Научная статья на тему 'Региональная модель повышения квалификации управленческих кадров системы общего образования в области современного образовательного менеджмента'

Региональная модель повышения квалификации управленческих кадров системы общего образования в области современного образовательного менеджмента Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
260
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХАРАКТЕРИСТИКА РЕГИОНАЛЬНОЙ МОДЕЛИ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИИКАЦИИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КАДРОВ СИСТЕМЫ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫЕ И ЦЕЛЕВЫЕ ОСНОВАНИЯ ПРОЦЕССА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КАДРОВ / ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРОЦЕССОВ МОДЕРНИЗАЦИИ ВНУТРИШКОЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жаркова Елена Николаевна, Калашникова Наталья Григорьевна

В статье представлена региональная модель повышения квалификации управленческих кадров системы общего образования в области современного образовательного менеджмента, раскрываются ценностно-смысловые и целевые основания процесса повышения квалификации работников данной категории, способы их включения в совместное проектирование процессов модернизации внутри школьного управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Региональная модель повышения квалификации управленческих кадров системы общего образования в области современного образовательного менеджмента»

РАЗДЕЛ X РАЗМЫШЛЕНИЕ, ОБСУЖДЕНИЕ

УДК37.018.46 (378.046.4)

Жаркова Елена Николаевна

Кандидат педагогических наук, доцент, проректор Алтайского краевого института повышения квалификации работников образования по учебно-методической работе, [email protected], Барнаул

Калашникова Наталья Григорьевна

Доктор педагогических наук, профессор, проректор Алтайского краевого института повышения квалификации работников образования по инновациям и инвестициям, [email protected], Барнаул

РЕГИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КАДРОВ СИСТЕМЫ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЛАСТИ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МЕНЕДЖМЕНТА

Kalashnicova Natalia Grigorievna

Doctor ofpedagogical science, vice-rector of the Altai regional institute of qualification of the educational staff on the innovation and investment, [email protected], Barnaul

Zharkova Elena Nikolaevna

Candidate of pedagogical science, docent, vice-rector of the Altai regional institute of qualification of the educational staff on the educational - methodic part; [email protected], Barnaul

REGIONAL MODEL OF TRAINING MANAGEMENT PERSONNEL IN GENERAL EDUCATION IN THE FIELD OF MODERN EDUCATIONAL MANAGEMENT

В настоящее время к качеству и эффективности управления в сфере образования предъявляются высокие требования [1].

Анализ вариативности подходов к обучению руководителей системы образования позволяет выделить два направления: а) совершенствование или дополнение имеющихся профессиональных компетенций руководителей, и

б) попытка подготовки управленцев к согласованной работе в целостном едином управленческом пространстве, синхронизируя управление инновационными процессами на всех уровнях системы образования. На обеспечение качественной подготовки руководителей к согласованной работе в целостном едином управленческом пространстве направлена разработанная и реализуемая в АКИПКРО дополнительная профессиональная образовательная программа «Современный образовательный менеджмент».

Объективная сложность выполнения управленческих функций в условиях модернизации образования заключается, на наш взгляд, в том, что многие инновационные процессы разворачиваются «единым пакетом», одновременно и

параллельно, во взаимосвязи друг с другом. Вместе с тем, реальная практика управления в краевой системе образования характеризуется недостаточной степенью готовности руководителей в области управления инновационными процессами и использования инновационных технологий управления. В ряде ситуаций наблюдается отсутствие согласованного, взаимодополняющего, осуществляемого на принципах сотрудничества и партнерства взаимодействия руководителей на различных этапах принятия и реализации управленческих решений и др.

Целостность и единство создаваемой в региональной системе повышения квалификации работников образования (далее - СПКРО) многовекторной системы непрерывного повышения квалификации директоров общеобразовательных учреждений обеспечивается такими факторами, как:

- наличие базовой модульной образовательной программы «Современный образовательный менеджмент», разработанной авторским коллективом АП-КиППРО [2; 3; 4];

- наличие сертифицированных кадров (тьюторов) в АКИПКРО, обеспечивающих освоение содержания данной базовой программы повышения квалификации на основе компетентностного подхода;

- наличие действующих методических сетей АКИПКРО, специализированных на диссеминацию инновационного управленческого опыта, сети муниципальных ресурсных центров дистанционного образования, стажерских и модельных площадок, созданных в рамках проекта «Сетевая школа управленческих кадров общего (среднего) образования»;

- наличие регионального нормативно-правового обеспечения организации непрерывного повышения квалификации директоров общеобразовательных учреждений на модульно-компетентностной основе с использованием дистанционных технологий.

Важным условием эффективности реализации программы является создание команды из специалистов различных структурных подразделений АКИПКРО, владеющих опытом эффективного использования интерактивных технологий обучения взрослых и работы в команде. В АКИПКРО объединяющим и координирующим центром проекта стал научно-методический центр сопровождения модернизации образования. Площадкой проектирования способов реализации проекта является постоянно действующий методологический семинар ИПКРО и специально обустроенное пространство на Google.

На данном этапе реализация базовой программы повышения квалификации «Современный образовательный менеджмент» направлена на развитие базовой компетентности директоров школ-лидеров Алтайского края в области образовательного менеджмента. В рамках апробации многовекторной системы непрерывного повышения квалификации директоров общеобразовательных учреждений цель этапа заключалась в создании сети стажерских площадок АКИПКРО по распространению инновационного управленческого опыта на базе этих школ.

В соответствии с поставленными целями формирование учебных групп осуществлялось на основе отбора директоров базовых школ, школ-победите-

лей конкурсов ПНПО, школ - инновационных площадок регионального и федерального уровней и др. и опиралось на следующие принципы:

- наличие эффективного инновационного управленческого опыта, значимого для распространения на региональном и межрегиональном уровнях;

- наличие необходимых организационных, кадровых и материально-технических условий для открытия на базе школы стажерской площадки АКИПКРО по распространению инновационного управленческого опыта на региональном и межрегиональном уровнях.

В содержании программы усилены анализ инновационного опыта управления школой - лидером, разработка способов и форматов его распространения в крае и на межрегиональном уровне, выделение проблем и постановка целей и задач развития школы на перспективу до 2012 г., а также проведена конкретизация процессуально-деятельностного содержания модулей программы.

Модульное построение базовой программы повышения квалификации и высокий уровень ее учебно-методического оснащения обеспечивают возможность ее оперативной модификации при организации обучения различных целевых групп в зависимости от результатов целеполагания обучающихся на основе анализа профессиональных затруднений.

Освоение содержания данной программы организуется через:

а) учебные проектно-аналитические сессии, на которых:

- выявляются профессиональные дефициты дирекгоров школ в области образовательного менеджмента;

- формируется их готовность к работе с инновационным управленческим опытом в различных позициях (позиция руководителя школы, школы - стажерской площадки, позиция организатора стажировки, позиция обучающегося стажера и др.);

- определяется тематика стажировок и индивидуальных итоговых проектов;

- осваиваются новые способы управления, позволяющие корректировать должностные инструкции, нормативно-правовое обеспечение и имеющиеся функциональные структуры;

б) самостоятельную исследовательскую и проектировочную деятельность обучающихся, направленную на реализацию изменений школ, где работают участники программы, программирование развития школы до 2012 г. и корректировки модели управления развитием школы;

в) итоговую аттестацию обучающихся по результатам представленных проектов, рефлексивных отчетов в установленные сроки.

Основанием для разработки и отбора содержания повышения квалификации руководителей общеобразовательных учреждений послужили сущностные характеристики управленческой деятельности, связанные с анализом, экспертизой, рефлексией, коммуникацией и проектированием (Г. П. Щедровицкий и его последователи).

Программа повышения квалификации управленческих кадров, реализуемая в АКИПКРО, базируется на следующей совокупности принципов, сформулированных Л. Н. Горбуновой и А. М. Семибратовым [5]:

- релевантность (соответствие содержания программы, предполагаемых результатов обучения профессиональным запросам управленческих кадров образования);

- субъектность (обеспечение участие обучающихся в конкретизации содержания образовательной программы);

- индивидуализация (выражается в возможности осваивать программу повышения квалификации в опоре на психологические, характерологические особенности ее участников, их временные, организационные ресурсы);

- конкретность и адекватность (максимальный учет специфики образовательных учреждений, органа управления образованием, где работает участник программы, вюпочая целевые ориентиры, организационно-методические, кадровые, материально-технические возможности; учет модульного построения);

- дифференциация (предполагает построение разноуровневой программы, учитывающей ресурсные характеристики обучающихся, особенности их профессиональной деятельности, приоритеты, должностные обязанности);

- вариативность (множественность форм, способов, приемов реализации образовательной программы);

-модульность (сочетание инвариантной и вариативных компонентов, их варьирование в зависимости от задач обучения).

Учет перечисленных выше принципов позволяет организовывать эффективное повышение квалификации руководителей общеобразовательных учреждений.

Инвариантная часть программы (общая для всех категорий руководителей) направлена на развитие таких базовых управленческих техник, как:

- понимание (способность выделять сущностные характеристики ситуации и фиксировать ее в понятиях);

- схематизация (способность фиксировать сложные организованности);

- рефлексивный анализ оснований деятельности;

- организационное сопровождение освоения деятельности нового типа (тьюторство);

- проектирование (конструирование новых организованностей и встраивание их в существующие системы деятельности);

- аналитика (выделение разрывов и затруднений, возникающих в деятельности);

- программирование (организация комплексных работ, направленных на выполнение управленческих задач).

В Алтайском крае данная категория обучающихся составляет свыше 3000 человек, при этом 60% из них - руководители сельских школ.

Характер предъявленных участниками программы целей обучения во время первой проектно-аналитической сессии позволил условно разделить их на следующие три группы:

а) руководители, определившиеся на создание (или корректировку уже имеющихся) реальных, значимых для школы проектов. Эти обучающиеся воспринимали курсы повышения квалификации как пространство выстраивания способов решения профессиональных управленческих задач совместно с колле-

гами, преподавателями, аналитиками, экспертами АКИПКРО, специалистами краевого управления;

б) руководители, ориентировавшиеся на учебные цели, в основном, связанные с получением новой или дополнительной информации по имеющимся у них конкретным вопросам. На протяжении всего участия в программе эти обучающиеся проявляли устойчивый интерес к обсуждению продукции других (участников первой группы);

в) руководители, испытывавшие затруднения в постановке конкретных целей собственной работы на курсах и занимали позицию неприятия процессов модернизации, в том числе инноваций в управлении образованием на школьном уровне.

Деятельностный подход к организации учебных занятий обеспечивал, с одной стороны, включение обучающихся в анализ процессов развития современной школы, ориентированных на целенаправленное и последовательное расширение пространства возможностей человека, с другой - организацию самооценки и внешней (экспертной) оценки эффективности процессов управления развитием школы.

Наиболее актуальным в содержании занятий для руководителей сельских школ стали анализ реализуемых в крае моделей реструктуризации муниципальной сети образовательных учреждений, оценка эффективности реализации программ развития школ, определение механизмов создания сети инновационных ресурсных центров на базе школ - победителей приоритетного национального проекта «Образование».

Особое внимание на первом этапе обучения уделялось созданию совместно с обучающимися механизмов, обеспечивающих синхронизацию федеральных, краевых, муниципальных и внутришкольных процессов в сфере образования, поскольку любое отставание приводит к рассогласованию управленческих решений, принимаемых на различных уровнях, снижая тем самым эффективность и качество управления. В этих целях анализ процессов, уже известных руководителям из документов федерального уровня, регламентирующих конкурсный отбор субъектов РФ, внедряющих комплексные проекты модернизации образования (введение новой системы оплаты труда работников общего образования, направленной на повышение доходов учителей; переход на нормативное подушевое финансирование общеобразовательных учреждений; развитие региональной системы оценки качества образования; создание региональной образовательной сети; расширение общественного участия в управлении образованием), - осуществлялся в различных масштабах (от федеральных органов власти до родителей учащегося сельской малочисленной школы) и фокусах обсуждения. Схематизация «пакета инноваций в управлении» в едином пространстве внутришкольного управления помогла, по мнению обучающихся, по-новому понять и оценить «портфель проектов» образовательного учреждения, выявила, в какие большие рамки вписывается тот или иной проект, какие процессы запускаются с его помощью, каким концептуальным идеям и с помощью каких механизмов требуется обеспечить преемственность на каждом нижележащем уровне его реализации.

284

С помощью специально организованных учебно-профессиональных коммуникаций участники программы получили возможность увидеть себя и друг друга в новых рамках, в более широком масштабе, определиться относительно реальных для системы образования края и муниципалитета проблемных ситуаций, возможного набора позиций в той или иной модели развития школы. Перевод выявленных в совместном анализе ситуаций и зафиксированных проблем в набор возможных организационно-управленческих, исследовательских, проектных, методологических и других задач позволил обучающимся понять и найти в своем ОУ типы и объемы ресурсов для их выполнения.

Проведенный анализ позволил выявить проблемы, актуализиризующие необходимость модернизации управления образованием на разных уровнях:

- разрыв между требованиями, возникающими к управленческой деятельности в связи с реализацией комплексного проекта модернизации образования, и уровнем мотивационной и технологической готовности управленческих кадров;

- технологизация инновационного управленческого опыта, обобщения и оформления его для передачи в массовое использование;

- мотивационная и технологическая готовность субъектов управленческой деятельности к самоизмененшо, к использованию нововведений, созданными другими, в своей административной практиктике; разрыв между инновационным процессом и гуманитарными инфраструктурами, т. е. неразвитость гуманитарно-технологической сферы и инфраструктур, которые работают с человеческим капиталом и обеспечивают его готовность к восприятию этих нововведений;

- недостаточная развитость инфраструктур принятия коллективных решений;

- обострение актуальности формирования готовности систем управления к эффективному функционированию в неопределенных, быстро меняющихся условиях, требующих оперативного принятия решения.

Вместе с тем, участникам курсов удалось выявить инновационные инициативы в области управления школой. Отметим среди них наиболее значимые для школ края:

- организация целеполагания, ориентированного на новые цели и задачи, находящиеся за границами привычного для образовательного процесса поля целей и задач;

-- обеспечение образовательной мобильности субъектов образовательной деятельности школы;

- создание новой технологической инфраструктуры, обеспечивающей увеличение доли самостоятельной работы с различными источниками и с использованием новых технических средств;

- взращивание кадрового ресурса, способного освоить новые компетенции, интегрирующую квалификацию, инновационные образовательные технологии;

- технологизация собственные инициативы, обеспечивающие получение нового качества образования;

- создание инфраструктур принятия коллективных управленческих решений в условиях неполной информации, т. е. формирование системы стратегического управления, объединяющей разных участников, разные социальные позиции: власть, бизнес, общественные институты, системы образования.

В результате проведенного анализа выявлены тенденции изменения внутри-школьного управления, а именно:

- изменение субъекта управления через расширение общественного участия в управлении школой в различных организационных моделях (усилением государственно-общественного характера управления в школе), предполагающих становление коллективного субъекта управления развитием школы и т. д.;

- усложнение объекта внутришкольного управления, в частности, становление школ как базовых образовательных учреждений, ресурсных центров по различным направлениям (в том числе и управленческим), социокультурных центров и т. д.;

-внедрение инновационных технологий управления, прежде всего информатизация внутришкольного управления (Ие^школа) и управления на районном (городском, краевом) уровнях; управление введением инноваций.

На втором этапе обучения (в течение заочной сессии) участники программы занимались подготовкой (корректировкой) собственных внутришкольных проектов.

В установочном задании для самостоятельной работы внимание обучающихся акцентировалось на двух моментах: а) формирование школьной стратегической команды в ходе проектирования; б) тщательный отбор средств и техник организации презентации школьного проекта.

Оба замечания направлены на предупреждение ошибок, распространенных на этапе создания различного рода целевых программ и проектов. Так, первое из них вызвано часто фиксируемой в крае ситуацией «автономной» разработки проекта самим руководителем или другим должностным лицом (по поручению руководителя) со всеми вытекающими отсюда негативными последствиями -отсутствием необходимого набора проектировочных позиций, «отчужденностью» проекта от его непосредственных исполнителей и т. д. Второе помогает понять авторам проекта причину трудностей в его продвижении, привлечении необходимых ресурсов для реализации, в том числе, вовлечения широкой общественности, заинтересованной и берущей на себя ответственность за поддержку развития образования в крае, районе и т. д.

Организация самостоятельной работы обучающихся на местах не может не учитывать таких особенностей Алтайского края, как его значительная географическая протяженность и недостаточно высокая инфраструктурная освоенность ряда территорий. В целях оперативного консультативного сопровождения обучающихся АКИПКРО обычно использует специально созданную им несколько лет назад сеть муниципальных ресурсных центров дистанционного образования.

Специализация деятельности этих центров динамична и зависит от реализуемых в крае приоритетных проектов. На базе каждого центра всегда открыт

доступ к многоуровневой и полифункциональной системе информационно-образовательных ресурсов АКИПКРО, а также с помощью специально подготовленного педагога-тьютора предоставляется возможность передачи оперативного запроса обучающихся на дистанционную консультацию эксперта АКИПКРО.

Презентации подготовленных школьных проектов, их обсуждение и экспертиза, рефлексивный анализ участниками программы меры продвижения в реализации целей, поставленных в начале работы - это ключевые моменты в содержании работы третьего этапа обучения. Без комментариев отметим, что число подготовленных к презентации проектов на момент завершения курсов значительно возросло по сравнению с заявленными в начале работы.

Какие результаты на этих курсах повышения квалификации руководителей общеобразовательных школ представляются нам, как разработчикам программы, наиболее значимыми в контексте проблемы повышения эффективности и качества внутришкольного управления?

Прежде всего, в процессе организациошюго проектирования на основе самоопределения оформились и деятельностно проявились позиции руководителей - лидеров, которые приняли ценности развития образования на современном этапе и ответственность за их реализацию через конкретные проекгы и программы. Костяк лидеров составили представители первой группы, но были отдельные представители второй и третьей групп, выделенных нами по характеристике целей работы на курсах. Результаты повышения квалификации этой категории обучающихся проявились в изменении качества их способов проектирования, качества проектов, над которыми они вели работу в ходе курсов, а для лидеров из второй и третьей групп - и качества целеполагания.

Продуманные средства презентации ряда внутришкольных проектов позволили перевести обычно достаточно формальную процедуру отчета, завершающего курсовое мероприятие, в содержательную коммуникацию всех участников курсов.

На конкретных примерах проектирования и презентации готовых проектов руководителей - лидеров остальные участники сумели определить в ходе совместной рефлексивно-аналитической работы алгоритм действий в проектировании и начали его реализовывать «по образцу». Для данной категории обучающихся значимыми, на наш взгляд, стали дискредитация установки на пассивное наблюдение, ожидание «чьих-то» готовых управленческих решений, пригодных к использованию, и понимание новьгх профессиональных норм управленческой деятельности в образовании.

На основе рефлексивного анализа опыта подготовки проекта участники программы пришли к пониманию, что одним из необходимых условий управления проектом является формирование стратегической команды, поиск и «взращивание» человеческих ресурсов, инициативных групп, которые и обеспечивают эффективную реализацию проектов. Созданию и развитию такой «человеческой инфраструктуры» в немалой степени способств)'ет особый «язык» презентации проекта, понятный и убедительный как для профессионального педагогического сообщества, так и для широкой общественности.

Обучающиеся отметили самостоятельную ценность проектирования, в котором они участвовали, вне зависимости от содержания, освоенного в ходе создаваемых проектов. В совместном проектировании и в учебной аудитории, на своих рабочих местах во время заочной сессии они в значительной мере расширили собственный опыт решения различных социальных и межличностных проблем, не менее важный для руководителей, чем теоретические знания основ менеджмента.

В проектировании на местах многим обучающимся удалось «прожить» опьгт качественно иных отношений, в основе которых - открытые интересы, равноправные и ответственные позиции всех участников. К значимым результатам, проявившимся уже во время курсов, участники программы отнесли постепенное преодоление разрозненности и разобщенности руководителей школьного уровня. Целостное представление о едином управленческом пространстве края позволило выявить «места» дублирования и параллелизма в выполнении одних управленческих функций и отсутствующие «места» для выполнения других.

Поиск эффективных механизмов управления развитием школы и образования в целом позволил участникам курсов сделать вывод о том, что к таковым можно отнести конкурсные механизмы, направленные на выявление и поддержку инновационного потенциала и лидеров образования. Конкурсы позволили обнаружить «точки и территории роста» в пространстве регионального образования, и одновременно, выявить его дефициты.

Руководители общего образования, прошедшие обучение на курсах, получили возможность понять, что реализация любого из приоритетов развития образования требует консолидации усилий. При этом эффективное управление направлено на достижение мультипликативных эффектов, когда использование ресурса в конкретном направлении обеспечивает шаг развития системы образования в целом и порождает новые ресурсные возможности. Структура управления проектом предполагает соорганизацию общественных и государственных форм управления образованием, сотрудничество и взаимодействие на основе социального партнерства, активное распространение и развитие результатов реализации проектов различного уровня.

Оценка результатов обучения директоров школ предусматривала применение балльно-модульной системы и критериального аппарата для оценки уровня сформированности информационной компетентности руководителей по освоенным модулям.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Эффективность освоения содержания программы подтверждается результатами тестирования участников курсов повышения квалификации, а также анализом их текущих учебных работ (эссе, учебные проектные задания: программы развития школы до 2012 г., создания внутришкольной системы оценки качества образования, рефлексивные доклады и др.), выявившими достаточно высокую мотивацию обучающихся (более 80,0% от общего числа) к активной работе по изучению и распространению инновационного управленческого опыта, целостное представление значительной части руководителей школ о сути государственной политики в сфере образования, проводимых преобразо-

ИНТЕГРАТИВНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД...

ваний в более широких контекстах бюджетного и административного реформирования, понимание конкретных задач высшего менеджмента на школьном уровне.

Библиографический список

1. Абанкина, Т. В. Образовательное учреждение в условиях введения подушевого финансирования и отраслевой оплаты труда. [Текст]/ Т. В. Абанкина, И. В. Абанкина, [и др.]. - М.: АПКиППРО, 2007. - 64 с.

2. Абанкина, Т. В. Развитие сети образовательных учреждений. [Текст]/ Т. В. Абанкина, И. В. Абанкина, О. В. Баландина, С. В. Сигалов. - М.: АПКиППРО, 2007. - 128 с.

3. Горбунова, Л. Н. Освоение информационных и коммуникационных технологий педагогами в контексте ориентации на профессионально-личностное развитие [Текст]/ Л. Н. Горбунова, А. М. Семибратов. // Информатика и образование. 2004,-№7.-С. 91-95.

4. Моисеев, А. М. Проектное управление в образовании[Текст]: учебнометодический комплект материалов для подготовки тьюторов. / А. М. Моисеев, О. М. Моисеева. - М.: АПКиППРО, 2007. - 124 с.

5. Проект «Современная модель образования, ориентированная на решение задач инновационного развития экономики» [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.mon.gov.ru

УДК 378.6:68755

Глухих Светлана Ивановна

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной педагогики ГОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет», [email protected], Екатеринбург

ИНТЕГРАТИВНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД К ПОДГОТОВКЕ КОСМЕТОЛОГОВ В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ

Glukhih Svetlana Ivanovna

The senior lecturer of chair of social pedagogics of the Ural state pedagogical university, gluhih_ [email protected], Ekaterenburg

THE INTEGRATIVE-ACTIVITY APPROACH TO COSMETICIANS TRAINING IN MEDICAL INSTITUTION OF HIGHER EDUCATION

Одним из определяющих факторов развития отечественного образования на современном этапе являются процессы интеграции и глобализации, происходящие сегодня в мире. И хотя эти процессы характеризуются неоднозначностью, противоречивостью, нередко получают противоположную оценку исследова-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.