УДК 070:654.191-053.67(470.344) ББК Ч603.158.4(2Рос.Чув)
А.Д. ГАВРИЛОВ, А.М. ЭШКЕРАТ
РЕГИОНАЛЬНОЕ РАДИОВЕЩАНИЕ ДЛЯ МОЛОДЕЖИ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ (на примере Чувашской Республики)
Ключевые слова: средства массовой информации, региональное радиовещание, молодежная радиопередача, молодежная аудитория, конвергенция, Чувашская Республика.
В статье рассматриваются и характеризуются процессы становления и эволюции радиовещания для молодежной аудитории в постсоветском пространстве в Чувашской Республике. Авторами предпринимается попытка уточнения специфики молодежных радиопередач, их места и роли в региональной программной сетке. Отдельно анализируются радиопроекты на русском и чувашском языках. В ходе исследования установлено, что выпуском молодежных радиопрограмм в республике в основном занимаются государственные профессиональные радиостанции и на текущем этапе особенно активизируются студенческие редакции самодеятельных радиостанций при образовательных организациях. Авторами выявлены основные кризисные стороны современной радиопродукции для молодежного сегмента в Чувашии, значимые векторы ее развития. Дана комплексная оценка молодежной аудитории региона на основе обобщения исследования ученых Чувашского государственного института гуманитарных наук.
Социально-экономическая модернизация российского общества и общемировой научно-технический прогресс последних двух десятилетий неукоснительно привели к трансформации отечественной медиасистемы, появлению новых форм массовой коммуникации. Такие традиционные средства массовой информации, как печать, радиовещание и телевидение, оказались в кризисном положении и были вынуждены освоить цифровые механизмы работы в целях сохранения и привлечения аудитории. Процесс медиаконвергенции, как его именуют теоретики высшей школы, требует от журналистов особых мультимедийных компетенций и по сей день выступает своеобразной «проверкой на прочность» главным образом для региональных профессиональных сообществ [3. С. 289]. Овладевание инструментарием интернет-среды, интеграция с социальными сетями и сервисами становится частью привычного образа жизни современных масс-медиа.
Молодежь, как наиболее чуткая ко всему новому и технологичному часть социума, сегодня служит для СМИ прямым ориентиром. Ее реакция на медиа-продукцию и возможная к ней приверженность показывают, как меняется рынок, в каком направлении двигаться дальше. Понимание того, что и почему вызывает интерес у нового поколения потребителей информации, позволяет СМИ выстраивать успешную концепцию, а затем и расставлять акценты. Стереотип о том, что аудитория развлекательного контента всегда будет шире познавательного, уходит в прошлое. Исследователь медиаобразования молодежи И.В. Жилавская подчеркивает, что «медиатекст воспринимается современными молодыми людьми одновременно и как смысл, и как графический образ, и как вершина информационного айсберга. Молодежь желает все и сразу. Мультимедийность, интерактивность, гипертекстовость - главные характеристики современного медиатекста, который востребован молодежной аудиторией» [5. С. 127]. Поэтому, если продукт СМИ сочетает в себе все перечисленные выше свойства, выделяется качеством, он обязательно привлечет к себе внимание аудитории, и в первую очередь молодежной.
Современное радиовещание, изменив привычную практику работы, сумело приблизиться к былым позициям популярности. В отраслевом докладе Фе-
дерального агентства по печати и массовым коммуникациям «Радиовещание в России в 2015 г. Состояние, тенденции и перспективы развития» отмечается, что «величина аудитории радио в России продолжает оставаться значимой. В среднем хотя бы раз в сутки к радио обращались 64% населения, а хотя бы раз в неделю - 89%. Россияне продолжают слушать радио. Среднесуточное время радиослушания составило 252 мин, или 4 ч 12 мин. Это сопоставимо со среднесуточным временем телевизионных просмотров»1. Радиовещание вновь становится востребованным молодежью, в эфире реализуются специальные креативные проекты для этого сегмента аудитории. Исследователи молодежных СМИ по способу производства выделяют два вида медиапродуктов - официально зарегистрированные (профессиональные) и самодеятельные (корпоративные) [5. С. 128-129; 6. С. 71-72; 7. С. 308-310]. Первые создаются профессиональными журналистами и редакциями и транслируются на РМ-волнах, вторые выпускаются инициативными молодыми людьми при образовательных организациях и зачастую существуют в виде аудиоподкастов. Их одновременное функционирование в информационном пространстве позволяет отражать интересы большего числа слушателей. Данная практика начала широко распространяться в различных регионах России в постсоветское время. Интересная обстановка сложилась в Чувашской Республике.
Чувашская Республика (Чувашия) - субъект Российской Федерации, расположенный в Волго-Вятском регионе, центре европейской части страны. На ее территории проживают чуваши, русские, татары, мордва, марийцы и многие другие национальности. Государственными являются чувашский и русский языки. По данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Чувашской Республике - Чувашии (Чувашстата), «на 1 января 2015 года численность населения составляет 1 238 071 человек, среди них молодежи (лиц в возрасте от 15 лет до 29 лет) - 244 284 человек» [10]. Данная категория составляет 20% населения Чувашии, примерно 40% из них - экономически активны.
На сегодняшний день отсутствует научная литература, полноценно отражающая исторический опыт развития молодежных радиопроектов в нашей стране. При проведении исследования для нас несомненную значимость имели работы по теории масс-медиа декана факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова Е.Л. Вартановой [3]. В некоторых трудах последнего десятилетия мы обнаружили характеристику отдельных молодежных радиопередач и анализ особенностей их контента. Это прежде всего научные изыскания И.В. Жилавской [5], А.В. Колесниковой [6], А.В. Куприяновой [7]. Важно отметить, что специализированно изучением локальной истории радиопрограмм для молодежи в Чувашии ранее никто из ученых не занимался. Видный теоретик чувашской радиожурналистики Г.В. Вакку в своих публикациях затрагивал вопросы становления и развития чувашского радиовещания лишь в целом. В данной работе нами предпринята попытка восполнить этот пробел посредством сравнительного, системного, прогностического научных методов, а также метода логического анализа.
В 2014 г. ученые Чувашского государственного института гуманитарных наук - ЧГИГН (И.И. Бойко, И.Е. Ильин, Эктор Алос-и-Фонт, В.Г. Харитонова) провели обследование студенческой и учащейся молодежи Чувашской Республики, опросив более 700 студентов вузов, а также учащихся учреждений среднего и
1 Радиовещание в России в 2015 году. Состояние, тенденции и перспективы развития: отраслевой доклад [Электронный ресурс] // Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям: офиц. сайт. иР1_: http://www.fapmc.ru/rospechat/activities/reports/2016/radio.html (дата обращения: 15.07.2016).
начального профессионального образования. Предметом их исследования выступили основные формы идентичности молодежи, их социальное самочувствие, уровень межэтнических и религиозных отношений в регионе и т.п. По завершении исследования ЧГИГН подготовил печатный труд с данными аналитических материалов [2]. Результаты анкетирования показали, что молодежь Чувашской Республики - неравнодушная к проблемам общества часть населения, находящаяся в поиске возможностей для реализации собственного потенциала и стремящаяся к социально-экономическому благополучию, политической стабильности, культурному и нравственному росту. К числу социальных проблем, волнующих молодых людей больше всего, респонденты отнесли низкий уровень доходов (50,1%), безработицу (43,7%), рост цен, инфляцию (43,5%) и т.д. Основными источниками, распространяющими радикальные идеи среди молодежи, молодые люди называют «некоторые форумы в Интернете, материалы отдельных социальных сетей» (46,7% опрошенных) и «провокационные публикации и передачи в СМИ» (34,7% человек). Результаты исследования показывают, что поведение молодых людей прямо пропорционально транслируемым установкам в масс-медиа и сети Интернет, что подтверждает значимость СМИ и СМК в жизни современной молодежи и потребность разработки и внедрения специальной программы по медиабезопасности.
Наше внимание привлекли также следующие показатели: 54,5% молодежи считают своим родным одновременно чувашский и русский языки, только чувашский язык - 7,0% опрошенных, а только русский язык - 30,3% человек. Стоит признать, что большая часть респондентов владеет исключительно русским языком, но факт двуязычия нынешнего молодого поколения подчеркивает необходимость выпуска информационной продукции для молодежной аудитории в Чувашской Республике и на русском, и на чувашском языках.
В современном мире продукция молодежного радиовещания в процессе формирования информационного поля, благоприятного для развития подрастающего поколения, играет значимую роль и выполняет важную социальную функцию. Однако реальная практика свидетельствует о наличии определенных недостатков в реализации данного направления.
В республике выпускаются молодежные радиопередачи на русском и чувашском языках. Однако их положение в региональном медиаполе неодинаково. Реализацией чувашскоязычных молодежных радиопроектов занимаются лишь профессиональные государственные радиостанции. Образовательные организации, при которых вещают самодеятельные, любительские радиоканалы, создаваемые ученическим активом, оставляют их без внимания. Об этом свидетельствуют данные мониторинга информационной сети образовательных организаций Чувашии, которое провело в январе-феврале 2015 г. Министерство образования и молодежной политики Чувашской Республики. По их запросу сведения предоставили 6 учреждений высшего образования и 19 учреждений профессионального образования. В ходе мониторинга стало известно, что на базе образовательных организаций выпускается 20 студенческих газет и осуществляет вещание лишь 1 радиостанция. Единственная корпоративная (русскоязычная) радиостанция принадлежит БпОу ЧР «Чебоксарский экономико-технологический колледж». Она называется «Радиорубка ЧЭТК». Ее выпуски выходят два раза в месяц, над ними работают три сотрудника студенческой редакции. В последние десятилетия открытие на базе образовательных организаций персональных радиостанций является общемировой тенденцией [6. С. 71]. Свое радио в ближайшее время планируют запустить и два главных высших учебных заведения Чувашии - ФГБОУ ВО «ЧГУ имени И.Н. Ульянова» (в 2016/17 учебном году) и ФГБОУ ВО «Чувашская ГСХА» (в 2017/18 учебном году). Следует заметить, что рассматри-
вать радиопродукты самодеятельных молодежных масс-медиа наряду с радиопроектами профессиональных, официально зарегистрированных радиостанций, неправомерно.
Всего «по состоянию на 16.03.2016 г. в Чувашской Республике зарегистрировано 173 средства массовой информации: из них 138 - периодических печатных изданий (97 газет, 36 журналов, 2 бюллетеня, 2 сборника, 1 каталог), 33 - электронных СМИ (2 радиопрограммы, 12 телеканалов, 18 радиоканалов, 1 электронное периодическое издание), а также 2 информационных агентства»
[8]. Из ныне функционирующих 2 радиопрограмм и 18 радиоканалов лишь две радиостанции имеют собственные проекты для молодежи: «Радио Чувашии» (чуваш. Чаваш радио) - передачу на русском языке «Остров молодых» (с 1997 г.) и передачу на чувашском языке «Араскал» (Счастливая судьба) (с 1969 г.); «Национальное радио Чувашии - Чаваш Ен» (чуваш. Чаваш наци радиове) -русскоязычные передачи «Перекресток» (с 2010 г.) и «Студенческий городок» (с 2012 г.), чувашскоязычную передачу «Шурампур» (Рассвет) (с 2010 г.).
1. Радиостанция «Радио Чувашии» - подразделение Государственной телевизионной и радиовещательной компании «Чувашия» (ГТРК «Чувашия»). Она осуществляет регулярное вещание с марта 1932 г. на русском и чувашском языках по всей территории Чувашской Республики. «Радио Чувашии» транслируется на волнах государственных радиостанций «Радио России» и «Маяк» (придерживается их формата), а также в сети Интернет.
Проект «Остров молодых» - информационно-познавательная радиопрограмма для молодежи на русском языке, впервые вышедшая в эфир «Радио Чувашии» в 1997 г. На сегодняшний день она является самым продолжительным русскоязычным молодежным радиопроектом в Чувашской Республике. По мнению продюсеров вещания «Радио Чувашии», цель «Острова молодых» - ненавязчиво помочь молодежи сделать правильный выбор в жизни
[9]. За 19 лет вещания радиопередача ни разу не прерывалась, а ее ведущими в разные годы были профессиональные журналисты Эльвира Тимофеева (автор проекта), Надежда Степанова, Екатерина Степанова. В 2001 г. сократили хронометраж - с 25 до 15 минут, в 2012 г. совершили трансформацию вещания - от прямых эфиров к предварительной записи. Традиционной осталась периодичность выхода выпусков - 1 раз в неделю. Исследователи молодежных радиопередач Чувашии постсоветского времени А.Д. Гаврилов и Э.В. Никитина отмечают: «Ознакомившись со сценариями программы, мы можем охарактеризовать ее как радиокладезь полезных советов» [4. С. 81]. На ранних этапах развития программа имела рубрики «Перед зеркалом» (о правильном уходе за собой), «Психология общения» (о том, как стать «мастером» общения, приятным собеседником), «Учимся хорошим манерам» (о правилах этикета), «Если завтра война» (о патриотизме, долге перед Родиной). В начале 2000-х гг. в центре внимания передачи оказались злободневные молодежные проблемы (наркомания, алкоголизм, суицид и т.п.), обсуждение которых осуществлялось в формате круглого стола в присутствии компетентных специалистов. Сегодня под руководством ведущей Екатерины Степановой «Остров молодых» сохраняет свои лучшие традиции: здесь звучат интервью с молодыми людьми, рассказывающими о своем образе жизни, учебной деятельности, увлечениях и стремлениях, освещаются самые яркие молодежные мероприятия и т.п. В ближайших планах редакции радиопроекта - наладить взаимодействие с молодыми слушателями посредством общения на странице аккаунта радиостанции «Радио Чувашии» в социальной сети «ВКонтакте».
Для молодежи, говорящей на чувашском языке, «Радио Чувашии» с июля 1969 г. и по сей день выпускает информационно-развлекательную радио-
передачу «Араскал». В 2016 г. самому старому региональному чувашско-язычному молодежному радиопроекту исполнилось 47 лет. Автором и создателем радиопередачи является Венера Петровна Большова, впоследствии (1984-1991 гг.) ставшая председателем ГТРК «Чувашия». «Передача выходила в эфир каждую неделю и рассказывала о жизни молодежи республики. Здесь звучали корреспонденции о передовиках производства, музыкальные композиции, стихи и рассказы молодых начинающих авторов. Именно программа «Араскал» дала путевку в жизнь многим ныне известным артистам, писателям, ученым. С первых же выпусков передача стала популярной и любимой. С ней советовались, делились, к ней прислушивались - об этом говорили письма, которые приходили в Дом Радио буквально мешками. В 1998 г. радиопрограмма «Араскал» удостоена Государственной молодежной премии ЧР» [1], - сообщается в материале, посвященном посадке деревьев и открытию зеленой аллеи в честь 40-летнего юбилея радиопередачи. Данный молодежный радиопроект примечателен еще и тем, что за столь продолжительную историю существования он неизменно выходит еженедельно, чередуя вещание в прямом эфире и заранее записанное.
2. Радиостанция «Национальное радио Чувашии - Чаваш Ен» - одно из трех средств массовой информации, принадлежащих «Национальной телерадиокомпании Чувашии» («НТРК Чувашии»), учредителем которой выступает Министерство информационной политики и массовых коммуникаций Чувашской Республики. Она осуществляет вещание с 25 апреля 2009 г. на русском и чувашском (преимущественно - более 70% передач от общего количества) языках по всей территории Чувашской Республики на 105.0 РМ и 72.41 УКВ волнах, третьей кнопке, а также в режиме реального времени на официальном сайте «НТРК Чувашии». Концепция радиостанции представлена следующим соотношением передач: 30% - информационно-аналитические, 30% - образовательные, 20% -литературно-драматические и 20% - музыкальные. Важное место в сетке вещания радиостанции занимают радиопроекты для молодежной аудитории «Перекресток», «Студенческий городок» и «Шурампур» (Рассвет).
«Перекресток» - информационно-познавательная (иногда развлекательно-познавательная) радиопередача для молодежи на русском языке, впервые вышедшая в эфир в 2010 г. Ее авторами-создателями являются молодые люди в возрасте 23-25 лет - это Марина Арсентьева, Татьяна Чугунова и Андрей Антонов. Периодичность выхода новых выпусков передачи в 2010-2013 гг. - 1 раз в две недели, продолжительность - по 18-20 минут каждый. С 2014 г. регулярность вещания радиопрограммы нарушилась и ее хронометраж сократился до 15 минут. «Перекресток» транслируется 1 раз в два-три месяца - это объясняется тем, что ведущие совмещают работу над выпуском передачи с основной трудовой деятельностью. Этот радиопроект по структуре и подаче материала напоминает разновидность самодеятельных молодежных СМИ. Постоянными рубриками «Перекрестка» являются «Альтернатив» и «Мысли вслух». В первой - ведущие предлагают современной молодежи свою версию интересного и разнообразного образа жизни, делятся друг с другом историями лично пережитого опыта, на примере героев «нашего времени» стараются пропагандировать нравственные модели поведения людей. Ведущими движут бескорыстные мотивы в трансформации общепринятых, устоявшихся негативных явлений. Во второй - они комментируют результаты опросов (по актуальным молодежным проблемам), проводимых в группе-аккаунте радиопередачи «Перекресток» (пользуется популярностью) в социальной сети «ВКонтакте». Здесь ведущие общаются со своей аудиторией, знакомятся с реальными слушателями. В феврале 2015 г. произошли первые существенные
изменения за период длительного стабильного вещания «Перекрестка». Во-первых, увеличился состав ведущих - теперь в их команде новые молодые голоса - представители студенческой братии (Анастасия Ершова, Павел Майоров, Артемий Давыдов). Во-вторых, ввели новые рубрики «Отражение» (о любовных взаимоотношениях) и «Ученые доказали» (статистика, приведение неоспоримой фактологической информации). Для связки композиционных частей радиопередачи ведущие используют включение музыкальных композиций хип-хоп- и рок-направленности, соответствующих заявленной в выпусках тематике. Традиционная жанрово-тематическая структура «Перекрестка» основана на дружеской беседе шести абсолютно разных по социальным признакам молодых людей, их добрых и остроумных шутках, а также метких ремарках. Их речь - эмоциональна, понятна и доступна каждому слушателю, близка к разговорному стилю, но исключает сленговые выражения.
Радиопроект «Перекресток» получил признание в молодежной среде -это подтверждается активностью аудитории на странице передачи в социальной сети «ВКонтакте». Для дальнейшего развития проекта авторам-ведущим стоит увеличить частоту выхода выпусков в эфир и обозначить регулярность вещания на официальном сайте «НТРК Чувашии» в программе передач «Национального радио Чувашии - Чаваш Ен».
Параллельно с «Перекрестком» в эфире радиостанции функционирует и молодежный проект «Студенческий городок» - авторская информационно-познавательная, а иногда культурно-просветительская радиопередача для молодежи на русском языке, дебютировавшая в октябре 2012 г. в записи. Периодичность выхода выпусков варьируется от одного до двух раз в месяц, хронометраж составляет 25 мин. Автором и ведущим радиопроекта является студент-журналист Артем Гаврилов.
Передача «Студенческий городок» в региональном медиапространстве позиционирует себя как радиопанорама яркой и насыщенной жизни студентов Чувашской Республики. По форме вещания радиопрограмма напоминает радиожурнал, гармонично сочетающий в себе широкую тематическую направленность и разнообразие ее практического жанрового исполнения. К основным рубрикам относятся «Актуально» и «События» (информационно-новостные), «Учись! Стремись! И совершенствуйся!» (интервью с целеустремленными молодыми людьми, достойными представителями студенческой молодежи Чувашии), «Серые страницы» (рубрика вопрос-ответ, отдел взаимопомощи), к сезонной рубрике - «Я болею тобой, Студвесна» (радиодневник известного регионального молодежного творческого фестиваля) и к временной рубрике - «Любимое кино» (обзор киноновинок, рейтинги). Некоторые исследователи подчеркивают, что «цель проекта - стать верным другом каждому радиослушателю, вдохновить его на самосовершенствование, привить любовь к образованию, науке, культуре, здоровому образу жизни и спорту, зародить желание жить ярко, интересно, принося при этом пользу не только себе, но и окружающим. Стиль подачи материла - лаконичный монолог ведущего, сопровождающийся многочисленными мнениями студентов республики по определенной проблеме. Речь ведущего уместно эмоциональна, понятна, близка к литературному стилю» [4. С. 83]. Продвижение радиопроекта осуществляется ведущим с помощью сетевой платформы «ВКонтакте». Здесь в официальной группе передачи регулярно обновляются новости, ведется фонотека выпусков, устраиваются опросы и голосования среди пользователей. Важная особенность этой программы в том, что ее аудитория слушателей представлена исключительно учащейся и студенческой молодежью Чувашии.
Для чувашскоязычной части молодого населения региона редакция «Национального радио Чувашии - Чаваш Ен» в лице ведущей Екатерины Семеновой с августа 2010 г. готовит и выпускает информационно-развлекательную передачу «Шурампур» (Рассвет). Ее выпуски по своему содержанию, тематике и проблематике схожи с продукцией радиопрограммы «Араскал» (Счастливая судьба) конкурирующей радиостанции «Радио Чувашии». Она также выходит 1 раз в неделю, чередуя прямые и предварительно записанные эфиры. Важно отметить, что радиопроекты на чувашском языке в основном ориентированы на представителей районной и сельской молодежи и поэтому в первую очередь на волнах радиостанций затрагивают и отражают их интересы.
При изучении медиаобстановки Чувашской Республики мы также заметили, что выпуском молодежных радиопередач абсолютно не занимаются коммерческие радиостанции. Можем предположить, что такие проекты не вписываются в их вещательный формат, а также в этом, возможно, частные вещатели не видят большой финансовой перспективы.
В ближайшие годы на развитие радиовещания для молодежи в Чувашской Республике может существенно повлиять реализация на ее территории Федеральной целевой программы «Развитие телерадиовещания в Российской Федерации на 2009-2018 годы», утвержденной Правительством России 3 декабря 2009 г.1. Она направлена на переход от аналогового к цифровому вещанию. Для этого в субъектах Российской Федерации продолжается строительство сети цифрового эфирного телевидения (ЦЭТВ). Чувашия относится к числу регионов третьей очереди - здесь запланировано строительство 42 объектов связи, причем 14 из них - на базе существующих объектов Российской телевизионной и радиовещательной сети (РТРС). Цифровое вещание - это новый уровень развития технологий, абсолютное качество звука и графики. Строительство ЦЭТВ - это особая перспектива для радио, поскольку оно даст возможность расширить возможный спектр РМ-частот для функционирования новых региональных радиостанций, получения ими лицензии на вещание. С другой стороны - переход на «цифру» лишит радиослушателей и телезрителей, проживающих в таких национальных субъектах Российской Федерации, как Чувашия, бесплатного прослушивания радиостанций и просмотра телеканалов, вещающих на родном (национальном) языке. В настоящее время предложена законодательная инициатива по включению в мультиплексы региональных вещателей (радиостанций и телеканалов на национальном языке). Промежуточное решение федеральные органы власти видят в отдаче права субъектам России самостоятельно определять возможность осуществления аналогового вещания. По-прежнему возникает множество спорных вопросов. Профессиональные специалисты и эксперты в сфере медиа сходятся в одном, что будущее за мобильным вещанием - уже сегодня набирают обороты прослушивание и просмотр передач онлайн.
Текущее положение молодежного радиовещания в Чувашской Республике неоднозначно. В процессе исследования мы обнаружили несколько отрицательных явлений. Во-первых, современные региональные молодежные радиопередачи на русском языке выходят исключительно в записи, не пользуются преимуществами прямого эфира. Во-вторых, данные радиопрограммы по при-
1 О федеральной целевой программе «Развитие телерадиовещания в Российской Федерации на 2009-2018 годы: постановление Правительства РФ от 03.12.2009 г. № 985 (ред. от 29.08.2015) [Электронный ресурс] // Правительство РФ: офиц. сайт. URL: http://government.ru/docs/all/103307/ (дата обращения: 22.02.2016).
чине медленного конвергентного развития становятся менее привлекательными для слушателя. В-третьих, в структуре молодежных радиопроектов слабо представлен музыкальный сегмент, важный для их потенциальной аудитории. Решение проблем нам видится в следующем. Во-первых, поскольку некоторые материалы, действительно, требуют предварительной подготовки (сбора и подбора информации, ее анализа), предлагаем наладить вещание русскоязычных молодежных радиопередач по принципу равномерного сочетания -чередования выпусков, заранее записанных и созданных в прямом эфире, т.е. по примеру программ на чувашском языке. Во-вторых, в условиях информационной монополии интернет-среды важно осваивать платформы новых медиа и открывать на их базе собственные официальные аккаунты, что позволит взаимодействовать с молодым слушателем круглосуточно в режиме реального времени. В-третьих, редакциям молодежных передач государственных радиостанций Чувашии следует уделять особое внимание музыкальной составляющей и начать уместно размещать в своем эфире самые популярные хиты отечественных и зарубежных исполнителей. Если авторы и ведущие современных молодежных радиопроектов Чувашской Республики освоят успешные механизмы и принципы работы мультимедийной медиаконвергентной редакции XXI в., то уже сегодня их радиопродукция сможет составить значимую конкуренцию видным «брендовым», коммерциализированным СМИ и занять достойную нишу в глобальном медиапространстве.
Литература
1. «Аллея счастья - Араскал» украсила столицу Чувашии [Электронный ресурс] // Официальный сайт Администрации города Чебоксары. URL: http://gov.cap.ru/info.aspx? gov_id=81&pos= 51&id=742591 (дата обращения: 20.07.2016).
2. Бойко И.И., Харитонова В.Г. Студенческая и учащаяся молодежь Чувашии: гражданские ценности, социокультурные ориентиры / ЧГИГН. Чебоксары, 2014. 124 с.
3. Вартанова Е.Л. Будущее российских медиа: о необходимости прогнозирования // Век информации. 2016. № 2. С. 288-291.
4. Гаврилов А.Д., Никитина Э.В. Сравнительный анализ молодежных радиопередач Чувашии постсоветского времени // Сборник научных трудов молодых ученых и специалистов. Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2014. С. 80-84.
5. Жилавская И.В. Медиаобразование молодежи. М.: РИЦ МГГУ им. М.А. Шолохова, 2013.
243 с.
6. Колесникова А.В. Ценностные ориентиры современной студенческой молодежи и их формирование посредством вузовского радио // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2010. № 2(12). С. 70-73.
7. Куприянова А.В. Информационные интересы молодежи в аспекте медиабезопасности и их реализация в городской молодежной радиопрограмме // Вестник Челябинского государственного университета. Сер. Филология. Искусствоведение. 2013. № 21(312). С. 307-311.
8. Новости от 17 марта 2016 г. [Электронный ресурс] // Управление Роскомнадзора по Чувашской Республике - Чувашии: офиц. сайт. URL: http://21.rkn.gov.ru/news/news95781.htm (дата обращения: 20.04.2016).
9. Остров молодых [Электронный ресурс] // ГТРК «Чувашия»: офиц. сайт. URL: http://chgtrk.ru/radio/programms/87 (дата обращения: 15.06.2016).
10. Распределение численности населения Чувашской Республики по полу и возрастным группам на 1 января 2015 года [Электронный ресурс] // Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Чувашской Республике - Чувашии: офиц. сайт. URL: http://chuvash.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/chuvash/resources/9f8f4a0041268efca01ae7367ccd 0f13/2015.pdf (дата обращения: 15.02.2016).
ГАВРИЛОВ АРТЕМ ДМИТРИЕВИЧ - магистрант юридического факультета, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары ([email protected]).
ЭШКЕРАТ АМИН МУХАМАД - кандидат исторических наук, доцент кафедры журналистики, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары ([email protected]).
A. GAVRILOV, A. ESHKERAT
REGIONAL RADIOBROADCASTING FOR THE YOUTH: CURRENT STATUS AND DEVELOPMENT PROSPECTS (ON THE EXAMPLE OF THE CHUVASH REPUBLIC)
Key words: mass media, regional radiobroadcasting, youth radio program, youth audience, convergence, the Chuvash Republic.
The article examines and characterises the processes of formation and evolution of radiobroadcasting for the youth in the post-Soviet territory in the Chuvash Republic. The authors attempt to clarify the specifics of youth radio programs, their place and role in the regional broadcasting line-up. Radio projects in Russian and Chuvash are separately analyzed. The study concludes that professional state broadcasting radiostations mainly make youth radio programs in the Chuvash Republic and currently avocational student broadcasting stations at different educational organizations become more active. The authors revealed main problems of modern avocational broadcasting for the youth audience in the Chuvash Republic and determined the most significant vectors of its development. They also gave an integrated assessment of the regional youth generalizing research data of scientists of the Chuvash State Institute of the Humanities.
References
1. «Alleya schast'ya - Araskal» ukrasila stolitsu Chuvashii [The Alley of Happiness named Araskal has Decorated the Capital of the Chuvash Republic]. Available at: http://gov.cap.ru/in-fo.aspx?gov_id=81&pos=51&id=742591 (Accessed: 20 July 2016).
2. Boiko I.I., Kharitonova V.G. Studencheskaya i uchashchayasya molodezh' Chuvashii: grazh-danskie tsennosti, sotsiokul'turnye orientiry [The College and School Youth of the Chuvash Republic: Civic Virtues, Social and Cultural Guiding Lines]. Cheboksary, ChGIGN Publ., 2014, 124 p.
3. Vartanova E.L. Budushchee rossiiskikh media: o neobkhodimosti prognozirovaniya [The Future of the Russian Media: on the Necessity of Prediction]. Vek informatsii [The Age of the Information], 2016, no. 2, pp. 288-291.
4. Gavrilov A.D., Nikitina E.V. Sravnitel'nyi analiz molodezhnykh radioperedach Chuvashii post-sovetskogo vremeni [The Comparative Analysis of the Youth Radio Programs in the Chuvash Republic in the Post-Soviet Period]. Sbornik nauchnykh trudov molodykh uchenykh i spetsialistov [The Collection of the Scientific Works of Young Scientists and Specialists]. Cheboksary, Chuvash State University Publ., 2014, pp. 80-84.
5. Zhilavskaya I.V. Mediaobrazovanie molodezhi [The Media Education of Youth]. Moscow, Moscow State University of Humanities Publ., 2013, 243 p.
6. Kolesnikova A.V. Tsennostnye orientiry sovremennoi studencheskoi molodezhi i ikh formirova-nie posredstvom vuzovskogo radio [The Valuable Guiding Lines of Modern College Students and their Formation on the Basis of College Radio]. Vektor nauki Tol'yattinskogo gosudarstvennogo universiteta [The Vector of the Science of Togliatti State University], 2010, no. 2(12), pp. 70-73.
7. Kupriyanova A.V. Informatsionnye interesy molodezhi v aspekte mediabezopasnosti i ikh reali-zatsiya v gorodskoi molodezhnoi radioprogramme [The Information Interests of Youth in Terms of Media Safety and their Implementation in an Urban Youth Radio Program]. Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta. Ser. Filologiya. Iskusstvovedenie [Bulletin of Chelyabinsk State University. Series: Philology. Arts], 2013, no. 21(312), pp. 307-311.
8. Novosti ot 17 marta 2016 g. [News is on the 17th of March, 2016]. Available at: http://21.rkn. gov.ru/news/news95781.htm (Accessed: 20 April 2016).
9. Ostrov molodykh [The Island of Youth]. Available at: http://chgtrk.ru/radio/programms/87 (Accessed: 15 June 2016).
10. Raspredelenie chislennosti naseleniya Chuvashskoi Respubliki po polu i vozrastnym gruppam na 1 yanvarya 2015 goda [The Distribution of the Population of the Chuvash Republic According to Gender and Age Groups as it is on the 1st of January, 2015]. Available at: http://chuvash.gks.ru/ wps/wcm/connect/rosstat_ts/chuvash/resources/9f8f4a0041268efca01ae7367ccd0fl3/2015.pdf (Accessed: 15 February 2016).
GAVRILOV ARTEM - Master's Program Student of Law Faculty, Chuvash State University, Cheboksary, Russia ([email protected]).
ESHKERAT AMIN - Candidate of Historical Sciences, Associate Professor of Journalism Department, Chuvash State University, Cheboksary, Russia ([email protected])._
Ссылка на статью: Гаврилов А.Д., Эшкерат А.М. Региональное радиовещание для молодежи: современное состояние и перспективы развития (на примере Чувашской Республики) // Вестник Чувашского университета. - 2016. - № 4. -С. 37-45.