Научная статья на тему 'Приоритетные направления стратегии региональной поддержки малого предпринимательства'

Приоритетные направления стратегии региональной поддержки малого предпринимательства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
928
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / СТРАТЕГИЯ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / РЕГИОН / SMALL BUSINESS / STRATEGY / STATE SUPPORT REGION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Иванцев Николай Александрович, Калинин Андрей Михайлович

Рассмотрены приоритетные направления стратегии развития малого бизнеса в контексте государственной поддержки и создания благоприятных условий для повышения эффективности деятельности малых предприятий в регионе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRIORITIES FOR REGIONAL SUPPORT SMALL BUSINESS STRATEGY

The article discusses strategy priorities for small business development in the context of State support and create favourable conditions for increasing the effectiveness of small enterprises in the region.

Текст научной работы на тему «Приоритетные направления стратегии региональной поддержки малого предпринимательства»

УДК 332.1

Н.А. ИВАНЦЕВ, А.М. КАЛИНИН

ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СТРАТЕГИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Ключевые слова: малое предпринимательство, стратегия, государственная поддержка, регион.

Рассмотрены приоритетные направления стратегии развития малого бизнеса в контексте государственной поддержки и создания благоприятных условий для повышения эффективности деятельности малых предприятий в регионе.

N.A. IVANCEV, A.M. KALININ PRIORITIES FOR REGIONAL SUPPORT SMALL BUSINESS STRATEGY

Key words: small business, strategy, state support region.

The article discusses strategy priorities for small business development in the context of State support and create favourable conditions for increasing the effectiveness of small enterprises in the region.

Стратегия региональной поддержки и развития малого предпринимательства в Чувашской Республики, на наш взгляд, должна представлять собой единую систему взглядов на цели, принципы и приоритеты в деятельности органов государственной власти и местного самоуправления Чувашской Республики в сфере малого предпринимательства.

Малое предпринимательство выступает в качестве одной из тех сфер хозяйственной деятельности, где наиболее эффективно реализуются инструменты политики, проводимой органами государственной власти и местного самоуправления, направленной на развитие социально-экономического комплекса Чувашской Республики в интересах всего населения региона. Это достигается за счет того, что: нормативно-правовая база позволяет более гибко и действенно воздействовать на малый бизнес по сравнению с крупными предприятиями именно на уровне субъекта Российской Федерации или муниципального образования (упрощенная система налогообложения, единый налог на вмененный доход и другие механизмы воздействия, регулируемые областными и местными нормативными актами); малый бизнес быстрее отвечает на воздействия и изменение среды функционирования; малый бизнес реагирует на самые незначительные изменения, практически отсутствует порог чувствительности (незначительное стимулирование не заинтересует крупное предприятие, а среди малых предприятий найдется кто-нибудь, для кого данная возможность будет существенной); высокие адаптационные возможности малого предпринимательства, которое заполняет более мелкие ниши рынка, позволяет проводить более узкие адресные воздействия; малые предприятия распределены по территориям более равномерно: крупные предприятия на небольшой территории не образуют всего отраслевого спектра, в то время как диапазон видов деятельности малого бизнеса существенно шире; малое предпринимательство, не требуя крупных стартовых инвестиций, гарантирует быстрый оборот ресурсов, высокую динамику роста, помогает экономно и оперативно решать проблемы реструктуризации экономики, гибко реагирует на изменение конъюнктуры рынка, придаёт экономике дополнительную стабильность, решает социальные вопросы. Предпринимательская инициатива, ориентируясь на потребителя, всегда устремляется туда, где возникает неудовлетворенный спрос, и уходит из тех сфер, которые перестают отвечать запросам рынка. Таким образом, формируются и поддерживаются оптимальные хозяйственные пропорции.

В рассматриваемый период времени для малого бизнеса приоритетными являются выполнение социальной функции и формирование конкурентной среды. Представляется, что, проведение согласованной и должной государственной и муниципальной политики в Чувашской Республике позволит обеспечить наиболее быстрый и значительный социально-экономический эффект, заключающийся в: 1) формировании среднего класса - основного гаранта социальной и политической стабильности общества; 2) создании новых рабочих мест, в том числе для молодежи, военнослужащих, уволенных в запас и незащищенных слоев общества; 3) обеспечении снижения уровня безработицы, социальной напряженности и экономического неравенства.

Благоприятное развитие малого бизнеса в интересах всего населения и экономики области требует от органов государственной власти и местного самоуправления специальных планомерных действий с учетом специфики функционирования малого бизнеса, в том числе через создание специальных условий, инструментов и институтов.

Несмотря на успехи, достигнутые в развитии малого бизнеса в России в целом и Чувашской Республики в частности, этот важнейший сектор экономики до сих пор не оказывает необходимого влияния на социальное и экономическое развитие республики ни с точки зрения объемов производства товаров и услуг, ни с точки зрения занятости населения.

Недостаточному уровню развития малого бизнеса в Чувашской Республике способствует ряд причин и сдерживающих факторов: 1) объективные трудности экономики кризисного периода; 2) недостаточный уровень мер государственной поддержки и развития малого бизнеса либо неадекватность и непоследовательность предпринимаемых действий. Важным показателем развития предпринимательства является показатель «плотности» малых предприятий в муниципальных образованиях республики (в расчете на 100 тыс. населения). Если в среднем по России насчитывается 7,2 малых предприятий на 1000 жителей (в странах Европейского Союза и Японии - 45-50 единиц), то в Чувашской Республике этот показатель несколько ниже - 6,5; 3) нестабильность местного и федерального законодательства; 4) усложненность системы налогообложения; 5) недоверие граждан к государственной политике в сфере предпринимательства, выражающееся, в частности, в таких формах, как «консервация» личных сбережений, теневая предпринимательская деятельность; 6) недостаточный уровень предпринимательской культуры, низкая эффективность консолидации усилий предпринимателей по защите собственных прав и интересов; 7) несоответствие уровня первоначальных затрат на создание производств реальному уровню дохода населения и др.

Эти общие для любого типа бизнеса проблемы в малом предпринимательстве особенно остры, так как затраты на администрирование малого бизнеса не соответствуют масштабам его деятельности.

Анализ имеющегося в Чувашской Республике опыта развития малого предпринимательства показывает, что существуют необходимые предпосылки для реализации эффективной политики государственной поддержки малого бизнеса, условия для ускоренного его развития и превращения в стратегический фактор социально-экономического развития. К этим предпосылкам относятся: 1) законодательная поддержка статуса малого предпринимательства как особого вида экономической деятельности, в отношении которого могут действовать специальные меры государственной поддержки; 2) наличие ряда элементов системы поддержки малого бизнеса, находящихся на разных стадиях формирования, успешно функционирующих в промышленно развитых странах или в регионах России с высоким уровнем развития предпринимательства.

Целью государственной политики развития и поддержки малого бизнеса является создание политических, правовых и экономических условий для более динамичного развития малого предпринимательства, обеспечивающих: повышение социальной эффективности деятельности малых предприятий: рост численности занятых в секторе малого бизнеса, средних доходов и уровня социальной защищенности работников малых предприятий и, как следствие, формирование среднего; повышение темпов развития малого предпринимательства как одного из стратегических факторов социально-экономического развития государства, увеличение доли малого бизнеса в формировании всех составляющих внутреннего валового продукта (производство товаров, оказание услуг, уплата налогов), расширение сфер деятельности и экономическое укрепление малых предприятий.

Нормативно-правовое регулирование развития малого и среднего предпринимательства в Чувашской Республике осуществляется в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами Чувашской Республики, указами Президента Чувашской Республики и постановлениями Кабинета Министров Чувашской Республики. Итоговым документом стала Республиканская программа государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в Чувашской Республике на 20102020 гг. Ее цель - обеспечение благоприятных условий для устойчивого развития малого и среднего предпринимательства в Чувашской Республике на основе формирования эффективных механизмов его государственной поддержки.

Целью деятельности институтов республиканской поддержки малого предпринимательства является создание максимально привлекательных условий для возникновения в Чувашской Республике многопрофильной «малой экономики»: в промышленном производстве, строительстве, торговле, транспорте, связи, сферах инноваций и высоких технологий, услуг предприятиям и населению. Эта работа должна стимулировать появление малых предприятий в городских районах и поселках в таких видах деятельности, как бытовое обслуживание, коммунальные услуги, благоустройство территории, ремонтно-строительные работы, торговля и общепит, социально-культурная сфера. Правительство ЧР призвано поддерживать благоприятный инвестиционный климат и сосредотачивать финансовые ресурсы, необходимые для решения хозяйственных задач территории.

Необходимо проведение территориального районирования муниципальных образований Чувашской Республики по двум основным направлениям: с точки зрения основных целей развития субъектов малого предпринимательства для развития территории и с точки зрения условий для развития малого предпринимательства. Критерием районирования в первом случае станет характеристика сложившегося территориального экономического комплекса показателей структуры и результативности имеющегося малого предпринимательства. Во втором случае необходимы качественные характеристики среды малого бизнеса в районе в совокупности со статистическими данными о месте субъекта малого предпринимательства в решении социальных вопросов территории.

Муниципальный уровень обеспечивает адресность мер и мониторинг их эффективности. Именно на уровне местного самоуправления должны определяться приоритетные направления поддержки малого бизнеса, здесь же нужно вести работу с конкретными проектами, отбор финансовых и иных институтов, участвующих в реализации отдельных мероприятий.

Это предполагает, с одной стороны, активное участие органов местного самоуправления в решении глобальной задачи - создание путем диалога с исполнительными органами государственной власти Чувашской Республики системы, в рамках которой осуществляется разделение ответственности за реали-

зацию республиканской политики в отношении малого предпринимательства средствами бюджетов обоих уровней. С другой стороны, формирование автономной финансовой базы требует от них эффективного использования на цели содействия предпринимательству уже имеющихся финансовых ресурсов, а также привлечения финансовых средств из других внешних источников.

Различный уровень развития территорий ставит перед органами местного самоуправления разные цели использования поддержки малых предприятий для социально-экономического развития:

- моноотраслевым городам необходимо расширять свою экономику с целью ослабления зависимости от градообразующих предприятий, используя стратегию роста для субъектов малого предпринимательства в сфере новых отраслей и услуг населению, а также стратегию развития для малых предприятий, обслуживающих достаточно развитые отрасли;

- сельскохозяйственным районам необходимо развивать любые формы экономической деятельности малых предприятий, создающих рыночную и социальную инфраструктуру; ведущая стратегия - стратегия роста;

- депрессивным районам необходимо решить проблему безработицы среди достаточно квалифицированной рабочей силы; специальные меры по формированию всех видов самозанятости, бизнес-инкубированию и ясной системы имущественной поддержки стартующих малых предприятий должны сочетаться с всемерной поддержкой размещения предпринимателями, зарегистрированными в других муниципальных образованиях, филиалов своих производств на данной территории. В отношении филиальной сбытовой и торговой сети должна использоваться стратегия развития;

- экономически развитым территориям необходимо повышать доходы бюджета и конкуренцию на рынке. Основная цель - формирование предсказуемой муниципальной политики и уменьшение дискриминации малого бизнеса крупным. Стратегически перспективным представляется также создание объектов специализированной финансовой и общерыночной инфраструктуры для субъектов малого предпринимательства. Основная стратегия - стратегия развития.

Система мер муниципальной поддержки субъектов малого предпринимательства может включать в себя: создание в структуре муниципальных органов управления отдела (сектора) предпринимательства; специализированные или комплексные организации инфраструктурного сопровождения поддержки малого бизнеса; функционирование общественного экспертного совета по малому предпринимательству; муниципальную программу поддержки субъектов малого бизнеса; муниципальный мониторинг развития субъектов малого бизнеса; нормативно-правовое и информационное обеспечение мер по развитию малого бизнеса; план мероприятий по участию муниципального образования в республиканской и федеральной программах развития субъектов малого предпринимательства.

Повышение квалификации специалистов муниципальных отделов по развитию малого предпринимательства и методическое обеспечение их деятельности должно осуществляться в рамках и средствами республиканской программы государственной поддержки малого предпринимательства в Чувашской Республике.

Муниципальная программа поддержки и развития малого предпринимательства должна быть взаимоувязана с государственными программами поддержки предпринимательства (федеральной и республиканской). Программа должна быть реалистичной, т.е. выполнимой с точки зрения обеспеченности местными ресурсами. Источниками средств могут выступать: средства местного бюджета; муниципальное имущество; внебюджетные источники (кредиты банков, инвестиции, средства предпринимателей).

Литература

1. Блинов А.О. Малое предпринимательство в России: приоритеты, стратегия выживания и перспективы развития / А.О. Блинов// Рос. предпр.: стратегия, власть, менеджмент. М.: Изд-во ИСРАН, 2000.

2. www.cap.ru.

ИВАНЦЕВ НИКОЛАЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ - старший преподаватель кафедры экономики, Алатырский филиал, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары (ivancev@mail.ru)

IVANCEV NIKOLAI ALEKSANDROVICH - senior lecturer in economics, Alatyrskij branch, Chuvash State University, Russia, Cheboksary.

КАЛИНИН АНДРЕЙ МИХАЙЛОВИЧ - соискатель учёной степени кандидата экономических наук, Чебоксарский кооперативный институт РУК, Россия, Чебоксары (istrum@list.ru).

KALININ ANDREY MIKHAYLOVICH - competitor of scientific degree of Economics Sciences candidate, Cheboksari Cooperative Institute, Russia, Cheboksary.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.