УДК 332.12
Е.С. Барабаш О.С. Семкина
РЕГИОНАЛЬНАЯ ДИАГНОСТИКА. РЕСПУБЛИКА САХА (ЯКУТИЯ)
Evgeniya Barabash Olga Syomkina
Annotation. The article considers basic features of the regional diagnostics, on the example of Republic Sakha (Yakutiya) the main characteristics of regional diagnostics is analyzed. Keywords: regional diagnostics, Sakha Republic (Yakutia).
Решение проблем организации государственной региональной политики на уровне субъекта Федерации непосредственным образом связано с вопросами оценки эффективности проводимой политики. С этой точки зрения региональная диагностика - это минимальное исследование, необходимое для выявления, описания и идентификации проблем, установления отклонений от желаемого состояния региональной системы и формулировки содержательных выводов и рекомендаций [3].
Дальний Восток (ДВ) входит в число макрорегионов России, привлекающих пристальное внимание российского руководства к его развитию. Авторы уже выполняли региональную диагностику развития отдельных субъектов Дальнего Востока - Амурской области и Еврейской автономной области [1; 2]. В данной статье предпринята попытка выполнить региональную диагностику для Республики Саха (Якутия).
Республика Саха (Якутия) - самая крупная по площади административно-территориальная единица в мире, и, соответственно, это самый крупный субъект федерации (3,1 млн км2), занимающий пятую часть всей территории России и половину территории ДВ. По численности населения (955,6 тыс. чел.) республика занимает третье место в Дальневосточном Федеральном Округе (15,3 % населения ДВ и 0,67 % населения РФ). Средняя плотность населения - 0,3 чел./км2, удельный вес городского населения - 64,9 %. Административный центр - город Якутск, насчитывает 286,5 тыс. жителей. Административно-территориальная система республики включает 445 муниципальных образований, в том числе 34 муниципальных района и 2 городских округа.
Политические условия связаны с широким фронтом выхода республики к арктическим морям, в отношении которых и у России, и у других государств имеются особые политические и экономические интересы.
Экономические условия. По общеэкономическому потенциалу Якутия стабильно является одной из наиболее значимых экономик на ДВ. Удельный вес ВРП республики в суммарном ВРП ДВ варьирует от 26,7 % в 1999 г. до 20 % в 2012 г.
В 2012 г. ВРП республики составил 540,4 млрд руб. Высокие значения абсолютных и относительных макроэкономических показателей обеспечивались добычей полезных ископаемых (алмазов, угля, золота) - удельный вес этого вида экономической деятельности в структуре ВРП в 2004 г. составлял более 40 %. При этом экономика региона традиционно имела моноотраслевой характер с превалированием алмазодобывающей промышленности. К 2010 г. структура экономики республики существенно изменилась: монотонно снижавшаяся доля добычи полезных ископаемых составила в 2009 г. 28,3 %, при значительном росте доли в ВРП республики строительства, транспорта и связи, а также государственного управления (см. табл. 1).
Эти структурные изменения в экономике были обусловлены двумя факторами. Во-первых, алмазодобыча вступила в период технологического перехода на подземную добычу, что сократило и объемы выпуска, и валовую добавленную стоимость в добыче полезных ископаемых. Во-вторых, в
© Барабаш Е.С., Семкина О.С., 2015
Якутии началась реализация крупных инвестиционных проектов, конечной целью которых являлось масштабное освоение разнообразных ресурсов региона - нефти и газа, угля, золота, других цветных, редкоземельных металлов, урана, строительных материалов; развитие собственной обрабатывающей промышленности по первичной переработке части ресурсов.
Таблица 1
Структура валового регионального продукта Республики Саха (Якутия)
в процентах
Вид экономической 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012
деятельности
Сельское и лесное хозяйство, 4,1 4,0 3,8 3,3 3,5 3,1 2,6 2,3
охота
Добыча полезных ископаемых 39,5 39,0 36,5 36,0 28,3 40,1 43,7 42,9
Обрабатывающие производства 2,9 2,0 2,0 2,0 1,9 2,1 1,9 2,0
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды 3,8 3,6 3,7 3,6 4,2 4,2 3,9 3,8
Строительство 5,9 6,4 11,4 13,6 16,9 8,6 10,3 10,0
Оптовая и розничная торговля; ремонт 9,8 9,3 8,9 8,2 8,4 8,0 7,1 7,0
Гостиницы и рестораны 0,9 1,0 1,1 0,9 0,9 0,8 0,8 0,6
Транспорт и связь 7,2 7,8 7,3 9,2 11,6 11,1 9,4 10,6
Финансовая деятельность 0,1 0,1 0,1 0,1 0,1 0,3 0,2 0,3
Операции с недвижимым имуществом 11,6 9,8 8,1 6,1 5,9 5,4 4,7 4,4
Государственное управление 3,6 5,4 5,5 5,9 6,7 5,9 5,9 6,4
Образование 4,8 5,2 5,2 5,1 5,5 4,6 4,3 4,4
Здравоохранение и социальные услуги 4,4 4,7 4,7 4,5 4,6 4,4 3,9 4,0
Предоставление прочих услуг 1,4 1,7 1,7 1,5 1,5 1,4 1,3 1,3
Всего 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0
Источник: составлено по [7]
Период 2005-2010 гг. явился структурной паузой, предшествовавшей новому циклическому увеличению доли ресурсного сектора в республике. В результате доля добывающего сектора в республике на протяжении трех последних лет наблюдения (2010-2012 гг.) вновь возросла и стабильно превышает 40 % в ВРП (см. таблица).
Социальные условия. Территория Республики Саха характеризуется низкой (на Севере -крайне низкой) численностью постоянного населения. Разработка полезных ископаемых и в настоящее время, и в перспективе будет вестись силами временных трудовых мигрантов («вахтовиков»). Это закрепляет очаговый характер расселения.
В настоящее время только 16 % населения проживает в зоне круглогодичного транспортного сообщения, из 362 сельских населенных пунктов лишь 48 связаны с районными центрами дорожной сетью с твердым типом покрытия. Наиболее серьезные проблемы сложились в транспортном обслуживании населения арктических районов. Важной особенностью социального развития Республики Саха (Якутия) является проживание на территории коренных и малочисленных народов Севера (КМНС), что требует взвешенной политики по использованию различных ресурсов, лежащих в основе традиционного хозяйства аборигенов, в том числе биологических ресурсов суши и моря.
Несмотря на перечисленные сложности, республике удается поддерживать баланс социального развития территории. Численность постоянного населения не уменьшается, создан устойчивый и обладающий неплохим потенциалом научно-технический потенциал, ориентированный на выявление и оценку специфических природных условий для функционирования производственных и инфраструктурных объектов, разработку методов и материалов производственного и гражданского строи-
тельства в условиях вечной мерзлоты. В регионе сложилась достаточно зрелая система подготовки кадров высшей квалификации. Это - конкурентное преимущество территории в свете неминуемого широкомасштабного освоения ресурсов Севера.
Технологические, инфраструктурные условия и природно-ресурсный потенциал. На территории Республики имеются практически все критически важные для России ресурсы, но природно-климатические условия в районах их залегания - экстремальные (свыше 40 % территории находится за Северным полярным кругом, практически вся территория республики лежит в зоне вечной мерзлоты). В этих условиях отсутствие инфраструктуры сильно повышает сложность задач освоения региона, от решения которых зависит развитие республики, да и России в целом [6].
По количеству запасов (81 %) алмазов и объемам их добычи (98 %) Республика Саха занимает первое место в России, обеспечивающее ей лидирующие позиции и в мире.
Республика Саха (Якутия), обеспечивая около 20 % всей добычи золота в России, является и останется в перспективе до 2050 г. одним из регионов-лидеров по объему его добычи (месторождения Нежданинское, Кючюс и Малотарынское).
По прогнозным ресурсам серебра республики находится на первом месте среди регионов России. Перспективы наращивания объемов добычи серебра связаны с новыми серебряными и серебро-содержащими месторождениями (Прогноз, Купольное, Мангазея), а также ростом попутной добычи рудного серебра.
Расположенные в зоне действия Байкало-Амурской железнодорожной магистрали в сочетании с близко расположенными месторождениями коксующихся углей железорудные месторождения Десовское, Таежное, Тарыннахское и Горкитское являются хорошей основой для развития крупного металлургического производства в регионе.
Начальные геологические ресурсы углеводородного сырья по всем перспективным территориям Западной Якутии составляют по нефти 10,4 млрд т, газу - 12,1 трлн м3, конденсату - 0,7 млрд т. Учтенные запасы углеводородного сырья промышленных категорий С1 и С2 в настоящее время сосредоточены в 33 месторождениях. Предварительные оценки суммарных ресурсов углеводородов на территории Восточной Якутии и на шельфе моря Лаптевых и Восточно-Сибирского моря соизмеримы с начальными геологическими ресурсами углеводородов Западной Якутии [4].
В перспективе до 2050 г. республика может стать основным производителем урана в России, учитывая как уже разведанную сырьевую базу, так и хорошие перспективы территории на выявление новых месторождений в Южной Якутии.
Долгосрочные тенденции модернизации в развитии Республики.
Долгосрочные тенденции перспективного развития Якутии связаны с увеличением масштабов и расширением ассортимента добычи сырья. Трансформация транспортных схем в самой республике, обустройство и начало масштабной эксплуатации Северного морского пути - важнейшее условие реализации мощного сырьевого потенциала республики. Развитие алмазной промышленности, создание горнодобывающего и нефтегазодобывающего комплексов, требует интеграции в глобальные и субглобальные производственные сети.
Приоритетными для развития Южной Якутии являются комплексы первичного и вторичного секторов экономики: добыча угля, золота, черная металлургия, углехимическое производство, производство удобрений, урана. В результате структура экономики региона станет более диверсифицированной.
Более комплексным станет промышленное освоение в зоне Западной Якутии, где помимо традиционной добычи алмазов и лесозаготовок, будет развиваться нефтегазодобыча, а на ее базе -нефтегазоперерабатывающая промышленность. В среднесрочной перспективе основными потребителями якутской нефти и газа станут страны СВА [5]. В долгосрочной перспективе нефтегазовые ресурсы республики будут расширены благодаря развитию технологий добычи трудноизвлекаемых и «остаточных» запасов. Природный газ месторождений Западной Якутии является поликомпонентным полезным ископаемым, он содержит в высоких концентрациях гелий, задача извлечения, утилизации и сбыта которого должна быть решена к началу освоения углеводородов.
Центральная Якутия будет специализироваться на транспортно-логистической и животноводческой деятельности, а ее ядро (агломерация с центром в Якутске) будет трансформироваться в
экономику постиндустриального типа, предоставляя комплексные информационные, научно-исследовательские, опытно-конструкторские услуги.
Северо-Восточная Якутия продолжит специализироваться на добыче цветных и редкоземельных металлов, а также угля. Развитию добычи цветных металлов благоприятствует дефицит в России отдельных видов руд (хрома, олова, титана, свинца, вольфрама), а также устойчивый спрос на цветные и редкоземельные металлы в странах Восточной Азии (Китае, Республике Корея, Японии, Малайзии). Высокий спрос будет поддерживать уровень рентабельности освоения этих ресурсов. Поэтому в зоне Северо-Восточной Якутии будут введены в хозяйственный оборот крупные и уникальные месторождения (Нежданинское месторождения золота, Верхне-Менкеченское серебро-полиметаллическое, Агылкинское медно-вольфрамовое со значительными запасами серебра, а также Яно-Колымская золоторудная провинция, расположенная частично на территории Магаданской области). Это приведет к увеличению масштабов добычи минерально-сырьевых ресурсов, но не будет сопровождаться радикальными изменениями, ни в отраслевой, ни в территориальной структуре экономики.
В Арктической Якутии развитие будет происходить благодаря существенным изменениям в территориально-отраслевой структуре экономики, обусловленным освоением месторождений углеводородного сырья на арктическом шельфе и увеличением транспортной работы на восточном участке Северного морского пути.
Наземная транспортная инфраструктура, связывающая районы Якутии, как между собой, так и с прилегающими регионами ДВ, а также со странами АТР, прежде всего с Китаем, будет создана уже в среднесрочной перспективе. Транспортный каркас территории, на базе автомобильного и железнодорожного сообщения круглогодичного действия, снизит сезонность завоза грузов.
Значительное увеличение масштабов и диверсификация экономической деятельности в республике предъявит новые требования к масштабам и качеству рынка труда. В Южной и Западной Якутии, ориентированных на разработку новых полезных ископаемых будут формироваться системы расселения, сочетающие элементы опорной сети расселения вокруг магистралей и вахтовые населенные пункты. В Центральной зоне население будет концентрироваться в пределах Якутской агломерации. В Северо-Восточной и Арктической Якутии будут создаваться базовые населенные пункты для каждого производственно-технического кластера, соответствующие общерегиональным стандартам условий жизнедеятельности для работников и их семей, а на месторождениях строиться временные на период их отработки поселки, в которых будут жить работники во время вахты. Такая схема расселения явится наиболее рациональной.
Библиографический список
1. Барабаш, Е. С. Региональная диагностика. Амурская область / Е. С. Барабаш, О. С. Семкина // Вестник Университета (Государственный университет управления). - 2014. - № 16. - С. 93-97.
2. Барабаш, Е. С. Региональная диагностика. Еврейская автономная область / Е. С. Барабаш, О. С. Семкина // Вестник Университета (Государственный университет управления). - 2015. - № 1. - С. 9-14.
3. Дмитриева, О. Г. Региональная экономическая диагностика / О. Г. Дмитриева. - СПб. : Изд-во Санкт-Петербургского университета экономики и финансов, 1992. - 273 с.
4. Лацановский, И. А. Недра Якутии / И. А. Лацановский, Н. А. Аржаков, Л. Е. Шматкова // Глобус: Геология и Бизнес. - 2009. - № 5. - С. 15-24.
5. Леонов, С. Н. Анализ условий стратегического развития Дальнего Востока России после кризиса / С. Н. Леонов // Вестник ТОГУ. - 2011. - № 1. - С. 159-168.
6. Леонов, С. Н. Стратегическое развитие Дальнего Востока: угрозы кризиса / С. Н. Леонов // Пространственная экономика. - 2009. - № 3. - С. 126-133.
7. Национальные счета России в 2005-2012 гг. : Стат. сб. - М. : Росстат, 2013.