Научная статья на тему 'Культурно-просветительская миссия регионального радио (на примере «Радио Чувашии»)'

Культурно-просветительская миссия регионального радио (на примере «Радио Чувашии») Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1601
246
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАДИОЖУРНАЛИСТИКА / РАДИО РЕГИОНАЛЬНОЕ / КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬНАЯ МИССИЯ / "РАДИО ЧУВАШИИ"

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Вакку Григорий Владиславович

В своей деятельности радио выполняет несколько функций. Первая группа функций информационная, вторая функции, обеспечивающие социальное управление обществом, третья культурно-просветительские. В статье подробно рассмотрены культурно-просветительские функции и их реализация на региональном радио государственном радио «Радио Чувашии». Культурно-просветительская миссия «Радио Чувашии» заключается в том, чтобы участвовать в пропаганде и распространении в жизни общества высоких культурных ценностей, воспитывать людей на образцах общемировой культуры, тем самым способствуя всестороннему развитию слушателя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Культурно-просветительская миссия регионального радио (на примере «Радио Чувашии»)»

Г. В. Вакку

КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ МИССИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО РАДИО

(на примере «Радио Чувашии»)

В своей деятельности радио выполняет несколько функций. Первая группа функций — информационная, вторая — функции, обеспечивающие социальное управление обществом, третья — культурно-просветительские. В статье подробно рассмотрены культурно-просветительские функции и их реализация на региональном радио — государственном радио «Радио Чувашии».

Культурно-просветительская миссия «Радио Чувашии» заключается в том, чтобы участвовать в пропаганде и распространении в жизни общества высоких культурных ценностей, воспитывать людей на образцах общемировой культуры, тем самым способствуя всестороннему развитию слушателя.

G. Vakku

CULTURAL AND EDUCATIONAL MISSION OF REGIONAL RADIO (by the example of the "Chuvash Radio")

There are several functions ofa radio. The first group offunctions is informational; the second one provides social management of society; the third group includes cultural and educational functions. The article views cultural and educational functions in detail and their realisation in the regional radio — the state "Chuvash Radio".

The cultural and educational mission of the "Chuvash Radio" consists in taking part in propaganda and spreading of high cultural values, in bringing up people through samples of world culture in order to assist comprehensive development of listeners.

В современных социологических исследованиях культуры широко распространен тезис о медиазации всех общественных институтов. Имеется в виду то, что деятельность всех институтов, даже не нацеленных

на коммуникацию непосредственно, сегодня сопровождается поддержкой со стороны систем массовой коммуникации. При этом к медиа следует относить не только традиционных профессионалов в области

радио и телевидения (продукция этих каналов коммуникации адресована широкой, но достаточно безликой «массе»), но и широкую сеть рекламных агентов, интернет-дилеров, дизайнеров, профессионалов, которых называют «новыми культурными посредниками» и деятельность которых адресована конкретным социальным слоям.

В наши дни происходит увеличение числа и значения медиа в жизни, когда благодаря их деятельности спонтанные жизненные формы быстро превращаются в фиксированную культурную продукцию. Например, не так давно российская молодежь, возможно, и не успела понять то, что ей нужен хип-хоп, а на рынке уже существуют соответствующие исполнители. Слово «культура» используется не только в общественных науках, но и в обычном языке. Британский литературовед Раймонд Уильямс объединил все многообразие современных знаний этого слова в обычном языке в три группы:

1. Культура как уровень развития человека или общества. Так говорят о культуре поведения или о бескультурии, о культурной отсталости целого народа, о необходимости «повышать уровень» своей культуры.

2. Культура как образ жизни определенного народа. В таком значении сторонники антропологии говорят о «культуре Древней Греции».

3. Культура как определенные интеллектуальные и, главным образом, художественные практики: театр, кино, литература, музыка и т. д.1 В эту группу мы можем отнести и журналистику. А у радиожурналистики тем более есть все возможности участвовать в пропаганде и распространении в жизни общества высоких культурных ценностей, воспитывать людей на образцах общемировой культуры, тем самым способствуя всестороннему развитию человека. Благодаря широкому развитию системы каналов передачи информации, культура становится доступной для самых широких кругов2. Радио дает возможность в любом далеком уголке получать информа-

цию художественного, научно-популярного, учебно-образовательного, технического и другого характера прямо «из первых уст», оперативно и высокого качества. Миссия радио в этом отношении важная.

Радиовещание выполняет в комплексе сразу несколько функций. Их можно сгруппировать. Первая группа функций — информационная, вторая — функции, обеспечивающие социальное управление обществом, третья — культурно-просветительские, которые включают эстетические, просветительские, рекреативные (функции развлечения). Что же означает слово «функция»? Синонимы — обязанность, познание, роль, круг деятельности. Здесь необходимо иметь в виду и следующие факторы, характерные для массового вещания.

1. Радиовещание осуществляет разные функции одновременно.

2. В практике вещания встречаются и дисфункциональные явления (например, вместо информационного обеспечения аудитории дается дезинформация).

3. Жизнедеятельность радиовещания никогда и нигде не существует вне определенных агитационно-пропагандистских тенденций и тем более не свободна от них3.

Остановимся подробно на культурно-просветительских функциях и посмотрим, как выполняет эту миссию государственное радио — «Радио Чувашии».

Эстетическая функция. Во-первых, это эстетика лучших образцов радиожурналистики. Ее характеризуют: яркая образная речь — форма реализации мысли, сознания, психологическая острота диалогов; четко выстроенная звуковая картина событий, которая рождает в слушателях эффект присутствия; логичное сочетание слова, музыки и шумов; элегантность композиции всей передачи. На «Радио Чувашии» огромная роль в этом отношении принадлежит звукорежиссерам Виктору Дмитриеву и Сергею Паргееву4, звукооператорам Татьяне Дмитровой и Елене Дмитриевой, о чем не забывают радиожурналисты и напоминают также гостям студии.

Журналисты и дикторы должны владеть культурой речи — совокупностью коммуникативных качеств речи: правильностью, точностью, логичностью, чистотой, выразительностью, разнообразием5. Дикторы чувашских текстов Маргарита Кабетова и Владимир Прохоров, русских — Надежда Неверова и Олег Авельев соответствуют этим требованиям. Они постоянно повышают свое мастерство в Институте радио и телевидения (Москва).

В современном вещании равные по значимости места занимают и непосредственное вещание («прямой эфир»), и фиксированное (предварительно записанная на пленку передача). Эстетика массового вещания развивается в соответствии с эволюцией этих двух направлений.

Во-вторых, радио транслирует в эфире произведения разных видов искусств: музыки, театра, литературы. В практике вещания накоплен уникальный опыт аудио-адаптации художественных произведений разных жанров, видов и форм. В то же время радио создает на основе литературных, музыкальных и театральных сочинений аудиопроизведения, имеющие самостоятельную духовную и эстетически-технологическую ценность.

Благодаря Чувашскому радио жители республики знакомятся произведениями профессиональных и самодеятельных композиторов творческими коллективами республики, Поволжья и страны. Редакция музыкальных передач стала действительно «народным университетом». Чувашские песни впервые прозвучали по радиостанции им. Коминтерна в 1920-е гг. Исполнили их студенты с г. Чебоксары, обучающиеся в то время в Москве. В 1929 г. прозвучали песни в исполнении Чувашского государственного хора во время гастролей в Москве.

В Чебоксарах певцы и музыканты у микрофона начали выступать с 1932 г. До этого в передачах использовали грампластинки с записями. Первые пластинки записаны в Москве в 1929 г. Сюда вошли произведе-

ния Ф. Павлова, С. Максимова, В. Воробьева. В 1930-е гг. в записи передач активное участие принимали преподаватели и студенты музыкального техникума. Записывали также и инструментальные произведения. Для инструментального исполнения чувашской народной музыки по радио музыку обрабатывал В. Кривоносов, а песни для соло — Г. Воробьев и др.

В июне 1935 г. Чувашское радио впервые провело радиофестиваль коллективов художественной самодеятельности. В нем приняло участие 15500 исполнителей.

С чувашской музыкой радиослушателей знакомили Государственный хор под управлением В. Воробьева и созданный в 1936 г. симфонический оркестр (дирижер С. Гра-бер). В марте 1936 г. Радиокомитет и чувашский государственный хор приняли участие в I Всесоюзном радиофестивале. Журнал «Работник радио» отметил, что Чувашская АССР показала себя с лучшей стороны и что музыкальная культура здесь находится на высоком уровне. После этого Москва запрашивала чувашские радиоконцерты в каждом квартале, а радиокомитеты Чувашии и Татарстана стали обмениваться музыкальными программами.

А в июне 1936 г. Комитет по радиофикации и радиоинформации при Совете Народных Комиссаров ЧАССР провел радиофестиваль художественной самодеятельности республики6.

В 1937—1938 гг. в Москве вышла пластинка новой чувашской музыкой. Песни Ф. Павлова, В. Воробьева, В. Кривоносова, Г. Лискова, Г. Лебедева исполняли Чувашский государственный хор, солисты И. Васильев, А. Казакова. До 1950 г. таких пластинок больше не выходило. Чувашскую музыку для радио писали специалисты из Москвы.

В военные годы не переставала звучать музыка в эфире. В 1943 г. создается песенный ансамбль радиокомитета7. Руководители: композиторы В. Воробьев, потом Г. Хирбю и Г. Лебедев. В 1967 г. организован хор радио, которым до 1973 г. руководил А. Орлов-

Шузьм. Потом дирижерами стали П. Федоров, М. Яклашкин. В 1992 г. этот коллектив получил статус Чувашской государственной хоровой капеллы, а через год — академической капеллы.

В июне 1958 г. в Казани состоялся первый выпуск объединенного радиожурнала автономных республик «Между Волгой и Уралом». В нем прозвучал концерт-очерк музыковеда «Народный певец» о 80-летнем самобытном певце и фольклористе Г. Федорове, в репертуаре которого насчитывалось 750 песен. В настоящее время материалы для этого радиожурнала про Чувашскую республику готовит редактор Н. А. Мулянов. Заслуживает внимания оформление программы с использованием музыкальных произведений композиторов семи республик. Создан уникальный фонд таких записей. С появлением чувашской эстрады с 1989 г. в студии радиовещания начали записывать эстрадных исполнителей. Это Елена Степанова, Светлана Асамат, Николай Казаков, Елена Османова, Петр Романов и другие. Все записи хранятся в фондах фонотеки Чувашского радио.

С появлением на Чувашском радио музыкальных программ редакторами были А. Токсина, З. Селиванова, Т. Фандеев, Ф. Чемоданов, Ю. Илюхин, Г. Маркиянов, И. Константинов-Ахрат, Н. Морозов, Н. Ар-тюков. Сегодня редактором является И. Канавичева. В творческом тандеме со звукорежиссерами В. Дмитриевым, С. Парге-евым, оператором Т. Димитровой они продолжают радовать жителей республики и Поволжья своими качественными интересными и содержательными программами. Они дарят слушателям добро и хорошее настроение.

Около 40 тысяч единиц рулонов хранятся в фонотеке «Радио Чувашии». Здесь прозаические и драматические, поэтические произведения авторов: К. Иванова, П. Ху-зангая, Л. Агакова, Я. Ухсай, Г. Терентьева, Н. Терентьева и др. Произведения известных композиторов Чувашии: Ф. Павлова, Г. Хирбю, Г. Лебедева и др. Их записывали

редакторы А. Токсина, Ф. Чемоданов, позже А. Мадянова, Ю. Перминова и др. Удачные творческие союзы В. Егоров — В. Яковлев, В. Егоров — В. Оринов позволили пополнить фонды радио интересными спектаклями артистов ЧГАДТ им. К.В. Иванова и ЧГТЮЗ им. М. Сеспеля. Приглашали на записи и авторов пьес. Материалы в настоящее время активно используются для создания литературных передач. Есть и специальная передача цикла «Из нашего фонда».

Рубрика «Театр у микрофона» представляет редакцию литературно-художественных программ «Радио Чувашии». Следует отметить, что режиссеры чувашского радио активно сотрудничают и сельскими художественными самодеятельными коллективами, народными театрами. Народные театры Синъялского и Чебоксарского района, Аликовского и Ибресинского домов культуры частые гости радиостудий. Детские вокальные студии Ольги Малеевой, Вероники Арисовой, Игоря Аркадьева по радио знакомят слушателей со своим творчеством. Можно утверждать: радио влияло и будет влиять на эстетическое развитие населения.

В-третьих, свои оригинальные образцы аудиокультуры радио вырабатывало в течение многих десятилетий. 80 лет звучит в эфире Чувашское радио. Радиопоэмы, фельетоны и очерки, оригинальные радиопьесы всех жанровых направлений, трагедии, комедии, радиооперетта утвердились в эфире. Радио доказало, что оно не просто ретранслятор различных видов творчества, но и самостоятельная, равноправная с другими область культуры8.

Функция просвещения. Радиовещание в стране всегда выступало как эффективное средство получения знаний и приобщения к достижениям мировой культуры широких слоев общественности. Эта функция важна была в 1926—1941 гг., когда был низкий образовательный уровень населения. У микрофона с радиоуроками выступали представители образовательных структур.

В настоящее время функция просвещения видоизменилась, приобрела новые черты, но познавательные потребности и интересы аудитории, которым и призвано отвечать радиовещание, будут существовать всегда.

Не так давно звучала в эфире программа «Чавашла каласма веренетпер» (Изучаем чувашский язык). Редактор — Петр Андреев, вели программу артистка Валентина Трифонова, дикторы Маргарита Кабе-това, Олег Авельев, Надежда Неверова. Сегодня на «Радио Чувашии» около 40 цикловых передач. Из них многие программы содержат элементы просвещения. Ценные знания, много нового всегда можно получить, прослушав и «Женский клуб» (редактор — Ольга Тургай), «Почему», «Памятные даты недели» (редактор — И. Перов), «Звонок», «Хотим знать» (редактор — Г. Васт-рюкова).

Функция развлечения (рекреативная функция). Многие развлекательные или рекреативные радиопрограммы нельзя назвать журналистикой. Тем не менее документальная радиодрама, познавательные радиооткрытки, которые граничат с публицистикой, несут в себе развлекательный заряд. Не случайно в период становления отечественного радиовещания в структуру радиогазет включались веселые викторины, различные музыкальные номера, лишенные жесткой идейно-пропагандистской направленности, как в Москве, так и на Чувашском радио.

«Рекреация» происходит от лат. гесгеаИо — восстановление и означает отдых, восстановление сил человека, израсходованных во время работы. На «Радио Чувашии» развлекательных программ достаточно. Их готовят редакторы молодежных и музыкальных программ Э. Тимофеева и И. Канавичева, а также В. Тимофеев. «Музыка саламе» (Музыкальный привет), «Кайри-мала» (Хит-парад), «Черерен калана самахсем» (От души) и другие. Элементы, части встречаются во многих радиопрограммах, где проводятся конкурсы, со-

ревнования, викторины. Правильно ответив на вопросы, радиослушатель получает не только эмоциональное удовлетворение, но и материальный приз от спонсоров и партнеров проекта. Например: «Сочини новогоднюю песню на русском и чувашском языках». Проект проводился совместно с торговой компанией «ТАВ», предприятиями «Ибресинское молоко», «Фанно-фатти» и другими.

Подборки занимательных фактов, веселых анекдотов составляют еще одну группу развлекательно-познавательных передач. Раньше на республиканском радио эту программу вел Дед Кельбук (Келпук мучи) — артист Ефим Никитин. Сейчас юмористическую программу готовят и ведут артисты — Виталий Сергеев (Чувашский государственный театр юного зрителя) и Николай Дмитриев (артист Чувашского государственного академического ансамбля песни и танца). Однако культурный уровень ведущих этих юмористических программ оставляет желать лучшего, так как в передачах звучат некоторые выражения, граничащие с грубостью, а иногда и бестактность по отношению к аудитории.

К развлекательной продукции радио также относятся трансляции и записи различных конкурсов и концертов. Адаптация таких мероприятий к передаче в эфир считается работой редактора — журналиста, но ведущий передачу, становится участником, если он готовил интервью со «звездами», которые участвуют в передаче, или ведущий может комментировать их рассказ. Лучшим примером служит радиопрограмма «Араскал» (Счастливая судьба), редактором которой является Э. Тимофеева, а также «Мехел» — редакции В. Егорова.

Творчески одаренная молодежь республики показывает свое мастерство на межрегиональном фестивале сельской молодежи «Араскал» (Счастливая судьба), которая проводится один раз в два года. Учредителем фестиваля является ФГУП «Государственная телерадиовещательная компании

«Чувашия». С 2002 г. еженедельно выходит в эфир музыкальное приложение к эстрадной программе «Счастливая судьба».

Культурно-просветительская миссия «Радио Чувашии» заключается в том, чтобы, будучи одним из институтов культуры

общества, участвовать в пропаганде и распространении в жизни республики высоких культурных ценностей, воспитывать людей на образцах общемировой культуры, тем самым способствуя всестороннему развитию человека.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Галанова Г. Е. Культурология: Учеб. пособие. — Казань: Изд-во «Таглимат» ИЭУГ, 2004. — С. 48.

2 Прохоров Е. П. Введение в теорию журналистики: Учеб. пособие. — М.: Изд-во МГУ, 1995. — С. 142.

3 Шерель А. А. Радиожурналистика. — М.: Изд-во МГУ, 2000. — С. 112.

4 Говорят и показывают Чебоксары: Очерки / Автор-составитель В. П. Большова. — Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 2006. — С. 82.

5 Сенкевич М. П. Культура радио — и телевизионной речи. — М.: Изд-во МГУ, 1997. — С. 38.

6 Вакку Г. В. История чувашского радиовещания. — Чебоксары: Изд-во Чув. ун-та, 2002. — С. 10.

7 ЦГИА ЧР. Ф. 1466. Оп. 1. Д. 72. Л. 66.

8 Шерель А. А. Радиожурналистика. - М.: Изд-во МГУ, 2000. - С. 125.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.