура, кадровый потенциал, нормативно-правовая база АУШПО позволяют системно реализовывать принципы, заложенные в основу его деятельности в регионе: преемственность, целостность, открытость, непрерывность.

АУШПО реально воплощает идею преемственности в деятельности образовательных учреждений различного типа и статуса. Имея уникальный потенциал научно-методического обеспечения учебно-воспитательного процесса, АУШПО последовательно создает условия для результативности системы непрерывного педагогического образования в Алтайском крае, является гарантом его успешного развития.

С 2005 г. АУШПО вступает в новую фазу своего развития, основным признаком которого является организация и обеспечение деятельности 13 учебно-методических советов (УМС) по ведущим направлениям деятельности образовательных учреждений края.

В обобщенном виде можно определить следующие результаты взаимодействия субъектов АУШПО.

1. Научно-педагогический потенциал БГПУ, Бийского госпедуниверситета, АКИПКРО помогает колледжам и школам анализировать сложившуюся ситуацию и разрабатывать программу экспериментальной деятельности в период модернизации образования (до 2010 г.).

2. В ходе реализации экспериментальной программы устанавливаются и развиваются связи педагогических коллективов МОУ, ДОУ, колледжей с профессорско-преподавательским составом БГПУ. Особенно значима помощь со стороны сотрудников кафедры социальной и педагогической технологий, межфакультет-

8

Высшее образование в России • № 3, 2006

ских кафедр педагогики, общей психологии.

3. Педагоги МОУ активно участвуют в организации и проведении совместных научно-практических конференций, методологических семинаров. Так, в октябре 2003 г. они приняли активное участие в работе Всероссийской научно-практической конференции «Педагогические технологии в профессиональной подготовке педагога-воспитателя и социального педагога в условиях модернизации педагогического образования», проведенной на базе БГПУ. В 2006 г. состоится региональный научно-практический семинар по теме «Инновационные технологии семейного и социального воспитания» с изданием сборника его материалов.

4. Преподаватели БГПУ и АКИПКРО активно откликаются на просьбы администрации МОУ о рецензировании авторских программ, консультировании воспитателей, информировании их об инновационных технологиях социального воспитания.

5. Эффективная деятельность научно-методической библиотеки БГПУ, Центра дистанционного обучения АКИПКРО дает импульс педагогическим коллективам к созданию собственных центров медиаобразо-вания, участию в конкурсе грантов, приобретению необходимого современного компьютерного оснащения, использованию компьютерных технологий в социальном воспитании и читательской социализации учащихся.

6. Плодотворное сотрудничество МОУ, педагогических колледжей и вузов осуществляется в организации педагогической практики студентов, которые активно включаются в изучение опыта экспериментальной работы.

7. На базе кафедр БГПУ действует институт индивидуальной стажировки преподавателей педагогических училищ и колледжей.

Анализ проблематики совместной учебно-методической деятельности, реализация программ УМС, на наш взгляд, будут более

оптимальными, если в управленческой деятельности использовать «Технологию модульного социального взаимодействия» А.Н. Свиридова [3]. Выявлено три модуля.

1 модуль - проблематика деятельности педагогических колледжей, которая может быть разрешена с помощью БГПУ и потенциала АУШПО (экспертиза программ, рецензирование учебно-методических продуктов, повышение квалификации по технологии «кредитного образования» и т.д.).

2 модуль - проблематика деятельности БГПУ, в которой возможна реализация потенциала педагогических колледжей, что приведет к обогащению образовательной практики университета (содержание педагогической практики в начальной школе, обобщение опыта педагогов колледжей по обеспечению самостоятельной работы студентов и т.д.).

3 модуль - проблематика поля смежного взаимодействия БГПУ и колледжей (подготовка и издание совместных учебно-методических пособий, материалов совместных студенческих конференций, научно-практических конференций и т.д.).

Перспективы творческого сотрудничества субъектов АУШПО через системную деятельность учебно-методических советов просматриваются по следующим направлениям.

Организационно-методическая работа:

• организация с участием педагогических колледжей края лаборатории «Методологические и технологические аспекты инновационной деятельности в образовании»;

• координация деятельности действующих лабораторий БГПУ и педагогических колледжей по темам, связанным с педагогическими технологиями;

• организация семинаров совместно с АКИПКРО и педагогическими колледжами по проблемам самостоятельной работы студентов;

• организация совместных научно-практических студенческих конференций (по секциям).

Практика модернизации

9

Совместная научно-методическая деятельность:

• рецензирование и экспертиза авторских работ преподавателей колледжей;

• разработка совместных учебно-методических пособий для студентов «Современные технологии самостоятельной работы студентов педагогических специальностей», «Психолого-педагогические технологии в практике профессионального педагогического образования» и др.;

• участие в решении проблем преемственности образовательных программ на различных ступенях непрерывного педагогического образования;

• подготовка аннотированных списков научно-методической литературы для преподавателей по инновационным проблемам образования;

• участие в подготовке и проведении совместных заседаний кафедр БГПУ и педагогических колледжей, базовых площадок по решению вопросов совместной деятельности.

Совместная издательская деятельность:

• планирование и издание практико-ориентированных монографий, материалов научно-практических конференций, семинаров, «круглых столов» по актуальным

вопросам педагогического мастерства и культуры;

• публикация совместных учебно-методических пособий для студентов;

• подготовка к изданию и издание под эгидой АУШПО материалов научно-практических конференций по итогам экспериментальной деятельности образовательных учреждений.

Активизация деятельности учебно-методических советов АУШПО существенно повышает качество образовательных услуг и опытно-экспериментальной деятельности всех субъектов учебного округа.

Литература

1. Алтайский университетский школьно-пе-

дагогический округ. Этапы становления: Тематический сборник / Под ред. В.М. Лопаткина. - Барнаул, 2002.

2. Лопаткин В.М., Зырянов Г.П. Алтай-

ский университетский школьно-педагогический округ. - Барнаул, 1999.

3. Создание учебно-научно-педагогическо-

го комплекса Алтайского края: проблемы, перспективы, решения / Под ред. Т.И. Шамовой, П.К. Одинцова. - Барнаул, 1988.

Л. САНКИН, профессор, первый проректор

С.-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов

Раз в пять лет каждый российский вуз охватывает атмосфера особого волнения. С большой нагрузкой работают компьютеры, телефоны. Идут совещания и заседания, проводятся контрольные на остаточные знания, пишутся справки...

Все это называется одним словом - аккредитация.

В конце концов эти хлопоты завершаются, и у вузовских работников возникает

Аккредитация вуза в контексте управления качеством образования

возможность поразмышлять о том, что это такое - аккредитация и что за функции она выполняет, какова ее роль в системе высшего образования.

В Программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2003-2005 гг.) отмечается, что основными задачами государственной политики в сфере образования являются повышение качества и кон-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.