Новикова О.Н.
к.и.н., зав. отделом ИНИОН РАН
РЕГИОНАЛЬНОЕ ИЗМЕРЕНИЕ АФГАНСКОГО КОНФЛИКТА
Ключевые слова: международная безопасность, афганский конфликт, афганское урегулирование.
С выводом сил международной коалиции из Афганистана усилится борьба соседних с Афганистаном стран за влияние в регионе. Рассмотрим позиции основных региональных игроков и, прежде всего, - Пакистана.
Пакистан
Главная цель, которую ставили перед собой пакистанцы, соглашаясь поддержать военную операцию в Афганистане, - не допустить Индию в Афганистан и предотвратить сближение между Вашингтоном и Нью-Дели - не была достигнута. Региональный баланс сил после 11 сентября 2001 г. сместился в сторону Индии. А в мировом масштабе гигантский геополитический сдвиг с Запада на Восток сопровождался всё возрастающим сближением Соединенных Штатов с поднимающейся Индией, имеющим целью сдерживание Китая.
После начала военной операции Пакистан потерял «стратегическую глубину» в результате замены пропаки-станского режима талибов на более лояльную к Индии администрацию Х. Карзая, сотрудничавшую с бывшими полевыми командирами Северного альянса.
Поддержка Пакистана американцами несколько уменьшится в связи с уходом из Афганистана и интенсификацией отношений с Индией. Но США признают решающую роль Пакистана в процессе передачи ответственности афганскому правительству и силам безопасности, учитывают предоставление пакистанской территории талибам и осознают значение Пакистана как важнейшего торгового пути. Поэтому они не смогут полностью отказаться от предоставления экономической и военной помощи этой стране. Ранее обоснованием заботы о стабилизации Пакистана и тесных связей с ним было опасение американцев, что экстремисты могут захватить ядерное оружие Пакистана, сейчас же большинство экспертов полагает, что это маловероятно.
Не исключено, что Пакистан хочет заручиться поддержкой талибов на тот случай, если они придут к власти в Кабуле. Пакистан втайне предоставляет убежище группам Хаккани, используя это как рычаг давления на правительство Афганистана. Недоверие по отношению к Пакистану особенно сильно у таджиков, узбеков и других непуштунских народов. Напряжение в афгано-пакистанских отношениях сохраняется и по причине нерешённого пограничного спора. Афганское правительство не признаёт границу по «линии Дюранда» от 1893 г., разделяющую пуштунские племена.
Американцы подозревают, что большая часть помощи, оказываемой Соединенными Штатами Пакистану (26 млрд. долл.), направляется на укрепление обычных (конвенциональных) вооруженных сил Исламабада, заточенных на борьбу с главным противником - Индией. Кстати, такие вложения в Пакистан уже не соответствуют переориентации американской стратегии в сторону Азиатско-Тихоокеанского региона. Хотя можно предположить, что американцы рассчитывают, что Пакистан будет сдерживать растущее влияние Индии в регионе.
Региональные и международные игроки будут пытаться играть главные роли при достижении окончательных договоренностей по Афганистану. И здесь позиция Пакистана будет очень важна. Переговоры главных игроков при участии Пакистана в целях урегулирования конфликта могут к миру не привести. Но без участия Пакистана никакое урегулирование не состоится.
Индия
Каковы стратегические цели Индии? Она стремится быть доминирующей державой в Южной Азии и во всём бассейне Индийского океана. Эта наступательная стратегия разительным образом отличается от предшествующей линии поведения, носившей скорее реактивный характер. Продвижение Индии в Афганистан объясняется следующими мотивами. Индия хочет вырваться за пределы исторической сосредоточенности своей политики на Пакистане. Усилия Дели в Афганистане направлены также и на то, чтобы обеспечить решение проблем в сфере безопасности, локализованных в Афганистане и Пакистане. Все исламские террористические организации, действующие на территории Индии или против Индии, проходили подготовку в Афганистане, и подавляющее большинство связаны с движением Талибан. Кроме того, с территории дружественного Афганистана Индия могла бы иметь возможность контролировать враждебную активность Пакистана.
Индия опасается активизации исламистских группировок, базирующихся в Афганистане и Пакистане и по причинам внутреннего характера. Исламистские организации успешно вербуют сторонников из числа недовольных индийских мусульман по всей стране.
Если сравнивать возможности Индии и Пакистана в продвижении своих интересов, то последний имеет ряд преимуществ. Пакистан географически ближе, чем Индия, пакистанцы имеют много родственников и соплеменников в Афганистане. В своей борьбе с индийским влиянием Пакистан готов идти на рискованные действия, поддерживая группировку Хаккани, афганских талибов и террористическую организацию Лашкар - и -Тайба. Однако в индийском обществе нет единства в вопросе о необходимости идти на риск, связанный с расширением своего присутствия в Афганистане, особенно имея в виду вывод международных сил.
После начала военной операции в Афганистане в 2001 г. Индия направила свои усилия в сферу восстановления и экономического развития ИРА. Индия - и самый крупный региональный донор. Индия хотела бы иметь возможность разрабатывать огромные залежи железной руды на территории Афганистана для нужд своей растущей сталелитейной промышленности.
Афганистан для Индии - своеобразный мост в ЦА.
Индия планирует импортировать газ из Туркменистана посредством газопровода ТАПИ (Туркменистан, Афганистан, Пакистан, Индия). И ей нужен стабильный и контролируемый Афганистан. Индию интересует узбекский хлопок и возможность широкомасштабной торговли оружием. Индию, которая расширяет свою ядерную программу, ураном снабжает Казахстан. С мая 2002 г. функционирует индийская военная база в Фархоре (Таджикистан) с официальной целью облегчения доставки гуманитарной помощи в Афганистан. Но эта база ещё и знак физического присутствия Индии в Центральной Азии для обеспечения контроля за действиями Пакистана и Китая. Ограничение влияния Китая в Центральной Азии - трудное дело, т.к. он имеет сухопутные границы с тремя странами этого региона -Казахстаном, Киргизией и Таджикистаном.
Индия ограничена в достижении своих целей. Претендуя на региональную гегемонию, она может усилить свою активность в Афганистане, тем самым провоцируя Пакистан на враждебные действия против неё на территории Афганистана, Индии и в других местах. Она может выбрать другой вариант своей стратегии и свернуть свою активность в Афганистане, чтобы умерить опасения Пакистана, но тогда она не сможет подтвердить свои претензии на доминирование в регионе.
Иран
Исламская республика Иран (ИРИ) продолжает рассматривать развитие отношений с Афганистаном в числе своих внешнеполитических приоритетов. Тегеран стремится следовать курсу на афганское урегулирование в региональном формате, что сейчас, правда, представляется всё менее вероятным, при этом активизирует усилия с целью снизить роль внешнего фактора в разрешении афганской проблемы и одновременно закрепить свои лидирующие позиции в данном процессе.
Тегеран в отношениях с Кабулом зачастую выступает в роли «старшего брата», периодически демонстрируя наличие действенных рычагов для оказания нажима на афганское правительство. В числе наиболее актуальных вопросов остается проблема миллионов афганских беженцев. В Пакистане и Иране находятся 2,5 млн. официально зарегистрированных беженцев. Приблизительно такое же количество беженцев незарегистрированных. Около 75% из них находятся за пределами своей страны уже более тридцати лет, что, однако, не способствовало их интеграции в сообщества принимающих стран. Обострение двусторонних отношений вызывают аресты и даже казни афганских граждан в ИРИ по обвинению в контрабанде наркотиков.
Но хотя афганский конфликт создал Тегерану серьёзные проблемы в связи с мощным потоком наркотиков, поступающих из Афганистана и наплывом беженцев, превратившим Иран во вторую по количеству беженцев страну в мире, военное присутствие США у своих границ Иран расценивает как наибольшую для себя угрозу. По мнению афганских военных экспертов, западный фронт талибов в провинциях Гильменд, Фарах и Герат сформирован не без помощи Тегерана. Его можно рассматривать в качестве своеобразной буферной зоны, прикрывающей иранскую границу от американцев и их западных союзников с востока. Иран не может не радовать провал американской политики в Афганистане, однако ему нужен стабильный и нерасчленённый Афганистан, поскольку он опасается распространения сепаратизма на своей территории. Если Афганистан будет распадаться, Тегеран, возможно, поддержит неталибские вооруженные группировки, как он уже это делал в 1990-х годах. Одна из причин этого - то, что иранское государство опирается на ислам шиитского толка и воспринимает экстремистское суннитское государство у своей восточной границы как угрозу, кроме того, оно считает себя защитником афганских хазарейцев - шиитов. Открыто поддерживать талибов Иран не решается, но делает это скрытно, к тому же имея в виду, что талибы могут прийти к власти в Кабуле. Враждебность Тегерана по отношению к США усугубляется из-за жесткой позиции американцев по ядерной программе Ирана и их поддержки, как подозревают иранцы, повстанческих групп белуджей на территории Ирана.
Тегеран озабочен вполне реальной перспективой сохранения военного присутствия США в ИРА после 2014 года на длительный период. Религиозно-политическое руководство ИРИ опасается, что США превратят Афганистан в плацдарм, с которого они намерены осуществлять активные действия по ослаблению в регионе позиций Ирана, а, заодно, Китая и России.
Антииранская политика США ограничивает возможности ирано-афганского сотрудничества и не позволяет Ирану в полной мере реализовать задачу по вовлечению Афганистана в орбиту своего влияния.
Интересно заметить, что Кабул не полностью идет на поводу у США в своих отношениях с Ираном. Например, афганское руководство рассматривает стремление Ирана к развитию мирной атомной программы как его неотъемлемое право.
Китай
После событий 11 сентября Китай заявил о своем намерении сотрудничать с Соединенными Штатами в борьбе с терроризмом, и в каком-то смысле повторилась конфигурация союза США - Китай - Пакистан, которые когда-то объединились, противодействуя операции советских войск и присутствию СССР в Афганистане. Правда, часть китайской политической элиты настороженно относится к активности США в регионе, подозревая их в желании доминировать в Центральной Азии и выйти в стратегический тыл Китая.
Однако главная озабоченность Китая в сфере безопасности - это потенциальное распространение экстремистской идеологии и насилия на территорию Синьцзян-Уйгурского автономного района (СУАРа). Наряду с буддизмом, христианством и даосизмом здесь широкое распространение получил ислам. В этом районе культивируется идея отделения от Китая. Правительство КНР опасается, что сепаратистские настроения и мусульманская идентичность большой части населения будут способствовать тому, что в районе возрастёт влияние афганских экстремистов.
Китай вовлечен главным образом в экономическое развитие Афганистана, и его нежелание вести активную политическую деятельность объясняется опасением прослыть врагом ислама, что ухудшит ситуацию в СУАРе и осложнит его отношения с Пакистаном.
Китай начал разрабатывать второе в мире медное месторождение Айнак, будет строить в Афганистане теплоэлектростанцию, железную дорогу (Афганистан - Таджикистан - СУАР). Пекин стремится получить доступ к рынкам и природным ресурсам Афганистана, выражая готовность и действительно вкладывая средства в экономику и, в частности, в инфраструктуру страны. Китай преследует цель диверсифицировать источники получения сырья и расширить пространство для транспортировки ресурсов.
Подход Пекина к урегулированию афганской проблемы в корне отличается от стратегии США, рассматривающих Афганистан и Пакистан как единое геополитическое пространство. То, что в Пекине не исключают участия движения Талибан в афганской урегулировании, в принципе согласуется с линией официального Кабула на вовлечение в процесс урегулирования основных общественно-политических сил Афганистана.
В целом надо отметить, что в настоящее время совпадение интересов Китая, Пакистана, Индии и США в деле борьбы с терроризмом размывается. Приоритетными стали другие вопросы: энергетическая безопасность, политическое будущее Афганистана, всё растущее соперничество между США и Китаем.