Научная статья на тему 'Афганская проблема и соседние мусульманские страны'

Афганская проблема и соседние мусульманские страны Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1163
193
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Афганская проблема и соседние мусульманские страны»

М. Арунова,

доктор политологии, кандидат исторических наук (ИВ РАН) АФГАНСКАЯ ПРОБЛЕМА И СОСЕДНИЕ МУСУЛЬМАНСКИЕ СТРАНЫ

В течение почти полувека ситуация в Афганистане резко менялась. Изменялось и отношение к афганским событиям мусульманских стран. Наибольшее внимание эти страны стали проявлять к Афганистану с весны 1978 г. в связи с приходом к власти прокоммунистической Народно-демократической партии, с созданием Демократической Республики Афганистан (ДРА) и особенно после ввода в страну в декабре 1979 г. советских войск. За десять лет до этого, в 1969 г., была основана Организация Исламская конференция (ОИК). (В 2011 г. ОИК изменила свое название и ныне именуется ОИС - Организация исламского сотрудничества.) Решение о ее создании было принято на встрече глав государств и правительств мусульманских стран в Рабате (Марокко). Непосредственным поводом для встречи послужил поджог израильтянами иерусалимской мечети, считающейся после Мекки и Медины третьей по значению мусульманской святыней.

Основными целями ОИК были названы укрепление солидарности, развитие сотрудничества в политической, экономической, социальной и культурной сферах, поддержка борьбы всех мусульманских народов в защиту их достоинства, независимости и национальных прав, оказание помощи народу Палестины в борьбе за восстановление законных прав и возвращение оккупированных территорий. Организация провозгласила также своими задачами противостояние любым формам дискриминации и колониализма, создание благоприятных условий для сотрудничества и взаимопонимания между странами - членами ОИК и другими государствами.

До апреля 1978 г. и особенно до конца 1979 г. лидеры арабских государств считали, что события в Афганистане напрямую не затрагивают их интересы. В январе 1980 г., после ввода в страну советских войск, на Чрезвычайной сессии ГА ООН арабские государства (кроме Сирии, Ирака, Ливии, Алжира и Южного Йемена) проголосовали за резолюцию, осудившую акцию СССР. Тогда же, в январе 1980 г., на конференции министров иностранных дел стран - членов ОИК было принято решение приостановить членство Афганистана в этой организации.

Вскоре в арабских странах Ближнего Востока и Магриба были созданы структуры, задачей которых стало оказание разносторонней помощи афганской оппозиции: «борцам за веру» -моджахедам, лидеры которых, а также тысячи их сторонников и почти 3 млн беженцев устремились в Пакистан. Часть беженцев, в основном шииты, нашли убежище в Иране. Массированная и разносторонняя помощь исламистам в лице моджахедов оказывалась и по государственной линии, и через многочисленные благотворительные фонды мусульманских и европейских стран, где проживали и поныне проживают миллионы мусульман1. Тогда же в Саудовской Аравии был создан Исламский координационный совет, филиалы которого обосновались в арабских странах. В их функции входили сбор средств и формирование отрядов добровольцев для последующей отправки в Афганистан. Содержание, обеспечение вооружением и боеприпасами боевиков осуществлялись через Саудовский комитет поддержки, открывший представительства в населенных пунктах на афгано-пакистанской границе. Гуманитарную помощь беженцам, помимо ООН, оказывали отделение Красного Полумесяца Саудовской Аравии и различные благотворительные фонды. Кроме того, в лагерях строились медресе.

Швейцарский автор Р. Лабевьер в книге «Доллары террора. Соединенные Штаты и исламисты», изданной в 1999 г., привел примеры «органической связи» между исламистами и Саудовской Аравией, а также свидетельства об их контактах с западными спецслужбами. Саудовские и египетские банки направляли многомиллионные средства, собранные в виде закята (налога в пользу неимущих) в благотворительные фонды, часть этих средств получали моджахеды. Ссылаясь на неопровержимые данные, Р. Ла-бевьер убедительно доказал связь международной организованной преступности с исламистами, в том числе и афганскими, в роли «крестных отцов» которых выступали Саудовская Аравия и США.

При этом Р. Лабевьер назвал человека, предложившего в свое время американской администрации идею использования исламистов в борьбе против СССР. Имя этого человека - Збигнев Бжезинский. Значительную долю ответственности за финансирование исламистов Р. Лабевьер возлагал и на банковские структуры ОИК, в частности на подведомственные данной организации Фонд развития, Арабский фонд развития стран - экспортеров нефти, Арабский фонд экономического и социального развития и др. Из саудовских банков Р. Лабевьр особо выделяет частный банк, основателем которого был принц М. бен Фейсал2.

После вывода советских войск в 1989 г. активность исламистских боевиков в Афганистане и их покровителей несколько снизилась. Часть боевиков осталась в Афганистане, другая двинулась в Кашмир, Чечню, Нагорный Карабах, Боснию и Герцеговину, некоторые примкнули к экстремистским группировкам стран Центральной Азии.

Свержение ДРА не принесло мир и спокойствие на афганскую землю. В конце апреля 1992 г. к власти в Афганистане пришла непрочная коалиция лидеров моджахедских партий, принадлежавших к различным этносам. Внутри коалиции тотчас же разгорелась вооруженная борьба за власть. Ситуация осложнялась тем, что едва ли не за каждой из соперничавших партий, группировок и объединений полевых командиров стояли внешние силы -Саудовская Аравия, другие арабские страны, США, Пакистан и Иран. Их попытки примирить враждующих оказались безуспешными. В результате страна была фрагментирована, хотя формально в Кабуле функционировали центральные органы власти во главе с президентом. В создавшейся ситуации у руководства Эр-Рияда, других арабских и соседних с Афганистаном мусульманских государств зрела необходимость сформировать новую силу. Такой силой стали укрывавшиеся в Пакистане пуштунские (афганские) беженцы, обучавшиеся в медресе, - талибы, носители идей жесткого радикального ислама суннитского толка. Более чем весомый вклад в создание Движения «Талибан» (ДТ) внесли Саудовская Аравия, Пакистан и США.

Осенью 1994 г. тысячи талибов, обученные и вооруженные своими покровителями, перешли пакистано-афганскую границу, а затем, не без боев заняв большую часть территории Афганистана, в сентябре 1996 г., вошли в Кабул. Ряды боевиков постоянно пополнялись тысячами выходцев из многих мусульманских стран. Часть созданных на территории Афганистана военных баз и лабораторий, не только перерабатывавших наркосодержащие культуры в героин, но и занимавшихся изготовлением бактериологического и химического оружия, содержалась на средства обосновавшегося в Афганистане саудовского миллионера Усамы бен Ладена, который еще в 1990 г. создал террористическую организацию «Аль-Каида». По данным экспертов Лондонского института стратегических исследований, с 1996 г. на базах «Аль-Каиды» в Афганистане было подготовлено порядка 20 тыс. боевиков3.

Согласно данным Жана Шарля Бризара, издавшего в Париже в 2001 г. в соавторстве с Гийомом Даскье книгу «Бен Ладен,

запрещенная правда», «Аль-Каида» пользовалась прямой и косвенной поддержкой 400 высокопоставленных лиц, 500 компаний и организаций по всему миру. Среди них фигурируют, в частности, саудовские принцы, занимавшие посты министра обороны и руководителя спецслужб. В годы пребывания в Афганистане советских войск они играли решающую роль в финансировании вооруженной оппозиции режиму НДПА, сотрудничая со спецслужбами США и Пакистана, а затем финансировали талибов и «Аль-Каиду» . Финансовая система помощи представляла собой своеобразную смесь клиентелизма и семейственности, а также секретной дипломатии, правила которой разрабатывали ЦРУ и Саудовская Аравия4.

Однако взаимоотношения между исламистами в лице талибов и Саудовской Аравией развивались далеко не безоблачно. Источником осложнений становились всё более тесные контакты ДТ с «Аль-Каидой». «Развод» между ними, видимо, начался после вторжения Ирака в Кувейт в 1990 г., когда была поставлена под вопрос «религиозная чистота» саудовских властей, прибегнувших к помощи «неверного» Запада. Что касается непосредственно бен Ладена, то его конфликт с некоторыми претендентами на королевский престол вызвал раздражение Эр-Рияда, а затем трения между саудовским руководством и лидерами ДТ, все более прислушивавшимися к «советам» бен Ладена. В результате бен Ладен был лишен подданства Саудовской Аравии. В 1998 г. МИД Королевства официально заявило о нежелательности пребывания в стране временного поверенного правительства талибов, а затем посол саудитов был отозван из Кабула. Вместе с тем, по некоторым данным, саудиты, официально порвавшие связи с бен Ладеном, в тщетной надежде на то, что «Аль-Каида» не станет организовывать теракты в Саудовской Аравии, продолжали переводить на ее счета крупные суммы5.

После терактов в США 11 сентября 2011 г. и отказа руководства ДТ выдать американцам бен Ладена, которому были предъявлены обвинения в их организации, 70 государств, в том

* По сведениям, приведенным в книге В. Куделева, Усама бен Ладен тщательно скрывал свои связи с ЦРУ и, видимо, поэтому обязал близких ему людей убить его в случае угрозы пленения. Последняя по времени встреча бен Ладена с сотрудниками ЦРУ состоялась в июле 2000 г. в Дубае, куда бен Ладен выезжал на лечение.

числе арабских, поддержали возглавленную Вашингтоном военную операцию «Несокрушимая свобода».

Наиболее резко против талибов выступал тогдашний лидер Ливии М. Каддафи. В официальном заявлении М. Каддафи подчеркивал, что талибы «объявили неверными всех, кроме самих себя, хотя на самом деле именно они, впав в неведение, не несли ничего, кроме убийств и безумных карательных акций»6. Некоторые арабские страны, поддержавшие военную операцию в Афганистане, оказывали содействие контингентам США, Великобритании и других стран НАТО. ОАЭ перебросили в Афганистан небольшие по численности группы спецназа, а на средства Египта в Баграме был открыт госпиталь.

Обращения же США / НАТО к арабским странам направить военнослужащих для участия в военных операциях в Афганистане оставались без ответа. Призывы президента Карзая к государствам Ближнего Востока и Магриба оказать содействие в восстановлении афганской экономики также не получали ожидаемой Кабулом реакции.

Лидеры арабских стран на разных уровнях, в том числе и в рамах ОИК, выступали и ныне выступают за решение афганской проблемы политическим путем при несомненном участии ООН. Принимаемые ими в последнее время резолюции носят в основном декларативный характер. Так, Эр-Рияд, в частности, призывает X. Карзая пойти на примирение с талибами, а Катар выступил посредником в переговорах представителей США и ДТ.

Сдержанность государств Ближнего Востока и Магриба некоторые отечественные специалисты, как, например, А.Б. Подце-роб, объясняют не только их озабоченностью серьезнейшими внутренними проблемами, но и тем, что правящие элиты не могут не учитывать мнение «базара», «улицы», в своем большинстве склонных рассматривать действия США / НАТО не как борьбу против терроризма, а как выступления «неверных» против мусульман и ислама в целом. Широко известны антиамериканские митинги и демонстрации населения арабских стран, особенно в связи с оскорблением в западных СМИ святынь ислама и Пророка Мухаммеда, повлекшие бурю негодований широких масс, а затем убийство в сентябре 2012 г. посла США в Ливии. Отметим, что в уголовных кодексах ряда мусульманских государств, например Кувейта, закон о средствах массовой информации запрещает публикацию материалов, оскорбляющих Пророка Мухаммеда и членов его семьи7.

Коснемся позиции в отношении афганской проблемы территориально близких к Афганистану мусульманских стран.

Турция. При вступлении в ОИК турецкий представитель сделал оговорку, что участие в Организации не должно затронуть основ светского государственного строя страны. К тому же в Турции не был ратифицирован Устав ОИК8. Что касается отношения к ситуации в Афганистане, то, как и прежде, курс Турции определяется ее членством в НАТО. Анкара поддержала операцию «Несокрушимая свобода», а турецкие военнослужащие принимали участие в военных действиях в Афганистане в составе созданных на базе НАТО Международных сил содействия безопасности (МССБ). По инициативе турецкого руководства в сентябре 2011 г. была созвана международная конференция «Безопасность и сотрудничество в сердце Азии». В конференции, кроме Турции, приняли участие 13 государств - Афганистан, Индия, Иран, Казахстан, Китай, Киргизия, ОАЭ, Пакистан, РФ, Саудовская Аравия, США, Таджикистан и Туркменистан.

При активной поддержке Турции глава американской делегации госсекретарь США X. Клинтон стремилась заручиться содействием делегаций других стран в отношении предложенного ею проекта создания механизма региональной безопасности и интеграции по типу ОБСЕ, который должен был «затмить» координирующую роль ООН. Тогда же X. Клинтон озвучила выдвигавшуюся еще Дж. Бушем идею создания «нового шелкового пути», основная цель которой - закрепление доминирующей роли США в регионе и получение таким образом Вашингтоном доступа к его минеральным ресурсам. Против этой идеи выступили делегаты ряда стран, включая Пакистан, Иран, Китай и РФ. В конечном счете, несмотря на поддержку Турции, инициативы X. Клинтон в Стамбуле поддержаны не были. В июне 2012 г. глава МИД РФ С.В. Лавров, выступая на представительной международной конференции в Кабуле, признал важность стамбульского процесса -переговоров о стабилизации ситуации в Афганистане, но в гармонии с деятельностью уже существующих механизмов и, разумеется, при активном участии ООН9.

Осудив террористические акты 11 сентября 2001 г., Иран признал необходимость борьбы с терроризмом, заявив об этом не только на государственном, но и на религиозном уровне - на общих пятничных намазах в иранских мечетях и в выступлениях религиозных авторитетов. В декабре 2001 г. на конференции в Бонне

делегация ИРИ поддержала создание Временной администрации Афганистана и назначение X. Карзая ее главой.

Ныне, в условиях нагнетания США и их союзниками обстановки вокруг ИРИ в связи с ядерной программой, серьезная озабоченность Тегерана положением дел не только в Афганистане, но и в регионе в целом значительно возросла. Для Ирана, естественно, важно не только поддержание активного диалога с Афганистаном, но и мониторинг происходящих там событий. Тегеранское руководство подтверждает свою приверженность идее, заявленной еще в мае 2009 г. на трехстороннем ирано-пакистано-афганском саммите, о региональном решении афганской проблемы. На всех уровнях Иран подчеркнуто активно выступает за единый, территориально целостный независимый Афганистан и привлечение к переговорам о перемирии шиитских партий и группировок. Одновременно иранское руководство предпринимает конкретные шаги, направленные на сотрудничество с другими участниками переговорного процесса10.

Антипуштунская и антисуннитская «заряженность» ИРИ известна. В Тегеране весьма озабочены возможностью утверждения в Афганистане талибов и проталибски настроенных элементов. В стране не забыли о трагической гибели сотрудников Генерального консульства и журналиста в Мазари-Шарифе в 1998 г., массовых убийствах хазарейцев-шиитов, а также о лозунгах талибов 1990-х годов «убивать всех, кто не говорит на пушту».

Заявив в феврале 2002 г. о выделении 450 млн долл. на восстановление экономики Афганистана, иранское руководство оказывает стране значительное технико-экономическое содействие11. Подписаны и реализуются соглашения о межбанковских связях, сотрудничестве в области развития автотранспорта, поставках легковых автомашин, пикапов и автобусов. На базе использования запчастей из Ирана начата сборка тракторов, завершено строительство автодороги от иранского Догаруна до Герата, профинансировано проведение железнодорожной ветки Хаф-Герат, призванной обеспечить доступ Афганистана к портам Персидского залива и магистралям, ведущим в Туркмению и другие страны Центральной Азии. Кроме того, иранская сторона ведет работы по прокладке дорог по маршруту Хаф-Санган. Успешно развивается двусторонняя и транзитная торговля: достигнуты соглашения о пересмотре тарифов и режима работы терминалов на ирано-афганской границе, адаптировано программное обеспечение под афганское таможенное законодательство установленной с помощью

ИРИ на таможнях Афганистана автоматической системы управления (АСУ). Значительное место в экономическом сотрудничестве занимает энергетика: при содействии ИРИ введена в эксплуатацию не одна сотня километров ЛЭП. При этом цены на поставку электроэнергии заметно снижаются. Свое присутствие в Афганистане постепенно наращивает иранский бизнес: в стране работают десятки государственных, частных и смешанных компаний. В 2006 г. в Тегеране был создан Союз предпринимателей и инвесторов Афганистана.

Признавая всё возрастающую роль ИРИ в технико-экономическом содействии Афганистану, в первую очередь граничащим с Ираном афганским провинциям, следует упомянуть и о том, что в течение ряда лет Иран ежегодно предоставлял правительству X. Карзая помощь порядка 1 млн долл. В условиях масштабного военного и иного присутствия в Афганистане США и их союзников рычаги их воздействия на Кабул во много раз значительнее, нежели пусть и подкрепленные некоторым финансовым содействием и культурно-языковой близостью возможности Ирана12. При этом видимо, не следует исключать того, что контакты между Кабулом и Тегераном осуществляются и по другим каналам.

Серьезными проблемами в отношениях двух стран в течение многих лет продолжают оставаться борьба с наркотрафиком (в чем ИРИ заметно преуспевает), выдворение афганских беженцев с иранской территории и распределение вод р. Гильменд. Две последние проблемы, хотя и находятся в центре серьезного внимания иранского и афганского руководства, всё же пока далеки от взаимоприемлемых решений.

Повторим, что достижение мира и стабильности в Афганистане является предметом важнейшей значимости для Ирана. В этой связи обращают на себя особое внимание заявления Тегерана о его готовности сотрудничать с этой целью в различных формах с самыми разными структурами и силами, не исключая НАТО13.

Угрозы стабильности и безопасности региона, исходящие с афганской территории, были осознаны странами Центральной Азии задолго до терактов 11 сентября 2001 г. в США. Еще 4 октября 1996 г. в Алма-Ате состоялась встреча президентов Казахстана, Киргизии, Таджикистана и Узбекистана совместно с председателем правительства России. Участники встречи обсудили негативные последствия активизации талибов в Афганистане и

необходимость принятия мер по укреплению южных рубежей СНГ. Ни одна из центральноазиатских стран не признала легитимность власти талибов. Переговоры по Афганистану Группы 6+2 (приграничные с Афганистаном государства, РФ и США) оказались безрезультатными.

В 1999-2000 гг. боевики Исламского движения Узбекистана и ряда других экстремистских партий и группировок, прошедшие военную подготовку на базах и в лагерях талибов в Афганистане, неоднократно вторгались на территории Узбекистана и Киргизии. Попытки президента Казахстана Н. Назарбаева установить в 2000 г. конструктивные контакты с представителями талибов были безуспешными.

Развитие взрывоопасной ситуации в Афганистане явилось серьезным фактором, побудившим Казахстан, Киргизию, Таджикистан, Узбекистан, РФ и КНР принять в 2001 г. решение о создании межгосударственного объединения - Шанхайской организации сотрудничества (ШОС)14. В Декларации ШОС, подписанной 15 июня 2001 г., заявлялось о приоритетном значении для ее членов региональной безопасности и принятии всех необходимых усилий для ее обеспечения. Далее в Декларации уточнялось, что государства - участники Организации будут осуществлять тесное взаимодействие в деле борьбы с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом, в том числе путем учреждения региональной антитеррористической структуры и разработки соответствующих многосторонних документов о сотрудничестве в пресечении незаконного оборота оружия и наркотиков, незаконной миграции и других видов преступной деятельности15.

С середины 90-х годов прошлого века особую позицию в афганском вопросе занимает Туркменистан. Президент С. Ниязов, подчеркивая нейтральный статус страны, не однажды заявлял, что Ашхабад не поддерживает ни одну из враждующих группировок, которые должны договариваться сами . Тем не менее на подконтрольной талибам афганской территории были открыты туркменские представительства. Через контрольно-пропускные пункты на границе шла оживленная торговля: в Туркменистан поставлялись как афганские товары, так и товары, поступавшие из Пакистана.

Руководство Ашхабада проявляло сдержанность в отношении резолюций СБ ООН, осуждавших талибов. Резолюция СБ о введении эмбарго на поставки оружия талибам не была поддержана туркменским руководством, выступившим за распространение

этой меры на противоборствующие стороны. Уже в те годы Туркменистан был широко вовлечен в наркотрафик из Афганистана. Через его территорию шел всё увеличивавшийся наркопоток в Россию и далее в Прибалтику и Восточную Европу. В мае 1999 г. Ашхабад уведомил РФ о намерении выйти из двустороннего договора 1993 г. об охране границы с Афганистаном. Таким образом, туркмено-афганская граница становилась «прозрачной». Как отмечала пакистанская газета «Ньюс интернешнл», Туркменистан не только развивал свои контакты с талибами, но и содействовал налажива-

17

нию их отношений с другими странами региона . При этом в заявлении МИД республики по поводу терактов 11 сентября 2001 г. в США излагалась позиция Ашхабада, считавшего целесообразным формирование коалиции, в которой постоянно действующим органом являлось бы представительство ООН с четко определенными целями, задачами, полномочиями и механизмом18.

Туркменистан отказал Вашингтону в его просьбе предоставить территорию республики для расположения военных баз. В ответ на личное послание казахстанского президента Н. Назарбаева, выражавшего озабоченность осложнением ситуации в Афганистане, С. Ниязов заявил, что нейтральный Туркменистан позволит использовать свое воздушное пространство исключительно для доставки грузов, предназначенных для оказания гуманитарной помощи афганскому населению19.

Ныне Туркменистан поддерживает дипломатические отношения с Афганистаном, что во многом обусловлено общей границей (примерно 860 км), этнорелигиозной общностью населения приграничных районов (туркменская диаспора, проживающая в основном в приграничных афганских провинциях, составляет около 400 тыс. человек) и, конечно же, намерением в перспективе реализовать проект ТАПИ (проведение газопровода из Туркменистана через афганскую территорию в Пакистан и до границы с Индией).

Президент Афганистана X. Карзай неоднократно по разным поводам посещал Туркменистан. В результате его визитов были подписаны соглашения о поставках электроэнергии по льготным ценам, списании афганского долга за энергию, поставленную до 2007 г. в размере 3,8 млн долл., а также о проведении и реконструкции за туркменский счет железной дороги Тургунди-Серхетабад. Между странами развивается торговля, в том числе частная.

Руководство Туркменистана пока не проявило готовности активно поддерживать правительство X. Карзая и военную опера-

цию США / НАТО, но разрешило заправлять туркменским топливом самолеты МССБ без уплаты пошлин за его приобретение и предоставило право на транзит через территорию республики невоенных грузов, но только до афганской границы.

Несколько слов о ТАПИ. Заинтересованность Туркменистана в ТАПИ более чем очевидна. Этот проект рассматривается Ашхабадом как один из важнейших элементов его энергетической стратегии, предусматривающей диверсификацию экспорта энергоносителей на мировые рынки. Видимо, именно поэтому руководство республики инициировало в декабре 2010 г. созыв саммита стран его участников. Итогом саммита стало подписание двух межправительственных документов, открывающих путь к практической реализации проведения газопровода20. Однако ситуация в Афганистане не позволяет определить даже начало работ в данном направлении.

Афганский вектор по-прежнему остается ключевым в ряде серьезных угроз для светских режимов центральноазиатских государств. Экстремистские установки исламистских партий и группировок, сторонники которых находятся и на их территориях, и в Афганистане, получение ими оружия из-за рубежа, растущий масштаб наркотрафика при практически прозрачных границах обусловили готовность политических элит этих государств выстраивать свой внешнеполитический курс в рамках предложенной США / НАТО системы координат. Причины такой готовности усматриваются и в их хронической восприимчивости к внешнему геополитическому воздействию, во многом облегчающейся особенностями их развития: отсутствием консолидирующего фактора, этнической пестротой, разногласиями и перманентными междо-усобицами21. Всё это учитывается и небезуспешно используется США / НАТО.

Кратко рассмотрим реакцию отдельных центральноазиат-ских государств на развитие ситуации в Афганистане.

Узбекистан. Ташкент осудил теракты 11 сентября 2001 г. в США и тогда же дал разрешение на использование американцами военной базы Ханабад. Вскоре части 10-й элитной дивизии США разместились в республике. Затем США / НАТО получили право на использование и некоторых других пунктов для тылового обеспечения операции «Несокрушимая свобода». Во время официального визита президента И. Каримова в США в марте 2002 г. стороны подписали шесть документов, заложивших основу отношений двух стран, в том числе соглашение о стратегическом партнерстве.

Военно-политическое сотрудничество США / НАТО - Узбекистан расширялось и в дальнейшем. В апреле 2008 г. президент И. Каримов, принимая участие в саммите НАТО в Бухаресте, выступил с инициативой создания Группы по Афганистану - 6+3, в составе приграничных с Афганистаном стран, с одной стороны, плюс Россия, США и НАТО - с другой. С разрешением в 2009 г. наземной доставки грузов МССБ в Афганистан через территорию Республики Узбекистан стал ключевым узлом Северной сети их распределения для стран коалиции. По данным американских должностных лиц, через территорию Узбекистана провозится 98% всего грузопотока . В 2013 г. Ташкент заявил о выходе из Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ). Тем самым Узбекистан может остаться один на один перед лицом угроз, исходящих с афганской территории, либо доверит защиту своих интересов США / НАТО.

Таджикистан. Руководство Душанбе официально осудило теракты 11 сентября 2001 г. в США и оказывает поддержку операции «Несокрушимая свобода» с октября 2001 г. ВВС коалиции используют воздушное пространство республики. С ее территории по сей день осуществляется тыловая поддержка операции. Однако разрешения на создание военных баз в Таджикистане США / НАТО не получили. В марте 2009 г. на встрече главы руководства командования ВС США в регионе с главами военных ведомств центральноазиатских государств представитель Таджикистана заявил о готовности укреплять таджикско-афганскую границу, бороться с наркотрафиком, создавать базы и опорные пункты для противодействия исламистам в случае их вторжения из Афганистана. После данного заявления США / НАТО увеличили финансовую помощь республике. До этого Таджикистан получал от США / НАТО средства за использование его территории для доставки в Афганистан грузов. В сентябре 2010 г. американский посол в Душанбе сообщил его руководству о намерении инвестировать строительство Национального тренировочного центра для Вооруженных сил со статусом базы. Сроки и необходимые средства для его реализации не назывались.

Казахстан. Внутриафганский конфликт, как отмечалось выше, напрямую не затрагивал Казахстан, хотя его негативное влияние на внутреннюю ситуацию в республике, несомненно, сказывалось. Руководство Казахстана на всех уровнях выступало за нормализацию ситуации в Афганистане путем переговоров под эгидой ООН. Стремление Астаны установить контакты с талибами

и побудить их к началу конструктивного диалога оказались безуспешными. Осудив теракты 11 сентября 2001 г., президент Н. Назарбаев 15 сентября официально заявил, что его страна «всецело привержена к сотрудничеству с США и мировым сообществом по противодействию международному терроризму и полному искоренению этого зла»23. В начале октября 2001 г. Казахстан дал разрешение ВВС США использовать воздушное пространство республики, а в июне 2002 г. Астана и Вашингтон подписали меморандум, в соответствии с которым международный аэропорт Алма-Аты предоставлялся как запасной для экстремальных посадок и дозаправок ВВС США / НАТО. В последние годы был подготовлен и подписан ряд документов о дальнейшем развитии двустороннего военно-политического сотрудничества. В апреле 2010 г. на встрече в Вашингтоне на высшем уровне обсуждались вопросы о полетах ВВС США в Афганистан через Северный полюс и территорию Казахстана. В подписанном по итогам переговоров заявлении было обозначено расширение участия Казахстана в Северной сети поставок грузов в Афганистан и приветствовались подготовка и заключение нового соглашения о грузоперевозках США через территорию республики.

Киргизия. Республика рассматривается Вашингтоном как важное звено его стратегии в регионе: ее географическое положение открывает пути к потенциально «горячим точкам» - неспокойной Ферганской долине и населенному мусульманами-уйгурами Синьцзян-Уйгурскому автономному району КНР. Следуя политике многовекторности, киргизское руководство предоставило США / НАТО базу «Манас», именуемую ныне Центром транзитных перевозок (ЦТП), а России / ОДКБ базу в г. Кант. Продлив в 2010 г. договор об аренде ЦТП, США обязались ежегодно выплачивать 60 млн долл. за ее использование. Вашингтон закрепил свое военное присутствие в республике и путем открытия в г. Токмак учебного комплекса, где американские инструкторы обучают киргизский спецназ. Временные рамки пребывания в Киргизии США / НАТО были определены еще в 2001 г.: «Силы НАТО и международной коалиции будут присутствовать в республике ровно столько времени, сколько потребуется для наведения порядка в Афганистане»24. Прикрывшись зонтиком операции «Несокрушимая свобода», США / НАТО решали свои задачи. Вашингтон, казалось бы, изменил свое отношение к исламистам-террористам, перейдя от их поддержки (моджахедов и талибов в годы создания и установления власти в Афганистане Движения

«Талибан») к войне, сформировав антитеррористическую военную коалицию. Таким образом, исламисты, по нашему мнению, превратились в «удобного врага», позволяющего США / НАТО реализовать свои политические устремления.

Добившись в значительной мере геополитического «освоения» ряда центральноазиатских государств, Вашингтон и его союзники практически не сделали ничего существенного в плане стабилизации общей обстановки. Политические элиты центрально-азиатских государств, видимо, полагали, что, пойдя на сотрудничество с Западом, они смогут при его содействии решить стоящие перед ними проблемы. Этого не произошло. Ситуация в этих странах, кроме Казахстана, далеко не стабильна. Экстремистские партии и группировки, а также трансграничная преступность по-прежнему существуют. С конца 2011 г. все более заметным стало «перетекание» экстремистских формирований в приграничные государства региона. Наркопроблема не только не решена, но и во много раз обострилась. В регионе, особенно после второй, в 2010 г., «революции» в Киргизии, усилилось понимание угрозы «афганизации», т.е. возникновения ситуации, когда центр будет способен контролировать столицы и их окрестности, а реальная власть сосредоточится в руках наркобаронов, главарей кланов и бандформирований25.

Ключевым игроком из приграничных Афганистану мусульманских государств был и остается Пакистан26. Напомним, что, являясь членом ОИК со времени ее основания, Пакистан успешно развивал отношения с исламскими странами. На Лахорской (Пакистан) встрече глав государств и правительств стран - членов ОИК в 1974 г. Исламабад выступил с рядом инициатив, поддержанных ее участниками. По его предложению был создан Исламский банк развития. Представитель Пакистана стал одним из его директоров, а также членом руководства Исламского фонда солидарности, созданного для финансирования пропаганды идей ислама.

Первое заседание Организации Исламская конференция по экономическим, социальным и культурным вопросам было проведено в январе 1977 г. в Карачи. На нем тогдашний премьер-министр страны З. А. Бхутто выступил с предложением о заключении мусульманскими государствами договора об обороне. Высшей точки активности в мире ислама Исламабад достиг в 19781980 гг., после прихода к власти Народно-демократической партии Афганистана, создания Демократической Республики Афганистан (ДРА) и особенно после ввода в страну советских войск. Пакистан

(так же как Саудовская Аравия) потребовал созыва СБ ООН Чрезвычайной сессии ГА ООН. В январе 1980 г. сессия приняла подготовленную пакистанской делегацией резолюцию, резко осудившую акцию СССР. Именно с этого времени афгано-пакистанский ареал превратился в фокус глобального противостояния27.

Оппозиционным ДРА «борцам за веру» - моджахедам, обосновавшимся в Пакистане, - шла из-за рубежа военная и финансовая помощь. Положение страны как прифронтового государства обеспечило Исламабаду большие политические и экономические дивиденды. В ОИК и ГА ООН Пакистан стал выступать как представитель мусульманских стран, с него были сняты санкции, наложенные в связи с развитием ядерной программы, возродился военно-экономический альянс с Вашингтоном: в 1981 г. США подписали соглашение о предоставлении Пакистану военно-технической помощи на сумму 3,2 млрд долл. сроком на пять лет. По истечении этого срока Исламабад получил заем в размере 4,02 млрд долл. Однако пребывание на пакистанской территории 3 млн беженцев и военные поставки породили для страны серьезные проблемы политического, экономического, социального и даже экологического порядка - повысилась инфляция, не было единства среди правящей элиты, большей гибкости требовала от руководства активизация ряда партий и общественных организаций и т. п. Все это побудило Исламабад согласиться на непрямые переговоры с Афганистаном под эгидой ООН. Переговоры происходили в Женеве и длились с 1982 г. по апрель 1988 г.

Все эти годы Пакистан и стоящие за ним США то затягивали переговоры, то стремились их сорвать, выдвигая афганской стороне все более жесткие требования. При этом военная и финансовая помощь моджахедам неуклонно возрастала28. Западные политики еще в 1986 г. признавали, что «если бы американцы, пакистанцы, арабы и китайцы вложили столько же энергии, сколько они вкладывают в разжигание этой войны, то мы могли бы иметь мирное урегулирование уже завтра»29. Серьезную тревогу Вашингтона вызывала расширявшаяся из года в год спекуляция поставляемой оппозиции военной техникой. В спекуляции, кроме самих моджахедов, были замешаны представители Объединенной военной разведки Пакистана. Только в 1987 г. были проданы 16 ракетных установок «Стингер» и их элементы. В результате вашингтонская администрация стала поставлять вооружение непосредственно оппозиции, минуя пакистанских военных. Контроль за этим был поручен спецпредставителю США Питеру Томсону, ранее занимав-

шему пост временного поверенного в КНР. Характеризуя создавшуюся ситуацию, американские обозреватели не без сарказма писали: «Слова президента о том, что мы помогаем борцам за свободу, вызывают недоумение парней из ЦРУ»30.

В конце концов, 14 апреля 1988 г. после длительных переговоров Женевские соглашения были подписаны. Одним из важнейших документов стало Двустороннее афгано-пакистанское соглашение о принципах взаимоотношений, невмешательстве в дела друг друга и отказе от интервенции31. Однако Пакистан неоднократно нарушал достигнутые договоренности, не прекращая разноплановой массированной поддержки моджахедов и не допуская на места представителей ООН, призванных осуществлять контроль за выполнением соглашений32. Тем не менее режим НДПА продержался после подписания документов в Женеве и вывода советских войск вплоть до апреля 1992 г.

Как отмечалось выше, пришедшие к власти моджахеды не оправдали надежд, возлагавшихся на них их покровителями, в том числе и Пакистаном. Непрекращавшаяся вооруженная борьба между лидерами моджахедов привела к фрагментации страны.

Заинтересованность Исламабада в установлении в Афганистане дружественного режима значительно возросла в связи с важными геополитическими переменами: после распада СССР в Центральной Азии были созданы независимые государства. В сложившейся ситуации Пакистан, отказавшись от поддержки прежних союзников, сделал ставку на новую силу, с утверждением которой в Афганистане было бы создано более лояльное к Исламабаду правительство и через его территорию стал бы возможным выход Пакистана на центральноазиатские рынки. В этой связи отметим, что пакистанские исламисты внимательно отслеживали развитие ситуации в Центрально-Азиатском регионе и уже с конца 80-х годов прошлого века предпринимали активные шаги к налаживанию контактов с религиозными организациями стран Центральной Азии.

Силой, взращенной в Пакистане при активнейшем содействии США и Саудовской Аравии, стало Движение «Талибан». Его костяк составили тысячи пуштунов (афганцев) - талибы, носители радикального ислама суннитского толка - выпускники медресе, созданных в лагерях беженцев. К ним примкнули пакистанские пуштуны и военные (отставные и находящиеся на действительной военной службе), а затем добровольцы из мусульманских стран. Созданию ДТ активно содействовала Объединенная военная раз-

ведка Пакистана. Движению «Талибан» покровительствовал Насрулла Бабар, занимавший пост министра внутренних дел в правительстве Б. Бхутто.

В сентябре 1994 г. многотысячные военные подразделения талибов перешли границу и к 1996 г. заняли почти 90% афганской территории. Одним из трех государств, признавших созданный талибами Исламский эмират, был Пакистан, оказывавший талибам в последующие годы широкую поддержку, в том числе и на международной арене. Отметим, что политический выбор Исламабада во многом был связан с возросшим влиянием в стране исламского фундаментализма. Однако, сделав ставку на талибов, Пакистан вновь потерпел неудачу. К концу 1990-х годов руководство талибов, отдаляясь от Исламабада, стало все больше ориентироваться на обосновавшегося в Афганистане Усаму бен Ладена. К тому времени филиалы «Аль-Каиды» были созданы в 24 странах . В результате сотрудничества с «Аль-Каидой» и У. бен Ладеном Афганистан к 2000 г. превратился в центр международного терроризма, религиозного экстремизма, производства и контрабанды

наркотиков34.

Несмотря на заметное дистанцирование руководства ДТ от Пакистана, Исламабад не порывал контактов с талибами. Пакистанские спецслужбы, прежде всего Объединенная военная разведка, имевшая с ДТ многолетние наработанные связи, а также экстремистские партии «Харкат-уль моджахеддин», «Лашкар-и Джангви» и другие инициировали закрытые встречи и совещания талибов с влиятельными пакистанскими функционерами. На встречи приглашались также и лидеры исламистских группировок государств Центральной Азии, в частности лидер ИДУ Г. Юлда-шев, ставший одним из заместителей бен Ладена.

В январе 2001 г. основные партии пакистанских исламистов сформировали Совет в защиту Афганистана. Среди решений Совета были названы принятие действенных мер по оказанию содействия ДТ и призыв к бойкоту американских товаров. Первая реакция руководства талибов на введение против ДТ санкций СБ ООН была озвучена именно в Исламабаде. Речь шла о распространении обращения духовного лидера ДТ муллы М. Омара к мусульманским странам, призвавшего их выйти из ООН, ставшей «инструментом Вашингтона».

Теракты 11 сентября 2001 г., в совершении которых Вашингтон обвинял «Аль-Каиду» и непосредственно У. бен Ладена, отказ ДТ его выдать и создание международной антитеррористи-

ческой коалиции во главе с США, поддержанной 70 государствами, в том числе и мусульманскими, поставили Пакистан в сложное положение. Втягивание Исламабада в борьбу против его многолетних союзников происходило весьма непросто .

Стремясь уберечь Движение «Талибан» от полного разгрома, Пакистан, выдвигая идею создания правительства «умеренных талибов», направил в Афганистан делегации - на государственном уровне и религиозных авторитетов. Однако в октябре 2001 г. после решения США о начале военных действий против талибов руководство Исламабада пошло на разрыв дипломатических отношений с талибами и поддержало кампанию по борьбе с ними. Пакистан принял участие в открывшейся 5 декабря 2001 г. в Бонне конференции по Афганистану. Он признал Временную афганскую администрацию во главе с X. Карзаем. После непродолжительной военной операции американо-английские войска и силы «Северного альянса» свергли режим талибов.

Однако несломленные талибы, их лидеры и порядка 2530 тыс. боевиков скрылись на территории Пакистана. Там при поддержке своих союзников из числа пакистанских пуштунов они стали готовиться к дальнейшей борьбе. Уже в 2003 г. их отряды начали нападать на уезды восточных и юго-восточных афганских провинций и устанавливать там параллельные органы власти36.

В 2002 г. состоялись визиты X. Карзая в Исламабад и П. Мушаррафа в Кабул. В ходе переговоров стороны сосредоточили внимание на вопросах развития технико-экономического сотрудничества. Последовавшие обмены визитами на министерском уровне, создание пакистано-афганской межправительственной комиссии, налаживание контактов с государствами, ранее оппозиционными талибам, и особенно ликвидация скрывавшихся в Пакистане многих видных деятелей ДТ и «Аль-Каиды» вызывали резко негативную реакцию не только пуштунского населения Пакистана, но и лидеров влиятельных пакистанских исламистских партий и группировок. В высокогорном пакистано-афганском приграничье на территории племен федерального управления возникли анклавы их влияния и власти.

В результате военных операций, проведенных в 2004 г. и продолжившихся в последующие годы, части пакистанской армии, заняв позиции в районах между Пакистаном и Афганистаном, впервые в истории превратили демаркированную на местности, но не охраняемую «линию Дюранда» в фактическую границу. В 2005 г. пакистанцы обустроили вдоль границы 665 контрольных

пунктов37. Все это происходило на фоне непрекращавшейся инфильтрации боевиков, активизации афганских и пакистанских талибов и их союзников, включая находящихся в Пакистане так называемую «сеть Хаккани» и экстремистов «Лашкар-и Тоиба», причастных, по данным афганского Управления национальной безопасности, к теракту в Кабуле, что позволило правительству X. Карзая открыто высказывать сомнения в искренности Исламабада, предпринимавшего конкретные шаги, направленные на развитие дружественных отношений со своим соседом.

Сомнения стали более обоснованными после того, как в мае 2011 г. неподалеку от пакистанской столицы американским спецназом был обнаружен, а затем ликвидирован Усама бен Ладен. Удары беспилотников США / НАТО по базам исламистов, жертвами которых становились не только боевики, но и мирные жители, вызывали весьма болезненную реакцию руководства и общественности страны. Ошибочный авиаудар по блокпосту в Моманде 26 ноября 2011 г. и гибель 24 пакистанских военнослужащих вывели противостояние Кабула и Исламабада за рамки двусторонних отношений: Пакистан блокировал наземные поставки грузов МССБ в Афганистан, потребовал от США / НАТО освободить авиабазу в Шамси. Представитель Пакистана отказался от участия в конференции по Афганистану Бонн-2, открывавшейся 5 декабря 2011 г. Через два дня в Кабуле, Мазари-Шарифе и Кандагаре прозвучали мощные взрывы, ответственность за которые взяли на себя экстремисты «Лашкар-и Тоиба».

К лету 2012 г. конфликт был улажен. Транзит грузов через пакистанскую территорию возобновился, вопрос о базе в Шамси также был решен. Как представляется, Исламабад, заинтересованный в укреплении своего влияния и в зоне пуштунских племен, и в Афганистане в целом, едва ли будет стремиться ограничивать себя в способах и методах достижения своих целей. По мнению некоторых исследователей, пакистанские политики и поныне сохраняют инструменты продвижения своих интересов на афганском направлении, задействованные еще в 80-е годы прошлого века, -это использование дружественных Исламабаду исламистов - талибов и их союзников. Однако, если в период пребывания советских войск в Афганистане подобные «контакты» Исламабада отвечали интересам Запада, то ныне они создают сложности в реализации стабилизационных усилий США / НАТО. При этом следует иметь в виду, что подобная линия пакистанских властей поддерживается

некоторыми влиятельными политическими силами страны - исламистскими партиями, частью парламентариев.

В условиях блокирования Индией возможностей Пакистана удовлетворить свои амбиции в регионе и добиться стратегической глубины на восточном направлении руководство страны, видимо, будет и впредь стремиться к достижению своих целей на западных рубежах. Не следует исключать того, что проявления активности Исламабада и далее могут осложнять как его отношения с Кабулом и Вашингтоном, так и ситуацию в Афганистане и вокруг него. Словом, на пути к установлению мира и стабильности в Афганистане и регионе стоят сложные, до конца не урегулированные проблемы.

Примечания

1 Мусульмане на Западе. - М., 2002; Нечитайло Д. Ислам в Германии. - Ближний Восток и современность. Вып. 31. - М. 2007; он же. Ислам в Великобритании. - Ближний Восток и современность. Вып. 26. - М., 2005; он же. Ислам в Италии. - Ближний восток и современность. Вып. 34. - М., 2007; Сюкияйнен Л. Мусульманские меньшинства на Западе. - Ближний Восток и современность. Вып. 45. - М., 2012.

2 Labeviere R. Les dollars de a terror. - P., 2002; Куделев В. «Аль-Каида»: Структуры, союзники, покровители. - М., 2008. - С. 18, 34-36.

3 Куделев В. Указ. соч. - С. 13-18.

4 Economist, Casablanca, 29.08.2005.

5 Куделев В. Указ. соч. - С. 14; Le Figarot, 21.11.2001.

5 Laurent E. La guerre des Bush. Les secrets inavoubles. - P., 2003. - P. 117.

Аль-Каддафи Муаммар. Борьба продолжается. Краткое собрание сочинений. 2001-2008. - М., 2009. - С. 4, 9; см.: Подцероб А.Б. Арабские страны и события в Афганистане. История и современность. - Современный Афганистан и сопредельные страны. - М., 2011. - С. 160-161.

Сюкияйнен Л. Указ. соч. - С. 169. Европейский Совет фетв и исследований по поводу демонстрации в Нидерландах фильма «Фитма», воспринятого как унижающий ислам, заявил, что любое право человека подлежит защите, пока оно не нарушает права других, а также не посягает на их святыни. Зиганшина Г. Об участии Турции в ОИК. - Ближний Восток и современность. Вып. 19. - М., 2003. - С. 24.

Арунова М.Р. ШОС и афганская проблема. - М., 2012. - С. 161-162. Арунова М.Р. Ирано-афганские отношения на современном этапе. - Современный Иран. - 2011. - № 2. - С. 75.

Мамедова Н.М. Иранские интересы в Афганистане. - Современный Афганистан и сопредельные страны. - М., 2011. - С. 79-84; Арунова М.Р. Ирано-афганские отношения... - С. 72-76. Там же. - С. 75-76. Мамедова Н.М. Указ. соч. - С. 87-88.

6

14 Арунова М.Р. ШОС и афганская проблема. - С. 11-12.

15 Там же. - С. 36-40.

16 Мукимджанова Р. Страны Центральной Азии. - М., 2005. - С. 126.

17 News International, 28.08.2001.

18 Нейтральный Туркменистан, 15.09.2001.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

19 Казахстанская правда, 19.10.2001.

20 Малышева Д. Афганистан и Центральная Азия. - М., 2010. - С. 44.

21 Там же. - С. 36.

22 Kucera J. Central Asia: Washington to Expand Traffic; см.: Малышева Д. Указ. соч. - С. 38-39.

23 Казахстанская правда, 16.09.2001.

24 Интервью президента Киргизии А. Акаева. - Независимая газета, 10.11.2001.

25 Малышева Д. Указ. соч. - С. 35.

26 См.: Москаленко В.Н. Афганистан: Прошлое и настоящее. - Афганистан и сопредельные страны. - М., 2003. - С. 24-50; Москаленко В., Топычканов П. Пакистано-афганские отношения. - Современный Афганистан и сопредельные страны. - М., 2011. - С. 92-115.

27 Белокреницкий В.Я. Афганистан - Пакистан: историческая динамика и перспективы эволюции ареала нестабильности. - Афганистан и Пакистан: Современное состояние и перспективы развития. - М., 2012. - С. 7.

28 Козырев Н. Роль дипломатии в разблокировании «афганского узла». - М., 2010. - С. 24-62.

29 Арунова М.Р. Афганская политика США 1945-1999 гг. - М., 2000. - С. 33.

30 The Washington Post, 02.01.1985; см.: Арунова М.Р. Афганская политика США... - С. 37.

31 Козырев Н. Указ. соч. - С. 116-119; Приложение № 1. Текст Двустороннего соглашения между Республикой Афганистан и Исламской Республикой Пакистан о принципах взаимоотношений, и в частности о невмешательстве и об отказе от интервенции.

32 Там же. - С. 24-72.

33 Le Matin. Alger, 16.08.1999: см.: Куделев В. Указ. соч. - С. 10.

34 Арунова М., Набиев З. Афганистан. Проблемы терроризма. - Терроризм. Угроза человечеству в XXI в. - М., 2003. - С. 179-200.

35 См.: Москаленко В. Н. Указ. соч.

36 Арунова М. Операция «Несокрушимая свобода». - Современный Афганистан и сопредельные страны. - М., 2011. - С. 14-15.

37 Белокреницкий В.Я. Указ. соч. - С. 11.

«Государство, общество, международные отношения на мусульманском Востоке», М., 2014 г., с. 492-509.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.