Г. В. ВАККУ
СТАНОВЛЕНИЕ ФОРМ, ЖАНРОВ И ВИДОВ ЧУВАШСКОГО РАДИОВЕЩАНИЯ
Тридцатые годы - время бурного развития радиовещания страны, новых форм радиопропаганды и жанров радиожурналистики. Программный материал состоял из двух видов радиовещания: общественно-политического и художественного. Общественно-политическое охватывало информационное и пропагандистское вещание, а также основную часть вещания для детей и молодежи. Второй вид включал в себя литературно-драматические и музыкальные программы, часть вещания для детей и молодежи. Эта структура видов радиовещания утвердилась в период его становления.
Сложившаяся к концу 1930-х годов структура видов вещания в своей основе продолжает действовать и сегодня. В настоящее время на Чувашском радио два отдела: информационно-публицистических и художественных программ вещания.
Главное свойство общественно-политического вещания - это его документальный характер. В передачах говорилось о событиях и фактах, имевших место в действительности. А главной задачей художественного вещания была пропаганда достижений чувашской культуры (произведения композиторов, поэтов, драматургов, музыкальных исполнителей, лучших народных коллективов). На основе анализа микрофонных материалов можно утверждать, что основными формами радиопередач в 1930-е годы были: радиогазеты; радиожурналы; доклады, лекции, консультации; ответы на вопросы радиослушателей; трансляция собраний, конференций, концертов, спектаклей; радиомитинги, радиопереклички, радиособрания; радиоуниверситет, тематические литературно-музыкальные монтажи.
В чувашскоязычном радиовещании появляются и начинают развиваться следующие жанры радиожурналистики: радиосообщение, интервью, репортаж, обзор печати; беседы, выступления, комментарии; радиофельетон, радиоочерк, радиокомпозиция.
До 1932 г. ведущее место в общественно-политическом вещании страны занимали радиогазеты [1]. Радиогазета была прообразом современной вещательной программы дня: она объединяла информационные выпуски, политические доклады, актуальные репортажи, беседы на научные темы, экономические обозрения, интервью с руководителями разных рангов, концерты по заявкам, сатирические стихотворные фельетоны, литературно-музыкальные композиции.
Рождение самой формы радиогазет непосредственно связано с печатными изданиями. Заимствуя газетную практику организации материалов, жанры и формы, радио обладало и своей спецификой: восприятие материалов на слух, живое изложение, разговорный язык и др. Как справедливо отмечено Ю.А. Летуновым, «с первых же шагов журналистика на радио не только брала на вооружение опыт печатных газет, но и нащупывала пути прямого разговора со слушателями» [2, с. 37-38].
Вокруг вопроса, какой должна быть радиогазета, шли оживленные дискуссии. Одни считали, что по радио нужно издавать газету, существующую, например, «Правду» или «Известия» [3], другие призывали к слиянию «газеты, издающейся на печатном станке, с газетой, идущей в массы другими техническими способами» [4, с. 128]. Как отмечает доктор филологических наук профессор В.Л. Цвик, «...на радио надо рассказывать, а не читать. Вы не вещаете для широкой аудитории, а объясняете конкретному радиослушателю, что происходит на свете» [5, с. 20].
Основной формой общественно-политического вещания до 1932 г. были радиогазеты. Меткое определение специфических особенностей радиогазет дал
А.М. Горький. Он писал: «Радиогазета должна строиться по принципу печатных газет. В ней должны преобладать фельетон, коротенький художественный очерк, частушки. Статьи должны подаваться в виде афоризмов, лозунгов» [6].
Известный исследователь истории радиовещания В.Н. Ружников отмечает, что «связь радиовещания с газетой носит характер не одностороннего, а двустороннего процесса, характер взаимоотношения. Активно воздействуя на радио, газета в то же время на себе испытывает обратное активное воздействие радиовещания» [7]. Радиогазета представляла собой как бы переходный период от форм и жанров печати к формам и жанрам радиовещания.
Первый выпуск радиогазеты в нашей стране прозвучал в воскресенье 23 ноября 1924 г. Это была первая «Радиогазета РосТА» [8, с. 22].
В организации радиогазет определенные навыки вырабатывались у чувашских журналистов в 1918-1922 гг. Тогда одним из важнейших средств информации и массового воспитания трудящихся Чувашии стала печать. В развитие этой формы массовой пропаганды и политического просвещения в Чувашии большой вклад внесли уездные отделения РосТА при ВЦИКе. Они выпускали «Радиобюллетени», «Плакатные вестники», стенные газеты. «Плакатные вестники» перепечатывались в уездных центрах по 2-3 раза в неделю тиражом до 100 экземпляров. Здесь же выпускались «живые» газеты, сатирические плакаты, иллюстрированные вестники и другие виды художественной агитации [9, с. 222]. РосТА приняло непосредственное участие в издании первого номера газеты «Известия Революционного Комитета Автономной Чувашской области РСФСР» [10]. В работе областного отделения РосТА активное участие принимали журналисты Г.П. Кубарев, П.З. Львов, С.М. Авксентьев-Лашман, Я.Я. Акмин, Г.А. Григорьев, А.А. Русланова-Акмина и др.
К 1930 г. в стране насчитывалось около трехсот радиогазет [11, с. 56]. Радиогазеты состояли из живых коротеньких сообщений о жизни сельсовета, школы, об агрономии, о санитарии и медицине и заканчивались призывами организовать коллективные слушания радиопередач из Москвы, Чебоксар. Первые выпуски радиогазет дают наглядное представление о том, как складывалась радиожурналистика, как вырабатывались жанры и формы, рассчитанные только на слуховое восприятие. Особенно ценным было то, что радиогазеты опережали печатные издания «£амрак хрерчен» (Молодой крестьянин), «Пирён ял» (Наша деревня), «Чаваш хрерченё» (переименованную позднее в «Коммунар») и др. на целые сутки, а с учетом доставки газет в отдельные районы республики - даже на 10 дней. Радиогазеты организовывались не только на уровне республик, городов, но и практически на каждом заводе, фабрике. Сотрудники Чувашской приемно-передающей радиостанции, а позже и радиокомитета, командировались на предприятия и в деревни с целью организации заводских или сельских радиогазет. Хорошо была налажена работа по организации радиогазет на таких крупных предприятиях, как Шу-мерлинский завод спецавтофургонов, Козловский завод автофургонов, Вур-нарский химзавод, Чебоксарский кирпичный завод и др. [12, с. 7].
В августе 1932 г. радиогазеты были ликвидированы. Это явилось следствием того, что радиогазеты изжили себя как форма вещания. К этому времени начали свою жизнь различные радиожанры. И становилось тесно «на страницах» радиогазет, которые являлись преградой для передачи, скажем, эфирного репортажа. Ликвидация радиогазет повлекла за собой крупную реформу общественно-политического вещания. Место радиогазет заняли регулярные выпуски «Последних известий». По примеру Центрального радио редакция «Последних известий» была создана и на Чувашском радио. Она регулярно выпускала оперативные передачи - сводки новостей, больше всего отвечавшие специфике радиовещания. «Последние известия» положили конец деле-
нию информации по категориям населения, как это делалось в радиогазетах. Из их выпусков радиослушатели узнавали все новости о политических событиях в стране и за рубежом, об экономической жизни города и села.
Как видим, в структуре политвещания (таблица) ведущее место занимали «Последние известия». Эта редакция готовила также выступления по актуальным вопросам производственной, экономической и международной жизни [14].
Структура программ по видам вещания за 9 месяцев 1939 г. [13]
Виды вещания По плану, ч Факт., ч
Художественное вещание 336 357
Политвещание 429 442
из них,«Последние известия» 238 259
прочие передачи 84 65
платная информация 41 35
В начале 1930-х годов большое значение приобретают организаторские формы радио: радиоперекличка, радиоконференция, радиособрание, радиозаседание, т.е. практически все формы партийной работы были перенесены на радиовещание.
Радиоперекличка предполагает одновременную связь в эфире двух и более радиожурналистов, находящихся в различных местах, в том числе и в различных экономико-географических районах.
Радиопереклички позволяли коллективам предприятий через эфир вызывать друг друга на соревнование, вести контроль за его ходом. В них участвовали председатели колхозов, директора совхозов, секретари райкомов. О ходе соревнования в мае 1931 г. рассказали представители Чебоксарского и Козловского районов [15].
Действенными были и радиосовещания, которые отличались длительностью звучания в эфире и более масштабным географическим охватом. Радиосовещания подтолкнули журналистов работать экспромтом и организовывать в большом количестве трансляции с места событий, чтобы повысить роль радио в жизни страны.
В начале 1930-х годов, начиная с самой маленькой бригады на заводе или в колхозе и кончая республикой в целом, - все были втянуты в соревнование. Поэтому радиосовещания, радиозаседания сыграли немаловажную роль в данном процессе.
Радиобюллетени и трансляции съездов, конференций, совещаний прочно вошли в практику политвещания. Например, перед выборами в Верховный Совет СССР во II полугодии 1937 г. Чувашрадиокомитет организовал ежедневную трансляцию передач из окружных центров по специальному графику через радиостанцию [16].
Трансляция с мест событий зародилась в 1925 г. на Центральном радио и широко применялась всеми его вещательными подразделениями. Трудовой подъем масс, соревнования за выполнение пятилетки в четыре года вызвали к жизни ряд форм организаторской и агитационно-пропагандистской работы. Аналогичная картина наблюдается и в радиовещании. Зарождаются радиомитинги, радиорейды. Здесь уместно отметить, что всего этого не хватает в нынешней работе ФГУП ГТРК «Чувашия». Нет трансляций с сессий Госсовета ЧР, различных важнейших форумов, проводимых в республике, в районах, репортажей с мест событий.
Распространенной формой общественно-политического вещания были радиомитинги. Они посвящались важным политическим событиям, проблемам сельского хозяйства, промышленности и др. Обсуждение народнохозяйствен-
ного плана ЧАССР на 1931 г., принятого IV съездом Советов Чувашской АССР (февраль, 1931 г.), итоги работы промышленности за 1931 г. и перспективы развития на 1932 г. (декабрь, 1931 г.) [17]. Открывали радиомитинг, как правило, представители обкома партии. Затем выбирали рабочий орган радиомитинга. Радиомитинг не заканчивался в день трансляции, а продолжался в виде проверки выполнения решений, отчетов.
Наряду с радиогазетами, радиоперекличками в общественно-политическом вещании Чувашского радио важное место занимали образовательные передачи, лекции, доклады, беседы. Их тематика затрагивала разнообразные аспекты экономической, политической и культурной жизни. От единичных бесед на определенную тему, например, «Что должна знать женщина-мать» [18], радиовещание стало переходить к чтению больших циклов популярных лекций, таких как «Сельскохозяйственные вопросы» [19], «Наша деревня за 20 лет» [20] с выступлением председателей сельсоветов и колхозов.
В начале 1930-х годов распространение получили радиоуниверситеты [21, с. 9], но просуществовали они недолго, преобразовавшсь в 1930 г. в институты заочного обучения по радио (далее в тексте ИЗОР. - В.Г.) [22]. А в 1934 г. форму заочного обучения по радио берет на себя ЦК партии, создав Всесоюзный институт массового заочного обучения партактива при ЦК ВКП(б) (далее в тексте ИМЗО. - В.Г.). Чувашскому отделению института предстояло за 19351936 учебный год обучить 2000 человек. Заочное партобучение было организовано в 15 районах республики, а также на некоторых крупных предприятиях. Ответственными за организацию аудиторий на местах были представители райкомов партии [23].
В 1930-е годы развитие получило и художественное вещание, состоящее из литературно-драматических и музыкальных передач. Радио дало возможность познакомиться с богатством музыки, театра, литературы. Литературно-драматическое и музыкальное вещания развивались по следующим направлениям: пропаганда творчества чувашских, русских и зарубежных писателей, поэтов, композиторов, народного художественного творчества; трансляция концертов, спектаклей; музыкально-образовательные, литературно-образовательные передачи.
Первым музыкальным редактором Чувашского радиокомитета была назначена А. Токсина, окончившая Московскую консерваторию. Она привлекла к работе на радио и известных певцов - И. Васильева и А. Казакову. В передачах 1930-х годов участвовали преподаватели и студенты музыкального техникума: Г. Воробьев, Н. Суслов, П. Филиппов, И. Люблин, В. Ходяшев. И. Люблин в 1935 г. написал радиоораторию «Нарспи». По радио звучали чувашские народные песни в обработке В. Кривоносова и Г. Воробьева. С чувашской музыкой радиослушателей знакомил Государственный хор под руководством В. Воробьева.
В исследуемый период практиковалась прямая трансляция открытых симфонических и эстрадных концертов солистов и коллективов Чувашского радиокомитета и исполнителей Чувашской государственной филармонии из академических театров и кинотеатров и др. [24].
Самой распространенной формой музыкального вещания были концерты из студии. Почти все они шли тогда в живом исполнении [25].
1935-1936 гг. характеризовались огромным ростом организационной роли радиокомитета в области работы с самодеятельными кружками и отдельными исполнителями. Проведенный в июне 1936 г. радиофестиваль выявил 15600 участников, в том числе хористов, певцов и других исполнителей на самых разных инструментах. За успешное проведение радиофестиваля постановлением Всесоюзного радиокомитета было отпущено Чувашрадиокомитету на премирование лучших участников и организаторов радиофестиваля 10 тыс. руб. [26].
В 1930-е годы на Чувашском радио начали использовать грампластинки. Записи приходилось делать в Москве. Первые записи чувашских песен появились в 1929 г. В 1937-1938 гг. в Москве вышли новые пластинки с записью чувашской музыки, что стало для Чувашского радиокомитета большим подарком. Это были песни, исполненные чувашским государственным хором и солистами И. Васильевым и А. Казаковой. В 1937 г. музыкальную редакцию возглавила А. Казакова [27, с. 73].
Для полного представления картины деятельности музыкального вещания проанализируем его работу за первое полугодие 1939 г. [28]. В это время в вещании преобладали произведения чувашских композиторов. Чувашская музыка была молодой, развивающейся. Народ хотел слушать своих песенников, фольклорные, а также музыкальные произведения. За шесть месяцев было транслировано 72 концерта, что составило 12 концертов в месяц [29]. Судя по многочисленным архивным документам, редакция литературно-драматических передач в 1930-е годы передавала в эфир отрывки из произведений и сами произведения классиков русской литературы: А. Пушкина, Н. Гоголя, М. Лермонтова, советских писателей и поэтов: М. Горького, М. Шолохова, А. Толстого, В. Маяковского и др. Пропагандировалась чувашская литература. Радиослушатели знакомились с произведениями М. Шумилова, М. Данилова-Чалдуна, В. Митты, С. Эльгера, Я. Ухсая, П. Хузангая, классиков чувашской литературы К. Иванова и М. Сеспеля [30]. В исполнении артистов Чувашского государственного академического театра передавались в эфир спектакли и комедии на русском и чувашском языках [31].
Например, в первом квартале 1938 г. в эфир вышли радиопостановки «На чеку», «Как закалялась сталь». Отдельные радиопередачи посвящались жизни и творчеству классиков чувашской, русской и мировой литературы и искусства. Редакция дала в эфир роман С.В. Эльгера «Шурампур килсен» (На заре). Также были организованы передачи и для детей под названием «Писатели - детям». Слушателей знакомили с произведениями авторов соседних автономных республик. Готовились передачи о художниках, мастерах сцены [32]. В 1930-е годы редакцию литературного вещания возглавляли С. Лашман, К. Сергеев-Турхан, Я. Зверев.
Еще одна форма художественного вещания - радиофильм - на Чувашском радио появляется в середине 1930-х годов. На Всесоюзном вещании она возникла раньше. Еще в 1929 г. на основе работы Московского радиоцентра было дано определение специфики и природы радиофильма. Так, С. Головачев и В. Фурцев утверждали, что радиофильм имел прямую связь с кинофильмом, но в его основе вместо монтажа зрительных кадров лежат звуковые, которые «имеют не меньшую изобразительную и выразительную силу, в не меньшей степени подлежат художественно-монтажной обработке и имеют не меньше права стать строительным материалом новой культуры. Звук и образ - два равноправных элемента окружающей нас действительности» [33, с. 5]. В действительности первые радиофильмы были созданы значительно раньше. Журнал «Радиослушатель» в 1928 г. писал: «Несомненно крупным событием в жизни ленинградского радиовещания явилась передача первого радиофильма, посвященного Степану Халтурину, выдающемуся революционеру, одному из пионеров русского рабочего движения» [34, с. 39].
Радиофильмы способствовали зарождению сложного и многоликого жанра - радиоочерка. Радиофильмы в основном были посвящены известным событиям или знаменитым людям, Народному артисту СССР М.Д. Михайлову, Народному артисту Чувашской АССР, основоположнику чувашского кино И.С. Максимову-Кошкинскому и др. [35].
Таким образом, в процессе становления радиовещания формировались его основные виды: общественно-политическое (информация, пропаганда, детское, молодежное) и художественное (музыкальное и литературно-драма-
тическое) вещание, развивались формы и жанры радиожурналистики. Первоначально общественно-политические программы составлялись в основном из лекций, докладов, выступлений у микрофона. С 1931 г. основной формой передач стали радиогазеты, сыгравшие видную роль в применении накопленного опыта печати в практике радиовещания, в выявлении и развитии специфических особенностей радиожурналистики. Принципиальное значение для развития форм и жанров радиовещания имела перестройка общественно-политических программ. Введенные выпуски «Последних известий» вместо радиогазет открыли широкий простор для развития радиожанров и их применения в вещании, повышения оперативности и дальнейшей дифференциации передач. В практике организаторской деятельности получили широкое применение радиособрания, радиомитинги, радиопереклички, выездные редакции, содействовавшие развитию политической и трудовой активности трудящихся города и деревни. В годы третьей пятилетки происходило дальнейшее развитие жанров радиожурналистики, зарождались адресные передачи: для работников промышленности, колхозников, детей и др. категорий слушателей.
Литература
1. ЦГА ЧР. Ф. 1466. Оп. 1. Д. 67. Л. 66.
2. Летунов Ю.А. О развитии документальной радиожурналистики. К теоретической конференции по проблемам радио- и телеинформации. М.: Мысль, 1966. 96 с.
3. Радио всем. 1925. № 7. 31 декабря.
4. Равин И.В. Историю радио - на службу практике вещания // Современность, человек, радио. М.: Искусство, 1968. С.121-128.
5. Цвик В.Л. Журналист с микрофоном. М.: Изд-во МНЭПУ, 2000. 40 с.
6. Горький М. О советском радиовещании // Правда. 1928. 8 августа.
7. Наука о радиовещании // Современность, человек, радио. М.: Политиздат, 1968. С. 45.
8. Радиожурналистика: Учеб. / Под ред. А.А. Шереля. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2000. 480 с.
9. Сергеев Т.С. Культура Советской Чувашии. Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 1989. 334 с.
10. Известия Революционного комитета Автономной Чувашской области РСФСР. 1920. 11 июля.
11. Летунов Ю.А. Время. Люди. Микрофон. М.: Искусство, 1974. 279 с.
12. Чувашия за 50 лет. Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 1970. 132 с.
13. ЦГА ЧР. Ф. 1466. Оп. 1. Д. 25. Л. 44.
14. Там же. Д. 59. Л. 92.
15. ЦГА ОО ЧР. Ф. 1122. Оп. 1. Д. 2. Л. 7.
16. ЦГА ЧР. Ф. 1466. Оп. 1. Д. 3. Л. 163.
17. ЦГА ОО ЧР. Ф. 1. Оп. 1. Д. 2. Л. 7.
18. ЦГА ЧР. Ф. 1466. Оп. 1. Д. 354. Л. 189.
19. Там же. Д. 34. Л. 12; Д. 74. Л. 120.
20. Там же. Д. 3. Л. 163.
21. Радиослушатель. 1928. № 5.
22. ЦГА ЧР. Ф. 1466. Оп. 1. Д. 74. Л. 120.
23. ЦГА ЧР. Ф. 1466. Оп. 1. Д. 60. Л. 86.
24. Там же. Д. 1. Л. 18.
25. Илюхин Ю. Юра-кёвё янарать эфирта // Ялав. 1996. № 10. С. 101-102.
26. Радиоработник. 1937. № 1.
27. Крысин П.А. Пёрле ёрленё юлташсене тав туса // Таван Атал. 1996. № 11.
28. ЦГА ЧР. Ф. 1466. Оп. 1. Д. 342. Л. 28.
29. Там же. Л. 30.
30. ЦГА ЧР. Ф. 1466. Оп. 1. Д. 28. Л. 48, 49, 51.
31. Там же. Д. 67. Л. 1.
32. Там же. Л. 2.
33. Радиослушатель. 1929. № 25.
34. Дубровин В.Б. К истории советского радиовещания. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1972. 78 с.
35. ЦГА ЧР. Ф. 1466. Оп. 1. Д. 28. Л. 51.
ВАККУ ГРИГОРИЙ ВЛАДИСЛАВОВИЧ родился в 1972 г. Окончил Чувашский государственный университет. Кандидат филологических наук, доцент кафедры электронных средств массовой информации и рекламы Чувашского университета, член Союза журналистов России. Область научных интересов - журналистика. Автор 16 научных публикаций.