Научная статья на тему 'История движения «Талибан» в системе международных отношений'

История движения «Талибан» в системе международных отношений Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
5875
806
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Карпачева О. В.

В статье дан краткий исторический обзор движения «Талибан» в свете сложившихся международных экономических и политических отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE HISTORY OF TALIBAN MOVEMENT IN THE SYSTEM OF INTERNATIONAL RELATIONS

The brief historical review of Taliban movement explains the sources for Taliban to appear and the reasons for it to be defeated from the standpoint of the present economic and political relationship in the world.

Текст научной работы на тему «История движения «Талибан» в системе международных отношений»

ИСТОРИЯ ДВИЖЕНИЯ «ТАЛИБАН»

В СИСТЕМЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ

О.В. КАРПАЧЕВА

(студентка)

Кафедра всеобщей истории Российский университет дружбы народов Ул. Миклухо-Маклая, б, 117198 Москва, ¡Россия

В статье дан краткий исторический обзор движения «Талибан» в свете сложившихся международных экономических и политических отношений.

Оставшись в стороне от двух мировых войн, Афганистан не смог избежать острых внутренних конфликтов, вызванных не столько взаимодействием внутренних обстоятельств, сколько активным вовлечением внешних сил в афганские события, в особенности, принимая во внимание геостратегическую важность региона, граничащего с Афганистаном. В течение нескольких лет режим «Талибана», прочно утвердившись на большей части Афганистана, определял характер общественно-политических процессов в стране. Однако, как писали многие исследователи еще до событий 11 сентября 2001 г., судьба Афганистана во многом зависела от того, насколько успешно удастся мировому сообществу воздействовать на этот режим [1].

После нападения террористов на Всемирный торговый центр и Пентагон движение «Талибан» оказалось целью антитеррористической кампании Соединенных Штатов и стран-союзниц в Афганистане. Среди большого количества статей и материалов, освещающих эти события и обвиняющих «Талибан» в предоставлении убежища «террористу № 1»- Усаме бен Ладену и его организации «Аль-Каида», было сложно найти информацию о возникновение этой организации, на которую часто ссылаются как на одно из самых радикальных исламских течений XX в. Несомненно, движение «Талибан» было одним из проявлений конфликта между Западом и мусульманским миром, однако, вряд ли правомерно абсолютизировать тезис о том, что главным фактором, определяющим политику мирового сообщества в отношении Афганистана, был исламский экстремизм и исходящая от него угроза. Соединенные Штаты, сыгравшие важнейшую роль в истории «Талибана», всегда сохраняли стратегический интерес к Афганистану: помимо оказания финансовой помощи моджахедам с целью подрыва промосков-ского режима в Кабуле в течение целого десятилетия, США молчаливо поддерживали пакистанский план по привлечению и обучению боевиков из стран Ближнего Востока, Центральной Азии, Африки и Филиппин с тем, чтобы показать солидарность всего мусульманского мира в войне против Советского Союза, которая велась в Афганистане [2].

В докладе министерства энергетики США за прошлый год говорится: «Важность Афганистана с энергетической точки зрения связана с его географическим расположением, важен потенциал транзитного маршрута для экспорта нефти и газа из Центральной Азии к Аравийскому морю» [3]. Таким образом, не последним по значению фактором политики США и других государств в Афганистане являются богатейшие ресурсы Центральной Азии и, вслед за развалом Советского Союза, открывшиеся новые возможности их использования. В общем объеме

запасы нефти и газа на территориях Казахстана, Таджикистана, Узбекистана, Туркменистана, Киргизстана и Азербайджана оцениваются как эквивалентные имеющимся ныне запасам в Саудовской Аравии и Ираке — двух ведущих ближневосточных поставщиках нефти для Соединенных Штатов. Эксперты предполагают, что на шельфе крупнейшего в мире внутреннего водного бассейна находятся месторождения нефти, запасы которой достигают 200 млрд. баррелей [4]. «Доказанные» нефтяные запасы (т. е. с вероятностью 90% — месторождения) Каспийского региона оцениваются в 2—4,5 млрд. т нефти. «Возможные» нефтяные ресурсы Каспия, по оценкам западных компаний, могут быть просто громадными — до 30 млрд. т. «Доказанные» запасы природного газа на Каспии оцениваются в 3—4,5 трлн, кубометров [5]. В настоящее время огромную важность для стран Запада и США, в силу своих богатейших залежей нефти, пред-ептияет, несмотря па свой недемократический режим, Саудовская Аравия. Потенциальное уменьшение зависимости от саудовской и иракской нефти, нефти «СПИК*, как говорит бывший заместитель главы Совета Национальной Безопасности в администрации Клинтона Джеймс Стейнберг (руководивший в свое время усилиями США по созданию трубопроводов для вывода на рынок каспийских энергетических резервов), не может не быть важным для США [б]. В этом отношении среднеазиатские государства с их нефтяными запасами приобретают стратегическое значение.

Учитывая экономическую отсталость этого региона, главной проблемой использования его богатейших ресурсов стала транспортировка нефти на мировые энергетические рынки. Соединенным Штатам было выгодно проложить трубопроводы через страны своего политического влияния, к которым не относятся Китай и Иран, имеющие протяженную границу со среднеазиатскими республиками. Следовательно, трубопровод мог быть проложен по извилистому пути от Каспийского моря, через территории Азербайджана, Грузии и Турции. Еще один вариант маршрута потенциального трубопровода длиной 1400 км проходит по территории Афганистана до пакистанского порта Карачи, а в перспективе — до Индии. Очевидно, что второй маршрут можно рассматривать как более короткий и выгодный, если не принимать во внимание сложившуюся политическую ситуацию в Афганистане, которая не смогла бы гарантировать необходимую для строительства трубопроводов стабильность режима. После падения просоветского режима Мухаммада Наджибуллы в 1992 г. в Кабуле развернулись военные действия между вооруженными группировками моджахедов. Положение правительства Бурханудцина Раббани, опиравшееся на северо-афганских таджиков и узбеков, было чрезвычайно неустойчивым. Лидер северных повстанцев из узбекской территории Афганистана Рашид Дустум и Гульбедцин Хекматьяр, лидер пуштунской «Партии ислама», объединенными усилиями пытались свергнуть Раббани в течение 4 лет (с 1992 по 1996 гг,). В это время другие области страны функционировали как отдельные вотчины: в Мазар-и-Шарифе при Ахмад Шахе Масуде положение было довольно стабильным, как и в Герате, где после падения правительства Наджибуллы к власти пришел таджикский полевой командир Исма-ил-хан, которому удалось создать необходимые условия для трехлетнего режима стабильности, закончившегося в сентябре 1995 г. с захватом провинции талибами. Восточные районы находились под властью партий моджахедов, союз которых возглавлял Хаджи Кадир, Кандагар был превращен в развалины, где различные отряды моджахедов сражались за каждую улицу. Правительство моджахедов Исламского государства Афганистан представляло собой союз семи политических партий, три из которых вышли из исламистского движения, возникшего в Кабульском университете в конце 1950-х годов. Таким образом, одно правительство меньшинства Народно-демократической партии Афганистана (НДПА) было заменено другим, опирающимся на небольшую группу радикалов в элитных кругах университета, при помощи Соединенных Штатов, стремящихся подорвать влияние Советского Союза в Афганистане,

Постоянная борьба за власть, которая велась в период правления Раббани, настроила против правительства местное население, особенно в пуштунских

районах страны. Помимо конфликтов разнообразных вооруженных группировок, представляющих многочисленные этнические и религиозные группы, в эти затяжные внутренние афганские раздоры в той или иной степени были вовлечены Соединенные Штаты, Иран, Россия, Китай, Индия и Турция. Таким образом, ситуация, сложившаяся в Афганистане к середине 1990-х годов, была далека от стабильности.

Как указывалось выше, Афганистан, а особенно его южные территории, представляли собой наиболее выгодный путь возможного трубопровода из Туркменистана в Пакистан. В 1992 г. нефтегазовая корпорация из Аргентины Bridas получила права на разработку газа на территории восточного Туркменистана. Через 3 года премьер-министр Пакистана Беназир Бхутто и президент Туркменистана Сапармурад Ниязов подписали с Bridas соглашение об изучении осуществимости проекта газопровода. В октябре этого же года крупнейшая американская нефтедобывающая и нефтеперерабатывающая компания Unocal (United Oil of California) подписала в Ныо-Йорке отдельное соглашение о трубопроводе. Таким образом, две крупнейшие энергетические компании мира вступили в острую конкуренцию за разработку ресурсов нефти и газа этого региона [7]. Однако на пути маршрута предполагаемого газопровода из Центральной Азии вставал охваченный войной Кабул, и проблема нахождения пути выхода из сложившейся ситуации в Афганистане являлась центральной во всех планах строительства трубопроводов. Предположительно именно в это время и родилась идея использовать «Талибан» как некую стабилизирующую силу в стране для решения этой проблемы.

Новое движение «Талибан» (от араб, «ищущий знания, студент») появилось на политической арене Афганистана в 1994 г. Оно возникло на юге страны, который являлся одним из самых экономически отсталых и консервативных в социальном отношении регионов Афганистана, и возмущение существующей властью проживающего здесь пуштунского населения было понятно, принимая во внимание тяжелейшие социальные и экономические условия жизни. Несмотря на то, что ряд лидеров «Талибана» участвовал в «священной войне» против Советского Союза, в целом движение опиралось на новое молодое поколение, выросшее в Пакистане в лагерях афганских беженцев и получивших образование в религиозных школах пакистанских исламистских партий.

Идеология «Талибана», как и многих фундаменталистских течений ислама, обращалась назад в прошлое в поисках своих социальных решений. Однако в отличие от подобных течений ислама в арабских странах лидеры «Талибана» не были сведущими в священном писании исламскими богословами, многие из них не знали даже арабского языка. В основном это были полуобразованные деревенские муллы, враждебные по отношению к другим исламским течениям, особенно к шиитам. Социальные нормы, которые диктовал «Талибан», брали свое начало скорее в пуштунских племенных законах, чем в исламской традиции. В разоренном войной Афганистане установление исламского режима «Талибана» казалось многим единственным выходом из сложившейся в стране социально-политической ситуации. В сентябре 1994 г. исламские командиры схватили на блокпосту двух девочек-подростков, надругались над ними и отвезли в свою казарму. Тогда бывший деревенский командир мулла Омар «собрал своих учеников, пошел на штурм блокпоста и безжалостно расправился с преступниками». Именно так рассказывают на афганских базарах о возникновении движения «Талибан» [8], чьи лидеры утверждали, что они очищают путь для истинного исламского управления и не являются политической партией.

По своему мировоззрению, политическим взглядам и по степени приверженности к религиозным догмам в среде талибов можно было условно выделить две группировки. Одну из них представляли крайние фундаменталисты, тяготеющие к такой форме толкования ислама, которая сближала их с ваххабизмом. Наиболее яркими выразителями их взглядов были Хаджи Салама (генерал-губернатор провинции Пактия), мулла Мухаммед Омар Ахундзада и некоторые командиры талибских подразделений, действовавших в Южных и Юго-Западных провинциях

Афганистана. Вторую группу составляли «умеренные» исламисты, симпатизирующие традиционному исламу и не ставящие во главу угла ценности фундаментализма. Представители этой группы терпимо относились к другим верованиям и были патриотически настроены, выступая против иностранного вмешательства в дела Афганистана. К их числу можно было отнести Вакиль Ахмеда Мутавакиля — министра иностранных дел, Амирхана Моттаки — министра по делам информации и Обайдуллу Ахунда — министра обороны. Влияние этих группировок на политику и действия «Талибана» в целом зависело от множества меняющихся факторов, в частности, от внешней политической среды и от экономического положения самого движения.

Это движение, как и любое другое, нуждалось в финансировании, в поставках снаряжения и в военных знаниях, которые оно не могло получить от своих новых членов, в своем большинстве лишенных каких-либо средств. Питер Марсден, специалист по Ближнему востоку и Афганистану, писал: «Каким образом из крошечной группы это движение превратилось в грозную силу, до сих пор неясно. Наиболее вероятно, что некоторые круги за пределами Афганистана увидели в «Талибане» вполне подходящую силу для того, чтобы проводить в жизнь их интересы, и что именно они сочли выгодным для себя обеспечить их финансирование и поддержку. Что подразумевалось под понятиями «финансирование и поддержка», их размеры и источники, до сих пор является предметом споров. Чаще всего п качестве источников этой помощи называют США, Саудовскую Аравию и Пакистан» [9). Как полагают, с самого начала возникновения «Талибана» его главным спонсором был Пакистан, который поставлял «Талибану» деньги и оружие.

В октябре 1994 г. правительство Пакистана отправило торговый конвой через всю территорию Афганистана, через Герат и Кандагар, который подвергся нападению со стороны одной из вооруженных группировок моджахедов. Члены движения «Талибан» пришли на помощь каравану и отбили нападавших, впервые обратив на себя внимание общественности. После помощи каравану, отряды талибов взяли приступом Кандагар, который находился под властью воюющих между собой партий моджахедов. После двух лет анархии «Талибан» принес в Кандагар мир и спокойствие, чем завоевал огромную популярность среди местного населения, даже несмотря на введения новых законов, обязывающих мужчин носить бороду, брить голову, молиться пять раз в день и запрещающих женщинам работать. Зимой 1994—1995 гг. талибы взяли под контроль почти половину Афганистана и вплотную подошли к Кабулу. Возможно, легкостью своих побед «Талибан» был обязан своей славе национальных героев, или, как полагает английский исследователь Питер Саймондс, свою роль сыграли взятки местным командирам вооруженных формирований [10].

Помимо Пакистана, существенную помощь «Талибану» оказывала и Саудовская Аравия. Фундаменталистская идеология «Талибана» была близка к ваххабизму — официальной идеологии Королевства, и враждебна по отношению к шиизму, который исповедовал главный конкурент США в этом регионе — Иран. Помимо этого, партнером уже упомянутой американской Unocal являлась саудовская нефтяная компания Delta Oil. Таким образом, Саудовская Аравия также связывала свои надежды по строительству трубопровода с победой «Талибана».

Очевидно, что Пакистан и Саудовская Аравия поддерживали талибов с молчаливого согласия Соединенных Штатов. В течение 2 лет американский конгрессмен Дана Рорабахер пыталась добиться от правительства Соединенных Штатов официальных доказательств того, что за образованием «Талибана» стояли США. Государственный департамент предоставил ей около тысячи документов за период с 1996 г., свидетельствующих о связи Вашингтона и «Талибана», и отказался опубликовать материалы более раннего периода [11]. Известный историк и публицист Ахмед Рашид указывал, что «Талибан» явно пользовался симпатиями Вашингтона, особенно к ходе своих антииранских выступлений 112].

С 1994 по 1997 г. политическая активность Соединенных Штатов в Афганистане была направлена на обеспечение поддержки проекта компании Unocal по

строительству трубопровода. В марте 1996 г. известный сенатор Соединенных Штатов Хэнк Браун посетил Кабул и провел встречу с представителями «Талибана». В том же месяце правительство США начало оказывать давление на Пакистан, принуждая его разорвать свои договоренности с аргентинской компанией Bridas и поддержать американскую корпорацию Unocal. Месяц спустя, Робин Рейфел, помощник Госсекретаря США по Южной Азии, посетила Пакистан, Афганистан и Центральную Азию с теми же целями [13J. Она отмечала, что «строительство трубопровода крупной американской компанией предоставит не только новые рабочие места в Афганистане, но и обеспечит страну энергией» [14]. Правительство Соединенных Штатов не проводило официальных переговоров с руководством «Талибана», но в то же время не высказывало в их адрес резкой критики по проблемам наркотиков, производство которых в Афганистане доходило до 70% от общемирового [15], прав женщин и мусульманского экстремизма, то есть всего того, что в конце 1990-х годов явилось основой американских ультиматумов.

Очевидно, что отношение США к угрозе исламского экстремизма определялось в основном стратегическими целями и задачами Вашингтона. Активно осуждая нарушения прав человека в Ираке и Иране, терроризм исламских боевых организаций на Ближнем Востоке, представители ООН и США терпеливо присутствовали при проводимых талибами казнях, уважая нормы чужих верований. В начале и середине 1990-х годов исламский экстремизм, наркоторговля и нарушения прав человека не оказывали определяющего влияния на отношения Соединенных Штатов к «Талибану». Однако в то время было еще неясно, сможет ли режим «Талибана» гарантировать стабильную политическую ситуацию в стране для строительства трубопроводов, которое планировалось американской корпорацией Unocal.

В 1995 г. «Талибан» начал наступление на Кабул. За «Талибаном» стоял Пакистан, и, как предполагается, Соединенные Штаты, режим Бархануддина Рабани получал военную технику от России, Ирана и Индии. «Талибан» смог захватить Кабул только в сентябре 1996 г. после длительных боев с правительственными войсками. Наджибулла и его брат были жестоко убиты талибами, их выволокли из экстерриториальной миссии ООН, протащили на привязи за джипами до ворот резиденции Раббани и затем повесили [16]. Примерно в это же время Исмаил-хан почти без боя сдал Герат и была очищена дорога от Пакистана до Центральной Азии. Следует отметить, что победу «Талибана» положительно охарактеризовали представители компании Unocal, связывая ее с надеждой строительства трубопроводов. В течение месяца после этого компания подписала с «Газпромом» и «Туркменгазом» соглашение о строительстве трубопровода из Туркменистана в Пакистан, через территорию Афганистана. Стоимость проекта оценивалась в 2 млрд. долл. [17].

В ходе своего выступления на закрытой сессии ООН в ноябре 1996 г. Робин Рейфел, выражая надежды Соединенных Штатов на «Талибан» в плане обеспечения необходимой для строительства трубопровода стабильности в регионе, говорила: «Талибан» контролирует более двух третей страны, его представители являются афганцами, это — местные жители, демонстрирующие силу и выдержку. Действительным источником их успеха была готовность многих афганцев, особенно пуштунов, молчаливо обменять бесконечную войну и хаос на усилия по обеспечению мира и безопасности, несмотря на существующие сложные социальные условия. Не в интересах Афганистана или кого-либо из нас изолировать «Талибан» [18]. Компания Unocal не осталась в стороне и от спонсирования и поддержки талибов. По данным известного американского таблоида National Enquirer от 4.03.2002 г., в ноябре 1997 г. менеджеры Unocal пригласили лидеров «Талибана» в город Шугар Лэнд в штате Техас, где в течение 4 дней им оказывался «поистине королевский прием».

В 1997 г. «Талибан» потерпел свою крупнейшую военную неудачу. В мае этого года талибы захватили крупный город на севере Афганистана — Мазар-и-Шариф, где проживают узбекское, таджикское и хазарейское население, в своей массе

враждебное по отношению к талибам. Попытки талибов навязать свои религиозные и социальные порядки вызвали восстание местного населения, охватившее весь город. Отряды талибов, рассредоточившиеся по улицам, были перебиты один за другим. Понеся огромные потери в ходе этого восстания, «Талибан» в течение двух следующих недель отступал на северных фронтах. Несмотря на то, что в 1998 г. «Талибан» захватил этот город снова, события 1997 г. обнаружили огромную враждебность северо-афганского населения по отношению к пуштунскому «Талибану». Таким образом, перспектива гражданской войны и, следовательно, политической нестабильности оставалась бы на повестке дня и в том случае, если бы «Талибану» удалось захватить и покорить север страны. Возможно, именно это обстоятельство стало причиной резкой смены курса политики Вашингтона по отношению к «Талибану». Вашингтон начал оказывать давление на Пакистан из-за торговли «Талибана» героином и роста исламского экстремизма. В 1997 г. в ходе своего визита в Пакистан Госсекретарь США Мадлен Олбрайт предупредила Пакистан, что он может оказаться в международной изоляции [19|.

В 1998 г. было заключено несколько соглашений о строительстве газового трубопровода, проходящего по территории Ирана, из Туркменистана в Турцию [20]. Другой газопровод предполагалось создать по маршруту: Иран-Пакистан-Индия, за строительство которого взялась австралийская компания ВНР Petroleum [21]. Таким образом, план строительства транспортного коридора, выдвинутый Unocal, начал проигрывать новым конкурирующим предложениям, так как их маршруты являлись более стабильными в политическом отношении, чего нельзя было сказать о южном Афганистане. Unocal приостановила свой проект создания трубопровода и отозвала весь свой персонал из Кандагара и Исламабада.

Главным поворотным моментом в политике США в Афганистане стали взрывы, прогремевшие 7 августа 1998 г. в посольствах США в столице Танзании Дар-Эс-Саламе и в столице Кении Найроби. Администрация Клинтона ответила на это событие ударом крылатых ракет по тренировочным лагерям Усамы бен Ладена. Известно, что бен Ладен вернулся в Афганистан в мае 1996 г. после 6-летнего отсутствия, в течение которого он стал занимать все более жесткую позицию по отношению к роли США в Персидском заливе и на Ближнем Востоке. В августе 1996 г. он начал выступать с публичными призывами к джихаду против США. Однако только после взрывов Вашингтон начал требовать выдачи бен Ладена, без предоставления каких-либо доказательств его причастности к этим взрывам. В непосредственных переговорах с правительством США талибы заявляли, что если США предоставят необходимые доказательства, то они передадут бен Ладена нейтральной исламской стране или будут судить его сами по афганским законам. США отвергли эти предложения, и вскоре после этого с целью заставить «Талибан» выдать Усаму бен Ладена [22] Совет Безопасности ООН наложил на «Талибан» санкции, замораживающие все их вклады в зарубежных банках и запрещающие полеты самолетов компании «Ариана Афган эрлайнс» за пределами Афганистана. Также были наложены санкции, предусматривающие односторонний запрет на поставки оружия «Талибану» и разрешающие поставки оппозиции [23]. Однако ни одно из требований США не было выполнено, и «Талибан» начал новые военные наступления на северо-востоке страны в 1998—1999 гг. Следует отметить, что международная правозащитная организация Human Rights Watch, в своем докладе, посвященном ситуации вокруг Афганистана от 13.07.2001 г., фактически мягко поддержала движение «Талибан». По данным Human Rights Watch, введенное Советом безопасности ООН эмбарго на поставки оружия режиму талибов совершенно не учитывает афганских реалий: на фоне этого эмбарго Россия и Иран почти открыто поставляют вооружения оппозиционному Северному альянсу, удерживающему небольшой участок афганской земли вблизи границы с Таджикистаном, и тем самым стимулируют продолжение гражданской войны. Если бы не эти поставки, в Афганистане давно воцарился бы мир. Вместе с тем,. Human Rights Watch критикует Пакистан за поставки оружия «Талибану» — в нарушение все того же международного эмбарго. По сведениям правозащитников, значительная часть оружия, поставляемого

в Афганистан, производится в Китае; поставки осуществляются при участии гонконгских посредников. Human Rights Watch подвергла критике ООН и США за то, что они ставят главным условием замирения с режимом талибов выдачу террориста Усамы бен Ладена и при этом игнорируют интересы мирного населения Афганистана, измученного длящейся вот уже 22 года (с момента советского вторжения в 1979 г.) войной. Авторы доклада полагали, что мировое сообщество склонно игнорировать многочисленные военные преступления Северного альянса и тенденциозно возлагать всю ответственность за тяжелую ситуацию в Афганистане на «Талибан» [24].

В результате санкций ООН ни Вашингтон, ни конкуренты США в этом регионе не смогли занять устойчивое положение в Афганистане. Усама бен Ладен в этом случае сослужил хорошую службу администрации США в качестве отвлекающего маневра для достижения широких экономических и политических целей Вашингтона.

Без предоставления доказательств, президент США Джордж У. Буш 20 сентября 2001 г. в своем обращении к Совместной сессии Конгресса и к американскому народу объявил бен Ладена ответственным за потрясшие мир нападения террористов на башни нью-йоркского Международного-торгового центра и Пентагон и выдвинул ряд ультимативных требований к режиму Талибана: «выдать всех руководителей террористической организации «Аль-Каида», базирующихся в стране, закрыть все лагеря подготовки террористов и передать всех террористов в руки соответствующих властей, а также предоставить Соединенным Штатам полный доступ в лагеря подготовки террористов» [25]. Когда «Талибан» отверг его ультиматум, Буш отдал приказ о нанесении ракетных и бомбовых ударов по Афганистану: «По моему приказу Соединенные Штаты начали наносить удары», — заявил он в телеобращении, зачитанном из Белого дома через час после того, как в Кабуле произошел первый взрыв. По его словам, «Талибан» должен заплатить за то, что не выполнил ни одно из требований США [26]. Таким образом, отстранение движения «Талибан» от власти явилось основной целью всей военной кампании, такая позиция стала главенствующей после того, как Буш объявил, что США «будут преследовать те страны, которые обеспечивают помощь или безопасность террористам». Здесь будет уместно процитировать слова журналиста «Вашингтон пост» Вильяма Распберри, который в ноябре 2001 г. писал: «“Талибан” — радикальное исламское движение, которое правит на большей части Афганистана, не выдал бен Ладена, тайного руководителя той катастрофы, которую мы пережили, и бомбардировки начались... Но в некий неуловимый момент после начала воздушных ударов, сам «Талибан» стал нашей основной мишенью... Изменение произошло настолько тонко, что я поймал себя на мысли, что «Талибан» всегда был главным игроком на арене терроризма и что мы всегда знали это. Но я просмотрел сотни газетных статей того времени, когда в августе 1998 г. производились бомбардировки американских посольств в Танзании и Кении, и я фактически не нашел никакого упоминания о том, что Талибан был в этом хоть как-то замешан, и тем более являлся поставщиком терроризма... Врагом был бен Ладен. «Талибан» же просто предоставил ему убежище. Но впечатление от событий прошедших недель — что мы воюем против «Талибана» так же сильно, как и против бен Ладена. Просто ничего из того, что мы сказали или сделали, не предполагает, что если мы как-то доберемся до бен Ладена, мы прекратим бомбардировки Афганистана» [27].

Победа американцев над талибами была быстрой и относительно безболезненной в плане потерь. Начало кампании положили бомбардировки 7 октября 2001 г. и высадка нескольких сотен американских и британских солдат. Вместе с силами Северного альянса 45-тысячная армия талибов была разбита в течение полутора месяцев. За первую ноябрьскую неделю союзники сумели взять под контроль 60% территории Афганистана [28].

Если верить российским средствам массовой информации, то единственной целью крупномасштабной антитеррористической кампании против одной из самых отсталых стран в мире является захват бен Ладена и разрушение «Аль-

Каиды». Однако, как пишет британская газета Mirror от 29.10.2001, за время беспрерывных 3-недельных бомбардировок Афганистана США не уничтожили и не поймали ни одного террориста. В отличие от освещения ситуации, возникшей после терактов 11 сентября в самих США, из Афганистана поступала весьма скудная информация, как отмечала Mirror, и немногие знают о том, что при бомбардировках Афганистана применялись кластерные бомбы, имеющие единственной целью уничтожение живой силы противника. Здесь следует отметить, что ни один из подозреваемых в совершении терактов 11 сентября в США не был афганцем.

«Талибан» был повержен, войсками США и союзниками были убиты около пяти тысяч боевиков, в два раза больше ранены, а семь тысяч талибов были взяты в плен. Большинство талибских призывников посчитали за лучшее забыть о войне, но в то же время только четверо из 50 высокопоставленных полевых командиров талибских вооруженных сил сдались или были захвачены в плен. Лидер талибов мулла Мухаммед Омар так и не был найден. Большинство специалистов сегодня соглашаются с тем, что «Талибан» практически уже не может возродиться как организация, способная захватить власть в стране.

Последние сообщения из Афганистана свидетельствуют о больших проблемах новой власти и миротворческого контингента. Несмотря на то, что Кабул и его окрестности находятся под охраной свыше 5 тыс. военнослужащих из различных стран, там довольно регулярно происходят теракты. В феврале 2002 г. в столичном аэропорту был убит министр авиации Афганистана Абдул Рахман. В июле 2002 г. в Кабуле расстреляли вице-президента страны Хаджи Абдула Кадыра, Было совершено покушение на министра обороны Касима Фахима. 5 сентября террористы подорвали автомобиль, начиненный тротилом; в этот же день в Кандагаре был обстрелян автомобиль с Хамидом Карзаем [29]. На западе Афганистана пуштуны воюют с боевиками Исмаил Хана, на севере идут бои между армиями генерала Дустума, таджика Мохаммада Атты и хазарейца Халили. Таким образом, пока нельзя говорить о гражданском мире в Афганистане и выводе войск из страны.

Подводя итог этому краткому историческому анализу, следует отметить, что угроза терроризма и забота мирового сообщества о правах человека не были определяющими факторами в свержении «Талибана», хотя, безусловно, они сыграли важнейшую роль. Возможная «талибанизация» стран Центральной Азии, представляющаяся маловероятной [30], позволила скрыть от широкой общественности более важные цели политики Соединенных Шатов в этом регионе. Свержение режима талибов и наращивание военного присутствия Соединенных Штатов в Центральной Азии было тесно связано с интересами бизнеса в сфере нефти и газа и с достижением независимости США от Саудовской и иракской нефти, путь к обеспечению которой проходит через Афганистан. Военная кампания против режима «Талибан» предоставила возможность США контролировать любой постталибский режим в этом стратегически важном перекрестке Азии. Военное вторжение США в Афганистан повлекло за собой развертывание американских войск в Узбекистане, Кыргызстане и отправку военных советников США в Таджикистан и Грузию. С геостратегической точки зрения самым важным последствием событий 11 сентября и разгрома «Талибана» является то, что благодаря войне Соединенные Штаты превратились в третью военную державу в центрально-азиатском регионе после военного присутствия России в Таджикистане и китайского в Синцзянь-Уйгурской автономной области.

Таким образом, определяющую роль в истории возникновения и свержения «Талибана» сыграли не столько внутренние афганские обстоятельства и угроза распространения терроризма и исламского экстремизма, сколько нефтяной фактор и внешние силы, заинтересованные в прекращении затяжной междоусобной войны в Афганистане и в установлении стабильного политического режима, позволяющего реализовать планы по транспортировке нефти и газа из Центральной Азии в Пакистан. В заключение хочется процитировать слова президента Узбекистана Ислама Каримова, говорящего о том, что свержение режима движе-

ния «Талибан» в Афганистане создает необходимые политические условия для транспортировки нефти через эту страну: «Сегодня все-таки представятся прекрасные коммуникации... Газовые и нефтяные магистрали спокойно могут пройти через территорию Афганистана» [31].

ПРИМЕЧАНИЯ

1. См.: Коргун В.Г. Афганистан на крутых поворотах истории XX века // Сб.: Мусульманские страны у границ СНГ. — М., 2001, с. 28.

2. См., напр.: Kinzer S. Ex-Soviet Asian Republics Are Now Courted by the U.S. // The New

York Times. ~ 10.10.2001; Интервью с Беназир Бхутто // АиФ. — № 41 (1094).—

10.10.2001.

3. Fitchett J. War Alters Caspian Equation // International Herald Tribune. — 31.10.2001

4. Das Meer // Die Macht und das Oel. — 24.04.2002.

5. Кокшаров А. Два полюса Каспийского моря // Эксперт. — N6 20 (327). — 27.05.2002.

6. Fitchett J. Ibid.

7. Timeline of Competition between Unocal and Bridas for the Afghanistan Pipeline // World Press Review. — December, 2001.

8. Мамаев Ш. Терроризм и женский вопрос // Эксперт. — № 25 (331). — 1.07.2002.

9. Марсден П. Талибан. Война и религия в Афганистане. — М., 2002, с. 55.

10. Symond P. The Taliban, the US and the Resources of Central Asia // http://www.wsws.org, 10.2001.

11. Ibid.

12. Rashid A. Taliban: Islam, Oil and the New Great Game in Central Asia. — I.B. Tauris, 2000, p. 46.

13. Ashfak Bokhan. The Pipeline of Greed // DAWN Magazine. — 09.12.2001. — Pakistan.

14. Ishtiaq Ahmad. How America Courted the Taliban // Pakistan Observer. — 20.10. 2001. — Centre for Research on Globalisation. Montreal.

15. Guggenheim K. US Official: Taliban and Opium Trade // www.firstcoastnews.com, 03.10.2001.

16. Справка о злодеяниях «Аль-Каиды» и «Талибана». Распространено 22 ноября 2001 года Офисом международных информационных программ Государственного департамента США // Веб-сайт: http://usinfo.state.gov.

17. Unocal News Release. — 08.13.1996.

18. Symond P. Ibid.

19. Ibid.

20. Caspian Business Report // US-Azerbaijan Council. — Vol. 2. — № 4. — February 28, 1998.

21. Brief on Iran. № 1114.01.01.1999. — Washington, DC.

22. http://www.bbc.co.uk: Би-Би-Си, 14.02.2001.

23. См. резолюции СБ ООН: S/RES/1214 (1998), S/RES/1267 (1999) и др.

24. По материалам агентства Reuters: Правозащитники поддержали «Талибан». — 13.07.2001.

25. Об отпоре терроризму. Вып. 1. 10.2001. Государственный Департамент США // Вебсайт: http://www.usconsulate.spb.ru.

26. The New York Times. — 08.10.2001.

27. Распберри В. Когда Талибан стал объектом ударов? // Вашингтон пост. — 5.11.2001.

28. Ратнесар Р. Афганистан год спустя // Time. — 16.10.2002.

29. Там же.

30. Несмотря на то, что «Талибан» воплотил в себе жесткий теократический авторитарный режим, которого Афганистан не знал прежде, его последующее ослабление представ-

лилось неизбежным, так как население Афганистана и стран Центральной Азии никогда не отличалось религиозным фанатизмом, ему скорее свойственна веротерпимость. Ведущий специалист Института Востоковедения доктор Коргун В.Г. в статье «Ислам и государственная власть в Афганистане», опубликованной в сборнике «Ислам и политика», пишет, что режим религиозного экстремизма, свойственный «Талибану», должен был неизбежно подвергнуться смягчающему влиянию традиционных ценностей местного населения.

31. Информационно-аналитическое агентство «АК&М». — 24.12.2001.

THE HISTORY OF TALIBAN MOVEMENT IN THE SYSTEM OF INTERNATIONAL RELATIONS

O.V. KARPATCHEVA

(a student)

The World History Chair Peoples’ Friendship University of Russia

6, Miklukho-Maklay st., 117198 Moscow, Russia

The brief historical review of Taliban movement explains the sources for Taliban to appear and the reasons for it to be defeated from the standpoint of the present economic and political relationship in the world.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.