Литература
1. Глазьев С. Перспективы социально-экономического развития России // Экономист. 2009. № 1. С. 3-18.
2. Ленчук Е.Б. Инновационный процесс в переходной экономике (на примере стран Центрально-Восточной Европы и СНГ): автореф. дис. ... докт. экон. наук. М., 2007. 35 с.
3. Нешитой А. Необходимость роста на базе развития // Экономист. 2008. № 2. С. 15-20.
4. Тумаланов Н.В. Проект «Развитие АПК» и перспективы развития сельского хозяйства России» // Реализация приоритетного проекта «Развитие АПК»: материалы Всерос. науч.-техн. конф. Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2007. С. 169-179.
5. Хубиев К. О содержании новой экономики // Экономист. 2008. № 5. С. 63-70.
6. Цветков В. Подкрепить инновационное развитие промышленной политикой // Экономист. 2008. № 3. С. 30-40.
7. Черковец В. Особенности нового этапа инновационного развития России // Экономист. 2008. № 12. С. 38-55.
8. OECD, Main Science and Technology Indicators, April 2009. URL: http://www.oced.opg/ dokum ent/26/0,3343. en_2649_33703_1901082.html.
ЕГОРОВА СВЕТЛАНА БОРИСОВНА - старший преподаватель кафедры бухгалтерского учета и аудита, Филиал Санкт-Петербургского государственного инженерно-экономического университета в г. Чебоксары, Россия, Чебоксары ([email protected]).
EGOROVA SVETLANA BORISOVNA - senior teacher of Accounting and Auditing Chair, Branch of Saint-Petersburg State University of Engineering and Economics in Cheboksary, Russia, Cheboksary.
УДК 334.7(470.344)
Л.Г. ЕФРЕМОВ, С.Г. ДЕНИСОВ, Г.Д. ПЕТРОВА
РЕГИОНАЛЬНАЯ СПЕЦИФИКА И МЕХАНИЗМЫ УПРАВЛЕНИЯ МАЛЫМ БИЗНЕСОМ
Ключевые слова: специфика, регион, малый бизнес, механизмы, управление.
Изучены место и роль, региональная специфика малого бизнеса, механизмы управления им. Рассмотрены вопросы формирования результативного взаимодействия предпринимательства с органами законодательной и исполнительной власти в регионах.
L.G. EFREMOV, S.G. DENISOV, G.D. PETROVA REGIONAL SPECIFICITY AND MECHANISMS OF SMALL BUSINESS MANAGEMENT Key words: specific, region, small business, mechanisms, management.
The article is devoted to regional specificities and mechanisms of small business management; the place and role of small business, creation of effective interaction of business methods with the legislative and executive authorities in the regions.
На современном этапе экономическая политика в регионах реализуется с учетом особенностей территориальных факторов, возникающих диспропорций и экономического потенциала муниципальных формирований. Низкая доходность отраслей, безработица, инфляция, снижение покупательской способности населения, рост преступности, потеря доверия населения к власти - это главные проблемы в регионах страны.
Первостепенная задача регионов состоит в создании правового и экономического климата, который бы позволил малому бизнесу не только выживать, но и успешно развивать другие сферы экономики.
Многочисленные исследования показывают, что в большинстве регионов России созданы специальные институциональные инфраструктуры: агентства, фонды, оказывающие поддержку малому предпринимательству. Прежде всего, они носят консультационной характер в правовой базе, так как происходят постоянные изменения в законодательстве. Тем не менее деятельность этих агентств и фондов по поддержке малого предпринимательства не всегда опирается на глубокое изучение опыта, эффективных механизмов развития малого бизнеса. Для реализации политики развития малого предприниматель-
ства региональный аспект имеет кардинальный смысл. Однако местные органы власти не учитывают экономические и политические особенности своих регионов с целью конкретного содействия интересам предпринимателей.
На федеральном уровне неэффективность экономической стратегии усиливает негативное воздействие на результативность регионального управления в сфере малого предпринимательства, особенно на уровне муниципальных органов.
Основная часть налогового потенциала муниципальных образований сосредоточивается на федеральном уровне, поэтому финансовая поддержка в виде субсидий и дотаций малому бизнесу оказывается в незначительном объеме.
До сих пор отсутствует целенаправленная государственная политика по поддержке и развитию малого бизнеса, и при формировании законодательной базы в бюджетном планировании вопросы и нужды малого бизнеса как приоритетные направления не рассматриваются. Противоречивость в законодательстве, наличие финансовой нестабильности, невыполнение взятых на себя обязательств органами регионального управления по отношению к малому предпринимательству, кадровая неразбериха вызывают у предпринимателей неуверенность в перспективе, в конечном счете ведут к свертыванию деловой предприимчивости.
К сожалению, в современных условиях конкуренцию в регионах за средства государственной поддержки выигрывает не тот, кто производит товары, а тот, кто управляет их потоками, вернее, тот, кто ближе к финансам, а не разработчики новых технологий и не квалифицированные кадры в здоровом бизнесе. Поэтому целью регионального развития становится увеличение капитализации региона - рост стоимости активов, находящихся на его территории и вовлекаемых в систему глобальных обменов.
В последнее время вошла в практику подготовка национальных региональных программ по социально-экономическому развитию регионов, в том числе в малом предпринимательстве. Тем не менее мы не обладаем достоверными данными ни по количеству малых предприятий, ни по количеству занятых в данной сфере экономики, ни по конкурентоспособности продукции, ни по перспективам их развития. Из-за несовершенства законодательно-нормативной базы представители малого и среднего бизнеса скрывают численность своих работников, ведут «двойную бухгалтерию», можно с уверенностью сказать, что при выявлении нарушений предприниматели, как правило, просто откупаются.
Значение малого бизнеса в развитии экономики регионов в связи с вступлением России во Всемирную торговую организацию (ВТО) возрастает. Ключевую проблему финансирования, поддержки и регулирования малого предпринимательства конкретного региона с учетом его особенностей может решить только местное самоуправление. Если малый бизнес рассматривать как основу развития цивилизованных рыночных отношений в экономике региона, то сегодня он представляет собой теневой или нелегальный бизнес, слившейся с коррумпированной властью всех уровней управления. Все это может привести к уничтожению малого предпринимательства, а в будущем - к социально-экономическому кризису. Здесь важно отметить, что именно малый бизнес заметно оживил экономику, заполнил потребительский рынок, организовал рабочие места, расширил торговые сети и пополнил бюджеты всех уровней. При этом предпринимательство развивалось при отсутствии необходимой поддержки со стороны местного самоуправления. Однако нельзя полностью отвергнуть участие муниципалитетов в малом бизнесе. Успехи в ряде регионов страны напрямую связаны с деятельностью муниципальных органов.
Стабильность социальной структуры любого общества в большинстве случаев определяется тем, как представлен в нем средний класс, к основным характеристикам которого относятся массовость, материальная обеспеченность, экономическая, политическая и предпринимательская предприимчивость. Историче-
ски средний класс в развитых странах сформировался за счет предпринимателей, мелких собственников и людей свободных специальностей, а также роста уровня доходов высококвалифицированных наемных работников, их тоже стали относить к среднему классу. Традиционно средний класс является «поставщиком» предпринимателей. Результативное развитие малого бизнеса, по мнению авторов, способствует решению многих региональных проблем. К ним относятся:
- содействие структурной перестройке экономики региона;
- формирование социального слоя собственников предприятий;
- освоение и использование местных источников сырья и отходов крупных производств;
- создание дополнительных рабочих мест;
- освобождение государства от низкорентабельных и убыточных производств путем продажи или передачи в аренду;
- привлечение личных средств населения для развития производства;
- насыщение местных рынков товарами, улучшение качества;
- создание вспомогательных и обслуживающих производств для крупных предприятий.
Решение указанных проблем, которые присущи почти всем регионам, невозможно без эффективного развития малых предприятий, что позволяет раскрыть дополнительные возможности региона.
Значение малого бизнеса в условиях хозяйственной самостоятельности регионов выходит на более высокий уровень. Малые предприятия должны во многих регионах нести основную бюджетную нагрузку, при этом создавать конкурентную среду в регионе, позволяющую производить товары и услуги в полном соответствии с запросами потребителей и требованиями рынка.
Таким образом, укрепление инновационной и экономической возможности государства должно начинаться с местных, локальных рынков, способствующих росту благосостояния населения и престижа страны в мировом сообществе. Изменение роли малого бизнеса на региональном уровне в сторону усиления его развития должно быть объективным, если даже со стороны государства и администраций регионов внимание к этому виду бизнеса явно недостаточно, как это происходит на данном этапе. Объективные рыночные законы заставят экономику регионов и в целом государства отдать малому бизнесу свою долю в ВВП.
По мнению авторов, место и роль малого бизнеса должны определяться соответствующими программами по регулированию малого бизнеса. В этой связи стимулирование и льготы необходимы малому бизнесу именно на не развитых в промышленном плане территориях (это сельская местность отдаленных районов).
В регионе общий фон предпринимательской деятельности должны определять экономическая обстановка, территориальная дифференциация социальной ситуации, восприимчивость населения к экономическим преобразованиям и способность региональных элит управлять общественно-экономическим состоянием региона.
Необходимо отметить, что чрезвычайно актуально поставлен вопрос о наполняемости и формировании муниципальных бюджетов.
Первостепенные меры, предпринимаемые руководством региона для решения проблем предпринимательства, заключаются в следующем:
- обеспечение взаимоувязки федеральной и областной программ поддержки предпринимательства;
- усовершенствование системы льготного налогообложения малого бизнеса;
- целевое финансирование малого бизнеса;
- дальнейшее развитие системы лизингового обслуживания малого бизнеса;
- развитие франчайзинга в малом бизнесе;
- разработка системы взаимного кредитования предпринимателей;
- создание технопарков, территориально-производственных зон для малого бизнеса в производственно-инновационной сфере на базе реорганизованных конверсионных предприятий;
- разработка общедоступной информационной системы для малого бизнеса;
- совершенствование инфраструктуры поддержки малого бизнеса.
Анализ состояния малого бизнеса за рубежом, в России и Чувашской
Республики позволил сформулировать следующие выводы и направления исследования:
- в странах с развитой рыночной экономикой различными организациями и агентствами малый бизнес определяется разными способами. В качестве критериев отнесения к малым предприятиям в основном используются следующие показатели: среднее ежегодное число занятых работников на предприятии, величина (объем) активов предприятия, ежегодный оборот;
- малый бизнес обладает рядом конкурентных преимуществ перед крупными предприятиями, важнейшие из них - это гибкость и маневренность, без которых современный бизнес обречен на неудачу;
- малый бизнес играет очень важную роль в поддержании занятости, т.е. в процессах сбалансированности между спросом на рабочую силу и ее предложением;
- малый бизнес имеет огромное значение в инновационных процессах. В США и Западной Европе малый бизнес осуществил почти 50% крупнейших нововведений на мировом рынке;
- в области конкурентоспособности малый бизнес имеет не только сильные, но и слабые стороны. Его уязвимость выражается в том, что при нехватке финансовых средств малый бизнес вынужден более активно привлекать заемный капитал для реализации своей деятельности;
- малый бизнес в конкурентной борьбе не в состоянии диктовать цены в соответствующей области производства товаров и услуг, как это делают крупные предприятия, он может лишь следовать за их ценовой политикой;
- проблемами малого бизнеса являются высокие расходы на рекламу, сложность доступа к специализированной информации поиска клиентов, оплаты юридических и деловых услуг. Имеются проблемы личностного порядка, низкий уровень специализации и некомпетентность управленцев, единоличная ответственность предпринимателя за свой бизнес;
- по результатам мирового опыта можно сделать вывод, что государству необходимо поддерживать малый бизнес, в первую очередь для активного влияния на процесс демонополизации производства, насыщения национального и внешнего рынков товарами, услугами и новыми технологиями, сглаживания колебаний экономической конъюнктуры;
- разностороннее изучение зарубежного опыта по поддержке малого бизнеса актуально для России, в то же время прямое копирование форм организации малого бизнеса не будет эффективным для нашей страны ввиду отсутствия мощных бюджетных средств, поэтому необходимо искать новые пути организации и функционирования малого предпринимательства;
- созрела необходимость переориентации системы финансовой поддержки малого бизнеса на эффективное использование минимально необходимого объема централизованных ресурсов. Постепенный переход от льготного кредитования отдельных инновационных проектов к преимущественному использованию инструментов косвенной поддержки позволит существенно расширить круг получателей финансовых средств;
- бесспорно, что в обстоятельствах отсутствия бюджетного финансирования необходимо активное привлечение и использование внебюджетных источников финансирования;
- созрела необходимость разработки более глубокой методологической базы для оценки и вероятных преобразований деятельности малого бизнеса.
Государственное регулирование и поддержка для предпринимательства заключаются в организации благоприятной экономической, правовой, социальной, политической среды и организационном обеспечении развития его цивилизованных форм.
Механизмы государственного регионального и муниципального управления по развитию малого бизнеса представляют собой результативную, взаимо-отлаженную систему технологий, институтов государственного регулирования, ориентированных на удовлетворение потребностей населения регионов, в целом страны, при условии независимости предпринимательских предпочтений и экономической самостоятельности [1. С. 410].
Исторический ход развития рыночных отношений в России сформировал следующие первостепенные механизмы:
- механизм защиты прав и свобод человека;
- механизм административного барьера, взаимодействия малого бизнеса с банковской инфраструктурой;
- механизмы валютного регулирования, операции банкротства;
- механизм налогового потенциала;
- механизмы (информационного, правового, экономического, политического, экологического регулирования);
- механизмы (социального, кадровой системы обеспечения);
- механизмы контроля качества товаров.
Главный механизм, который объединяет всю систему - это механизм защиты прав и свобод человека, который регламентируется Конституцией РФ.
Итак, недостаточный интерес государства к вопросам поддержки и развития малого предпринимательства не позволяет обеспечить рост экономической эффективности и функционирования предприятий малого бизнеса. Результаты анализа [4] показывают, что именно этот сектор экономики, не требуя больших начальных инвестиций, гарантирует ускоренный оборот ресурсов, экономно и стремительно решает вопросы реструктуризации экономики, оперативно реагирует на изменение конъюнктуры рынка, придает экономике гибкость и устойчивость.
Литература
1. КравченкоЛ.И. Анализ хозяйственной деятельности. М.: Новое знание, 2003. 412 с.
2. Малое предпринимательство в России: прошлое, настоящее, будущее / под ред. Е.С. Ясина, А.Ю. Чепуренко, В.В. Буева. М.: Фонд «Либеральная миссия», 2003. 220 с.
3. Мишурова И.В. Малое предпринимательство в региональной экономике / Ростовская гос. экономическая академия. Ростов н/Д., 2000. С. 16.
4. Условия и факторы развития малого предпринимательства в регионах РФ [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.opora-tmn.ru/news.htme?kalo&new.=578-45.
ЕФРЕМОВ ЛЕОНИД ГЕОРГИЕВИЧ - доктор экономических наук, профессор кафедры электроснабжения промышленных предприятий, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары ([email protected]).
EFREMOV LEONID GEORGIEVICH - doctor of economics sciences, professor of Electric Power Industry Chair, Chuvash State University, Russia, Cheboksary.
ДЕНИСОВ СТАНИСЛАВ ГРИГОРЬЕВИЧ - преподаватель кафедры финансов и кредитов, Филиал Российского социального государственного социального университета в г. Чебоксары, Россия, Чебоксары ([email protected]).
DENISOV STANISLAV GRIGORIEVICH - lecturer of Finance and Credit Chair, Branch of Russian Social State University in Cheboksary, Russia, Cheboksary.
ПЕТРОВА ГАЛИНА ДМИТРИЕВНА - доктор философских наук, профессор кафедры философии и методологии науки, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары ([email protected]).
PETROVA GALINA DMITRIEVNA - doctor of philological sciences, professor of Science Philosophy and Methodology Chair, Chuvash State University, Russia, Cheboksary.